Итоговая контрольная работа по биологии 9 класс
тест по биологии (9 класс)
Предварительный просмотр:
Итоговая контрольная работа
Предмет: «биология» 9 класс
Вид контроля: итоговый
Тема: «Введение в общую биологию»
Цель контрольной работы: оценить уровень усвоения учащимися 9 класса предметного содержания «Введение в общую биологию» за год по программе основной школы, и выявить элементы содержания, вызывающие наибольшие затруднение.
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по биологии отводится 40 минут. Работа включает в себя 20 заданий.
Ответы к заданиям 1–15 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильно го ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.
Ответы к заданию В3 записываются в виде последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.
При выполнении заданий В1,В2 к каждому элементу первого столбца нужно подобрать соответствующий элемент из второго и соединить их.
Ответ к заданию С3, требующий развёрнутого ответа, записываются после вопроса.
В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Желаем Вам удачи!
1 вариант
Задание 1.
1. Мономер ДНК
А) аминокислота; Б) нуклеотид; В) моносахариды; Г) глицерин и жирные кислоты.
2. Где располагается наследственный материал у бактерий?
А) в цитоплазме; Б) в ядре; В) в митохондриях и хлоропластах.
3. Синтез белка выполняют
А) хлоропласты; Б) аппарат Гольджи; В) ядро; Г) рибосомы.
4. Первичная структура белка
А) цепь аминокислот; Б) глобула;
В) спираль; Г) несколько глобул, собранных в единый комплекс.
5. Функции и-РНК
А) хранит генетическую информацию; Б) собирает белковые молекулы;
В) переносит генетическую информацию из ядра к месту синтеза белка;
Г) доставляет аминокислоты к рибосоме.
6. Все зелёные растения относятся к
А) автотрофам; Б) гетеротрофам; В) хемотрофам.
7. Кислород выделяется
А) в световую фазу фотосинтеза; Б) в темновую фазу фотосинтеза; В) и на свету и в темноте.
8. Одну аминокислоту молекулы белка кодирует
А) 1 нуклеотид; Б) 2 нуклеотида;
В) 3 подряд идущих нуклеотида; Г) знак препинания.
9. Реакции матричного синтеза это
А) синтез жиров; Б) синтез углеводов; В) редупликация ДНК.
10. Мейоз это
А) прямое деление клетки; Б) деление клеток половых желёз;
В) слияние половых клеток; Г) половой процесс.
11. Аллельные гены расположены в
А) одной хромосоме; Б) одинаковых локусах гомологичных хромосом;
В) одинаковых локусах негомологичных хромосом; Г) разных локусах гомологичных хромосом.
12. При скрещивании 2-х гетерозиготных особей, отличающихся по 1 паре признаков, происходит расщепление признаков по фенотипу в соотношении
А) 1:2:1 Б) 1:3 В) 1:8:3:3:1 Г) 9:3:3:1.
13. Признаки какой изменчивости передаются потомству?
А) модификационной; Б) мутационной.
14. Псилофиты появились
А) в ордовикский период; Б) в силурийский; В) в девонский период; Г) в юрский период.
15) Элементарная единица эволюции
А) особь; Б) вид; В) популяция; Г) биоценоз.
Часть В.
В1. Установите соответствие между процессами, протекающими во время митоза и мейоза.
А. Дочерние клетки генетически идентичны. 1. митоз
Б. Происходит конъюгация и перекрёст хромосом. 2. мейоз
В. Образуются 4 клетки.
Г. Одно деление.
Д. Происходит редукция хромосомного набора.
Е. Образуются ссоры высших растений.
В2. Установите соответствие между признаком и органоидом растительной клетки, для которого этот признак характерен.
ПРИЗНАК | ОРГАНОИД |
A) представляет собой полость-резервуар | 1) вакуоль |
Б) имеет двойную мембрану | 2) хлоропласт |
В) заполнен(-а) клеточным соком | |
Г) содержит фотосинтетические пигменты | |
Д) отделен(-а) от цитоплазмы одной мембраной | |
Е) синтезирует крахмал из углекислого газа и воды |
В3. Расположите в правильном порядке организмы в цепи питания. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) паук
2) сова
3) цветущее растение
4) муха
5) жаба
Часть С.
С1. Используя содержание текста «Возникновение приспособлений у животных и их относительный характер» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы и выполните задание.
1) Что, по Ламарку, является причиной появления длинной шеи у жирафа?
2) Результаты какой человеческой деятельности подтвердили правильность взглядов Ч. Дарвина на действие естественного отбора?
3) В каком случае целесообразность белой окраски шерсти зайца-беляка будет относительной? Приведите пример.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ У ЖИВОТНЫХ И ИХ ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
Биологи Ж.-Б. Ламарк и Ч. Дарвин по-разному объясняли причины возникновения новых видов. Первый полагал, что новые признаки у животных и растений появляются в результате их внутреннего стремления к образованию новых приспособлений. Оно заставляет организмы упражняться в достижении своих целей и, таким образом, приобретать новые свойства. Так, по мнению Ламарка, у жирафа, добывающего пищу на высоких деревьях, появилась длинная шея, у уток и гусей – плавательные перепонки на ногах, а у оленей, вынужденных бодаться, появились рога. Кроме того, учёный считал, что приобретённые организмом в результате упражнений признаки всегда полезны и они обязательно наследуются.
Ч. Дарвин, пытаясь выяснить механизмы эволюции, предположил, что причинами появления различий между особями одного вида являются наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. В результате изменчивости появляются новые признаки, некоторые из них наследуются. В природе между особями происходит борьба за пищу, воду, свет, территорию, полового партнёра. Если новые признаки оказываются полезными для особи в определённых условиях среды и помогают выжить и оставить потомство, то они сохраняются естественным отбором и закрепляются в поколениях в процессе размножения. Особи с вредными признаками «отсеиваются». В результате естественного отбора возникают особи, обладающие новыми приспособлениями к условиям окружающей среды. Свои предположения учёный подтвердил, наблюдая за работой селекционеров. Он обнаружил, что в процессе искусственного отбора человек скрещивает особей с определёнными, нужными селекционеру, признаками и получает разнообразные породы и сорта.
Все приспособления у организмов вырабатываются в конкретных условиях их среды обитания. Если условия среды меняются, приспособления могут утратить своё положительное значение; иными словами, они обладают относительной целесообразностью.
Существует множество доказательств относительной целесообразности приспособлений: так, защита организма от одних врагов оказывается неэффективной, полезный в одних условиях орган становится бесполезным в других. Приведём ещё один пример: мухоловка благодаря родительскому инстинкту выкармливает кукушонка, вылупившегося из яйца, подброшенного в гнездо кукушкой. Она тратит свои силы на «чужака», а не на своих птенцов, что способствует выживанию кукушек в природе.
С2. Вставьте в текст «Синтез органических веществ в растении» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем
получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
СИНТЕЗ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В РАСТЕНИИ
Энергию, необходимую для своего существования, растения запасают в виде органических веществ. Эти вещества синтезируются в ходе ___________ (А). Этот процесс протекает в клетках листа в ___________ (Б) — особых пластидах зелёного цвета. Они содержат особое вещество зелёного цвета — ___________ (В). Обязательным условием образования органических веществ помимо воды и углекислого газа является ___________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) дыхание | 2) испарение | 3) лейкопласт | 4) питание |
5) свет | 6) фотосинтез | 7) хлоропласт | 8) хлорофилл |
A | Б | В | Г |
Итоговая контрольная работа
Предмет: «биология» 9 класс
Вид контроля: итоговый
Тема: «Введение в общую биологию»
Цель контрольной работы: оценить уровень усвоения учащимися 9 класса предметного содержания «Введение в общую биологию» за год по программе основной школы, и выявить элементы содержания, вызывающие наибольшие затруднение.
2 вариант
Задание 1.
1. Мономер белка
А) аминокислота; Б) нуклеотид; В) моносахариды; Г) глицерин и жирные кислоты
2. Функции ЭПС
А) синтез жиров; Б) расщепление углеводов;
В) расщепление белков; Г) транспорт веществ.
3. Функции митохондрий
А) синтез жиров; Б) синтез белков; В) синтез углеводов; Г) синтез АТФ.
4. Вторичная структура белка
А) цепь аминокислот; Б) глобула;
В) спираль; Г) несколько глобул, собранных в единый комплекс.
5. Функции ДНК
А) хранит генетическую информацию; Б) доставляет аминокислоты к рибосоме;
Г) собирает белковые молекулы; Г) участвует в биосинтезе белка.
6. Способны самостоятельно создавать органические вещества
А) автотрофы; Б) гетеротрофы; В) хемотрофы.
7. Захват молекул углекислого газа из внешней среды происходит
А) в световую фазу фотосинтеза; Б) в темновую фазу фотосинтеза;
В) под действием энергии солнечного света.
8. Процесс, в ходе которого информация о последовательности нуклеотидов какого-либо гена ДНК «переписывается» в последовательность нуклеотидов и-РНК, называется
А) трансляция; Б) транскрипция; В) гидролиз; Г) фотосинтез.
9. Митоз это
А) половой процесс; Б) прямое деление клетки;
В) непрямое деление клетки; Г) образование половых клеток.
10. Кроссинговер это
А) спирализация хроматина; Б) непрямое деление клеток;
В) образование половых клеток; Г) обмен участками хроматид гомологичных хромосом.
11. Генотип это совокупность
А) генов в гаплоидном наборе хромосом; Б) внешних признаков;
В) генов в диплоидном наборе хромосом; Г) внутренних признаков.
12. Какое расщепление по фенотипу будет у гибридов второго поколения при скрещивании гомозиготных организмов, отличающихся по двум парам признаков
А) 1:2:1 Б) 1:3 В) 1:8:3:3:1 Г) 9:3:3:1.
13. Сходство внешнего и внутреннего строения лежит в основе …. критерия вида.
А) физиологического; Б) морфологического В) генетического; Г) исторического.
14. Первые позвоночные, освоившие сушу – стегоцефалы появились в …
А) в ордовикский период; Б) в силурийский период; В) в девонский период; Г) в юрский период.
15. Дивергенция – это
А) схождение признаков в процессе эволюции; Б) расхождение признаков;
В) объединение нескольких популяций в одну;
Г) образование изолированной группы внутри популяции.
Часть В.
В1. Установите соответствие между строением и функциями лизосом и рибосом.
А. Образуются в Комплексе Гольджи 1. лизосомы
Б. Размеры около 0,8 мкм. 2. рибосомы
В. Одномембранный органоид.
Г. Состоят из РНК и белков.
Д. Характерны только для эукариот.
Е. Отвечают за синтез белка.
В2. Установите соответствие между признаком и типом клеток, для которых он характерен.
ПРИЗНАК | ТИП КЛЕТОК |
A) отсутствует оформленное ядро | 1) прокариотная |
Б) хромосомы расположены в ядре | 2) эукариотная |
В) имеется аппарат Гольджи | |
Г) в клетке одна кольцевая хромосома | |
Д) АТФ образуется в митохондриях |
В3. Расположите в правильном порядке организмы в пищевой цепи. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) зёрна пшеницы
2) рыжая лисица
3) клоп вредная черепашка
4) степной орёл
5) обыкновенный перепел
Часть С.
С1. Используя содержание текста «Борьба за существование» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.
1) В чём особенность внутривидовой борьбы за существование?
2) Что является результатом межвидовой борьбы за существование?
3) Каково эволюционное значение борьбы с неблагоприятными условиями окружающей среды?
БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ
Под названием борьбы за существование Ч. Дарвин ввёл в биологию сборное понятие, объединяющее различные формы взаимодействия организма со средой, которые ведут к естественному отбору организмов. Основная причина борьбы за существование – это недостаточная приспособленность отдельных особей к использованию ресурсов среды, например пищи, воды и света. Учёный выделял три формы борьбы за
существование: внутривидовую, межвидовую и борьбу с физическими условиями среды.
Внутривидовая борьба за существование – борьба между особями одного вида. Эта борьба наиболее ожесточённая и особенно упорная. Она сопровождается угнетением и вытеснением менее приспособленных особей данного вида. Например, так происходит конкуренция между соснами в сосновом лесу за свет или самцами в борьбе за самку. В процессе борьбы организмы одного вида постоянно конкурируют за жизненное пространство, пищу, убежища, место для размножения. Внутривидовая борьба за существование усиливается с увеличением численности популяции и усилением специализации вида.
Каждый вид растений, животных, грибов, бактерий в экосистеме вступает в определённые отношения с другими членами биоценоза. Межвидовая борьба за существование – борьба между особями различных видов. Её можно наблюдать во взаимоотношениях между хищниками и их жертвами, паразитами и хозяевами. Особенно упорная борьба за существование существует между организмами, которые принадлежат к близким видам: серая крыса вытесняет чёрную, дрозд деряба вызывает уменьшение численности певчего дрозда, а таракан пруссак (рыжий таракан) – чёрного таракана.
Отношения между видами сложные, так как все виды в природных сообществах взаимосвязаны. Взаимосвязь может быть антагонистической и симбиотической. Так, растения не могут существовать без сожительства с некоторыми видами грибов, бактерий и животных.
Борьба с неблагоприятными условиями окружающей среды проявляется в различных отрицательных воздействиях неживой природы на организмы. Так, на произрастающие в пустынях растения влияет недостаток влаги, питательных веществ в почве и высокая температура воздуха.
Для эволюции значение различных форм борьбы за существование неравноценно. Межвидовая борьба за существование ведёт к совершенствованию одних видов по сравнению с другими. В результате такой борьбы победившие виды сохраняются, а проигравшие вымирают. Внутривидовая борьба за существование вызывает увеличение разнообразия у особей внутривидовых признаков, снижает напряжённость конкуренции за одинаковые ресурсы среды.
С2. Вставьте в текст «Этапы энергетического обмена» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ЭТАПЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА
Энергетический обмен происходит в несколько этапов. Первый этап протекает в ___________ (А) системе животного. Он характеризуется тем, что сложные органические вещества расщепляются до менее сложных.
Второй этап протекает в ___________ (Б) и назван бескислородным этапом, так как осуществляется без участия кислорода. Другое его название — ___________ (В). Третий этап энергетического обмена — кислородный — осуществляется непосредственно внутри ___________(Г) на кристах, где при участии ферментов происходит синтез АТФ.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) гликолиз | 2) лизосома | 3) митохондрия | 4) кровеносная |
5) пищеварительная | 6) межклеточная жидкость | 7) цитоплазма клетки | 8) фотолиз |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая контрольная работа по биологии, 8 класс
Контрольная работа за курс 8 класса, УМК Н.И.Сонина....
Итоговая контрольная работа по биологии за курс 7-го класса("Животные").
Итоговая контрольная работа состоит из трех частей: часть1( тесты), часть2( установить соответствие), часть3( ответить на вопрос). Охвачены все темы по курсу" Животные"...
Итоговая контрольная работа по биологии за курс 7 класса
Данная работа может быть использована как контрольная работа за курс 7 класса....
Итоговая контрольная работа по биологии за курс 7 класса
Данная работа может быть использована как контрольная работа за курс 7 класса....
Итоговая контрольная работа по биологии за 10 класс. Раздел "Генетика"
Итоговая работа за 3 четверть по раздену "Генетика. Наследственность" составлена с учетом современных требований по качеству знаний. Эта работа разделена на два варианта и состоит из тестовых заданий ...
Итоговая контрольная работа по биологии 8 класс
Контрольная работа выполнена в тестовой форме....
итоговая контрольная работа по биологии в 11 классе
Работа в формате ЕГЭ, предназначенная для проведения итогового контроля в 11 классе....