Контрольная работа по теме: Общие закономерности жизни .
учебно-методический материал по биологии (9 класс)
Контрольная работа 9 класса по биологии разработа в формате ОГЭ и включает задания из открытого банка заданий сайта ФИПИ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konno1obshchie_zakonomernosti_zhizni.docx | 260.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по теме: Общие закономерности жизни
Вариант №1
Задние №1. Выберете один правильный ответ:
1. Как называют науку, изучающую закономерности исторического развития органического мира?
1) анатомия 2) эволюционное учение
3) генетика 4) экология
2. Примером применения экспериментального метода исследования можно считать
1) сравнение двух микропрепаратов 2) измерение кровяного давления у пациента
3) формирование условного рефлекса на звонок 4) описание нового вида организмов
3. Систематика — это наука, изучающая
1) функции организмов в природе 2) родственные связи организмов
3) образ жизни организмов 4) внешнее строение организмов
4. Факт существования сезонной линьки у животных был установлен
1) методом микрокопирования 2) методом наблюдения
3) экспериментальным методом 4) гибридологическим методом
5.Какой уровень организации жизни отражён на данной фотографии?
1) молекулярно-генетический
2) органоидно-клеточный
3) биогеоценотический
4) популяционно-видовой
Задание №3 Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
Какие из приведённых организмов являются потребителями готового органического вещества в сообществе соснового леса?
1) почвенные зелёные водоросли
2) гадюка обыкновенная
3) мох сфагнум
4) подрост сосны
5) тетерев
6) лесная мышь
Задание № 4. Используя содержание текста "Среды обитания организмов", ответьте на следующие вопросы.
1) Какие приспособления имеются у животных, освоивших водную среду обитания?
2) Какие физико-химические особенности характерны для наземно-воздушной среды обитания?
3) Какая существующая в природе среда не упомянута в приведённом тексте?
СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ОРГАНИЗМОВ
Водная среда обитания была первой освоена организмами. Она имеет высокую плотность, давление, малое содержание кислорода. Высокая плотность создаёт опору для тела. Так, одноклеточные водоросли, простейшие, медузы имеют выросты на теле, увеличивающие площадь соприкосновения с водой, что обеспечивает их плавучесть. Другие водные обитатели, например рыбы, удерживают тело в толще воды при помощи плавательного пузыря. Сопротивление воды организмы преодолевают благодаря обтекаемой форме тела и плавникам. Недостаток кислорода в воде компенсируется жаберным дыханием или дыханием через поверхность тела.
Наземно-воздушная среда обитания характеризуется низкой плотностью и давлением, высоким содержанием кислорода. Ей присущи значительные перепады температуры и неравномерное распределение влаги. Обитатели наземно-воздушной среды имеют ряд общих черт строения. Так, у растений и животных развились опорные и проводящие системы, механизмы терморегуляции и дыхания, защитные образования, помогающие сберечь влагу. Большинство обитателей наземно-воздушной среды активно передвигаются, в связи с чем у них появились рычажные конечности, а у некоторых – крылья и выросты, обеспечивающие полёт.
Почвенная среда обитания характеризуется высокой плотностью, отсутствием света, незначительными температурными колебаниями, низким содержанием кислорода и высоким – углекислого газа. Для почвенных организмов характерны небольшие размеры тела, прочные кожные покровы, недоразвитость или отсутствие органов зрения.
Контрольная работа по теме: Общие закономерности жизни
Вариант №2
Задние №1. Выберете один правильный ответ:
1. Какое биологическое исследование может провести женщина, изображённая на картине Анри Матисса «Женщина перед аквариумом»?
1) определить физические свойства воды в аквариуме
2) сравнить состав воды в аквариуме с водой в реке
3) определить видовой состав обитателей аквариума
4) описать форму аквариума
2. Как называют науку, изучающую закономерности
исторического развития органического мира?
1) анатомия 2) эволюционное учение
3) генетика 4) экология
3. Создание схем, чертежей, объектов, похожих на натуральные, относят к группе методов
1) моделирования 2) измерения
3) наблюдения 4) экспериментальных
4. Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения цитологии?
1) биогеоценотический 2) популяционно-видовой
3) клеточный 4) биосферный
5. В какой среде обитания живут майские жуки на взрослой стадии развития?
1) почвенной 2) организменной
3) водной 4) наземно-воздушной
Задание№2 Установите соответствие между признаком и царством организмов, для которого этот признак характерен.. Впишите цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК | ЦАРСТВО |
A) регулируют свою деятельность рефлекторно | 1) Растения |
Б) образуют кислород на свету | 2) Животные |
В) поглощают углекислый газ и воду в процессе питания | |
Г) питаются готовыми органическими веществами | |
Д) активно передвигаются в поисках пищи | |
Е) образуют углеводы на свету |
Задание №3 Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
Какие примеры относят к биологическому эксперименту? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рассматривание под микроскопом клетки крови лягушки
2) слежение за миграцией косяка трески
3) изучение характера пульса после разных физических нагрузок
4) лабораторное исследование влияния гиподинамии на состояние здоровья
5) описание внешних признаков бобовых растений
6) выработка условного пищевого рефлекса
Задание № 4. Используя содержание текста «Биоценоз и биогеоценоз», ответьте на следующие вопросы.
1) Что входит в состав биоценоза?
2) Что из объектов природы служит примером биоценоза?
3) Какое преимущество для растений имеет их распределение в пространстве?
БИОЦЕНОЗ И БИОГЕОЦЕНОЗ
Совокупность популяций организмов разных видов растений, животных, грибов, бактерий, совместно населяющих однородный участок суши или водоёма, связанных между собой различными взаимоотношениями, называют природным сообществом, или биоценозом. Биоценоз формируется из имеющихся в природе организмов разных видов. Он может существовать даже при замене организмов одних видов на другие со сходными потребностями к условиям обитания. К биоценозам относят как сообщества организмов моховой кочки болота, лужи, так и сообщества леса, озера и даже такие крупные, как степь и коралловый риф. Мелкие биоценозы являются частями более крупных. Так, все обитатели лесных полян, стволов упавших деревьев входят в состав биоценоза леса.
Однородный участок земной поверхности с определённым составом организмов (биоценоз) и комплексом неживых компонентов среды, к которым относят приземный слой атмосферы, солнечную энергию, почву и другие условия неживой природы называют биогеоценозом. Главная роль в образовании наземного биогеоценоза принадлежит растениям. Поэтому его границы определены растительным сообществом, например, дубравой, ельником или лугом. Отдельные биогеоценозы связаны между собой круговоротом веществ и потоком энергии, осуществляемыми в процессе фотосинтеза, стоков воды с растворёнными в ней веществами, миграциями животных, расселением растений, разложением органических веществ, благодаря деятельности бактерий и грибов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по темам:"Общая характеристика хозяйства России. Географическое районирование" и "Главные отрасли и межотраслевые комплексы". 9класс
Предлагаемая контрольная работа составлена на основе учебного материала к учебнику под редакцией А.И.Алексеева "География России. Хозяйство и географические районы". Контрольная работа представлена в ...
Итоговая контрольная работа по теме общая химия
Итоговая контрольная работа по теме общая химия 11 класс по программе О.С. Габриеляна...
Контрольная работа по теме "Биогеоценотический уровень жизни"
Контрольная работа по теме "Биогеоценотический уровень жизни"...
Контрольная работа по теме «Общие свойства металлов»
Контрольная работа по теме «Общие свойства металлов» в четырех вариантах для учащихся 9 классов....
Контрольная работа по теме: «Общие свойства металлов, галогены"
Проверочная работа проводится с целью определения уровня знаний учащихся по теме: «Общие свойства металлов, галогены»...
Подготовка к контрольной работе по теме: Общая характеристика и особенности строения классов: Птицы и млекопитающие.Материал для урока повторения по зоологии 7 класс.
Материал для подготовки учащихся 7 класса к контрольной работе по теме:Птицы и млекпоитающие. Материал представлен в виде презентации, содержит информацию для повторения и задания разных уровней...