Блок 7. Основные системы органов животных
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Кисакова Ольга Александровна

 Блок   7          Основные системы органов животных                                                     

Учитель биологии: Кисакова Ольга Александровна                                                                                

Цель: Выявить  эволюционные закономерности появления систем органов.

Знать: строение органов чувств, размножения, нервной системы их физиологические функции.

Уметь: описывать работу органов, сравнивать органы одной системы у разных животных, составлять план - схемы ответов.

Задачи:

  1. Сформировать представление об эволюции органов чувств, размножения, нервной системы.
  2. Показать усложнение систем органов, появление новых функций в связи с усложнением.
  3. Показать эволюционное направление в изменении работы нервной системы.
  4. Проследить влияние среды обитания на строение органов нервной системы, органов чувств размножения.

 

Умения, формируемые в блоке.

  1. Умения сопоставлять условия окружающей среды со строением животных.
  2. Умение делать выводы..
  3. Умение строить схемы.
  4. Умение работать с текстом, с рисунками.
  5. Выстраивание итоговой таблицы  об эволюционном изменении систем органов по результатам блока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon blok_7._osnovnye_sistemy_organov_zhivotnyh.doc371 КБ

Предварительный просмотр:

 Блок         7        Основные системы органов животных                                                      

Учитель биологии: Кисакова Ольга Александровна                                                                                 

Цель:         Выявить  эволюционные закономерности появления систем органов.

Знать: строение органов чувств, размножения, нервной системы их физиологические функции.

Уметь: описывать работу органов, сравнивать органы одной системы у разных животных, составлять план - схемы ответов.

Задачи:

  1. Сформировать представление об эволюции органов чувств, размножения, нервной системы.
  2. Показать усложнение систем органов, появление новых функций в связи с усложнением.
  3. Показать эволюционное направление в изменении работы нервной системы.
  4. Проследить влияние среды обитания на строение органов нервной системы, органов чувств размножения.

Умения, формируемые в блоке.

  1. Умения сопоставлять условия окружающей среды со строением животных.
  2. Умение делать выводы..
  3. Умение строить схемы.
  4. Умение работать с текстом, с рисунками.
  5. Выстраивание итоговой таблицы  об эволюционном изменении систем органов по результатам блока.

Занятие 1 (2часа) Нервная система.

Цель: познакомить со строением нервной системы у разных групп животных; показать, что основным элементом строения нервной системы служит нервная клетка, сформировать представление об эволюционном изменении нервной системы.

1 этап подготовительный.

Для начала определим:

Влияет ли нервная система на характер взаимоотношений  животных с окружающей средой?

Какие характерные особенности строения позволяют отличить клетку нервной системы от любых других клеток организма?

Форма работы в малых группах. Изучение нервной клетки: ее строение, функции, передача нервных импульсов. Нервная клетка как единица структурной организации нервной системы.

2 этап

У каких животных впервые появились нервные клетки?

Выполнение практической работы: «Изучение особенностей типов нервной системы».

Познакомиться с типами нервной системы и выявить черты усложнения.  Связать усложнение нервной системы с поведением животных и окружающей средой.

Дидактический материал

                 

        1                            2                          3               4               5

            

                6                                          7                                  8

1.нервная сеть кишечнополостных (диффузный тип)

2 -5.узловая нервная система червей(3), моллюсков(4), членистоногих(5);

6-8. трубчатая нервная система хордовых: рыбы(6), земноводные (7), птицы (8).

Познакомиться с отделами головного мозга у позвоночных животных.

 Какие изменения головного мозга связаны с выходом животных на сушу?

                        

Работа над таблицей:

Особенности строения головного мозга позвоночных животных.

Строение головного мозга

рыбы

земноводные

пресмыкающиеся

птицы

Млекопи

тающие

Отделы головного

мозга

Развитие отделов

головного мозга

Причины их

обусловившие

В каком направлении шел процесс эволюции нервной системы у животных?

Вывод: эволюция нервной системы шла в направлении образования нервной ткани, деление её на головной и спинной мозг, появлению условных рефлексов. Наибольшего развития достигает у млекопитающих. Развитие нервной системы привело к значительному усложнению её всех отделов

3 этап. Подведение итогов урока. Обсуждение результатов работы.

Поставить задачи дальнейшего исследования (выход на проблему движения).

Урок 3-4. Органы чувств

Цель: познакомить с особенностями органов чувств у животных  исформировать представление об эволюции органов чувств; показать зависимость развития органов чувств от развития нервной системы животных.

1 этап. Как животные получают необходимую информацию из внешней среды?

Почему у разных животных органы чувств развиты не одинаково?

2 этап. Ознакомление с опорными структурами животных.

Далее предлагается самостоятельная работа с рисунками, схемами и текстами строения органов чувств и заполнение таблицы.

Работа с текстом.

Органы чувств. Наличие органов чувств или их предшественников позволяет животному организму получать различную информацию, реагировать на нее в зависимости от ее значения, определять характер собственных действий в данной ситуации.

Среди многочисленных органов чувств самыми распространенными являются органы: равновесия, зрения, осязания, химической чувствительности, обоняния, слуха.

В эволюционном плане развитие органов чувств  происходило следующим образом.

У простейших мы отмечаем осязание (всей поверхностью клеточного тела у амебы, ресничками у инфузорий), наличие светочувствительного глазка (у эвглены), химическое восприятие солености воды (у инфузорий).

У гидры раздражения воспринимают нервные клетки и передают возбуждение от раздражения кожно-мускульным клеткам, которые вызывают сокращение тела гидры.

Плоские свободноживущие черви имеют простые глаза, органы осязания и равновесия. У круглых червей органы чувств развиты слабо: на головном конце тела имеются чувствительные сосочки в виде бугорков и маленькие щелевидные углубления — органы химического распознавания.

Кольчатые черви специализированных органов чувств не имеют, но по всему их телу разбросаны чувствительные клетки.

У двустворчатых моллюсков имеются органы равновесия — у основания ноги, химического чувства — в жабрах и по всем покровам тела вкраплены чувствительные клетки. У брюхоногих моллюсков развиты глаза и органы осязания. У головоногих глаза  устроены, что почти аналогичны глазам млекопитающих.

Органы чувств взрослых раков представлены сложными (фасеточными) глазами, состоящими из простых глазков. Органы равновесия расположены в передних усиках, а органы осязания и химического распознавания представлены волосками и щетинками .

У пауков органы чувств устроены разнообразно. Механические и осязательные раздражения воспринимаются волосками на конечностях пауков. Органы химического чувства располагаются

в углублениях покровов тела. Органы зрения представлены простыми и сложными глазами. Органы чувств насекомых достаточно хорошо развиты. Органы зрения глаза простые или сложные (фасеточные). Они наделены способностью видеть ультрафиолетовую часть спектра. Обладают свойством видеть и распознавать цвета. Но видят хорошо лишь на близком расстоянии. Достаточно сложно устроены органы равновесия, обоняния, осязания, вкуса и слуха.

Прочитав текст, выясни какие органы чувств встречаются у беспозвоночных животных.

                     

Заполнение таблицы: «Сравнительная характеристика органов чувств беспозвоночных»

Органы чувств

Особенности органов чувств беспозвоночных

Кишечно-

полостные

Черви                  Моллюски                      Членистоногие

Плоские

Круглые

Кольчатые

Брюхо-

ногие

Двустворчатые

Голово-

ногие

Ракооб-

разные

Паукообразные

Насеко

мые

равновесия

осязания

обоняния

слуха

зрения

Химической

чувствительности

Выполнение практической работы «Изучение органов чувств позвоночных  животных». Используя рисунки, схемы, текст учебника, дополнительной литературы заполни таблицу.

                                 

Сравнительная характеристика органов чувств позвоночных.

Органы чувств

Особенности органов чувств позвоночных животных

рыбы

земноводные

пресмыкающиеся

птицы

млекопитающие

зрения

слуха

обоняния

вкуса

равновесия

Управляет работой органов чувств нервная система, которая образует особые органы – анализаторы. Состоят анализаторы из трех частей: рецепторы, проводящие пути - нерв, участок коры больших полушарий. Наибольшего развития органы чувств получили у млекопитающих т.к. развиты большие полушария.

Вывод: Наличие органов чувств или их предшественников позволяет животному получать различную информацию, реагировать на неё в зависимости от  её значения, определять характер собственных действий в данной ситуации. Эволюция шла от особого восприятия в клетке, через скопление клеток к целому органу связанного с нервной системой (анализаторы).

Урок 5-6. Органы размножения и развития.

Цель: познакомить с особенностями размножения и индивидуального развития животных разных групп; сформировать представление об .эволюции органов размножения.

1 этап подготовительный

Как вы понимаете воспроизведение себе подобных?

Почему половое размножение эволюционно более прогрессивный способ, чем бесполое?

Каковы преимущества живорождения

2 этап.Выполнение задания с текстом учебника, с рисунками, схемами

Размножение бывает в основном двух видов: половое и бесполое

Бесполое размножение: деление на две части, почкование.

Половое размножение.

Изучение полового размножения у животных

Развитие земноводных. Метаморфоз.

Размножение и развитие птиц

Типы развития насекомых

Развитие плоских червей.

Вывод: эволюция органов размножения шла по пути появления специализированных половых желез живорождения; органов для развития зародыша внутри материнского организма; сокращения численности детенышей в процессе размножения.

Урок 7. Периодизация и продолжительность жизни.

 Влияние условий среды обитания на развитие органов чувств, нервной системы, размножения

Цель: продолжить формирование понятий об индивидуальном развитии организма, влияние среды обитания на формирование органов.

Какие периоды выделены в онтогенезе животных?

Что характерно для эмбрионального периода?

Когда начинается период формирования и роста организма?

Что служит основанием для выделения периода половой зрелости?

Почему так важны знания о периодах развития животных?

В какой области своей деятельности человек должен учитывать знания о периодизации и продолжительности жизни животных?

( работая с текстом учащиеся находят ответы на вопросы).

Влияет ли среда обитания на животные организмы?

организмы

Среда обитания

Черты приспособленности. Системы органов

голубь

крот

карась

лягушка

Обсуждение результатов выполненного задания.

Что произойдет если изменить условия среды обитания?

Проведения исследования (Интерактивный лабораторный практикум)

Вывод: Живые организмы неразрывно связаны со средой обитания. Среда обитания влияет на форму тела, окраску, покровы тела, способы передвижения организмов. В результате изменения условий среды обитания у организмов появляются новые признаки.

Выход на составление итоговой таблицы «Эволюционное строение систем органов»

Урок 8 . Подведение итогов блока.

Цели. Соотнести задачи, которые были сформулированы на начало учебного блока, с результатом на конец учебного блока. Установить степень освоенности материала каждым учащимся (с помощью диагностической работы) для определения линии движения в межблочном пространстве.

I этап.  В течение всего блока мы пытались решить с вами те задачи, которые были  определены в начале учебного блока  

   1.Сформировать представление об эволюции органов чувств, размножения, нервной системы.

   2.Показать усложнение систем органов, появление новых функций в связи с усложнением.

  1. Показать эволюционное направление в изменении работы нервной системы.
  2. Проследить влияние среды обитания на строение органов нервной системы, органов чувств размножения.

Теперь необходимо подвести итог работы.

Составление итоговой схемы об эволюционном изменении изученных систем органов.

2 этап. Проведение диагностической работы.

В процессе их решения  у многих из вас возникали трудности, вы их преодолевали.

-Какие трудности возникли при выполнении диагностической работы?

  Работа с затруднениями учащихся (по результатам диагностической работы)

По итогам этой работы вы видите, кому ещё надо поработать с заданиями для отработки рассмотренных способов действий (мастерская), а кто может продвигаться дальше (лаборатория)

III этап

-Что мы сделали с помощью диагностической работы?

-Мы справились с поставленными задачами?

-Каждый из вас  видит свой индивидуальный путь в дальнейшей работе?

Диагностическая работа. «Эволюция строения и функций органов и их систем»

                     

Фамилия

Задания

Ответ

Балл

1

На примере нервной клетки покажите, как взаимосвязаны строение и функции

2

Какие изменения нервной системы связаны с выходом животных на сушу?

3

Что такое рефлекс?

4

Какого значения органов чувств для животного?

5

Докажите, что без органов чувств животное не выживет.

6

Какие органы размножения встречаются у животных?

7

Какие животные называются гермафродитами?

8

В чем различия полового и бесполого размножения?

9

Докажите, что внутреннее оплодотворение и развитие зародыша в материнском организме наиболее совершенно.

10

Какие известные вам животные развиваются с превращением, а какие – без него?

Творческое задание.

  1. Личинка майского жука питается перегноем, корнями трав и деревьев, а взрослый жук — листьями деревьев. Какое приспособительное значение для майских жуков имеют эти различия в питании?
  2.  Многие бабочки питаются нектаром цветков, способствуя перекрестному опылению растений, т. е. приносят пользу сельскому хозяйству. Но в то же время бабочки наносят большой ущерб сельскохозяйственным растениям, и их приходится частично уничтожать. Объясните, в чем тут дело.
  3. Замечено, что куколки большинства бабочек Сибири зимуют в почве, а в Европе — в щелях и трещинах коры деревьев. Укажите биологическое значение этого явления.
  4.  Гусеницы капустной белянки встречаются в больших количествах на кочанах капусты. Они сильно объедают листья. Их часто называют «капустными червями». Правильно ли их называть «червями»?
  5. Объясните, почему в районе леса, где были уничтожены гусеницы, хуже стали расти деревья.
  6. Комнатная муха имеет два больших сложных глаза и три простых, но, несмотря на обилие глаз, она отчетливо видит лишь на расстоянии 40—70 см. А стрекоза видит дальше — на 1,5—2 м. Какое значение имеют различия в зрении этих насекомых?
  7. Юные энтомологи, изучая развитие личинок комаров, ловили их в двух водоемах. Один водоем расположен на солнце, другой в тени. Оказалось, что в одном из водоемов преобладали личинки, в другом — куколки. В каком водоеме преобладали личинки, а в каком — куколки? Почему?
  8. Один из жуков-навозников священный скарабей  привлек внимание древних египтян тем, что лепит навозные шары. Египтяне увидели в катании жуком шара символ движения солнца по небу, а в зубцах на голове жука — подобие солнечных лучей. Этого оказалось достаточно, чтобы жук был обожествлен и ему воздавались почести.

Объясните с научной точки зрения особенности поведения жука.

Задания, требующие чтения дополнительной литературы

  1. Почему нельзя уничтожить всех насекомых-вредителей, несмотря на огромный вред, который они приносят сельскому хозяйству?
  2. Многие насекомые, особенно бабочки, пчелы, муравьи, обладают высокочувствительными органами чувств. Они способны воспринимать даже слабые запахи, звуковые и световые сигналы. Какое биологическое значение для насекомых имеет высокая чувствительность их органов чувств?
  3. В общественной организации жизни поведение муравьев более сложно, чем у пчел. На основании каких фактов правомерно это утверждение?
  4. Пасечники очень часто перед осмотром пчелиной семьи пускают в леток несколько клубов дыма, а при работе слегка дымят на рамки. Почему пасечники используют дым при работе с пчелами?
  5. Пчеловод, обнаружив осенью в пчелиной семье трутней, сильно обеспокоился. Объясните, почему пчеловод считает, что в этой семье не все благополучно.

Задания, требующие математических расчетов

  1. За сутки одна божья коровка уничтожает до 100 тлей, ее самка за летний период откладывает 1000 яиц, а каждая личинка до окукливания (40 суток) уничтожает до 1000 тлей или 3000 их личинок. Рассчитайте, сколько тлей уничтожают пара жуков и их поколение за летний период (90 дней). Сделайте вывод из этих данных.
  2. Самка колорадского жука откладывает до 2400 яиц, из которых выходят мясистые, прожорливые личинки, уничтожающие за свою жизнь до двух граммов зеленой массы картофеля, а взрослый жук до четырех граммов. Рассчитайте, какой вред могут нанести пара колорадских жуков и их потомство в течение двух лет, если за лето развивается до трех поколений жуков.

Оценочный лист.

«Эволюция строения и функций органов и их систем»

Виды деятельности

Максимальное количество баллов

Моя оценка

Оценка учителя

1

Самостоятельная работа

50

2

Создание справочника:

1.Задания для одноклассника с ответами (5 примеров).

2.Основные термины.

3.Работа со схемами, с таблицами.

10

10

20

3

Выполнение творческого задания (на выбор).

50

4

Диагностическая работа. «Эволюция строения и функций органов и их систем»

10

Итого

130

Задания для самостоятельной работы

№1. Умение схематизировать.

1.1.Опишите схематично  процесс размножения и развития лягушки

№2. Умение устанавливать причинно-следственные связи

2.1 Объясните, чем отличается строение и расположение нервной системы рыб от нервной системы гидры, жука.

2.2 Лягушки хорошо приспособлены к размножению в воде и откладывают икру в определенных местах. Какие особенности строения икры лягушки и расположения ее в водоеме способствуют сохранению тепла, необходимого для ее развития?

2.3.Самец колюшки, построив гнездо и заставив одну или несколько самок отложить в него икру, охраняет его и при этом ведет себя любопытнейшим образом: то плавает вокруг гнезда, то как бы обмахивает его — подпрыгивает к гнезду, затем ныряет, поворачивается к нему головой и, оставаясь на одном месте около 30 с, быстро и ритмично двигает плавниками, направляя в гнездо воду. Если самца удалить или вход в гнездо закрыть, икра погибнет. Почему?

2.4. Аскарида человеческая и трихинелла относятся к одному типу круглых червей, ведут паразитический образ жизни. Однако самка аскариды откладывает в день 200-300 тыс. яиц, а самка трихинеллы за весь период жизни (35—40, максимум 80 дней) откладывает всего до 2 тыс. яиц. Почему аскарида и трихинелла столь резко отличаются по числу откладываемых яиц?

№3Умение работать с таблицей

3.1. Заполните таблицу.

Органы чувств лягушки

Особенности строения

Значение

3.2. Заполнить таблицу

Тип развития

Насекомые

Фазы развития

№4. Умение работать  с биологическим рисунком

4.1. На рисунке надпишите названия отделов головного мозга рыбы и части нервной системы.

                                                                                                                         

4.2.На рисунке надпишите названия отделов головного мозга птицы.

№ 5. Умение проводить сравнительный анализ.

  1. Укажите сходство и отличия в размножении земноводных и рыб.

1. Какие органы чувств имеет:

а)скорпион;        б) паук-крестовик;      в) чесоточный зудень?

(2 балла)

___________           __________                     ____________

___________           __________                ____________

№6.Умение высказывать гипотезу

№1. Половозрелые особи сосальщиков — мариты имеют слаборазвитые органы чувств, глаза у них не редуцированы. Однако их личинки — мирацидии активно реагируют на световые и химические раздражения, а также на силу земного притяжения. На их переднем конце сконцентрированы чувствительные образования — сенсиллы, имеются глаза. Почему мирадидии имеют значительно более развитые органы чувств, чем половозрелые особи?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра по теме "Системы органов животных"

Урок-игра является обобщением и закреплением знаний по теме "Органы. Системы органов животных"...

Тест-презентация Органы и системы органов животных.

Предлагаемый тест выполнен на основе презентации. Данную презентацию можно использовать при проверке знаний, при закреплении и обобщении материала.Одиннадцать слайдов презентации содержат вопросы по и...

Органы и системы органов животных. Презентация.

Материал предназначен для изучения вопросов по теме "Органы и системы органов животных"  по программе и учебнику Н.И. Сонина в 6-ом классе....

Конспект урока биологии "Органы и системы органов животных"

Цели: познакомиться с системой органов животных, закрепить знания о функциях каждой системы и о взаимосвязях между системами.В данной разработке приведены некоторые виды планируемых УУД в соответствии...

Презентация к уроку "Органы и системы органов животных"

Презентация и сценарий урока "Органы и системы органов животных"...

Органы и системы органов животных

Технологическая карта урокаПредмет: БИОЛОГИЯКласс: 6 «В» классУчитель биологии: Серко Светлана Борисовна№ урока в КТП рабочей программы: 12Дата проведения: 29.11.2018 г.Тема: Органы и сист...

Органы и системы органов животных 7 класс

Показаны системы органов. учащиеся в проссе урока с помощью учителя, презентации и учебника заполняют таблицу....