Роль проектно-исследовательской технологии в условиях реализации ФГОС
статья по биологии (11 класс)

Главной  задачей  современной школы в условиях реализации  ФГОС является  не передача ученикам суммы тех или иных знаний, а обучение  приобретать эти знания самостоятельно и  уметь пользоваться ими для решения новых познавательных и практических задач,  то есть  сформировать компетенции личности выпускника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola-_vuz._statya._shevtsova_s.t.docx34.64 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ  ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ   В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ  ФГОС

С. Т. Шевцова

shewtsowa.sweta2011@yandex.ru

МБОУ  Калачеевская СОШ № 1, г. Калач, Воронежская обл.

Таланты создавать нельзя,
но можно создать почву,

на которой растут и
процветают таланты
Г. Найгауз

         «В настоящее время система образования призвана обеспечить подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий...», - говорится в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» [3].

        Именно поэтому, главной  задачей  современной школы в условиях реализации  ФГОС является  не передача ученикам суммы тех или иных знаний, а обучение  приобретать эти знания самостоятельно и  уметь пользоваться ими для решения новых познавательных и практических задач,  то есть  сформировать компетенции личности выпускника.

        Под компетенцией понимается готовность субъекта для достижения поставленной цели эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы, которые очень часто скрыты от непосредственного наблюдения учителя [2].

        Поэтому цель моей педагогической деятельности на современном этапе  – активное участие в формировании ключевых компетенций учащихся через проектную деятельность.

Поставленную цель конкретизируют задачи:

  • реализовывать идею непрерывного формирования  информационной, коммуникативной компетенции учащихся средствами современных образовательных технологий в процессе освоения предмета;
  • развивать творческую инициативу ученика;
  • воспитывать в нем уверенность в себе, осознание того, что путь к профессиональной карьере лежит через творческую деятельность.

Поставленные задачи решаю через:

  • практическую реализацию образовательных программ, определяющих цели, задачи, содержание обучения;
  • программное, методическое и техническое обеспечение;
  • принципы внедрения программ и критерии оценки их эффективности.

Пути  решения поставленных задач:

  • оптимизация образовательного процесса посредством использования инновационных технологий обучения;
  • системно-деятельностный,  лично-ориентированный  подходы;
  • метод  проектов.

        Их сочетание и системное применение позволяют формировать  следующие компетенции:

  • информационную - способность грамотно выполнять действия с информацией;
  • коммуникативную - способность вступать в общение с целью быть понятым;
  • социальную - способность действовать в социуме с учётом позиций других людей;
  • предметную - способность применять полученные знания на практике.

Для развития проектно-исследовательской компетенции учащихся ведущую роль отвожу проектной технологии. Почему? Метод проектов позволяет наименее ресурсозатратным способом создать «естественную среду» для формирования компетентностей учащихся, так как:

        1. «Проект – это специально организованный учителем  и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

        2. Проект есть слияние теории и практики,  он заключает в себе не только постановку определенной умственной задачи, но и практическое  ее выполнение» [1].

        Следовательно, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу, так как целью проекта является:

  • повышение стимулирования самостоятельности учащихся,
  • осуществление индивидуально-дифференцированного подхода при отборе заданий,
  • обучение сотрудничеству участников учебного процесса,
  • формирование устойчивых мотивов деятельности школьников,
  • ускорение процесса усвоения комплекса знаний и умений, в котором важную роль играет саморегуляция учащихся,
  • целенаправленное обучение детей приёмам самоконтроля,
  • выработка ответственного отношения к учению.

         В своей педагогической деятельности организую работу учащихся над разными проектами: индивидуальными и групповыми, предметными и межпредметными, творческими -  и применяю их при изучении всего курса биологии. Проектно-исследовательская деятельность организуется по следующим  темам и направлениям:

  • В курсе «Биология. Растения. 5-6 класс»: проращивание семян, наблюдение за фототропизмом растений, развитие растений от стадии цветка до плода, реакции растений на стимулирующие воздействия, исследование силы набухания семян, измерение скорости фотосинтеза с помощью датчиков,  наблюдение за развитием комнатного растения, размножение растений, наблюдение за изменением абиотических факторов природы по сезонам,  оформление гербария.

        Дети особенно интересуются исследовательской деятельностью, связанной с использованием микроскопа. Составляя рабочую программу,  включаю дополнительные ознакомительные практические и лабораторные работы, которые не требуют обязательного оценивания, но зато повышают интерес к предмету.

  • В курсе «Биология. Животные. 7 класс»   исследуется поведение улиток, рыб, лягушек, дождевых червей, развитие гусеницы в бабочку. Обучающимися составляются презентации к  урокам, слайды которых содержат иллюстрации животных, занимательные факты из жизни животных, проблемные вопросы и познавательные задачи.
  • В курсе «Анатомия и физиология человека. 8 класс» организую проектную деятельность по темам: «Нарушение кровообращения при наложении жгута», «Регуляция температуры  тела человека», «Влияние естественной вентиляции на климат внутри помещения», «Воздействие шума и продуктов питания  на организм человека», «Влияние физических нагрузок на работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем», «Предупреждение  болезней человека» и другим.
  • В курсе «Общая биология» при изучении темы «Химический состав клетки», учащиеся, работая с источником информации (учебником и дополнительной литературой), создают свой мини-проект «Важнейшие микроэлементы». Самостоятельно добывают и анализируют информацию о суточной потребности в данном микроэлементе; о заболеваниях, вызываемых недостатком микроэлементов; о продуктах, содержащих  микроэлементы. На уроке проходит защита проекта, обсуждение работ. 

         Использование  проектной деятельности  практикую как на уроках, так и во внеурочное время. Считаю, что гораздо больше возможностей для этого имеется во внеурочной деятельности.

В  рамках инновационного проекта  была разработана  программа  внеурочной деятельности "Я - исследователь". Ход реализации программы направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС:

  • личностных: критичности мышления; креативности мышления; активности при решении познавательных задач; 
  • метапредметных : способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей; строить логические рассуждения, умозаключения и выводы;
  • коммуникативных: способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. 

Реализация программы рассчитана  на 7 лет: с 5 по 11 класс. Еженедельные занятия проходят по группам в кабинетах, оснащенных лабораторным оборудованием. Для повышения  эффективности внеурочной деятельности по биологии и экологии, сокращения времени, которое затрачивается на подготовку и проведение эксперимента, обеспечения  наглядности эксперимента и визуализации его результатов, расширения списка экспериментов, проведения  измерений в полевых условиях активно использую цифровую  лаборатория «Архимед» и лабораторное  оборудование  "Прорастание". Данные лаборатории  представляют  целый комплект программного обеспечения, который позволяет осуществлять сбор экспериментальных данных, их  обработку  и представление  в самой разнообразной форме: в виде  цифровых показателей или  графиков, что  избавляет исследователя от рутинной работы по снятию показаний и обработке результатов экспериментов.

Сформированные навыки работы с лабораторным и вычислительным оборудованием позволяет обучающимся эффективно перейти от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов, развивать интеллектуальные, творческие, коммуникативные способности и формировать экологическую культуру. Лабораторное оборудование позволяет организовать исследовательскую деятельность, как  по обязательным темам учебного предмета, так и межпредметные исследования.   Цифровая лаборатория делает возможным самостоятельность исследований,  а процесс обучения - мотивированным, увлекательным,  творческим и  позволяет  раскрыть таланты,  почувствовать уверенность в себе, испытать радость успеха.

        Какие же результаты в обучении были получены благодаря применению  проектно-исследовательской деятельности как во внеурочное,  так и внеурочное время:

        1.Рефлексивные умения:

  • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний - умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

        2.Поисковые (исследовательские) умения:

  • умение самостоятельно генерировать идеи, то есть  изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
  • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
  • умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
  • умение находить несколько вариантов решения проблемы;
  • умение выдвигать гипотезы;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи.

        3. Навыки оценочной самостоятельности.

        4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:

  • умение коллективного планирования; умение взаимодействовать с любым партнером;
  • умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
  • навыки делового партнерского общения;
  • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

        5.Коммуникативные умения:

  • умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
  • умение вести дискуссию;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • умение находить компромисс;
  • навыки интервьюирования, устного опроса.

        6. Презентационные умения и навыки:

  • навыки монологической речи;
  • умение уверенно держать себя во время выступления;
  • артистические умения;
  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
  • умение отвечать на незапланированные вопросы.

Безусловно, в любой деятельности можно отметить как достоинства, так и недостатки. К «плюсам»  можно отнести  создание особой образовательной атмосферы, дающей  детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности, развивать свои творческие способности, мышление, память, умение добывать информацию из различных источников, анализировать и интегрировать знания, представлять  результаты своих  исследований на конференциях разного уровня. «Минусами» данной деятельности является увеличение умственной, эмоциональной нагрузки на обучающихся и увеличение объема работы учителя. И все-таки, несмотря на существование определенных проблем, будущее – за проектно-исследовательской деятельностью, так как она является стимулом к успеху учителя и ученика

        Что должен знать учитель, который руководит  проектно-исследовательской деятельностью учащихся?  Научная деятельность  учащихся направлена на выявление сущности изучаемых явлений и процессов, открытие и систематизацию субъективно и объективно новых знаний, поиск закономерностей, формирование элементов  компетенций учащихся в соответствии с ФГОС.

        Таким образом:

        1. Основное отличие нового Стандарта заключается в изменении результатов, которые мы должны получить на выходе -   личностные,  предметные  и  метапредметные.

        2. Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия  - познавательные, коммуникативные, регулятивные.

        3.Основным подходом формирования УУД,  является системно - деятельностный подход.

        4. Если мы хотим, чтобы новое поколение действовало осознанно и отвечало за свои поступки, было активно и сознательно, инициативно и ответственно, не боялось трудностей, могло эффективно решать поставленные задачи, находить ресурсы для их решения, мы должны включать проектно-исследовательские технологии в учебный процесс, как необходимый компонент учебной деятельности, так как они является стимулом к успеху учителя и ученика.

ЛИТЕРАТУРА

1. Митрофанова Г. Г. Трудности использования проектной деятельности в обучении // Молодой ученый. — 2011. — № 5. Т.2. — С. 148-151.

2. Якушина Е. В. “Подготовка к уроку в соответствии с ФГОС” // Справочник заместителя директора школы, №10, 2012 г.

3. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт,  www.standart.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС НОО по предмету физическая культура

Использование здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС НОО по предмету физическая культура...

Использование здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС НОО по предмету физическая культура

Использование здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС НОО по предмету физическая культура...

Статья на тему "Информационно-коммуникационные технологии в условиях реализации ФГОС"

Информационно-коммуникационные технологии в условиях реализации ФГОС (федерального государственного образовательного стандарта)...

Метапредметный подход в реализации содержания предметной области "Технология" в условиях реализации ФГОС

Метапредметный подход в реализации содержания предметной области "Технология" в условиях реализации ФГОС...

Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС. Игровые технологии.

В условиях реализации требований ФГОС одними из наиболее актуальных становятся игровые технологии.Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феном...