Игра-викторина "Знатоки леса"
методическая разработка по биологии
Игра – викторина является интеллектуально -спортивной, то есть способствует расширению и углублению знаний обучающихся о лесе, его обитателях, также способствует физической активности школьников, так как включает спортивные задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra-viktorina_znatoki_lesa_isakova_m._l.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 14»
Интеллектуально - спортивная игра - викторина
на тему: «Знатоки леса»
Методическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся 7 – 8 классов.
Автор: Исакова Мария Львовна
учитель биологии
МАОУ «Гимназия № 14»
г. Улан-Удэ, 2019
Пояснительная записка
Актуальность разработки: проведение данной игры – викторины способствует расширению знаний о лесной экосистеме родного края, о проблемах леса, игра проводится в целях противопожарной профилактики, разъясняет правила поведения в лесу.
Новизна методической разработки: игра – викторина является интеллектуально -спортивной, то есть способствует расширению и углублению знаний обучающихся о лесе, его обитателях, также способствует физической активности школьников, так как включает спортивные задания.
Авторский вклад: разработка является авторской.
Цели и задачи:
- развитие познавательного интереса к изучению природы родного края;
- углубление знания обучающихся о лесной экосистеме, о значении леса в жизни человека;
- воспитание бережного отношения к природе;
- активизация физической деятельности обучающихся;
Ожидаемые результаты и способы их проверки – обучающиеся повышают свой уровень знаний о лесе, которые могут быть использованы во время биологических, экологических олимпиад, проверочных и контрольных работ по биологии.
Продолжительность методической разработки – 60 минут
Подготовка: подготовка карточек с заданиями, выборы ведущего, экспертов, подготовка оборудования.
Состав экспертов: педагоги, ученики старших (профильных) классов;
Основная часть
Оборудование: стенд с фотографиями лесных пейзажей, электронная презентация «Лес родного края», карточки с заданиями, воздушные шары, скакалки, обручи (по количеству членов команды), грамоты победителям (1 место, три номинации).
Ход мероприятия.
Ведущий: Здравствуйте дорогие друзья! Сегодня мы с вами играем в интеллектуально – спортивную игру – викторину на тему «Знатоки леса».
Прислушайтесь к прекрасным словам:
Лес - наше богатство.
Лес - это зелёный наряд нашей земли.
Там, где лес - всегда чистый воздух.
Лес - это дом для зверей и птиц.
Лес - это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
Лес - это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.
Мы любим лес в любое время года.
Мы слышим речек медленную речь:
Всё это называется природой.
Давайте же всегда её беречь!
Сегодня вы разделитесь на несколько команд и будете путешествовать по лесным станциям. Там вы получите специальные задания, которые нужно выполнить в течение 7 минут. Эксперты на каждой станции будут оценивать ваш ответ и ставить баллы. В итоге, команда, набравшая после прохождения всех станций, наибольшее количество баллов будет признана победителем.
Класс делится на 4 - 5 команд по 5 человек. Они получают инструктивные карты, где указаны № кабинетов, время прохождения и будет указываться количество баллов, набранные в ходе выполнения заданий.
Инструктивные карты
№ команды | № кабинета | Время | Баллы | Подпись эксперта |
Команда 1 | № 5 | 14.10 – 14.17 | ||
№ 21 | 14.20 – 14. 27 | |||
№ 3 | 14.30 – 14.37 | |||
№ 18 | 14.40 – 14.47 | |||
Итого |
№ команды | № кабинета | Время | Баллы | Подпись эксперта |
Команда 2 | № 21 | 14.10 – 14.17 | ||
№ 3 | 14.20 – 14. 27 | |||
№18 | 14.30 – 14.37 | |||
№ 5 | 14.40 – 14.47 | |||
Итого |
№ команды | № кабинета | Время | Баллы | Подпись эксперта |
Команда 3 | № 3 | 14.10 – 14.17 | ||
№ 18 | 14.20 – 14. 27 | |||
№ 5 | 14.30 – 14.37 | |||
№ 21 | 14.40 – 14.47 | |||
Итого |
№ команды | № кабинета | Время | Баллы | Подпись эксперта |
Команда 4 | № 18 | 14.10 – 14.17 | ||
№ 5 | 14.20 – 14. 27 | |||
№ 21 | 14.30 – 14.37 | |||
№ 3 | 14.40 – 14.47 | |||
Итого |
1 СТАНЦИЯ «Деревья и кустарники»
В кабинете спрятаны листки с вопросами викторины (прикреплены скотчем в разных, самых неожиданных местах) Члены команд должны найти все и ответить на вопросы. Чтобы заново не расклеивать задания для следующих команд, целесообразно задания печатать на разноцветных листах – жёлтые для команды № 1, зелёные – для
команды № 2 и т. д. Правильный ответ оценивается в 5 баллов. Неполные ответы оцениваются 4 балла, 3 балла и т. д.
Вопросы:
1. Лесоводы иногда называют березу доброй няней ели. Почему?
2. Почему у сосны в лесу нижние ветки отмирают, а у ели нет?
3. Почему погибает лес, если вырубают старые дуплистые деревья?
4. Откуда пошло поверье, что медведь в берлоге зимой сосёт лапу?
5. Почему клёст выводит своих птенцов зимой?
Максимальное количество баллов – 25 баллов.
2 СТАНЦИЯ. Узнай животное.
Членам команды раздаются скакалки. Нужно совершить 10 (15) прыжков, затем совершившему прыжки выдаются карточки с заданиями. Правильный ответ оценивается в 5 баллов.
Карточка 1. Гнездо, которое строит зверёк, называется гайно. Сначала зверёк сплетает из толстых веток и прутьев основание гнезда, затем делает стены, а сверху крышу. Дома у зверька тепло и чисто. Внутри своё жилище хозяйка выстилает мхом-лишайником, сухими травинками, листьями. В таком гнезде один или два входа, которые в сильные морозы хозяйка затыкает лёгким лишайником.
(Если обучающиеся берут подсказку, то вычитается один балл)
– Подсказка. Зимой этот зверёк серый, летом – рыжий. На кончиках ушей – длинные кисточки, пушистый хвост красиво выгнут за спиной. (Белка)
Карточка 2. Это удивительный зверёк. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное зверёк чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест он очень много. Обычно за ночь съедает столько, сколько весит сам. Ест всё: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей.
– Подсказка. Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них. (Еж)
Карточка 3. У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает очень быстро и легко так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают не хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами.
– Подсказка. Его считают большим трусишкой. (Заяц)
Карточка 4. Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острые зрение и слух, а как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. Питается насекомыми, грызунами, птицами, иногда ежами, зайцами.
– Подсказка. Убегать от преследователей помогает рыжий пушистый хвост. (Лиса)
Карточка 5. Этот зверь очень подвижный и ловкий: может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и плавать. В гору бежит быстрее, чем по равнине. По лесу шагает осторожно, старается не шуметь, ноги ставит немного вовнутрь.
– Подсказка. Его считают косолапым сладкоежкой. (Медведь)
Максимальное количество баллов – 25 баллов.
3 СТАНЦИЯ «Лесная аптека»
Листки с заданиями помещены в надутые воздушные шары, подвешенные к плафонам. Для того, чтобы получить задания, нужно снять шары. Правильный ответ оценивается в 5 баллов.
Карточка 1. В древности соком этого растения лечили глазные болезни. Было даже такое поверье, что ласточки собирают сок этого ядовитого растения и им лечат глаза детям, которые родились слепыми. А чтобы вывести бородавку, надо смазывать её соком этого растения 2 раза в день. И поступать так до её исчезновения. Назовите это растение. (Чистотел)
Карточка 2. Из сухих корней этого растения делали муку и пекли хлеб, из поджаренных корней варили кофе. Из стеблей и свежих листьев получался замечательный суп, а из сухих листьев чай. Не случайно это растение носит такое гостеприимное имя. Назовите его. (Кипрей узколистный, иван-чай)
Карточка 3. Этот кустарничек, с одного края нарастая, с другого отмирая, живёт 100 лет. Ягоды этого растения можно хранить очень долго в свежем виде или их просто замачивают водой. Имеют целебную силу и ягоды, и листья кустарничка. Они обладают бактерицидным действием, т. е. способны уничтожать микробы. Растение понижает кровяное давление, им лечат болезни печени, почек. Ягоды полезны при гастритах с пониженной кислотностью желудочного сока, при язве желудка (Брусника)
Карточка 4. Ещё древнегреческий врач Гиппократ указывал на лекарственные свойства плодов этого кустарника. В 16 – 17 веках плоды данного растения заготавливали для военного ведомства. В то время лучших средств для лечения раненых воинов не было. Сейчас сироп из плодов этого растения продают в аптеках для поддержки иммунитета, как профилактическое средство простудных заболеваний. Назовите этот кустарник. (Шиповник).
Карточка 5. Это - удивительное дерево. Всё в нём полезно. Лоси едят зимой молодые побеги. Семенами кормятся белки и мыши, дятлы и клесты. А весной, когда оно цветёт, и огромное количество пыльцы попадает в реки, её поедают мальки и маленькие рыбёшки. Отвар хвои этого дерева считается высоковитаминным. Хвою клюют лесные птицы, глухарь, например. Назовите это дерево. (Сосна).
Максимальное количество баллов – 25 баллов.
4 СТАНЦИЯ. «Лесным пожарам – нет!»
Членам команды раздаются обручи. Нужно совершить 5 (10) вращений, после чего игрокам выдаются карточки с заданиями. Правильный ответ оценивается в 5 баллов.
Карточка 1. Представьте себе картину: в лесу на траве множество осколков, бутылки. А солнце светит ярко. К чему это может привести? (Осколки сыграют роль поджигательной линзы, что может привести к пожару).
Карточка 2. Представьте себе картину: вы побывали на пикнике в лесу. Пикник окончен, вы собираетесь домой, а костер горит. Что вы забыли сделать? Назовите алгоритм действия. (Залить костер водой. Убедиться, что все угольки, угли и бревна мокрые. Отодвинуть камни: под ними может тлеть пламя. Смешать золу с землей, ещё раз залить костер водой. Убедиться, что нигде не тлеет пламя.)
Карточка 3. Представьте себе картину: вы на природе с друзьями. Вам необходимо развести костер. Какие правила вы должны знать? (Следует соблюдать осторожность. Разводить костер нужно в местах, удаленных от нависающих ветвей деревьев, крутых склонов, гнилых пней, бревен, сухой травы и листвы. Всегда следует удалять легко воспламеняющиеся материалы с места разведения костра, костёр нужно окопать).
Карточка 4. Представьте себе картину: вы в лесу и вам необходимо развести костер. Как вы будете это делать? (Начинать разводить костер нужно с прутьев и небольших брусков. Добавлять бруски большего размера следует, когда костер разгорелся. Самые большие бруски нужно добавлять в последнюю очередь. Укладываются они одним торцом в центр костра, проталкивая сквозь пламя. Необходимо, чтобы рядом были ведро и лопата).
Карточка 5. Как спастись от огня в лесу? (Самое главное правило – не входить в лес при объявленном запрете на его посещение. Нельзя убегать от огня, не зная места, где вы сможете найти убежище. Безопасные места – открытые, хорошо продуваемые участки, где нет горючего материала. Нельзя укрываться в землянках, норах, других невентилируемых укрытиях. Если не удалось добежать до безопасного участка, нужно перебежать через огненный вал кромки пожара на уже выгоревшую площадь).
Максимальное количество баллов – 25 баллов.
После прохождения всех станций, команды собираются в кабинете № 1. Жюри подводит итоги, вручает призы и грамоты.
Ведущий - Сегодня мы с вами посетили разные лесные станции, поговорили о лесных обитателях, о лекарственных растениях, вспомнили правила противопожарной безопасности. Мы всегда должны помнить, что природа гибнет и просит у нас защиты. Сохраним природу нашего края, нашей Родины, нашей планеты! Помните всегда, что
- Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Список литературы:
- Лесоведение. Методические рекомендации для работы объединений «Школьное лесничество», Иркутск, ОДЭБЦ, 2008 г.
- Райков Б. Е., Римский-Корсаков М.Н. «Зоологические экскурсии». Москва, издательство «Топикал», 1994 год.
- Справочник лесничего» под редакцией Новосельцева В. Д., Москва, издательство «Агропромиздат», 1986 г.
- Щетинский Е. А. «Тушение лесных пожаров» (пособие для лесных пожарных), Москва, издательство «ВНИИЦлесресурс», 1994 год.
- Экологический полигон (методические разработки для проведения полевой практики школьников, студентов и объединений школьных лесничеств), Иркутск, ОДЭБЦ, 2012 г.
- http://festival.1september.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник творческих разработок "Зеленое царство Берендея", посвященных Международному году лесов
Сборник сценариев воспитательных мероприятий о лесе "Зеленое царство Берендея" эколого-биологической направленности предназначен для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Сборник ...
Секреты осеннего леса. Сравнение.
Это второй урок-практикум из серии «Изобразительно-выразительные средства языка» в 5 классе. Научность и глубина излагаемого на уроке теоретического материала сочетается с увлекательной формой подачи ...
Экосистема леса
Тема урока: Экосистема леса. (1 урок) Предмет: Окружающий мир Класс : 3 класс Автор проекта: Кривова Ольга Викторовна, учитель начальных классов Образовательное учреждение: МОУ СОШ п. Прудовой, Сарато...
Приключение в новогоднем лесу.
Театрализованное представление на новогоднем празднике в 6 классе....
Проект "Глобальные проблемы уничтожения лесов по средствам пожаров"
Показать каковы масштабы уничтожения лесов по средствам пожаров....
Конспект открытого внеклассного мероприятия для 5-6 кл., посвященного Международному году лесов "Что мы сажаем ,сажая леса..."
Конспект открытого внеклассного мероприятия для 5-6 кл., посвященного Международному году лесов. Состоит из теоретической и практической части...
Значение леса. Охрана леса
Конспект и презентация к уроку 7 класс кррекционной школы....