Задания ОГЭ,ЕГЭ
методическая разработка по биологии
Материал для подготовки к ОГЭ,ЕГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razbor_zadaniy_oge.docx | 58.2 КБ |
razdatochnyy_material.docx | 30.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Разбор заданий ОГЭ
22. Почему при взлете или посадке самолета пассажирам рекомендуют сосать леденцы?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа: 1) при взлете или посадке самолета быстро меняется атмосферное давление, что вызывает неприятные ощущения в среднем ухе, где исходное давление на барабанную перепонку сохраняется дольше; 2) глотательные движения приводят к раскрытию слуховой (евстахиевой) трубы, через которую выравнивается давление в полости среднего уха с окружающей средой. | |
Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок | 2 |
Ответ включает в себя только один из названных выше элементов, ИЛИ ответ включает в себя два названных выше элемента, но содержит биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
23. Какой видоизменённый побег представлен на рисунке? Назовите элементы строения, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3, и функции, которые они выполняют.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа:
2) 1 – сочный чешуевидный лист, в котором запасаются питательные вещества и вода; 3) 2 – придаточные корни, обеспечивающие поглощение воды и минеральных веществ; 4) 3 – почка, обеспечивает рост побега. | |
Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает в себя три из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя четыре названных выше элемента, но содержит биологические ошибки | 2 |
Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя три из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки | 1 |
Ответ включает в себя только один из названных выше элементов, ИЛИ ответ включает в себя два из названных выше элементов, | 0 |
Максимальный балл | 3 |
24. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Плоские черви – это трехслойные животные. 2. К типу Плоские черви относят белую планарию, человеческую аскариду и печеночного сосальщика. 3. Плоские черви имеют вытянутое уплощенное тело. 4. У ленточных червей хорошо развита пищеварительная система. 5. Плоские черви – раздельнополые животные, откладывают яйца.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа: ошибки допущены в предложениях: 1) 2 – к типу Плоские черви не относят человеческую аскариду (аскарида - круглый червь); 2) 4 – у ленточных червей пищеварительная система отсутствует; 3) 5 – Плоские черви – гермафродиты (круглые черви относят к раздельнополым червям) | |
В ответе указаны и исправлены все ошибки. Ответ не содержит неверной информации | 3 |
В ответе указаны две-три ошибки, исправлены только две из них. За неправильно названные и/или исправленные предложения баллы не снижаются | 2 |
В ответе указаны одна–три ошибки, исправлена только одна из них. За неправильно названные и/или исправленные предложения баллы не снижаются | 1 |
Ответ неправильный: все ошибки определены и исправлены неверно, ИЛИ указаны одна–три ошибки, но не исправлена ни одна из них | 0 |
Максимальный балл | 3 |
25. В поддержании постоянной температуры тела человека большую роль играет кожа. Назовите структуры кожи, участвующие в теплорегуляции? Укажите их значение.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа: 1) подкожный жир плохо проводит тепло, препятствует теплоотдаче; 2) потовые железы выделяют пот, при испарении пота кожа охлаждается; 3) в кровеносных сосудах изменяется диаметр, увеличение просвета сосуда приводит к приливу крови к коже и отдаче тепла, а сужение – наоборот; 4) терморецепторы – регулируют теплоотдачу через вегетативную нервную систему. | |
Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает в себя три из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя четыре названных выше элемента, но содержит биологические ошибки | 2 |
Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя три из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки | 1 |
Ответ включает в себя только один из названных выше элементов, ИЛИ ответ включает в себя два из названных выше элементов, | 0 |
Максимальный балл | 3 |
26. К каким изменениям в экосистеме озера может привести сокращение численности хищных рыб? Укажите не менее трех изменений.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа: 1) к увеличению численности растительноядных организмов; 2) к уменьшению численности растений; 3) к последующему снижению численности растительноядных организмов вследствие нехватки корма и распространению заболеваний. | |
Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя три названных выше элемента, но содержит биологические ошибки | 2 |
Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя два из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
27. Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в одной из клеток семязачатка перед началом мейоза, в анафазе мейоза 1 и в анафазе мейоза 2. Объясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение числа ДНК и хромосом.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (правильный ответ должен содержать следующие позиции) | Баллы |
Элементы ответа: 1) перед началом мейоза число молекул ДНК – 56, происходит репликация и число ДНК удваивается, число хромосом не изменяется – 28, но каждая хромосома состоит из двух хроматид; 2) в анафазе I мейоза число молекул ДНК – 56, число хромосом – 28, к полюсам клетки расходятся гомологичные хромосомы, но все хромосомы находятся в одной клетке; 3) в анафазе II мейоза число молекул ДНК – 28, хромосом – 28, после первого мейотического деления число ДНК и хромосом уменьшилось в 2 раза, к полюсам клетки расходятся сестринские хромосомы (дочерние однохроматидные хромосомы) | |
Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя три названных выше элемента, но содержит биологические ошибки | 2 |
Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя два из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
28. Скрестили дигетерозиготных самцов мух-дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства F1, если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (правильный ответ должен содержать следующие позиции) | Баллы |
Элементы ответа: 1) генотипы родителей: ♀ ааbb (гаметы: аb), ♂ AaBb (гаметы: АB, аb); 2) генотипы потомства: 1 АаBb – серое тело, нормальные крылья и 1 ааbb – черное тело укороченные крылья; 3) так как гены сцеплены, а кроссинговер не осуществляется, то самец дает два типа гамет АВ и аb, а самка – один тип гамет аb. У потомства проявляется только два фенотипа в соотношении 1 : 1. Закон сцепленного наследования признаков. (допускается иная генетическая символика, не искажающая смысла решения задачи). | |
Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя три названных выше элемента, но содержит биологические ошибки | 2 |
Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя два из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Предварительный просмотр:
Прочитайте текст «Хрящевые и костные рыбы» и выполните задания
ХРЯЩЕВЫЕ И КОСТНЫЕ РЫБЫ
Современные представители хрящевых рыб (акулы и скаты) утратили броню и костный скелет своих предков. Скаты имеют плоское тело и плавают у дна, питаясь, в основном, моллюсками. Акулы живут в открытом море, питаясь костными рыбами и иногда млекопитающими. Хрящевые рыбы получили своё название потому, что их внутренний скелет построен из хряща. Жаберных крышек нет, поэтому акулы дышат, заглатывая ртом воду и пропуская её через жаберные щели, расположенные спереди по бокам тела или снизу. Большинство скатов, которые подолгу лежат на дне, пропускают воду через брызгальце (остаток ещё одной жаберной щели), расположенное на верхней стороне тела.
Хрящевые рыбы – существа живородящие, яйцеживородящие и яйцекладущие. Зародыши развиваются долго – от 4 месяцев до 2 лет в зависимости от вида. Плодовитость у живородящих и яйцеживородящих невелика. Акулята, вылупившиеся в чреве матери, могут съесть своих братьев и сестёр. Яйцекладущие откладывают от двух до нескольких десятков яиц. Полярная акула и некоторые скаты откладывают до 500 яиц. Яйца защищены крепкой капсулой, надёжно защищающей зародыш от врагов. Плавательного пузыря у большинства этих рыб нет. Только у песчаных акул есть «воздушный карман» желудка.
У костных рыб скелет в основном костный. Жабры прикрыты крышками, движения которых активно прогоняют воду через жабры. Плавательный пузырь есть у большинства видов костных ыб. Встречаются рыбы и без плавательного пузыря, например, камбала. Оплодотворение у большинства внешнее, хотя встречаются иногда виды, у которых оплодотворение внутреннее. Икра развивается от нескольких часов до нескольких месяцев (у лососей). Плодовитость костных рыб различна. Некоторые африканские рыбки откладывают от 12до 14 икринок, а процесс их вынашивания происходит во рту. Луна-рыба вымётывает до 300 млн. икринок.
Задание 29
29. Пользуясь текстом «Хрящевые и костные рыбы», ответьте на вопросы.
1) Почему скаты, лёжа на дне, пропускают воду через брызгальце, а не через жаберные щели?
2) Чем можно объяснить большую плодовитость костных рыб по сравнению с акулами?
3) Почему акулы должны находиться в постоянном движении?
Пример 1:
Ответ учащегося | Балл |
1. Скаты, лёжа на дне, пропускают воду через брызгальце, а не через жаберные щели, потому что их жаберные щели находятся снизу тела, соответственно обращены ко дну и дышать с их помощью нельзя. 2.Акулы больше заботятся о потомстве, чем костные рыбы. 3. Акулы должны находиться в постоянном движении, так как у них нет плавательного пузыря. |
Пример 2
Ответ учащегося | Балл |
1) потому, что лёжа на дне, брызгальце находится на верхней стороне тела, что способствует лучшему пропусканию воды. 2) акулы, вылупившись, могут поедать друг друга 3) находясь в движении, акулы могут заглатывать воду ртом, пропуская её через жаберные щели и дышать при помощи этого. |
Пример 3
Ответ учащегося | Балл |
1) Когда скаты находятся на дне, им проще пропускать воду через брызгальце, так как оно находится сверху тела. 2) Костные рыбы вынашивают икру во рту, защищая своё потомство от врагов, и тем самым обеспечивают себе большое потомство. Акулята же при рождении могут съесть своих братьев и сестёр. 3) Для лучшего газообмена, для поиска пищи. |
Пример 4
Ответ учащегося | Балл |
1) Скаты пропускают воду через брызгальце потому, что их жабры находятся на нижней части тела. Если пропускать воду через жабры, то вместе с водой в полость тела попадёт песок и легкие камни, что приводит к загрязнению жабр 2) Акулы являются живородящими рыбами, то есть мальки вынашиваются и развиваются в чреве матери. А костные рыбы откладывают икру (большое её количество) и в большинстве своём оплодотворение является внешним. 3) акулы должны всегда находиться в движении, так как акула хрящевая рыба, поэтому у нее нет жаберных крышек. Акулы дышат, заглатывая воду и пропуская её через жаберные щели. А заглатывание воды ртом происходит только в движении. |
Задание 30
Пользуясь таблицей «Зависимость интенсивности фотосинтеза от освещённости», в которую учёный записал результаты своих опытов, ответьте на следующие вопросы. и знаниями из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
Таблица
Интенсивность света (в свечах) | Объём поглощённого углекислого газа за 1 мин. (в см³) | |||
Серия 1 | Серия 2 | Серия 3 | В среднем | |
100 | 15 | 17 | 16 | 16 |
200 | 34 | 36 | 38 | 36 |
300 | 52 | 49 | 49 | 50 |
400 | 67 | 69 | 68 | 68 |
500 | 88 | 85 | 85 | 86 |
600 | 101 | 101 | 101 | 101 |
1) Чем можно объяснить, что данные, полученные в трёх сериях опытов, несколько отличаются?
2) Как зависит интенсивность фотосинтеза от освещённости?
3) Какой ещё один фактор, кроме освещённости, который влияет на интенсивность фотосинтеза у растений, Вы можете привести?
Пример 1
Ответ учащегося |
1) в трёх сериях опытов значения немного колеблется. Я считаю это связано с лучами Солнца или света, которые доходили до фотосинтезирующих растений. К примеру или это было на Солнце, то какая-нибудь маленькая туча или какое-то тело создало тень. 2) Чем больше освещённость, тем больше поглощается углекислого газа 3) температура окружающей среды |
Пример 2
Ответ учащегося |
1) освещение от свечей является неравномерным 2) чем (больше) сильнее освещение, тем интенсивнее идёт фотосинтез 3) Ещё один фактор, влияющий на большую интенсивность фотосинтеза – это содержание кислорода и углекислого газа в пространстве |
Задание 31
17-летняя Татьяна в студенческие зимние каникулы посетила Тобольск. Перед началом экскурсии «Тобольский кремль – шедевр каменного зодчества» она пообедала в местном кафе быстрого питания. Девушка заказала себе следующие блюда и напитки: маленькую порцию картофеля фри, Фреш МакМаффин, салат «Цезарь» и апельсиновый сок.
Используя данные таблиц 1,2 и 3, определите:
- рекомендуемую калорийность обеда, если Татьяна питается четыре раза в день;
- энергетическую ценность заказанного обеда;
- количество углеводов в блюдах и напитках, а также отношение поступивших с пищей углеводов к их суточной норме.
Таблица 1
Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафе быстрого питания
Блюда и напитки | Энергетическая ценность (ккал) | Белки (г) | Жиры (г) | Углеводы (г) |
Двойной МакМаффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, свинина) | 425 | 39 | 33 | 41 |
Фреш МакМаффин | 380 | 19 | 18 | 35 |
Чикен Фреш МакМаффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица) | 355 | 13 | 15 | 42 |
Омлет с ветчиной | 350 | 21 | 14 | 35 |
Салат овощной | 60 | 3 | 0 | 10 |
Салат «Цезарь» (курица, салат, майонез, гренки) | 250 | 14 | 12 | 15 |
Картофель по-деревенски | 315 | 5 | 16 | 38 |
Маленькая порция картофеля фри | 225 | 3 | 12 | 29 |
Мороженое с шоколадным наполнителем | 325 | 6 | 11 | 50 |
Вафельный рожок | 135 | 3 | 4 | 22 |
«Кока-Кола» | 170 | 0 | 0 | 42 |
Апельсиновый сок | 225 | 2 | 0 | 35 |
Чай без сахара | 0 | 0 | 0 | 0 |
Чай с сахаром (две чайные ложки) | 68 | 0 | 0 | 14 |
Таблица 2
Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков
Возраст, лет | Белки, | Жиры | Углеводы, г | Энергетическая потребность, ккал |
7–10 | 2,3 | 1,7 | 330 | 2550 |
11–15 | 2,0 | 1,7 | 375 | 2900 |
Старше 16 | 1,9 | 1,0 | 475 | 3100 |
Таблица 3
Калорийности при четырёхразовом питании
(от общей калорийности в сутки)
Первый завтрак | Второй завтрак | Обед | Ужин |
14% | 18% | 50% | 18% |
Пример 1
Ответ учащегося |
1) Рекомендуемая калорийность обеда – 1550 ккал 2) Энергетическая ценность заказанного обеда – 1080 ккал 3) количество углеводов в блюдах и напитках – 114 г 4) потребность углеводов – 237,5 г |
Пример 2
Ответ учащегося |
Татьяна заказала: Маленькая порция картофеля фри 225 ккал., 3г белков, 12г жиров, 29г углеводов; Фреш МакМаффин 380 ккал, 19 г белков, 18 г жиров, 35 г углеводов; Салат «Цезарь» 250 ккал, 14 г белков, 12 г жиров, 15 г углеводов; Апельсиновый сок 225 ккал., 2 г белков, 0 г жиров, 35 г углеводов Энергетическая ценность: 225+225+250+380=1080 ккал Количество углеводов в блюдах и напитках: 29+35+15+35=114 г Поступившие с пищей углеводы к суточной норма 114/475=0,24 Рекомендуемая калорийность обеда - х 1080 - 100% х – 50% х =1080·50/100=540 ккал |
Пример 3
Ответ учащегося |
Рекомендуемая калорийность обеда: 1150 ккал Энергетическая ценность заказанного обеда 1080 ккал Кол-во поступивших углеводов: 114 г Суточная норма углеводов: 475 г Кол-во поступивших углеводов/суточная норма углеводов=114г/475г=0,24 |
Пример 4
Ответ учащегося |
1) 3100 ккал х 0,5=1550 ккал – рекомендуемая калорийность обеда 2) мал. порция картофеля фри (225 ккал, 29 г) Фреш МакМаффин (380 ккал, 35 г) Салат «Цезарь» (250 ккал, 15 г) Апельсиновый сок (225 ккал, 35 г) 3) 1080 ккал – энергетическая ценность обеда, 114 г углеводов за обед 114 г/475 г = 0,24 – отношение углеводов, съеденных за обед к суточной норме |
32. Какой отдел нервной системы обеспечивает регуляцию обмена жиров? Как обеспечивается такая регуляция?
Пример 1
Ответ учащегося |
1) За регуляцию обмена жиров отвечает автономная (парасимпатическая) нервная система. 2) Эту регуляцию обеспечивает сам организм, так как сам человек не влияет на этот процесс, т.е. человек не может по своему желанию обеспечить регуляцию обмена жиров и поэтому организм выполняет это сам |
Пример 2
Ответ учащегося |
Регуляцию обмена жиров выполняет автономная нервная система. Регуляцию обеспечивают симпатическая и гуморальная системы |
Пример 3
Ответ учащегося |
Центральный отдел нервной системы. При избытке жиров ЦНС даёт сигнал организму о том, что нужно больше ферментов для расщепления жиров. При недостатке жиров ЦНС даёт сигнал о том, что необходимо откладывать или накапливать жиры. |
Пример 4
Ответ учащегося |
Паросимпотический отдел. Физические занятия |
Пример 5.
Генеративный отдел нервной системы обеспечивает регуляцию обмена жиров. Такая регуляция обеспечивается за счёт воздействия на надпочечники, которые при движении или нервных нагрузках начинают вырабатывать адреналин, что заставляет наш организм быстрее сжигать запасы веществ в том числе и жиры. Затем, после физической активности Адреналин перестаёт вырабатываться и потребление вещ-в снижается и запасы пополняются с потреблением пищи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Домашнее задание - это очень важное задание!
Совет для родителей...
Математика 6 класс. "Координатная плоскость" Задания для развития и обучения учащихся (задания для интерактивной доски)
Задания для развития и обучения учащихся. Задания для интерактивной доски. Данный материал можно использовать для закрепления или повторения темы....
Задания к стартовой контрольной работе по географии в 7 кл., Задания промежуточной аттестации по географии в 7 кл.(переводной экзамен).
Задания к стартовой контрольной работе по географии в 7 кл., Задания промежуточной аттестации по географии в 7 кл.(переводной экзамен). ...
Структура задания и презентация компетентностно-ориентированного задания
Презентация "Метапредметные результаты. Компетентностно-ориентированные задания. " Структура задания. Материал предназначен для урока биологии в 7 классе....
Практические работы, творческие задания, викторины, контрольные задания, тестовые задания для занятий в объединении "КОМП"
Практические работы, творческие задания, викторины, контрольные задания, тестовые задания для проверки навыков работы в старндартных прогаммах...
задание для подготовки ОГЭ по информатике (задание по Exel, задание 19)
Данный фал может использоваться как для подготовки, так и для итоговой проверки по 19 заданию ОГЭ по информатике. На закладках файла собраны тексты и сами задания для школьников....
Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть В - задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С – задания с развернутым ответом, оценивается в 3 балла. Максимальное кол
Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть В - задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С ...