Методическая разработка. Рабочая программа по природоведению для 6 класса, VIII вида. Индивидуальное обучение
рабочая программа по природоведению (6 класс)
Рабочая программа курса "Природоведение" для 6 класса, VIII вида составлена для индивидуального обучения в соответствии с программой специальныхобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 класс . Под редакцией В.В. Воронковой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prirodovedenie_6_kl.8_vid.docx | 41.34 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По природоведению для 6 класса, VIII вида.
индивидуальное обучение
2018-2019г.
Составитель:
Громова Тамара Викторовна,
учитель биологии,
высшая квалификационная категория
2018г
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Природоведенияе» в 6(5) классе VIII вида составлена для индивидуального обучения на дому (очно-заочная форма) в соответствии с программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. Она рассчитана на 64 (34) урока.
Авторы учебника «Природоведение. 6 класс» : Т. Л. Лифанова, Е. Н. Соломина
Согласно индивидуальному учебному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает 0,5 часа в неделю, всего за год - 34 урока.
УМК учителя:
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. 2006г
- Учебник .Природоведение .6 класс.Т. Л. Лифанова Е. Н. Соломина. М.:Просвещение,2018
Курс «Природоведение» в специальной (коррекционной) школе VIII вида ставит своей
целью подготовить учащихся к усвоению систематических биологических и
географических знаний.
Основными задачами курса «Природоведение» являются:
• сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе;
• демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
• формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
• воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными
направлениями природоохранительной работы;
• воспитание социально значимых качеств личности.
В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развивается
наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение
анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные
связи и зависимости.
Основные технологии, методы, формы обучения.
Технологии
Планируется использование следующих педагогических технологий в преподавании предмета:
1. Здоровьесберегающие
2. Проблемного обучения
3. Игровые
4. Информационно-коммуникационные
5. Развивающего обучения
6. Проектные
7. Составления алгоритма выполнения задания
8. Развития навыков самопроверки самоконтроля
9. Конструирования (моделирования)
Формы организации образовательного процесса:
Общеклассные формы: урок, собеседование, практическая, лабораторная работа, программное обучение.
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, выполнение индивидуальных заданий, работа с обучающими программами за компьютером.
Методы обучения: словесные — рассказ, беседа; наглядные — иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельная работа за компьютером.
Виды и формы контроля: индивидуальный опрос; творческие задания (защита рефератов и проектов).
При изучении темы «Вселенная» учащиеся знакомятся с Солнечной системой:
звездами и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями вэтой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле. Учитель может познакомить школьников с названиями планет, но не должен требовать от них обязательного полноговоспроизведения этих названий.
В теме «Наш дом — Земля» изучаются оболочки Земли — атмосфера, литосфера и
гидросфера, основные свойства воздуха, воды и почвы, меры, принимаемые человеком
для их охраны. Этот раздел программы предусматривает знакомство с поверхностью
Земли — сушей (материки, равнины, горы, холмы, овраги) и водоемами (моря, реки,
озера, болота).
Учитель может использовать на уроке глобус и физическую карту мира (не раскрывая
принципов ее построения) для демонстрации формы поверхности Земли и расположения суши и воды на ней, опираясь на основные условные цвета суши и воды — зеленый, коричневый, синий.
При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и
систематизируются знания, полученные в 1—4 классах. Приводятся простейшие
классификации растений и животных. Педагогу необходимо обратить внимание учащихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показать взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и животного мира. При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными растениями следует обязательно опираться на личный опыт учащихся.
Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его строении и
функционировании. Основное внимание требуется уделять пропаганде здорового образа
жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых
санитарно-гигиенических навыков.
Завершает курс раздел «Есть на Земле страна — Россия». В процессе изучения этого
раздела программы предполагается сформировать у учащихся элементарные
страноведческие понятия. Учащиеся знакомятся с Россией как единым государством, ее городами, населением и его занятиями, крупнейшими географическими объектами. В данном разделе уместно обобщить знания пятиклассников о своем родном крае, более
подробно познакомить с растениями и животными данной местности, основными
географическими достопримечательностями, занятиями населения.
В процессе изучения природоведческого материала учащиеся должны понять логику
курса: Вселенная — Солнечная система — планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера (в связи с этим изучается воздух, климат), литосфера (почва, поверхность), гидросфера
(вода, водоемы). От этого зависит состояние биосферы — жизнь растений, животных и
человека. Человек — частица Вселенной.
Такое построение программы поможет сформировать у умственно отсталых учащихся
целостную картину окружающего мира, показать единство материального мира, познать
свою Родину как часть планеты Земля.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
6 класс
(34 урока по 0,5 часа в неделю)
Введение (1 )
Что такое природоведение. Зачем надо изучать природу. Знакомство с учебником,
тетрадью.
1. Вселенная (4 )
Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды.
Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос.
Современные исследования.
Практические работы
Зарисовки звездного неба, форма Земли, Луны, космического корабля.
Межпредметные связи: «Живой мир», математика, изобразительная деятельность,
пропедевтика истории в 6 классе.
2. Наш дом — Земля (13 )
Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера.
Соотношение воды и суши на Земле.
Воздух и его охрана. Состав воздуха. Значение для жизни на Земле.
Поверхность суши. Равнины, горы, холмы, овраги.
Почва (охрана почвы). Свойства почвы.
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф и др.
Свойства, значение. Способы добычи.
Вода. Свойства. Вода в природе: осадки, воды суши.
Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Сезонные изменения.
Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека.
Обозначение морей и океанов на карте.
Экскурсия (в планетарий, музей космоса, обсерваторию) или наблюдение за звездным
небом.
Экскурсии к местным природным объектам (почвенные обнажения, формы
поверхности земли, водоемы).
Практические работы
Зарисовка форм поверхности суши.
Составление таблицы «Полезные ископаемые».
Заполнение схемы «Воды суши».
133
Нахождение на карте морей и океанов*.
Зарисовка форм поверхности своей местности.
Изготовление из пластилина макетов форм поверхности суши.
Изготовление плакатов на тему «Охрана воды, воздуха, почвы»*.
Опыты: свойства почвы, состояние воды, свойства полезных ископаемых.
Межпредметные связи: «Живой мир», ручной труд, изобразительная деятельность.
3. Растительный мир Земли (12)
Разнообразие растительного мира. Части растения.
Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов).
Деревья, кустарники, травы. Части растения.
Дикорастущие и культурные растения.
Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения).
Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня.
Деревья хвойные (сезонные изменения). Ель, сосна, лиственница.
Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Лещина, боярышник,
жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина.
Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник. Одуванчик, ромашка, укроп,
петрушка.
Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика и др. Внешний вид. Места
произрастания.
Лекарственные растения. Алоэ, зверобой и др. Правила сбора. Использование.
Комнатные растения. Герань, бегония, фиалка и др. Уход. Значение.
Береги растения (Почему нужно беречь растения. Красная книга).
Практические работы
Зарисовки деревьев, кустарников, трав.
Выделение составных частей (органов) растений*.
Изготовление гербариев отдельных растений*.
Сезонные наблюдения за растениями.
134
Зарисовка растений в разные времена года.
Заполнение таблиц. Игры на классификацию растений по месту произрастания.
Уход за комнатными растениями.
Составление букетов из сухоцветов*.
Сбор лекарственных растений, запись правил их использования в тетрадь*.
Экскурсии в парк, сквер, сад, лес, поле, огород (в зависимости от местных условий).
Межпредметные связи: «Живой мир», ручной труд, русский язык, математика,
чтение, изобразительная деятельность.
4. Животный мир Земли (12 )
Разнообразие животного мира.
Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.
Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери
(млекопитающие).
Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение.
Охрана.
Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана.
Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.
Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение.
Охрана.
Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне.
Уход за животными в живом уголке или дома. Собака, кошка, аквариумные рыбы,
морская свинка, хомяк, черепаха. Правила ухода и содержания.
Охрана животных. Заповедники. Красная книга.
Практические работы
Зарисовки животных: насекомых, рыб, птиц, зверей.
Упражнения в классификации животных (таблица, игры).
Изготовление кормушек, скворечников.
Наблюдение за животными живого уголка и домашними животными.
135
Сезонные наблюдения за животными.
Составление правил ухода за домашними животными.
Уход за животными живого уголка.
Составление рассказов о своих домашних животных*.
Экскурсии в зоопарк, зверинец, парк, живой уголок, на ферму (в зависимости от
местных условий).
Межпредметные связи: «Живой мир», ручной труд, чтение, русский язык,
математика, изобразительная деятельность.
5. Человек (8)
Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы.
Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов.
Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т. д.).
Осанка (гигиена, костно-мышечная система).
Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила
гигиены.
Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины.
Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.
Скорая помощь (оказание первой медицинской помощи). Помощь при ушибах,
порезах, ссадинах. Профилактика простудных заболеваний.
Практические работы
Составление распорядка дня.
Упражнение в оказании первой медицинской помощи (обработка ссадин, наложение
пластыря, перевязывание мелких ран — порезов). Подсчет частоты пульса, измерение
температуры тела.
Уборка классного помещения (проветривание, влажная уборка).
Составление схем, зарисовка по контуру, работа на магнитной доске (показ на
таблицах и муляжах частей тела и важнейших органов).
Экскурсия в школьный медицинский кабинет, поликлинику, аптеку.
Межпредметные связи: физическая культура, домоводство, изобразительная
деятельность.
136
6. Есть на Земле страна — Россия (14 )
Россия — Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические
объекты.
Население России. Городское и сельское население. Народы России.
Столица Москва.
Санкт-Петербург.
Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Новосибирск, Владивосток
(или другие города по усмотрению учителя).
Золотое кольцо. Древние русские города. Исторические и культурные
достопримечательности.
Разнообразие растительного мира. Типичные представители растительного мира
России и своего края.
Животный мир на территории нашей страны. Типичные представители животного
мира России и своего края.
Заповедники. Заказники. Охрана природы.
Наш город (село, деревня). Достопримечательности. Растения и животные своей
местности. Занятия населения. Ведущие предприятия.
Межпредметные связи: чтение, ручной труд, изобразительная деятельность.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• что изучает природоведение;
• основные свойства воды, воздуха и почвы;
• основные формы поверхности Земли;
• простейшую классификацию растений (деревья, кустарники, травы) и животных
(насекомые, рыбы, птицы, звери);
• основные санитарно-гигиенические требования;
• название своей страны, столицы и народов, населяющих Россию;
• названия важнейших географических объектов*;
• правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
• демонстрировать простейшие опыты;
• проводить наблюдения за природой, заполнять дневники наблюдений;
• называть разнообразных представителей животного и растительного мира;
• ухаживать за домашними животными и комнатными растениями;
• соблюдать правила элементарной гигиены;
• оказывать простейшую медицинскую помощь.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения природоведения ученик должен:
знать/ понимать
• многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации
• отдельные методы изучения природы
• строение живой клетки (главные части)
• царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей)
• среды обитания организмов
• важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать)
• природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов)
• изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений)
• важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать)
• основные характеристики погоды
• факторы здорового образа жизни
• экологические проблемы своей местности и пути их решения.
уметь
• узнавать наиболее распространенныё растения и животных своей местности
• определять названия растений и животных с использованием атласа - определителя
• приводить примеры физических явлений, явлений превращений веществ
• приспособления растений к различным способам размножения
• приспособления животных к условиям среды обитания
• изменений в окружающей среде под воздействием человека
• указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе
• находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звёздной карты
• описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия
проведения и полученные результаты
• сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам.
• описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ
• использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной
задачи • находить значение указанных терминов в справочной литературе
• кратко пересказывать доступный по объёму текст естественнонаучного характера,
выделять его главную мысль • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2 - 3 минуты)
• пользоваться приборами для измерения изученных физических величин
• следовать правилам безопасности при проведении практических работ.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
• определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или
местных признаков. • измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами.
• определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых
растений, грибов и опасных животных
• следовать нормам экологического и безопасного поведения в природной
среде. • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за
комнатными и другими культурными растениями, домашними животными
• оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях , несложных
травмах.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
тема | Количество уроков | |
ВСЕЛЕННАЯ 4 | ||
1 | Небесные тела: планеты, звезды. | 0,5 |
2-3 | Солнце. Солнечная система. | 1 |
4 | Исследование космоса | 0,5 |
НАШ ДОМ – ЗЕМЛЯ 7 | ||
5 | Планета Земля . | 0,5 |
6 | Воздух . Значение воздуха для жизни на Земле | 0,5 |
7 | Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги Поверхность суши. Горы | 0,5 |
8 | Почва .Полезные ископаемые . | 0,5 |
9 | Полезные ископаемые: нефть, каменный уголь, газ, торф .................. | 0,5 |
10 | Свойства воды. Вода в природе | 0,5 |
11 | Воды суши: ручьи, реки . Воды суши: озёра, болото, пруды. Сезонные изменения .Моря н океаны. Использование и охрана воды | 0,5 |
РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР ЗЕМЛИ 6 | ||
12 | Разнообразие растительного мира. Среда обитания растений | 0,5 |
13 | Части растения .Деревья, кустарники, травы. | 0,5 |
14 | Лиственные деревья .Хвойные деревья | 0,5 |
15 | Дикорастущие к культурные кустарники. Травы . | 0,5 |
16 | Декоративные растения .Лекарственные растения . | 0,5 |
17 | Комнатные растения. Охрана растений . | 0,5 |
ЖИВОТНЫЙ МИР ЗЕМЛИ 6 | ||
18 | Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов . | 0,5 |
19 | Животные: насекомые, рыбы, земноводные пресмыкающиеся, птицы, звери .Насекомые | 0,5 |
20 | Рыбы . Птицы | 0,5 |
21 | Звери .Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и в деревне Уход за животными в живом уголке | 0,5 |
22 | Певчие птицы. Птицы живого уголка Аквариумные рыбки | 0,5 |
23 | Собаки. Домашние кошки.Охрана животных. Заповедники и заказники | 0,5 |
ЧЕЛОВЕК 6 | ||
24 | Как устроен наш организм | 0,5 |
25 | Как работает наш организм | 0,5 |
26 | Здоровье человека .Осанка . | 0,5 |
27 | Органы чувств. | 0,5 |
28 | Здоровое питание. | 0,5 |
29 | Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены. Оказание первой медицинской помощи | 0,5 |
ЕСТЬ НА ЗЕМЛЕ СТРАНА РОССИЯ 5 | ||
30 | Россия — Родина моя .Население и народы России | 0,5 |
31 | Москва — столица России .Санкт-Петербург . Города России. Нижний Новгород, Казань, Волгоград | 0,5 |
32 | Города России. Новосибирск, Владивосток Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов | 0,5 |
33 | Растительный мир России Животный мир России | 0,5 |
34 | Охрана природы. Заповедники и заказники. Наш город (село, деревня) | 0,5 |
Учебно-методические средства обучения:
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. 2006г
- Учебник .Природоведение .6 класс.Т. Л. Лифанова Е. Н. Соломина. М.:Просвещение,2018
Лист корректировки рабочей программы
класс | тема не проведенного урока | причина, по которой урок не был проведен (при наличии указать № приказа); | способ восстановления учебного материала |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по трудовому обучению 5-9 классы. Учитель: Ничков Н.В.
Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по трудовому обучению 5-9 классы...
Рабочая программа по природоведению, школа VIII вида, 5 класс, ФГОС
Рабочая программа по природоведению, школа VIII вида, 5 класс, ФГОС...
Методическая разработка. Рабочая программа по географии для 6 класса, VIII вида. Индивидуальное обучение.
Рабочая программа для индивидуального обучения на основе программы курса географии для 5-9 классов специальных общеобразовательных школ (к комплекту учебников под руководством Т.М. Лифановой...
Методическая разработка.Рабочая программа по "Географии", для 7 класса, VIII вида
Рабочая программа составлена для индивидуального обучения на дому в 7 классе (очно-заочная форма) на основе программы для курса географии для 5-9 классов специальных (коррекционных ) общео...
Методическая разработка.Рабочая программа по "Биологии", для 7 класса, VIII вида
Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида./ В.В. Воронкова, 3.М.Н. Петрова. – М: Владос 2011. 57-62с....
Методическая разработка. Рабочая программа по «Социально бытовой -ориентировке». 6 класс, VIII вида. Индивидуальное обучение
Рабочая программа курса «Социально-бытовая ориентировка» в 6 классе СКОУ VIII вида составлена для индивидуального обучения на дому (очно-заочная форма) в соответствии с программой В.В. Вор...
Методическая разработка. Рабочая программа по «Социально бытовой -ориентировке».7 класс, VIII вида. Индивидуальное обучение
Рабочая программа курса «Социально-бытовая ориентировка» в 7 классе СКОУ VIII вида составлена для индивидуального обучения на дому в соответствии с программой В.В. Воронковой (Программы сп...