Рабочая программа по биологии 11 класс (1 час в неделю).
рабочая программа по биологии (11 класс)

Есионова Ольга Николаевна

Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования  с учётом следующих документов:

•        Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);

•        Примерной основной образовательной программы основного общего образования одобреной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).

•        Авторской    программы  по  биологии  В.В. Пасечника «Биология  .Предметная  линия  учебников  «  Линия  жизни».  5-11  классы»  (В.В.  Пасечник,  С.В. Суматохин,  Г.С.  Калинова,  Г.Г.  Швецов,  З.Г.  Гапонюк

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение предмета биологии в 11 классе в объёме 34 ч  из расчета 1 час в неделю.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp11_biologiya.docx56.23 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

          Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования  с учётом следующих документов:

•        Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);

•        Примерной основной образовательной программы основного общего образования одобреной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).  

•        Авторской    программы  по  биологии  В.В. Пасечника «Биология  .Предметная  линия  учебников  «  Линия  жизни».  5-11  классы»  (В.В.  Пасечник,  С.В. Суматохин,  Г.С.  Калинова,  Г.Г.  Швецов,  З.Г.  Гапонюк  

•         Основной образовательной программы УККК-интерната (филиал) ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)» в г. Морозовске Ростовской области.

•        Учебного плана основного общего образования на 2019-2020 учебный год.

•         Учебно-календарного графика УККК-интерната (филиал) ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)» в г. Морозовске Ростовской области на 2019-2020 учебный год.

        Рабочая  программа  ориентирована  на  использование  учебника

Биология: Общая биология. Углубленный уровень. 11кл./ В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 256с.:ил.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение предмета биологии в 11 классе в объёме 34 ч  из расчета 1 час в неделю.

Согласно календарному учебному графику Университетского казачьего кадетского корпуса-интерната (филиала) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г.Разумовского (Первый казачий университет)» в г. Морозовске Ростовской области и в связи с праздничными днями данный курс реализуется в объеме 34 часа из расчета 1 часа в неделю. За счет уроков уплотнения программа выполнена полностью.

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

знать/понимать

основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

биологическую терминологию и символику;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

описывать особей видов по морфологическому критерию;

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

3. Содержание учебного предмета.

Раздел 1. Учение об эволюции органического мира

Глава 1. Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Труды Ж. Юовъе и Ж. Сент-Шера. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты.

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина; достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч.Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица.

Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.

Синтез генетики и классического дарвинизма. Эволюционная роль мутаций. Генетические процессы в популяциях. Формы естественного отбора. Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен). Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

Лабораторные работы: 1. Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений. 2. Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

Глава 2. Биологические последствия приобретения приспособлений. Макроэволюция

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (Л. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм; правила эволюции групп организмов.

Результаты эволюции; многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

Основные понятия. Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни»; их причины; пути и скорость видообразования. Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфозы, идиоадаптаций, общая дегенерация. Значение работ А. Н. Северцова.

Глава 3. Развитие жизни на Земле

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов бес позвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений; появление первых сосудистых растений; папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных (рыб, земноводных, пресмыкающихся).

Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся.

Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция). Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Появление приматов. Появление первых представителей семейства Люди. Четвертичный период: эволюция млекопитающих. Развитие приматов; направления эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезьян.

Глава 4 Происхождение человека

Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Ното зар1еп5 в системе животного мира. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Ното 5ар1епз: человеческие расы, расообразование; единство происхождения рас.

Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека. Антинаучная сущность «социального дарвинизма» и расизма. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Биологические свойства человеческого общества.

Основные понятия. Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма и «социального дарвинизма».

Раздел 2. Взаимоотношения организма и среды.

Глава 5. Биосфера, её структура и функции.

Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы; литосфера, гидросфера, атмосфера. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещесгво биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе.

Глава 6. Жизнь в сообществах. Основы экологии

История формирования сообществ живых организмов. Геологическая история материков; изоляция, климатические условия. Биогеография. Основные биомы суши и Мирового океана. Биогеографические области.

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.

Формы   взаимоотношений   между   организмами.    Позитивные   отношения        симбиоз:

мутуализм,   кооперация,   комменсализм.   Антибиотические   отношения:   хищничество,   паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм,

Демонстрации карт, отражающих геологическую историю материков; распространенности основных биомов суши; примеров симбиоза представителей различных царств живой природы.

Практические работы: 2. Сравнительная характеристика природных экосистем и агросистем своей местности. 3. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). 4. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях. 5. Решение экологических задач.

Основные понятия. Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество и его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляция, смена биоценозов и восстановление биоценозов.

Глава 7. Биосфера и человек

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование.

Глава 8. Бионика

Основные понятия. Воздействие человека на биосферу. Охрана природы; биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы. Заповедники, заказники, парки. Красная книга. Бионика.

Перечень контрольных работ:

Контрольное тестирование за первое полугодие

Итоговый тест

4. Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Кол-во лабораторных и практических работ

Кол-во контрольных работ

Введение

2

1

1. Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение

8

2

2. Макроэволюция. Биологические последствия приобретения приспособлений

3

3. Развитие жизни на Земле

5

1

4. Происхождение человека

4

1

5. Биосфера и её структура

2

6. Жизнь в сообществах. Основы экологии

5

1

7. Биосфера и человек. Ноосфера

2

8. Бионика

3

1

Итого :

34

4

1

Региональный компонент отражен в следующих темах:

 Происхождение человека

Биосфера и её структура

 Основы экологии

Проектно- исследовательская   работа:

проект по темам

Презентация "Красная книга. Животные моей области".

Презентация "Положение человека в системе животного мира".

Проект "Благоустройство пришкольной территории"

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата проведения урока

Тема урока

Что пройдено на уроке

Вид  и форма контроля

Основные виды учебной деятельности

Домашнее задание

1

3.09

Введение. Учение об эволюции

органического мира

Эволюция. Сущность эволюционных

преобразований.

Конспект

Характеризуют сущность эволюционных

преобразований

Записи в тетради.

2

10.09

История  представлений о развитии жизни на Земле. Входная диагностическая работа.

Креационизм. Античные и средневековые

представления. Научные и религиозные

представления об эволюции. Создание мира

творцом и неизменность живой природы. Значение работ К. Линнея. Система

органического мира. Идея о постоянстве видов.

Принцип иерархичности. Трансформизм. Ламаркизм. Естественное

происхождение живых организмов.

Изменяемость видов в зависимости от условий

среды. Представления о слитной

наследственности. Эволюционная единица – отдельный организм. Принцип градации –

развитие от простого к сложному. Первая теория

эволюции.

Сообщения и

презентации

Характеризуют представления древних

и средневековых естествоиспытателей о

живой природе. Оценивают представления об «изначальной целесообразности»

и неизменности живой природы. Запоминают принципы бинарной классификации К. Линнея. Знакомятся с основными положениями эволюционной теории Ж.-Б. Ламарка. Характеризуют

прогрессивные и ошибочные положения эволюционной теории Ж.-Б. Ламар-ка.

Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах).

§ 1.1

вопросы.

Раздел 1 Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение

3

17.09

Естественнонаучные предпосылки

теории Ч. Дарвина

Геологические предпосылки. Достижения в

области цитологии и эмбриологии.

Экспедиционный материал Ч. Дарвина.

Галапагосские острова.

Конспект

Определяют достижения науки и технологий в качестве предпосылок сменыкреационистских взглядов на живую инеживую природу, на эволюционныепредставления. Характеризуют научные

предпосылки, побудившие Ч. Дарвина к

поиску механизмов изменения в живой

природе. Анализируют экспедиционный материал Ч. Дарвина в качествепредпосылки разработки эволюционнойтеории.

Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах).

§ 1.2   вопросы.

4

24.09

Эволюционная теория Ч. Дарвина

Искусственный отбор. Формы искусственного

отбора: сознательный (методический) и

бессознательный. Значение учения об отборе для

формирования эволюционных взглядов. Размножение в геометрической прогрессии.

Относительное постоянство числа взрослых

особей каждого вида. Борьба за существование.

Естественный отбор. Индивидуальная

изменчивость (индивидуальные отличия).

Терминологический

диктант

Характеризуют учение Ч. Дарвина об

искусственном отборе, формы искусственного отбора и объясняют методы создания новых пород домашних животных и сортов культурных растений. Запоминают основные положения теории

Ч. Дарвина о естественном отборе. Ха-

рактеризуют формы борьбы за существование и механизм естественного отбора; дают определение естественного отбора.

Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах).

§ 1.3вопросы

5

1.10

Вид, критерии и структура. Л.Р.1 «Изучение морфологического критерия вида»

Критерии вида: морфологический,

физиологический, биохимический,

цитогенетический, экологический,

географический, этологический, исторический.

Структура вида. Популяция – элементарная

единица вида и элементарная единица эволюции.

Термины и понятия

Схема взаимосвязи

понятий особь,

популяция, вид

Дают определение и характеризуютКритерии вида: морфологический,физиологический, биохимический,цитогенетический, экологический,

географический, это-логический, исторический.Структура вида. Популяция – элементарнаяединица вида и элементарная единица эволюции. Составляют схемувзаимосвязи

понятий особь,

популяция, вид

§ 1.4 п.1  вопросы

6

8.10

Эволюционная роль мутаций.

Мутации. Мутагенез. Мутагены. Исследования

С.С.Четверикова. Значение для эволюции

мутагенеза. Мутационный процесс – источник

резерва наследственной изменчивости в

популяции.

Термины и понятия

ХарактеризуютМутации. Мутагенез. Мутагены. Исследо-вания

С.С.Четверикова. Значение для эволюции

мутагенеза. Мутационный процесс – источникрезерва наследственной изменчивости впопуляции.

§ 1.4 п.2 вопросы

7

15.10

Генетические процессы в

популяциях.

Популяция – элементарная эволюционирующая

структура. Популяционная генетика. Генофонд –

совокупность генотипов всех особей популяции.

Закон стабилизирующего скрещивания (закон

Пирсона). Закон Харди – Вайнберга. Причины

случайного изменения частоты генов в

популяциях: популяционные волны, изоляция,

миграции, природные

катастрофы,

близкородственное скрещивание.

Схема взаимосвязи

понятий и

процессов

Терминологический

Диктант

Характеризуютгенетические процессы в популяциях.Даютопределение  закону стабилизирующего скрещивания (законПирсона). Закон Харди – Вайнберга. Определяют причины

случайного изменения частоты генов в

популяциях: популяционные волны, изоляция,

миграции, природные

катастрофы,

близкородственное скрещивание. Составляют схемы.

§ 1.4 п.3 вопросы

8

22.10

Формы естественного отбора.

Естественный отбор – главный фактор

эволюции. Формы естественного отбора:

движущий, стабилизирующий, половой

Интеллект-карта

(схема)

Характеризуют формы естественного отбора .составляютИнтеллект-карты (схема)

§ 1.4 п.4 вопросы

9

5.11

Адаптации организмов к среде

обитания и их относительность. Л.Р. 2 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».

Адаптация. Виды адаптаций: физиологическая

адаптация; форма тела; маскировка; мимикрия;

покровительственная и предупреждающая

окраска; приспособительное поведение.

Адаптация как результат эволюции.

Относительный характер приспособлений

Схема «Виды

адаптаций»

Презентации

Характеризуют структурно-функциональную организацию животных, растений, грибов и микроорганизмов как

приспособление к условиям существования. Приводят примеры приспособлений: приспособительную форму тела;

покровительственную окраску и ее вари-

анты — скрывающую и предостерегающую. Дают оценку типичного поведения животных и заботе о потомстве как приспособлениям, обеспечивающим успех в борьбе за существование. Приводят примеры физиологических адаптаций. Объясняют относительный характер приспособлений и приводят примеры относительности адаптаций.

Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах).

§ 1.4 п.5  вопросы

10

12.11

Видообразование.

Способы видообразования: филетическое,

гибридогенное, дивергентное. Пути

видообразования: симпатрическое

(экологическое) и аллопатрическое

(географическое). Генетические механизмы

симпатрического видообразования:

полиплоидизация, гибридизация, хромосомные

перестройки. Роль изоляции в процессе

видообразования. Изоляция биологическая,

географическая. Микроэволюция.

Видообразование – результат микроэволюции.

Схема видообразование

Характеризуют способы видообразования: филетическое,

гибридогенное, дивергентное. Путивидообразования: симпатрическое(экологическое) и аллопатрическое

(географическое). Генетические механизмы

симпатрического видообразования:

полиплоидизация, гибридизация, хромосомныеперестройки. Роль изоляции в процессе

видообразования.

§ 1.4 п.6  вопросы

Раздел 2. Макроэволюция. Биологические последствия приобретения приспособлений

11

19.11

Макроэволюция. Направления эволюции.

Макроэволюция. Биологический прогресс.

Биологический регресс. Биологическая

стабилизация. Признаки биологическогопрогресса и регресса.

Терминологический

диктант

Характеризуют главные направления

биологической эволюции. Отражают

понимание биологического прогресса

как процветания той или иной система-

тической группы; биологического регресса — как угнетенного состояния таксона, приводящее его к вымиранию.

Составляют план параграфа. Выполня-

ют практические работы. Обсуждают де-

монстрации (работа в малых группах).

§ 2.1   вопросы

12

26.11

Пути достижения биологического

прогресса.

Арогенез. Ароморфоз. Биологическая роль

ароморфозов. Аллогенез. Идиоадаптация.

Катагенез. Дегенерация. Взаимосвязь главных

направлений и путей эволюции. Отличительные

особенности.

Примеры и

обоснования

Дают определение и характеризуют пути достижения биологического прогресса: ароморфоза, идиоадаптации и общей

дегенерации.

. За-

поминают основные правила эволюции,

оценивают результаты эволюции.

Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах).

§ 2.2  вопросы

13

3.12

Основные закономерности

эволюции.

Дивергенция. Конвергенция. Параллелизм.

Условия проявления Роль в видообразовании

Примеры и

обоснования

Терминологический

диктант

Дают определение и характеризуют дегенерации. Приводят примеры дивергенции, конвергенции и параллелизма,

объясняют причины возникновения

сходных по структуре и/или функциям

органов у представителей различных

систематических групп организмов. За-

поминают основные правила эволюции,

оценивают результаты эволюции.

Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах).

§ 2.3   вопросы

14

10.12

Контрольное тестирование за 1 полугодие

Раздел 3. Развитие жизни на Земле

15

17.12

Развитие жизни в архейской и

протерозойской эрах.

Криптозой (скрытая жизнь) – докембрий. Эры:

архейская, протерозойская. Главные

эволюционные события: возникновение

фотосинтеза, появление полового процесса и

многоклеточности. Разнообразие водорослей.

Эволюционное значение ароморфозов. Пути

эволюционных преобразований – переход к

сидячему, ползающему, плавающему образу

жизни. Появление многоклеточных животных:

губок, кишечнополостных, членистоногих.

Процесс почвообразования.

Таблица «Развитие

жизни на Земле»

Характеризуют развитие жизни на Земле в архейской и протерозойской эрах.

Отмечают первые следы жизни на Земле; появление предков всех современных типов беспозвоночных животных. Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах).

§ 3.1   вопросы

16

24.12

Развитие жизни в палеозое.

Палеозой. Климатические изменения. Активное

горообразование. Главные эволюционные

события:

- кембрия – формирование большинства типов

животных; появление скелетных форм;

- ордовика – разнообразие трилобитов;

- силура – появление позвоночных –

бесчелюстных, появление наземных сосудистых

растений, выход членистоногих на сушу;

- девона – появление земноводных, господство

рыб;

- карбона – господство амфибий, развитие

споровых растений, возникновение рептилий,

возникновение голосеменных;

- пермского периода – вымирание морских

организмов, распространение голосеменных.

Ароморфозы у животных и растений.

Эволюционные преимущества семенного

размножения.

Таблица «Развитие

жизни на Земле»

Презентации

Характеризуют развитие жизни на Земле в палеозойской эре. Отмечают появление сухопутных растений; возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах).

§ 3.2   вопросы

17

14.01

Развитие жизни в мезозое.

Мезозой. Климатические изменения. Главные

эволюционные события мезозоя:

- триас – вымирание папоротников, расцвет

голосеменных, происхождение птиц и первых

млекопитающих;

- юрский период – господство рептилий,

происхождение плацентарных млекопитающих;

- меловой период – вымирание рептилий,

появление покрытосеменных.

Таблица «Развитие

жизни на Земле»

Презентации

Характеризуют развитие жизни на Земле в мезозойской эре. Отмечают появление и распространение покрытосеменных растений; возникновение птиц и

млекопитающих.

Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах).

§ 3.3   вопросы

18

21.01

Развитие жизни в кайнозое.

Кайнозой. Главные эволюционные события

кайнозоя:

- палеоген – господство млекопитающих и птиц;

- неоген – появление человекообразных обезьян.

Таблица «Развитие

жизни на Земле»

Презентации

Характеризуют развитие жизни на Земле в кайнозойской эре: цветковых растений, насекомых; объясняют параллельную эволюцию. Описывают развитие

плацентарных млекопитающих, появление хищных, возникновение приматов.

Характеризуют геологические изменения кайнозоя; дрейф материков, оледенения. Обсуждают основные этапы эволюции растений и животных.

Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах).

§ 3.4   вопросы

Раздел 4. Происхождение человека

19

28.01

Положение человека в системе

животного мира. Л.Р. 3 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства».

Антропогенез. Рудименты. Атавизмы.

Систематическое положение человека согласно

критериям зоологической систематики. Человек

– биосоциальное существо.

Систематическое

положение человека

Характеризуют место человека в живой природе, его систематическое положение. Отмечают признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных.

Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах).

§ 4.1   вопросы

20

4.02

Эволюция приматов.

Происхождение человекообразных обезьян и

человека от дриопитека. Отличительные

признаки австралопитеков. Переход к

прямохождению. Образ жизни: собирательство,

использование палок, камней в качестве орудий.

Презентации и

сообщения

Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах).

Изучают материалы и выполняют задания

§ 4.2   вопросы

21

11.02

Стадии эволюции человека.

Древнейшие люди: человек умелый, человек

прямоходящий. Образ жизни: использование и

добыча огня, приготовление пищи, изготовление

орудий труда. Распространение: Африка

(человек умелый); Западная и Центральная

Европа, Индонезия, Восточная Азия (человек

прямоходящий). Древние люди. Два пути

развития неандертальцев. Особенности строения.

Образ жизни: развитие внутригрупповых связей,

изготовление одежды и жилищ, зачаточная речь.

Распространение: Африка, Азия, Европа.

Презентации и

сообщения

Описывают стадии эволюции человека:

древнейших, древних и первых современных людей. Рассматривают и запоминают популяционную структуру

вида Homosapiens — расы. Знакомятся с механизмом расообразования, отмечая единство происхождения

рас. Приводят аргументированнуюкритику антинаучной сущности расизма.

Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах).

§ 4.3   вопросы

22

18.02

Современный этап в эволюции

человека.

Социогенез. Кроманьонец. Особенности

строения: увеличение объема головного мозга.

Образ жизни: появление членораздельной речи,

зарождение культуры, строительство

постоянного жилища, шитье одежды. Роль труда

в происхождении человека. Распространение:

Африка, Азия, Европа, Америка.

Презентации и

сообщения

Характеризуют современный этап эволюции человека; взаимоотношение социального и биологического в его эволюции. Обосновывают единство человеческих рас. Дают аргументированную

критику расизма и «социального дарвинизма». Отмечают ведущую роль законов общественной жизни в социальном

прогрессе человечества.

Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах).

§ 4.4   вопросы

Раздел 5. Биосфера, ее структура и функции

23

25.02

Структура биосферы. Живые

организмы

Биомасса. Живое вещество. Функции живого

вещества в биосфере: концентрационная,

окислительно-восстановительная, газовая,

биохимическая. Круговорот веществ -

обязательное условие существования и

продолжения жизни на Земле.

Терминологический

диктант

Формулируют основные положения учения В. И. Вернадского о биосфере. Объясняют невозможность существования

жизни за границами биосферы. Характеризуют компоненты биосферы: косное

и биогенное вещество, живое вещество, биокосное вещество биосферы.

Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах).

§ 5.1   вопросы

24

3.03

Круговорот веществ в природе.

Распределение воды на планете: мировой океан,

грунтовые воды, снеговые шапки и ледники,

атмосфера, реки, болота, почвенная влага, озера.

Роль соединений углерода (углекислый газ,

карбонаты). Природные источники углекислого

газа: вулканическая деятельность, естественные

пожары, дыхание, разложение органических

остатков. Природные соединения серы –

сульфиды. Роль микроорганизмов в круговороте.

Перевод сульфидной формы в сульфатную.

Запасы азота в атмосфере. Атмосферная и

биологическая фиксация азота, синтез нитратов.

Роль микроорганизмов в круговороте азота.

Интеллект-карта

Определяют главную функцию биосферы как обеспечение биогенного круговорота веществ на планете. Характеризуют основные круговороты: воды, углерода, азота, фосфора и серы. Оценивают значение круговоротов веществ для существования жизни на Земле.

Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах).

§ 5.2   вопросы

Раздел 6. Жизнь в сообществах. Основы экологии

25

10.03

История формирования сообществ

живых организмов

Биомы. Причины различий животного и

растительного мира: геологическая история

материков, изоляция, различие климатических

условий в широтном направлении. Фактор,

определяющий тип биомы – климат.

Климатические условия.

Описывают геологическую историю материков, смену климата. Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах).

§ 6.1   вопросы

26

17.03

Основные биомы суши

Зоогеографические области: Палеоарктическая,

Неоарктическая, Индо-Малайская, Эфиопская,

Неотропическая, Австралийская.

Зоогеографическое деление суши

А. Уоллеса. Климатические условия.

Конспект

Характеризуют биомы различных биогеографических областей.

Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах).

Изучают материалы и выполняют задания

§ 6.2   вопросы

27

31.03

Взаимоотношения организма и

среды

Биоценоз. Биомасса. Биогеоценоз. Первичная

продукция. Экосистема. Морфологическая

структура. Характеристики биогеоценоза:

биомасса, биологическая продуктивность,

плотность популяций. Абиотические факторы среды. Гомойотермные

организмы. Пойкилотермные организмы.

Фотопериодизм. Воздействие температуры и

света на организмы. Адаптации растений и

животных к защите от перегрева и охлаждения.

Биохимические, морфологические,

физиологические и поведенческие адаптации.

Примеры и

обоснования

Определяют и анализируют понятия «экология», «среда обитания». Характеризуют абиотические факторы: влажность, освещенность, температурный режим и др. Объясняют интенсивность

действия и взаимоотношения абиотических факторов. Описывают биотические

факторы, на конкретных примерах демонстрируют их значение.

Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах).

§ 6.3  вопросы

28

7.04

Взаимоотношения организма и

среды

Пределы выносливости. Стенобионты.

Эврибионты. Типы изменений факторов среды:

регулярно-периодические, нерегулярные,

направленные. Биотический фактор. Видовое разнообразие.

Организация сообщества. Взаимосвязь

организмов. Пространственная структура.

Примеры и

обоснования

Определяют и анализируют понятия «экология», «среда обитания». Характеризуют абиотические факторы: влажность, освещенность, температурный режим и др. Объясняют интенсивность

действия и взаимоотношения абиотических факторов. Описывают биотические

факторы, на конкретных примерах демонстрируют их значение.

Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах).

§ 6.3  вопросы

29

14.04

Взаимоотношения между

Организмами. Л.Р. 4 «Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) для различных экосистем нашей местности»

Взаимоотношения между организмами.

Симбиоз. Формы взаимовыгодного

сожительства: кооперация мутуализм,

комменсализм. Обязательный или временный

характер симбиотических отношений.

Особенности и эволюционное значение

симбиоза. Мутуализм и переработка органики.

Проявление и биологическое значение.

Примеры и

обоснования

Запоминают формы взаимоотношений

между организмами: позитивные отношения — симбиоз: антибиотические отношения и нейтральные отношения —

нейтрализм. Оценивают роль факторов среды обитания в жизнедеятельности

животных и растений.

Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах).

§ 6.4 вопросы

Раздел 7. Биосфера и человек. Ноосфера

30

21.04

Воздействие человека на природу. Природные ресурсы и их

использование

Антропоценозы. Ноосфера. Влияние на

окружающую среду деятельности первобытного

человека в эпоху палеолита и неолита. Ноосфера

– высший тип управляющей целостности.

Взаимосвязь законов природы с законами

общества. Развитие учения о ноосфере В.И.

Вернадским.  Неисчерпаемые ресурсы: космические,

климатические, водные. Исчерпаемые ресурсы:

возобновляемые и невозобновляемые. Значение

природных ресурсов для деятельности человека.

Экологическое сознание.

Примеры и

обоснования

Анализируют антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе) на разных этапах развития человеческого общества.

Характеризуют минеральные, энергетические и пищевые ресурсы. Описывают

неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы, подчеркивая относительность неисчерпаемости ресурсов. Характеризуют

процессы их возникновения и условия среды, приводящие к их формированию.

Составляют план параграфа. Выполняют практические работы.

§ 7.1- 7.2  вопросы

31

28.04

Последствия деятельности человека. Охрана природы и перспективы

рационального природопользования

 Причины источники загрязнения. Природопользование. Пути решения

экологических проблем. Стратегии развития с/х,

промышленности и энергетики и борьба с

загрязнениями; сохранение природных

сообществ. Обязательный характер мероприятий

по охране природы. Принципы рационального

природопользования.

Характеризуют последствия хозяйственной деятельности человека.

Раскрывают проблемы рационального

природопользования, охраны природы:

защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения

планеты.

Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах).

§ 7.3  вопросы

Раздел 8. Бионика

32

5.05

Бионика.

 Бионика. Биомеханика. Использование

человеком в промышленности и строительстве

особенностей строения живых организмов.

Эхолокация. Электролокация.

Презентации

Описывают примеры использования человеком принципов организации биологических систем.

Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах)

§ 8 вопросы

33

12.05

Итоговое контрольное тестирование

тест

34

19.05

Обобщение материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 10 класса 6 часов в неделю

Календарно-тематическое планирование для 10 класса по физике 6 часов в неделю...

Рабочая программа для 5 класса (5 часов в неделю) английский язык.

Рабочая программа для 5 класса ( углубленное изучение английского языка - 5 часов в неделю) к УМК "Английский в фокусе 5"....

Рабочая программа -физика- 10 класс- 5 часов в неделю

Рабочая программа написана для профильного класса (5ч) по учебнику  Мякишев Г.Я. , Буховцев Б.Б.  Сотский Н.Н  ,Физика -10кл с приложением на электронном носителе,  М: Просвещение ...

Рабочая программа для 10 класса ,2 часа в неделю (по Мякишеву)

Данное планирование создано для 10 классов,изучаемых физику 2 часа в неделю по учебнику Мякишева...

Рабочая программа литература 11 класс 3 часа в неделю к учебнику Курдюмовой Т.Ф.

Рабочая программа литература 11 класс 3 часа в неделю к учебнику Курдюмовой Т.Ф....

Рабочая программа для 6 класса 1 час в неделю

Рабочая программа для 6 класса 1 час в неделю...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...