Описание исследовательского метода обучения, применяемого на уроках биологии, географии, занятиях внеурочной деятельности
учебно-методический материал по биологии

Кириллова Светлана Юрьевна

В документе описан исследовательский метод обучения, применяемый мной на уроках биологии, географии, занятиях внеурочной деятельности. Представлена результативность этого метода за пять последних лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_ispolzovaniya_issledovatelskogo_metoda.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

Применение исследовательского метода обучения

на уроках биологии, географии, во внеурочной деятельности.

Кириллова Светлана Юрьевна

учитель географии, биологии

МБОУ Мокрушинская СОШ

Учебно-исследовательская деятельность – 
это деятельность, главной целью
которой является образовательный
результат, она направлена на обучение
учащихся, развитие у них
исследовательского типа мышления.

Н.П. Харитонов

 Сегодня федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед каждым учителем, какой бы предмет он ни преподавал, задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. Для нынешнего времени важно понять, что вооружая знаниями, необходимо воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. Именно сейчас важен в работе учителя творческий подход к организации учебной деятельности.

Одним из путей творческого восприятия современных наук считается систематическая учебно-исследовательская работа. Грамотно проводить исследования может не только человек, занимающийся наукой профессионально, но и тот, кто еще учится в школе.

В мировой образовательной практике понятие исследовательской деятельности подразумевает творческий процесс совместной деятельности учащихся и педагога.

Занимаясь развитием исследовательской деятельности, я решаю следующие задачи:

- обучать учащихся на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни;

- учить приемам осмысленной деятельности: поиску ответов на вопросы, видению и объяснению различных ситуаций и проблем, оценочной деятельности, приемам публичного обсуждения, умению излагать и отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовывать решения; помогать использовать разные источники информации, приемы ее систематизации, сопоставления, анализа;

- подкреплять знания практическими делами, используя специфические для географии и биологии методы сбора, анализа и обобщения информации.

Целью моей деятельности является развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся через исследовательскую деятельность.

Познавательную деятельность организую как на уроке, так и вне его и направляю на формирование устойчивого интереса учащихся к изучению предметов.

 Научно-исследовательскую деятельность обучающихся на уроке и во внеурочное время разделила на несколько видов.

На учебном занятии: применение исследовательского метода обучения, нетрадиционные формы занятий, домашнее задание исследовательского характера.

Во внеурочное времянаписание исследовательской работы, работа на факультативах, спецкурсах и кружках,  олимпиады и конкурсы, научно-практические конференции, учебные проекты.

Применяя исследовательский метод обучения, развиваю навыки исследовательской деятельности и формирую положительную мотивацию к географии и биологии

Свои уроки я строю так, чтобы у каждого ученика раскрылся его творческий потенциал. В основе моих уроков лежит деятельностный способ обучения, т.е. личностное включение школьника в процесс. Его использую на уроках географии при изучении таких фундаментальных тем как “Оболочки Земли”, “Глобальные проблемы человечества”, “Народы и страны”.  В средней школе программа по биологии предполагает организацию наблюдений, проведение опытов, что позволяет прийти к некоторому эмпирическому обобщению. Частично позволяют решать данную проблему уроки-практикумы. Почему частично? За сорок минут я могу актуализировать проблему и создать условия для самостоятельного исследования. На таких уроках ученики учатся замечать закономерности или отклонения от нормы. Например, дети сами обнаруживают зависимость величины семени от глубины посева. При изучении зубной системы, выясняется, что у хищников зубы имеют более острые края, чем у всеядных животных. Иногда на уроках практикумах возникают идеи для исследования. Самостоятельное исследование за 40 минут организовать сложно. Программа не располагает достаточным временем для удовлетворения возникшей потребности. Поэтому мы используем дополнительный ресурс- исследование на кружке, дома.

В любой науке, при исследовании какого-либо предположения, необходимы различные методы.

К поисковым методам я отношу: учебный диалог, решение проблемных или исследовательских задач.

Очень тщательно продумываю вопросы и задания к каждому уроку, так как чем больше факторов, которыми можно объяснить особенности объекта, явления, территории, тем выше исследовательский потенциал такого задания, как и его проблемность. Именно поэтому и необходим учебный диалог как система вопросов, цель которой -последовательное выявление соответствующих причин и на этой основе развитие мышления.

В учебном исследовании, как и в научном, велика роль гипотезы. Выдвижению гипотез учу с помощью познавательных вопросов, обучая их постановке. Объясняю, что такое познавательный вопрос и зачем он необходим. Опыт показывает, что простого требования ставить вопросы по карте или тексту учебника недостаточно. Оно стимулирует лишь выяснение фактического материала, иногда особенностей изучаемого. Нужны вопросы “Почему…”, “Чем объяснить…”, свидетельствующие о понимании самого главного в теме.

Данные методы научного исследования очень эффективны, в дальнейшем позволяют учащимся выходить с работами на более высокий муниципальный и региональный уровень.

Считаю, что идея усиления исследовательского, поискового характера обучения соответствует не только сущности многих современных образовательных технологий, основанных на организации активной познавательной деятельности учащихся, но и идее о модели учебного процесса как системы решения познавательных обучающих задач. На их основе строю изучение темы урока по логическим частям. Развертывание учебного процесса в этом случае идет от решений одной образовательной задачи к следующей, составляющей с ней содержательное единство. В основе такой организации учебного процесса лежит система упражнений по освоению приемов исследовательской деятельности. Для этого реализую на уроках идеи проблемного обучения, личностно-ориентированного образования, индивидуализации обучения. Все эти идеи помогают осуществить учебно-исследовательскую деятельность школьников.

Чтобы поддержать и развить растущий интерес учеников к естественным наукам, был разработан курс по дополнительному экологическому образованию «Лес и человек». Содержание работы по программе наряду с теорией включает многообразие практической деятельности на экологической тропе, в окрестностях села, на озеленении и благоустройстве. Результатом практической деятельности стали работы по исследовательской деятельности, проектированию, в которых учащимся необходимо применять навыки анализа и обобщения, самим принимать решения. Ребятам дается возможность целенаправленного изучения лесных дисциплин, подготовки к поступлению и обучению в профильных вузах и техникумах. Практическая и исследовательская деятельность развивает способности учащихся к самостоятельной работе с литературой, оформлению полученных результатов, разработке собственных проектов.

 Результативность исследовательской деятельности школьников отслеживаю по таким параметрам:

Критерии

Показатели

Способ отслеживания

Развитие коммуникативных умений и навыков

Учащийся-

1.Умеет грамотно, лаконично выражать свои мысли.

2.Способен проявлять толерантность в обсуждении проблемы.

3. Владеет навыками презентации своей деятельности.

1.Наблюдение за учащимися в ходе дискуссий на различные темы.

2.Выступление учащихся в массовых мероприятиях: конференциях, конкурсах и т.д.

3.Тест оценки коммуникативных умений

Учащиеся выполнили несколько интересных исследовательских работ и проектов, которые были представлены на муниципальном и краевом уровнях:

  • «Энергосбережение: шаг за шагом» (2017 г., Кайзер Р., 10 класс,  I место на муниципальном конкурсе научно-исследовательских работ «Эврика»)
  • «Исследование снега на территории села Мокрушинского». (2017 г., Шнайдер К.,5 класс, I место краевой очный конкурсе исследовательских работ, в номинации «Первые шаги в науку»)

  • «Изучение загрязнения продуктов питания плесневыми грибами». (2017 г.,                               Яковлева В, 8 класс, II место на муниципальном конкурсе научно-исследовательских работ «Эврика»)
  • «Тропинка в детство» (2018 г., III место командное на муниципальном конкурсе проектов «Использование элементов ландшафтного дизайна в организации пришкольной территории»
  • «Влияние прищипки главного стебля на декоративность растения (2018г., I место в конференции исследовательских работ в рамках стратегического проекта «Использование элементов ландшафтного дизайна в организации пришкольной территории»)
  • «Экология глазами детей» (2019 г., Чернова О., 8 класс, победитель краевого заочного конкурса проектно-исследовательских работ в области краеведения и экологии, номинация «Зелёный фонд»)
  • «Тропинка в детство» (2019 г., Чернова О, 9 класс, участник краевой научно-практической конференции «Экология глазами детей» в рамках Региональной Экологической Школы «Профи-детям, дети-профи»)
  • «Сохраним лес живым!» (2019 г., Калёнова О, Варыгина Ю, Блонский А, Гордеев С, 7-8 класс, победители по итогам акции, являлись участниками краевого экологического фестиваля «Территория идей», где представляли опыт экологических мероприятий.)
  • «Удивительное рядом» (2020 г., Варыгина Ю, Калёнова О,8 класс, финалисты и призёры краевого лесного конкурса проектно-исследовательских работ «Подрост» в номинации «Практическая природоохранная деятельность»)
  • «Сохраним то, что имеем» (2020 г.,Кайзер Ю, 10 класс, финалист  краевого лесного конкурса проектно-исследовательских работ «Подрост» в номинации «Практическая природоохранная деятельность»)

Сегодня федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед каждым учителем, какой бы предмет он ни преподавал, задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. Для нынешнего времени важно понять, что вооружая знаниями, необходимо воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. Именно сейчас важен в работе учителя  творческий подход к организации учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уважаемые коллеги, разрешите представить вам свой опыт по теме «Научно-исследовательская работа на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средство формирования экологической культуры школьников».

В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск и...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средство повышения мотивации к предмету

Результат каждой проектно-исследовательской работы – это шаг в личностном развитии учащегося, поэтому, по определению известного ученого А.В. Леонтовича, современная ситуация требует перехода от в...

Проектная работа «Исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.»

 В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывают недостаточны для общего развития. Отсюда возникает необходимость в неп...

Выступление на РМО. Эффективность использования методов проектов на уроках биологии и во внеурочной деятельности

Выступление на РМО. Эффективность использования методов проектов на уроках биологии и во внеурочной деятельности...

Активные методы обучения, применяемые на уроках географии МБОУ «Гимназия №1»

Активные методы обучения, применяемые на уроках географии ....

Статья «Активные методы обучения, применяемые на уроках технологии ,в условиях реализации ФГОС.»

Рассказано о методах обучения ,какие методы являются активными методами ,применяемыми на уроках тежнологии ,как применяются на уроках технологии активные методы обучения....

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Вот уже несколько лет я работаю над методической темой «Научно-исследовательские проекты в деятельности обучающихся». Она полностью соответствует инновационной педагогической технологии пр...