Царство Растения 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Предварительный просмотр:
Урок биологии в 5 классе
Тема: Растения.
Цель: сформировать представление о многообразии растений, о делении царства на несколько больших групп (водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, цветковые); выяснить значение растений в природе и жизни человека.
Тип урока: урок исследование, комбинированный.
Планируемые результаты:
- научиться устанавливать отличительные особенности растений.
-определять место представителей царства Растения среди эукариот.
-называть группы растений, их отличительные признаки.
-давать определение терминам: корень, побег, споры, цветковые и голосеменные.
Задачи:
Воспитывающие: стимулировать стремление к интеллектуальному развитию, прививать любовь к природе и интерес к ее изучению.
Развивающие: развивать произвольное внимание, познавательные интересы.
Обучающие: раскрыть общие особенности организации растения ( многообразие видов, признаки, тип питания, роль в природе, отличие от других царств живой природы (бактерий).
Регулятивные УУД: формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировать тему)
Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать речь других людей, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Личностные УУД: осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Метапредметные УУД: определять важность знаний о царстве растений, использовать в учебной деятельности различные источники знаний, оценивать свою работу.
Ход урока.
Орг.момент.
Здравствуйте ребята! Давайте, посмотрим, друг на друга и улыбнемся. Я рада, что у вас хорошее настроения. Это значит, что нас ждет совместная плодотворная работа. Проверим, все ли необходимое есть для урока.
Мотивирование.
Перенесемся на минуту в картинную галерею, где остановимся и рассмотрим картину Рембранта Ван Рейна «Флора» (1634г.)
Что вы видите на картине?
На картине молодая женщина одета в богатый весь расшитый костюм и блестящий атласный плащ. На голове пышный венок, в руках жезл увенчанный цветами. Так художник изобразил древнеримскую богиню цветов, расцвета весны и полевых плодов, покровительницу земледелия и растительности в целом.
-Что это за богиня? Как ее зовут?
-Флора. Исторически сложившуюся совокупность всех растений называют Флорой.
-А какое царство органического мира можно назвать Флорой?
-Да, царство Растения.
Это и есть тема нашего урока. Запишите ее в тетради.
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения.
-Ребята. А что вы знаете о растениях?
-А что бы вы хотели узнать?
Сегодня на уроке мы выявим общие признаки растений. Познакомимся с делением царства на несколько больших групп и их отличительными признаками. Сравним строение клеток растений и бактерий. А также поговорим о роли растений в природе и жизни человека.
Изучение нового.
В современном мире насчитывается более 350 тыс. видов растений. Они составляют 95% биомассы планеты- массы всех населяющих ее организмов.
С древности накапливались и обобщались знания о растениях. Появилась особая наука ботаника.
-Какой ученый является основоположником этой науки?
Теофраст.
«Один сказочный персонаж лягушка-квакша как-то заявила о себе: Я растение - потому что я зеленая.»
-Как вы думаете, она права? Почему?
Какие признаки характерны для всех растений?
У всех растений есть общие признаки.
1.Растут всю жизнь
2.В клетках есть хлоропласты
3.Способ питания- автотрофный.
4.относительно неподвижны.
Царство Растения делится на несколько групп. Для того, чтобы узнать какие это группы, предлагаю всем отправиться в наши мини- лаборатории. Их у нас будет 5(разделитесь на группы). В каждой группе необходимо выбрать того кто будет представлять вашу работу.
- Все готовы? Тогда за работу, нас ждут великие открытия!
Работают в группах, и оформляют лист исследования по своей проблеме.
1 группа: Строение растений
- Докажите, что клетка растений не похожа на клетку бактерий.
2 группа: Цветковые растения
- Объясните значение термина цветковые растения
- Изобразите схему цветкового растения
- Какие функции выполняет каждая часть.
Водоросли
- Чем водоросли отличаются от всех других растений
- Применение в жизни человека.
3 группа: Голосеменные
- Объясните значение термина голосеменные растения.
- Нарисовать типичные голосеменные растения для нашей республики и сравнить их условия произрастания.
Мхи, папоротники, хвощи и плауны.
- Почему эти растения объединили в одну группу?
- Каково значение этих растений для человека?
Водоросли
- Чем водоросли отличаются от всех других растений
- Применение в жизни человека.
На работу в группах отводится 15 минут, после этого каждая группа отчитывается на заседании научной коллегии, а другие сотрудники заполняют свои листы исследований и задают вопросы.
Закрепление.
Какие суждения верны?
- По способу питания растения-гетеротрофы.
- К Цветковым относятся растения, которые цветут хотя бы раз в жизни.
- Тело цветкового растения состоит из корня и побега.
- У голосеменных растений семена не защищены оболочками плода, то есть лежат как бы голо.
- Споры у папоротников служат для защиты.
- Тело водорослей не имеет корней и побегов – слоевище.
Взаимопроверка в парах. Оцените свою работу. Сравните с баллами на слайде и выставите оценку.
Правильные суждения: 2,3,4,6
-О чем бы вам еще хотелось узнать?
Домашние задание.
1.параграф 11
*2.Творческое задание «Рекорды растительного мира».
*3. какое растение считается символом России и почему? Приведите примеры символов растений других стран.
Лист исследований.
растения
бактерии
1.
_______________ _____________________
_______________ ______________________
_______________ ______________________
2.Подписать основные части
Цветковое растение -____________
_______________________________
3. Голосеменные – это _______________________________________ Чем ель отличается от сосны?
4.Подписать название растений и указать общую черту.
__________ _____________ ____________ __________
Что их объединяет?_________________________________________
5.Водоросли – это___________________________________________
водоросли
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
контрольная работа в 6 классе по теме "Царство Растения"
контрольная работа в двух вариантах...
Презентация к уроку биологии в 5 классе по программе ФГОС "Характеристика царства Растения"
Этот материал подготовлен для учащихся 5 класса, изучающих биологию по новому Федеральному Государственному стандарту образования. Материал подготовлен с учетом возрастных особенностей учащихся. ...
Обобщающий урок по разделам: Царство «Грибы». Царство «Растения»
План-конспект урока «Обобщающий урок по разделам: Царство «Грибы». Царство «Растения»» Цель урока: предоставить возможность учащимся обобщать и систематизир...
Технологическая карта урока. Методическя разработка урока по теме "Сравнительная характеристика царства Растения и царства Животные"
Разработка технологической карты урока биологии 7 класса по теме "Сравнительная характеристика царства Растения и царства Животные"...
Интегрированный урок по русскому языку по теме "Однородные члены предложения "и биологии ("Царство растения") в 5 классе.
Интегрированный урок позволяет расширить границы изучаемого материала, оживить сложный теоретический материал и способствовать более глубокому его усвоению. И самое важное - раскрыть творческие ...
Тест по теме "Царство растений" 6 класс
Данный тест включает в себя как традиционные задания так и нетрадиционные формы проверки знаний учащихся. Он позволяет объективно определить уровень подговки учащихся....
Презентация к уроку " Царство Растений. Строение семени покрытосеменных растений" для 6 класса
Презентация к уроку состоит из двух частей. Дело в том, что Царство растений по УМК Пасечника подробно изучается в 5 классе. А физиология и анатомия растений - в 6 классе. Чтобы подвести к изуче...