экскурсии в природу
статья по биологии (10 класс)

Орлова Евгения Анатольевна

Экологическая культура общества – часть общечеловеческой культуры, система общечеловеческих ценностей, определяющая характер отношений между обществом, человеком и природой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл экскурсии в природу18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа№110 имени трижды героя Советского Союза Маршала авиации

Покрышкина Александра Ивановича

Всероссийский конкурс

«ЛУЧШИЙ ЭКОВОЛОНТЕРСКИЙ ОТРЯД»

Номинация: «Помогаем заповедникам»

Экологический отряд «Озонит»

Руководитель: учитель биологии МБОУ «Школа№110»

Орлова Евгения Анатольевна

Консультант: заведующая музеем зоологии Академии биологии и биотехнологии им.Д.И. Ивановского

Еременко Елена Алексеевна

2018 год

На базе школы №110 организован экологический отряд «Озонит», который имеет экологическую направленность, руководителем которого я являюсь.

А началось все с маленького кружка по биологии, в котором мне помогала заниматься с ребятами заведующая музеем зоологии ЮФУ Еременко Елена Алексеевна.  Ребята с удовольствием изучали природу родного края. Учились делать свои первые исследовательские работы, экологические акции.

Ребята все активнее хотели быть членами кружка, все больше и больше становилось волонтеров, которые хотели помогать природе. Подключались и родители, и классные руководители, преподаватели из ЮФУ.

Так нам пришла идея организовать детское объединение «Озонит»

Это название возникло не случайно, наша работа необходима как воздух, чистый воздух не только окружающему миру, но и самим себе. Так как, воспитывать экологическую культуру необходимо в первую очередь у себя. А потом уже своим примером заражать других.

В нашем объединении есть устав, правила, девиз, цели и задачи. А также актив, в который входят ребята старшеклассники. Именно они разрабатывают, придумывают, организовывают разные экологические мероприятия и акции.

Главная цель-это создание условий для природоохранной деятельности школьников.

Задача «Озонитовцев» состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и привлечь как можно больше волонтеров, которые окажут практическую помощь природе.

 «Озонитовцы» активно участвуют в экологических акциях, конкурсах, мероприятиях экологической направленности. Проводят исследовательскую работу, выполняют проекты на экологическую тему, а также ведет активную волонтерскую деятельность по экологии.

Ребятами-озонитовцами была проведены экологические акции это:

акции «Порядок» по уборке школьной территории и уборке сквера, находящегося в нашем районе.

Акция проводится ежегодно в теплое время года: осенью и весной.

Акция «Первоцветы»

Весна – это замечательное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна.

 Первыми зацветают травы. Первые цветущие растения именуют одним общим словом: первоцветы. Среди первоцветов Ростова-на-Дону выделяют травянистые растения: мать-и-мачеха, голубая пролеска, чистяк, ветреница, медуница, хохлатка, ландыш, одуванчик. Эти цветы появляются после холодной зимы.

 «Озонитовцы» изучили проблему первоцветов: выяснилось, что это вытаптывание и сбор букетов, а также пересадка этих растений в свои цветники на даче и клумбы, а ведь многие первоцветы занесены в Красную книгу Ростовской области.  

Для разрешения этой проблемы необходимо привлечь внимание общественности. поэтому ребята решили создать листовки о первоцветах в городе, для приобщения жителей города и учащихся нашей школы к познанию местной природы. В которых призывают помогать природе на примере охраны первоцветов и развить волонтерское движение по сохранению и приумножению численности этих растений и в других рощах, скверах и парках города.

«Озонитовцы» провели акцию «Школа-зеленый остов», в которой приняли активное участие все ребята нашей школы совместно с родителями. В ходе акции были высажены фруктовые деревья на территории школы. Надеемся, что следующей весной будем любоваться их цветением!

 «Пушистые создания природы», в ходе которой организовали изготовление кормушек и бельчатников для белок, обитающих в городском парке «Октября», а также провели акцию «Внимание, белки». В ходе этой акции ребята изготовили листовки и распространили их в нашем микрорайоне, привлекая таким образом внимание общественности к сбору корма для белок и их охране.

Следующая акция, которую провели ребята из «Озонита» это акция «Я с тобой» и «Спасая жизнь-обретаешь друга» по сбору кормов для бездомных животных, находящихся в Центре безнадзорных животных

В рамках акции «озонитовцы» довели важность проблемы безнадзорных животных до учащихся нашей школы; актив отряда создал творческие группы. В результате акции были собраны сухие и влажные корма, газеты и картонные коробки и передали их в мини приют «Тотошка» и «Тузик», в Центр безнадзорных животных.

Ребята продолжают сотрудничество с админами и инициативной группой в ВК «Я с тобой», Центра безнадзорных животных и планируют такие акции проводить чаще.

Акция «Наши пернатые друзья».

Целью акции является привлечение внимания учащихся к вопросам изучения и охраны птиц; вовлечение подрастающего поколения в практическую деятельность по охране природных богатств.

В ходе акции «озонитовцы» изготовили и распространили листовки-обращения к обучающимся школы и жителям микрорайона об участии в акции; разработали и распространили памятки по правильной подкормке птиц среди учащихся школы.

Привлекли обучающихся школы для изготовления кормушек и скворечников в домашних условиях и на уроках труда;

Затем развесили кормушки и скворечники на территории школы и рощи, которая находится рядом со школой. Кормушек и скворечников было очень много, так как ребята нашей школы приняли активное участие в данном мероприятии, поэтому часть кормушек мы отвезли в парк «Октября» и в Ростовский зоопарк. Затем «озонитовцы», составили график дежурства среди 5-11 классов для кормления птиц. По окончании акции сотрудники зоопарка привезли в школу животных и провели урок-лекцию, на котором школьники получили еще больше знаний о птицах, насекомых и зверях.

     Я, как руководитель детского объединения, понимаю, что ребят следует вовлекать не только в акции, но и в другие мероприятия экологической направленности. Таким образом, ребята приобщились к исследовательской и проектной деятельности, а также к экскурсионной деятельности.

Так ребята-озонитовцы приняли участие в эколого-биологической экспедиции в заповедник Утриш. В ходе экспедиции изучили флору и фауну заповедника и его окрестностей. Разработали экологические тропы, по которым и прошли с исследованиями, а затем и собрали бытовой мусор на территории заповедника.

Озонитовцы продолжают работу в данном направлении и разработали проект, связанный с эколого-биологическими экспедициями.

«Научно-исследовательские эколого-биологические экспедиции для школьников на особо охраняемые природные территории Ростовской области и Краснодарского края»

Цель проекта:

Создание условий для формирования экологической культуры школьников, активизация жизненной позиции учащихся в отношении сохранения биоразнообразия животного и растительного мира на особо охраняемые природные территории Ростовской области и Краснодарского края.

Основные задачи проекта:

1. Проведение биолого-экологических экскурсий для населения на охраняемых территориях.

2.Проведение научно-исследовательских работ со школьниками, мониторинга редких и исчезающих видов флоры и фауны в рамках комплексных экспедиций.

3. Оказание волонтерской помощи по уборке бытовых отходов и благоустройству охраняемых территорий.

Актуальность:

Проект направлен на эколого-биологическое просвещение и обучение школьников навыкам поведения на территориях, особо охраняемых ФГБУ Государственный природный биосферный заповедник "Ростовский", ФГБУ "Кавказский государственный природный биосферный заповедник имени Х.Г.Шапошникова", ФГБУ Государственный заповедник "Утриш" и памятников природы. Знакомство учащихся с территориями заповедников позволяет показать необходимость бережного отношения к природе, изучения и сохранения биоразнообразия планеты. В экспедициях происходит погружение учащихся в многогранность задач и функций особо охраняемых территорий. Реализация проекта помогает формировать экологическую культуру школьников. Данный проект позволяет привлечь внимание школьников к охране природного достояния планеты. Помогает сформировать в сознании будущей молодежи понятия о важности изучения экологических взаимосвязей в природе, губительного влияния забытых бытовых отходов.

Содержание работ по проекту:

Реализация проекта предусматривает несколько этапов.

1.Проведение серий открытых занятий для школьников Ростова-на-Дону и области, с целью отбора учащихся, интересующихся проблемами сохранения биоразнообразия, изучение флоры и фауны в природных условиях заповедников. С освещением планируемых и проведенных мероприятий на сайтах принявших участия школ.

2.Проведение региональных комплексных эколого-биологических экспедиций. Продолжительность каждой экспедиции 10-15 дней. Группы формируются до 30 школьников возраста 10- 17 лет. В течение пребывания на территории заповедника со школьниками проводятся ежедневные выходы в природу по запланированным маршрутам, вечерние занятия: лекции, семинары о сохранении биоразнообразия, правилах поведения на охраняемых территориях, знакомство с редкими и исчезающими видами растений и животных регионов. Оказание волонтерской помощи на территории заповедника. Уборка территории от бытового мусора, благоустройство экологических троп, создание дополнительных искусственных мест гнездования для птиц, помощь в заготовке на зиму дополнительных кормовых ресурсов для животных (вязание веников для зубров, заготовка сена). В июне планируется экспедиция на территорию ФГБУ Государственного природного биосферного заповедника "Ростовский". Посещение острова Водный, экологической тропы "загадки Маныческой долины", "Лазоревый цветок", посещение музея на территории Визит – центра; посещение памятника природы Пухляковские холмы, Балка Власова. Экспедиция на территорию ФГБУ Государственный заповедник "Утриш". Посещение экологических троп: "Савина щель", "Каньон". Август - экспедиция в ФГБУ "Кавказский государственный природный биосферный заповедник имени Х. Г. Шапошникова". Экскурсия на северный кордон п. Гузерипль, в музей природы на территории кордона, на плато Лагонаки. Экспедиция на кордон Лаура, посещение вольерного комплекса. Октябрь - экспедиция в Тисо-Самшитовую рощу южного кордона Кавказского заповедника.

3. Глубокий анализ результатов, их теоретическое обобщение. Проведение итоговой региональной конференции школьных научно-исследовательских проектов. Подготовка фотовыставки "Заповедники глазами детей". Подготовка научных публикаций, научно-популярных статей, материалов для публикации на сайтах заповедников и сайте исполнителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса на экскурсиях в природу.

В статье рассматривается вопрос развития познавательного интереса на экскурсиях в природу в детском творческом объединении станции юных натуралистов....

Поход – экскурсия в природу

Поход-экскурсия в природу – это одна из форм работы педагога, где она учит детей жить в гармонии с природой, беречь красоту родного края, общению в коллективе, взаимопомощи. Разработка полезна воспит...

Поход – экскурсия в природу

Поход-экскурсия в природу – это одна из форм работы педагога, где она учит детей жить в гармонии с природой, беречь красоту родного края, общению в коллективе, взаимопомощи. Разработка полезна воспит...

Методическая разработка: ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ "Наблюдение за весенними цветами мать-и-мачеха"

Познакомить детей с первоцветом - мать-и-мачехой, особенностями его строения, средой обитания, условиями роста....

Занятие на тему "Весенняя Экскурсия в природе"

Во время экскурсии дети наблюдают за изменениями в природе и применяют полученные ранее знания....

Методическая разработка экскурсии в природу младших школьников «Природа и эстетические радости человека зимой»

Адресность: данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования эколого – биологической направленности....

Анализ образа и экскурсия в природу при подготовке к сочинению

Методические рекомендации при подготовке к уроку...