Методическая разработка внеклассного мероприятия
методическая разработка по биологии (7 класс)
Тема "В гостях у природы". Сценарий внеклассного мероприятия «В гостях у природы» предназначен для обучающихся 5-6 классов. Мероприятие направлено на формирование экологической культуры, бережного отношения и культурного поведения в природе. Сценарий мероприятия включает стихи и сценки экологической направленности, викторину, памятку о правилах поведения в природе. Экологические проблемы лучше воспринимаются и осознаются через творческие и практические задания, в которых раскрываются конкретные проблемы, дети имеют возможность как бы взглянуть, на себя со стороны, что даёт им возможность понять, осознать и оценить свои поступки, поступки своих друзей и родственников. При выполнении заданий разных конкурсов, дети понимают, что нельзя рвать цветы, ловить животных, загрязнять водоёмы, оставлять мусор. Нужно помогать животным, особенно если они попали в беду. Задумываются над тем, что они могут сделать для улучшения экологии в своём поселке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_vneklassnogo_meropriyatiya.docx | 59.83 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ №36» п. Новый Уоян Северобайкальского района республики Бурятия
Методическая разработка внеклассного мероприятия по экологии
«В гостях у природы»
работу выполнила
учитель биологии
Коваль Галина Александровна
2017 г.
Аннотация
Разделы: Внеклассная работа. Экология
Название разработки: воспитательное мероприятие
Название и форма проведения: «В гостях у природы». КВН - игра.
Сценарий внеклассного мероприятия «В гостях у природы» предназначен для обучающихся 5-6 классов. Мероприятие направлено на формирование экологической культуры, бережного отношения и культурного поведения в природе. Сценарий мероприятия включает стихи и сценки экологической направленности, викторину, памятку о правилах поведения в природе. Экологические проблемы лучше воспринимаются и осознаются через творческие и практические задания, в которых раскрываются конкретные проблемы, дети имеют возможность как бы взглянуть, на себя со стороны, что даёт им возможность понять, осознать и оценить свои поступки, поступки своих друзей и родственников. При выполнении заданий разных конкурсов, дети понимают, что нельзя рвать цветы, ловить животных, загрязнять водоёмы, оставлять мусор. Нужно помогать животным, особенно если они попали в беду. Задумываются над тем, что они могут сделать для улучшения экологии в своём поселке.
Метод проведения: словесный, наглядный, иллюстрированный.
Материал методической разработки может быть использован организаторами по внеклассной работе, учителями начальных классов, учителями биологии для урочной и внеурочной, внеклассной работы, библиотекарями.
Пояснительная записка
Введение
В настоящее время проблема экологии Земли стоит на первом месте среди всех остальных проблем. Стали активно уничтожаться запасы пресных вод, вырубаться леса, загрязняться атмосфера. Человечество уже столкнулось с последствиями своей деятельности – озоновые дыры, перепады температуры, таяния ледников, различного рода болезни и многочисленные эпидемии. Сейчас нужно твердо ставить вопрос о восстановлении экологического равновесия планеты Земля. И это должны понять все люди, каждый человек. И в первую очередь начать необходимо с экологического воспитания детей.
Внеклассное мероприятие по экологии «В гостях у природы» предназначено для учащихся 5-6 классов.
Для проведения мероприятия необходимо собрать 3 команды по 6 человек в каждой. Остальные учащиеся могут присутствовать в качестве болельщиков и, если это потребуется, помощников. Ведущие – 2 человека, жюри.
Оформление помещения, в котором будет проводиться мероприятие, выбирается по желанию.
Методическая разработка «В гостях у природы» – КВН-игра на биологическую и экологическую тему. Мероприятие предназначено для обучающихся общеобразовательных учреждений в качестве самостоятельного внеклассного мероприятия или в рамках недели биологии.
КВН-игра «В гостях у природы» рассчитан на детей среднего школьного возраста (5-6 классы). Учащиеся 10-11 класса можно задействовать при проведении игры в качестве ведущих игры. КВН состоит из конкурсов с использованием звукового, музыкального и мультимедийного сопровождения. Конкурсные материалы соответствуют возрасту участников. Для поддержания интереса участников игровой программы учителем предусмотрено красочное оформление зала или учебного кабинета на соответствующую тематику.
Цели:
1.Воспитание бережного и нежного отношения, любви к живой природе; формировать ответственность за принимаемые экологические решения и уверенность в преодолении экологической опасности, убеждение во всесторонней ценности природы для человека и общества;
2.Формирование и расширение знаний о живой природе, ее разумности, способностях и «человечности»; обобщить и пополнить детские представления о состоянии окружающей среды; привлечь внимание школьников к экологической проблеме;
3.Совершенствовать и развивать умения: мыслить логически, делать этические и эстетические выводы; закрепить знания детей о растениях и животных; закрепить знания и навыки поведения в природе;
4.Способствовать развитию экологического кругозора; развивать творческую активность, организаторские качества обучающихся, посредством участия в массовых мероприятиях; привлечение ребят к проблемам охраны окружающей среды; развитие мышления и сообразительности, воспитание уважения друг к другу.
5. Формирование у школьников экологического мышления, овладение правилами грамотного поведения в природе; развивать наблюдательность, эстетическое отношение к природе;
Общая характеристика методической разработки.
Актуальность мероприятия:
Развитие познавательного интереса к своему предмету - одна из главных задач, стоящих перед учителем биологии. Сюда можно отнести огромное количество разнообразных форм деятельности на уроке и внеклассных мероприятиях. Игровые задания всегда вызывают интерес учащихся. Мероприятие направлено на формирование умений и навыков применять знания при выполнении различных заданий, анализировать, сопоставлять, обобщать данные, логически и критически мыслить; развивать ИКТ - компетенции учащихся. Рассматривается сущность процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Знание биологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения, закономерностях взаимоотношений живых организмов с окружающей средой.
Воспитание гуманной личности, духовно богатой, умеющей ценить прекрасное, беречь и охранять природу.
Обоснование выбора темы: возрождение нравственности, душевности, внутренней красоты человеческой души, отрицание современной жестокости.
Назначение данной методической разработки: адресована организаторам по внеклассной работе, учителям начальных классов, учителям биологии для урочной и внеурочной, внеклассной работы, библиотекарям.
Ожидаемые результаты. В ходе мероприятия учащиеся закрепят и углубят знания о природе родного края, бережном отношении к ней; осознают необходимость заботиться об окружающей среде, значение личного участия в природоохранных мероприятиях.
Задачи:
Образовательные:
- обобщить, закрепить и углубить экологические знания учащихся, полученные на уроках биологии;
- способствовать углублению знаний обучающихся по экологии;
- показать важность экологических проблем в природе, влияние на экологическую ситуацию каждого человека;
- способствовать формированию знаний о природе;
- обогащать представления об окружающем мире.
Развивающие:
- развивать речь учеников, познавательную активность учащихся к изучению природы родного края; активизировать познавательную деятельность учащихся;
- развивать творческие способности ребят, эмоциональную монологическую речь, предоставляя ребятам возможность импровизировать;
- развивать у обучающихся умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации; развивать творческое воображение, познавательные возможности детей;
- развивать умения рационально относиться к компонентам неживой природы.
Воспитательные:
- формировать культуру поведения в природе;
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде;
- прививать любовь к природе, желание о ней заботиться, воспитание чувства любви к родному краю и своей стране, воспитывать бережное отношение к природе;
- побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей;
- воспитывать активную жизненную позицию, стремление не нарушать природной гармонии и помнить, что человек – сам часть природы.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные результаты:
- демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды;
- выражать отношение к случаям экологического вандализма и пр.
Метапредметные результаты:
- выполнять проект;
-называть правила работы в группе сотрудничества, участвовать в планировании её действий;
- представлять информацию в кратком виде, без искажения её смысла;
- пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять её;
- различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них;
Предметные результаты:
- устанавливать причинно-следственные связи между ограниченностью природных ресурсов на планете и потребностями расточительного потребления.
- называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о ней;
- приводить примеры экологически сообразного образа жизни и нерасточительного природопользования в местных условиях.
Приобретаемые навыки детей: при реализации целей и задач мероприятия дети учатся навыкам работы в коллективе, самостоятельности, ответственности за принимаемые решения.
Технологические особенности.
Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, колонки, декорации, составляющие жеребьевки, карандаши, кисти, краски, цветная бумага, клей, чистый лист формата А1, презентации учащихся, Красная книга, карточки с заданиями, протоколы, плакаты содержания на экологическую тему: «Маленькие тайны природы»; памятки с правилами экологии; карточки с ребусами (если необходимо будет произвести замену задания или останется свободное время); записи песен об охране природы; памятки по охране природы; красочно оформленный кабинет или зал; художественное сопровождение ( DVD – демонстрация фрагментов из фильмов); учебное пособие «Поддержка курса биологии. Ботаника. Зоология», изд. « Интерактивная линия»,2008 www.intline.ru ili@intline.ru
Организация работы на мероприятии:
Предполагаемое количество участников внеклассного мероприятия – от 10 до 30 человек. Общее количество участников можно разделить на 2-5 команд.
Данное мероприятие проводится в школе в рамках проведения недели естественно - географического цикла после уроков среди учащихся 5 – 6 классов. Каждый класс выбирает команду из 6 человек во главе с капитаном команды. Команды-участницы встречаются в общем игровом зале, где их приветствует ведущий с информацией о целях и задачах мероприятия, объясняет правила игры, знакомит с жюри. Выполняя задания разных конкурсов, участники зарабатывают баллы.
После проведения всех конкурсов жюри производит подсчет баллов и награждения команд-победителей.
Ведущим традиционно может быть учитель, а также старшеклассники - ученики 9-11 классов.
Оценивать знания участников экологического конкурса должно компетентное жюри.
Задания подбирались разнообразные: загадки, кроссворды, вопросы на различные темы, практические задания, фрагменты фильма. Некоторые задания носили творческий характер, другие требовали практических навыков.
Игра проходит с большим интересом, ребята с удовольствием принимают в ней участие.
После проведения командами всех конкурсов жюри подводились итоги. Команды награждались грамотами и сладкими призами.
Возраст участников: 11-13 лет.
Продолжительность: 45-60 минут.
Действующие лица:
Ведущие игры-путешествия (2). Ведущим традиционно может быть учитель, а также старшеклассники - ученики 9-11 классов; участники конкурса ( по командам); жюри); болельщики.
Требования к месту проведения: Актовый зал или классные комнаты.
Метод проведения: словесный, наглядный, иллюстрированный.
Методические советы на подготовительный период: дети обсуждают и выбирают названия командВ игре принимают участие школьники V-VI классов. Ребята заранее выбирают капитанов команд, которые получают задания и организуют их выполнение. Необходимо выполнить следующие задания:
• Выбрать название команды, эмблему, девиз, подготовить приветствие соперникам и жюри в соответствии с темой мероприятия;
• Подготовить творческую работу на экологическую тему (подготовка проекта-плаката на экологическую тему: « Маленькие тайны природы», стихотворения или сценки об охране природы ,кроссворд, головоломку, биологический лабиринт и т.д.).
План мероприятия:
Организационный момент.
Основные этапы мероприятия.
1.Конкурс ПРИВЕТСТВИЕ; представление команд
2.Конкурс «ЭРУДИТ»,
3.Конкурс «НЕМОЕ КИНО».
4.Конкурс «ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ»
5.Конкурс «Это должен знать каждый».
6.КОНКУРС «РЕКЛАМА»
7.Конкурс "ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СВЕТОФОР".
8.Конкурс «Музыкальный».
9.«Конкурс капитанов».
10.Конкурс «Охраняем природу».
11.КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ
12. Конкурс «Поэт».
13.Конкурс «Экологические сказки».
14.Конкурс « Знаешь ли ты»
15. Конкурс «Благодарственное письмо
16.Черный ящик.
17.Конкурс « Экологические задачи».
18.Конкурс «Знатоки природы»
16.Конкурс «Закончи чистоговорку»
Заключение.
Рефлексия.
Итог занятия.
Награждение
Примечание: разработка содержит не только задания, но и ответы к ним.
Использованная литература:
1. С.Г.Ананьева, С.А.Шахматова «Экологический КВН».Журнал «Начальная школа» №2 2007 г.
2. Детская энциклопедия: Я познаю мир. Экология. М., Издательство АСТ, 1998.
3. Б.Б. Запартович,э.Н. Криворучко, Л.И. Соловьёва «С любовью к природе». М. Издательство «Педагогика», 1983.
4. Л.А.Пономарёва «Экологический праздник» .Журнал «Завуч начальной школы» №5
2006.
5. Энциклопедия «Всё обо всём». М., Ключ,1995.
6. Энциклопедия для детей: Т. 2. Биология. – 4-е изд. испр. – М.: Аванта+, 1997.
Сценарий мероприятия
Вступление.
Ребята, сегодня я приглашаю вас совершить удивительное путешествие в прекрасный и трогательный мир природы – цветов, птиц, животных. Природа окружает нас повсюду, живая природа – это радость жизни, ее дивная краса. Велико многообразие растений, птиц, животных на нашей планете – Земля.
Это великое диво даровано человеку (как высшему разуму) для вечного постижения. Нередко бывает так, что человек замечает все это только в очень зрелом возрасте, он вдруг замечает какое голубое небо над ним, какое, оказывается, это чудо – птицы, цветы, как величава и мудра вокруг него природа.
А иной человек и вовсе глух, а хуже того – жесток, в таком случае он просто ущербен и обделен. Именно от этого, ребята, я и хочу вас предостеречь. Мы – люди должны любить живой мир, оберегать его, сострадать ему.
Вопрос: с кем можно сравнить наших меньших братьев?
Ответ: с маленькими детьми.
И действительно, приглядитесь к ним и вы увидите, что они улыбаются, сердятся (потешно), смешат нас, копируют наше поведение, лечат нас, дружат с нами! Это дружба БЕСКОРЫСТНАЯ, не людская.
Они преданы до самозабвения, трогательны и красивы!( слайд2)
Итак, мы начинаем! Представление ведущих мероприятия. Оценивать знания участников экологического конкурса будет компетентное жюри (представление жюри).
1. Первый конкурс ПРИВЕТСТВИЕ. Максимальная оценка – 3 балла.
На сцену приглашается команда «Чистое небо»
Девиз: Экологии мы лучшие друзья,
Снами дружат и растения и земля!
На сцену приглашается команда «Друзья природы»
Девиз: Рыбы, звери и цветы,
Взрослые и дети!
Хорошо, что мы живем на одной планете.
Команда «Хищники»
Девиз «Всех порвем и покусаем, поражений мы не знаем».
Команда «Пчелки»
Девиз: «Мы без устали летаем,
Мед едим и побеждаем!» (Слайд3)
Объявление итогов конкурса.
Ведущий:
2. Итак, команды представлены, и мы переходим ко второму конкурсу «ЭРУДИТ», который посвящен решению познавательных задач. Командам зачитываются задания, та команда, которая быстрее найдет ответ, поднимает руку. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Задание №1.
Лишайники широко распространены в природе, но почти не встречаются в городах. Почему?
(Слайд 4)
Задание № 2
Английский ученый Джозеф Пристли (1733-1804) посадил под стеклянный колпак мышь. Довольно быстро животное погибло. Тогда экспериментатор поместил под такой же колпак другую мышь, но уже вместе с веткой мяты. Этот опыт был поставлен в1771. Так его описывал автор: «Через восемнадцать дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты. Побег мяты вырос почти на три дюйма…» Дайте объяснение этому факту.(Слайд 5)
Задание № 3
Плодами вишни лакомятся и воробьи, и галки, но галки плод вишни проглатывают целиком, а воробьи только склевывают сочную мякоть плода. Какая из этих птиц полезней для вишни?
(Слайд 6)
Задание № 4
Какую экологическую опасность представляют кошки, лишенные человеческого крова?
( Слайд 7)
Задание № 5
В лесу произрастало много папоротников, однако после его вырубки эти растения исчезли. Объясните данный факт.(Слайд 8)
Объявление итогов конкурса.
Ведущий :
3. А теперь мы переходим к конкурсу «НЕМОЕ КИНО». Командам демонстрируется видеофрагмент о растениях и животных с использованием учебных дисков. Задача участников составить к нему текст. При оценивании текста учитывается грамотность и логичность изложения, применение и владение терминологией.( Слайд 9)
Через 5-7 минут представители команд зачитывают комментарий к видеофрагменту. Высший балл за конкурс – 5.
А чтобы болельщики не скучали, объявляется конкурс – назвать (по очереди) как можно больше организмов, обитающих в почве (воде, воздухе). Дополнительный балл принесет своей команде болельщик, который последним даст ответ.
Объявление итогов конкурса.
4.Конкурс «ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ»
Задание было дано заранее (на выбор). 1.Подготовить проект-плакат на экологическую тему:
« Маленькие тайны природы»
Защита проектов (5 баллов).
2.Стихотворение или сценка об охране природы (5 баллов).( Слайд 10)
5.Конкурс «Это должен знать каждый». Каждой букве в слове «экология» – правило поведения в природе или закон по охране природы ; это должен знать каждый; как нужно вести себя в лесу (за каждое правило-1 балл).( Слайд 11)
6.КОНКУРС «РЕКЛАМА»
Ведущий: На телевидении очень много уделяется внимания экологическому состоянию окружающей среды. Сейчас конкурс – творческий. Нужно подготовить рекламный ролик и показать его зрителям: 1. «Реклама чистой воды»; 2. «Реклама чистого леса» ;
3. «Реклама охраны животных»
(Детям раздаются заготовки сценок, дается несколько минут для распределения ролей, подготовки); 5 баллов.( Слайд 12)
7.Конкурс "ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СВЕТОФОР".
Мы рубим лес, устраиваем свалки.
Но кто же под защиту все возьмет?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждет?
Пора бы человечеству понять,
Богатство у Природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же - живая!
Сегодня мы узнаем, насколько грамотны и воспитаны с точки зрения экологии наши друзья-школьники. Поможет нам светофор, ясно укажет нам, как можно помочь природе, а не навредить ей (за правильное объяснение-1 балл).
1 .Ходим, ходим по лужку,
Собираем по цветку:
Красный, белый, синий цвет...
Замечательный букет.
2. Зайку серого найду,
Принесу его домой
Будет этот зайка мой.
3. Завтра утром в лес пойдем
И опята, и маслята,
И груздочки соберем.
Вот наелись мы, ребята!
4.Вот как плачет травушка-муравушка.
Притоптали меня, травушку,
Притоптали меня зеленую,
Да все детушки, да все малые,
Во зеленом саду гуляючи,
Бегая, играючи...
Почему гибнет трава на тропинках, футбольных и волейбольных площадках?
5. Я кузнечика словил,
В банку с травкой посадил.
Пусть покажет, как трещит,
Как усами шевелит.
6. Мы пыхтим и морщимся:
- Что мы вам - уборщицы?
Газон никак не подмету,
Соблюдайте чистоту!
7. Убита белка! На снегу
Она распластана лежала,
Как будто все еще бежала...
Да вдруг застыла на бегу.
8. Колкую, зеленую
Срубили топором,
Из лесу душистая
К нам приходит в дом.
9. Бережливым будь с водой!
Шевельни опять рукой
И, как только воду взял,
Хорошенько кран закрой!
10. В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный.
11.0 чем поют воробушки
В последний день зимы?
— Мы выжили!
— Мы дожили!
— Мы живы! Живы мы!
12. Пять зеленых лягушат
В воду броситься спешат.
А ребята не лежат,
Ловят банкой лягушат.
Пусть живет лягушка в доме,
Здесь ей лучше, чем на воле.
13. Воду носят все из лужи,
Выливают в реку вновь.
Что за шутки? Что им нужно?
Что за рыбий огород?
14. Поливаем клумбы дружно.
Траву выполем на спор.
А зачем все это нужно?
Чтоб красивым был наш двор!
15.Принесли из леса шишки,
Желудей несем мешок,
От берез нашли сережки.
Так зачем нам это впрок?
16. Разведу я на окошке
И душистые горошки,
И фиалки, и герани.
Вот попробуйте вы сами!
17. Едем на автомобиле
И гордимся, как красиво
Позади клубится дым.
Чих-чих-чих! Куда бежим?
18. Бутылки и банки бросаем в походе,
Не разлагается мусор в природе.
Пришли через год на полянку
И обнаружили свалку.
Какой вред могут причинить оставленные консервные банки, бутылки
природе, лесным жителям и вам лично?
19. Красива обувь, суперсовременна
Рифленая подошва, блеск!
Прошли красивые ботинки-
Остался из песка и грязи след.
Докажите необходимость второй обуви в школе, на работе, в любом
помещении. ( Слайд 13)
8.Конкурс «Музыкальный».
Участникам предлагается вспомнить и напеть песни, в которых упоминаются названия животных (или назовите песни, в которых речь идет о птицах и др.; 1 балл за песню).( Слайд 14)
9.«Конкурс капитанов».
Теперь пришла пора уже вашим лидерам - капитанам показать свои личные знания в экологии. Ведь командир - это лицо команды. Капитанов приглашаем, четвертый конкурс начинаем. Будут трудные задачи, пожелаем им удачи!
« Кто это?». На спину одного из капитанов прикрепляют изображение животного или растения. Он задает вопросы, на которые другой капитан может отвечать только «да» или « нет» без подсказок других членов команды (1 балл).( Слайд 15)
Ведущий: Дорогие друзья! Находясь в природе во время экскурсий, прогулок, походов, оглянитесь вокруг и вы увидите, как прекрасен мир, который нас окружает. Вряд ли найдётся на земле человек, который скажет о себе: «Я не люблю природу!». На словах природу любят все. Но каждому понятно, что любовь проявляется прежде всего в желании защитить, сохранить. Тогда почему же, оказавшись наедине с природой, многие считают, что она ничья, относятся к окружающему миру потребительски, часто не знают, как вести себя в лесу, поле, на лугу, реке и в других местах? Некоторые думают, что вреда не будет, если собрать охапку цветов, поймать птенца. А это совсем не так.
Чтобы человек помнил об ответственности за окружающую природу во время походов, прогулок, существуют знаки предупреждения, которые помогают усвоить ряд несложных правил поведения в природе.
Правил, выполнение которых должно стать естественным для каждого из нас, как привычка говорить «спасибо». И сейчас мы проверим, знаете ли вы, что обозначают знаки предупреждения. Представьте, что во время прогулки по лесу вы встретили такой знак.
10.Конкурс «Охраняем природу». Как вы объясните друзьям, что это за знак и для чего он нужен?(1 балл).( слайд 16)
11.КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ (О правилах поведения в лесу); 1 балл.
Ведущий: Мы познакомили вас с основными правилами поведения в природе: не рвать, не ломать, не пугать, не шуметь, не мусорить! А теперь давайте попробуем представить, как вы выйдите из ситуаций, которые могут вам встретиться в природе.
1. Во время прогулки вы нашли в лесу поляну с редкими растениями. Каковы будут ваши действия?
2. Вы увидели, что ребята, оказавшись в лесу до вас, нарвали букет первоцветов (ландышей). Как вы поступите?
3. Вы отправились в лес, вам навстречу идут ребята и несут маленького зайчонка, чтобы ухаживать за ним. Ваши действия.
4. Вы увидели в лесу ребят, которые сбивали ногами и топтали мухоморы. Что вы скажите по этому поводу?
5. Собирая в лесу ягоды, некоторые ребята обламывают побеги черники. Ваше отношение к этому.
6. Вы увидели упавшего из гнезда птенца. Что вы предпримете?
7. Вы увидели в лесу ребят, которые сильно шумели, громко включали музыку. Ваши действия.( Слайд 17-18)
12. Конкурс «Поэт». Составьте стихотворение на тему «Природа»
Природы – народы,
задачи – удачи,
цветы - мечты,
года - всегда.
(Составить четверостишие о природе; 4 балла).( Слайд 19)
13.Конкурс «Экологические сказки».
Жила была Весна. Она была настолько прелестна, что с её внешностью мог сравниться лишь подснежник – первый цветок на земле после долгой зимы. У Весны были длинные волосы цвета солнечных лучей, огромные голубые глаза, алые губы. Девушка одевалась в платья нежно-голубого цвета. Жила Весна в дремучем лесу, до которого невозможно было добраться обычному человеку. Только птички и звери прилетали в её маленький мирок, да свежий ветер приносил новости с дальних берегов. Однажды ветер нашептал ей …( Слайд 20)
(Проверяются работы команд)
14.Конкурс « Знаешь ли ты»
1. Назовите растения нашего края.
2. Знаешь ли ты животных нашего края? (по 1 баллу за ответ).( Слайд 21)
15. Конкурс «Благодарственное письмо». Напиши благодарственное письмо зеленому растению, без которого жизнь на Земле перестанет существовать( 5 баллов).( Слайд 22)
16.Черный ящик.
Здесь находится то, что является причиной широко распространенного инфекционного заболевания антропогенного происхождения, поражающее в основном водоплавающих птиц и других диких животных. Что в черном ящике?(3 балла). Ответ (свинцовое отравление: птицы заглатывают со дна дробь, свинцовые грузила, хищники поедают брошенную в воде отстрелянную дичь) Слайд 23.
Хрупкость этого мира поражает. Бессовестное, порой, варварское поведение человека не может остаться безнаказанным и по праву. Природа терпелива, но всему есть предел!
Сообщения учащихся, не участвующих в работе команд (уничтожение популяции волков, уссурийских тигров осталось – 300 особей – позор!!! Загрязнена река Волга, проблема озера Байкал, влияние мобильных телефонов на атмосферу – торнадо, цунами, бураны).
Звучит спокойная музыка
– …Это было 250 лет тому назад…
Экспедиция Беринга обнаружила в море, у самого берега, невиданных животных, которые мирно паслись в зарослях морской капусты на мелководье. Их назвали “морскими коровами”. Эти доверчивые, медлительные животные не боялись людей, близко подплывали к их лодкам, а люди безжалостно убивали. С каждым годом их становилось все меньше и меньше, а затем не стало вообще. Теперь никто, нигде и никогда не увидит этих замечательных животных.
– …В одной стране жили необыкновенно красивые птицы – странствующие голуби. Громадными стаями перелетали они с одного места на другое. Их было так много, что люди просто палками, цепями, ружьями ради вкусного мяса убивали их без счета.( Слайд 24)
Охота не прекратилась до тех пор, пока на Земле не осталось ни одного голубя.
– Вам не кажется, что в пушкинской “Сказке о рыбаке и рыбке” есть предупреждение нам, сегодняшним жителям Земли? В золотой рыбке мы увидели природу – мудрую, строгую, щедрую, а в жадной старухе – самих себя!
17.Конкурс « Экологические задачи».
1. 1 кг шиповника содержит 20 г витамина С,сколько витамина С в 10 кг шиповника?
2. Сова съедает в день 13 мышей. Сколько мышей съест сова за неделю?
3. Кустик черники растёт 300 лет, а плодоносит только 5 лет. На сколько лет больше кустик черники растёт, чем плодоносит?
4. Стрекоза за 2 часа съедает 40 мух. Сколько мух съест стрекоза за сутки?
5. Один кустик можжевельника за сутки может выделить до 10 кг фитонцидов. А сколько кг фитонцидов выделит можжевельник за неделю?
6. Утки-кряквы живут в среднем 70 лет, а лебеди 24 года. На сколько лет меньше живут лебеди, чем утки?
7. Можжевельник живёт 2000лет, а сосна 600 лет. На сколько лет больше живёт можжевельник, чем сосна?
8. Большая синица за летний день подлетает с кормом к гнезду 400раз. Сколько раз прилетит синица с кормом к гнезду за неделю?( Слайд 25)
18.Конкурс «Знатоки природы» (за правильно высказанную версию-1 балл).
1.Почему птиц называют сеятелями леса? (Например, кедровка и сойка рассовывают жёлуди и кедровые орехи по разным местам и забудут, куда попрятали, а весной, если их не съедят мыши, прорастёт новое растение).
2. А каких ещё животных распространителей семян вы знаете? (Мыши, собаки, муравьи, бурундуки).
3. Какие насекомые являются хищниками?
(Стрекозы на лету схватывают мух, комаров, бабочек и др. Рыжие муравьи,
жужелицы на земле уничтожают много вредных насекомых. )
4. Видит ли крот? ( Да, но очень плохо).
5. Стрижи спят на лету? (Да. На закате стрижи взлетают на большую высоту и спят на лету, а на рассвете спускаются поближе к земле).
6. Кто кукует у кукушки? (Самец).
7.Почему не в каждом лесу растут лишайники? (Лишайники растут лишь там, где чистый воздух).
8. Почему особенно весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать магнитофоны, разжигать костры? (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнёзда, зверушек искать другие укромные места).
9. Вы увидели гнездо птицы. Как сохранить его? (Не вытаптывать траву у гнезда, если оно на земле, не трогать яйца руками, не брать в руки птенцов).
10. Почему детёнышей животных нельзя уносить домой? (Родители не только кормят их, но и учат защищаться от врагов).
11.Как правильно разжечь костёр? (Выбрать место подальше от деревьев, снять дёрн и положить под куст подальше от огня. Когда костёр будет залит водой, убрать головни, уложить дёрн обратно и хорошо полить).
12.Как правильно собирать грибы? (Не разрывать мох. Срезать ножом или выкручивать, а ямку засыпать землёй и прикрыть мхом. Не трогать ядовитых и незнакомых, старых).( Слайд 26)
19.Конкурс «Закончи чистоговорку» (2 балла).
Команде предлагаются последние звуки чистоговорки, а затем предлагается продолжить её в рифму.
Ять – ять – ять – Природу надо охранять.
Ля – ля – ля – Мы спасём тебя , земля.( Слайд 27)
Заключение. Учитель биологии: Ребята, мы сегодня услышали удивительные истории из жизни природы. Давайте будем внимательны и бережливы к зелёному миру. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Всё на этой земле должно быть нам родное: и маленький ручеёк, и кудрявая берёзка. А вокруг столько жестокости, равнодушия к природе. Леса, реки, луга оказываются на краю гибели. И наша задача — предотвратить всё это. Больших проблем нам пока не решить. Но кое-что вы можете сделать: посадить дерево, ухаживать за рощей, подкармливать птиц и зверей зимой, взять под охрану муравейник, полянку.( Слайд 30)
Ведущий: Давайте постараемся жить по поэтическому наказу Н. Старшинова:
Нам жить в одной семье
Нам жить в одном кругу
Идти в одном строю
Лететь в одном полёте
Давайте сохраним
Ромашку на реке
И клюкву на болоте.
Я думаю, что наша встреча сегодня не пройдёт даром. Вы станете настоящими защитниками природы.
«Давайте друзья, везде, где живём,
Деревья посадим, сады разведём.
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь и птица,
И доверяли повсюду нам,
Как самым лучшим своим друзьям!».
(Подводятся итоги игры. Победителям вручают призы)
Без природы в мире людям
Даже дня прожить нельзя.
Так давайте к ней мы будем
Относиться, как друзья.
И при всем честном народе
Добавляем мы притом:
Нужно помогать природе –
Но со знаньем и умом.
Старшеклассниками исполняется песня под гитару: «Рыжие, не увидевшие земли». Участникам игры, болельщикам, гостям раздается текст песни.
Заключение (рефлексия)
Команды, их болельщики, гости мероприятия занимают места за столами, на каждом ватман, полоски цветной бумаги, клей, карандаши, фломастеры; участие принимают все.
Поскольку мы с вами собрались здесь, чтоб говорить об экологии. Давайте проанализируем сложившуюся ситуацию:
*Как люди вредят планете? Ответ запишите на красном листике.
*Что нужно сделать, чтобы помочь планете? Ответ запишите на желтом листике.
*Что могу сделать я? Ответ на зеленом листике.
Наклейте все ответы на белые листы бумаги, которые на ваших столах. Все ответы обсуждаются, анализируются, комментируются; учащиеся делают выводы, подводят итоги. Результат вывешивается на стену.
Учитель:
Сложная экологическая ситуация требует неотложных мер для ее разрешения. В мире существует боле 60 дней, так или иначе связанных с охраной окружающей среды. Такие же дни существуют и в России. Например: 11 января – День заповедников и национальных парков, 20 мая – День Волги, 26 мая – День снежного барса на Алтае и пр. ( Слайд 29)
Вопрос учащимся:
А какие экологические даты знаете вы?
Ответы учащихся.
Учитель:
Хорошо. Но этого конечно недостаточно. Главное – это отношение каждого человека к окружающей среде своего края, своей страны. Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это большие города и в десять дворов деревеньки.
Любовь к родной природе - один из вернейших признаков любви к своей Родине.
Давайте будем бережно относиться к нашей стране, защищать ее, чтобы будущие поколения могли с гордостью сказать: «Это моя Родина, моя Россия!».
Назовите экологические проблемы нашего поселка и пути их решения. Учащимся предлагается выполнить проекты по этой теме, защитить их на уроках биологии или на внеурочных, кружковых занятиях (можно дать учащимся в качестве домашнего задания).Слайд 28
Ребята понравилось вам мероприятие? Нарисуйте смайлик, с каким настроением вы уходите с урока.
Давайте украсим нашу планету цветами!
Вы хорошо работали, Спасибо вам!
ПАМЯТКИ ПО ОХРАНЕ ПРИРОДЫ (подготовленные заранее)
Раздают всем присутствующим на мероприятии.
Список использованной литературы
1. С.Г.Ананьева, С.А.Шахматова «Экологический КВН».Журнал «Начальная школа» №2 2007 г.
2. Детская энциклопедия: Я познаю мир. Экология. М., Издательство АСТ, 1998.
3. Б.Б. Запартович, Э.Н. Криворучко, Л.И. Соловьёва «С любовью к природе». М. Издательство «Педагогика», 1983.
4. Л.А.Пономарёва «Экологический праздник» журнал «Завуч начальной школы» №5
2006.
5. Энциклопедия «Всё обо всём». М., Ключ,1995.
6. Энциклопедия для детей: Т. 2. Биология. – 4-е изд. испр. – М.: Аванта+, 1997.
7. Большой атлас природы России. – М.: Эгмонт Россия Лтд., 2003.
8. Тематические игры по биологии. –Перфилова Л.Д. изд. Творческий центр «Сфера», М. 2003
Приложение1
Конкурс «Охраняем природу». Первый знак. Правило первое:
Не ломайте ветки деревьев и кустарников! Растение – живое существо, и ветки вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Неслучайно там, где много деревьев, дышится легко.
Второй знак. Правило второе:
Не топчите цветы и грибы! В лесу старайся ходить только по тропинкам. От вытаптывания травы и почвы погибают многие растения, насекомые. Народная мудрость гласит: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысячи – пустыню». Не сбивай грибы, даже несъедобные. Часто человек, проходя по лесу, сшибает палкой мухоморы, поганки. Тот, кто так поступает, не уважает лес, не понимает его и не любит. Мухоморы помогают расти соснам, елям, берёзам и другим деревьям. Ими питаются белки, лоси и сороки. Многие грибы участвуют в разложении растительных остатков в лесу: разрушают пни, поваленные деревья, упавшие сучья, отмершую листву. Они – санитары леса.
Третий знак. Правило третье:
Не разводите костёр в лесу, если в этом нет необходимости! Кострище – это своеобразные раны в напочвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15 – 20 лет. Если есть старое кострище, новое делать не следует. Костёр служит мощным источником теплового излучения. Жар от него распространяется не только вверх, но и в стороны. Деревья, находящиеся неподалёку от огня, нагреваются в нижней части, что приводит к отмиранию живых тканей ствола. От сильного жара погибают корни деревьев. Всё это вызывает их гибель.
Огонь отпугивает всех лесных обитателей. Это всегда сигнал тревоги для диких зверей и птиц. Увидев огонь, они обычно спасаются бегством. Если в лесу горит костёр, то в радиусе 100-150 м покидают гнёзда совы, певчие дрозды, другие птицы, покидают надолго, и насиживаемые яйца успевают остыть, кладка погибает.
От костра может возникнуть пожар в лесу в ветреную погоду. Даже правильным образом разведённый, а затем тщательно потушенный костёр может вызвать пожар: часто внутри полусгоревших дров остаётся незамеченной маленькая искорка.
Четвёртый знак. Правило четвёртое:
Не разоряйте птичьи гнёзда! Если вы увидели гнездо птицы, не вытаптывайте траву у гнезда, если оно на траве. Не трогайте яйца руками и не берите их из гнезда. Не берите в руки птенцов, иначе птицы-родители навсегда могут покинуть гнездо.
Пятый знак. Правило пятое:
Не рвите цветов в лесу и на лугу! Любовь к цветам не должна выражаться в истреблении растений. Ведь цветок в вазе – это пленник, приговорённый к скорой смерти! Пусть лучше это чудо природы радует глаз, сердце, душу всех, кто придёт следом за вами. Сбор цветов для букетов прежде всего опасен тем, что мы не даём возможности растениям образовывать семена. При постоянном сборе цветов в одних и тех же местах некоторые виды могут просто исчезнуть. Чтобы из семени ландыша выросло цветущее растение, необходимо 7-8 лет, а до цветения венерина башмачка проходит целых 18 лет! Именно наша давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений. А букеты можно составлять из прекрасных цветов, выращенных человеком.
Во Франции на горных лугах вывешены «обращения цветов» к путешествующим: «Не рвите нас! Сорвав, вы нас тотчас убиваете и не даёте произвести потомство. Цветы.»
Шестой знак. Правило шестое:
Не ловите диких животных и не уносите их домой! Нельзя раскапывать норы и тревожить лесных зверей. Если увидите в лесу маленьких птенцов или зверёнышей, не берите их с собой. Животные в природе не потеряны и не брошены, они живут своей жизнью, никто не создаст им необходимых условий для роста и развития, кроме родителей.
Седьмой знак. Правило седьмое:
Не разоряйте муравейники! Лес здоров, если на каждый его гектар приходится по крайней мере четыре муравейника. Установлено, что если бы леса оставались без муравьёв, то урон, нанесённый вредителями, мог бы сравниться
пожаром. Муравьи – самые трудолюбивые санитары леса. Всего за 1 час муравьи берут в «плен» на 0,4 га леса вокруг муравейника более 2 тыс. гусениц. Если лесных санитаров нет, гусеницы уничтожают около 10% листьев, значит, гибнут деревья. Только за один день муравьи приносят в муравейник около 20 тыс. насекомых. В истреблении вредителей леса рыжие муравьи не уступают птицам: одна муравьиная семья уничтожает в день 7 200 гусениц дубовой листовёртки, 3 500 гусениц сосновой совки и тысячи других гусениц, куколок, личинок у самой земли, куда пернатые почти не опускаются.
Муравьи разносят семена растений, рыхлят почву, помогая тем самым возобновлению леса.
Муравьи часто спасают лес от пожаров. Они быстро гасят непотушенную спичку или окурок, брошенные около муравейника.
Встаньте же на защиту лесных санитаров, если увидите варварское истребление муравьиных семей.
Восьмой знак. Правило восьмое:
Не шумите в лесу! В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои гнёзда и норы. Нужно ценить и охранять извечную и мудрую тишину, уметь слушать прекрасную музыку природы, волшебные звуки леса, птичьи перепевы, разговор ветра, журчание ручья.
Девятый знак. Правило девятое:
Не оставляйте после себя мусор! Соблюдайте чистоту в лесу, на лугу, озере, реке. Помните, что брошенная бумага до полного разложения будет лежать более 2 лет, консервная банка – 90, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – свыше 1000 лет.
Надо всегда помнить золотое правило туриста: сколько мусора в лес принёс, столько и унеси с собой. На худой конец консервные банки следует обжечь на костре, расплющить и вместе с другими несгоревшими отбросами закопать в землю.
Если остался хворост, дрова, нужно аккуратно сложить их.
Покидая лес, луг, берег реки, посмотрите, что вы оставляете после себя. Сделайте всё возможное, чтобы после вашего ухода река осталась прозрачной, лес – зелёным и здоровым, трава – пушистой, а ваша совесть – чистой!
Приложение2
Памятка по охране природы.
1. Отправляясь на экскурсию в природу, следует помнить, что основной закон путешественника – бережное отношение к природе.
2. В лесу вы в гостях у зелёного друга, поэтому не делайте того, что не стали бы делать у своего товарища в гостях.
3. Любой вред, нанесённый нами природе, прежде всего оборачивается против нас.
Убил сову – потерял тонну зерна; вылил в речку или озеро негодное автомобильное масло – погибли сотни мальков рыб; разорил гнездо птиц – оставил в живых тысячи вредных насекомых; сломал дубок или кленок – лишился нескольких кубометров древесины.
4. В любом лесу можно найти сухих веток для костра, чтобы приготовить пищу, но от громадных костров – главных пожирателей лесов – необходимо отказаться.
5. Надо помнить, что куст, срубленный на колышки для палатки, растёт 5-8 лет; дерево, выбранное для костра, - 15-20 лет; следы лесных пожаров сохраняются 50 лет.
6. Не забывайте о людях, которые идут за вами: на месте ваших стоянок не должно оставаться никаких следов.
7. Брошенная бумага лежит не сгнивая 2 года, а консервная банка или осколок от бутылки могут поранить ногу и через 90 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия «Что такое коррупция?» составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика» для обучающ...
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по технологии. Внеклассное мероприятие « Своя игра»
Данную игру можно провести на закрытии тематической недели труда....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по технологии. Внеклассное мероприятие « Что, Где, Когда»
Интересная игра ,которую можно провести на тематической неделе....
Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Творчество Л.В.Попова. К 140-летию художника…» в рамках общешкольных мероприятий «Оренбург юбилейный»
Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Творчество Л.В.Попова. К 140-летию художника…» поможет педагогу познакомить учащихся с творчеством оренбургского художника Луки...
Фестиваль сказок “The World of Fairy Tales”. Методическая разработка внеклассного мероприятия для 5-6 классов (план-конспект мероприятия, сценарии 3-х сказок, мультимедийная презентация, приложение, аудио и видео материалы).
Аннотация Внеклассное мероприятие «Фестиваль сказок» предназначено для учащихся 5-6 классов. Главная цель мероприятия - мотивация учащихся к чтению на английском и русском языках, развитие интере...