Рабочая программа по биологии 10 класс (1 час в неделю).
рабочая программа по биологии (10 класс)
Рабочая программа разработана для учащихся 10 класса на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования с учётом:
• Примерной основной образовательной программы основного общего образования одобреной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).
• Авторской программы по биологии В.В. Пасечника «Биология .Предметная линия учебников « Линия жизни». 5-11 классы» (В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, Г.Г. Швецов, З.Г. Гапонюк
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp10_biologiya.docx | 54.75 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Введение
Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования с учётом следующих документов:
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
• Примерной основной образовательной программы основного общего образования одобреной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).
• Авторской программы по биологии В.В. Пасечника «Биология .Предметная линия учебников « Линия жизни». 5-11 классы» (В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, Г.Г. Швецов, З.Г. Гапонюк
• Основной образовательной программы УККК-интерната (филиал) ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)» в г. Морозовске Ростовской области.
• Учебного плана основного общего образования на 2019-2020 учебный год.
• Учебно-календарного графика УККК-интерната (филиал) ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)» в г. Морозовске Ростовской области на 2019-2020 учебный год.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Биология: Общая биология. Углубленный уровень. 10 кл./ В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 349,(3) с.:ил.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение предмета биологии в 10 классе в объёме 35 ч из расчета 1 час в неделю.
Согласно календарному учебному графику Университетского казачьего кадетского корпуса-интерната (филиала) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г.Разумовского (Первый казачий университет)» в г. Морозовске Ростовской области и в связи с праздничными днями данный курс реализуется в объеме 32 часа из расчета 1 часа в неделю. За счет уроков уплотнения программа выполнена полностью.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
реализации этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;
• признания высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;
• сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей
профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической
безопасности.
Метапредметными результатами освоения выпускниками старшей школы программы по биологии являются:
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать
гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
• умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих
• умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения,
аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
характеризовать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
• характеризовать роль биологии в формировании научного мировоззрения;
• оценивать вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира;
• выделять основные свойства живой природы и биологических систем;
• иметь представление об уровневой организации живой природы;
• приводить доказательства уровневой организации живой природы;
• представлять основные методы и этапы научного исследования;
• анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных источников.
характеризовать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
• характеризовать роль биологии в формировании научного мировоззрения;
• характеризовать содержание клеточной теории и понимать ее роль в формировании современной естественно-научной картины мира;
• знать историю изучения клетки;
• иметь представление о клетке как целостной биологической системе; структурной, функциональной и генетической единице живого;
• приводить доказательства (аргументацию) единства живой и неживой природы, родства живых организмов;
• сравнивать биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, эукариотические и прокариотические клетки,
клетки растений, животных и грибов) и формулировать выводы на основе сравнения;
• представлять сущность и значение процесса реализации наследственной информации в клетке;
• проводить биологические исследования: ставить опыты, наблюдать и описывать клетки, сравнивать клетки, выделять существенные
признаки строения клетки и ее органоидов;
• пользоваться современной цитологической терминологией;
• иметь представления о вирусах и их роли в жизни других организмов;
• обосновывать и соблюдать меры профилактики вирусных заболеваний (в том числе ВИЧ-инфекции);
• находить биологическую информацию в разных источниках, аргументировать свою точку зрения;
• анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных источников.
3. Содержание учебного предмета.
Введение в общую биологию.Уровни организации живой материи.
Введение. Уровни организации живой материи. Критерии живых систем.
Возникновение жизни на земле. История представлений о возникновении жизни на Земле. Современное представление о возникновении жизни на Земле. Коацерватная теория А.И. Опарина. Химическая и биологическая эволюция на Земле.
Клетка –биологическая система
Химический состав клетки. Неорганические вещества. Органические вещества. Белки. Углеводы и жиры. Нуклеиновые кислоты. Процессы, проходящие в клетке. Анаболизм. Катаболизм. Фотосинтез. Автотрофный тип обмена веществ.Прокариотическая клетка.
Эукариотическаяклетка.Особенности строения растительной клетки.Лр. №1 Строение растительной и животной клетки под микроскопом. Митоз.Клеточная теория строения организмов. Неклеточные формы жизни. ВИЧ. СПИД. Обобщающий урок по теме «Цитология»
Размножение и развитие организмов
Бесполое и половое организмов размножение. Мейоз. Эмбриональный период развития. Постэмбриональное развитие. Развитие организмов и окружающая среда.
Основы генетики и селекции
Основные понятия генетики. Гибридологический метод Г.Менделя. Биография учёного. 1 закон Г.Менделя. Решение задач на 1 закон Г.Менделя. 2 закон Г.Менделя.3 закон Г.Менделя. Закон частоты гамет. Генетика пола. Наследование групп крови. Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система. Взаимодействие генов. Мутационная изменчивость.Модификационная изменчивость. Лабораторная работа №2 Построение вариационной кривой, модификационная изменчивость.
Основы генетики и селекции.
Селекции растений, животных и микроорганизмов. Биотехнология.
Перечень контрольных работ:
Контрольное тестирование за первое полугодие
Итоговый тест
4. Тематическое планирование
Тема | Кол-во часов | Кол-во лабораторных и практических работ | Кол-во контрольных работ |
1. Введение | 2 | 1 | |
2. Возникновение жизни на Земле | 3 | ||
3. Клетка как биологическая система | 15 | 1 | 1 |
4. Размножение организмов | 5 | 1 | |
5. Основы генетики | 6 | 1 | 1 |
6. Селекция | 1 | ||
Всего | 32 | 3 | 3 |
Региональный компонент отражен в следующих темах:
Размножение организмов |
Основы генетики |
Селекция |
Проектно- исследовательская работа:
проект по темам
Как научиться жить в согласии с природой? (биоритмы человека).
Кофе - вред или польза?
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата проведения урока | Тема урока | Что пройдено на уроке | Вид и форма контроля | Основные виды учебной деятельности | Домашнее задание | |||||
Тема №1 Введение | |||||||||||
1 | 2.09 | Биология - наука о жизни. Уровни организации живой материи. | Место курса «Общая биология» в системе естественно-научных дисциплин,а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли. Место курса «Общая биология» в системе естественно-научных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли. Биология как наука; предмет и методы изучения в биологии. Общая биология — дисциплина, изучающая основные закономерности возникновения, развития и поддержания жизни на Земле; общая биология как один из источников формирования диалектико- материалистического мировоззрения. Общебиологические закономерности — основа рационального природопользования; сохранения окружающей среды; интенсификации сельскохозяйственного производства и сохранения здоровья человека. | Опрос. Карточки. | Характеризуют общую биологию какучебный предмет об основных законах жизни на всех уровнях ее организации. Выявляют в изученных ранее биологических дисциплинах общие черты организации растений, животных, грибов и микроорганизмов. Объясняют единство всего живого и взаимозависимость всех частей биосферы Земли. Характеризуют уровни организации живой материи, выделяя системные уровни; описывают особенности процессов жизнедеятельности, характерные для каждого уровня. Составляют план параграфа. | § 1.1 вопросы | |||||
2 | 9.09 | Критерии живых систем. Входная диагностическая работа. | Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточноестроениеорганизмов, населяющих Землю. Обмен веществ (метаболизм) и саморегуляцияв биологических системах;Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи, ихпроявления на различных уровнях организации живого. | Фронтальный опрос. | Характеризуют отличия химического состава объектов живой и неживой природы; общий принцип клеточной организации живых организмов. Сравнивают обменные процессы в неживой и живой природе; вскрывают смысл реакцийметаболизма. Объясняют механизмы саморегуляции биологических систем различного иерархического уровня. Анализируют процессы самовоспроизведения,роста и развития организмов. | § 1.2 вопросы | |||||
Тема №2 Возникновение жизни на земле | |||||||||||
3 | 16.09 | История представлений о возникновении жизни на Земле | Мифологические представления. Представления Аристотеля, Эмпедокла и других античных ученых. Первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни. Опыты Ф. Реди, взгляды У. Гарвея, Д. Нидгема; эксперименты Л. Пастера. Теории вечностижизни Г. Рихтера и других ученых (Г. Гельмгольц, Г. Томсон, С. Аррениус, П. Лазарев). Материалистические представления о возникновении жизни на Земле. Предпосылки возникновения жизни на Земле: космические и плане- тарные предпосылки; химические пред- посылки эволюции материи в направлении возникновения органических молекул: первичная атмосфера и эволюция химических элементов, неорганических и органических молекул на ранних эта- пах развития Земли. | Опрос. Карточки. | Описывают античные и средневековые представления о возникновении и сущности жизни. Характеризуют первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни; опыты Ф. Реди, взгляды У. Гарвея, эксперименты Л. Пастера; теории вечности жизни. Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах). Изучают материалы и выполняют задания в рабочей тетради и на мультимедийном CD-приложении к учебнику | § 2.1 вопросы | |||||
4 | 23.09 | Современное представления о возникновении жизни на Земле Коацерватная теория А.И.Опарина | Современные представления о возникновении жизни; взгляды Э. Пфлюгера, Дж. Эллена. Эволюция химических элементов в космическом пространстве. Образование планетных систем. Первичная атмосфера Земли и химические предпосылки возникновения жизни. Источники энергии и возраст Земли. Условия среды на древней Земле; теория А. И. Опарина, опыты С. Миллера. Химическая эволюция. Небиологический синтез органических соединений. | Фронтальный опрос. | Характеризуют химический, предбиологический (теория академикаА.И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи. Описывают эволюцию протобионтов,возникновение генетического кода. Оценивают значение работ С. Фокса иДж. Бернала. Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах). Изучают материалы и выполняют задания в рабочей тетради и на мультимедийном CD-приложении к учебнику | § 2.2 вопросы | |||||
5 | 30.09 | Химическая и биологическая эволюция на Земле | Начальные этапы биологической эволюции. Прокариотические клетки. Теория симбиогенетического происхождения эукариотической клетки и ее доказательства; возникновение фотосинтеза, эукариот, полового процесса и многоклеточности. Теории происхождения многоклеточных организмов (Э. Геккель, И. И. Мечников, А. В. Иванов). | Опрос. Карточки. | Характеризуют начальные этапы биологической эволюции. Определяют филогенетические связи в живой природе исравнивают их с естественной классификацией живых организмов. Описываютгипотезусимбиогенеза в происхождении эукариот. Сравнивают гипотезы возникновения многоклеточных.Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах). | § 2.3-2.5 вопросы | |||||
Тема №3 «Клетка - как биологическая система» | |||||||||||
6 | 7.10 | Химический состав клетки. Неорганические вещества | Элементный состав живого вещества Биосферы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества: вода, ее химические свойства и биологическая роль: растворитель гидрофильных молекул, среда протекания биохимических превращений; роль воды в компартментализации и межмолекулярных взаимодействиях, теплорегуляция и др. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. Буферные системы клетки и организма. | Опрос. Карточки. | Характеризуют химические элементы, образующие живое вещество; различают макро- и микроэлементы. Описываютнеорганические молекулы живого вещества, их химические свойства и биологическую роль. Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах). | § 3.1 вопросы | |||||
7 | 14.10 | Органические вещества. Белки. | Органические молекулы. Биологические полимеры — белки. Структурная организация молекул белка: первичная, варианты вторичной, третичная и четвертичная; химические связи, их удерживающие; фолдинг. Свойства бел- ков: водорастворимость, термолабильность, поверхностный заряд и другие; денатурация (обратимая и необратимая), ренатурация — биологический смысл и практическое значение. Функции белковых молекул. Биологические катализаторы — белки, их классификация, свойства и роль в обеспечении процессов жизнедеятельности. Регуляторная и информационно-коммуникативная роль белков; транспортные идвигательные белки; антитела. Углеводы в жизни растений, животных, грибов и микроорганизмов. Структурно- функциональные особенности организации моно- и дисахаридов. Строение и биологическая роль биополимеров — полисахаридов. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. Особенности строения жиров и липоидов, лежащие в основе их функциональной активности на уровне клетки и целостного организма. Нуклеиновые кислоты. ДНК — молекулы наследственности; история изучения. | Фронтальный опрос. | Характеризуют органические молекулы: биологические полимеры — белки; структурную организацию и функции; углеводы, их строение и биологическую роль; жиры как основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. Характеризуют, описывают и зарисовывают ДНК как молекулынаследственности. Запоминают процесс редупликации ДНК и его значение.Различают структуру и функции РНК. Описывают процесс передачи наследственной информации из ядра в цитоплазму — транскрипцию. Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах). | §3.2.1. вопросы | |||||
8 | 21.10 | Углеводы и жиры | Опрос. Карточки. | §3.2.2. – 3.2.3. вопросы | |||||||
9 | 11.11 | Нуклеиновые кислоты | Фронтальный опрос. | §3.2.4. вопросы | |||||||
10 | 18.11 | Процессы, проходящие в клетке. Анаболизм | Совокупность реакций биологическогосинтеза — пластический обмен, или анаболизм. Регуляция активности генов прокариот; оперон: опероны индуцибельныеирепрессибельные. Регуляция активнос ти генов эукариот. Структурная часть гена. Регуляторная часть гена: промоторы, энхансеры и инсуляторы. Передача наследственной информации из ядра в цито- плазму; транскрипция, транскрипционные факторы. Структура ДНК-связываю- щих белков. Процессинг РНК; сплайсинг,альтернативныйсплайсинг, биологический смысл и значение. Механизм обеспечения синтеза белка; трансляция; ее сущность и механизм, стабильность иРНКиконтроль экспрессии генов. | Опрос. Карточки. | Описывают структуру генома прокариот; характеризуют работу индуцибельного и репрессибельного оперона. Разбирают строение генов эукариот, выделя- ют структурную и регуляторные части гена. Сравнивают процесс транскрипции генов у про- и эукариот. Характеризуют процессинг и выделяют его биологическое значение. Выявляют механизмы регуляции экспрессии генов. Характеризуют процесс трансляции. Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах). | § 4.1. вопросы | |||||
11 | 25.11 | Катаболизм | Энергетический обмен; структура ифункции АТФ. Этапы энергетического обмена. Автотрофный и гетеротрофныйтипы обмена. Анаэробное и аэробное расщепление органических молекул.Подготовительный этап, роль лизосом; неполное (бескислородное) расщепление. Полное кислородное окисление; локализация процессов в митохондриях.Сопряжение расщепления глюкозы вклетке с распадом и синтезом АТФ. Компартментализация процессов метаболизма и локализация специфических фер- ментов в мембранах определенных кле- точных структур. Понятие о гомеостазе; принципы нервной и эндокринной регу- ляции процессов превращения веществ и энергии в клетке. | Фронтальный опрос. | Приводят примеры энергетического об- мена. Описывают процессы синтеза АТФ. Выписывают реакции бескислородного и аэробного расщепления глюкозы. Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах). | §4.2. вопросы | |||||
12 | 2.12 | Фотосинтез. | Фотосинтез; световая фаза и особенности организации тилакоидов гран, энергетическая ценность. | Опрос. Карточки. | Характеризуют и объясняют события фотосинтеза: реакции световой и темно- вой фазы. Характеризуют и приводят примеры хемосинтеза. Характеризуют роль фотосинтеза и хемосинтеза в эволюции. Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах). | §4.3. вопросы | |||||
13 | 9.12 | Контрольное тестирование за 1 полугодие | |||||||||
14 | 16.12 | Автотрофный тип обмена веществ | Темновая фаза фотосинтеза, процессы, в ней протекающие, использование энергии. Типы фотосинтеза и источники водорода для образования органических молекул; реакции световой и темновой фазы фото- синтеза. Хемосинтез. | тест | |||||||
15 | 23.12 | Прокариотическая клетка | Предмет и задачи цитологии. Методыизучения клетки: световая и электронная микроскопия; биохимические и иммунологические методы. Два типа клеточной организации: прокариотические и эукариотические клетки. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; локализация ферментных систем и организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий; особенности ре- ализации наследственной информации. Особенности жизнедеятельности бактерий: автотрофные и гетеротрофные бактерии; аэробные и анаэробные микроорганизмы. | Фронтальный опрос. | Характеризуют форму и размеры прокариотических клеток; строение цитоплазмы, организацию метаболизма, функции генетического аппарата бактерий. Описывают процесс спорообразования, его значение для выживания бактерий при ухудшении условий существования; размножение прокариот. Оценивают место и роль прокариот в биоценозах. Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах). | §5.1 вопросы | |||||
16 | 13.01 | Эукариотическая клетка | Цитоплазма эукариотической клетки. Мембранный принцип организации клеток; строение биологической мембраны, морфологические и функциональныеособенности мембран различных клеточных структур. Органеллы цитоплазмы,их структура и функции. Наружнаяцитоплазматическая мембрана, эндо- плазматическая сеть, аппарат Гольджи,лизосомы; механизм внутриклеточного пищеварения. Митохондрии — энергетические станции клетки; механизмы клеточного дыхания. Рибосомы и ихучастие в процессах трансляции. Клеочный центр. Органоиды движения: жгутики и реснички. Цитоскелет. Специальные органоиды цитоплазмы: сократительные вакуоли и др. Взаимодействие органоидов в обеспечении процессов метаболизма. Клеточное ядро — центр управленияжизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка,хроматин (гетерохроматин и эухроматин), ядрышко. Кариоплазма; химический состав и значение для жизнедеятельности ядра. Дифференциальная активность генов; эухромтин. Хромосомы. Структура хромосом в различные периоды жизненного цикла клетки; кариотип, понятие о гомологичных хромосомах. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. | Фронтальный опрос. | Характеризуют цитоплазму эукариотической клетки: органеллы цитоплазмы, их структуру и функции. Характеризуют транспорт веществ в клетку и из нее: фагоцитоз и пиноцитоз. Объясняют события, связанные с внутриклеточнымпищеварением, подчеркивая его значение для организма. Отмечают значение цитоскелета. Характеризуют включения, значение и их роль в метаболизмеклеток. Характеризуют клеточноеядрокак центр управления жизнедеятельно- стью клетки; структуры ядра (ядерная оболочка, хроматин, ядрышко).Выполняют практические работы. Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах). | §5.2. вопросы | |||||
17 | 20.01 | Особенности строения растительной клеткиЛр. №1 Строение растительной и животной клетки под микроскопом | Изучениестроения растительной и животной клетки под микроскопом. | Опрос. Карточки. | Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках. | §5.4. вопросы | |||||
18 | 27.01 | Митоз | Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клетокмногоклеточного организма. Жизненный цикл клеток. Ткани организма с разной скоростью клеточного обновления: обновляющиеся, растущие и стабильные. Размножение клеток. Митотический цикл: интерфаза — периодподготовки клетки к делению, редупликация ДНК; митоз, фазы митотическогоделения и преобразования хромосом в них. Механизм образования веретена деления и расхождения дочерних хромосом в анафазе. Биологический смыслмитоза. Биологическое значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Регуляция жизненного цикла клетки многоклеточного организма. Факторы роста. Запрограммированная клеточная гибель — апоптоз; регуляция апоптоза. Понятие о регенерации. Нарушения интенсивности клеточного размножения и заболевания человека и животных: трофические язвы, доброкачественные и злокачественные опухоли | Фронтальный опрос. | Определяют роль клетки в многоклеточном организме. Разъясняют понятие одифференцировке клеток многоклеточного организма. Описывают митотический цикл: интерфазу, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Описывают механизмы регуляцииклеточного деления и апоптоза. Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах). | §5.3. вопросы | |||||
19 | 3.02 | Клеточная теория строения организмов | Клеточная теория строения организмов. История развития клеточной теории; работы М.Шлейдена, Т.Шванна, Р. Броуна, Р. Вирхова и других ученых. Основные положения клеточной теории; сов- ременное состояние клеточной теории строения организмов. Значение клеточной теории для развития биологии. | Опрос. Карточки. | Характеризуют основные положения клеточной теории; современное состояние клеточной теории строения организмов. Определяют значение клеточнойтеории для развития биологии. Делают сообщения о жизни и деятельности ученых, внесших значительный вклад в развитие клеточной теории. Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах). | §5.5. вопросы | |||||
20 | 10.02 | Неклеточные формы жизни. ВИЧ. СПИД | Вирусы — внутриклеточные паразитына генетическом уровне. Открытие виру- сов, механизм взаимодействия вируса иклетки, инфекционный процесс. Вертикальный и горизонтальный тип передачи вирусов. Заболевания животных ирастений, вызываемые вирусами. Вирусные заболевания, встречающиеся учеловека; грипп, гепатит, СПИД. Бактериофаги. Происхождение вирусов. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. | Фронтальный опрос. | Характеризуют вирусы и бактериофаги как внутриклеточных паразитов на генетическом уровне. Обсуждают гипотезы о происхождении вирусов; открытие виру- сов, механизм взаимодействия вируса и клетки, инфекционный процесс. Характеризуют механизмы вертикальной и горизонтальной передачи вирусов; заболевания животных и растений, вызываемые вирусами. Отмечают вирусные заболевания, встречающиеся у человека; грипп, гепатит, СПИД; предлагают меры и способы профилактики вирусных инфекций. Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах). | §5.6. вопросы | |||||
Тема №4. «Размножение организмов» | |||||||||||
21 | 17.02 | Бесполое и половое организмов размножение. Л.Р. 2 «Вегетативное размножение растений». | Формы бесполого размножения: митотическое деление клеток одноклеточных; спорообразование, почкование у одноклеточных и многоклеточных организмов; вегетативное размножение. | Опрос. Карточки. | Характеризуют сущность и формы бес- полого размножения организмов; размножение растений и животных. Выделяют биологическое значение бесполого размножения. | §6.1 вопросы | |||||
22 | 2.03 | Мейоз | Половое размножение растений и животных; биологический смысл. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение и рост. Период созревания (мейоз); профаза-1 и процессы, в ней происходящие: конъюгация, кроссинговер. Механизм, генетические последствия и биологический смысл кроссинговера. Биологическое значение и биологический смысл мейоза. Период формирования половых клеток; сущность и особенности течения. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Осеменение и оплодотворение. Моно- и полиспермия; биологическое значение. Наружное и внутреннее оплодотворение. Партеногенез. Эволюционное значение полового размножения. | Фронтальный опрос. | Характеризуют половое размножение растений и животных. Определяют гаметогенез, его периоды: размножение ирост, созревание (мейоз). Рассматривают и комментируют конъюгацию и кроссинговер. Описывают механизм, генетические последствия и биологическийсмысл кроссинговера; биологическое значение и биологический смысл мейоза. Характеризуют период формирования при сперматогенезе. Проводят сравнение сперматогенеза и овогенеза. Описывают осеменение и оплодотворение, партеногенез. Определяют эволюционное значение полового размножения. Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах). | §6.2. вопросы | |||||
23 | 16.03 | Эмбриональный период развития | Типы яйцеклеток; полярность, распре- деление желтка и генетических детерминант. Оболочки яйца; активация оплодотворенных яйцеклеток к развитию.Основные закономерности дробления; бластомеров; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша — гаст рулы. Зародышевые листки и ихдальнейшая дифференцировка; гомология зародышевых листков. Первичный органогенез (нейруляция) и дальнейшаядифференцировка тканей, органов и систем. Регуляция эмбрионального развития; детерминация и эмбриональная индукция. Генетический контроль развития. | Опрос. Карточки. | Характеризуют периодизацию индивидуального развития. Определяют эмбриональный период развития и описывают основные закономерности дробления — образование однослойного зародыша — бластулы; гаструляцию и органогенез. Запоминают этапы дальнейшей дифференцировки тканей, органов и систем. Характеризуют регуляцию эмбрионального развития; детерминацию и эмбриональную индукцию, генетический контроль. Демонстрируют роль нервной и эндокринной систем в обеспеченииэмбрионального развития организмов. Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах). | §7.2. вопросы | |||||
24 | 30.03 | Постэмбриональное развитие. Развитие организмов и окружающая среда | Закономерности постэмбрионального периода развития. Прямое развитие; дорепродуктивный, репродуктивный и пост- репродуктивный периоды. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Стадии постэмбрионального развития при непрямом развитии (личинка, куколка, имаго). Старение и смерть; биология продолжительности жизни. Роль факторов окружающей среды вэмбриональном и постэмбриональном развитии организма. Критические периоды развития. Влияние изменений гомеостаза организма матери и плода в результате воздействия токсическихвеществ (табачного дыма, алкоголя, нар- котиков и т. д.) на ход эбриональногоипостэмбрионального периодов развития (врожденные уродства). | Фронтальный опрос. Карточки. | Характеризуют постэмбриональный период развития; формы постэмбрионального периода развития. Характеризуютпрямое развитие и его периоды (дорепродуктивный, репродуктивный и пост- репродуктивный); старение. Разъясняют сущность непрямого развития; полного и неполного метаморфоза. Демонстрируют понимание биологическогосмысла развития с метаморфозом. Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах). Характеризуют роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма. Определяют критические периоды раз- вития. Характеризуют влияние изменений гомеостаза организма матери и плода в результате воздействия токсических веществ; обосновывают вредное воздействие табачного дыма, алкоголя, наркотиков и т. д. на ход эмбрионального и постэмбрионального развития. Определяют причины возникновения врожденных уродств. | §7.3. – 7.4 вопросы §7.5. вопросы | |||||
Тема №5 «Основы генетики» | |||||||||||
25 | 6.04 | Основные понятия генетики Гибридологический метод Г.Менделя | Представления древних о родстве и характере передачи признаков из поколения в поколение. Взгляды средневековых ученых на процессы наследования признаков. История развития генетики. Основные понятия генетики. Признаки и свойства; гены, аллельные гены. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Генотип и фенотип организма; генофонд.Методы изучения наследственности и изменчивости. Чистая линия: порода, сорт. Принципы и характеристика гибридологического метода Г. Менделя. | Опрос. Карточки. | Описывают представления древних ученых о родстве и характере передачи при- знаков из поколения в поколение. Характеризуют взгляды средневековых ученых на процессы наследования при- знаков. Демонстрируют знания истории развития генетики. Приводят основные понятия генетики: наследственность и изменчивость; признаки и свойства; гены, аллельные гены; гомозиготные и гетерозиготные организмы.Характеризуют гибридологический метод изучения характера наследования признаков | §9.1 – 9.2 вопросы | |||||
26 | 13.04 | П.Р. 1 Решение задач на 1 и 2 закон Г.Менделя | Закономерности наследования признаков, выявленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Полное и неполное доминирование; множественный аллелизм. Второй закон Мен- деля — закон расщепления. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание; третий закон Менделя — закон независимого комбинирования. Характер наследования признаков у человека. Генные и хромосомные аномалии человека и вызываемые ими заболевания. Меры профилактики наследственных заболеваний человека. Генетическое определение пола; гомогаметный и гетерогаметный пол. Генетическая структура половых хромосом. | Фронтальный опрос. Опрос. Карточки. Фронтальный опрос. Карточки. | Формулируют законы Менделя. Запоминают цитологические обоснования законов Менделя. Демонстрируют способность выписывать генотипы организмов и гамет. Составляют схемы скрещивания, решают генетические задачи. Строят родословные. Объясняют механизмы хромосомного определения пола.Анализируют генотип как систему взаимодействующих генов организма; определяют формы взаимодействия аллельных и неаллельных генов. Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах). | § 9.2 вопросы | |||||
27 | 20.04 | Решение задач на 3 закон Г.Менделя Хромосомная теория наследственности. Генетика пола | |||||||||
§ 9.3 вопросы | |||||||||||
28 | 27.04 | Генотип как целостная система. Взаимодействие генов | Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистазиполимерия) генов в определении призна- ков. Плейотропия. Экспрессивность и пенетрантность гена. | Фронтальный опрос. | определяют формы взаимодействия аллельных и неаллельных генов. Составляют план параграфа. Выполняют практические работы. Обсуждают демонстрации (работа в малых группах). | § 9.5. вопросы | |||||
29 | 4.05 | Наследственная и фенотипическая изменчивость. | Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Свойства мутаций; соматические и гене- ративные мутации. Нейтральные мута- ции. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций; мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций; значение мутаций. | Опрос. Карточки. | Характеризуют основные формы изменчивости; генотипическую изменчивость: мутации, их классификацию, значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии, комбинативную изменчивость. Обосновывают эволюционное значение мутационной и комбинативной изменчивости. | § 10.1. – 10.2 вопросы | |||||
30 | 11.05 | Итоговый тест | Работа с тестами | ||||||||
Тема № 6 «Основы селекции» | Фронтальный опрос. | ||||||||||
31-32 | 18.05-25.05 | Селекции растений, животных и микроорганизмов Биотехнология | Создание пород животных и сортов растений. Разнообразие и продуктивность культурных растений. Центры происхождения и многообразия культурных растений. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. | Опрос. Карточки. | Перечисляют центры происхождения и многообразия культурных растений, запоминают культуры, в них сформировавшиеся. Дают определения понятий«сорт», «порода», «штамм». Характеризуют методы селекции растений и животных. Составляют план параграфа. | § 11.1. – 11.4. вопросы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 10 класса 6 часов в неделю
Календарно-тематическое планирование для 10 класса по физике 6 часов в неделю...
Рабочая программа для 5 класса (5 часов в неделю) английский язык.
Рабочая программа для 5 класса ( углубленное изучение английского языка - 5 часов в неделю) к УМК "Английский в фокусе 5"....
Рабочая программа -физика- 10 класс- 5 часов в неделю
Рабочая программа написана для профильного класса (5ч) по учебнику Мякишев Г.Я. , Буховцев Б.Б. Сотский Н.Н ,Физика -10кл с приложением на электронном носителе, М: Просвещение ...
Рабочая программа для 10 класса ,2 часа в неделю (по Мякишеву)
Данное планирование создано для 10 классов,изучаемых физику 2 часа в неделю по учебнику Мякишева...
Рабочая программа литература 11 класс 3 часа в неделю к учебнику Курдюмовой Т.Ф.
Рабочая программа литература 11 класс 3 часа в неделю к учебнику Курдюмовой Т.Ф....
Рабочая программа для 6 класса 1 час в неделю
Рабочая программа для 6 класса 1 час в неделю...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...