Рабочая программа по ВУД ФГОС "Юный эколог" для 6 класса
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс)
Курс обладает широкими возможностями для формирования у шестиклассников фундамента экологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит освоить основы адекватного природопользования и поведения в окружающей природной и социальной среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_vud_yunyy_ekolog_6_klass.docx | 33.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности обще-интеллектуального направления « Юный эколог » разработана с целью расширения курса «Биология» в 6 классе. Курс обладает широкими возможностями для формирования у шестиклассников фундамента экологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит освоить основы адекватного природопользования и поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет значительную роль в развитии и воспитании личности.
Цели и задачи курса:
- развивать у учащихся устойчивый интерес к экологии как науке;
- познакомить учащихся со строением растений и основными процессами (питание, дыхание, рост и т.д.);
- начать формирование знаний о методах научного познания природы, умений, связанных с выполнением учебного исследования;
- формирование бережного отношения к растительному миру.
Общая характеристика учебного предмета
Формы и методы обучения: игра, беседа, викторина, значительное внимание в данной программе уделяется проектной деятельности, что способствует формированию обще учебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.
Проектная деятельность, реализуемая данной программой, имеет ряд особенностей:
1. Проектная деятельность осуществляется в школе, на школьном дворе, дома, не требуя от детей самостоятельного посещения отдаленных объектов, что связано с обеспечением безопасности обучаемых.
2. В большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями школьников 6 классов.
3. Проектная деятельность носит групповой характер, что способствует формированию коммуникативных умений.
В результате освоения содержания у детей формируются общие учебные умения, навыки и способы деятельности: личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ им Ш.Ч.Сат тс.Чаа-Холь. Данная программа рассчитана на 1 год. Общее число учебных часов - 35 (1 час в неделю).
Требования к уровню подготовки учащихся
Содержание программы внеурочной экологической деятельности направлены на достижения следующих результатов:
Личностные
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
-предвосхищать результат.
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
- установление причинно-следственных связей;
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Литература:
1. В.П.Александрова, И.В.Болгова. Экология живых организмов. 6-7 классы ФГОС ООО «Вако», 2014г.
2. Н.А.Горская. Экология растений. 6 класс. Москва. Вентана-Граф, 2013г.
3. А.А.Плешаков. от землм до неба. Атлас- определитель. Просвещение,2014г.
4. В.В.Пасечник. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. Дрофа, 2013г.
5. Ю.Н.Александрова, Л.Д.Ласкина. Юный эколог 1-4 классы. 2014г.
6. А.А.Вахрушева. Окружающий мир. Начальная школа. Волгоград, 2010г.
7. И.П.Чередниченко. Экология. Внеклассные мероприятия. Исследовательская деятельность учащихся. 6-11 класс. Волгоград, 2010г.
8. А.А.Кириленко. Биология. Растения. Грибы. Лишайники. ЕГЭ. Теория тренировочные задания, 2015г.
9. И.Н.Баланова. Химия и охрана окружающей среды. Волгоград, 2006г.
ЭОР
Ноутбук.
Проектор, интерактивная доска.
Тематическое планирование внеурочной деятельности «Юный эколог», 35 ч
№ раздела | Дата | Кол -во часов | Тема раздела Элементы содержания урока | Формирование УУД | |
план | факт | ||||
1 | 1 | Экология – наука о взаимосвязи. (1ч) 1. Знакомство детей с целями и задачами, и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. Экология – наука о взаимосвязи в природе. Неживая и живая природа. История возникновения науки. | Познавательные Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; Коммуникативные УУД Постановка вопросов; Умение выражать свои мысли полно и точно; | ||
2 | 2 | Среда обитания. (2ч) 1. Среда обитания. Границы сред обитания. 2. Смена времен года на основе наблюдений. .
| Познавательные Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; Коммуникативные УУД Постановка вопросов; Умение выражать свои мысли полно и точно; | ||
3 | 1 | Тепло в жизни растений (1ч) 1.Самостоятельные наблюдения Закладка опыта «Оптимальные факторы для прорастания семян». | Познавательные Анализ объектов Коммуникативные УУД Постановка вопросов; Умение выражать свои мысли полно и точно; Регулятивные УУД Целеполагание; Личностные - самоопределение | ||
4 | 6 | Свет в жизни растений (22ч) 1.Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье. 2.Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Практикум «Влияние света на рост и развитие растений». 3. Комнатные растения. Значение комнатных растений для человека. Практикум «Роль некоторых комнатных растений». 4. Разнообразие комнатных растений. Практикум «Основные группы комнатных растений». 5.Практикум «Уход за комнатными растениями» 6. Размножение комнатных растений. Практикум « Различные способы размножения комнатных растений (побеги, черенки, листья, делением корневища». | Познавательные Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; Выделение познавательной цели; Выбор наиболее эффективного способа решения; Коммуникативные УУД Постановка вопросов; Умение выражать свои мысли полно Регулятивные УУД Целеполагание; Личностные – самоопределение | ||
5 | 4 | Вода в жизни растений. 7. Вода, ее признаки и свойства. Практикум «Три состояния воды». 8. Особенности строения водных растений. 9. Круговорот воды в природе. Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. 10. Практикум «Определение содержания воды в почве»
| Познавательные Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; Выделение познавательной цели; Выбор наиболее эффективного способа решения; Коммуникативные УУД Постановка вопросов; Умение выражать свои мысли полно и точно; Регулятивные УУД Целеполагание; Личностные - самоопределение Анализ объектов Выбор критериев для сравнения; Синтез как составление частей целого; доказательство | ||
6 | 2 | Воздух в жизни растений 11. Воздух. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. 12.Практикум «Уборка в классе». | Коммуникативные УУД Постановка вопросов; Умение выражать свои мысли полно и точно; Разрешение конфликтов. Управление действиями партнера( оценка, коррекция) Регулятивные УУД Целеполагание; Волевая саморегуляция Оценка; Коррекция Личностные УУД Самоопределение Анализ объектов Выбор критериев для сравнения; Синтез как составление частей целого; Доказательство. | ||
7 | 3 | Почва в жизни растения 13. Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. 14. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые Республики Тыва. 15. Влияние минеральных удобрений на рост и развитие растений. | Коммуникативные УУД Постановка вопросов; Умение выражать свои мысли полно и точно; Разрешение конфликтов. Управление действиями партнера( оценка, коррекция) Регулятивные УУД Целеполагание; Волевая саморегуляция Оценка; Коррекция Личностные УУД самоопределение | ||
8 | 7 | Экология растений 16. Деревья, кустарники, травы. Практикум «Оценка поврежденности дерева по степени объедания листвы насекомыми». 17. Ярусность леса, ее изучение. 18. Грибы и лишайники. Многообразие форм. Видовое разнообразие. Роль грибов и лишайников в природе. 19. Мхи. Плауны. Видовое разнообразие. Их роль в природе. 20. Папоротники. Видовое разнообразие. Их роль в природе. 21-22. Обобщение и контроль знаний | Коммуникативные УУД Постановка вопросов; Умение выражать свои мысли полно и точно; Разрешение конфликтов. Управление действиями партнера( оценка, коррекция) Регулятивные УУД Целеполагание; Волевая саморегуляция Оценка; Коррекция Личностные УУД самоопределение | ||
3 | Единство живой и неживой природы (3ч) 1. Единство живой и неживой природы. 2. Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. 3. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества с.Чаа-Холь.
. | Познавательные Выделение познавательной цели; Синтез как составление частей целого; Доказательство; Установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений Коммуникативные УУД Постановка вопросов; Умение выражать свои мысли полно и точно; Регулятивные УУД Целеполагание; Оценка; Личностные УУД Смыслополагание. | |||
8 | 4 | Пришкольный участок (4ч) 1. Пришкольный участок - часть природного сообщества с.Чаа-Холь. 2. Ландшафтный план участка. История возникновения пришкольного участка. 3. Что можем сделать мы? Благоустройство пришкольного участка. 4. Итоговое занятие. Подведение итогов, награждение отличившихся. | Общеучебные действия Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; Коммуникативные УУД Умение выражать свои мысли полно и точно; Разрешение конфликтов. Регулятивные УУД Целеполагание; Волевая саморегуляция Прогнозирование уровня усвоения Личностные УУД Смыслополагание. | ||
9 | 2ч | Итоговые занятия (2ч) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии (ФГОС) 5 -8 класс
Рабочая программа создана на основе программы "Технология" В.Д. Симоненко ивключает проектную и творческую деятельность учащихся по разделам...
Рабочая программа по биологии ФГОС 5-6 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по биологии ФГОС 5-6 класс. Учебно-методический комплект серии "Линия ...
Рабочая программа по информатике ФГОС 5-9 класс
Тематическое планирование...
Рабочая программа по физкультуре ФГОС 2-4 классы В.И. Лях
Рабочая программа по физкультуре ФГОС 2-4 классы В.И. Лях с УУД...
Рабочая программа по биологии ФГОС 5-6 классы
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражд...
Рабочие программы по истории ФГОС 5-9 класс
Рабочая программа предназначена для изучения истории в основной школе (5-9 классы). Рабочая программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту второго покол...
Рабочие программы по истории ФГОС 5-9 класс
Рабочая программа предназначена для изучения истории в основной школе (5-9 классы). Рабочая программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту второго покол...