Игровые (технологии имитационного моделирования) на уроках биологии.
статья по биологии

Айгуль Назгатовна Рахматуллина

Выступление на ШМО по теме самообразования - Игровые (технологии имитационного моделирования) на уроках биологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые (технологии имитационного моделирования) на уроках биологии.

Игра имеет особое важное значение в жизни детей. Это – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей, это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.

Игра дает свободу мысли и деятельности, вызывает у детей обостренный интерес к происходящему на уроке, активизирует познавательную деятельность школьника, развивает коммуникативные навыки, снижает утомляемость, способствует формированию здорового психологического климата класса

 Учебная игра выполняет несколько функций:

- обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор);

- ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи);

- мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса.

Также при использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:

1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках.

Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:

1) ролевые игры на уроке;

2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);

3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке;

4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

5) различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

Игровая форма обучения требует четкой организации. Обычно при подготовке к игре выделяют следующие этапы:

1. Выбор игры

2. Подготовка игры

а) предварительная подготовка учащихся к игре

б) подготовка непосредственно перед игрой

3. Введение в игру

а) предложение игры детям

б) объяснение правил игры

в) выбор участников игры

4. Ход игры

а) начало игры

б) развитие игрового действия (кульминация)

в) заключительный этап игры

5. Подведение итогов (оценка и поощрение школьников)

6. Анализ игры (обсуждение, анкетирование, оценка эмоционального состояния

Невозможно каждый урок проводить в виде игры, а использовать игровые приемы для повышения мотивации и активизации познавательной деятельности можно. О некоторых игровых приемах я и хочу рассказать.

На уроках биологии я часто использую игры –упражнения. Они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов. К играм-упражнениям относятся: разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, ботаническое и зоологическое лото, объяснение пословиц и поговорок о растениях и животных.  

Например, игра -  “Найди родственников”. Вызванный ученик вытаскивает (или получает) карточку и подбирает к изображенному на ней объекту родственное по типу, классу, порядку, отряду, семейству растение или животное.

При повторении пройденного материала, можно провести ботаническое и зоологическое лото. В 7-м классе занятие можно построить, например, так: ученик берет карточку, на которой изображено взрослое насекомое и оставлены четыре пустые клетки. Отдельно на маленьких карточках нарисованы схемы, показывающие различные стадии развития насекомых. Отвечающий учащийся выбирает те изображения, которые относятся к данному насекомому, и по рисункам рассказать о его биологических особенностях, значении в природе и народном хозяйстве.

Загадки, ребусы, головоломки использую очень часто на уроках биологии в 5-7 классах. Работа с загадками, на мой взгляд, помогает развивать у детей наблюдательность, находчивость, развивают логическое мышление. Для того, чтобы отгадать загадки, учащиеся должны хорошо знать материал школьного учебника, дополнительной литературы.  

Применяю загадки и при закреплении нового материала, на обобщающих уроках. При этом ребенок не только отгадывает загадку, но и отвечает на соответствующие вопросы. Игры – упражнения могут иметь место и при выполнении учащимися домашних заданий. Например, кроссворды.

Бывают несколько типов составления кроссвордов: познавательный, обобщающий, итоговый. Познавательный (или обучающий) – составляется по параграфу или страницам (с использованием текста, рисунков, схем, вопросов, выводов, тестов) учебника. Цель его направлена на овладение определенными знаниями, умениями, навыками. Обобщающий – предлагается учащимся после изучения очередной темы, раздела в биологии, с целью обобщения, уточнения причинно-следственных связей, подготовки к итоговому тестированию. Итоговый – служит для комплексной проверки изученного материала более крупных разделов в биологии. Здесь могут быть использованы вопросы из предыдущих кроссвордов, включены вопросы на развитие логического мышления.  Кроссворд должен быть доступен для учащегося: учтены возрастные особенности, подготовка по предмету, требования школьной программы.  

 Необходимость запоминать большое количество терминов, их значение зачастую вызывает затруднения у школьников. В связи с этим мы используем ребусы.

Ребус – это один из видов головоломок, загадка, сформулированная в виде рисунка (либо фотографии) в сочетании с буквами, цифрами, знаками, символами, фигурами.

Разгадывание различных ребусов и их разработка — гимнастика для развития интеллекта учащихся, увлекательный способ развития мышления, причем процесс изобретения ребусов развивает гораздо больше мыслительных качеств, чем простое разгадывание. В отличие от простой загадки, где основа идет на словесное описание, ребус развивает еще и логическое образное мышление, учит нестандартно воспринимать графическое изображение, а также тренирует зрительную память и правописание.

Это великолепная возможность в игровой занимательной форме пополнить словарный запас, получить знания о специфической терминологии, научных бинарных названиях растений и животных. Разгадав неизвестное понятие, учащиеся задумываются о его значении. Разгадывание ребусов без использования изображений конкретных объектов, названий знакомых или не известных организмов, носит познавательный характер, служит для расширения кругозора, развития творческих способностей учащихся.

Пословицы, поговорки, а также приметы использую чаще всего при изучении сезонных изменений в жизни растений и животных. Даю задание дополнить пословицу, поговорку, примету или объяснить смысл, если их используем при выполнении домашнего задания. В эту же группу относятся игры, которые построены на самопроверке личных возможностей школьника. К ним мы относим: игры – тесты – вопросники, тесты – задачи, игры – предпочтительного выбора. Эти игры также развивают внимание; приучают детей ценить время, развивают глазомер, тренируют наблюдательность, творческие способности. Когда дети увлечены игрой, они вполне самостоятельно преодолевают различные трудности, препятствия.

         Еще один вид игры «Игра-поиск». Учащимся предлагается найти в рассказе, к примеру, растения Семейства Розоцветные, названия которых вперемежку с растениями других семейств, встречаются по ходу рассказа учителя. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты. Это могут быть следующие игры:

  • «Выбрать лишнее», «Четвёртый лишний», «Найдите ошибку в схеме»;
  • «Рассказ — небылица» Найти ошибки в рассказе.

Пример:

  • Учащиеся должны уличить Незнайку, т. е. Найти фактические ошибки в его рассказе: «Летом я жил в деревне. У бабушки — огород, поэтому работы хватало всем: натаскать утром воды, в обед полить, вечером прополоть. Чего только нет на бабушкином огороде! Картофель, капуста, морковь, огурцы, помидоры и многое другое. Когда зацвели огурцы, мы оборвали все пустоцветы. Пришлось окучивать лук, морковь, поливать подсолнечник....».
  • «Отгадать задуманное», (растение, животное, термин и т. д.), используя перечень наводящих вопросов

Еще К.Д.Ушинский советовал включать элементы занимательности, игры в серьезный учебный труд учащихся. Это позволяет организовать и сделать более продуктивную работу школьников.

Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, облегчает процесс усвоения знаний, а также ставит учащихся в условие поиска, побуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми. Значительная часть игр дает возможность сделать то или иное  обобщение, осознать правило, которое только что изучили, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению материала.

Исходя из сказанного, можно сформулировать основные функций технологий имитационного моделирования:

1) функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;

2)  функция формирования психических новообразований;

3)  функция формирования собственно учебной деятельности;

4) функция формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;

5)  функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;

6) функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.

Использование технологий имитационного моделирования требует большого педагогического мастерства, такта. Они входят в целостный педагогический процесс и не изолированы от других форм и средств обучения и воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Арт-технология КАРКАСНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ" на уроках изобразительного искусства в начальной школе. Изготовление новогоднего украшения с применением арт-технологии.

Презентация представляет опыт использования арт-технологий "Каркасное моделирование" на уроках изобразительного искусства в начальной школе....

Мастер класс по теме:"Виды моделирования на уроках биологии"

Цель: Моего мастер класса научить использовать методы моделирования на уроках.Модель в процессе научного познания является заместителем изучаемого объекта   Использование метода моделировани...

Мастер класс «Моделирование на уроках биологии в технике КВИЛЛИНГ».

Знакомство с техникой квиллинг: история, необходимые материалы, основные приемы. Мастер-класс не только позволяет выполнить различные модели, но и познакомиться с работой моих учеников....

Моделирование на уроках биологии

Материал научно-практического семинара учителей биологии, 2013г....

Имитационное моделирование на уроках технологии

Одним из методов активного обучения является  имитационное  моделирование на уроках ....

Моделирование на уроках биологии

Модель - аналог оригинала, отражающий некоторые его характеристики...

Имитационное моделирование на уроках русского языка практический аспект

В данной работе подробно  рассматривается игровое имитационное моделирование, позволяющее усовершенствовать работу по активизации учебной деятельности на уроках русского языка в среднем школьном ...