Урок "Следы былых биосфер"
учебно-методический материал по биологии (5 класс)

Следы былых биосфер: как ученые узнают о прошлом Земли (урок по ФГОС)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ТЕМА: Следы былых биосфер: как ученые узнают о прошлом Земли

Цели для ученика

1.Выяснить, что изучает наука палеонтология

2.Используя различные источники, научиться определять изучаемые объекты в образцах

3. Осознать эволюционное развитие органического мира

Цели для учителя

Образовательные:  создать условия для формирования новой учебной информации, продолжить работу по развитию  биологических понятий,  на основе палеонтологических образцов и различных источников информации формировать у учащихся умение анализировать, читать историю развития жизни на Земле.

Развивающие: умение работать с различными источниками информации, с лабораторным оборудованием (цифровой микроскоп),  развивать коммуникативную культуру учащихся.

Воспитательные : дальнейшее развитие интереса к профессии – палеонтолога  и истории прошлого Земли

Тип урока - Комбинированный

Форма урока - «открытие» нового знания

Опорные понятия, термины

Биосфера, эра, ископаемые останки

Новые понятия

Палеонтология, палеонтолог

Формы контроля

Устный опрос,  заполнение таблицы, фразеологический диктант, блиц опрос.

Домашнее задание

1.Параграф 23 повторить

По выбору.

2.Составить рассказ о поразившем палеонтологическом экспонате с использованием сайта палеонтологического музея Москвы – http// www/paleo.ru/museum

3. Составить палеонтологический маршрут по Брянской области (на базе краеведческого материала)

4. Составить кроссворд « Вымершие животные».

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

1.Организационный момент

Создание эмоционально- ценностной атмосферы на уроке.

Добрый день ребята.

Давайте улыбнемся себе, друг другу

Вы улыбнулись, и произошло чудо

Так с доброй улыбки начнем наш урок.

Готовность к восприятию  информации и желание узнать новое.

   Словесные

Регулятивные: выработка учебной мотивации.

Познавательные:  учиться работать по предложенному плану.

Коммуникативные: умение отвечать с опорой на ранее полученные знания

Личностные: готовность к восприятию нового материала, умение рассуждать

Готовность класса и оборудование к уроку

2.Актуализация знаний

Устный опрос, фронтальная беседа

Перед вами восстановленные картины прошлого нашей планеты (слайды). Назовите эры, в которой могли обитать представлен-ные на слайдах животные

Фронтальная беседа на основе имеющихся знаний, с использованием презентации

Наглядные методы (презентация) Словесные

Регулятивные УУД (умение организовать выполнение задания ,

 умение ориентироваться в системе собственных биологических знаний Познавательные УУД (умение анализировать; : умение выделять  главные признаки).

 Коммуникативные УУД: оформление внутренней речи во внешнюю.

Личностные УУД: умение рассуждать, высказывать свое мнение

Установление правильности выполнения задания и коррекция пробелов

3. Проблемное объяснение нового знания

 Уточняет тему и цель урока, организует работу с понятийным аппаратом

А почему именно так выглядят древние организмы? Каким образом мы это узнали?

Значит мы можем определить тему сегодняшнего урока

(слайд)

А целью урока будет…

Итак, нам предстоит познакомиться с наукой…

Поработаем с этим определением.

Что это за наука?

Палеонтолг

(слайд)

Что же это за профессия – палеонтолог, об этом мы услышим в сообщении.

Можете ли вы стать палеонтолагами?

Что нам для работы может  понадобиться?

Определяют и называют новую тему и задачи урока, работают с новыми понятиями.

Следы былых биосфер: как ученые узнают о прошлом Земли. (запись в технологической карте).

Выяснить как ученые узнают о прошлом Земли и какие методы им позволяют «прочитать» историю развития на нашей планете

Палеонтология (слайд)

«Paleo»- древний

«Ontos»- существо

«Logos»- наука

( слайд)

Палеонтология – наука о древней жизни (слайд), запись в технологической карте.

Ученые, занима-ющиеся изучением  науки палеонтологии, запись в технологической карте.

Профессия палеонтолог.

Палеонтолог- любитель

( слайд)

Наглядные методы (презентация), словесные (опережающее

сообщение по теме)

Личностные УУД

умение слушать и слышать, понимание речи других, высказывания собственного мнения.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: оформление внутренней речи во внешнюю.

Самостоятельность в  добывании новых знаний и овладении способами  учебных действий

4.Первичное закрепление во внешней речи

Предлагает алгоритм работы по новой теме.

Итак, перед нами 4 группы палеонтологов любителей, которые используя инструктивную карточку должны исследовать свой палеонтологический образец.

3 группы – теоретиков, 4 группа практиков, через 7 минут каждая группа должна предоставить:

а) устный отчет

б) заполнить таблицу

Выслушаем мнение палеонтологов любителей, которые используя палеонтологический образец, выяснили фрагмент истории развития жизни на земле.

Какие методы мы использовали для изучения палеонтологических образцов?

А можем мы в Брянске посмотреть доисторические экспонаты?

Молодцы. Устали? Немного отдохнем!

Физкультминутка.

Работа в группах с использованием инструктивной карточки, практическая работа: «Изучение  

 известняка под микроскопом»

Один уч-ся из каждой группы готовит рассказ.

1.Рассматривали останки невоору-женым глазом

2. Рассматривали останки под микроскопом.

3.Описали по плану с фиксацией результата в таблицу.

4. Использовали источник информации.

В краеведческом музее ( слайд)

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туло-вище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Наглядные методы,    словесные методы, исследовательский метод (работа с палеонтологическим образцом)

Регулятивные УУД: умение в сотрудничестве работать  по намеченному алгоритму, вносить корректировку в связи с поставленной задачей.

Познавательные: умение добывать знания из различных источников информации, установление причинно- следственных связей, умение фиксировать и оформлять результаты

Коммуникативные: оформление внутренней речи во внешнюю, умение выражать свои мысли.

Личностные: умение рассуждать доказывать свое мнение

Первичное восприятие знаний

5.Самостоятельная работа с самопроверкой по усвоению новых знаний, организация выполнения  учащимися типовых заданий (обратная связь)

Организует выполнение учащимися типовых заданий.

Молодцы палеонтологи – любители, много интересного узнали мы из ваших отчетов о истории прошлого земли, а теперь проверим как вы усвоили изученный материал.

Блиц – опрос

1.Есть ли мел на Луне?

2. На слайде представлено древнее животное листозавр, его останки нашли в Антарктиде. О чем говорит данный факт?

3.Что это за животное?

Выполняют самостоятельно типовое задание, анализ и коррекция.

Вставьте пропущенное слово.

1.Историю Земли подразделяют на несколько очень крупных промежутков времени, называемых…( эрами)

2.Наука о древней жизни- …(палеонтология), а ученые, занимающиеся ее изучением - …(палеонтологи).

3.Ископаемые останки это останки растений и …( животных).

4.Примерами ископаемых останков могут служить …(кости, черепа, семена)

Саблезубая белка, впервые мы о ней узнали из мультфильма «Ледниковый период»

Письменный и устный контроль

Регулятивные: умение  работать  по намеченному алгоритму, правильно оценивать действия  в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: ориентироваться в системе знаний.

Личностные: умение рассуждать

Навык работы с текстом ( смысловое чтение). Умение объективно оценивать свою работу и ее корректировать

6.  Рефлексия

Итог урока

Организовывает фиксацию нового материала на уроке, информирует о домашнем задании.

Молодцы, а теперь, запишем в своих технологических картах, что нового и полезного вы сегодня узнали на уроке.

Следы истории в глубинах
Покрыты паутиной лет,
Вы обнаружили в руинах
И извлекли на белый свет.
Любая мелочь — часть истории.
Из тщательно подобранных ключей
Под Вашими руками оживает

Прошлое...

Домашнее задание.

1.Параграф 23.

По выбору.

2.Составить рассказ о поразившем палеон-тологическом экспонате с ис-пользованием сайта палеонтологического музея Москвы – http// www/paleo.ru/museum

3. Составить палеон-тологический марш-рут по Брянской области (на базе краеведческого материала)

4. Составить кроссворд

« Вымершие животные».

Анализируют деятельность на уроке, уровень освоения нового материала

Комментируют, что нового и полезного  сегодня узнали на уроке.

Представляют прошлое Земли ( на ватмане наклеены животные и растения из разных эр)

Наглядные методы

Словесные методы

Регулятивные: структурирование полученной информации, анализ деятельности на уроке

Познавательные: ориентироваться в системе знаний, умение уч-ся оценивать собственную деятельность и обеспечение ценностно- смысловой ориентации.

Коммуникативные: умение работать в сотрудничестве.

Личностные: проявление потребности освоении учебной темы.

Заинтересованность в теме урока и желание узнать больше по изучаемой теме



Предварительный просмотр:

Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Технологическая карта урока

учащегося 5 класса

_________________________

Тема урока_________________________________

__________________________________________

Палеонтология__________________________________________________________________________

___________________________________________Палеонтолог________________________________________________________________________________________________________________________

Изучение палеонтологического образца

Инструктивная карточка.

1 Рассмотрите палеонтологический образец

2.Изучите его внешнее строение.

3.Опишите внешнее строение.

4.Пользуясь дополнительным источником, заполните таблицу.

5. Составьте рассказ.

Название палеонтологичес-кого образца

Местообитание

К какой эре жизни принадлежит?

Вставьте пропущенное слово.

1.Историю Земли подразделяют на несколько очень крупных промежутков времени, называемых…

2.Наука о древней жизни- …                      , а ученые, занимающиеся ее изучением - …

3.Ископаемые останки - это останки растений и ….

4.Примерами ископаемых останков могут служить …

Что полезного я узнал сегодня на уроке ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети герои ВОВ (приложение к "У нас и детства не было отдельно, а было вместе детство и война")

...Летней ночью, на рассвете,Гитлер дал войскам приказИ послал солдат немецкихПротив всех людей советских,—Это значит — против нас...

Урок Механизмы устойчивости биосферы. Человек как житель биосферы. 10 класс

Урок подготовлен для 10 класса. Цель: выяснить за счет каких механизмов биосфера поддерживает свою структуру и характер связей, определить роль человека в биосфере. В урок входит тестовая работа ...

Разработка урока "Общая характеристика биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере."

Разработка урока "Общая характеристика биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере."...

Тема урока В 6 КЛАССЕ: «Биосфера – земная оболочка. Разнообразие живых организмов на Земле. Границы биосферы».

Цель: создать условия для формирования представлений о биосфере, как оболочке Земли, населенной живыми организмами, ее границах....

Тест по теме «Биосфера – глобальная экосистема. Биосфера и человек»

Тест по теме «Биосфера – глобальная экосистема. Биосфера и человек»...