Итоговая контрольная работа по биологии 9 класс
тест по биологии (9 класс)

Жданова Лариса Николаевна

итоговая контрольная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikr_biologiya_9_klass.docx41.57 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая контрольная работа

Предмет: «биология»  9  класс

Вид контроля: итоговый

Тема: «Введение в общую биологию»

Цель контрольной работы: оценить уровень усвоения учащимися 9 класса предметного содержания «Введение в общую биологию» за год по программе основной школы, и выявить  элементы содержания, вызывающие наибольшие затруднение.

Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы по биологии отводится 40 минут. Работа включает в себя 20 заданий.

Ответы к заданиям 1–15 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильно  го ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.

Ответы к заданию В3 записываются в виде последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.

При выполнении заданий В1,В2  к каждому элементу первого столбца нужно подобрать соответствующий элемент из второго и соединить их.

Ответ к заданию С3,  требующий развёрнутого ответа,  записываются после вопроса.

В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

Желаем Вам удачи!

1 вариант

Задание 1.

1. Мономер ДНК

А) аминокислота;              Б) нуклеотид;                        В) моносахариды;                   Г) глицерин и жирные кислоты.

2. Где располагается наследственный материал у бактерий?

А) в цитоплазме;                                            Б) в ядре;                В) в митохондриях и хлоропластах.

3. Синтез белка выполняют

А) хлоропласты;                                              Б) аппарат Гольджи;                В) ядро;                                 Г) рибосомы.

4. Первичная структура белка

А) цепь аминокислот;                           Б) глобула;

В) спираль;                                             Г) несколько глобул, собранных в единый комплекс.

5. Функции и-РНК

А) хранит генетическую информацию;                            Б) собирает белковые молекулы;

В) переносит генетическую информацию из ядра к месту синтеза белка;

Г) доставляет аминокислоты к рибосоме.

6. Все зелёные растения относятся к

А) автотрофам;                                               Б) гетеротрофам;                В) хемотрофам.

7. Кислород выделяется

А) в световую фазу фотосинтеза;                   Б) в темновую фазу фотосинтеза;                В) и на свету и в темноте.

8. Одну аминокислоту молекулы белка кодирует

А) 1 нуклеотид;                                                Б) 2 нуклеотида;

В) 3 подряд идущих нуклеотида;                    Г) знак препинания.

9. Реакции матричного синтеза это

А) синтез жиров;                                              Б) синтез углеводов;                        В) редупликация ДНК.

10. Мейоз это

А) прямое деление клетки;                              Б) деление клеток половых желёз;

В) слияние половых клеток;                            Г) половой процесс.

11. Аллельные гены расположены в

А) одной хромосоме;                                                                  Б) одинаковых локусах гомологичных хромосом;

В) одинаковых локусах негомологичных хромосом;                  Г) разных локусах гомологичных хромосом.

12. При скрещивании 2-х гетерозиготных особей, отличающихся по 1 паре признаков, происходит расщепление признаков по фенотипу в соотношении

А) 1:2:1                                                                Б) 1:3                        В) 1:8:3:3:1                                  Г) 9:3:3:1.

13. Признаки какой изменчивости передаются потомству?

А) модификационной;                                      Б) мутационной.

14. Псилофиты появились

А) в ордовикский период;                        Б) в силурийский;                В) в девонский период;    Г) в юрский период.  

15) Элементарная единица эволюции

А) особь;                                                               Б) вид;                В) популяция;                          Г) биоценоз.

Часть В.

В1. Установите соответствие между процессами, протекающими во время митоза и мейоза.

А. Дочерние клетки генетически идентичны.                     1. митоз

Б. Происходит конъюгация и перекрёст хромосом.             2. мейоз

В. Образуются 4 клетки.

Г. Одно деление.

Д. Происходит редукция хромосомного набора.

Е. Образуются ссоры высших растений.

В2. Установите соответствие между признаком и органоидом растительной клетки, для которого этот признак характерен.

 

                            ПРИЗНАК                       

ОРГАНОИД

A) представляет собой полость-резервуар

1) вакуоль

Б) имеет двойную мембрану

2) хлоропласт

В) заполнен(-а) клеточным соком

Г) содержит фотосинтетические пигменты

Д) отделен(-а) от цитоплазмы одной мембраной   

Е) синтезирует крахмал из углекислого газа и воды   

В3. Расположите в правильном порядке организмы в цепи питания. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) паук

2) сова

3) цветущее растение

4) муха

5) жаба

Часть С.

С1. Используя содержание текста «Возникновение приспособлений у животных и их относительный характер» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы и выполните задание.

 

1) Что, по Ламарку, является причиной появления длинной шеи у жирафа?

2) Результаты какой человеческой деятельности подтвердили правильность взглядов Ч. Дарвина на действие естественного отбора?

3) В каком случае целесообразность белой окраски шерсти зайца-беляка будет относительной? Приведите пример.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ У ЖИВОТНЫХ И ИХ ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

 

Биологи Ж.-Б. Ламарк и Ч. Дарвин по-разному объясняли причины возникновения новых видов. Первый полагал, что новые признаки у животных и растений появляются в результате их внутреннего стремления к образованию новых приспособлений. Оно заставляет организмы упражняться в достижении своих целей и, таким образом, приобретать новые свойства. Так, по мнению Ламарка, у жирафа, добывающего пищу на высоких деревьях, появилась длинная шея, у уток и гусей – плавательные перепонки на ногах, а у оленей, вынужденных бодаться, появились рога. Кроме того, учёный считал, что приобретённые организмом в результате упражнений признаки всегда полезны и они обязательно наследуются.

 

Ч. Дарвин, пытаясь выяснить механизмы эволюции, предположил, что причинами появления различий между особями одного вида являются наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. В результате изменчивости появляются новые признаки, некоторые из них наследуются. В природе между особями происходит борьба за пищу, воду, свет, территорию, полового партнёра. Если новые признаки оказываются полезными для особи в определённых условиях среды и помогают выжить и оставить потомство, то они сохраняются естественным отбором и закрепляются в поколениях в процессе размножения. Особи с вредными признаками «отсеиваются». В результате естественного отбора возникают особи, обладающие новыми приспособлениями к условиям окружающей среды. Свои предположения учёный подтвердил, наблюдая за работой селекционеров. Он обнаружил, что в процессе искусственного отбора человек скрещивает особей с определёнными, нужными селекционеру, признаками и получает разнообразные породы и сорта.

 

Все приспособления у организмов вырабатываются в конкретных условиях их среды обитания. Если условия среды меняются, приспособления могут утратить своё положительное значение; иными словами, они обладают относительной целесообразностью.

 

Существует множество доказательств относительной целесообразности приспособлений: так, защита организма от одних врагов оказывается неэффективной, полезный в одних условиях орган становится бесполезным в других. Приведём ещё один пример: мухоловка благодаря родительскому инстинкту выкармливает кукушонка, вылупившегося из яйца, подброшенного в гнездо кукушкой. Она тратит свои силы на «чужака», а не на своих птенцов, что способствует выживанию кукушек в природе.

С2. Вставьте в текст «Синтез органических веществ в растении» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем

получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

СИНТЕЗ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В РАСТЕНИИ

Энергию, необходимую для своего существования, растения запасают в виде органических веществ. Эти вещества синтезируются в ходе ___________ (А). Этот процесс протекает в клетках листа в ___________ (Б) — особых пластидах зелёного цвета. Они содержат особое вещество зелёного цвета — ___________ (В). Обязательным условием образования органических веществ помимо воды и углекислого газа является ___________ (Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) дыхание

2) испарение

3) лейкопласт

4) питание

5) свет

6) фотосинтез

7) хлоропласт

8) хлорофилл

 

A

Б

В

Г

Итоговая контрольная работа

Предмет: «биология»  9  класс

Вид контроля: итоговый

Тема: «Введение в общую биологию»

Цель контрольной работы: оценить уровень усвоения учащимися 9 класса предметного содержания «Введение в общую биологию» за год по программе основной школы, и выявить  элементы содержания, вызывающие наибольшие затруднение.

2 вариант

Задание 1.

1. Мономер белка

А) аминокислота;                                 Б) нуклеотид;        В) моносахариды;         Г) глицерин и жирные кислоты

2. Функции ЭПС

А) синтез жиров;                                            Б) расщепление углеводов;

В) расщепление белков;                                Г) транспорт веществ.

3. Функции митохондрий

А) синтез жиров;                                            Б) синтез белков;        В) синтез углеводов;                                Г) синтез АТФ.

4. Вторичная структура белка

А) цепь аминокислот;                           Б) глобула;

В) спираль;                                             Г) несколько глобул, собранных в единый комплекс.

5. Функции ДНК

А) хранит генетическую информацию;   Б) доставляет аминокислоты к рибосоме;

Г) собирает белковые молекулы;              Г) участвует в биосинтезе белка.

6. Способны самостоятельно создавать органические вещества

А) автотрофы;                                               Б) гетеротрофы;                        В) хемотрофы.

7. Захват молекул углекислого газа из внешней среды происходит  

А) в световую фазу фотосинтеза;                   Б) в темновую фазу фотосинтеза;

В) под действием энергии солнечного света.

8. Процесс, в ходе которого информация о последовательности нуклеотидов какого-либо гена ДНК «переписывается» в последовательность нуклеотидов и-РНК, называется

А) трансляция;                                                 Б) транскрипция;                В) гидролиз;                           Г) фотосинтез.

9. Митоз это

А) половой процесс;                                        Б) прямое деление клетки;

В) непрямое деление клетки;                          Г) образование половых клеток.

10. Кроссинговер это

А) спирализация хроматина;                           Б) непрямое деление клеток;

В) образование половых клеток;    Г) обмен участками хроматид гомологичных хромосом.

11. Генотип это совокупность

А) генов в гаплоидном наборе хромосом;       Б) внешних признаков;

В) генов в диплоидном наборе хромосом;       Г) внутренних признаков.

12. Какое расщепление по фенотипу будет у гибридов второго поколения при скрещивании гомозиготных организмов, отличающихся по двум парам признаков

А) 1:2:1                               Б) 1:3                        В) 1:8:3:3:1                                        Г) 9:3:3:1.

13. Сходство внешнего и внутреннего строения лежит в основе  …. критерия вида.

А) физиологического;           Б) морфологического                В) генетического;                   Г) исторического.

14. Первые позвоночные, освоившие сушу – стегоцефалы появились в …

А) в ордовикский период;       Б) в силурийский период;                В) в девонский период;            Г) в юрский период.

15. Дивергенция – это

А) схождение признаков в процессе эволюции;         Б) расхождение признаков;

В) объединение нескольких популяций в одну;      

Г) образование изолированной группы внутри популяции.

Часть В.  

В1. Установите соответствие между строением и функциями лизосом и рибосом.

А. Образуются в Комплексе Гольджи                       1. лизосомы

Б. Размеры около 0,8 мкм.                                           2. рибосомы

В. Одномембранный органоид.

Г. Состоят из РНК и белков.

Д. Характерны только для эукариот.

Е. Отвечают за синтез белка.

В2. Установите соответствие между признаком и типом клеток, для которых он характерен. 

 

                            ПРИЗНАК                       

ТИП КЛЕТОК

A) отсутствует оформленное ядро

1) прокариотная

Б) хромосомы расположены в ядре

2) эукариотная

В) имеется аппарат Гольджи   

Г) в клетке одна кольцевая хромосома

Д) АТФ образуется в митохондриях

В3.  Расположите в правильном порядке организмы в пищевой цепи. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) зёрна пшеницы

2) рыжая лисица

3) клоп вредная черепашка

4) степной орёл

5) обыкновенный перепел

Часть С.

С1. Используя содержание текста «Борьба за существование» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1) В чём особенность внутривидовой борьбы за существование?

2) Что является результатом межвидовой борьбы за существование?

3) Каково эволюционное значение борьбы с неблагоприятными условиями окружающей среды?

БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ

 

Под названием борьбы за существование Ч. Дарвин ввёл в биологию сборное понятие, объединяющее различные формы взаимодействия организма со средой, которые ведут к естественному отбору организмов. Основная причина борьбы за существование – это недостаточная приспособленность отдельных особей к использованию ресурсов среды, например пищи, воды и света. Учёный выделял три формы борьбы за

существование: внутривидовую, межвидовую и борьбу с физическими условиями среды.

 

Внутривидовая борьба за существование – борьба между особями одного вида. Эта борьба наиболее ожесточённая и особенно упорная. Она сопровождается угнетением и вытеснением менее приспособленных особей данного вида. Например, так происходит конкуренция между соснами в сосновом лесу за свет или самцами в борьбе за самку. В процессе борьбы организмы одного вида постоянно конкурируют за жизненное пространство, пищу, убежища, место для размножения. Внутривидовая борьба за существование усиливается с увеличением численности популяции и усилением специализации вида.

 

Каждый вид растений, животных, грибов, бактерий в экосистеме вступает в определённые отношения с другими членами биоценоза. Межвидовая борьба за существование – борьба между особями различных видов. Её можно наблюдать во взаимоотношениях между хищниками и их жертвами, паразитами и хозяевами. Особенно упорная борьба за существование существует между организмами, которые принадлежат к близким видам: серая крыса вытесняет чёрную, дрозд деряба вызывает уменьшение численности певчего дрозда, а таракан пруссак (рыжий таракан) – чёрного таракана.

 

Отношения между видами сложные, так как все виды в природных сообществах взаимосвязаны. Взаимосвязь может быть антагонистической и симбиотической. Так, растения не могут существовать без сожительства с некоторыми видами грибов, бактерий и животных.

 

Борьба с неблагоприятными условиями окружающей среды проявляется в различных отрицательных воздействиях неживой природы на организмы. Так, на произрастающие в пустынях растения влияет недостаток влаги, питательных веществ в почве и высокая температура воздуха.

 

Для эволюции значение различных форм борьбы за существование неравноценно. Межвидовая борьба за существование ведёт к совершенствованию одних видов по сравнению с другими. В результате такой борьбы победившие виды сохраняются, а проигравшие вымирают. Внутривидовая борьба за существование вызывает увеличение разнообразия у особей внутривидовых признаков, снижает напряжённость конкуренции за одинаковые ресурсы среды.

С2.  Вставьте в текст «Этапы энергетического обмена» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

ЭТАПЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА

Энергетический обмен происходит в несколько этапов. Первый этап протекает в ___________ (А) системе животного. Он характеризуется тем, что сложные органические вещества расщепляются до менее сложных.

Второй этап протекает в ___________ (Б) и назван бескислородным этапом, так как осуществляется без участия кислорода. Другое его название — ___________ (В). Третий этап энергетического обмена — кислородный — осуществляется непосредственно внутри ___________(Г) на кристах, где при участии ферментов происходит синтез АТФ.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) гликолиз

2) лизосома

3) митохондрия

4) кровеносная

5) пищеварительная

6) межклеточная жидкость

7) цитоплазма клетки

8) фотолиз

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая контрольная работа по биологии, 8 класс

Контрольная работа за курс 8 класса, УМК Н.И.Сонина....

Итоговая контрольная работа по биологии за курс 7-го класса("Животные").

Итоговая контрольная работа  состоит из трех частей: часть1( тесты), часть2( установить соответствие), часть3( ответить на вопрос). Охвачены все темы по курсу" Животные"...

Итоговая контрольная работа по биологии за курс 7 класса

Данная работа может быть использована как контрольная работа за курс 7 класса....

Итоговая контрольная работа по биологии за курс 7 класса

Данная работа может быть использована как контрольная работа за курс 7 класса....

Итоговая контрольная работа по биологии за 10 класс. Раздел "Генетика"

Итоговая работа за 3 четверть по раздену "Генетика. Наследственность" составлена с учетом современных требований по качеству знаний. Эта работа разделена на два варианта и состоит из тестовых заданий ...

Итоговая контрольная работа по биологии 8 класс

Контрольная работа выполнена в тестовой форме....

итоговая контрольная работа по биологии в 11 классе

Работа в формате ЕГЭ, предназначенная для проведения итогового контроля в 11 классе....