Эссе "Моя педагогическая философия"
статья по биологии
Предварительный просмотр:
Эссе: «Моя педагогическая философия»
Великая роль биологии в жизни человеческого общества. Поэтому было бы грубой ошибкой думать, что это застывшая, законченная наука, что достаточно усвоить уже известные закономерности развития природы. В дальнейшем, биология непрерывно развивается, обогащается новыми теориями, перестраивается в ответ на новые запросы жизни. Многие ученые настойчиво и упорно развивали эту науку.
Мы шагнули в XXI век, биология стала необходимым орудием познания, прогнозирования и расчета. Недаром о возрастающей роли биологии в современной науке и практической деятельности теперь говорят много и обоснованно, называя нашу эпоху временем экологизацию знаний. Она превратилась в наши дни в производительную силу
общества, является тем самым языком, на котором излагаются различные закономерности.
Это подтверждается и тем, что о существовании ряда элементарных частиц первоначально удалось узнать не из результатов экспериментов, а из биологических теорий.
Часто задаю себе вопрос: «Как научить учиться биологии?». Прежде всего, надо пробудить интерес к этой науке, сделать процесс обучения радостным.
В своей педагогической деятельности я учитываю не только своеобразие класса в целом, но и психологию, возрастные особенности, потенциальные возможности каждого ученика, использую на уроках дидактические приемы, которые позволяют школьника проявлять самостоятельность и творчество в изучении биологических понятий, в решении различных задач.
Учебно-воспитательный процесс не мыслю без наглядности и технических средств обучения, благодаря которым ярко и зримо раскрывается перед детьми прекрасный мир биологии, легче познаются тайны этой науки.
Оживляет уроки и историческая справка, помогающая понять теорию предмета. Это и сведения из истории возникновения биологических терминов, рассказы о жизни великих биологов прошлого и современности, их научных открытиях.
Главной задачей моей педагогической деятельности считаю: повышение мотивации к изучению биологии, формирование умений и навыков учащихся, необходимых для самостоятельного приобретения знаний. Для работы с учебной литературой уже с 5 класса знакомлю учащихся со структурой учебника, учу читать биологическую книгу, выделять главное, делить текст на смысловые части, находить ответ на поставленный вопрос, читать чертеж, составлять план доказательства.
В своей практической деятельности обучаю детей использовать ранее полученные знания, применять умения в новой ситуации, организую, поиск различных доказательств теорем и рациональных способов решения практических задач, прививаю навыки самостоятельной работы. Все это помогает мне воспитывать в каждом ученике активную личность.
В 5-6 классах использую различные формы контроля, полученных знаний учащихся. Это и самопроверка по образу, взаимопроверка, проверка – консультация, опрос по нормам, биологический диктант и биологическая викторина и эстафета. Любят учащиеся биологическую эстафету.
Каждый ряд получает таблицу с «форточками», т.е. незаполненными клетками. По команде учителя ученики заполняют поочередно пустые клетки. После окончания работы учитель проверяет правильность заполнения таблицы и выставляется оценка. В старших классах практикую лекционно-практическую форму урока. Такая организация занятия требует тщательного подбора учебного материала. Лекция охватывает весь теоретический и практический материал темы. При ее чтении определяю крупные блоки в изложении материала, которые озаглавливаются так, что в конце ученик легко просматривает ее план и получает информацию, какая форма контроля по теме будет предложена. На практических занятиях учащиеся закрепляют и углубляют теоретический материал, изложенный на лекции, учатся применять его на практике, усваивают несколько алгоритмов решения типовых примеров и задач, подготовиться к зачету и контрольной работе.
Провожу уроки коррекции, они помогают ликвидировать проблемы в занятиях учащихся, выявившихся на зачете и контрольной работе. Часть учеников, прочно и глубоко усвоивших тему, на этом уроке работают со слабыми одноклассниками под руководством учителя, остальные выполняют задания повышенной трудности. Упражнение даю на 4-5 учащихся. В конце урока лидер этой группы сообщает учителю результат и долевое участие каждого в решении. Работа оценивается учителем и лидером группы.
Уроки биологии не только расширяют кругозор учащихся, будят любознательности детей, но и становятся поводом для интересных дел во внеурочное время. А главное – они рождают любовь исследованию, поиску.
Этому способствуют факультативные занятия, на которых учащиеся решают задачи повышенной трудности, готовятся к ЕГЭ, индивидуальная работа с одаренными детьми. Хорошей традицией стало проведение в школе предметной недели. Мои ученики являются активными участниками недели естественных наук. В нашей школе она проводится 1 раз в год. В рамках такой недели проводится конкурс стенных газет, биологическая викторина, лотерея.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моя педагогическая философия
Размышления по поводу......
Моя педагогическая философия
В материале описываются основные педагогические идей и система работы....
"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"
Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...
Эссе «Моя педагогическая философия».
Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша, 4класс)...
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...
Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».
Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...