Контрольные работы
методическая разработка по биологии

Конон Валентина Алексеевна

Итоговые контрольные работы для учащихся 9,10,11 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biology_11class.doc62 КБ
Файл god_9_bio.docx43.1 КБ
Файл god_bio_10.docx16.29 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая контрольная работа по биологии за курс 11 класса

Вариант 1

1. Эволюцией называется:

а) индивидуальное развитие организмов;

б) изменение особей;

в) историческое необратимое развитие органического мира;

г) изменение в жизни растений и животных.

2. Главной движущей силой эволюции является:

а) изменчивость;

б) наследственность;

в) борьба за существование;

г) естественный отбор.

3. Основными результатами эволюции по Ч. Дарвину является:

а) совершенствование приспособленности организмов к условиям обитания;

б) многообразие видов;

в) одновременное существование форм, различающихся уровнем организации;

г) а+б;

д) а+б+в.

4. Значение популяционных волн в эволюции заключается в том, что они:

а) способствуют увеличению численности популяций;

б) снижение численности популяции;

в)  способствуют повышению генетического разнообразия в популяциях;

г) снижают генетическое разнообразие в популяциях.

5. Движущий отбор направлен на:

а) расширение границ наследственной изменчивости и сдвиг среднего значения признака или свойств;

б) поддержание в популяциях среднего, ранее сложившегося значения признаков;

в) сужение нормы реакции.

6. При применении химических мер борьбы с вредными насекомыми приходится время от времени менять яды потому, что:

а) увеличивается количество насекомых;

б) возникают расы насекомых, невосприимчивых к яду;

в) насекомые вырабатывают вещества, которые нейтрализуют яды.

7. Экологическое видообразование имеет место в перечисленных ниже примерах:

а) образование видов синиц при наступлении ледника на Евразию;

б) образование нового вида мака при расширении ареала исходного вида в районы Крайнего Севера;

в) образование нового вида речного окуня при расширении его ареала в глубокие слои воды той же реки;

г) образование нового вида лютика при расширении его ареала из лесной зоны в степную.

8. Биологический прогресс той или иной группой организмов достигается путями:

а) ароморфоз;

б) идиоадаптация;

в) общая дегенерация;

в) а+б;

г) а+б+в.

9. Ароморфозом является из перечисленных ниже эволюционных событий:

а) возникновение целома;

б) подавление большого количества семейств отряда хищных млекопитающих;

в) возникновение паразитических форм среди плоских червей.

10. Внешнее сходство путем конвергенции приобрели виды:

а) щука, лосось;

б) медведь бурый, медведь белый;

в) дельфин, акула;

г) заяц-русак, заяц-беляк.

11. Среди перечисленных ниже органов можно отнести к рудиментарным:

а) глаза у крота и слепыша;

б) аппендикс у человека;

в) волосяной покров тела человека;

г) хвост у некоторых людей;

д) трехпалость у современных лошадей;

е) а+б;

ж) а+б+в;

з) а+б+в+г;

и) а+б+в+г+д.

12. Атавизмы – это:

а) возникающие естественные новообразования;

б) появление у организмов свойств и признаков, характерных для далеких предков;

в) недоразвитие признака или свойств у взрослых организмов.

13. Доказательствами происхождения человека от животных являются:

а) сходство в строении человека и животных;

б) сходство зародышей человека и животных;

в) наличие рудиментарных органов;

г) атавизмы;

д) клеточное строение;

е) сходный химический состав;

ж) а+б;

з) а+б+в+г;

и) а+б+в+г+д+е.

14. Социальные факторы эволюции человека:

а) борьба за существование;

б) естественный отбор;

в) использование орудий труда;

г) жилище;

д) пользование огнем;

е) забота о престарелых членах семьи;

ж) развитие речи;

з) использование одежды;

и) а+б+в+г+д+е+ж+з;

к) в+г+д+е+ж+з.

15. Среда обитания – это:

а) совокупность жизненно необходимых для организма  факторов;

б) все элементы и явления живой и неживой природы, окружающие живые организмы;

в) совокупность факторов, вызывающих приспособительные реакции у организмов.

16. В поверхностных слоях открытого океана лимитирующим фактором является:

а) свет;

б) элементы минерального питания;

в) температура.

17. Конкуренция между организмами вызывают, если они:

а) живут на одной территории;

б) используют один и тот же ресурс, который имеется в ограниченном количестве;

в) потребляют сходную пищу, в которой нет недостатка.

18. Комменсал – это:

а) животное, которое поедает остатки или избытки пищи другого животного, обитая рядом с ним;

б) хищные растения;

в) животное, которое перемещается с помощью другого животного.

19. Популяция – это:

а) любая совокупность особей одного вида;

б) совокупность особей одного вида, длительно населяющих определенную территорию;

в) совокупность особей разных видов, обитающих на определенной территории;

г)  относительно изолированная совокупность особей одного вида;

д) совокупность особей данного вида, обладающая собственным генофондом и способностью к длительному существованию в меняющихся условиях среды;

е) б+г+д.

20. Изменение численности популяции зависит от:

а) величины смертности;

б) величины рождаемости;

в) соотношения величин рождаемости и смертности.

21. Продуцентами не являются:

а) растения;

б) цианобактерии;

в) зеленые и пурпурные серобактерии;

г) грибы.

22. Наиболее важный процесс в биогеоценоза – это:

а) оптимальное пространственное распределение особей разных видов;

б) осуществление биологического круговорота веществ;

в) биотические взаимоотношения.

23. На каждый последующий пищевой уровень от предыдущего переходит энергии:

а) 1%;

б) 10%;

в) 90%.

24. Смена биогеоценоза другим называется:

а) гомеостазом;

б) сукцессией;

в) саморегуляцией.

25. Первыми заселяют территорию сгоревшего леса:

а) многолетние травы;

б) кустарники;

в) однолетние растения.

26. Стабильность, устойчивость биоценозов определяется главным образом:

а) достаточным количеством света;

б) большим видовым разнообразием, формирующим сложные цепи питания;

в) большой численностью особей популяции.

27. В океане биомасса живых организмов представлена:

а) в основном животными и микроорганизмами;

б) в основном растениями;

в) теми и другими в равных пропорциях.

28. Учение о биосфере создано:

а) В.В. Докучаевым;

б) Ж.Б. Ламарком;

в) В.И. Вернадским;

г) Э.Зюссом.

29. Обязательное совместное сожительство нескольких видов организмов, приносящее обоюдную пользу, называется:

а) мутуализмом;

б) комменсализмом;

в) синойкией.

30. Рассчитайте площадь пахотных земель хозяйства, занятую под кормовыми травами, потенциально необходимые для выращивания крупного рогатого скота общей массой 20 тонны, если известно, что с 1 га собирается 2 тонны трав

Итоговая контрольная работа по биологии за курс 11 класса

Вариант 2

1. Первое эволюционное учение создал:

а) К.Линней;

б) Ж.Б. Ламарк;
в) Ж.Л.Бюффон;

г) Ж.З.Сент-Илер;

д) Ж.Кювье.

2. Борьба за существование – это:

а) конкуренция между организмами за условия среды;

б) уничтожение особей одного вида особями другого вида;

в) симбиотические взаимоотношения одних видов с другими;

г) расселение вида на новую территорию.

3. Элементарной единицей эволюции с позиции синтетической теории эволюции является:

а) вид;

б) подвид;

в) популяция;

г) отдельные особи;

д) группа видов.

4. Дрейф генов – это:

а) случайное изменение частот аллелей в популяции;

б)  перемещение особей из одной популяции в другую;

в) свободное скрещивание между особями в популяциях;

г) один из результатов естественного отбора.

5. Приспособительный характер эволюции заключается в том, что:

а) организмы приспосабливаются под влиянием внешних условий;

б) организмы побеждают в борьбе за существование;

в) организмы подвергаются естественному отбору;

г) организмы изменяются вслед за изменением условий среды.

6. Ученые пришли к выводу, что темноокрашенные бабочки встречаются в загрязненных районах чаще, чем бабочки со светлой окраской, потому что:

а) в промышленных районах темноокрашенные бабочки откладывают больше яиц, чем светлоокрашенные;

б) темноокрашенные бабочки более устойчивы к загрязнению;

в) вследствие загрязнения некоторые бабочки становятся темнее других;

г) в загрязненных районах темноокрашенные бабочки менее заметны для хищников и подвергаются меньшему истреблению.

7. Когда-то на Гавайских островах существовало более 20 видов цветочниц и большое число видов этих птиц, которые питались нектаром и пыльцой разных растений, происходящих от одного родоначального предка. Эти виды образовались следующим образом:

а) географическим;

б) экологическим;

в) на основе отдаленной гибридизации;

г) на основе полиплоидии.

8. Ароморфоз представляет собой путь эволюционных преобразований большой группы видов организмов, при котором:

а) в группе развиваются принципиально новые признаки, позволяющие ей перейти в новую адаптивную зону;

б) в группе появляются частные приспособительные признаки к определенным условиям среды;

в) в группе наблюдается снижение уровня организации и упрощение в строении особей;

г) а+б;

д) а+в;

е) а+б+в.

9. Вид, который находится в состоянии биологического прогресса, характеризуется:

а) повышением уровня организации;

б) снижение уровня организации;

в) расширением ареала, увеличением численности, распадением вида на подвиды;

г) снижением численности и сокращением ареала.

10. Путь эволюции, при котором возникает сходство между организмами различных систематических групп, обитающих в сходных условиях, называется:

а) градация;

б) дивергенция;

в) конвергенция;

г) параллелизм.

11. Рудименты – это:

а) органы, утратившие в процессе эволюции свое значение и функции и оставшиеся в виде недоразвитых образований в организме;

б) органы, которые только появляются в организмах как результат эволюции видов;

в) органы, которые появляются у отдельных особей некоторых видов как результат мутации генов.

12. К атавизмам можно отнести:

а) появление махровости цветка у некоторых растений;

б) появление хвоста и сплошного волосяного покрова у человека;

в) развитие в онтогенезе хвоста у обезьян.

13. Биологическими факторами эволюции человека являются:

а) наследственная изменчивость;

б) борьба за существование;

в) естественный отбор;

г) трудовая деятельность;

д) мыслительная деятельность и появление речи;

е) а+б;

ж) а+б+в.

14. Расы человека представляют собой:

а) группы людей, которые произошли от разных видов древнего человека;

б) экологические группы людей вида Homo sapiens;

в) разные виды людей.

15. Экологическими факторами среды называются:

а) элементы внешней среды, которые прямо или косвенно влияют на организм;

б) химические вещества, которые организм использует в процессе жизнедеятельности;

в) растения или животные, которые окружают организм.

16. Наибольшая амплитуда изменчивости температуры характерна для:

а) наземно-воздушной среды;

б) океана;

в) пресных вод.

17. В стабильном длительно существующем сообществе:

а) нет видов, которые являются прямыми конкурентами друг другу;

б) есть виды, являющиеся прямыми конкурентами друг другу;

в) конкурентные отношения не развиты вообще.

18. Укажите неверный ответ.

Следствием хищничества является:

а) поддержание высокого разнообразия видов жертвы;

б) уменьшение конкуренции между конкурирующими видами жертвы;

в) оздоровление популяции жертвы за счет поедания слабых, больных, травмированных особей;

г) полное уничтожение жертвы;

д) установление динамического равновесия, численности жертвы и хищника.

19. Обязательное совместное сожительство нескольких видов организмов, приносящее обоюдную пользу, называется:

а) мутуализмом;

б) комменсализмом;

в) синойкией.

20. Структурными и функциональными блоками биоценоза являются:

а) продуценты;

б) консументы;

в) редуценты;

г) а+б+в.

21. Функцией консументов-редуцентов является:

а) потребление мертвого органического вещества;

б) потребление живого органического вещества;

в) потребление и разложение мертвого органического вещества до простых неорганических соединений.

22. Трофический уровень – это совокупность:

а) организмов одного вида;

б) организмов разных видов;

в) организмов разных видов, имеющих один и тот же тип питания.

23. Длина пищевой цепи ограничивается:

а) количеством пищи, образуемой автотрофными организмами;

б) биомассой консументов;

в) потерей энергии на каждом трофическом уровне.

24. Волки и львы принадлежат к одному трофическому уровню, потому что и те и другие:

а) поедают растительноядных животных;

б) используют свою пищу примерно на 10%;

в) живут на суше;

г) имеют крупные размеры.

25. В континентальной части биосферы самыми продуктивными являются:

а) леса умеренной зоны;

б) тропические леса;

в) субтропические леса.

26. Учение о биосфере создано:

а) В.В. Докучаевым;

б) Ж.Б. Ламарком;

в) В.И. Вернадским;

г) Э.Зюссом.

27. Отметьте правильный ответ.

Зрелый широколиственный лес по сравнению с зарослями кустарника характеризуются:

а) большей величиной биомассы;

б) небольшим видовым разнообразием;

в) большими запасами мертвого органического вещества (опада).

28. На каждый последующий пищевой уровень от предыдущего переходит энергии:

а) 1%;

б) 10%;

в) 90%.

29. Смена биогеоценоза другим называется:

а) гомеостазом;

б) сукцессией;

в) саморегуляцией.

30. За один сезон самка лося (массой около 500 кг) выкармливает одного детеныша массой 150 кг. Рассчитайте, какое количество корма самка должна добыть для собственного выживания и выкармливания детеныша



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к итоговой  контрольной работе по биологии

9 класс

Контрольная работа в двух вариантах составлена в виде тестовых заданий, соответствующих темам, изучаемым в 9 классе:

- биология как наука;

- эволюция живого мира;

- структурно-функциональная организация организмов;

- размножение и индивидуальное развитие организмов;

- наследственность и изменчивость организмов;

- основы экологии.

В тестах представлены разнообразные задания по темам:

        Часть А  содержит 20 заданий с выбором одного верного ответа из четырех базового уровня сложности.

Часть В  содержит 5  заданий с выбором нескольких верных ответов, на установление соответствия и определение последовательности биологических объектов, процессов и явлений. Эти задания повышенного уровня сложности.

В1, В2 - умение проводить множественный выбор;

В3, В4 - умение устанавливать соответствие;

В5 – умение включать в текст пропущенные биологические термины и понятия.

На выполнение теста рекомендуется выделить  45 минут.

Критерии оценивания:

   «5»   85% - 100%

   «4»   75% - 84%  

   «3»   51% - 74%  

        Ответы:

А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Вариант - 1

4

3

3

3

4

3

4

2

4

2

2

3

1

3

4

2

1

4

4

3

Вариант - 2

2

4

1

4

2

4

3

1

3

1

3

2

4

3

4

3

3

3

2

4

В

1

2

3

4

5

Вариант - 1

145

234

211122

122112

ДГВАБ

Вариант - 2

126

124

212112

121212

БАГВД

 

 


Элементы содержания.

№ задания

Проверяемые элементы содержания

Уровень сложности

Макс балл

Время выполнения

Часть А

1

Биология как наука

Б

1

1

2

Признаки живых организмов

Б

1

1

3

Методы изучения живых объектов

Б

1

1

4

Уровни организации живой материи

Б

1

1

5

Клетка – единица строения, жизнедеятельности и развития организмов

Б

1

1

6

Разнообразие организмов. Вирусы  

Б

1

1

7

Клеточная теория

Б

1

1

8

Деление клетки

Б

1

1

9

Химический состав клетки. Функции органических веществ

Б

1

1

10

Структурная организация клетки

Б

1

1

11

Основные понятия генетики

Б

1

1

12

Изменчивость организмов

Б

1

1

13

Основы эволюционной теории

Б

1

1

14

Движущие факторы эволюции

Б

1

1

15

Взаимоотношения организмов

Б

1

1

16

Экологические факторы.        

Б

1

1

17

Природные сообщества

Б

1

1

18

Компоненты экосистемы

Б

1

1

19

Цепи питания

Б

1

1

20

Биосфера. Круговорот веществ в природе

Б

1

1

Итого часть А

Б

20

20

Часть В

В1

Система и многообразие живой природы

П

2

5

В2

Приспособленность организмов

П

2

5

В3

Клеточный метаболизм

П

2

5

В4

Способы использования энергии организмами

П

2

5

В5

Усложнение растений и животных в эволюции

П

2

5

Итого часть В

П

10

25

Итого

30

45

                                                                                                             



Итоговая контрольная работа по биологии. 9 класс

Вариант - 1

ЧАСТЬ А. Задания с выбором одного верного ответа.

1. Какая наука изучает ископаемые остатки вымерших организмов?

  1. систематика
  2. эмбриология
  1. генетика
  2. палеонтология

2. Какое свойство характерно для живых тел природы – организмов, в отличие от объектов неживой природы?

  1. ритмичность
  2. движение
  1. раздражимость
  2. рост

3. Как называется метод И.П. Павлова, позволивший установить рефлекторную природу выделения желудочного сока?

  1. наблюдение
  2. описательный
  1. экспериментальный
  2. моделирование

4. Какая из последовательностей понятий отражает основные уровни организации организма?

  1. Орган – ткани – организм – клетки – молекулы – системы органов
  2. Молекулы – ткани – клетки – органы –  системы органов – организм
  3.  Молекулы – клетки – ткани – органы  – системы органов – организм
  4. Система органов – органы – ткани – клетка – молекулы – организм – клетки

5. Митохондрии отсутствуют в клетках

  1. рыбы-попугая
  2. городской ласточки
  3. мха кукушкина льна
  4. бактерии стафилококка

6. У вирусов процесс размножения происходит в том случае, если они

  1. вступают в симбиоз с растениями
  2. находятся вне клетки
  3. паразитируют внутри кишечной палочки
  4. превращаются в зиготу

7. Одно из положений клеточной теории заключается в том, что

  1. растительные организмы состоят из клеток
  2. животные организмы состоят из клеток
  3. все низшие высшие организмы состоят из клеток
  4. клетки организмов одинаковы по своему строению и функциям

8. В ядре клетки листа томата 24 хромосомы. Сколько хромосом будет в ядре клетки корня томата после ее деления?

  1. 12
  2. 24
  1. 36
  2. 48

9. Молекулы АТФ выполняют в клетке функцию

  1. защиты от антител
  2. катализатор реакции
  1. транспорта веществ
  2. аккумулятора энергии

10. К эукариотам относятся

  1. кишечная палочка
  2. амеба
  3. холерный вибрион  
  4. стрептококк

11. Какие гены проявляют свое действие в первом гибридном поколении?

  1. Аллельные
  2. Доминантные
  3. Рецессивные
  4. сцепленные

12. Регулярные занятия физической культурой способствовали увеличению икроножной мышцы школьников. Это изменчивость

  1. мутационная
  2. генотипическая
  3. модификационная
  4. комбинативная

13. Учение о движущих силах эволюции создал

  1. Жан Батист Ламарк
  2. Карл Линей
  1. Чарлз Дарвин
  2. Жорж Бюффон

14. Наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор – это

  1. свойства живой природы
  2. результаты эволюции
  3. движущие силы эволюции
  4. основные направления эволюции

15. Примером взаимоотношений паразит-хозяин служат отношения между

  1. лишайником и березой
  2. лягушкой и комаром
  3. раком-отшельником и актинией
  4. человеческой аскаридой и человеком

16. Какой из перечисленных факторов относят к абиотическим?

  1. выборочная вырубка леса
  2. соленость грунтовых вод
  3. многообразие птиц в лесу
  4. образование торфяных болот

17. Что из перечисленного является примером природного сообщества?

  1. березовая роща
  2. крона берез
  1. отдельная береза в лесу
  2. пашня

18. Какую роль в экосистеме играют организмы – разрушители органических веществ?

  1. паразитируют на корнях растений
  2. устанавливают симбиотические связи с растениями
  3. синтезируют органические вещества из неорганических
  4. превращают органические вещества в минеральные

19. Какая из приведенных пищевых цепей составлена правильно?

  1. пеночка-трещотка→жук-листоед→растение→ястреб
  2. жук-листоед→растение→пеночка-трещотка→ястреб
  3. пеночка-трещотка→ястреб→растение→жук-листоед
  4. растение→жук-листоед→пеночка трещотка→ястреб

20. Какова роль грибов в круговороте веществ в биосфере?

  1. синтезируют кислород атмосферы
  2. синтезируют первичные органические вещества из углекислого газа
  3. участвуют в разложении органических веществ
  4. участвуют в уменьшении запасов азота в атмосфере

ЧАСТЬ B. Задания с выбором нескольких верных ответов.

В1. Сходство грибов и животных состоит в том, что

  1. они способны питаться только готовыми органическими веществами
  2. они растут в течении всей своей жизни
  3. в их клетках содержатся вакуоли с клеточным соком
  4. в клетках содержится хитин
  5. в их клетках отсутствуют специализированные органоиды – хлоропласты
  6. они размножаются спорами

В2. Среди приведенных ниже описаний приспособленности организмов к условиям внешней среды найдите те из них, которые способствуют перенесению недостатка влаги:

  1. листья крупные, содержат много устьиц, расположенных на верхней поверхности листа.
  2. Наличие горбов, заполненных жиром у верблюдов, или отложения жира в хвостовой части у курдючных овец.
  3. Превращение листьев в колючки и сильное утолщение стебля, содержащего много воды.
  4. Листопад осенью.
  5. Наличие на листьях опушения, светлый цвет у листьев.
  6. Превращение части стебля в «ловчий аппарат» у растений, питающихся насекомыми.

В3. Установите соответствие между процессами, характерными для фотосинтеза и энергетического обмена веществ.

  1. Поглощение света
  2. Окисление пировиноградной кислоты
  3. Выделение углекислого газа и воды
  4. Синтез молекул АТФ за счет химической энергии
  5. Синтез молекул АТФ за счет энергии света
  6. Синтез углеводов из углекислого газа
  1. Энергетический обмен
  2. Фотосинтез

В4. Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых они характерны.

  1. Использование энергии солнечного света для синтеза АТФ
  2. Использование энергии, заключенной в пище, для синтеза АТФ
  3. Использование только готовых органических веществ
  4. Синтез органических веществ из неорганических
  5. Выделение кислорода в процессе обмена веществ
  6. Грибы
  1. Автотрофы
  2. Гетеротрофы

В5. Установите, в какой хронологической последовательности появились основные группы растений на Земле.

А)  голосеменные

Б)  цветковые

В)  папоротникообразные

Г)  псилофиты

Д)  водоросли


Итоговая контрольная работа по биологии. 9 класс

Вариант - 2

ЧАСТЬ А. Задания с выбором одного верного ответа.

1. Какая наука изучает химический состав, строение и процессы жизнедеятельности клетки?

  1. экология
  2. цитология
  1. физиология
  2. анатомия

2. Какое свойство характерно для живых тел природы – организмов, в отличие от объектов неживой природы?

  1. ритмичность
  2. движение
  1. рост
  2. обмен веществ и энергии

3. Появление электронной микроскопии позволило ученым увидеть в клетке

  1. рибосому
  2. ядро
  1. пластиду
  2. цитоплазму

4. Какая из последовательностей понятий отражает основные уровни организации организма, как единой системы?

  1. Система органов – органы – ткани – клетка – молекулы – организм – клетки
  2. Орган – ткани – организм – клетки – молекулы – системы органов
  3. Молекулы – ткани – клетки – органы –  системы органов – организм
  4. Молекулы – клетки – ткани – органы  – системы органов – организм

5. Переваривание пищевых частиц и удаление непереваренных остатков происходит в клетке с помощью

  1. аппарата Гольджи
  2. лизосом
  1. эндоплазматической сети
  2. рибосом

6. Одну кольцевую хромосому, расположенную в цитоплазме, имеют

  1. одноклеточные водоросли
  2. вирусы
  3. одноклеточные животные
  4. бактерии

7. Согласно клеточной теории, клетка – это единица

  1. искусственного отбора
  2. естественного отбора
  3. строения организмов
  4. мутаций организма

8. Сохранение наследственной информации материнской клетки у дочерних клеток происходит в результате

  1. митоза
  2. мейоза
  1. оплодотворения
  2. деления цитоплазмы

9. Биохимические реакции, протекающие в организме, ускоряются

  1. пигментами
  2. тормозами
  1. ферментами
  2. витаминами

10. К организмам, в клетках которых имеется оформленное ядро, относят

  1. сыроежку
  2. вирус кори
  1. сенную палочку
  2. возбудителя туберкулеза

11. Как назвал Г. Мендель признаки, не проявляющиеся у гибридов первого поколения?

  1. гетерозиготными
  2. гомозиготными
  3. рецессивными
  4. доминантными

12. Под действием ультрафиолетовых лучей у человека появляется загар.  Это изменчивость

  1. мутационная
  2. модификационная
  3. генотипическая
  4. комбинативная

13. Выберете утверждение, правильно отражающее взгляды Ч. Дарвина на причины эволюции: в основе разнообразия видов лежит

  1. приспособленность организмов к условиям среды
  2. способность к неограниченному размножению
  3. единовременный акт творения
  4. наследственная изменчивость и естественный отбор

14. Социальные факторы эволюции сыграли важную роль в формировании у человека

  1. уплощенной грудной клетки
  2. прямохождения
  3. членораздельной речи
  4. S-образных изгибов позвоночника

15. Конкуренция в сообществах возникает между

  1. хищниками и жертвами
  2. паразитами и хозяевами
  3. видами, извлекающими пользу из связи друг с другом
  4. видами со сходными потребностями в ресурсах

16. Какой из перечисленных факторов относят к абиотическим?

  1. выборочная вырубка леса
  2. многообразие птиц в лесу
  3. соленость грунтовых вод
  4. образование торфяных болот

17. Биогеоцеоз –это совокупность взаимосвязанных

  1. организмов одного вида
  2. животных одной популяции
  3. компонентов живой и неживой природы
  4. совместно обитающих организмов разных видов

18. К редуцентам, как правило,  относятся

  1. низшие растения
  2. беспозвоночные животные
  3. грибы и бактерии
  4. вирусы

19. Какая цепь питания правильно отражает передачу в ней энергии?

  1. лисица→дождевой червь→землеройка→листовой опад
  2. листовой опад→дождевой червь→землеройка→ лисица
  3. землеройка→дождевой червь→листовой опад→ лисица
  4. землеройка→лисица→дождевой червь→листовой опад

20. Бактерии гниения, живущие в почве Земли,

  1. образуют органические вещества из неорганических
  2. питаются органическими веществами живых организмов
  3. способствуют нейтрализации ядов в почве
  4. разлагают мертвые остатки растений и животных до перегноя

ЧАСТЬ B. Задания с выбором нескольких верных ответов.

В1. В чем проявляется сходство растений и грибов

  1. растут в течение всей жизни
  2. всасывают воду и минеральные вещества поверхностью тела
  3. растут только в начале своего индивидуального развития
  4. питаются готовыми органическими веществами
  5. являются производителями в экосистемах
  6. имеют клеточное строение

В2. Среди приведенных ниже  приспособлений организмов выберите предупреждающую окраску:

  1. яркая окраска божьих коровок
  2. чередование ярких полос у шмеля
  3. чередование темных и светлых полосу зебры
  4. яркие пятна ядовитых змей  
  5. окраска жирафа
  6. внешнее сходство мух с осами

В3. Установите соответствие между признаками обмена веществ и его этапами.

  1. Вещества окисляются
  2. Вещества синтезируются
  3. Энергия запасается в молекулах АТФ
  4. Энергия расходуется
  5. В процессе участвуют рибосомы
  6. В процессе участвуют митохондрии
  1. Пластический обмен
  2. Энергетический обмен

В4. Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых они характерны.

  1. Использование энергии солнечного света для синтеза АТФ
  2. Использование только готовых органических веществ
  3. Выделение кислорода в процессе обмена веществ
  4. Использование энергии, заключенной в пище, для синтеза АТФ
  5. Синтез органических веществ из неорганических
  6. Грибы
  1. Автотрофы
  2. Гетеротрофы

В5. Установите, в какой хронологической последовательности появились основные группы животных на Земле.

  1. Членистоногие
  2. Кишечнополостные
  3. Земноводные
  4. Рыбы
  5. Птицы



Предварительный просмотр:

овая контрольная работа по биологии. 10 класс.

Вариант 1

Часть 1

А1. Запасным углеводом в клетках печени человека является:

1) целлюлоза 3) глюкоза

2) крахмал     4) гликоген

А2. Не дышит:

1) домовая муха           3) возбудитель СПИДа

2) папоротник орляк     4) гидра

А3. Хлоропласты есть в клетках:

1) корня дуба          3) плодового тела трутовика

2) печени орла        4) листа садовой земляники

А4. Отдельные клетки бластулы:

1) не делятся          3) не дышат

2) не растут            4) не синтезируют белков

А5. Генотип организма — это:

1) совокупность всех генов данного организма

2) внешний облик организма

3) совокупность всех признаков организма

4) пара генов, отвечающих за развитие признака

А6. Потомство, рождающееся от одного самоопыляющегося растения в

течение нескольких лет, называется:

1) доминантным      3) рецессивным

2) гибридным            4) чистой линией

А7. Аллельные гены расположены в:

1) идентичных участках гомологичных хромосом

2) разных участках гомологичных хромосом

3) идентичных участках негомологичных хромосом

4) разных участках негомологичных хромосом

А8. Сколько типов гамет образует организм, гетерозиготный по трем

признакам?

1) 2  2) 4    3) 8  4) 16

А9. Закономерности сцепленного наследования описывают:

1) наследование аллельных генов

2) поведение хромосом в мейозе

3) наследование неаллельных генов, расположенных в одной хромосоме

4) наследование неаллельных генов, расположенных в разных хромосома

А10. Не наследуется изменчивость:

1) цитоплазматическая

2) комбинативная

3) модификационная

4) мутационная

Часть 2

В1. Соотнесите процессы, происходящие в клетке, с этапами энергетического обмена.

ПРОЦЕССЫ

1) Начинается с расщепления глюкозы

2) Образуются 2 молекулы С3Н4О3

3) Происходит в мембранах крист

4) Синтезируется 36 молекул АТФ

5) Одним из результатов является спиртовое брожение

 

ЭТАПЫ

А) Бескислородный этап

Б) Кислородный этап

 

 

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

Часть 3

С1. Найдите ошибки в следующем тексте

1. Растения являются фотосинтезирующими гетеротрофами.

2. Автотрофные организмы не способны синтезировать органические вещества из неорганических соединений.

3. Фотосинтез происходит в хлоропластах растений.

4. В световой фазе фотосинтеза образуются молекулы глюкозы.

5. В процессе фотосинтеза энергия света переходит в энергию химических связей неорганических соединений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по природоведению 5 класс; контрольная работа по географии 6 класс "Гидросфера"

Контрольные работы составлены с учётом материалов учебников "Природоведение 5 класс"  авторы: Т.С. Сухова, В.И.Строганов и "Землеведение 6 класс" авторы :В.П.Дронов,Л.Е.Савельева.Данные работы ап...

Комплексные числа.Контрольная работа №1 и контрольная работа №2

Контрольная работа №1 и №2 по теме " Комплексные числа" на курсах "Учитель профильной школы"...

Методические указания и контрольные задания для домашней контрольной работы по ПМ 04. Управление работами по производству и переработке продукции растениеводства МДК. 04.03Организация малого бизнеса для студентов заочной формы обучения Специальность

Методические указания и контрольные задания для домашней контрольной работы  поПМ 04. Управление работами по производству и переработке продукции растениеводства МДК. 04.03Организация малого...

Методические указания и контрольные задания для домашней контрольной работы по ПМ 04. Управление работами по производству и переработке продукции растениеводства МДК.04.02. Учет и анализ хозяйственной деятельности для студентов заочной формы обучения

Методические указания и контрольные задания для домашней контрольной работы  по  ПМ 04. Управление работами по производству и переработке продукции растениеводстваМДК.04.02. Учет и анализ хо...

Методические указания и контрольные задания для домашней контрольной работы по ПМ 04. Управление работами по производству и переработке продукции животноводства МДК.04.01. Управление структурным подразделением организации для студентов заочной формы

Методические указания и контрольные задания для домашней контрольной работы  по  ПМ 04. Управление работами по производству и переработке продукции животноводства МДК.04.01. Управление ...

Контрольная работа №8 Итоговая контрольная работа

Контрольная работа №8Итоговая контрольная работа...