Программа кружка "Экологический калейдоскоп"
рабочая программа по биологии (5, 6, 7 класс)
Данная программа направлена на создание экологически развивающей среды, экологизацию различных видов деятельности, повышение экологической грамотности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.
Одним из важных условий реализации системы экологического образования детей с ОВЗ является правильная организация развивающей среды.
Программа включает в себя создание условий для формирования у ребенка экологической культуры. В ходе изучения экологических проблем необходимо формировать грамотное поведение в природе, безопасное как для самой природы, так и для ребенка, создавать условия для ознакомления и общения ребенка с природой ближайшего окружения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_2019.docx | 53.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Марий Эл «Школа № 2 г. Йошкар-Ола»
Согласовано на заседании МО учителей предметных дисциплин Протокол № 1 от 28.08.2019г. | Утверждаю: Директор школы: _______ Е.Ю.Ушмаева |
Программа кружка
«Экологический калейдоскоп»
(рассчитана на 3 учебных года)
Рассмотрена и принята на заседании педагогического совета школы
Протокол № 1 от 29.08.2019г.
Составитель:
учитель географии и биологии
Дмитриева Т.С.
Йошкар–Ола, 2019г.
Пояснительная записка
Данная программа направлена на создание экологически развивающей среды, экологизацию различных видов деятельности, повышение экологической грамотности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.
Одним из важных условий реализации системы экологического образования детей с ОВЗ является правильная организация развивающей среды.
Программа включает в себя создание условий для формирования у ребенка экологической культуры. В ходе изучения экологических проблем необходимо формировать грамотное поведение в природе, безопасное как для самой природы, так и для ребенка, создавать условия для ознакомления и общения ребенка с природой ближайшего окружения.
Экологически развивающая среда в школе должна способствовать:
- развитию познавательной активности ребенка;
- эколого-эстетическому развитию;
- оздоровлению ребенка;
- формированию нравственных качеств;
- формированию экологически грамотного поведения;
- экологизации различных видов детской деятельности;
Данная тема особенно актуальна в настоящее время т.к. в мире резко ухудшается экологическое состояние окружающей среды и никогда раньше так остро не стоял вопрос охраны природы. Необходимость повышения грамотности в данной области каждого человека диктует время. От каждого из нас зависит, насколько чиста будет окружающая среда, насколько комфортно обитают рядом с человеком животные, растения. Будет ли чистым воздух, вода, земля…
Цель экологического воспитания:
формирование элементарных представлений экологической
грамотности, ответственного отношения к окружающей среде.
Цели экологического воспитания достигаются по мере решения в единстве следующих задач:
- формировать обобщенные представления о признаках природных объектов и явлений, устанавливать простейшие связи между ними;
- воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру;
- развивать умение правильно вести себя в природе;
- развивать наблюдательность, внимание, память детей в процессе ознакомления их с явлениями природы;
- воспитывать у детей чуткое отношение ко всему живому;
- развивать эстетическое восприятие природных явлений;
- развивать представления о сезонных изменениях, поведении животных и птиц;
- формировать умение определять 7-10 видов деревьев, 3-4 кустарника, 5-6 лесных и садовых ягод, грибов, наиболее распространенные виды животных дикой природы по отличительным признакам при зрительном восприятии;
- дать представление о неживой природе, её влиянии на растительный и животный мир;
- приобщать детей к выращиванию растений в уголке природы;
По данному направлению, конечно же, каждым классным руководителем проводится работа во время уроков естественнонаучного цикла и во внеурочное время. Данная программа по экологическому воспитанию отличается от ранее существующих в школе тем, что на занятиях дети осваивают не только экологические представления, но и овладевают различными способами познавательной деятельности, учатся проявлять бережное отношение к объектам природы. Занятия планируются таким образом, чтобы ребенок переходил от освоения факторов к установлению связей между ними и обобщению полученных представлений. В систему экологического развития детей включаются занятия не только познавательного цикла (беседы), но и такие виды, как игровые, трудовые, по художественной деятельности, физкультурные (экологооздоровительные).
Все занятия между собой связаны и усложняются как по содержанию, так и по уровню овладения знаниями, умениями, навыками детьми с ОВЗ.
Программа рассчитана на работу с обучающимися с ОВЗ средних классов в возрасте от 11 до14 лет. Данный возрастной отрезок детей с ОВЗ наиболее благоприятен для воспитания экологической грамотности т.к школьники уже способны оценить красоту окружающей природы, способны сосредотачивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности. Формируется умение сравнивать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их.
Программа рассчитана на 3 года.
Первый уровень (дети в возрасте 11-12 лет)
Для детей характерно неустойчивое отношение к животным и растениям без выраженной положительной направленности. Отношение ситуативно. Дети наряду с отдельными позитивными действиями могут проявлять к объектам небрежность и даже агрессивность. При этом действуют неосознанно, механически, подражательно, могут присоединяться к неправильному поведению других. Дети в целом должны учиться понимать, что нельзя наносить природным объектам вред. Знать правила гуманного взаимодействия с природой, правила ухаживания за живыми существами.
Второй уровень (дети в возрасте 12-13 лет)
Дети на данном возрастном отрезке в целом проявляют к природе положительное отношение. Они способны заботиться о конкретных живых объектах, которые имеют непосредственное к ним отношение, привлекательны для них. У детей складываются представления о живом. Представления о нормах отношения к животным и растениям становятся более дифференцированными. Дети способны выделять отдельные правила взаимодействия с животными и растениями. Дети способны замечать нарушения правил поведения в природе. Могут мотивировать необходимость их соблюдения практической пользой, красотой и т.д. Но детей данного уровня увлекает процесс выполнения трудовых действий, а не получение качественного результата, важного для жизни живого.
Третий уровень (дети в возрасте 13-14 лет)
Для детей характерна выраженная положительная направленность отношения к природе. Они предпочитают деятельность с природными объектами. Формируется широкий круг представлений о природе. Учащиеся способны самостоятельно выделять ряд существенных признаков живого у отдельных объектов и группы. Формируется умение достаточно уверенно ориентироваться в правилах поведения в природе, стремление их придерживаться. Мотивом бережного отношения к животным и растениям выступает понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков.
Ожидаемые результаты
В ходе правильно организованного взаимодействия с детьми, в ходе освоения программы экологическая воспитанность обучающихся развивается от исходного уровня к более высоким.
Ребенок радуется встрече с природой, животными и растениями, эмоционально отзывается на проявления их жизни и поведения. По собственной инициативе длительно наблюдает за живыми существами. Владеет первоначальными обобщенными представлениями о живом. Умеет доказать принадлежность к живому людей, животных, растений (как отдельных объектов, так и группы в целом). Называет всю совокупность существенных признаков (двигаются, дышат, питаются, удовлетворяют потребности, растут, развиваются, рождают себе подобных, приспосабливаются к определенной среде обитания, чувствуют).
Знания обучающихся характеризуются основами системности: ребенок осознает, что для нормального существования живого не должны быть нарушены его внутренние, морфофункциональные связи (он должен быть «целым»), а также связи с условиями среды и другими живыми существами. Видит многообразное значение природы, признает ценность жизни. Имеет полное представление о правилах поведения в природе, применяет их в конкретных жизненных ситуациях. Он может определить, как чувствует себя живой объект в среде обитания. Предвидит последствия разного отношения к природе (к организму, среде обитания, обитателям экосистемы).
Ребенок охотно и доброжелательно общается с живыми существами: не обижает людей, животных, не приносит вреда растениям. Учитывает их желание общаться, оберегает целостность, привычные условия существования. Стремится предупредить негативные поступки, свои и сверстников. Вступает в активную защиту живого, с помощью взрослого, других детей пытается поправить последствия неправильных действий.
Он с радостью помогает всему живому: ухаживает за животными и растениями в школе и дома. Качественно выполняя трудовые процессы ухода, достигает хорошего результата (в пределах освоенных умений). Мотивом такого отношения выступает понимание самоценности живого, общая гуманная позиция ребенка.
Ребенок проявляет гуманное отношение в любых обстоятельствах к любому живому существу, понимает нравственный смысл своих действий и поступков.
К концу первого года обучения учащиеся должны знать:
- Правила поведения в природе.
- Последствия разного отношения к природе.
- Различие условий жизни диких и домашних животных.
- Нельзя наносить вред природным объектам.
К концу второго года обучения учащиеся должны уметь:
- Правильно вести себя на природе.
- Наблюдать за явлениями природы.
- Иметь представления о сезонных изменениях природы.
- Определять 5-8 видов деревьев, 2-3 кустарника, 4-5 лесных и садовых ягод, наиболее распространенные виды домашних и диких животных.
К концу третьего года обучения учащиеся должны уметь:
- Правильно вести себя на природе.
- Чутко относиться ко всему живому.
- Определять сезонные изменения, поведение животных и птиц в зависимости от сезона.
- Определять 7-10 видов деревьев, 3-4 кустарника, 5-6 лесных и садовых ягод, грибов, наиболее распространенные виды домашних и диких животных по отличительным признакам при зрительном восприятии.
- Оказывать посильную помощь при выращивании растений в уголке природы.
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ
1. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Задание 1.1
Цель: выявить характер представлений ребенка о живом.
Используется метод индивидуальной беседы, включающей три части.
В первой части беседы выявляются представления ребенка о существенных признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни организма. Для этого учащемуся предъявляется 10 картинок с изображениями объектов живой природы (животные, растения, человек), неживой природы (солнце, дождь), предметов, созданных человеком (машина, самолет). Из всех представленных ему предлагается выбрать картинки с изображением живого. После этого задаются вопросы:
- Как ты узнал, что все это живое?
- Почему ты считаешь, что (называется конкретное животное,
растение) живой?
Расскажи, что есть у (называется конкретное животное, рас
тение, человек)?
- Зачем нужны (называются части и органы)?
- Сможет ли (называется объект) жить без (называются части и
органы)? Почему?
Во второй части беседы акцент делается на изучении представлений о свойствах целостного живого организма: его потребностях в условиях среды, состоянии. Ребенку задаются следующие вопросы:
- Как ты думаешь, что нужно животным (растениям, человеку),
чтобы жить и хорошо себя чувствовать? - Как нужно ухаживать за животными (растениями)? Что делает человек, чтобы быть здоровым?
- Как себя чувствует это растение (животное, человек)? Как ты
это узнал? Как ему помочь?
Третья часть беседы посвящена выявлению представлений дошкольника о приспособлении живых существ к различным средам обитания с целью удовлетворения потребностей.
Ребенку предъявляются цветные изображения основных сред обитания живого (воздушной, водной, наземной), силуэтные картинки животных и предлагается проблемно-игровая ситуация: «Кто-то (любой игровой персонаж) перепутал животных и места их обитания». Задаются вопросы:
- Правильно ли «расселили» животных? Почему ты так думаешь?
- Помоги животным и посели их так, чтобы им хорошо жилось.
Почему (называется конкретное животное) удобно жить (называется среда обитания)? - Хорошо ли разным животным и растениям жить вместе (в лесу, в водоеме, на лугу)? Почему?
В беседе можно использовать (в сокращении) рассказы из книги Н. Сладкова «Недолго думая, или дела и заботы Жалейкина», отражающие нарушение связей приспособления живого к среде и связей в экосистеме. Ребенку предлагается оценить поведение Жалейкина и мотивировать ответ.
Беседа с ребенком может проводиться полностью или по частям в разное время (в зависимости от его интереса, состояния).
Задание 1.2
Цель: изучить особенности понимания ребенком ценности природных объектов.
Используется метод индивидуальной беседы с ребенком, в ходе которой ему задаются вопросы:
- Любишь ли ты животных и растения?
- С какими живыми существами тебе нравится встречаться, с
какими не нравится? Почему? - Зачем нужны животные и растения?
- Могут ли люди прожить без животных и растений? Почему?
- Может ли человек прожить без других людей? Почему?
2. ОТНОШЕНИЕ ДЕТЕЙ К ПРИРОДЕ
Задание 2.1
Цель: выявить характер отношения ребенка к животным, растениям и сверстникам в естественных условиях.
Используются наблюдения за отношением детей к объектам во время прогулок и экскурсий.
Задание 2.2
Цель: выяснить особенности отношения ребенка к живым объектам в ситуации выбора.
Для этого моделируется реальная ситуация выбора между оказанием помощи живому существу и другим, более привлекательным, занятием. Воспитатель предлагает ребенку обеспечить уход за нуждающимися в помощи растениями. После принятия задания его зовут играть в игру. За поведением ребенка ведется наблюдение и выясняется, почему он сделал тот или иной выбор.
3.ЧЕЛОВЕК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Цель: выявить характер отношения ребенка к окружающему миру через анкетирование.
Анкета:
- Что входит в понятие природа?__________________________
_____________________________________________________
- Что человеку необходимо для жизни?_____________________
_____________________________________________________
- Без чего человек может спокойно прожить?
- вода - воздух
- солнце - растения
- животные - птицы
- насекомые - другие люди
подчеркнуть нужные ответы
- Нарисуй или напиши, что лично тебе дает природа.
Описание дополнительной образовательной
программы
Блок: Осень.
На данном этапе дети обобщают знания о том, как изменяется жизнь людей, животных, растений с приходом осени. Особое значение воспитании экологической грамотности имеет умение наблюдать за объектами живой и неживой природы. С этой целью проводятся экскурсии-наблюдения, игры на развитие наблюдательности, внимания, памяти и т.д. В процессе наблюдения за изменениями в природе воспитатель знакомит ребят с народными приметами, пословицами, соответствие которых проверяются на прогулках, экскурсиях. Так же на осенних прогулках дети собирают природный материал. После экскурсий проводятся конкурсы рисунков, творческие мастерские по изготовлению поделок из собранного природного материала.
По завершении изучения данного блока изготавливается книжка-малышка с обобщением полученных знаний.
Блок: Зима.
Здесь дети обобщают знания о домашних и диких животных. Учатся определять животное по определенным признакам. Знакомятся с условиями жизни диких животных зимой. Осваивают умении угадывать дерево по описанию. Называть дерево по ветке, листу. Здесь же изучаем комнатные растения, учимся ухаживать за ними.
В этом блоке особое внимание уделяется повторению правил грамотного взаимодействия с природой, о недопустимости поломки и порубки деревьев, засорении лесов, разорении муравейников, птичьих гнезд.
На занятиях зимнего блока дети изготавливают кормушки для птиц из бросового материала, ежедневно подкармливают птиц.
Блок: Весна.
В изучении темы весеннего блока большое внимание уделяется теме охраны природы. Учебные занятия, экскурсии, беседы помогают осмыслить связь охраны природы с охраной здоровья человека. Учащиеся будут привлекаться к участию в природоохранительной деятельности: работе на пришкольном участке, уходе за комнатными растениями.
Каждый блок включает в себя занятия познавательного цикла, игровую, трудовую деятельность. Проводятся занятия по развитию творческого воображения, экологооздоровительные подвижные игры и упражнения. Запланироаны посещения музеев города (им. Евсеева, музей леса), экологического центра, местного зоопарка в п. Медведево.
Методическое обеспечение дополнительной программы
По дополнительной образовательной программе по экологическому воспитанию применяются следующие формы занятий:
- экскурсия;
- беседа;
- конкурс;
- игровая программа;
- ролевая игра, и т.д.
В процессе подготовки к занятиям используются научная и методическая литература об окружающей природе, об охране окружающей среды, иллюстрированные журналы, иллюстрированный материал(открытки, картинки, рисунки, макеты и т.д.). Красная Книга Марий-Эл, России, художественные произведения.
Занятия оснащены ТСО, используются проектор, компьютер. По каждому разделу подводятся итоги в виде опроса, анкетирования, викторины, обобщающей беседы и т.д.
К проведению занятий по экологическому воспитанию кроме учителя географии и биологии привлекаются сотрудники музеев, сотрудники экологического центра, библиотекарь. Занятия проводятся не только в классе, но и на территории школы, в библиотеке, в спортзале, в парке КО им. ХХХ Победы.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Элементы развивающей среды | Функциональная роль | Формы и методы работы |
1 | 2 | 3 |
1. Классная комната, экологически развивающая среда в группах | - обучающая - познавательная - эколого-эстетическая - формирование нравственных качеств - приобретение навыков ухода за живой природой и воспитание бережного и заботливого отношения к ней - эмоционально-позитивное общение с природными объектами - развитие воображения - формирование трудовых навыков по уходу за растениями | - экологические занятия - наблюдения за объектами живой природы - уроки доброты -беседы - труд по уходу за живыми объектами (комнатными растениями) - исследовательская деятельность - игры - общение с живой природой и помощь в уходе -тематические выставки детских работ - ведение календарей погоды - чтение художественной и энциклопедической литературы о природе и др. |
2. Территория школы | - познавательная - эколого-оздоровительная - развитие эмоциональной и сенсорной сферы - эмоционально-позитивное и безопасное общение с природой - исследовательская - формирование трудовых навыков - эколого-эстетическая - выработка навыков экологически безопасного поведения | - занятия (комплексные) - общение детей с природой ближайшего окружения -игры - практическая деятельность (посадка растений, уход за ними) -наблюдение стадий роста посаженных растений - исследовательская деятельность - знакомство с правилами экологической безопасности для себя и природы |
3. Библиотека | - познавательная - воспитание интереса к литературе (художественной и научно-популярной) | - чтение -рассматривание иллюстраций - беседы и обсуждение прочитанного - конкурсы - составление сказок о природе |
1 | 2 | 3 |
4. Спортзал | - эколого-эстетическая - познавательная - эколого-оздоровительная | - проведение экологических праздников - песни, хореографические композиции о природе - выставки рисунков -подвижные игры -упражнения - перевоплощения в объекты живой природы - дыхательная гимнастика |
5. Коридор | - развивающая - эстетическая | -выставки рисунков |
| - |
Тематическое планирование
№ п/п | ТЕМА | ОПИСАНИЕ | КОЛ-ВО ЧАСОВ | ДАТА | |
ОСЕНЬ | |||||
1. | Введение | Беседа о том, что такое экология, почему необходимо беречь природу. | 1 | ||
2. | Осенняя экскурсия | Путешествие в осень. Наблюдение. Игра «Да или нет». | 1 | ||
3. | Дары природы | Беседа о труде человека по выращиванию овощей и фруктов. Игра «Угадайка» | 1 | ||
4. | Куда исчезли насекомые | Беседа. Изготовление поделки: «Бабочка» из бросового материала. | 1 | ||
5. | Кто живет в лесу | Беседа с Лесовичком. Игра «Что было бы, если бы из леса исчезли…» | 1 | ||
6. | Экологический светофор | Итоговое осеннее занятие. Повторение загадок, примет и пословиц связанных с осенью. Рисование «Золотая осень» | 1 | ||
ЗИМА | |||||
7. | Зимняя экскурсия | Наблюдения за изменениями в природе зимой. Беседа о том, как связаны осадки со временем года. | 1 | ||
8. | На бабушкином дворе | Беседа о домашних животных. Игра «Кто чем питается?», игра «Кто в хозяйстве живет, что хозяину дает?» | 1 | ||
9. | Какие разные деревья | Дидактическая игра «Найди дерево по описанию», игра «От какой ветки детки?». | 1 | ||
10. | Комнатные растения | Познакомить с растениями: герань душистая, герань обыкновенная. Беседа об уходе за комнатными растениями | 1 | ||
11. | Дикие звери зимой | Беседа о том. Как изменилась жизнь диких животных зимой. Загадки о животных. Игра-имитация «Звериная зарядка» | 1 | ||
12. | Зимушка-зима | Обобщающая беседа о зиме. Игра «Когда это бывает».Отгадывание загадок. Рисование «Зимушка-зима» | 1 | ||
ВЕСНА | |||||
13. | Весенняя экскурсия | Наблюдение за изменениями в природе. Игра «Третий лишний». | 1 | ||
14. | Птицы | . Беседа «Что знаем о птицах», Игра «Птички и кот». Игра-звукоподражание «Кто как кричит» | 1 | ||
15. | Берегите добрый лес – он источник всех чудес | Чтение рассказа К.Ушинского «История одной яблоньки» с беседой. Правила поведения в лесу. | 1 | ||
16. | Советы Айболита | Решение вопроса: нужны ли детям витамины? Игра: «Как я оденусь весной?», | 1 | ||
17. | Посадим дерево | Беседа о необходимости посадки деревьев. Конкурс на лучшего знатока деревьев России. Игра «Что где зреет». | 1 | ||
18. | Весна-красна | Обобщающая беседа. Анкетирование (см. выше), игра «Когда это бывает». | 1 |
№ п/п | ТЕМА | ОПИСАНИЕ | КОЛ-ВО ЧАСОВ | ДАТА | |
ОСЕНЬ | |||||
1. | Что нас окружает? | Беседа с детьми о том, что создано природой, а что руками человека. Дидактическая игра «Что помогает растениям расти?» | 1 | ||
2. | Осенняя экскурсия | Путешествие в осень. Наблюдение. Игра «Да или нет». | 1 | ||
3. | Воздух, вода и свет | Исследовательская работа: свойства воздуха, воды. Рисование свечой. Игра «Ручеек» | 1 | ||
4. | Хлеб – всему голова | Беседа об уважении и бережном отношении к хлебу. Лепка из теста. Игра «Скажи иначе». | 1 | ||
5. | Животные леса осенью | Беседа о лесе. Отгадывание загадок. Игра «Да - нет». | 1 | ||
6. | Осень золотая | Итоговое осеннее занятие. Повторение загадок, примет и пословиц, связанных с осенью. Игра «Кто больше назовет» Коллаж из осенних листьев «Осень золотая» | 1 | ||
ЗИМА | |||||
7. | Зимняя экскурсия | Наблюдения за изменениями в природе зимой. Беседа о том, как связаны осадки со временем года. Рисование зимнего пейзажа. | 1 | ||
8. | Зимующие птицы | Беседа. Дидактическая игра «Поломанные слова», игра «Кого чем угостим». Изготовление кормушек. | 1 | ||
9. | Мой любимый цветок | Рассматривание узамбарской фиалки. Игры «Как выросла фиалка», «Кому что нужно?» Рисование фиалки. | 1 | ||
10. | Глаза – зеркало души | Беседа о зрении и глазах. Игра «Жмурки», составление правил для сохранения зрения. | 1 | ||
11. | Как звери в лесу зимуют | Загадки о диких животных. Игра «Чудесный мешочек». Пословицы о природе. | 1 | ||
12. | Зимние явления в неживой природе | Беседа о свойствах снега. Игра «Приметы зимы». Конкурс-викторина стихов о зиме. | |||
ВЕСНА | |||||
13. | Весенняя экскурсия | Наблюдение за изменениями в природе. Игра «Третий лишний». | 1 | ||
14. | Слух у животных и человека | Беседа о слухе. Дидактическая игра «Что услышал». Составление правил для сохранения хорошего слуха. | 1 | ||
15. | Домашние животные | Обобщающая беседа. Загадки-звукоподражания. Игра «Кто что ест?». | 1 | ||
16. | Растения – живые существа | Беседа о растении. Игра «Живое - неживое». Постановка и решение проблемной ситуации. | 1 | ||
17. | Как люди заботятся о своем здоровье весной. | Беседа. Составление памятки по укреплению здоровья. | 1 | ||
18. | Обобщающее занятие «Экологическая тропинка». | Принятие законов охраны природы. Составление и рисование природоохранительных знаков. | 1 |
№ п/п | ТЕМА | ОПИСАНИЕ | КОЛ-ВО ЧАСОВ | ДАТА | |
ОСЕНЬ | |||||
1. | Планета Земля в опасности | Беседа с детьми о том, что обитателям планеты необходимы чистая вода, воздух, земля. Дидактическая игра «Что помогает растениям расти?» | 1 | ||
2. | Осенняя экскурсия | Путешествие в осень. Наблюдение. Игра «Да или нет». | 1 | ||
3. | Воздух, вода и свет | Исследовательская работа: свойства воздуха, воды. Рисование свечой. Игра «Ручеек» | 1 | ||
4. | Я - человек | Обобщение знаний о человеке, отличие человека от животных. Игра «Чем отличаются и чем похожи». | 1 | ||
5. | Животные леса осенью | Беседа о лесе. Отгадывание загадок. Игра «Да - нет». | 1 | ||
6. | Осень золотая | Итоговое осеннее занятие. Повторение загадок, примет и пословиц, связанных с осенью. Игра «Кто больше назовет» Коллаж из осенних листьев «Осень золотая» | 1 | ||
ЗИМА | |||||
7. | Зимняя экскурсия | Наблюдения за изменениями в природе зимой. Беседа о том, как связаны осадки со временем года. Рисование зимнего пейзажа. | 1 | ||
8. | Человек и природа | Беседа о бережном и гуманном отношении к среде обитания. Игра «Поломанные слова», игра «Кого чем угостим». | 1 | ||
9. | Красавица елка | Характерные особенности ели, отличие от сосны. «Кому что нужно?» Рисование ели. | 1 | ||
10. | Как кожа помогает человеку | Беседа о коже и ее основных функциях. Чтение стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр». | 1 | ||
11. | Экологические цепочки в лесу | Упр. «Соотнеси животных с их пищей». Составление правил сохранения живой природы. | 1 | ||
12. | Прошла зима холодная | Беседа о зиме как о времени года. Игра «Приметы зимы». Коллективная творческая работа «Зима». | |||
ВЕСНА | |||||
13. | Весенняя экскурсия | Наблюдение за изменениями в природе. Игра «Третий лишний». | 1 | ||
14. | Связь живой и неживой природы | Беседа о связи живой и неживой природы. Составление памятки. | 1 | ||
15. | Птицы прилетели | Обобщающая беседа. Игра «Где чей домик» | 1 | ||
16. | Лес в жизни человека | Беседа о значении леса. Игра «Живое - неживое». | 1 | ||
17. | Как люди заботятся о своем здоровье весной. | Беседа. Составление памятки по укреплению здоровья. | 1 | ||
18. | Обобщающее занятие «Экологическая тропинка». | Принятие законов охраны природы. Составление и рисование природоохранительных знаков. | 1 |
Список литературы
- Животный мир марийской АССР. Марийское книжное издательство, - Йошкар-Ола; 1985г.
- Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня. Вып.1/ авт.-сост. Н.А.Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005г.
- Т.С.Иванова. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. - Москва: ЦГЛ, 2003г.
- Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. – Москва: ВАКО, 2008г.
- Экологические сказки / сост. Г.А.Фадеева. – Волгоград: Учитель, 2005г.
- Занимательная экология: комплект рабочих листов для занятий с детьми / авт.-сост. Е.А.Щербанёва. – Волгоград: Учитель, 2008г.
- Система экологического воспитания в ДОУ / авт.-сост. О.Ф.Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2008г.
- Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. – М.: АРКТИ, 2005г.
- Пекпаев А.А. Мы изучаем природу. Марийское книжное издательство,- Йошкар-Ола, 1992г.
- Пороцкая Т.И. Работа воспитателя во вспомогательной школе. – М.: Просвещение,1984г.
- Дефектология.
- Юный натуралист.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конкурсной программы «Армейский калейдоскоп», посвящённой Дню Защитника Отечества
Общешкольное мероприятие, посвящённое Дню Защитника Отечества...
Сценарий игровой программы "Правовой калейдоскоп"
Предлагаю вашему вниманию сценарий интеллектуальной игры, целью проведения которой является формирование правовых знаний учащихся, их правовой культуры. Проведению игры предшествовали многочислен...
Сценарий игровой программы "Сказочный калейдоскоп"
Игровая программа «Сказочный калейдоскоп» проводилась в рамках общешкольной Недели сказки среди учащихся 3 – 5 классов. Учащиеся окунулись в атмосферу волшебства и нестандартности произведений этого ж...
Конкурсная программа «Армейский калейдоскоп»
Конкурсы, песни, стихи...
Сценарий игровой программы "Осенний калейдоскоп"
Цель: создание условий для знакомства детей младшего школьного возраста с основами экологических знаний...
Сценарий игровой танцевальной программы «Танцевальный калейдоскоп»
Цель: подведение итогов пребывания в лагере «Родник» средствами игровой деятельности.Задачи:- способствовать двигательной активности детей; - создание позитивной атмосферы;- развитие внимания, быстрот...
Конкурсная программа "Осенний калейдоскоп"
Конкурсная программа разработана в рамках общешкольного праздника "Осенняя карусель" (2013 год). Может быть использована для обучающихся 5-6 классов как самостоятельное мероприятие и как игровой элеме...