Методические рекомендации для проведения тематического контроля при подготовке к ГИА (раздел "Обмен веществ и превращение энергии")
методическая разработка по биологии (9, 10, 11 класс)
Указаны типичные ошибки выпускников при решении заданий по данной теме. Представлен вариант заданий для контроля и коррекции знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proverochnaya.docx | 278.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для проведения тематического контроля при подготовке к ГИА
Раздел “Обмен веществ и энергии в клетке” является одним из самых сложных в школьном курсе. Именно обмен веществ в клетке и её деление постоянно вызывают затруднения: этим вопросам необходимо уделить усиленное внимание.
Типичные ошибки учащихся , на которые стоит обратить внимание при изучении тем раздела.
1. Очень часто ребята приравнивают понятия “дыхание” и “фотосинтез” у растений, ошибочно считая, что в процессе дыхания, как и при фотосинтезе, растение поглощает углекислый газ и выделяет кислород.
2. При сравнении дыхания и фотосинтеза учащиеся указывают только на поглощение и выделение газов; процессы превращения органических веществ, преобразование энергии на разных этапах не раскрываются.
3. Довольно часто возникают затруднения с непониманием смысла ряда понятий, например энергетический обмен - пластический обмен.
Для устранения отмеченных недостатков наиболее эффективно использовать на уроке задания различного уровня сложности для контроля знаний.
Тематический контроль “Обмен веществ и энергии в клетке”
Цель работы: проверка освоения обучающимися знаний и сформированности умений по теме “Обмен веществ и энергии в клетке”.
Кодификатор темы
1 | Метаболизм |
2 | Фотосинтез |
2.1. | Основные понятия процесса |
2.2. | Этапы фотосинтеза |
3. | Биосинтез белка |
3.1. | Транскрипция и трансляция |
4. | Энергетический обмен |
4.1. | Этапы энергетического обмена |
Вариант 1
1. В процессе пищеварения белки расщепляются до
- глюкозы
- нуклеотидов
- аминокислот
- глицерина и жирных кислот
2. Исходным материалом для фотосинтеза служат вода и
- минеральные соли
- кислород
- углекислый газ
- крахмал
3. Изучите график зависимости фотосинтеза от концентрации углекислого газа (по оси Х отложена концентрация углекислого газа, по оси У - относительная скорость фотосинтеза). Наибольшая скорость фотосинтеза будет при концентрации углекислого газа
- 0,02
- 0,04
- 0,06
- 0,14
4. Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется определённая связь. Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
- гликолиз
- метаболизм
- диссимиляция
- транскрипция
5. Среди представленных организмов автотрофом является
- А
- Б
- В
- Г
6. Выберите три верных ответа из шести. Среди перечисленных свойств, для фотосинтеза характерно
- поглощение кислорода
- поглощение углекислого газа
- образование органических веществ
- выделение энергии
- происходит только на свету
- выделение углекислого газа
7. Вставьте в текст “Метаболизм” пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначение. Запишите получившуюся последовательность цифр в соответствие с буквами.
МЕТАБОЛИЗМ
Процессы клеточного метаболизма подразделяются на ___(А) - синтез органических веществ за счет энергии распада АТФ, например ___(Б) - распад, окисление органических веществ с целью получения энергии и накопления ее в виде ___(В), например, брожение, клеточное дыхание.
- гликолиз
- биосинтез белка
- ассимиляция
- АТФ
- глюкоза
- диссимиляция
8. Установите соответствие между процессами, происходящими в клетке и этапами энергетического обмена. Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Процессы в клетке: | Этапы энергетического обмена: |
А) начинается с расщепления глюкозы Б) синтезируется 2 молекулы АТФ В) происходит на мембранах крист Г) синтезируется 36 молекул АТФ Д) начинается с расщепления ПВК Е) происходит в цитоплазме |
|
9. Найдите ошибки в тексте, укажите номера предложений, в которых они сделаны. Сформулируйте правильные предложения взамен ошибочных.
(1) Растения являются фотосинтезирующими организмами. (2) Автотрофные организмы не способны синтезировать органические вещества из неорганических. (3) Фотосинтез происходит в хлоропластах растений. (4) В световой фазе фотосинтеза образуются молекулы глюкозы. (5) Кислород в атмосферу выделяется в темновой фазе. (6) В процессе фотосинтеза энергия света переходит в энергию химических связей неорганических соединений.
Вариант 2
1. В процессе пищеварения жиры расщепляются до
- аминокислот
- углекислого газа и воды
- глицерина и жирных кислот
- глюкозы
2. В результате фотосинтеза образуются
- углекислый газ и вода
- глюкоза и кислород
- хлорофилл и кислород
- углекислый газ и АТФ
3. Согласно графику, интервал температур, в котором процесс фотосинтеза наиболее интенсивен, соответствует
- 0-20
- 10-30
- 20-40
- 30-50
4. Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется определённая связь.
Целое | Часть |
анаэробное дыхание (гликолиз) | цитоплазма |
аэробное дыхание | ……………... |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
- лизосомы
- митохондрии
- вакуоли
- ядро
5. Среди представленных организмов гетеротрофом является
- А
- Б
- В
- Г
6. Выберите три верных ответа из шести. Среди перечисленных свойств выберите процессы, характерные для дыхания
- выделение кислорода
- поглощение углекислого газа
- расщепление органических веществ
- не зависит от времени суток
- кислород поглощается
- происходит только на свету
7. Вставьте в текст “Диссимиляция” пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначение. Запишите получившуюся последовательность цифр в соответствие с буквами.
ДИССИМИЛЯЦИЯ
В процессе диссимиляции ___(А) расщепляются до аминокислот, ___(Б) - до глицерина и жирных кислот, а сложные ___(В) - до простых сахаров (глюкозы и др.). Основную роль в такой обработке играют ___(Г).
- гормоны
- ферменты
- пигменты
- белки
- жиры
- углеводы
8. Установите соответствие между процессами, происходящими в клетке и этапами фотосинтеза. Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Процессы в клетке: | Этапы фотосинтеза: |
А) возбуждение электронов энергией квантов света Б) образование молекул глюкозы В) фотолиз воды Г) синтез АТФ Д) использование углекислого газа Е) использование атомарного водорода в синтезе |
|
9. Найдите ошибки в тексте, укажите номера предложений, в которых они сделаны. Сформулируйте правильные предложения взамен ошибочных.
(1) По способу получения энергии организмы делятся на две группы: автотрофы и гетеротрофы. (2) Организмы, не способные сами синтезировать органические соединения из неорганических - называются автотрофы. (3) Органические вещества они получают из окружающей среды. (4) Гетеротрофы используют энергию солнечного света. (5) К гетеротрофам относят растения и животных. (6) Большинство бактерий также являются гетеротрофными организмами.
КЛЮЧИ
Вариант | Задания | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
1 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 235 | 3264 | 112221 |
2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 345 | 4562 | 121122 |
.
Спецификация проверочной работы
№ задания | Код по кодификатору | Метапредметные умения | Уровни деятельности | Уровень сложности |
Вариант 1 | ||||
1 | 4.1 | называть | в знакомой ситуации | базовый |
2 | 2 | характеризовать | в знакомой ситуации | базовый |
3 | 2 | анализировать, устанавливать соответствие | в новой ситуации | базовый |
4 | 3.1 | сопоставлять | в измененной ситуации | базовый |
5 | 2.1 | сравнивать | в знакомой ситуации | базовый |
6 | 2.1,2.2,4.1 | сравнивать | в измененной ситуации | повышенной сложности |
7 | 1 | идентифицировать | в измененной ситуации | повышенной сложности |
8 | 4.1 | устанавливать соответствие | в измененной ситуации | повышенной сложности |
9 | 2,2.1 | систематизировать, объяснять | в новой ситуации | высокой сложности |
Вариант 2 | ||||
1 | 4.1 | называть | в знакомой ситуации | базовый |
2 | 2 | характеризовать | в знакомой ситуации | базовый |
3 | 2.1,2.2,4.1 | анализировать, устанавливать соответствие | в новой ситуации | базовый |
4 | 4.1 | объяснять | в измененной ситуации | базовый |
5 | 2.1 | сравнивать | в знакомой ситуации | базовый |
6 | 2.1,4.1 | сравнивать | в измененной ситуации | повышенной сложности |
7 | 1 | идентифицировать | в измененной ситуации | повышенной сложности |
8 | 4.1 | устанавливать соответствие | в измененной ситуации | повышенной сложности |
9 | 2,2.1 | систематизировать, объяснять | в новой ситуации | высокой сложности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ "Обмен веществ и превращение энергии. Перспективы практического использования фотосинтеза"
Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ. по теме "Обмен веществ и превращение энергии.Перспективы практического использования фотосинтеза" с приложениями и презентацией....
Кроссворд по теме: "Обмен веществ и превращение энергии"
Кроссворд по теме предназначен для итогового обобщения материала....
Презентация к уроку "Обмен веществ и превращение энергии"
Данная презентация была составлена для урока биологии в 10 классе по теме "Обмен веществ и превращение энергии"....
Урок. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. 7 класс.
Знакомство ребят с пищеварительной системой, усложнением её строенияу разных групп животных....
Методические рекомендации по проведению тематической недели "Олимпийские игры"
Методические рекомендации по проведению тематичекой недели "Олимпийские игры"...
Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. Антропогенное влияние на круговороты веществ.
Бинарный урок по биологии и химии в 9 классе....
Методические рекомендации по проведению тематического урока на тему «Моя малая Родина» в образовательных организациях Санкт-Петербурга (01 сентября 2017 года)
Методические рекомендации по проведению тематического урока на тему «Моя малая Родина»в образовательных организациях Санкт-Петербурга(01 сентября 2017 года)...