Система работы с одаренными детьми
опыты и эксперименты по биологии

Романько Эльвира Николаевна

статья, обобщающая собственный опыт психолого-педагогического сопровождения одароенных детей в урочной и внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных учащихся  

в  многопрофильной школе

Романько Эльвира Николаевна,

учитель биологии МБОУ «СОШ№27 с УИОП» г. Нижнекамска РТ

                                                                     То общество, которое не заботится

                                                                       о развитии одаренных,

                                                                  оказывается нежизнеспособным.

                                                                                                              Г. А. Айзенк

Я иду на урок. Открываю дверь кабинета и пропускаю 11 класс.  Неожиданно слышу вскрик и вижу, как хватается за голову один из   учеников. Все в недоумении. Оказывается, Стас ударился темечком о косяк двери. Ему  около 190, а наши двери на это не рассчитаны…

Почему я начала разговор об одаренных детях с этой истории? Потому что хотела напомнить, что   все еще наше окружение рассчитано на среднего: и одежда, и мебель, и учебники, и в целом вся школа. Удобно быть средним. И очень часто те, кто не укладывается в эту середину, получают шишки, как Стас. Это касается и одаренных детей в обычной школе. Хорошо, что в свете реализации государственного проекта «Образование» стали чаще говорить и пытаются решить проблемы таких детей. Почему автор уделяет особое внимание работе с одаренными детьми? Во-первых, считает, что они самые обделенные дети в обычных школах. Признаемся честно, на кого тратится большее время на уроках и после них, с чьими родителями мы чаще встречаемся, работаем? Конечно же, прежде всего с так называемыми неблагополучными учениками. Во-вторых, одаренные менее адаптированы в нашем обществе, по крайней мере, в нашем городе на улице не их диктат. Поэтому таким детям нужна поддержка, чтобы они утвердились в социуме. В-третьих, работая с одаренными детьми, получаешь профессиональное удовлетворение как предметник, растешь теоретически, хотя такая работа требует больших затрат личного времени. А может и потому, что когда-то я сама обучалась в  физико-математической школе для одаренных детей и общение с одаренными детьми нынче для меня – погружение в то счастливое детство среды своих, среды, где все всем интересно, среды активного равноправного творчества взрослых и детей.

С чего начинается работа с одаренными детьми? С определения одаренности. Существует несколько теорий определения одаренности [5]. Автору более близка модель Дж. Рензулли.

Каждый человек, а тем более творец, неповторим, но при всем своеобразии реальных проявлений одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства творцов. Причем, большинство из них проявляется в детстве. Особая ценность их в том, что они могут быть замечены и родителями, и учителями. Знание этих особенностей необходимо для построения адекватного образовательного процесса. По литературным данным [1,2] у многих выдающихся людей в детстве чаще встречались следующие характеристики:

- 90% из них обладали высоким интеллектом, любознательностью, стремились выделиться, имели стремление контактировать с одаренными взрослыми;

- 75% рано созрели, были не по годам развиты в умственном отношении, отличались нравственностью, критичностью, честностью, были серьезны;

- 90% были настойчивы, обладали сильной волей и выраженным стремлением к высоким достижениям;

- по крайней мере, 75 % были усердными тружениками, хорошо переносили одиночество и отличались твердостью; они получали удовлетворение от своей работы, были открыты духовному опыту и фантазиям.

На своих уроках этих особенных детей автор узнает по их способности удивляться,  видеть проблемы и противоречия, в особенности там, где другим все представляется ясным и понятным. У них своеобразная «стойка» на проблемные вопросы: блеск глаз, мгновенная концентрация… Удивительно одаренные дети обнаруживаются на обобщающих уроках, проводимых по новым технологиям, к примеру, игровой или проектной. Далее уже стоит задача увлечь их предметом. Практически всем детям интересны нестандартные уроки, экскурсии, походы, малые исследовательские работы, проектная деятельность. Даже если   у ребенка и его родителей интересы в другой предметной области, моя задача как педагога – помочь талантливому ребенку оказаться в ситуации успеха на моих уроках или внеурочных мероприятиях, способствовать развитию его специфической одаренности. Так один из популярных в городе Нижнекамске телеведущих Тимур Рага начинал с выступлений с рекламами на обобщающих тематических уроках биологии, школьных экологических линейках.

Опыт работы с одаренными детьми позволяет автору выделить еще такую их особенность, как вера в различные приметы и склонность к ритуалам. К примеру, одна девочка из олимпийской сборной команды   города по биологии, выиграв республиканскую, окружную всероссийскую олимпиаду в 9 классе, и в 11 классе одевала на соревнование «счастливый» свитер из которого уже выросла.  Другая   перед тестовым туром подкладывала ночью под подушку энциклопедию. Традиционно перед поездкой на всероссийскую олимпиаду команда биологов просится к башне Сююмбике загадать желание и т.д. Автор считает, что в  таких ситуациях важна тактичность, терпение и понимание со стороны значимых взрослых.        

Существует мнение, что одаренные дети – индивидуалисты. Но работа автора в течение нескольких лет со сборной  города и Татарстана по биологии, в составе которой немало одаренных детей, позволяет утверждать, что в сфере общих интересов такие дети с удовольствием общаются, их тянет друг к другу. Причем, для таких детей практически нет возрастных рамок для общения. Прекрасно понимают друг друга и пятиклассник, и выпускник. Старшие с удовольствием передают свой опыт и внимательны к открытиям младших. Поэтому одной из задач взрослого в школе для обеспечения лучшей адаптации одаренных детей должно быть оказание помощи одаренным детям найти друг друга. Для выполнения обозначенной задачи сегодня можно использовать кружки и элективные курсы. Хорошо бы еще обеспечить настоящий свободный выбор ребенком таких занятий, чтобы избежать перегрузки и освободить ребенку время для творчества в избранной области. Пока это не всегда получается.

Целью данной работы не является перечисление всех особенностей одаренных детей. О них сегодня часто говорят. Автор предлагает некоторые возможности, которые имеются в многопрофильной школе для решения проблем одаренных детей.

Актуальна для нас сегодня проблема диагностики одаренных, т.к. основа нашей школы - профильные классы и каждый год  поступает в школу большое количество новых учеников.  Поэтому у нас вошло в практику  использование творческих характеристик учащихся по опроснику Рензулли [3]. Практика показала, что более реальны результаты заполнения опросников одноклассниками, а не учителями. Далее учащиеся, набравшие достаточно высокие баллы, проходят более полную диагностику у школьного психолога (корреляция результатов по нашим исследованиям -78 %)[4].

Не однажды  пробовали применение «Карты одаренности» для будущих первоклассников, которая позволяет определить направление одаренности ребенка по наблюдениям родителей уже при поступлении в школу. Огромную помощь в диагностике одаренности оказывают школе добросовестно заполненные воспитателями в детских садах «Индивидуальные карты наблюдений», традиционно передающиеся в нашем городе при поступлении ребенка в школу.

Не секрет, что среди незаурядных детей есть «фанаты» умственных увлечений. Но одаренные дети не обязательно отличники и даже не всегда ударники. Им жалко терять время на занятия в школе, которые отвлекают от того, чем они сейчас захвачены. Ведь одна из показательных черт характера такого ребенка – упорнейшее желание делать то, что ему интересно. Чтобы удовлетворить эту познавательную потребность в обычной школе можно давать ему опережающие задания, позволять приносить с собой дополнительную литературу, разрешать их читать на уроке, предлагать проблемные вопросы. Но через какое-то время это надоедает и учителю, и другим ученикам, и ему самому.  Для оптимальной работы  одаренным детям необходима работа в малых группах, проблемное обучение. А в многопрофильной школе есть заметный плюс -  возможность раннего самоопределения интересов и учебы в специализированных классах. Пока остается проблема наполняемости этих классов. Часто по разным причинам в профильных классах оказываются случайные дети. Одной из причин является то, что, борясь за выживание, каждая школа считает необходимым открыть профильные классы по нескольким направлениям, что, по сути, для многих школ проблематично.

Конечно,  многопрофильной школе легче создать единое образовательное пространство базового и дополнительного образования детей для индивидуализации обучения и воспитания учащихся с разной одаренностью. Также в рамках профильной школы упрощается возможность консультации  с преподавателями профильных Вузов, эффективнее профориентация.

Для одаренных детей нужны одаренные учителя-фанаты с высокими моральными качествами, поскольку для таких детей характерно подражание значимым взрослым. Конечно, каждый разумный человек понимает, как важно, каким человеком вырастет одаренный ребенок. Какие же черты учителя, прежде всего, ценят сами одаренные дети?   По результатам опроса автора представителей сборных олимпийских команд   города и Татарстана  по биологии и физике  это: высокая компетентность по предмету; порядочность, справедливость и честность; простота в общении; умение работать с любым ребенком, чувство юмора, знание компьютера.

По разным причинам практически невозможно собрать в стенах одной школы таких учителей по всем предметам. Ведь такие учителя не всегда удобны. Им всегда что-то нужно (а ведь надо для работы!), у них всегда есть свое мнение и т.п. и учитель просто устает от недопонимания, как коллег, так и администрации, решает «жить как все», если сможет, или уходит из школы в никуда. Вот почему нужна психологическая поддержка не только одаренных детей, но и педагогов, активно работающих с этими детьми. Психолог школы одним из первых должен быть в курсе их побед (как непросто они даются!) и поражений, ведь иногда достаточно бывает простого искреннего слова участия или объятия, чтобы поддержать человека.

Замечательно, что   в городе Нижнекамске создан центр дополнительного образования по работе с одаренными детьми, на базе которого желающие учителя могут не только работать с одаренными учениками всех школ города, но и общаться, делиться проблемами и победами.

К слову   о нравственности,  опережение сверстников при неправильном воспитании может порождать у одаренных детей зазнайство и тщеславие. Повышенные способности при недостаточной нагрузке часто сопровождаются привычкой учиться «хватая на лету». Вот почему для таких детей хорошей школой оказывается участие на разных состязаниях. Процесс подготовки к соревнованиям позволяет удовлетворить познавательную активность одаренных детей. Развивает творческую инициативу и интеллектуальные способности учащихся, умение доказательно отстаивать свою точку зрения, помогает сознательному выбору школьниками будущей профессии, содействует развитию патриотических чувств. Кроме того, во время участия в олимпиаде дети учатся объективно оценивать уровень своих знаний, приобретают опыт общения со сверстниками разных регионов, национальностей, встречаются с учеными и знакомятся с работой ведущих вузов. Радует то, что в последние годы, кроме традиционной всероссийской олимпиады по предметам, где количество участников ограничено, у талантливых ребят появилась возможность пробовать свои силы на олимпиадах, проводимых ведущими вузами страны, в интернет-олимпиадах, заочных олимпиадах и конкурсах.  

Приятно осознавать поддержку работы с одаренными детьми государством, радует появление в Татарстане благотворительного фонда «Одаренные дети» ОАО «Татнефть», который оказывает спонсорскую поддержку талантливым детям. Но самая значимая поддержка для одаренных детей – возможность поступления в престижные вузы страны по результатам олимпиад.

Многолетний опыт работы с одаренными детьми  обобщен в авторской программе. Я благодарна педагогам Казанского федерального университета, которые оказывают помощь в практической реализации этой программы, поскольку материальная база любой школы далека от той, которая необходима для подготовки к олимпиадам российского уровня. Часть необходимого материала мы с ребятами собираем сами во время походов и экспедиций.  Огромную поддержку биологам школ в организации исследовательских экспедиций оказывает   Детский эколого-биологический центр города.

Результаты апробации авторской программы – 12 победителей и призеров олимпиад по биологии и экологии российского уровня. С 2002 года ежегодно ученики автора являются призерами и победителями республиканских олимпиад, лауреатами научно-практических конференций.

Хочу заметить, что для одаренного ребенка очень важно, чтобы его заметили, оценили. Причем, многие из них самокритичны. Одно неосторожное замечание или одна ситуация неуспеха может сломать таких детей, одаренные дети очень тяжело переживают неудачи. Поэтому считаю преступным отправлять детей на олимпиады без тщательной подготовки не только по предмету, но и без психологической подготовки. Во время соревнований мои ученики часто пользуются афоризмами.  Один из любимых: «Неважно, сколько поражений ты потерпел, - ты все равно рожден для победы». Многолетний опыт работы с одаренными детьми позволяет заметить, что у них обостренное чувство справедливости. Таким детям на состязаниях не обидно проигрывать более «сильному». К примеру, в сборной команде учащихся Татарстана по биологии  всегда есть тот самый-самый, за которого все болеют, даже его соперники.

А после всех побед и поражений для учителя остается главный вопрос: как сложится дальнейшая судьба каждого. Поэтому с тревогой ждешь встречу с первокурсником, иногда помогаешь решить самую частую его проблему в Вузе – «как найти стоящего научного руководителя». Конечно, самое большое счастье  – увидеть радостные, увлеченные их лица лет через 5-6 после окончания школы. Традиционный августовский арбузник  желанный день встречи не только для выпускников, но и членов школьного НОУ.

Несомненно,  главное в воспитании ребенка с признаками одаренности – это «подобрать к каждому свой ключик». В одних случаях важен щадящий режим и подбадривающая установка. В других – неуклонная требовательность. Важно помнить, что одаренность – «дело штучное», и по отношению к каждому такому ребенку особенно важно найти именно индивидуальный подход. Творческих детей отличает неспособность приспосабливаться к общепринятому. И это создает особые трудности в их обучении и воспитании. Поэтому очень важно своевременно заметить, не упустить непривычных, непокладистых, неожиданных творческих детей.

( Комментарии к фотографиям:

  1. Миннигаязова Алена и Медведев Дмитрий – неоднократные победители и призеры олимпиад по биологии разного уровня
  2. На традиционном «арбузнике»  ученики автора - неоднократные победители и призеры всероссийских и республиканских олимпиад по биологии и экологии, ныне успешные студенты и выпускники  МГУ, КФУ, медицинских университетов и академий Москвы, Казани, Ижевска и Кирова )

Литература

1.  Одаренные дети. Пер. с англ./Общ. Ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого - М.: Прогресс, 1991.

2.  Психология одаренности детей и подростков./ Под ред. Н.С. Лейтеса.-М.: Издательский центр «Академия». 1996.

3. Туник Е.Е. Опросник креативности Рензулли. -  Газета "Школьный психолог",      Издательский дом  "Первое сентября", № 4/2004.

4.   Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: СПбУПМ, 1997. 2-е издание: СПб.: Дидактика Плюс, 2002.

5.   Шумакова Н.Б., Авдеева Н.И., Журавлева Л.Е. и др. Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с одаренными детьми по французскому языку.(из опыта работы)

Данный материал  участвовал во II областной научно-практической конференции "Учитель иностранного языка: грани педагогического мастерства"....

Система работы с одаренными детьми (из опыта работы)

В современную эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированны...

Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы)

Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы)...

Система работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочной деятельности (из опыта работы)

В данной презентации отражена работа по выявлению и развитию способностей учащихся...

Система работы с одаренными детьми в рамках реализации ФГОС - из опыта работы

Одним из наиболее дискуссионных вопросов является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две точки зрения: «все дети являются одаренными» и «одаренные дети встречаются крайне ред...