Рабочая программа по биологии 11 класс (1 час в неделю).
рабочая программа по биологии (11 класс)
Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования с учётом следующих документов:
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
• Примерной основной образовательной программы основного общего образования одобреной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).
• Авторской программы по биологии В.В. Пасечника «Биология .Предметная линия учебников « Линия жизни». 5-11 классы» (В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, Г.Г. Швецов, З.Г. Гапонюк
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение предмета биологии в 11 классе в объёме 34 ч из расчета 1 час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp11_biologiya.docx | 56.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования с учётом следующих документов:
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
• Примерной основной образовательной программы основного общего образования одобреной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).
• Авторской программы по биологии В.В. Пасечника «Биология .Предметная линия учебников « Линия жизни». 5-11 классы» (В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, Г.Г. Швецов, З.Г. Гапонюк
• Основной образовательной программы УККК-интерната (филиал) ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)» в г. Морозовске Ростовской области.
• Учебного плана основного общего образования на 2019-2020 учебный год.
• Учебно-календарного графика УККК-интерната (филиал) ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)» в г. Морозовске Ростовской области на 2019-2020 учебный год.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника
Биология: Общая биология. Углубленный уровень. 11кл./ В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 256с.:ил.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение предмета биологии в 11 классе в объёме 34 ч из расчета 1 час в неделю.
Согласно календарному учебному графику Университетского казачьего кадетского корпуса-интерната (филиала) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г.Разумовского (Первый казачий университет)» в г. Морозовске Ростовской области и в связи с праздничными днями данный курс реализуется в объеме 34 часа из расчета 1 часа в неделю. За счет уроков уплотнения программа выполнена полностью.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
знать/понимать
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
3. Содержание учебного предмета.
Раздел 1. Учение об эволюции органического мира
Глава 1. Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Труды Ж. Юовъе и Ж. Сент-Шера. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты.
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина; достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч.Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица.
Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.
Синтез генетики и классического дарвинизма. Эволюционная роль мутаций. Генетические процессы в популяциях. Формы естественного отбора. Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен). Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.
Лабораторные работы: 1. Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений. 2. Изучение приспособленности организмов к среде обитания.
Глава 2. Биологические последствия приобретения приспособлений. Макроэволюция
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (Л. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм; правила эволюции групп организмов.
Результаты эволюции; многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
Основные понятия. Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни»; их причины; пути и скорость видообразования. Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфозы, идиоадаптаций, общая дегенерация. Значение работ А. Н. Северцова.
Глава 3. Развитие жизни на Земле
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов бес позвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.
Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений; появление первых сосудистых растений; папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных (рыб, земноводных, пресмыкающихся).
Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся.
Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция). Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Появление приматов. Появление первых представителей семейства Люди. Четвертичный период: эволюция млекопитающих. Развитие приматов; направления эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезьян.
Глава 4 Происхождение человека
Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Ното зар1еп5 в системе животного мира. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.
Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Ното 5ар1епз: человеческие расы, расообразование; единство происхождения рас.
Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека. Антинаучная сущность «социального дарвинизма» и расизма. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Биологические свойства человеческого общества.
Основные понятия. Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма и «социального дарвинизма».
Раздел 2. Взаимоотношения организма и среды.
Глава 5. Биосфера, её структура и функции.
Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы; литосфера, гидросфера, атмосфера. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещесгво биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе.
Глава 6. Жизнь в сообществах. Основы экологии
История формирования сообществ живых организмов. Геологическая история материков; изоляция, климатические условия. Биогеография. Основные биомы суши и Мирового океана. Биогеографические области.
Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.
Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения симбиоз:
мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм,
Демонстрации карт, отражающих геологическую историю материков; распространенности основных биомов суши; примеров симбиоза представителей различных царств живой природы.
Практические работы: 2. Сравнительная характеристика природных экосистем и агросистем своей местности. 3. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). 4. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях. 5. Решение экологических задач.
Основные понятия. Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество и его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляция, смена биоценозов и восстановление биоценозов.
Глава 7. Биосфера и человек
Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.
Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование.
Глава 8. Бионика
Основные понятия. Воздействие человека на биосферу. Охрана природы; биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы. Заповедники, заказники, парки. Красная книга. Бионика.
Перечень контрольных работ:
Контрольное тестирование за первое полугодие
Итоговый тест
4. Тематическое планирование
Тема | Кол-во часов | Кол-во лабораторных и практических работ | Кол-во контрольных работ |
Введение | 2 | 1 | |
1. Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение | 8 | 2 | |
2. Макроэволюция. Биологические последствия приобретения приспособлений | 3 | ||
3. Развитие жизни на Земле | 5 | 1 | |
4. Происхождение человека | 4 | 1 | |
5. Биосфера и её структура | 2 | ||
6. Жизнь в сообществах. Основы экологии | 5 | 1 | |
7. Биосфера и человек. Ноосфера | 2 | ||
8. Бионика | 3 | 1 | |
Итого : | 34 | 4 | 1 |
Региональный компонент отражен в следующих темах:
Происхождение человека |
Биосфера и её структура |
Основы экологии |
Проектно- исследовательская работа:
проект по темам
Презентация "Красная книга. Животные моей области".
Презентация "Положение человека в системе животного мира".
Проект "Благоустройство пришкольной территории"
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата проведения урока | Тема урока | Что пройдено на уроке | Вид и форма контроля | Основные виды учебной деятельности | Домашнее задание | |
1 | 3.09 | Введение. Учение об эволюции органического мира | Эволюция. Сущность эволюционных преобразований. | Конспект | Характеризуют сущность эволюционных преобразований | Записи в тетради. | |
2 | 10.09 | История представлений о развитии жизни на Земле. Входная диагностическая работа. | Креационизм. Античные и средневековые представления. Научные и религиозные представления об эволюции. Создание мира творцом и неизменность живой природы. Значение работ К. Линнея. Система органического мира. Идея о постоянстве видов. Принцип иерархичности. Трансформизм. Ламаркизм. Естественное происхождение живых организмов. Изменяемость видов в зависимости от условий среды. Представления о слитной наследственности. Эволюционная единица – отдельный организм. Принцип градации – развитие от простого к сложному. Первая теория эволюции. | Сообщения и презентации | Характеризуют представления древних и средневековых естествоиспытателей о живой природе. Оценивают представления об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Запоминают принципы бинарной классификации К. Линнея. Знакомятся с основными положениями эволюционной теории Ж.-Б. Ламарка. Характеризуют прогрессивные и ошибочные положения эволюционной теории Ж.-Б. Ламар-ка. Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах). | § 1.1 вопросы. | |
Раздел 1 Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение | |||||||
3 | 17.09 | Естественнонаучные предпосылки теории Ч. Дарвина | Геологические предпосылки. Достижения в области цитологии и эмбриологии. Экспедиционный материал Ч. Дарвина. Галапагосские острова. | Конспект | Определяют достижения науки и технологий в качестве предпосылок сменыкреационистских взглядов на живую инеживую природу, на эволюционныепредставления. Характеризуют научные предпосылки, побудившие Ч. Дарвина к поиску механизмов изменения в живой природе. Анализируют экспедиционный материал Ч. Дарвина в качествепредпосылки разработки эволюционнойтеории. Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах). | § 1.2 вопросы. | |
4 | 24.09 | Эволюционная теория Ч. Дарвина | Искусственный отбор. Формы искусственного отбора: сознательный (методический) и бессознательный. Значение учения об отборе для формирования эволюционных взглядов. Размножение в геометрической прогрессии. Относительное постоянство числа взрослых особей каждого вида. Борьба за существование. Естественный отбор. Индивидуальная изменчивость (индивидуальные отличия). | Терминологический диктант | Характеризуют учение Ч. Дарвина об искусственном отборе, формы искусственного отбора и объясняют методы создания новых пород домашних животных и сортов культурных растений. Запоминают основные положения теории Ч. Дарвина о естественном отборе. Ха- рактеризуют формы борьбы за существование и механизм естественного отбора; дают определение естественного отбора. Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах). | § 1.3вопросы | |
5 | 1.10 | Вид, критерии и структура. Л.Р.1 «Изучение морфологического критерия вида» | Критерии вида: морфологический, физиологический, биохимический, цитогенетический, экологический, географический, этологический, исторический. Структура вида. Популяция – элементарная единица вида и элементарная единица эволюции. | Термины и понятия Схема взаимосвязи понятий особь, популяция, вид | Дают определение и характеризуютКритерии вида: морфологический,физиологический, биохимический,цитогенетический, экологический, географический, это-логический, исторический.Структура вида. Популяция – элементарнаяединица вида и элементарная единица эволюции. Составляют схемувзаимосвязи понятий особь, популяция, вид | § 1.4 п.1 вопросы | |
6 | 8.10 | Эволюционная роль мутаций. | Мутации. Мутагенез. Мутагены. Исследования С.С.Четверикова. Значение для эволюции мутагенеза. Мутационный процесс – источник резерва наследственной изменчивости в популяции. | Термины и понятия | ХарактеризуютМутации. Мутагенез. Мутагены. Исследо-вания С.С.Четверикова. Значение для эволюции мутагенеза. Мутационный процесс – источникрезерва наследственной изменчивости впопуляции. | § 1.4 п.2 вопросы | |
7 | 15.10 | Генетические процессы в популяциях. | Популяция – элементарная эволюционирующая структура. Популяционная генетика. Генофонд – совокупность генотипов всех особей популяции. Закон стабилизирующего скрещивания (закон Пирсона). Закон Харди – Вайнберга. Причины случайного изменения частоты генов в популяциях: популяционные волны, изоляция, миграции, природные катастрофы, близкородственное скрещивание. | Схема взаимосвязи понятий и процессов Терминологический Диктант | Характеризуютгенетические процессы в популяциях.Даютопределение закону стабилизирующего скрещивания (законПирсона). Закон Харди – Вайнберга. Определяют причины случайного изменения частоты генов в популяциях: популяционные волны, изоляция, миграции, природные катастрофы, близкородственное скрещивание. Составляют схемы. | § 1.4 п.3 вопросы | |
8 | 22.10 | Формы естественного отбора. | Естественный отбор – главный фактор эволюции. Формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, половой | Интеллект-карта (схема) | Характеризуют формы естественного отбора .составляютИнтеллект-карты (схема) | § 1.4 п.4 вопросы | |
9 | 5.11 | Адаптации организмов к среде обитания и их относительность. Л.Р. 2 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания». | Адаптация. Виды адаптаций: физиологическая адаптация; форма тела; маскировка; мимикрия; покровительственная и предупреждающая окраска; приспособительное поведение. Адаптация как результат эволюции. Относительный характер приспособлений | Схема «Виды адаптаций» Презентации | Характеризуют структурно-функциональную организацию животных, растений, грибов и микроорганизмов как приспособление к условиям существования. Приводят примеры приспособлений: приспособительную форму тела; покровительственную окраску и ее вари- анты — скрывающую и предостерегающую. Дают оценку типичного поведения животных и заботе о потомстве как приспособлениям, обеспечивающим успех в борьбе за существование. Приводят примеры физиологических адаптаций. Объясняют относительный характер приспособлений и приводят примеры относительности адаптаций. Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах). | § 1.4 п.5 вопросы | |
10 | 12.11 | Видообразование. | Способы видообразования: филетическое, гибридогенное, дивергентное. Пути видообразования: симпатрическое (экологическое) и аллопатрическое (географическое). Генетические механизмы симпатрического видообразования: полиплоидизация, гибридизация, хромосомные перестройки. Роль изоляции в процессе видообразования. Изоляция биологическая, географическая. Микроэволюция. Видообразование – результат микроэволюции. | Схема видообразование | Характеризуют способы видообразования: филетическое, гибридогенное, дивергентное. Путивидообразования: симпатрическое(экологическое) и аллопатрическое (географическое). Генетические механизмы симпатрического видообразования: полиплоидизация, гибридизация, хромосомныеперестройки. Роль изоляции в процессе видообразования. | § 1.4 п.6 вопросы | |
Раздел 2. Макроэволюция. Биологические последствия приобретения приспособлений | |||||||
11 | 19.11 | Макроэволюция. Направления эволюции. | Макроэволюция. Биологический прогресс. Биологический регресс. Биологическая стабилизация. Признаки биологическогопрогресса и регресса. | Терминологический диктант | Характеризуют главные направления биологической эволюции. Отражают понимание биологического прогресса как процветания той или иной система- тической группы; биологического регресса — как угнетенного состояния таксона, приводящее его к вымиранию. Составляют план параграфа. Выполня- ют практические работы. Обсуждают де- монстрации (работа в малых группах). | § 2.1 вопросы | |
12 | 26.11 | Пути достижения биологического прогресса. | Арогенез. Ароморфоз. Биологическая роль ароморфозов. Аллогенез. Идиоадаптация. Катагенез. Дегенерация. Взаимосвязь главных направлений и путей эволюции. Отличительные особенности. | Примеры и обоснования | Дают определение и характеризуют пути достижения биологического прогресса: ароморфоза, идиоадаптации и общей дегенерации. . За- поминают основные правила эволюции, оценивают результаты эволюции. Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах). | § 2.2 вопросы | |
13 | 3.12 | Основные закономерности эволюции. | Дивергенция. Конвергенция. Параллелизм. Условия проявления Роль в видообразовании | Примеры и обоснования Терминологический диктант | Дают определение и характеризуют дегенерации. Приводят примеры дивергенции, конвергенции и параллелизма, объясняют причины возникновения сходных по структуре и/или функциям органов у представителей различных систематических групп организмов. За- поминают основные правила эволюции, оценивают результаты эволюции. Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах). | § 2.3 вопросы | |
14 | 10.12 | Контрольное тестирование за 1 полугодие | |||||
Раздел 3. Развитие жизни на Земле | |||||||
15 | 17.12 | Развитие жизни в архейской и протерозойской эрах. | Криптозой (скрытая жизнь) – докембрий. Эры: архейская, протерозойская. Главные эволюционные события: возникновение фотосинтеза, появление полового процесса и многоклеточности. Разнообразие водорослей. Эволюционное значение ароморфозов. Пути эволюционных преобразований – переход к сидячему, ползающему, плавающему образу жизни. Появление многоклеточных животных: губок, кишечнополостных, членистоногих. Процесс почвообразования. | Таблица «Развитие жизни на Земле» | Характеризуют развитие жизни на Земле в архейской и протерозойской эрах. Отмечают первые следы жизни на Земле; появление предков всех современных типов беспозвоночных животных. Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах). | § 3.1 вопросы | |
16 | 24.12 | Развитие жизни в палеозое. | Палеозой. Климатические изменения. Активное горообразование. Главные эволюционные события: - кембрия – формирование большинства типов животных; появление скелетных форм; - ордовика – разнообразие трилобитов; - силура – появление позвоночных – бесчелюстных, появление наземных сосудистых растений, выход членистоногих на сушу; - девона – появление земноводных, господство рыб; - карбона – господство амфибий, развитие споровых растений, возникновение рептилий, возникновение голосеменных; - пермского периода – вымирание морских организмов, распространение голосеменных. Ароморфозы у животных и растений. Эволюционные преимущества семенного размножения. | Таблица «Развитие жизни на Земле» Презентации | Характеризуют развитие жизни на Земле в палеозойской эре. Отмечают появление сухопутных растений; возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах). | § 3.2 вопросы | |
17 | 14.01 | Развитие жизни в мезозое. | Мезозой. Климатические изменения. Главные эволюционные события мезозоя: - триас – вымирание папоротников, расцвет голосеменных, происхождение птиц и первых млекопитающих; - юрский период – господство рептилий, происхождение плацентарных млекопитающих; - меловой период – вымирание рептилий, появление покрытосеменных. | Таблица «Развитие жизни на Земле» Презентации | Характеризуют развитие жизни на Земле в мезозойской эре. Отмечают появление и распространение покрытосеменных растений; возникновение птиц и млекопитающих. Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах). | § 3.3 вопросы | |
18 | 21.01 | Развитие жизни в кайнозое. | Кайнозой. Главные эволюционные события кайнозоя: - палеоген – господство млекопитающих и птиц; - неоген – появление человекообразных обезьян. | Таблица «Развитие жизни на Земле» Презентации | Характеризуют развитие жизни на Земле в кайнозойской эре: цветковых растений, насекомых; объясняют параллельную эволюцию. Описывают развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных, возникновение приматов. Характеризуют геологические изменения кайнозоя; дрейф материков, оледенения. Обсуждают основные этапы эволюции растений и животных. Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах). | § 3.4 вопросы | |
Раздел 4. Происхождение человека | |||||||
19 | 28.01 | Положение человека в системе животного мира. Л.Р. 3 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства». | Антропогенез. Рудименты. Атавизмы. Систематическое положение человека согласно критериям зоологической систематики. Человек – биосоциальное существо. | Систематическое положение человека | Характеризуют место человека в живой природе, его систематическое положение. Отмечают признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах). | § 4.1 вопросы | |
20 | 4.02 | Эволюция приматов. | Происхождение человекообразных обезьян и человека от дриопитека. Отличительные признаки австралопитеков. Переход к прямохождению. Образ жизни: собирательство, использование палок, камней в качестве орудий. | Презентации и сообщения | Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах). Изучают материалы и выполняют задания | § 4.2 вопросы | |
21 | 11.02 | Стадии эволюции человека. | Древнейшие люди: человек умелый, человек прямоходящий. Образ жизни: использование и добыча огня, приготовление пищи, изготовление орудий труда. Распространение: Африка (человек умелый); Западная и Центральная Европа, Индонезия, Восточная Азия (человек прямоходящий). Древние люди. Два пути развития неандертальцев. Особенности строения. Образ жизни: развитие внутригрупповых связей, изготовление одежды и жилищ, зачаточная речь. Распространение: Африка, Азия, Европа. | Презентации и сообщения | Описывают стадии эволюции человека: древнейших, древних и первых современных людей. Рассматривают и запоминают популяционную структуру вида Homosapiens — расы. Знакомятся с механизмом расообразования, отмечая единство происхождения рас. Приводят аргументированнуюкритику антинаучной сущности расизма. Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах). | § 4.3 вопросы | |
22 | 18.02 | Современный этап в эволюции человека. | Социогенез. Кроманьонец. Особенности строения: увеличение объема головного мозга. Образ жизни: появление членораздельной речи, зарождение культуры, строительство постоянного жилища, шитье одежды. Роль труда в происхождении человека. Распространение: Африка, Азия, Европа, Америка. | Презентации и сообщения | Характеризуют современный этап эволюции человека; взаимоотношение социального и биологического в его эволюции. Обосновывают единство человеческих рас. Дают аргументированную критику расизма и «социального дарвинизма». Отмечают ведущую роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах). | § 4.4 вопросы | |
Раздел 5. Биосфера, ее структура и функции | |||||||
23 | 25.02 | Структура биосферы. Живые организмы | Биомасса. Живое вещество. Функции живого вещества в биосфере: концентрационная, окислительно-восстановительная, газовая, биохимическая. Круговорот веществ - обязательное условие существования и продолжения жизни на Земле. | Терминологический диктант | Формулируют основные положения учения В. И. Вернадского о биосфере. Объясняют невозможность существования жизни за границами биосферы. Характеризуют компоненты биосферы: косное и биогенное вещество, живое вещество, биокосное вещество биосферы. Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах). | § 5.1 вопросы | |
24 | 3.03 | Круговорот веществ в природе. | Распределение воды на планете: мировой океан, грунтовые воды, снеговые шапки и ледники, атмосфера, реки, болота, почвенная влага, озера. Роль соединений углерода (углекислый газ, карбонаты). Природные источники углекислого газа: вулканическая деятельность, естественные пожары, дыхание, разложение органических остатков. Природные соединения серы – сульфиды. Роль микроорганизмов в круговороте. Перевод сульфидной формы в сульфатную. Запасы азота в атмосфере. Атмосферная и биологическая фиксация азота, синтез нитратов. Роль микроорганизмов в круговороте азота. | Интеллект-карта | Определяют главную функцию биосферы как обеспечение биогенного круговорота веществ на планете. Характеризуют основные круговороты: воды, углерода, азота, фосфора и серы. Оценивают значение круговоротов веществ для существования жизни на Земле. Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах). | § 5.2 вопросы | |
Раздел 6. Жизнь в сообществах. Основы экологии | |||||||
25 | 10.03 | История формирования сообществ живых организмов | Биомы. Причины различий животного и растительного мира: геологическая история материков, изоляция, различие климатических условий в широтном направлении. Фактор, определяющий тип биомы – климат. Климатические условия. | Описывают геологическую историю материков, смену климата. Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах). | § 6.1 вопросы | ||
26 | 17.03 | Основные биомы суши | Зоогеографические области: Палеоарктическая, Неоарктическая, Индо-Малайская, Эфиопская, Неотропическая, Австралийская. Зоогеографическое деление суши А. Уоллеса. Климатические условия. | Конспект | Характеризуют биомы различных биогеографических областей. Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах). Изучают материалы и выполняют задания | § 6.2 вопросы | |
27 | 31.03 | Взаимоотношения организма и среды | Биоценоз. Биомасса. Биогеоценоз. Первичная продукция. Экосистема. Морфологическая структура. Характеристики биогеоценоза: биомасса, биологическая продуктивность, плотность популяций. Абиотические факторы среды. Гомойотермные организмы. Пойкилотермные организмы. Фотопериодизм. Воздействие температуры и света на организмы. Адаптации растений и животных к защите от перегрева и охлаждения. Биохимические, морфологические, физиологические и поведенческие адаптации. | Примеры и обоснования | Определяют и анализируют понятия «экология», «среда обитания». Характеризуют абиотические факторы: влажность, освещенность, температурный режим и др. Объясняют интенсивность действия и взаимоотношения абиотических факторов. Описывают биотические факторы, на конкретных примерах демонстрируют их значение. Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах). | § 6.3 вопросы | |
28 | 7.04 | Взаимоотношения организма и среды | Пределы выносливости. Стенобионты. Эврибионты. Типы изменений факторов среды: регулярно-периодические, нерегулярные, направленные. Биотический фактор. Видовое разнообразие. Организация сообщества. Взаимосвязь организмов. Пространственная структура. | Примеры и обоснования | Определяют и анализируют понятия «экология», «среда обитания». Характеризуют абиотические факторы: влажность, освещенность, температурный режим и др. Объясняют интенсивность действия и взаимоотношения абиотических факторов. Описывают биотические факторы, на конкретных примерах демонстрируют их значение. Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах). | § 6.3 вопросы | |
29 | 14.04 | Взаимоотношения между Организмами. Л.Р. 4 «Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) для различных экосистем нашей местности» | Взаимоотношения между организмами. Симбиоз. Формы взаимовыгодного сожительства: кооперация мутуализм, комменсализм. Обязательный или временный характер симбиотических отношений. Особенности и эволюционное значение симбиоза. Мутуализм и переработка органики. Проявление и биологическое значение. | Примеры и обоснования | Запоминают формы взаимоотношений между организмами: позитивные отношения — симбиоз: антибиотические отношения и нейтральные отношения — нейтрализм. Оценивают роль факторов среды обитания в жизнедеятельности животных и растений. Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах). | § 6.4 вопросы | |
Раздел 7. Биосфера и человек. Ноосфера | |||||||
30 | 21.04 | Воздействие человека на природу. Природные ресурсы и их использование | Антропоценозы. Ноосфера. Влияние на окружающую среду деятельности первобытного человека в эпоху палеолита и неолита. Ноосфера – высший тип управляющей целостности. Взаимосвязь законов природы с законами общества. Развитие учения о ноосфере В.И. Вернадским. Неисчерпаемые ресурсы: космические, климатические, водные. Исчерпаемые ресурсы: возобновляемые и невозобновляемые. Значение природных ресурсов для деятельности человека. Экологическое сознание. | Примеры и обоснования | Анализируют антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе) на разных этапах развития человеческого общества. Характеризуют минеральные, энергетические и пищевые ресурсы. Описывают неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы, подчеркивая относительность неисчерпаемости ресурсов. Характеризуют процессы их возникновения и условия среды, приводящие к их формированию. Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. | § 7.1- 7.2 вопросы | |
31 | 28.04 | Последствия деятельности человека. Охрана природы и перспективы рационального природопользования | Причины источники загрязнения. Природопользование. Пути решения экологических проблем. Стратегии развития с/х, промышленности и энергетики и борьба с загрязнениями; сохранение природных сообществ. Обязательный характер мероприятий по охране природы. Принципы рационального природопользования. | Характеризуют последствия хозяйственной деятельности человека. Раскрывают проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах). | § 7.3 вопросы | ||
Раздел 8. Бионика | |||||||
32 | 5.05 | Бионика. | Бионика. Биомеханика. Использование человеком в промышленности и строительстве особенностей строения живых организмов. Эхолокация. Электролокация. | Презентации | Описывают примеры использования человеком принципов организации биологических систем. Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах) | § 8 вопросы | |
33 | 12.05 | Итоговое контрольное тестирование | тест | ||||
34 | 19.05 | Обобщение материала. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 10 класса 6 часов в неделю
Календарно-тематическое планирование для 10 класса по физике 6 часов в неделю...
Рабочая программа для 5 класса (5 часов в неделю) английский язык.
Рабочая программа для 5 класса ( углубленное изучение английского языка - 5 часов в неделю) к УМК "Английский в фокусе 5"....
Рабочая программа -физика- 10 класс- 5 часов в неделю
Рабочая программа написана для профильного класса (5ч) по учебнику Мякишев Г.Я. , Буховцев Б.Б. Сотский Н.Н ,Физика -10кл с приложением на электронном носителе, М: Просвещение ...
Рабочая программа для 10 класса ,2 часа в неделю (по Мякишеву)
Данное планирование создано для 10 классов,изучаемых физику 2 часа в неделю по учебнику Мякишева...
Рабочая программа литература 11 класс 3 часа в неделю к учебнику Курдюмовой Т.Ф.
Рабочая программа литература 11 класс 3 часа в неделю к учебнику Курдюмовой Т.Ф....
Рабочая программа для 6 класса 1 час в неделю
Рабочая программа для 6 класса 1 час в неделю...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...