Неделя биологии
методическая разработка (7, 8, 9 класс)
В представленном материале содержатся методические разработки про проведению предметной недели по Биологии в 7-9 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nedelya_biologii.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План проведения недели биологии
Дата проведения | Мероприятия |
29.01.2020 | Выпуск тематических стенгазет: «Береги здоровье смолоду…» - 8 класс «Интересное о человеке» - 9 класс |
30.01.2020 | Внеклассное мероприятие «Главное чудо света» - 8-9 класс |
31.01.2020 | Внеклассное мероприятие «Тайны живой природы» 7 класс |
| Подведение итогов. Награждение. |
Викторина по биологии
«Главное чудо света»
8 класс
Приветствие учащихся. Слово учителя. Как много на свете чудес! Гигантские деревья и исполинские статуи, фантастические водопады и причудливые дворцы, невероятные сталактитовые пещеры и величественные храмы вызывают изумление у каждого, кому посчастливится их хотя бы однажды увидеть. Но ни одно из чудес света несравнимо с тем, что всегда с нами. Это чудо мы- мы сами! Казалось бы, что в каждом из нас необычного, чудесного? Тело как тело - две руки, две ноги, туловище, голова. Но за этой видимой и привычной простотой скрывается сложнейший, тонко организованный мир. Древние философы даже считали этот мир - микрокосм, или «космос в миниатюре»- таким же необъятным и бесконечным, как вся Вселенная. Стоит чуть глубже взглянуть хотя бы на тело человека - и оно предстанет столь сложным, целостным и совершенным объединением различных «деталей», которое не снилось ни одному изобретателю и конструктору. И все эти части действуют так согласованно и четко, что человек способен превосходно ориентироваться в окружающей среде, взаимодействовать с другими, передавать информацию и осмысливать её, творить, создавать новое. По-видимому, правы были древние, когда говорили, что человек столь же неисчерпаем и бесконечен, как Вселенная. Как отмечает английский врач Тревор Уэстон, «мы живем в мире, в котором люди гораздо больше знают о внутреннем устройстве автомобиля или о работе компьютера, чем о том, что происходит внутри их собственного организма». А сегодня мы поговорим о самом человеке и увидим на сколько хорошо мы знаем свой организм. | |
Разминка.
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
История развития гигиены началась ещё в далёком прошлом, когда люди жили в гармонии с природой и соблюдали обычаи переданные предками. Во все времена неблагоприятные внешние факторы влияли на здоровье человека, и такая наука как гигиена намного снизила показатель смертности среди людей. | |
1.Как называется способ закаливания холодной водой, купания в проруби, хождения по снегу босиком? (Моржевание) | |
2.Как называется прием солнечных ванн? (Гелиотерапия) | |
3.Говорят, что зубы нужно чистить два раза в день: для красоты и для гигиены. В каком случае это делается для гигиены? (Вечером, перед сном) | |
4.Почему горячую пищу нельзя запивать холодной водой? (Трескается эмаль из-за перепада температур) 5.Пищу нужно тщательно пережевывать для ее лучшего … (переваривания) | |
6.Если подросток носит тесную обувь, особенно на каблуках, то у него развивается… (плоскостопие) | |
История: основоположником научной анатомии является Андреас Везалий, который не только исправил ошибки своих предшественников и значительно расширил анатомические знания, но обобщил и систематизировал их (т.е. сделал из анатомии науку). После А.Везалия профессора стали собственноручно публично препарировать трупы умерших, ставя своей целью как исследование строения человеческого тела, так и преподавание анатомии студентам. Вскрытия, сначала редкие и в неприспособленных для этого помещениях, в XVI-XVII вв. превратились в торжественные демонстрации, которые совершались с особого разрешения властей в присутствии коллег и учеников. Для них стали сооружать специальные помещения по типу амфитеатров (в Падуе, 1594; Болонье, 1637 и т.д.) В России начало анатомических исследований связано с эпохой Петра I (1682-1725), который проявлял большой интерес к медицине и развитию медицинского дела. Будучи в Амстердаме (в 1698 и 1717 гг.), Петр I посещал лекции и анатомический музей Ф.Рюйша, присутствовал на операциях и анатомических вскрытиях: "... о каждом случае вскрытия Петр I получал специальное извещение через посредничество Рюйша. | |
1.Орган, способный воспринимать сладкое, горькое, кислое, соленое или комбинацию этих видов вкусовых раздражителей. (Язык) 2.Полый мышечный орган, разделенный внутри на четыре камеры. (Сердце) 3.Центр приема и анализа информации. (Головной мозг) 4.Самый легкий орган человека. (Легкие) 5.Часть тела, количество которой не знает ни один владелец. (Волосы) 6.Что является зеркалом души? (Глаза) | |
История: Физиология возникла в глубокой древности из потребностей медицины, так как для предупреждения болезней и лечения людей необходимо было знать строение организма и функции органов. Поэтому анатомию и физиологию изучали врачи древней Греции и Рима. Физиологические познания древних ученых основывались главным образом на догадках. | |
1.Какой орган организма человека является «химической лабораторией»? (Печень) 2.Самый совершенный фильтр, созданный природой в организме человека. (Почки) 3.Отдел нервной системы, координирующий движение. (Мозжечок) 4.Место «работы» бактерии кишечной палочки. (Аппендикс) 5.Что задерживает пыль, обеззараживает, согревает, увлажняет воздух? (Носовая полость) 6. «Бронежилет» для сердца и легких. (Грудина) | |
| |
1.Гиперфункция гипофиза в детском возрасте. (Гигантизм) | |
2.Уменьшение числа эритроцитов в крови или понижение в них гемоглобина. (Малокровие - анемия) | |
3.Тяжелая инфекционная болезнь слизистой оболочки горла, гортани с тяжелым отравлением организма. (Дифтерия) | |
5.Капельно-пылевая инфекция, поражающая чаще всего легкие организма. (Туберкулез) | |
6.Разрушение печени под воздействием алкоголя и канцерогенных веществ. (Цирроз) | |
История: История применения лекарственных средств для предупреждения и лечения заболеваний имеет такую же давность, как история всего человечества. Люди черпали из недр самой природы нужные для себя вещества, замечали благоприятное и неблагоприятное действие некоторых из них, из поколения в поколение отбирали и закрепляли лучшие средства.
| |
1.Лекарственное растение, в названии которого спрятаны названия напитка и атмосферного осадка. (Вино-град) | |
2.В горах северо-восточной Турции для лечения многих болезней используют биоэнергетический потенциал неядовитых змей путем прикладывания на больное место. Назовите змею. (Уж) | |
3.Древнеегипетская царица Клеопатра для улучшения сна спала на подушках, набитых лепестками растения. Какого? (Розы) | |
4.Лекарственное растение, называемое американскими индейцами «следом белого человека». (Подорожник) | |
5.Это растение в народе называют «дикий подсолнечник». Еще его одно название говорит о числе излечиваемых болезней. (Девясил – девятисил) | |
6.В отваре этого растения обязательно купают младенцев. Его называют: золотушная трава, козьи рожки, стрелка, а каково научное название растения? (Череда)
| |
6 . Конкурс «В раздумьях» | |
1. Это животное помогло французскому исследователю Бернару Куртуа сделать важное открытие — выделить в чистом виде йод, неизвестный в те времена. Назовите это домашнее животное. (Кот. Когда Б. Куртуа завтракал за своим рабочим столом в химическом кабинете, на его плече восседал любимый кот. Неожиданно он спрыгнул на стол и разбил склянки с реактивами. Хранившиеся в них жидкости смешались, и в результате реакции в воздух поднялись фиолетовые клубы пара. Когда они осели, Куртуа заметил на соседних предметах кристаллический налет — это и был йод.) | |
2 . В старых арабских медицинских книгах упоминается, что о бодрящих свойствах кофейных зерен люди узнали по подсказке неких домашних животных. Монах одного из эфиопских монастырей подметил, что в те дни, когда эти животные паслись там, где росли кофейные кусты и деревья, они становились особенно оживленными и игривыми. Монах попробовал есть плоды кофе: т. к. ему приходилось, как и прочим монахам, принимать участие в ночных бдениях. И что же? Сон отступил. Вскоре его опыту последовали другие монахи, а затем этот опыт вышел за пределы монастыря. Какие домашние животные подсказали монахам о бодрящих свойствах кофе? (Козы.) | |
| |
4.Племена папуасов, проживающие на Новой Гвинее, чтят культ этого животного. Их воспитывают, как членов семьи, обращаются к ним по имени, кладут спать рядом с собой, гладят, ласкают и плачут, когда животное заболело. Кормят лучшими блюдами со своего стола. (Свинья.) | |
| |
Наше мероприятие подошло к концу. Спасибо всем, кто принял участие в предметной неделе, а также в викторине. Всего доброго! |
«Тайны живой природы»
(интеллектуальная игра для учащихся 7 класса)
Цели: воспитывать бережное отношение к природным богатствам; способствовать расширению кругозора.
Форма проведения: игра.
Ход мероприятия.
Игра проводится в форме состязаний команд. Вопросы задаются поочерёдно. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
Всё обо всём
Каждой команде нужно выбрать правильный ответ.
1. Какая из этих птиц не умеет хорошо плавать?
А) пингвин; Б) буревестник; В) топорик; Г) попугай.
2. Какое из этих животных является рыбой?
А) морская звезда ; Б) тюлень; В) лосось; Г) дельфин.
3. Что едят пингвины?
А) водоросли; Б) рыбу; В) останки животных; Г) снег
4. Для чего крокодилы покрывают свои яйца илом?
А) чтобы спрятать их; Б) чтобы согреть; В) чтобы они не разбились; Г) чтобы не укатились.
5. Какое из этих животных может отказаться от части своего тела?
А) осёл; Б) попугай; В) змея; Г) ящерица
6. Какое из этих животных не ведёт ночной образ жизни?
А) ёж; Б) соловей; В) орёл; Г) мышь.
7. Как долго живёт муха?
А) 10 лет; Б) 10 дней; В) 10 часов; Г) 10 недель.
8. За что так была названа рыба-попугай?
А) умеет разговаривать; Б) имеет твёрдый клюв; В) живёт в джунглях; Г) имеет яркий окрас.
9. Какая из этих птиц умеет летать?
А) эму; Б) киви; В) пингвин; Г) фламинго.
Цветочный калейдоскоп
Нужно отгадать загадки о цветах. Кто первый отгадает слова, тот получает балл.
- Весенний апрель улыбнулся,
запел, загалдел, заиграл,
от шума цветочек проснулся
и на проталинке встал.
Запахло,повеяло прелью,
Чуть слышно цветочек твердил:
-Спасибо апрелю
За то, что меня разбудил! Подснежник
- Я – красивый цветок,
Франт невероятный,
Жёлтый с бантиком цветок,
Всем весьма приятный.
Я – по северным лесам –
Роскошь без примера.
И, клянусь, не цвёл бы там,
Если б не Венера. Венерин башмачок
- Стоит в саду кудряшка –
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Зовут её … Ромашка
4. Это неприметное, крохотное растение имеет удивительно красивые и очень нежные цветки с бело-жёлто-фиолетовыми лепестками Анютины глазки
5. Ты горюешь над овражком:
Кто понежит, кто понянчит,
Где уснуть цветам-бедняжкам?
Ветер дует, рвёт былинки,
Пух с головушки срывает,
Серебристые пушинки
В чёрном поле развевает … Одуванчик
- Росой обрызганный душистой,
Румяным вечером
Иль утра в час златой
Из-под куста мне этот цветок
Приветливо кивает головой… Ландыш
Страшилки природы
Отгадайте, о каких растениях и животных идёт речь.
1. Как известно, крик этой птицы разгоняет нечистую силу. Это качество отражено в литературных произведениях, например в рассказе «Вий» Н.Гоголя. (Петух)
2. Рассказывают, что на этом дереве повесился раскаявшийся предатель Иуда. С тех пор листья дерева дрожат, словно от страха, даже без всякого ветра. Кол из «иуда дерева» вбивали в могилы злодеев и колдунов, чтобы они не могли воскреснуть. (Осина)
3. 19 сентября 1981 года более 300 человек были съедены этими рыбами, после того как перегруженное пассажирское судно перевернулось и затонуло у причала бразильского порта. (пираньи)
4. На счету этого растения множество жертв. С помощью особых щупалец, которые покрывают его листья, растение ловит насекомых, а затем, выделяя своеобразный желудочный сок, переваривает их. (Росянка)
5. Нашествие этого насекомого считалось одним из самых страшных бедствий ещё в Древнем Египте. Невероятные тучи прожорливых насекомых порой затмевали в полёте солнце. После нашествия местность превращалась в голую пустыню. Порой это насекомое опустошало целые страны. (Саранча)
Эмоциональное животное
Команды выбирают число от 1 до 6 в первом столбике таблицы (номер эмоции), и выбирают число от 1 до 6 во втором столбике таблицы (номер животного). Задача игрока – изобразить животное, переживающее заданное чувство. Соперники должны угадать, что это за зверь и какую эмоцию он испытывает.
1. гнев | 1. медведь |
2. презрение | 2. слон |
3. страх | 3. кошка |
4. радость | 4. петух |
5. удивление | 5. обезьяна |
6. вина | 6. собака |
Верю – не верю
Вы знаете книгу, в которой рассказывается о приключениях барона Мюнхгаузена. В разных частях света его окружали удивительные растения и животные. Свои наблюдения он записывал в блокнот. Проведём конкурс «Верю – не верю».
- Орёл-гарпия любит завтракать обезьянами. (верно. Гарпия – настоящий царь хищников в лесах Южной Америки, он свободно летает между ветвями деревьев и охотится на обезьян, которые всегда были его основной пищей)
- На зебрах водятся полосатые блохи. (неверно, блохи не маскируются)
- Чтобы спастись от врагов, крокодилы притворяются брёвнами. (неверно, они действительно похожи на плывущие брёвна, но они пользуются этим сходством, чтобы подкрасться поближе к своим жертвам)
- Одинокие волки воют на луну от тоски.(неверно, он предупреждает волков из других стай, чтобы те не заходили на чужую территорию)
- Крабы поднимаются к поверхности моря на дельфинах. (неверно, крабы всплывают с помощью собственных конечностей)
- Большие черепахи плачут (верно, на берегу они роняют слёзы, так они избавляются от песчинок, попадающих в глаза)
- Киты не могут дышать под водой. (верно)
- Некоторые животные чистят свою шкуру, валяясь в грязи (верно, слоны, носороги, бегемоты покрывают себя слоем грязи в целях гигиены. Когда грязь высыхает, она отпадает от их шкур, а вместе с ней клещи и блохи)
- Божьи коровки кусаются, когда рассержены. (неверно, когда им досаждают, из их суставов сочится едкая жидкость, раздражая кожу напавшего)
1. гнев | 1. медведь |
2. презрение | 2. слон |
3. страх | 3. кошка |
4. радость | 4. петух |
5. удивление | 5. обезьяна |
6. вина | 6. собака |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в рамках недели биологии.6-й класс.
Краткий конспект открытого урока....
План проведения недели биологии, химии и экологии.
План проведения недели биологии, химии и экологии. Предлагаются мероприятия для учащихся с 1 по 11 класс....
Предметная неделя биологии
Данная работа содержит разработку мероприятия ко Дню птиц...
неделя биологии
в работе имеется план недели, оимпиадные вопросы по биологии, разрабока школьного осеннего праздника "уж небо осенью дышало"...
План проведения недели биологии и химии
план проведения недели биологии и химии...
Неделя биологии и экологии в школе
План проведения недели биологии и экологии в школе, положения по ряду конкурсов, планы уроков в игровой форме, анализ проведенной недели биологии...
Неделя биологии и экологии
В нашей школе была проведена неделя биологии, экологии и технологии.Была проведена АКЦИЯ "Детство в чистом городе", различные конкурсы....