Блок 7. Основные системы органов животных
план-конспект урока по биологии (7 класс)
Блок 7 Основные системы органов животных
Учитель биологии: Кисакова Ольга Александровна
Цель: Выявить эволюционные закономерности появления систем органов.
Знать: строение органов чувств, размножения, нервной системы их физиологические функции.
Уметь: описывать работу органов, сравнивать органы одной системы у разных животных, составлять план - схемы ответов.
Задачи:
- Сформировать представление об эволюции органов чувств, размножения, нервной системы.
- Показать усложнение систем органов, появление новых функций в связи с усложнением.
- Показать эволюционное направление в изменении работы нервной системы.
- Проследить влияние среды обитания на строение органов нервной системы, органов чувств размножения.
Умения, формируемые в блоке.
- Умения сопоставлять условия окружающей среды со строением животных.
- Умение делать выводы..
- Умение строить схемы.
- Умение работать с текстом, с рисунками.
- Выстраивание итоговой таблицы об эволюционном изменении систем органов по результатам блока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blok_7._osnovnye_sistemy_organov_zhivotnyh.doc | 371 КБ |
Предварительный просмотр:
Блок 7 Основные системы органов животных
Учитель биологии: Кисакова Ольга Александровна
Цель: Выявить эволюционные закономерности появления систем органов.
Знать: строение органов чувств, размножения, нервной системы их физиологические функции.
Уметь: описывать работу органов, сравнивать органы одной системы у разных животных, составлять план - схемы ответов.
Задачи:
- Сформировать представление об эволюции органов чувств, размножения, нервной системы.
- Показать усложнение систем органов, появление новых функций в связи с усложнением.
- Показать эволюционное направление в изменении работы нервной системы.
- Проследить влияние среды обитания на строение органов нервной системы, органов чувств размножения.
Умения, формируемые в блоке.
- Умения сопоставлять условия окружающей среды со строением животных.
- Умение делать выводы..
- Умение строить схемы.
- Умение работать с текстом, с рисунками.
- Выстраивание итоговой таблицы об эволюционном изменении систем органов по результатам блока.
Занятие 1 (2часа) Нервная система.
Цель: познакомить со строением нервной системы у разных групп животных; показать, что основным элементом строения нервной системы служит нервная клетка, сформировать представление об эволюционном изменении нервной системы.
1 этап подготовительный.
Для начала определим:
Влияет ли нервная система на характер взаимоотношений животных с окружающей средой?
Какие характерные особенности строения позволяют отличить клетку нервной системы от любых других клеток организма?
Форма работы в малых группах. Изучение нервной клетки: ее строение, функции, передача нервных импульсов. Нервная клетка как единица структурной организации нервной системы.
2 этап
У каких животных впервые появились нервные клетки?
Выполнение практической работы: «Изучение особенностей типов нервной системы».
Познакомиться с типами нервной системы и выявить черты усложнения. Связать усложнение нервной системы с поведением животных и окружающей средой.
Дидактический материал
1 2 3 4 5
6 7 8
1.нервная сеть кишечнополостных (диффузный тип)
2 -5.узловая нервная система червей(3), моллюсков(4), членистоногих(5);
6-8. трубчатая нервная система хордовых: рыбы(6), земноводные (7), птицы (8).
Познакомиться с отделами головного мозга у позвоночных животных.
Какие изменения головного мозга связаны с выходом животных на сушу?
Работа над таблицей:
Особенности строения головного мозга позвоночных животных.
Строение головного мозга | рыбы | земноводные | пресмыкающиеся | птицы | Млекопи тающие |
Отделы головного мозга | |||||
Развитие отделов головного мозга | |||||
Причины их обусловившие |
В каком направлении шел процесс эволюции нервной системы у животных?
Вывод: эволюция нервной системы шла в направлении образования нервной ткани, деление её на головной и спинной мозг, появлению условных рефлексов. Наибольшего развития достигает у млекопитающих. Развитие нервной системы привело к значительному усложнению её всех отделов
3 этап. Подведение итогов урока. Обсуждение результатов работы.
Поставить задачи дальнейшего исследования (выход на проблему движения).
Урок 3-4. Органы чувств
Цель: познакомить с особенностями органов чувств у животных исформировать представление об эволюции органов чувств; показать зависимость развития органов чувств от развития нервной системы животных.
1 этап. Как животные получают необходимую информацию из внешней среды?
Почему у разных животных органы чувств развиты не одинаково?
2 этап. Ознакомление с опорными структурами животных.
Далее предлагается самостоятельная работа с рисунками, схемами и текстами строения органов чувств и заполнение таблицы.
Работа с текстом.
Органы чувств. Наличие органов чувств или их предшественников позволяет животному организму получать различную информацию, реагировать на нее в зависимости от ее значения, определять характер собственных действий в данной ситуации.
Среди многочисленных органов чувств самыми распространенными являются органы: равновесия, зрения, осязания, химической чувствительности, обоняния, слуха.
В эволюционном плане развитие органов чувств происходило следующим образом.
У простейших мы отмечаем осязание (всей поверхностью клеточного тела у амебы, ресничками у инфузорий), наличие светочувствительного глазка (у эвглены), химическое восприятие солености воды (у инфузорий).
У гидры раздражения воспринимают нервные клетки и передают возбуждение от раздражения кожно-мускульным клеткам, которые вызывают сокращение тела гидры.
Плоские свободноживущие черви имеют простые глаза, органы осязания и равновесия. У круглых червей органы чувств развиты слабо: на головном конце тела имеются чувствительные сосочки в виде бугорков и маленькие щелевидные углубления — органы химического распознавания.
Кольчатые черви специализированных органов чувств не имеют, но по всему их телу разбросаны чувствительные клетки.
У двустворчатых моллюсков имеются органы равновесия — у основания ноги, химического чувства — в жабрах и по всем покровам тела вкраплены чувствительные клетки. У брюхоногих моллюсков развиты глаза и органы осязания. У головоногих глаза устроены, что почти аналогичны глазам млекопитающих.
Органы чувств взрослых раков представлены сложными (фасеточными) глазами, состоящими из простых глазков. Органы равновесия расположены в передних усиках, а органы осязания и химического распознавания представлены волосками и щетинками .
У пауков органы чувств устроены разнообразно. Механические и осязательные раздражения воспринимаются волосками на конечностях пауков. Органы химического чувства располагаются
в углублениях покровов тела. Органы зрения представлены простыми и сложными глазами. Органы чувств насекомых достаточно хорошо развиты. Органы зрения глаза простые или сложные (фасеточные). Они наделены способностью видеть ультрафиолетовую часть спектра. Обладают свойством видеть и распознавать цвета. Но видят хорошо лишь на близком расстоянии. Достаточно сложно устроены органы равновесия, обоняния, осязания, вкуса и слуха.
Прочитав текст, выясни какие органы чувств встречаются у беспозвоночных животных.
Заполнение таблицы: «Сравнительная характеристика органов чувств беспозвоночных»
Органы чувств | Особенности органов чувств беспозвоночных | |||||||||
Кишечно- полостные | Черви Моллюски Членистоногие | |||||||||
Плоские | Круглые | Кольчатые | Брюхо- ногие | Двустворчатые | Голово- ногие | Ракооб- разные | Паукообразные | Насеко мые | ||
равновесия | ||||||||||
осязания | ||||||||||
обоняния | ||||||||||
слуха | ||||||||||
зрения | ||||||||||
Химической чувствительности |
Выполнение практической работы «Изучение органов чувств позвоночных животных». Используя рисунки, схемы, текст учебника, дополнительной литературы заполни таблицу.
Сравнительная характеристика органов чувств позвоночных.
Органы чувств | Особенности органов чувств позвоночных животных | ||||
рыбы | земноводные | пресмыкающиеся | птицы | млекопитающие | |
зрения | |||||
слуха | |||||
обоняния | |||||
вкуса | |||||
равновесия |
Управляет работой органов чувств нервная система, которая образует особые органы – анализаторы. Состоят анализаторы из трех частей: рецепторы, проводящие пути - нерв, участок коры больших полушарий. Наибольшего развития органы чувств получили у млекопитающих т.к. развиты большие полушария.
Вывод: Наличие органов чувств или их предшественников позволяет животному получать различную информацию, реагировать на неё в зависимости от её значения, определять характер собственных действий в данной ситуации. Эволюция шла от особого восприятия в клетке, через скопление клеток к целому органу связанного с нервной системой (анализаторы).
Урок 5-6. Органы размножения и развития.
Цель: познакомить с особенностями размножения и индивидуального развития животных разных групп; сформировать представление об .эволюции органов размножения.
1 этап подготовительный
Как вы понимаете воспроизведение себе подобных?
Почему половое размножение эволюционно более прогрессивный способ, чем бесполое?
Каковы преимущества живорождения
2 этап.Выполнение задания с текстом учебника, с рисунками, схемами
Размножение бывает в основном двух видов: половое и бесполое
Бесполое размножение: деление на две части, почкование.
Половое размножение.
Изучение полового размножения у животных
Развитие земноводных. Метаморфоз.
Размножение и развитие птиц
Типы развития насекомых
Развитие плоских червей.
Вывод: эволюция органов размножения шла по пути появления специализированных половых желез живорождения; органов для развития зародыша внутри материнского организма; сокращения численности детенышей в процессе размножения.
Урок 7. Периодизация и продолжительность жизни.
Влияние условий среды обитания на развитие органов чувств, нервной системы, размножения
Цель: продолжить формирование понятий об индивидуальном развитии организма, влияние среды обитания на формирование органов.
Какие периоды выделены в онтогенезе животных?
Что характерно для эмбрионального периода?
Когда начинается период формирования и роста организма?
Что служит основанием для выделения периода половой зрелости?
Почему так важны знания о периодах развития животных?
В какой области своей деятельности человек должен учитывать знания о периодизации и продолжительности жизни животных?
( работая с текстом учащиеся находят ответы на вопросы).
Влияет ли среда обитания на животные организмы?
организмы | Среда обитания | Черты приспособленности. Системы органов |
голубь | ||
крот | ||
карась | ||
лягушка |
Обсуждение результатов выполненного задания.
Что произойдет если изменить условия среды обитания?
Проведения исследования (Интерактивный лабораторный практикум)
Вывод: Живые организмы неразрывно связаны со средой обитания. Среда обитания влияет на форму тела, окраску, покровы тела, способы передвижения организмов. В результате изменения условий среды обитания у организмов появляются новые признаки.
Выход на составление итоговой таблицы «Эволюционное строение систем органов»
Урок 8 . Подведение итогов блока.
Цели. Соотнести задачи, которые были сформулированы на начало учебного блока, с результатом на конец учебного блока. Установить степень освоенности материала каждым учащимся (с помощью диагностической работы) для определения линии движения в межблочном пространстве.
I этап. В течение всего блока мы пытались решить с вами те задачи, которые были определены в начале учебного блока
1.Сформировать представление об эволюции органов чувств, размножения, нервной системы.
2.Показать усложнение систем органов, появление новых функций в связи с усложнением.
- Показать эволюционное направление в изменении работы нервной системы.
- Проследить влияние среды обитания на строение органов нервной системы, органов чувств размножения.
Теперь необходимо подвести итог работы.
Составление итоговой схемы об эволюционном изменении изученных систем органов.
2 этап. Проведение диагностической работы.
В процессе их решения у многих из вас возникали трудности, вы их преодолевали.
-Какие трудности возникли при выполнении диагностической работы?
Работа с затруднениями учащихся (по результатам диагностической работы)
По итогам этой работы вы видите, кому ещё надо поработать с заданиями для отработки рассмотренных способов действий (мастерская), а кто может продвигаться дальше (лаборатория)
III этап
-Что мы сделали с помощью диагностической работы?
-Мы справились с поставленными задачами?
-Каждый из вас видит свой индивидуальный путь в дальнейшей работе?
Диагностическая работа. «Эволюция строения и функций органов и их систем»
| |||
Фамилия | |||
Задания | Ответ | Балл | |
1 | На примере нервной клетки покажите, как взаимосвязаны строение и функции | ||
2 | Какие изменения нервной системы связаны с выходом животных на сушу? | ||
3 | Что такое рефлекс? | ||
4 | Какого значения органов чувств для животного? | ||
5 | Докажите, что без органов чувств животное не выживет. | ||
6 | Какие органы размножения встречаются у животных? | ||
7 | Какие животные называются гермафродитами? | ||
8 | В чем различия полового и бесполого размножения? | ||
9 | Докажите, что внутреннее оплодотворение и развитие зародыша в материнском организме наиболее совершенно. | ||
10 | Какие известные вам животные развиваются с превращением, а какие – без него? |
Творческое задание.
- Личинка майского жука питается перегноем, корнями трав и деревьев, а взрослый жук — листьями деревьев. Какое приспособительное значение для майских жуков имеют эти различия в питании?
- Многие бабочки питаются нектаром цветков, способствуя перекрестному опылению растений, т. е. приносят пользу сельскому хозяйству. Но в то же время бабочки наносят большой ущерб сельскохозяйственным растениям, и их приходится частично уничтожать. Объясните, в чем тут дело.
- Замечено, что куколки большинства бабочек Сибири зимуют в почве, а в Европе — в щелях и трещинах коры деревьев. Укажите биологическое значение этого явления.
- Гусеницы капустной белянки встречаются в больших количествах на кочанах капусты. Они сильно объедают листья. Их часто называют «капустными червями». Правильно ли их называть «червями»?
- Объясните, почему в районе леса, где были уничтожены гусеницы, хуже стали расти деревья.
- Комнатная муха имеет два больших сложных глаза и три простых, но, несмотря на обилие глаз, она отчетливо видит лишь на расстоянии 40—70 см. А стрекоза видит дальше — на 1,5—2 м. Какое значение имеют различия в зрении этих насекомых?
- Юные энтомологи, изучая развитие личинок комаров, ловили их в двух водоемах. Один водоем расположен на солнце, другой в тени. Оказалось, что в одном из водоемов преобладали личинки, в другом — куколки. В каком водоеме преобладали личинки, а в каком — куколки? Почему?
- Один из жуков-навозников священный скарабей привлек внимание древних египтян тем, что лепит навозные шары. Египтяне увидели в катании жуком шара символ движения солнца по небу, а в зубцах на голове жука — подобие солнечных лучей. Этого оказалось достаточно, чтобы жук был обожествлен и ему воздавались почести.
Объясните с научной точки зрения особенности поведения жука.
Задания, требующие чтения дополнительной литературы
- Почему нельзя уничтожить всех насекомых-вредителей, несмотря на огромный вред, который они приносят сельскому хозяйству?
- Многие насекомые, особенно бабочки, пчелы, муравьи, обладают высокочувствительными органами чувств. Они способны воспринимать даже слабые запахи, звуковые и световые сигналы. Какое биологическое значение для насекомых имеет высокая чувствительность их органов чувств?
- В общественной организации жизни поведение муравьев более сложно, чем у пчел. На основании каких фактов правомерно это утверждение?
- Пасечники очень часто перед осмотром пчелиной семьи пускают в леток несколько клубов дыма, а при работе слегка дымят на рамки. Почему пасечники используют дым при работе с пчелами?
- Пчеловод, обнаружив осенью в пчелиной семье трутней, сильно обеспокоился. Объясните, почему пчеловод считает, что в этой семье не все благополучно.
Задания, требующие математических расчетов
- За сутки одна божья коровка уничтожает до 100 тлей, ее самка за летний период откладывает 1000 яиц, а каждая личинка до окукливания (40 суток) уничтожает до 1000 тлей или 3000 их личинок. Рассчитайте, сколько тлей уничтожают пара жуков и их поколение за летний период (90 дней). Сделайте вывод из этих данных.
- Самка колорадского жука откладывает до 2400 яиц, из которых выходят мясистые, прожорливые личинки, уничтожающие за свою жизнь до двух граммов зеленой массы картофеля, а взрослый жук до четырех граммов. Рассчитайте, какой вред могут нанести пара колорадских жуков и их потомство в течение двух лет, если за лето развивается до трех поколений жуков.
Оценочный лист.
«Эволюция строения и функций органов и их систем»
№ | Виды деятельности | Максимальное количество баллов | Моя оценка | Оценка учителя |
1 | Самостоятельная работа | 50 | ||
2 | Создание справочника: 1.Задания для одноклассника с ответами (5 примеров). 2.Основные термины. 3.Работа со схемами, с таблицами. | 10 10 20 | ||
3 | Выполнение творческого задания (на выбор). | 50 | ||
4 | Диагностическая работа. «Эволюция строения и функций органов и их систем» | 10 | ||
Итого | 130 |
Задания для самостоятельной работы
№1. Умение схематизировать.
1.1.Опишите схематично процесс размножения и развития лягушки
№2. Умение устанавливать причинно-следственные связи
2.1 Объясните, чем отличается строение и расположение нервной системы рыб от нервной системы гидры, жука.
2.2 Лягушки хорошо приспособлены к размножению в воде и откладывают икру в определенных местах. Какие особенности строения икры лягушки и расположения ее в водоеме способствуют сохранению тепла, необходимого для ее развития?
2.3.Самец колюшки, построив гнездо и заставив одну или несколько самок отложить в него икру, охраняет его и при этом ведет себя любопытнейшим образом: то плавает вокруг гнезда, то как бы обмахивает его — подпрыгивает к гнезду, затем ныряет, поворачивается к нему головой и, оставаясь на одном месте около 30 с, быстро и ритмично двигает плавниками, направляя в гнездо воду. Если самца удалить или вход в гнездо закрыть, икра погибнет. Почему?
2.4. Аскарида человеческая и трихинелла относятся к одному типу круглых червей, ведут паразитический образ жизни. Однако самка аскариды откладывает в день 200-300 тыс. яиц, а самка трихинеллы за весь период жизни (35—40, максимум 80 дней) откладывает всего до 2 тыс. яиц. Почему аскарида и трихинелла столь резко отличаются по числу откладываемых яиц?
№3Умение работать с таблицей
3.1. Заполните таблицу.
Органы чувств лягушки | Особенности строения | Значение |
3.2. Заполнить таблицу
Тип развития | Насекомые | Фазы развития |
№4. Умение работать с биологическим рисунком
4.1. На рисунке надпишите названия отделов головного мозга рыбы и части нервной системы.
4.2.На рисунке надпишите названия отделов головного мозга птицы.
№ 5. Умение проводить сравнительный анализ.
- Укажите сходство и отличия в размножении земноводных и рыб.
1. Какие органы чувств имеет:
а)скорпион; б) паук-крестовик; в) чесоточный зудень?
(2 балла)
___________ __________ ____________
___________ __________ ____________
№6.Умение высказывать гипотезу
№1. Половозрелые особи сосальщиков — мариты имеют слаборазвитые органы чувств, глаза у них не редуцированы. Однако их личинки — мирацидии активно реагируют на световые и химические раздражения, а также на силу земного притяжения. На их переднем конце сконцентрированы чувствительные образования — сенсиллы, имеются глаза. Почему мирадидии имеют значительно более развитые органы чувств, чем половозрелые особи?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра по теме "Системы органов животных"
Урок-игра является обобщением и закреплением знаний по теме "Органы. Системы органов животных"...
Тест-презентация Органы и системы органов животных.
Предлагаемый тест выполнен на основе презентации. Данную презентацию можно использовать при проверке знаний, при закреплении и обобщении материала.Одиннадцать слайдов презентации содержат вопросы по и...
Органы и системы органов животных. Презентация.
Материал предназначен для изучения вопросов по теме "Органы и системы органов животных" по программе и учебнику Н.И. Сонина в 6-ом классе....
Конспект урока биологии "Органы и системы органов животных"
Цели: познакомиться с системой органов животных, закрепить знания о функциях каждой системы и о взаимосвязях между системами.В данной разработке приведены некоторые виды планируемых УУД в соответствии...
Презентация к уроку "Органы и системы органов животных"
Презентация и сценарий урока "Органы и системы органов животных"...
Органы и системы органов животных
Технологическая карта урокаПредмет: БИОЛОГИЯКласс: 6 «В» классУчитель биологии: Серко Светлана Борисовна№ урока в КТП рабочей программы: 12Дата проведения: 29.11.2018 г.Тема: Органы и сист...
Органы и системы органов животных 7 класс
Показаны системы органов. учащиеся в проссе урока с помощью учителя, презентации и учебника заполняют таблицу....
- Мне нравится (1)