Роль проектно-исследовательской технологии в условиях реализации ФГОС
статья по биологии (11 класс)
Главной задачей современной школы в условиях реализации ФГОС является не передача ученикам суммы тех или иных знаний, а обучение приобретать эти знания самостоятельно и уметь пользоваться ими для решения новых познавательных и практических задач, то есть сформировать компетенции личности выпускника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola-_vuz._statya._shevtsova_s.t.docx | 34.64 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
С. Т. Шевцова
МБОУ Калачеевская СОШ № 1, г. Калач, Воронежская обл.
Таланты создавать нельзя,
но можно создать почву,
на которой растут и
процветают таланты
Г. Найгауз
«В настоящее время система образования призвана обеспечить подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий...», - говорится в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» [3].
Именно поэтому, главной задачей современной школы в условиях реализации ФГОС является не передача ученикам суммы тех или иных знаний, а обучение приобретать эти знания самостоятельно и уметь пользоваться ими для решения новых познавательных и практических задач, то есть сформировать компетенции личности выпускника.
Под компетенцией понимается готовность субъекта для достижения поставленной цели эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы, которые очень часто скрыты от непосредственного наблюдения учителя [2].
Поэтому цель моей педагогической деятельности на современном этапе – активное участие в формировании ключевых компетенций учащихся через проектную деятельность.
Поставленную цель конкретизируют задачи:
- реализовывать идею непрерывного формирования информационной, коммуникативной компетенции учащихся средствами современных образовательных технологий в процессе освоения предмета;
- развивать творческую инициативу ученика;
- воспитывать в нем уверенность в себе, осознание того, что путь к профессиональной карьере лежит через творческую деятельность.
Поставленные задачи решаю через:
- практическую реализацию образовательных программ, определяющих цели, задачи, содержание обучения;
- программное, методическое и техническое обеспечение;
- принципы внедрения программ и критерии оценки их эффективности.
Пути решения поставленных задач:
- оптимизация образовательного процесса посредством использования инновационных технологий обучения;
- системно-деятельностный, лично-ориентированный подходы;
- метод проектов.
Их сочетание и системное применение позволяют формировать следующие компетенции:
- информационную - способность грамотно выполнять действия с информацией;
- коммуникативную - способность вступать в общение с целью быть понятым;
- социальную - способность действовать в социуме с учётом позиций других людей;
- предметную - способность применять полученные знания на практике.
Для развития проектно-исследовательской компетенции учащихся ведущую роль отвожу проектной технологии. Почему? Метод проектов позволяет наименее ресурсозатратным способом создать «естественную среду» для формирования компетентностей учащихся, так как:
1. «Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
2. Проект есть слияние теории и практики, он заключает в себе не только постановку определенной умственной задачи, но и практическое ее выполнение» [1].
Следовательно, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу, так как целью проекта является:
- повышение стимулирования самостоятельности учащихся,
- осуществление индивидуально-дифференцированного подхода при отборе заданий,
- обучение сотрудничеству участников учебного процесса,
- формирование устойчивых мотивов деятельности школьников,
- ускорение процесса усвоения комплекса знаний и умений, в котором важную роль играет саморегуляция учащихся,
- целенаправленное обучение детей приёмам самоконтроля,
- выработка ответственного отношения к учению.
В своей педагогической деятельности организую работу учащихся над разными проектами: индивидуальными и групповыми, предметными и межпредметными, творческими - и применяю их при изучении всего курса биологии. Проектно-исследовательская деятельность организуется по следующим темам и направлениям:
- В курсе «Биология. Растения. 5-6 класс»: проращивание семян, наблюдение за фототропизмом растений, развитие растений от стадии цветка до плода, реакции растений на стимулирующие воздействия, исследование силы набухания семян, измерение скорости фотосинтеза с помощью датчиков, наблюдение за развитием комнатного растения, размножение растений, наблюдение за изменением абиотических факторов природы по сезонам, оформление гербария.
Дети особенно интересуются исследовательской деятельностью, связанной с использованием микроскопа. Составляя рабочую программу, включаю дополнительные ознакомительные практические и лабораторные работы, которые не требуют обязательного оценивания, но зато повышают интерес к предмету.
- В курсе «Биология. Животные. 7 класс» исследуется поведение улиток, рыб, лягушек, дождевых червей, развитие гусеницы в бабочку. Обучающимися составляются презентации к урокам, слайды которых содержат иллюстрации животных, занимательные факты из жизни животных, проблемные вопросы и познавательные задачи.
- В курсе «Анатомия и физиология человека. 8 класс» организую проектную деятельность по темам: «Нарушение кровообращения при наложении жгута», «Регуляция температуры тела человека», «Влияние естественной вентиляции на климат внутри помещения», «Воздействие шума и продуктов питания на организм человека», «Влияние физических нагрузок на работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем», «Предупреждение болезней человека» и другим.
- В курсе «Общая биология» при изучении темы «Химический состав клетки», учащиеся, работая с источником информации (учебником и дополнительной литературой), создают свой мини-проект «Важнейшие микроэлементы». Самостоятельно добывают и анализируют информацию о суточной потребности в данном микроэлементе; о заболеваниях, вызываемых недостатком микроэлементов; о продуктах, содержащих микроэлементы. На уроке проходит защита проекта, обсуждение работ.
Использование проектной деятельности практикую как на уроках, так и во внеурочное время. Считаю, что гораздо больше возможностей для этого имеется во внеурочной деятельности.
В рамках инновационного проекта была разработана программа внеурочной деятельности "Я - исследователь". Ход реализации программы направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС:
- личностных: критичности мышления; креативности мышления; активности при решении познавательных задач;
- метапредметных : способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей; строить логические рассуждения, умозаключения и выводы;
- коммуникативных: способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Реализация программы рассчитана на 7 лет: с 5 по 11 класс. Еженедельные занятия проходят по группам в кабинетах, оснащенных лабораторным оборудованием. Для повышения эффективности внеурочной деятельности по биологии и экологии, сокращения времени, которое затрачивается на подготовку и проведение эксперимента, обеспечения наглядности эксперимента и визуализации его результатов, расширения списка экспериментов, проведения измерений в полевых условиях активно использую цифровую лаборатория «Архимед» и лабораторное оборудование "Прорастание". Данные лаборатории представляют целый комплект программного обеспечения, который позволяет осуществлять сбор экспериментальных данных, их обработку и представление в самой разнообразной форме: в виде цифровых показателей или графиков, что избавляет исследователя от рутинной работы по снятию показаний и обработке результатов экспериментов.
Сформированные навыки работы с лабораторным и вычислительным оборудованием позволяет обучающимся эффективно перейти от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов, развивать интеллектуальные, творческие, коммуникативные способности и формировать экологическую культуру. Лабораторное оборудование позволяет организовать исследовательскую деятельность, как по обязательным темам учебного предмета, так и межпредметные исследования. Цифровая лаборатория делает возможным самостоятельность исследований, а процесс обучения - мотивированным, увлекательным, творческим и позволяет раскрыть таланты, почувствовать уверенность в себе, испытать радость успеха.
Какие же результаты в обучении были получены благодаря применению проектно-исследовательской деятельности как во внеурочное, так и внеурочное время:
1.Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний - умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2.Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, то есть изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования; умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5.Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса.
6. Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Безусловно, в любой деятельности можно отметить как достоинства, так и недостатки. К «плюсам» можно отнести создание особой образовательной атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности, развивать свои творческие способности, мышление, память, умение добывать информацию из различных источников, анализировать и интегрировать знания, представлять результаты своих исследований на конференциях разного уровня. «Минусами» данной деятельности является увеличение умственной, эмоциональной нагрузки на обучающихся и увеличение объема работы учителя. И все-таки, несмотря на существование определенных проблем, будущее – за проектно-исследовательской деятельностью, так как она является стимулом к успеху учителя и ученика
Что должен знать учитель, который руководит проектно-исследовательской деятельностью учащихся? Научная деятельность учащихся направлена на выявление сущности изучаемых явлений и процессов, открытие и систематизацию субъективно и объективно новых знаний, поиск закономерностей, формирование элементов компетенций учащихся в соответствии с ФГОС.
Таким образом:
1. Основное отличие нового Стандарта заключается в изменении результатов, которые мы должны получить на выходе - личностные, предметные и метапредметные.
2. Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия - познавательные, коммуникативные, регулятивные.
3.Основным подходом формирования УУД, является системно - деятельностный подход.
4. Если мы хотим, чтобы новое поколение действовало осознанно и отвечало за свои поступки, было активно и сознательно, инициативно и ответственно, не боялось трудностей, могло эффективно решать поставленные задачи, находить ресурсы для их решения, мы должны включать проектно-исследовательские технологии в учебный процесс, как необходимый компонент учебной деятельности, так как они является стимулом к успеху учителя и ученика.
ЛИТЕРАТУРА
1. Митрофанова Г. Г. Трудности использования проектной деятельности в обучении // Молодой ученый. — 2011. — № 5. Т.2. — С. 148-151.
2. Якушина Е. В. “Подготовка к уроку в соответствии с ФГОС” // Справочник заместителя директора школы, №10, 2012 г.
3. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, www.standart.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС НОО по предмету физическая культура
Использование здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС НОО по предмету физическая культура...
Использование здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС НОО по предмету физическая культура
Использование здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС НОО по предмету физическая культура...
Использование ИКТ на уроке технологии в условиях реализации ФГОС
Презентация к уроку...
доклад о применении различных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС
Доклад о применении новых педагогических технологий...
Статья на тему "Информационно-коммуникационные технологии в условиях реализации ФГОС"
Информационно-коммуникационные технологии в условиях реализации ФГОС (федерального государственного образовательного стандарта)...
Метапредметный подход в реализации содержания предметной области "Технология" в условиях реализации ФГОС
Метапредметный подход в реализации содержания предметной области "Технология" в условиях реализации ФГОС...
Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС. Игровые технологии.
В условиях реализации требований ФГОС одними из наиболее актуальных становятся игровые технологии.Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феном...