Презентация к уроку "Органы и системы органов животных"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Презентация и сценарий урока "Органы и системы органов животных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organy_i_sistemy_organov_zhivotnyh.rar | 1.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Представленная на конкурс презентация – презентация к уроку биологии 6 класса по теме «Органы и системы органов животных» Презентация рассчитана для работы в течение всего урока.
Органы и системы органов животных (6 класс)
Автор учитель биологии МБОУ «Батуринской ООШ» Зоненшильд Евгения Викторовна
Цель: ознакомление учащихся с органами и системами органов животных, доказать общность происхождения животных на основе сходства их анатомического строения.
Задачи:
Образовательные:
• изучить органы и системы органов животных,
• показать связь органов с выполняемой ими функцией,
• сформировать у обучающихся представление общности происхождения животных.
Воспитательные:
• умение ценить богатство и многообразие окружающего мира,
• прививать бережное отношение к природе,
• воспитывать стремление к знаниям, общей культуре.
Развивающие:
• развивать умение самостоятельно приходить к логическим выводам,
оценивать и сравнивать,
• развивать умение работать в паре и в группе.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: проблемный, практический, частично-поисковый.
Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, презентация, видео-материал «Сердце и кровеносная система», раздаточный материал.
Этапы урока:
- Организационный момент
- Создание ситуации успеха
- Создание и анализ проблемной ситуации
- Выдвижение гипотез
- Проверка гипотез
- Физкультминутка
- Ответ на проблемный вопрос урока
- Закрепление
- Рефлексия
- Подведение итогов урока, домашнее задание
Организационный момент
Приветствие учителя, создание рабочего настроения в классе
Создание ситуации успеха
Учитель: Чтобы вспомнить, о чем мы говорили на прошлом уроке, давайте проведем блиц-турнир. Кто быстрее всех отгадает загадки? (слайд 1).
Учитель: Молодцы, посмотрите, пожалуйста, наследующий слайд. Что на нем изображено ? (слайд 2).
Ученики: Растения.
Учитель: Схожи ли они между собой?
Ученики: Да. У них есть листья, корни, стебли. У некоторых цветы, плоды и семена.
Учитель: Что мы сейчас назвали?
Ученики: Органы растений.
Учитель: Правильно, молодцы. Скажите, а если мы видим на фотографии двух похожих людей, что мы можем предположить? Почему они похожи?
Ученики: Вероятнее всего, они родственники.
Учитель: Правильно, и похожие друг на друга растения, тоже вероятно родственники. В биологии используется термин «произошли от общего предка». Посмотрите теперь на следующий слайд.
Создание и анализ проблемной ситуации
Учитель: Кто изображен на этом слайде? (слайд 3)
Ученики: Животные.
Учитель: Скажите, похожи ли они внешне друг на друга? Если да, то чем?
Ученики находят некоторые черты сходства, но в основном называют различия.
Учитель: Прочитайте, пожалуйста заголовок слайда (Ученые-эволюционисты утверждают, что все животные произошли от общих предков). Какое противоречие встает перед нами?
Ученики предлагают свои версии формулировки проблемы и в ходе обсуждения выводят единую формулировку.
«Животные, если они произошли от общих предков, должны быть похожи друг на друга, а они внешне очень сильно отличаются».
Записывают проблему в тетрадь.
Выдвижение гипотез
Учитель: Почему же тогда ученые утверждают, что животные приходятся друг другу, пусть дальними, но все-таки родственниками?
Ученики выдвигают версии, учитель подводит их рассуждения наиболее близко к следующей «Вероятно у животных есть какое-то сходство, которое мы сразу не заметили».
Учитель: Если мы не нашли сходства во внешнем строении, то где следует искать его дальше?
Ученики: Во внутреннем строении организмов.
Учитель: Можем ли мы предложить гипотезы разрешения возникшего у нас противоречия?
Ученики выдвигают гипотезы, учитель помогает их сформулировать научным языком и записывает их на доске. Это могут быть такие гипотезы как:
- Ученые ошибаются и животные не произошли от общих предков, поскольку этому нет доказательств.
- Если животные произошли от общих предков, то мы сможем увидеть сходство в их внутреннем строении.
- Животные произошли от общих предков, но мы не сможем это проверить.
Возможны и другие гипотезы.
Проверка гипотез
Прежде чем начать проверять наши гипотезы нам необходимо вспомнить, какие признаки присущи всем живым организмам и отличают их от объектов неживой природы?
Ученики называют основные свойства живого:
питание,
дыхание,
выделение,
рост,
раздражимость
подвижность,
обмен веществ,
размножение
Учитель с учениками проверяют правильность ответов по слайду 5
Учитель: Для того чтобы проявлять эти свойства животному нужны соответствующие части тела – органы. С органами растений мы знакомились на предыдущем занятии и помним, что обозначает это понятие.
Ученики вспоминают определение понятия «орган». Проверяют по слайду 6.
Учитель: В теле животного органы не работают сами по себе, а объединены в системы органов. Чтобы понять, что это такое нам придется прочитать текст на странице 50 учебника и сформулировать определение, что такое система органов. Обсудите его с соседом по парте и запишите результат в тетради.
Ученики работают в парах.
Учитель и класс заслушивает варианты ответов, ученики поправляют друг друга, если определение составлено неверно. Результат можно записать на слайде, если позволяет интерактивная доска.
Учитель: Давайте начнем с такой функции как дыхание. Скажите, пожалуйста, как вы дышите.
Ученики: Вдыхаем кислород, а выдыхаем углекислый газ.
Учитель: Посмотрите на слайд, на нем изображено строение дыхательной системы человека (слайд 7). Прочитайте, какие органы туда входят.
Ученики читают надписи на слайде, обсуждают знакомые и незнакомые термины.
Учитель: Теперь посмотрите на правую половину слайда. Я предлагаю изучить вам изображение дыхательной системы птиц. Обратимся к проблеме, записанной в наших тетрадях. Какую полезную информацию мы можем извлечь, сравнивая эти два рисунка.
Ученики: сравнивают строение дыхательной системы птицы и человека, находят черты сходства.
Учитель: Давайте с вами подумаем, а дышат ли рыбы.
Ученики обсуждают вопрос и приходят к выводу, что дышат.Учитель показывает слайд далее.
Учитель: Здесь изображена дыхательная система рыбы. Я думаю, мы все знаем, как называется этот орган.
Ученики: Жабры.
Учитель: А вот это дыхательная система насекомого.
Ученик, получивший опережающее задание рассказывает о строении дыхательной системы насекомых. Класс слушает и задает вопросы выступающему.
Учитель: Выполните, пожалуйста, задание на слайде, соотнеся название животного и органы его дыхательной системы (слайд 8).
Учитель: Мы сейчас познакомились с четырьмя организмами. Какой мы можем сделать вывод?
Ученики: У всех изученных организмов есть дыхательная система, хоть она и отличается по своему строению.
Учитель записывает вывод на доске, а ученики в тетрадях.
Учитель: Мы не сможем прожить, не дыша более 7 минут. А без чего ещё нам прожить никак нельзя.
Ученики: Без пищи.
Учитель Правильно. За снабжение организма пищей отвечает пищеварительная система (Слайд 9). Информацию о её строении вы найдете в учебнике на странице 50. Читая, мы применим известную нам систему INSERT (интерактивная познавательная система эффективного чтения и мышления) Для этого на полях учебника необходимо расставить пометки:
√ - уже знал,
+ - что-то новое,
— - думал иначе, не понял,
? – есть вопросы. .
Составьте по одному предложению с одним из ключевых слов, отмеченных знаком +.
Ученики выполняют задание, желающие по цепочке озвучивают составленные предложения.
Учитель: На страницах учебника показаны внутренние органы нескольких животных. Сможем ли мы найти на них органы, относящиеся к пищеварительной системе?
Ученики находят на иллюстрациях учебника желудок, пищевод, печень, кишечник.
Учитель: Вспомним о проблеме нашего урока. Какой мы тетерь можем сделать вывод?
Ученики формулируют высказывание о том, что все рассмотренные животные имеют пищеварительную систему, построенную по единому плану.
Учитель вывод записывает на доску, а ученики в тетради
Учитель: ни питательные вещества, ни кислород не попадают сразу в клетки, для того чтобы разнести эти вещества по телу нужна еще одна система. Найдите её название на этом слайде.
Ученики находят название кровеносной системы.
Учитель: о её строении вы узнаете из следующего видеоролика (Сердце и кровеносная система) (Слайд 10).
Ученики смотрят видеоролик.
Учитель: выполните, пожалуйста, следующее несложное задание (Слайд 11). (Расставьте в тетради термины в порядке прохождения крови начиная от сердца: сердце, артерии, капилляры, вены, сердце)
Ученики выполняют задание. Желающий проверяет его у доски.
Учитель: Рассмотрите строение кровеносной системы рыбы, собаки и человека. Что мы можем дополнить к ответу на наш проблемный вопрос?
Ученики: Все рассмотренные животные имеют кровеносную систему, построенную по единому плану.
Учитель записывает вывод на доску, а ученики в тетрадь.
Физкультминутка
Учитель: Посмотрите на список систем органов на слайде. Скажите, какая из них помогает животным избавляться от ненужных и ядовитых веществ. (Слайд 12)
Ученики: Выделительная
Учитель: Прочитайте абзац «Выделительная система» на стр. 53 учебника. Читая, составьте схему:
Название животного --- органы выделительной системы. Результат обсудите в парах.
Учитель: Что мы можем добавить к ответу на наш проблемный вопрос?
Ученики: Все рассмотренные животные имеют выделительную систему, но состоит она из разных органов.
Учитель записывает вывод на доску, а ученики в тетрадь.
Учитель: И осталось нам совсем немного. Прочитайте, пожалуйста, текст, который лежит на партах перед вами.
Ученики читают.
Учитель: О каких ещё системах органов мы узнали? Под текстом у вас расположено задание, но вы не сможете его решить, пока сосед по парте не объяснит вам то, о чем он прочитал. Сейчас первый вариант объясняет второму: как устроена нервная система у различных организмов. Затем второй вариант объясняет первому: как устроены эндокринная система и система органов размножения. Если вы всё объяснили правильно, ваш сосед по парте легко выполнит своё задание.
Ученики читают текст, работают в парах, выполняют задания, по одному ученику от каждого варианта озвучивают результат. Класс проверяет правильность выполнения.
Учитель: Можем ли ещё что-либо дополнить к выводам нашего урока?
Ученики формулируют дополнения:
- Животные имеют нервную систему различного строения, но выполняющую одинаковые функции координации и регуляции.
- Животные имеют эндокринную систему, выполняющую функции регуляции жизненно важных процессов в организме.
- Животные имеют систему органов размножения, выполняющую функции продолжения рода.
Учитель записывает выводы на доске, а ученики в тетрадь.
Учитель: Мы работали весь урок и в ходе работы пришли к нескольким выводам. Давайте прочитаем их.
Вопрос: «Животные, если они произошли от общих предков, должны быть похожи друг на друга, а они внешне очень сильно отличаются»
Выводы, которые мы сделали с вами в процессе работы:
«- У всех изученных организмов есть дыхательная система, хоть она и отличается по своему строению;
- Все рассмотренные животные имеют пищеварительную систему, построенную по единому плану;
- Все рассмотренные животные имеют кровеносную систему, построенную по единому плану;
- Все рассмотренные животные имеют выделительную систему, но состоит она из разных органов;
- Животные имеют нервную систему различного строения, но выполняющую одинаковые функции координации и регуляции;
- Животные имеют эндокринную систему, выполняющую функции регуляции жизненно важных процессов в организме;
- Животные имеют систему органов размножения, выполняющую функции продолжения рода»
Ответ на проблемный вопрос урока
Учитель: У нас получилось несколько ответов, которые, по сути, являются частями одного целого. Перед нами, как перед настоящими учеными стоит задача – найти это целое. Сформулировать один такой вывод, который бы объединял семь предыдущих.
Это сложная работа и чтобы выполнить её мы разобьемся не на пары, а на группы по 4 человека.
Ученики делятся на группы, при этом каждая первая парта разворачивает свои стулья в сторону второй, так чтобы получилось по 4 человека вокруг стола. Группам дается одинаковое задание «Сформулировать общий вывод урока, сопоставить его с гипотезами выдвинутыми в начале урока, подтвердить или опровергнуть эти гипотезы».
На выполнение задания дается 5-7 минут. По прошествии времени один ученик из каждой группы выходит к доске и озвучивает результат работы группы. Если ответы получаются разные, то учитель помогает классу прийти к единому мнению. Вывод урока получится примерно таким:
«Животные во внутреннем строении имеют пищеварительную, дыхательную, кровеносную, выделительную, нервную, эндокринную системы и систему органов размножения выполняющих определенные функции и построенных по единому плану»
Общий вывод записывается учениками в тетрадь.
Учитель: Какая из гипотез, выдвинутых в начале урока, подтвердилась?
Ученики называют гипотезу: «Если животные произошли от общих предков, то мы сможем увидеть сходство в их внутреннем строении»
Учитель: Давайте теперь дадим окончательный ответ на наш проблемный вопрос.
Ученики в группах формулируют ответ, его озвучивают по очереди по одному ученику из каждой группы. Остальные слушают и в ходе обсуждения приходят к единому решению проблемы урока.
Проблема: «Животные, если они произошли от общих предков, должны быть похожи друг на друга, а они внешне очень сильно отличаются».
Решение: «Животные, внешне отличающиеся друг от друга, имеют сходство во внутреннем строении, что дает нам основание говорить об общности их происхождения» .
Закрепление
Учитель: Итак, мы добились своего, мы нашли решение стоявшей перед нами проблемы и узнали много нового. А чтобы закрепить наш успех, я предлагаю вам в группах решить небольшой кроссворд (Слайд 13).
М | О | З | Г | |||||||||||
П | О | Л | О | В | А | Я | ||||||||
Ж | Е | Л | У | Д | О | К | ||||||||
Э | Н | Д | О | К | Р | И | Н | Н | А | Я | ||||
В | Ы | Д | Е | Л | И | Т | Е | Л | Ь | Н | А | Я | ||
С | Е | Р | Д | Ц | Е | |||||||||
Д | Ы | Х | А | Т | Е | Л | Ь | Н | А | Я |
1. Главная часть нервной системы человека.
2. Система органов, функцией которой является размножение организмов.
3. Орган пищеварительной системы.
4. Система органов, отвечающая за координацию и регуляцию работы организма.
5. Система органов, благодаря которой организм освобождается от ненужных и ядовитых продуктов обмена веществ.
6. Центральный орган кровеносной системы.
7. Система органов, отвечающая за снабжение организма кислородом и выведение из него углекислого газа.
Рефлексия
Ученики заполняют рефлексивные карты урока, оценивая свою работу и работу своей группы. (Слайд 14)
Оцените работу на уроке, выбрав один их трех вариантов ответов | |||
Вопрос | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 |
На уроке мне было ... | интересно | не очень интересно | не интересно |
На уроке я ... | узнал много нового и интересного | повторил то, что знал до этого | узнал много нового, но не все понял |
Я работал ... | активно, я предлагал свои версии и принимал решения | активно, я обсуждал предложения других членов команды и дополнял их | не очень активно, больше слушал и узнавал |
Наша команда работала ... | активно и слажено, у нас все получилось | активно, но нам трудно было договариваться | неплохо, если мы ещё потренируемся, то у нас получится лучше |
Оцените результат работы на уроке, дополнив предложения | |||
Многие не знают, а я точно знаю, что ... | |||
Поле это го урока я буду ... | |||
Наш урок я могу оценить как (,,) |
Подведение итогов урока, домашнее задание
Учитель выставляет оценки, Задает домашнее задание (Слайд 15)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра по теме "Системы органов животных"
Урок-игра является обобщением и закреплением знаний по теме "Органы. Системы органов животных"...
Тест-презентация Органы и системы органов животных.
Предлагаемый тест выполнен на основе презентации. Данную презентацию можно использовать при проверке знаний, при закреплении и обобщении материала.Одиннадцать слайдов презентации содержат вопросы по и...
Органы и системы органов животных. Презентация.
Материал предназначен для изучения вопросов по теме "Органы и системы органов животных" по программе и учебнику Н.И. Сонина в 6-ом классе....
Конспект урока биологии "Органы и системы органов животных"
Цели: познакомиться с системой органов животных, закрепить знания о функциях каждой системы и о взаимосвязях между системами.В данной разработке приведены некоторые виды планируемых УУД в соответствии...
Органы и системы органов животных
Технологическая карта урокаПредмет: БИОЛОГИЯКласс: 6 «В» классУчитель биологии: Серко Светлана Борисовна№ урока в КТП рабочей программы: 12Дата проведения: 29.11.2018 г.Тема: Органы и сист...
Органы и системы органов животных 7 класс
Показаны системы органов. учащиеся в проссе урока с помощью учителя, презентации и учебника заполняют таблицу....
Блок 7. Основные системы органов животных
Блок 7 Основные системы органов животных...