Алгоритм решения генетических задач на моногибридное скрещивание
методическая разработка по биологии (10 класс)

Павленко Светлана Алексеевна

В настоящее время, когда организуется дистанционное обучение, хороши любые средства. Предлагаю подробное объяснение решения генетических задач на моногибридное скрещивание (полное доминирование) с помощью алгоритма. Прилагаю несколько задач для закрепления материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель биологии высшей категории Павленко С.А.                                            МБОУ «СОШ № 2» г.Олекминска Республики Саха (Якутия)

Моногибридное скрещивание (полное доминирование)

Моногибридное скрещивание – это скрещивание, при котором родительские организмы отличаются друг от друга по одному изучаемому признаку. Отсюда в названии приставка «моно» - один. Прочитаем задачу, которую будем решать:

Какими признаками будут обладать гибридные абрикосы, полученные в результате опыления красноплодных растений пыльцой желтоплодных растений? Известно, что красный цвет плодов – доминантный признак; желтый – рецессивный. Красный цвет плодов абрикосов полностью доминирует над жёлтым. Исходные растения гомозиготны.

В задаче мы видим словосочетание «полностью доминирует» - это означает, что доминантный аллель признака настолько силён, что полностью подавляет рецессивный аллель. Поэтому, данная задача – на полное доминирование. Если речь пойдёт о неполном доминировании, то, доминантный аллель «разбавляется» рецессивным и проявляется промежуточный признак. Но об этом в следующий раз.

Возвращаемся к нашей задаче. Чтобы задача решалась легко, мы будем использовать алгоритм.

Первый шаг: «Ввести обозначения».

  1. «Ввести обозначения»

Запись в тетрадь

Далее записываем исследуемый признак:  Признак – цвет плодов абрикосов.

  1. «Ввести обозначения»

Признак – цвет плодов абрикосов.

Запись в тетрадь

        

При полном доминировании признак может проявляться двумя аллелями: доминантным (сильным) и рецессивным (слабым). Доминантные аллели принято обозначать заглавными буквами латинского алфавита, например, А,В, С, D, N, T и прочее, рецессивные – строчными буквами, например, а, b, с, d, n, t и прочее.

        По условию задачи, доминантный аллель – красные плоды абрикосов обозначим А, рецессивный аллель – жёлтые плоды абрикосов обозначим а.

  1. «Ввести обозначения»

Признак – цвет плодов абрикосов.

А – красные плоды абрикосов,

а – жёлтые плоды абрикосов.

Запись в тетрадь

        

        Второй шаг: «Составление схемы решения задачи».

  1. «Ввести обозначения»

Признак – цвет плодов абрикосов.

А – красные плоды абрикосов,

а – жёлтые плоды абрикосов.

  1. «Схема решения задачи»

Запись в тетрадь

Слева записываем латинскую заглавную букву Р (читается «пэ») – это родители и ставим двоеточие. На этой же строке записываем генотипы родителей по исследуемому признаку. По задаче красноплодные растения опылились желтоплодными и исходные растения гомозиготны. «Гомо» - одинаковый, значит, генотип каждого родителя состоит из двух одинаковых аллелей. Например, один родительский организм – красноплодный гомозиготный, его генотип будет АА, другой родительский организм – желтоплодный гомозиготный, его генотип будет аа. Запишем генотипы родительских организмов в схему. Знак х – это значок скрещивания, ставится между генотипами родителей.

  1. «Ввести обозначения»

Признак – цвет плодов абрикосов.

А – красные плоды абрикосов,

а – жёлтые плоды абрикосов.

  1. «Схема решения задачи»

Р:      АА    х     аа

Запись в тетрадь

        Под генотипами родительских организмов подпишем их фенотипы. Фенотип – это внешнее проявление признака. В нашей задаче генотипу АА соответствует фенотип «красноплодные растения», генотипу аа – «желтоплодные растения»

  1. «Ввести обозначения»

Признак – цвет плодов абрикосов.

А – красные плоды абрикосов,

а – жёлтые плоды абрикосов.

  1. «Схема решения задачи»

Р:      АА    х     аа

       красно-     желто-

       плодные   плодные

Запись в тетрадь

        

        Следующая строка в схеме решения задачи «Гаметы». Гаметы – это половые клетки, которые несут признаки организмов. Они в схеме обозначаются буквой G (читается «же»).

  1. «Ввести обозначения»

Признак – цвет плодов абрикосов.

А – красные плоды абрикосов,

а – жёлтые плоды абрикосов.

  1. «Схема решения задачи»

Р:      АА    х     аа

       красно-     желто-

       плодное    плодное

G:

Запись в тетрадь

        Так как генотип красноплодного растения АА состоит из двух одинаковых аллелей А, то все половые клетки будут нести только этот один аллель А. Подписываем его строго под генотипом красноплодного растения в строке «Гаметы».

  1. «Ввести обозначения»

Признак – цвет плодов абрикосов.

А – красные плоды абрикосов,

а – жёлтые плоды абрикосов.

  1. «Схема решения задачи»

Р:      АА    х     аа

       красно-     желто-

       плодное    плодное

G:       А

Запись в тетрадь

        Генотип желтоплодного растения аа тоже состоит из двух одинаковых аллелей а, значит все половые клетки этого организма будут нести аллель а. Подпишем его под генотипом аа в строке «Гаметы».

  1. «Ввести обозначения»

Признак – цвет плодов абрикосов.

А – красные плоды абрикосов,

а – жёлтые плоды абрикосов.

  1. «Схема решения задачи»

Р:      АА    х     аа

       красно-     желто-

       плодное    плодное

G:       А             а

Запись в тетрадь

        Следующая строка «Потомство» («Дети», «Поколение») обозначается буквой Fn (читается «эф») и внизу справа от символа пишется n («эн») – это номер поколения (1,2,3 и т.д.). У нас в задаче – первое поколение F1. Чтобы узнать генотипы потомства, нужно соединить гаметы, несущие аллели. Так, у нас получится генотип потомства Аа.

  1. «Ввести обозначения»

Признак – цвет плодов абрикосов.

А – красные плоды абрикосов,

а – жёлтые плоды абрикосов.

  1. «Схема решения задачи»

Р:      АА    х     аа

       красно-     желто-

       плодное    плодное

G:       А             а

F1:             Аа

Запись в тетрадь

        Важно (!) Доминантные аллели в генотипах всегда записываются на первом месте Аа.

        В генотипе потомства Аа – разные аллели, потомки – гетерозиготы («гетеро» - различный). По условию задачи, доминантный аллель полностью доминирует над рецессивным, т.е. подавляет его. Отсюда, фенотип потомков  - растения с красными плодами. Количество потомков может быть разное, но, сколько бы их не было, у всех генотип будет Аа и все 100% будут с красными плодами. Подписываем фенотип потомства под их генотипом.

  1. «Ввести обозначения»

Признак – цвет плодов абрикосов.

А – красные плоды абрикосов,

а – жёлтые плоды абрикосов.

  1. «Схема решения задачи»

Р:      АА    х     аа

       красно-     желто-

       плодное    плодное

G:       А             а

F1:             Аа

                100%

           красноплодные

Запись в тетрадь

        Когда всё потомство несёт признак одного из родителей, говорят о проявлении I закона Менделя – единообразия гибридов первого поколения или Закона доминирования.

        Третий шаг: «Ответ». Чтобы правильно написать ответ, необходимо вернуться к задаче, перечитать её и понять, что писать в ответе. Часто в задаче несколько вопросов. В нашей задаче спрашивается: «какими признаками будут обладать гибридные абрикосы»? Перефразируя вопрос, получится: «как фенотипически будут выглядеть гибридные абрикосы»? Из схемы задачи видно, что все гибриды (100%) – красноплодные. Записываем ответ, указывая количество потомства в процентах.

  1. «Ввести обозначения»

Признак – цвет плодов абрикосов.

А – красные плоды абрикосов,

а – жёлтые плоды абрикосов.

  1. «Схема решения задачи»

Р:      АА    х     аа

       красно-     желто-

       плодное    плодное

G:       А             а

F1:             Аа

                100%

           красноплодные

Ответ: по фенотипу F1  100% - красноплодные.

Запись в тетрадь

Ответ можно записать другими словами не искажая смысла.

Итак, задача решена с помощью алгоритма, в котором необходимо соблюдать 3 шага:

  1. «Ввести обозначения».
  2. «Схема решения задачи».
  3. Ответ.

Задачи для самостоятельного решения

        

Моногибридное скрещивание (полное доминирование)

1. Какое потомство можно ожидать от скрещивания чёрного гомозиготного быка с красной коровой, если известно, что ген чёрной окраски шерсти крупного рогатого скота доминирует над геном красной окраски.

2. Отсутствие веснушек у человека наследуется как рецессивный признак. Определите фенотипы потомства, если один из супругов не имеет веснушек, а другой  - с веснушками. Оба родителя гомозиготны. Какова вероятность рождения детей с веснушками? Укажите закон, который действует в данном скрещивании. При составлении схемы решения задачи перед генотипом отца поставьте значок ♂(щит и меч Марса), а перед генотипом матери значок ♀ (зеркало Венеры).

3. У человека карий цвет глаз доминирует над голубым. Кареглазый (гомозигота) мужчина женится на голубоглазой женщине. Какое потомство в отношении указанного признака следует ожидать в такой семье? Какая закономерность наследования проявляется в данном случае?

4. При скрещивании серой и чёрной мышей, все потомки оказались серыми. Определи доминантный аллель. Реши задачу. Укажи в ответе генотипы родительских организмов и потомства и их фенотипы. Исходные особи гомозиготны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кейс обучающий №1: "Решение задач на моногибридное скрещивание" 9 класс

Обучающий кейс " Решение задач на моногибридное скрещивание" на определение генотипа и фенотипа потомков по генотипу и фенотипу родителей.Кейс используется с целью:1) изучения нового материала, 2) лик...

Кейс обучающий №2: "Решение задач на моногибридное скрещивание" 9 класс

Обучающий кейс №2 на определение генотипа и фенотипа родителей по генотипу и фенотипу потомков.Кейс используется с целью: 1) изучения нового материала; 2) ликвидации пробелов знаний у обучающихся, про...

Урок по биологии в 9 классе "Закономерности наследования признаков, установленных Г.Менделем. (Виды скрещивания. решение генетических задач)

Данная презентация способствует изучению учащимися законов Менделя , имеются формулировки законов, показано решение задач пр полном и неполном доминировании, анализирующем скрещивании. Есть элементы и...

План урока. Тема: Моногибридное скрещивание. Решение генетических задач.

Тип урока: Закрепление и расширение полученных ранее знаний и умений.Цели урока:1....

Технологическая карта урока биологии по теме «Закономерности наследования. Решение задач на моногибридное скрещивание».

Технологическая карта к уроку  № 3 в теме «Основы учения о наследственности и изменчивости организмов».Автор УМК: И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова, Н. М. Чернова. Биология 9 класс. Учебник для о...

Генетические задачи на моногибридное скрещивание

Генетические задачи на моногибридное скрещивание. Взяты из книги "Сборник задач по генетике с решениями" (авторы Крестьянинов В.Ю., Вайнер Г.Б.)...

Методическая разработка "Решение задач на моногибридное скрещивание"

Методическая разработка по дисциплине "Биология"...