Урок Сцепленное наследование генов 9 класс
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА: СЦЕПЛЕННОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ ГЕНОВ (открытый урок)
Тип урока: комбинированный
Цель: сформировать знания о сцепленном наследовании генов, группах сцепления и генетическом картировании; познакомить учащихся с причинами сцепленного наследования генов и механизмом его нарушения; продолжать развивать навык решения генетических задач
Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация по теме урока, индивидуальные дифференцированные карточки.
Ключевые слова: мейоз, гомологичные хромосомы, негомологичные хромосомы, кроссинговер, группа сцепления, сцепленное наследование, сцепление генов.
ПЛАН УРОКА
- Организационный момент
- Актуализация знаний – дифференцированные разноуровневые задания
- Изучение нового материала
- Первичное закрепление знаний
- Решение задач
- Подведение итогов, рефлексия
- Домашнее задание
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Здравствуйте ребята, присаживайтесь! Подготовьте все необходимое к уроку – учебник, тетрадь, ручку, карандаш.
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
На предыдущих уроках мы с вами изучили основополагающие законы генетики – это три закона Г. Менделя и познакомились с цитологическими основами их действия. Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, давайте вспомним всё, что мы изучили по данной теме.
- Индивидуальные дифференцированные задания по карточкам
Найдите верные и неверные утверждения (да – 1, нет – 0)
| Найдите верные и неверные утверждения (да – 1, нет – 0)
|
Сформулируйте первый закон Г. Менделя и дайте научное подтверждение (решите задачу) | Сформулируйте второй закон Г. Менделя и дайте научное подтверждение (решите задачу) |
Сформулируйте третий закон Г. Менделя и дайте научное подтверждение (решите задачу) | Какова роль анализирующего скрещивания? Докажите на примере задачи по анализирующему скрещиванию |
- Работа у информационной доски (решение кроссворда) (приложение)
- Фронтальный опрос
- Назовите три закона Г. Менделя (дайте им названия)?
I закон – закон единообразия, II закон – закон расщепления, III закон – закон независимого наследования.
- Что явилось объектом исследования Г. Менделя?
душистый горох
- Почему объектом стало именно это растение?
Самоопыляющееся, быстро растущее, много сортов, возможно искусственное скрещивание, короткий жизненный цикл
- Сформулируйте закон чистоты гамет. Кому принадлежит открытие этого закона?
- При образовании гамет в каждую из них попадает только один из двух аллельных генов. Г. Мендель
- Всегда ли признаки можно чётко разделить на доминантные и рецессивные?
В некоторых случаях доминантный ген не до конца подавляет рецессивный ген из аллельной пары. При этом возникают промежуточные признаки.
- Какое название получило это явление?
Это явление получило название неполного доминирования.
- Всегда ли по фенотипу можно определить, какие гены содержит данная особь, является ли она гомозиготной или гетерозиготной? Приведите пример.
Не всегда. Рецессивный признак всегда проявляется только в гомозиготном состоянии, т.е. аа. А доминантный признак может проявляться у особей с гомозиготным или гетерозиготным генотипом, т.е. АА или Аа.
- Можно ли установить генотип особей, которые не различаются по фенотипу? Какой метод используют для этого?
Да, можно установить. Данный метод называется методом анализирующего скрещивания - для этого используют скрещивание исследуемой особи с рецессивной гомозиготой аа по исследуемому признаку.
- Какими особенностями характеризуется дигибридное скрещивание?
Рассматривается наследование и производится точный количественный учёт потомства по двум парам альтернативных признаков.
Проверка кроссворда на доске
Молодцы ребята, очень хорошо отвечали! Выставление оценок за актуализацию знаний!
3.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
В начале XX столетия стало очевидным, что Г. Мендель открыл единые закономерности наследственности для всех живых организмов. Но вместе с тем стали накапливаться сведения о том, что в некоторых случаях расщепление происходит не по правилам Г. Менделя. Например, у душистого горошка два признака — форма пыльцы и окраска цветков — не дают независимого расщепления в потомстве в соотношении 3:1. При анализе этого явления оказалось, что ген формы пыльцы и ген окраски цветка лежат в одной хромосоме и наследуются вместе. Постепенно таких исключений из третьего закона Менделя накапливалось все больше. Стало ясно, что принцип независимого распределения в потомстве и свободного комбинирования распространяется не на все гены. Действительно, генов, кодирующих различные признаки, у любого организма очень много. Так, по приблизительным расчетам у человека около 100 000 генов, а видов хромосом только 23. Следовательно, в каждой хромосоме должно находиться много генов. Такие гены называются сцепленными друг с другом, образуют группы сцепления – совокупность генов, локализованных в одной хромосоме и наследующихся совместно.
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: А каковы же закономерности наследования генов, локализованных в одной хромосоме?
Ответ на этот вопрос мы узнаем в ходе изучения нашей новой темы. Сегодня мы будем говорить об особенностях сцепленного наследования, выясним, существуют ли случаи его нарушения. Итак, тема урока: «Сцепленное наследование генов»
Мы выяснили, что в каждой хромосоме может находиться множество генов. Такие гены называются сцепленными друг с другом и образуют группу сцепления. Число групп сцепления у данного вида организмов соответствует числу хромосом в гаплоидном наборе. Так, у человека 46 хромосом в диплоидном наборе. Сколько групп сцепления будет? Правильно, 23 группы сцепления, у дрозофилы 8 хромосом — 4 группы сцепления, у гороха 14 хромосом — 7 групп сцепления.
Явление совместного наследования было описано Пеннетом – он назвал его «притяжение генов».
В 1910 г. Т. Морган и его сотрудники создали современную хромосомную теорию наследственности, сформулировали закон сцепленного наследования.
Прежде чем приступить к рассмотрению данной теории, предлагаю послушать выступление о жизни и деятельности Т. Моргана.
Выступление учащегося с сообщением «Жизнь Т. Моргана»
Основным объектом, с которым работали Т. Морган и его ученики, была плодовая мушка Дрозофила. Проводилось дигибридное анализирующее скрещивание по двум признакам: длине крыльев и цвету тела.
(слайд, демонстрирующий результаты опыта + слайд дигибридного анализирующего скрещивания по правилам Г. Менделя)
Данные опытов показали, что получается расщепление признаков 1:1 вместо ожидаемого - 1:1:1:1.
Такое отклонение от независимого распределения означает, что гены, локализованные в одной хромосоме, наследуются совместно.
Явление совместного наследования генов, локализованных в одной хромосоме, называется сцепленным наследованием, а локализация генов в одной хромосоме — сцеплением генов.
Таким образом, третий закон Менделя применим лишь к наследованию аллельных пар, находящихся в негомологичных хромосомах.
Однако в экспериментах Моргана выяснилось, что среди гибридов первого поколения при проводимых скрещиваниях, появлялся небольшой процент мушек с перекомбинацией признаков, находящихся в одной хромосоме, т.е. нарушение сцепленного наследования.
Вспомним мейоз. Во время профазы первого деления мейоза гомологичные хромосомы могут разрываться в месте контакта и обмениваться аллельными генами. Это явление получило название – перекреста или кроссинговера.
Кроссинговер - явление обмена участками гомологичных хромосом во время конъюгации при мейозе.
(слайд, объясняющий данное явление)
В результате образуются не 2 группы фенотипов, а 4, как при свободном комбинировании генов. Кроссинговера нет у самцов дрозофилы, у тутового шелкопряда.
Т. Морган утверждал, что % кроссинговера отражает расстояние между генами: чем больше его величина, тем больше расстояние между генами, потому что силы сцепления между генами невелики. На этом основано составление генетических карт хромосом. Первые карты хромосом были построены в 1913 г. для классического экспериментального объекта плодовой мушки Drosophila melanogaster Альфредом Стёртевантом, учеником и сотрудником Томаса Ханта Моргана.
Таким образом, сцепление генов может быть полным и неполным. Причина нарушения сцепления — кроссинговер, т. е. перекрест хромосом в профазе I мейотического деления. Кроссинговер — важный источник комбинативной генетической изменчивости.
Теперь мы можем ответить на вопрос: А каковы же закономерности наследования генов, локализованных в одной хромосоме?
- ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
А теперь, давайте закрепим полученные нами знания
Полетный опрос
- Для каких пар аллельных генов справедлив 3 закон Менделя?
- При каком расположении различных пар аллельных генов он «не работает»?
- Что такое сцепленное наследование
- Что такое группы сцепления? Сколько таких групп у человека? У дрозофилы?
- Какие процессы могут нарушать сцепление генов?
- У кого кроссинговера нет?
Решение задач по генетике
Наследование сцепленных генов. Явление кроссинговера
Задача 1
Генотип особи АаВв. Сколько типов гамет образуется, если гены АВ и ав сцеплены и не наблюдается кроссинговер?
Задача 2
Генотип особи АаСс. Сколько типов гамет образуется, если гены АС и ас сцеплены и наблюдается кроссинговер?
Задача 3
Ген роста у человека и ген, определяющий количество пальцев на конечностях, находятся в одной группе сцепления на расстоянии 8 морганид.
Нормальный рост и пять пальцев на кистях рук являются рецессивными признаками. Высокий рост и полидактилия (шестипалость) проявляются по аутосомно-доминантному типу.
Жена имеет нормальный рост и по пять пальцев на руке. Муж гетерозиготен по двум парам аллелей, причём ген высокого роста он унаследовал от отца, а ген шестипалости от матери. Определить в потомстве процентное соотношение вероятных фенотипов.
Ответ: 46% 46% 4% 4%
Решение задач по генетике на моно-, дигибридное скрещивание
Моногибридное скрещивание
Задача 1. Один ребёнок в семье родился здоровым, а второй имел тяжёлую наследственную болезнь и умер сразу после рождения.
Задача 2. При скрещивании чёрных кроликов между собой в потомстве получили чёрных и белых крольчат.
Составить схему скрещивания, если известно, что за цвет шерсти отвечает одна пара аутосомных генов.
Дигибридное скрещивание независимое наследование генов
Задача 1. Мутации генов, вызывающие укорочение конечностей (а) и длинношерстость (в) у овец, передаются в следующее поколение по рецессивному типу. Их доминантные аллели формируют нормальные конечности (А) и короткую шерсть (В). Гены не сцеплены.
В хозяйстве разводились бараны и овцы с доминантными признаками и было получено в потомстве 2336 ягнят. Из них 425 длинношерстых с нормальными конечностями и 143 длинношерстых с короткими конечностями.
Определить количество короткошерстых ягнят и сколько среди них с нормальными конечностями?
Задача 2. Рецессивные гены (а) и (с) определяют проявление таких заболеваний у человека, как глухота и альбинизм. Их доминантные аллели контролируют наследование нормального слуха (А) и синтез пигмента меланина (С).
Гены не сцеплены. Родители имеют нормальный слух; мать брюнетка, отец альбинос. Родились три однояйцовых близнеца больные по двум признакам. Какова вероятность того, что следующий ребёнок в этой семье будет иметь оба заболевания?
- ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, РЕФЛЕКСИЯ
Ребята, Вы молодцы! Очень хорошо поработали. Что Вы узнали нового на уроке? Что Вам понравилось? Какое у Вас настроение?
Ребята, поднимите руки те, кто разобрался в теме и сможет решить генетические задачи на моногибридное скрещивание. Теперь поднимите руки, у кого есть вопросы по данной теме, и кто нуждается в дополнительной консультации.
За активную работу в классе, решение задач получают 5…..4…..(с комментариями), мало отвечали (фамилии).
- ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
параграф 38, вопросы после параграфа, выучить определения
Творческие задания:
- составить стихотворение о сцепленном наследовании генов
- придумать задачу на сцепленное наследование генов и решить
- подготовить сообщение и гемофилии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум по решению задач на сцепленное наследование генов и наследование, сцепленное с полом
Цель урока: формирование умений решать генетические задачи, применять теоретические знания на практикеРассматриваются задачи на сцепленное наследование генов и сцепленное с полом наследование...
Урок на тему: "Сцепленное наследование генов"
конспект урока с презентаций, представляет собой изучение нового материала...
Презентация "Сцепленное наследование генов"
Данная презентация предназначена для урока биологии в 10 классе при прохождении темы "Сцепленное наследование генов"...
Сцепленное наследование генов
презентация к уроку...
Урок биологии 10 класс по теме "Сцепленное наследование генов. Генетика пола
В помощь моим ученикам видеоматериалы и презентация по теме. Для выполнения варианта прилагаются примеры решения генетических задач....
Проверочная работа по теме "Сцепленное наследование генов"
тест в форме открытых вопросов...
Проверочная работа по теме "Сцепленное наследование генов"
Открытые вопросы...