Ситуационная задача по биологии
учебно-методический материал по биологии (7 класс)

Ситуационные задачи являются средством формирования и оценки предметных и метапредметных результатов обучения дисциплинам естественно-научного цикла

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nazvanie_zadachi_neutomimyy_truzhenik.docx422.1 КБ

Предварительный просмотр:

Название ситуационной задачи Неутомимый труженик

Личностнозначимый познавательный вопрос

Хороший урожай - это то, к чему стремится каждый сельский житель. Производители предлагают широкий спектр удобрений. На что обращать внимание при выборе механизмов повышения плодородия почв, чтобы получить наибольший урожай?

Информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде

Дождевыми червями называется семейство крупных почвенных малощетинковых червей Люмбрицида, которые филогенетически относятся к классу малощетинковых червей (Олигохета), подтипу поясковых (Клителлата), типу кольчатых червей (Аннелида). У всех видов дождевых червей сходный образ жизни. Они живут во влажных местах, делают ходы под землей, а когда наступает холод или засуха, то  зарываются глубоко в землю. После сильных дождей возникает недостаток воздуха,  и дождевые черви вынуждены подниматься на поверхность.

Тело беспозвоночного состоит из двух видов мышц - продольных и кольцевых, сокращая их, животное движется. Передний конец червя слегка утолщен и более темной окраски, чем задний, который тонкий и плоский. Когда червь ползёт, по его телу пробегают волны мышечных сокращений, причём и длина и толщина отдельных участков его тела постоянно меняются. Движения, производимые каждым участком тела, состоят в том, что составляющие его сегменты то вытягиваются и при этом становятся тоньше, то сокращаются и становятся более толстыми.

В результате таких попеременных вытягиваний и сокращений червь постепенно продвигается вперёд: сначала вытягивается вперёд его головной конец, и затем к нему постепенно подтягиваются и задние сегменты тела; после этого задний конец тела остаётся на месте, а головной конец просовывается ещё далее вперёд, и таким образом продолжается дальнейшее продвижение червя. Когда отдельные части тела становятся короче и вместе с тем раздаются в толщину, ясно, что это движение производится сокращением мышц, у которых волокна расположены в продольном направлении.

Когда же червь с силой продвигается или пробуравливается вперёд, те же самые участки его тела вытягиваются в длину и вместе с тем становятся тоньше; эта работа производится уже другими мышцами — кольцевыми, которые как бы опоясывают тело и лежат непосредственно под кожей: сокращение этих мышц делает в этом месте тело более тонким и тем самым заставляет его вытягиваться в продольном направлении

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0f0d/00072774-8b6bd4b4/img8.jpg

Пищеварительная система кольчецов представлена передним, средним задним отделами кишечника. Передняя кишка состоит из глотки, пищевода, зоба и мускульного желудка. У дождевых червей в пищевод впадают протоки известковых желёз, выделяющих карбонат кальция, который нейтрализует гуминовые кислоты пищи. Питаются дождевые черви тем, что находится на поверхности земли, они могут заглатывать большое количество земли, а она дает им необходимые органические элементы. Кроме этого, черви съедают большое количество полусгнивших листьев. Важно отметить, что дождевые черви не имеют зубов непосредственно во рту – они расположены в желудке. Чтоб принять пишу, червяк всасывает ее своим специальным органом – глоткой. Часть пищи направлена на предоставление червям энергии и способствует их росту. Остальная часть пищи выделяется в виде гранул. Растворимые питательные вещества в этих гранулах более полезны, чем пища, потребляемая червями в самом начале. Эти выделения богаты кальцием, магнием, фосфором и азотом. За сутки каждый червь пропускает через свой кишечник количество земли, примерно равное весу его тела, т.е. 4—5 граммам. Ежегодно дождевые черви выбрасывают на поверхность земли слой экскрементов толщиной 0,5 сантиметра.

Задания на работу с данной информацией

ОЗНАКОМЛЕНИЕ:

Прочитайте текст «Неутомимый труженик», самостоятельно изучите способ передвижения дождевого червя, заполните таблицу о функциях двух видов мышц

Передвижение дождевого червя

Продольные мышцы

Кольцевые мышцы

ПОНИМАНИЕ:

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0a99/000a91e8-c9ee8ea7/img5.jpg

Определите кольцевые и продольные мышцы, обозначьте их на рисунке

ПРИМЕНЕНИЕ:

Положите двух червей на лист бумаги, понаблюдайте за их передвижением. Дотроньтесь до переднего конца тела а затем, до заднего конца тела. Объясните увиденное, зафиксируйте в тетрадь

АНАЛИЗ:

Раскройте особенность предпочтения дождевыми червями различных видов почв (песчаная почва, болотистая почва, чернозём)

СИНТЕЗ

Предложите новый вариант повышения плодородия почвы, без использования химикатов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок решения ситуационных задач по теме "Плотность вещества"

В современной школе, где учитель должен не передать сумму знаний своим ученикам, а научить их эти знания "добывать", ситуационные задачи должны занять достойное место в методическом арсенале учителя.С...

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ По разделу № 3 «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи»

8 ситуационных задач для закрепления материала по теме  "Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи"....

Решение ситуационных задач как средство формирования универсальных учебных действий на уроках биологии и химии

Жизнь показывает, что успешность человека начинает определяться не объемом знаний, а его мобильностью, умением самостоятельно получать новую информацию, необходимую не вообще, а в данный момент, умени...

Ситуационные задачи по географии и биологии

Ситуационные задачи позволят ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синте...

Биология 7 класс Ситуационные задачи по классу Пресмыкающиеся

Ситуационные задачи по классу Пресмыкающиеся...

Разработка ситуационной задачи по естественно-научной функциональной грамотности для урока биологии по теме "Разнообразие птиц"

Решение практико-ориентированных заданий по формированию естественно-научной грамотности...