Контрольная работа 9 класс «Обмен веществ и энергии в клетке.»
тест по биологии (9 класс)

Феклистова Надежда Алексеевна

Контрольная работа для 9 класса по теме «Обмен веществ и энергии в клетке.» , 2 варианта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kr.docx27.93 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа 9 класс

«Обмен веществ и энергии в клетке.» 

Вариант 1.

1. Выберите один правильный ответ из 4-х предложенных.

1. Переписывание  информации  с молекулы ДНК  в последовательность нуклеотидов  иРНК называется:

А) биосинтез                     Б) транскрипция           В) трансляция          Г) ассимиляция.

2. Энергия для биосинтеза запасается в виде:

А) АДФ                             Б) АМФ                          В) АТФ                     Г) ДНК.

3. Растения (кроме растений – паразитов) являются по способу питания:

А) Хемоавтотрофы          Б) Фотоавтотрофы        В) Сапрофиты          Г) Голозои

4.  Совокупность всех реакций, происходящих в клетке:

А) Ассимиляция              Б) Диссимиляция           В)Катаболизм          Г) Метаболизм  

5. Синтез и запасание АТФ – это функция:

А) Аппарата Гольджи         Б) лизосом                    В)   Митохондрий              Г) Рибосом

6. Каковы основные функции белков в клетке? Выберите три верных ответа из 6 предложенных.

1) Могут использоваться в качестве источника воды.

2) Являются катализаторами химических реакций, протекающих в организме.

3) Регулируют различные процессы в организме.

4) Хранят наследственную информацию.

5) Выполняют структурную функцию.

6) Запасаются в жировой ткани.

7. Впишите на место пропусков соответствующие цифры.

Перенос наследственной информации из ядра клетки к рибосомам осуществляется  молекулами ………(А).  Считывание с них  информации  называют …..(Б). Биосинтез белка из аминокислот осуществляется  на …..(В).  Аминокислоты к ним приносят ….(Г). В биосинтезе белка активно участвуют катализаторы - …..(Д).

1) Лизосомы                               2) ДНК                                3) иРНК

4) Ферменты                               5) тРНК                               6) Транскрипция

7) Рибосомы                               8) Трансляция                     9)   ЭПС.

8. Какие органоиды клетки участвуют  в биосинтезе белка? Выберите 3 верных ответа.

1) Шероховатая ЭПС                  2) Комплекс Гольджи          3) Рибосомы        

4) Митохондрии                          5) Лизосомы                          6) Гладкая ЭПС.

9.Материальным носителем наследственной информации в клетке яляется:

а) иРНК;  б) тРНК;  в) ДНК;  г) хромосомы.

10. Какой из нуклеотидов не входит в состав ДНК?

а) тимин; б) урацил; в) гуанин; г) цитозин; д) аденин;

11. Если нуклеотидный состав ДНК – АТТ-ГЦГ-ТАТ, то каким должен быть нуклеотидный состав иРНК?

а) ТАА-ЦГЦ-УТА б) ТАА-ГЦГ-УТУ в) УАА-ЦГЦ-АУА; г) УАА-ЦГЦ-АТА.

12. Где синтезируется иРНК?

а) в рибосомах;  б) в цитоплазме;  в) в ядрышке;  г) в ядре.

13. Трансляция – это:

а) синтез белка    на рибосомах;     б) синтез тРНК;

в) синтез иРНК по матрице ДНК;    г) синтез рРНК.

 14. Синтез белка завершается в момент:

а) появления на рибосоме «знака препинания» ;      б) истощения запасов ферментов;  в) узнавания кодона антикодоном;   г) присоединения аминокислоты к тРНК.

15. Транспортная РНК – это: а) аминокислота;  б) липид; в) глюкоза;  г) нуклеиновая кислота.

16. Что общего между фотосинтезом и процессом окисления глюкозы?

а) оба процесса происходят в митохондриях;   б) оба процесса происходят в хлоропластах;     в) в результате этих процессов образуется глюкоза;г) в результате этих процессов образуется АТФ.

17. Сколько молекул глюкозы необходимо расщепить без участия кислорода, чтобы получить 18 молекул АТФ?

а) 18;  б) 36;   в) 9;    г) 27.

18. В какой части клетки протекает гликолиз?

а) в митохондриях;  б) в хлоропластах;   в) в ядре;  г) в цитоплазме.

19. Какой из перечисленных ниже процессов характерен для всех живых организмов?

а) хемосинтез;б) фотосинтез;в) обмен веществ и энергии;г) спиртовое брожение.

20  . Кроме растений, к автотрофным организмам относят:

а) грибы-сапротрофы; б) бактерии гниения; в) хемосинтезирующие бактерии;  г) шляпочные грибы.

21 Темновые реакции фотосинтеза протекают в:

а) строме хлоропластов; б) рибосомах хлоропластов; в) мембранах тилакоидов;  г) гранах.

22. Конечными продуктами реакций, вызываемых светом, являются:

а) АТФ,  Н, О2;  б) углевод, О2;

в) АТФ, углевод, О2.г) АТФ, О2 

23. Источником кислорода при фотосинтезе является:

а) вода;  б) углекислый газ;  в) глюкоза;г) молочная кислота.

24. Установите соответствие между видами обмена и процессами, которые к ним относятся. Запишите последовательность цифр (без букв).

Процессы:

А) Энергия выделяется

Б) Вещества распадаются

В) Энергия затрачивается

Г) Синтезируются молекулы биополимеров

Д) Продуктами реакции служат вода и углекислый газ

25

Особенности процессов

Процессы

А) переписывание информации с ДНК на иРНК.

Б) передача информации о первичной структуре полипептидной цепи из ядра к рибосоме.

В) расщепление полимеров до мономеров.

Г) расщепление глюкозы до молочной кислоты и синтез двух молекул АТФ.

Д) присоединение к рибосоме тРНК с аминокислотой  

Е) окисление молочной кислоты  до СО2 и Н2О, сопровождаемые синтезом 36 молекул АТФ.

1) биосинтез белка.

2) энергетический обмен.

А

Б

В

Г

Д

Е

26 Решите задачу.

Полипептид состоит из  50 аминокислот. Молекулярная масса одной аминокислоты составляет около 110,  а нуклеотида – около 300. Подсчитайте, что тяжелее: молекула полипептида или участка гена, кодирующего данный белок? Ответ поясните.

Контрольная работа 9 класс

«Обмен веществ и энергии в клетке.» 

Вариант 2.

1. Выберите один правильный ответ из 4-х предложенных.

1) В ходе анаболизма происходит: 

А) биосинтез сложных молекул                 Б) Высвобождение энергии            

В) Синтез АТФ                                             Г) распад органических веществ

2) Гетеротрофы используют для питания:

А) Неорганические вещества           Б) готовые органические вещества

В) Воду и углекислый газ                 Г) Только углекислый газ                

3) Гликолиз проходит в:

А) пищеварительном тракте             Б) рибосомах         В) цитоплазме           Г) митохондриях

4. Считывание информации с иРНК в  рибосомах - это:

А) ассимиляция            Б) трансляция                         В) катаболизм                 Г) диссимиляция

5. К реакциям диссимиляции относятся:

А) Образование АТФ в митохондриях                        Б) расщепление АТФ

В) Синтез белков                                                            Г) образование крахмала  

  6. ДНК клетки несет информацию о строении:

а) белков, жиров, углеводов; б) белков и жиров; в) аминокислот;г) белков.

7. Транскрипцией называется:

а) процесс образования иРНК ; б) процесс удвоения ДНК; в) процесс образования белковой цепи на рибосомах;  г) процесс соединения тРНК с аминокислотами.

8. Аминокислота триптофан кодируется кодоном УГГ. Какой триплет ДНК несет информацию об этой аминокислоте?

а) АЦЦ; б) ТЦЦ;  в) УЦЦ. г)ААГ

9.Какую информацию содержит один триплет ДНК?

а) информацию о последовательности аминокислот в белке; б) информацию об одном признаке организма;

в) информацию об одной аминокислоте, включаемой в белковую цепь; г) информацию о начале синтеза иРНК.

10. В результате какого процесса органические вещества образуются из неорганических?

а) биосинтез белка; б) фотосинтез; в) синтез АТФ; г) гликолиз.

11 Что общего между фотосинтезом и процессом окисления глюкозы?

а) оба процесса происходят в митохондриях;  б) оба процесса происходят в хлоропластах;

в) в результате этих процессов образуется глюкоза; г) в результате этих процессов образуется АТФ.

12. Непременным участником всех этапов окисления глюкозы является:

а) кислород;  б) ферменты;  в) энергия света;  г) углекислый газ.

13. В какой части клетки протекает кислордное окисление?

а) в митохондриях; б) в хлоропластах; в) в ядре; г) в цитоплазме.

14. Из каких реакций складывается энергетический обмен?

а) из совокупности реакций биосинтеза; б) из совокупности всех ферментативных реакций клетки;

в) из совокупности реакций расщепления с выделением и запасанием энергии; г) все ответы ошибочны.

       15. Метаболизм в клетке состоит из процессов:

а) возбуждения и торможения; б) пластического и энергетического обмена;

в) роста и развития;   г) транспорта гормонов и витаминов.

16. При нарушении пластического обмена прекращается снабжение клетки:

а) белками; б) молекулами АТФ;  в) энергией;   г) кислородом.

           

17. Животные не создают органические вещества из неорганических, поэтому их относят к:

а) автотрофам;    б) гетеротрофам;     в) прокариотам;   г) хемотрофам.

18. Исходным материалом для фотосинтеза служат:

а) кислород и углекислый газ; б) вода и кислород; в) углекислый газ и вода; г) углеводы.

18. Фотосинтез происходит:

а) в хлоропластах;  б) в лейкопластах; в) в хромопластах;  г) в митохондриях.

19. Какой процесс происходит в темновой стадии фотосинтеза?

а) синтез АТФ;б) образование кислорода; в) синтез углеводов; г) выделение кислорода.

20. Установите соответствие между процессами, происходящими в клетке, и их характеристиками.

Характеристики                                                                    Процессы      

А) Происходят в ядре.

Б) Происходят в рибосомах.

В) Синтезируется иРНК

Г) Синтезируется белок

Д) Матрицей для синтеза иРНК является ДНК

21. Какие слова пропущены в тексте? Впишите вместо пропусков соответствующие цифры.

Биосинтез белка осуществляется в процессе….(А) обмена. Участок ДНК, содержащий информацию первичной структуре белка, называется …(Б). Белок состоит из …(В). Они доставляются к месту сборки белка с помощью … (Г). Процесс сборки белка осуществляется в …(Д) клетки.

1) Ядро                                         2) Ген                                   3) тРНК

4)Энергетический                        5) Аминокислоты                  6) Нуклеотиды    

7) Цитоплазма                              8) Пластический                   9) Транскрипция

             

22. Установите последовательность синтеза белков:

1) Формируется первичная структура белка.

2) Информация переписывается с ДНК на иРНК.

3) тРНК доставляет аминокислоты к месту сборки белковой молекулы.

4) иРНК выходит из ядра в цитоплазму.

5) Включаются  ферменты, регулирующие последовательность объединения аминокислот в белковую молекулу.

6) и РНК проходит через рибосому.

23. Каковы особенности строения белков? Выберите три верных ответа.

1) Могут образовывать четыре уровня структурной организации.

2) Состоят из множества мономеров- углеводов.

3) Состоят из неорганических веществ.

4) В состав входят аминокислотные остатки.

5) Содержат пептидные связи.

6) При разложении образуют глицерин и жирные кислоты.

24. Установите соответствие между признаками обмена веществ и его этапами.

Признаки обмена веществ

Этапы обмена веществ

А) вещества окисляются.

Б) вещества синтезируются.

В) энергия запасается в молекулах АТФ.

Г) энергия расходуется.

Д) в процессе участвуют рибосомы.

Е) в процессе участвуют митохондрии.

1) пластический обмен;

2) энергетический обмен.

А

Б

В

Г

Д

Е

25. Решите задачу.

В синтезе белковой молекулы участвует 120 аминокислот. Какую длину имеет кодирующий ген, если расстояние между двумя соседними нуклеотидами в молекуле ДНК составляет 0, 34 нм. Ответ поясните.

Ответы 1 вариант

1. Б                            2. В                       3. Б                      4. Г                       5. В      

6. 235                        7. 38754                8. 134                  9. 22112

10.  

1) Мr (полипептида) = 110 х 50 =5500

2) Одна аминокислота кодируется одним триплетом, который состоит из 3 нуклеотидов. Следовательно, в синтезе белка будет участвовать 50 триплетов или 150 нуклеотидов.

3) Мr (гена) = 300 х 150 = 45000.

4) Ген будет тяжелее полипептида: 45000 : 5500 = 8

 Ответы 2 вариант

  1. А       2. Б     3. В       4. Б       5 А      6. 12121        7. 82537          8. 243651             9. 145

10.

1) Если  белок состоит из 120 аминокислот, то в процессе биосинтеза участвуют 120 триплетов, каждый из которых состоит из 3-х нуклеотидов, всего :  120 х 3 = 360 нуклеотидов.

2) Кодирующий ген составляет: 0, 34 х 360 = 122,4 нм.

Критерии оценивания: 16-15 баллов – оценка «5»,  14-12 баллов – оценка «4»,

11-8 баллов – оценка «3», 7 баллов и ниже – оценка «2».

Источники информации:

  1. Каменский А.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс.: учеб. для общеобразоват.  учреждений / А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. – 11 – е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2010.
  2. Гекалюк М.С. Биология.Общие закономерности. – Саратов. Лицей, 2017.
  3. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы / Богданова Т.Л., Солодова Е.А.- 3 изд.- М.: АСТ-ПРЕСС Школа, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовая работа "Обмен веществ и энергии в клетке" (2 варианта).

Задания тестовой работы составлены в формате ЕГЭ и предназначены для учащихся 10 класса (УМК по Пасечнику В.В.)...

обмен веществ и энергии в клетке.

материал для 9 класса...

Конспект урока по биологии 10 класс " Обмен веществ и энергии в клетке"

Урок комплексного применения знаний для 10 класс по теме "Клетка как целостная система" по программе Министерства образования и науки РФ для 10-11 классов. Место урока в учебной теме - текущий. Для ра...

Презентация. Биология. 8 класс. Обмен веществ и энергии. Питательные вещества и пищевые продукты.

Презентация. Биология. 8 класс. Обмен веществ и энергии. Питательные вещества и пищевые продукты....

Конспект урока биологии в 8 классе "Обмен веществ и энергии - главное свойство живых организмов"

Методическая разработка урока биологии в 8 классе Маслова Наталья Николаевна, кандидат биологических наук, ГБОУ школа № 509Красносельского района, учитель биологии, г. Санкт-Петербург, Россия,...

Тест по теме "Обмен веществ и энергии в клетке"

Тестовые задания по теме "Обмен веществ и энергии в клетке", для проведения текущего контроля обучающихся по биологии...