Алгоритм решения генетических задач на моногибридное скрещивание
методическая разработка по биологии (10 класс)
В настоящее время, когда организуется дистанционное обучение, хороши любые средства. Предлагаю подробное объяснение решения генетических задач на моногибридное скрещивание (полное доминирование) с помощью алгоритма. Прилагаю несколько задач для закрепления материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
моногибридное скрещивание (алгоритм) | 39.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель биологии высшей категории Павленко С.А. МБОУ «СОШ № 2» г.Олекминска Республики Саха (Якутия)
Моногибридное скрещивание (полное доминирование)
Моногибридное скрещивание – это скрещивание, при котором родительские организмы отличаются друг от друга по одному изучаемому признаку. Отсюда в названии приставка «моно» - один. Прочитаем задачу, которую будем решать:
Какими признаками будут обладать гибридные абрикосы, полученные в результате опыления красноплодных растений пыльцой желтоплодных растений? Известно, что красный цвет плодов – доминантный признак; желтый – рецессивный. Красный цвет плодов абрикосов полностью доминирует над жёлтым. Исходные растения гомозиготны.
В задаче мы видим словосочетание «полностью доминирует» - это означает, что доминантный аллель признака настолько силён, что полностью подавляет рецессивный аллель. Поэтому, данная задача – на полное доминирование. Если речь пойдёт о неполном доминировании, то, доминантный аллель «разбавляется» рецессивным и проявляется промежуточный признак. Но об этом в следующий раз.
Возвращаемся к нашей задаче. Чтобы задача решалась легко, мы будем использовать алгоритм.
Первый шаг: «Ввести обозначения».
| Запись в тетрадь |
Далее записываем исследуемый признак: Признак – цвет плодов абрикосов.
Признак – цвет плодов абрикосов. | Запись в тетрадь |
При полном доминировании признак может проявляться двумя аллелями: доминантным (сильным) и рецессивным (слабым). Доминантные аллели принято обозначать заглавными буквами латинского алфавита, например, А,В, С, D, N, T и прочее, рецессивные – строчными буквами, например, а, b, с, d, n, t и прочее.
По условию задачи, доминантный аллель – красные плоды абрикосов обозначим А, рецессивный аллель – жёлтые плоды абрикосов обозначим а.
Признак – цвет плодов абрикосов. А – красные плоды абрикосов, а – жёлтые плоды абрикосов. | Запись в тетрадь |
Второй шаг: «Составление схемы решения задачи».
Признак – цвет плодов абрикосов. А – красные плоды абрикосов, а – жёлтые плоды абрикосов.
| Запись в тетрадь |
Слева записываем латинскую заглавную букву Р (читается «пэ») – это родители и ставим двоеточие. На этой же строке записываем генотипы родителей по исследуемому признаку. По задаче красноплодные растения опылились желтоплодными и исходные растения гомозиготны. «Гомо» - одинаковый, значит, генотип каждого родителя состоит из двух одинаковых аллелей. Например, один родительский организм – красноплодный гомозиготный, его генотип будет АА, другой родительский организм – желтоплодный гомозиготный, его генотип будет аа. Запишем генотипы родительских организмов в схему. Знак х – это значок скрещивания, ставится между генотипами родителей.
Признак – цвет плодов абрикосов. А – красные плоды абрикосов, а – жёлтые плоды абрикосов.
Р: АА х аа | Запись в тетрадь |
Под генотипами родительских организмов подпишем их фенотипы. Фенотип – это внешнее проявление признака. В нашей задаче генотипу АА соответствует фенотип «красноплодные растения», генотипу аа – «желтоплодные растения»
Признак – цвет плодов абрикосов. А – красные плоды абрикосов, а – жёлтые плоды абрикосов.
Р: АА х аа красно- желто- плодные плодные | Запись в тетрадь |
Следующая строка в схеме решения задачи «Гаметы». Гаметы – это половые клетки, которые несут признаки организмов. Они в схеме обозначаются буквой G (читается «же»).
Признак – цвет плодов абрикосов. А – красные плоды абрикосов, а – жёлтые плоды абрикосов.
Р: АА х аа красно- желто- плодное плодное G: | Запись в тетрадь |
Так как генотип красноплодного растения АА состоит из двух одинаковых аллелей А, то все половые клетки будут нести только этот один аллель А. Подписываем его строго под генотипом красноплодного растения в строке «Гаметы».
Признак – цвет плодов абрикосов. А – красные плоды абрикосов, а – жёлтые плоды абрикосов.
Р: АА х аа красно- желто- плодное плодное G: А | Запись в тетрадь |
Генотип желтоплодного растения аа тоже состоит из двух одинаковых аллелей а, значит все половые клетки этого организма будут нести аллель а. Подпишем его под генотипом аа в строке «Гаметы».
Признак – цвет плодов абрикосов. А – красные плоды абрикосов, а – жёлтые плоды абрикосов.
Р: АА х аа красно- желто- плодное плодное G: А а | Запись в тетрадь |
Следующая строка «Потомство» («Дети», «Поколение») обозначается буквой Fn (читается «эф») и внизу справа от символа пишется n («эн») – это номер поколения (1,2,3 и т.д.). У нас в задаче – первое поколение F1. Чтобы узнать генотипы потомства, нужно соединить гаметы, несущие аллели. Так, у нас получится генотип потомства Аа.
Признак – цвет плодов абрикосов. А – красные плоды абрикосов, а – жёлтые плоды абрикосов.
Р: АА х аа красно- желто- плодное плодное G: А а F1: Аа | Запись в тетрадь |
Важно (!) Доминантные аллели в генотипах всегда записываются на первом месте Аа.
В генотипе потомства Аа – разные аллели, потомки – гетерозиготы («гетеро» - различный). По условию задачи, доминантный аллель полностью доминирует над рецессивным, т.е. подавляет его. Отсюда, фенотип потомков - растения с красными плодами. Количество потомков может быть разное, но, сколько бы их не было, у всех генотип будет Аа и все 100% будут с красными плодами. Подписываем фенотип потомства под их генотипом.
Признак – цвет плодов абрикосов. А – красные плоды абрикосов, а – жёлтые плоды абрикосов.
Р: АА х аа красно- желто- плодное плодное G: А а F1: Аа 100% красноплодные | Запись в тетрадь |
Когда всё потомство несёт признак одного из родителей, говорят о проявлении I закона Менделя – единообразия гибридов первого поколения или Закона доминирования.
Третий шаг: «Ответ». Чтобы правильно написать ответ, необходимо вернуться к задаче, перечитать её и понять, что писать в ответе. Часто в задаче несколько вопросов. В нашей задаче спрашивается: «какими признаками будут обладать гибридные абрикосы»? Перефразируя вопрос, получится: «как фенотипически будут выглядеть гибридные абрикосы»? Из схемы задачи видно, что все гибриды (100%) – красноплодные. Записываем ответ, указывая количество потомства в процентах.
Признак – цвет плодов абрикосов. А – красные плоды абрикосов, а – жёлтые плоды абрикосов.
Р: АА х аа красно- желто- плодное плодное G: А а F1: Аа 100% красноплодные Ответ: по фенотипу F1 100% - красноплодные. | Запись в тетрадь |
Ответ можно записать другими словами не искажая смысла.
Итак, задача решена с помощью алгоритма, в котором необходимо соблюдать 3 шага:
- «Ввести обозначения».
- «Схема решения задачи».
- Ответ.
Задачи для самостоятельного решения
Моногибридное скрещивание (полное доминирование)
1. Какое потомство можно ожидать от скрещивания чёрного гомозиготного быка с красной коровой, если известно, что ген чёрной окраски шерсти крупного рогатого скота доминирует над геном красной окраски.
2. Отсутствие веснушек у человека наследуется как рецессивный признак. Определите фенотипы потомства, если один из супругов не имеет веснушек, а другой - с веснушками. Оба родителя гомозиготны. Какова вероятность рождения детей с веснушками? Укажите закон, который действует в данном скрещивании. При составлении схемы решения задачи перед генотипом отца поставьте значок ♂(щит и меч Марса), а перед генотипом матери значок ♀ (зеркало Венеры).
3. У человека карий цвет глаз доминирует над голубым. Кареглазый (гомозигота) мужчина женится на голубоглазой женщине. Какое потомство в отношении указанного признака следует ожидать в такой семье? Какая закономерность наследования проявляется в данном случае?
4. При скрещивании серой и чёрной мышей, все потомки оказались серыми. Определи доминантный аллель. Реши задачу. Укажи в ответе генотипы родительских организмов и потомства и их фенотипы. Исходные особи гомозиготны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кейс обучающий №1: "Решение задач на моногибридное скрещивание" 9 класс
Обучающий кейс " Решение задач на моногибридное скрещивание" на определение генотипа и фенотипа потомков по генотипу и фенотипу родителей.Кейс используется с целью:1) изучения нового материала, 2) лик...
Кейс обучающий №2: "Решение задач на моногибридное скрещивание" 9 класс
Обучающий кейс №2 на определение генотипа и фенотипа родителей по генотипу и фенотипу потомков.Кейс используется с целью: 1) изучения нового материала; 2) ликвидации пробелов знаний у обучающихся, про...
Урок по биологии в 9 классе "Закономерности наследования признаков, установленных Г.Менделем. (Виды скрещивания. решение генетических задач)
Данная презентация способствует изучению учащимися законов Менделя , имеются формулировки законов, показано решение задач пр полном и неполном доминировании, анализирующем скрещивании. Есть элементы и...
План урока. Тема: Моногибридное скрещивание. Решение генетических задач.
Тип урока: Закрепление и расширение полученных ранее знаний и умений.Цели урока:1....
Технологическая карта урока биологии по теме «Закономерности наследования. Решение задач на моногибридное скрещивание».
Технологическая карта к уроку № 3 в теме «Основы учения о наследственности и изменчивости организмов».Автор УМК: И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова, Н. М. Чернова. Биология 9 класс. Учебник для о...
Генетические задачи на моногибридное скрещивание
Генетические задачи на моногибридное скрещивание. Взяты из книги "Сборник задач по генетике с решениями" (авторы Крестьянинов В.Ю., Вайнер Г.Б.)...
Методическая разработка "Решение задач на моногибридное скрещивание"
Методическая разработка по дисциплине "Биология"...