Наука о живой природе.
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Олонина Татьяна Александровна

Материал предназначен для проведения 1 урока по биологии в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauka_o_zhivoy_prirode_1_urok.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Наука о живой природе. 

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через работу с текстом учебника, иллюстрациями, знакомства с учебником и его методическим аппаратом, поиска решений проблемных вопросов, через сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.

Сформировать представление о биологии как науке, определить понятия «биология».                        

 Научиться определять значение биологических знаний для человека.

Планируемый результат: Сформировать познавательные интересы и мотивацию на изучение предмета биологии. Уметь анализировать и делать выводы. Формировать умение видеть проблему; объяснять увиденное, делать выводы; давать определение понятиям. Уметь выделять существенные признаки живых организмов, объяснять роль науки биологии в практической деятельности людей, умение делать умозаключения на основе полученных сведениях о биологических объектах.

Задачи урока:  

Воспитывающая: формировать экологическую грамотность, установить необходимость ответственного отношения к окружающей среде.

Развивающая: развивать познавательные мотивы, направленные на добывание новых знаний, развивать представление о многообразии живых организмов и биологических дисциплин, изучающих живую природу.

Развивающая: развивать общеучебные компетенции:

Коммуникативные: (владение всеми видами речевой деятельности и основам культуры устной речи).

Интеллектуальные: (анализ, оценивание, классификация, обобщение).

Информационные: (умение извлекать информацию из текста учебника, применять).

Организационные: (умение формулировать цель деятельности, планировать ее достижение, осуществлять самооценку).

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся имеют представление о биологии как науке, о значении биологических знаний в современной жизни и роли биологической науки в жизни общества; усвоили понятия “биология”, “биосфера”, “экология”.

Метапредметные: формируются умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты, адекватно использовать речевые средства, умение работать с разными источниками биологической информации.

Личностные: формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры.

Основные понятия урока: биология, биосфера, экология.

Обучающая:  иметь представление о многообразии живых организмов, области распространения жизни и роли биологических знаний в жизни человека.

Методы:

Основной: наглядные (работа с учебником, рисунками, таблицами), словесные (беседа, диалог, рассказ), практические ( поиск информации, работа с рисунками)

Дополнительные: частично – поисковый.

Оборудование: презентация, таблица.

Описание хода урока

Название  технологических этапов урока, их  содержания

Конспект урока

УУД

  1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности:

Учитель знакомится с классом, говорит о требованиях к поведению в кабинете и ведению тетрадей по предмету. Знакомит с учебником. Выясняет знания учащихся о живой природе, задает ряд вопросов о значении и многообразии живых организмов.

Учащиеся показывают свои знания и проявляют желание узнать больше о живой природе.

Коммуникативные:

Обеспечение социальной компетентности и учет позиции других людей, умение вести диалог.

Личностные:

Самоопределение человека- как часть живой природы.

  1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения:

 Учитель задает ряд вопросов на новую тему и дает учащимся задания прочитать текст на странице учебника, выписать определение новых понятий в тетрадь. Ответить  на вопросы.

Регулятивные:

Планирование работы учащихся.

  1. Выявление  места и причины затруднения.

Учитель организует выявления учащимися затруднения. Учит учащихся находить ответ в тексте, правильно формулировать понятия.

Регулятивные:

Коррекция знаний учащихся.

  1. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

Учитель предлагает проанализировать таблицу  «Биологические знания в жизни человека» по рисунку учебника и заполнить предложенную таблицу, работая в парах.

Регулятивные:

Целеполагание.

  1. Реализация  построения проекта

Учащиеся анализируют рисунок и заполняют таблицу, предложенную учителем.

Коммуникативные:

Умение вести диалог.

  1. Первичное закрепление  с проговариванием во внешней речи

Ученики в парах проговаривают варианты ответов и сравнивают заполненную таблицу.

Коммуникативные:

Умение вести диалог с учетом позиций напарника.

  1. Самостоятельная работа  с самопроверкой по эталону.  

Учащиеся проводят самопроверку и сравнивают с эталонным ответом.

Регулятивные:

Оценка правильности выполнения задания.

  1. Включение в систему заданий повторения 

Учитель интересуется тем, что нового учащиеся узнали на уроке. Задается вопрос о связи с материалом темы следующего урока.

  1. Рефлексия  учебной деятельности на уроке.

Задаются вопросы по пройденной теме. Организуется само оценивание учениками собственной деятельности на уроке.

На дом задается параграф №1, вопросы к нему.

Творческое задание - подготовить рассказ на тему: «В моем доме есть кусочек живой природы…», «Биология в моей жизни» -  индивидуальное, дается сильным ученикам.

Регулятивные:

Самооценка своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 6 классе по теме: "Биология – наука о живой природе"

Конспект к первому уроку в 6 классе.Классический урок на изучение нового материала....

Наука о живой природе

Конспект урока в виде таблицы по биологии 5 класс (ФГОС), авт Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. 2013 год. Урок "открытия" нового знания, выдержаны все требования к составлению конспе...

Биология - наука о живой природе, 6 класс

Коллеги.Ни для кого не секрет, ученики 5 - 6  классов с трудом переходят от общих понятий к частным. Ботаника, по- моему, одна из сложных биологических наук. Ребята легко могут назвать 10 - 15 жи...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «НАУКА О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ»

Цели и задачи урока: сформировать представление о биологии как науке, определить понятия «биология»; научиться определять значение биологических знаний для человека...

Биология — наука о живой природе

Технологическая карта урока по биологии в 5 классе....

Интегрированный урок ИНФОРМАТИКА - НАУКА О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ

Цель урока: В целях становления системного мышления сформировать  у учащихся представление о нелинейных алгоритмах управления с обратной связью как универсальных форм взаимодействия в живой приро...