Урок "Следы былых биосфер"
учебно-методический материал по биологии (5 класс)
Следы былых биосфер: как ученые узнают о прошлом Земли (урок по ФГОС)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока | 68.5 КБ |
Конспект урока учащегося (5 класс) | 16.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ТЕМА: Следы былых биосфер: как ученые узнают о прошлом Земли | |
Цели для ученика 1.Выяснить, что изучает наука палеонтология 2.Используя различные источники, научиться определять изучаемые объекты в образцах 3. Осознать эволюционное развитие органического мира | Цели для учителя Образовательные: создать условия для формирования новой учебной информации, продолжить работу по развитию биологических понятий, на основе палеонтологических образцов и различных источников информации формировать у учащихся умение анализировать, читать историю развития жизни на Земле. Развивающие: умение работать с различными источниками информации, с лабораторным оборудованием (цифровой микроскоп), развивать коммуникативную культуру учащихся. Воспитательные : дальнейшее развитие интереса к профессии – палеонтолога и истории прошлого Земли |
Тип урока - Комбинированный | Форма урока - «открытие» нового знания |
Опорные понятия, термины Биосфера, эра, ископаемые останки | Новые понятия Палеонтология, палеонтолог |
Формы контроля Устный опрос, заполнение таблицы, фразеологический диктант, блиц опрос. | Домашнее задание 1.Параграф 23 повторить По выбору. 2.Составить рассказ о поразившем палеонтологическом экспонате с использованием сайта палеонтологического музея Москвы – http// www/paleo.ru/museum 3. Составить палеонтологический маршрут по Брянской области (на базе краеведческого материала) 4. Составить кроссворд « Вымершие животные». |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
1.Организационный момент | Создание эмоционально- ценностной атмосферы на уроке. Добрый день ребята. Давайте улыбнемся себе, друг другу Вы улыбнулись, и произошло чудо Так с доброй улыбки начнем наш урок. | Готовность к восприятию информации и желание узнать новое. | Словесные | Регулятивные: выработка учебной мотивации. Познавательные: учиться работать по предложенному плану. Коммуникативные: умение отвечать с опорой на ранее полученные знания Личностные: готовность к восприятию нового материала, умение рассуждать | Готовность класса и оборудование к уроку |
2.Актуализация знаний | Устный опрос, фронтальная беседа Перед вами восстановленные картины прошлого нашей планеты (слайды). Назовите эры, в которой могли обитать представлен-ные на слайдах животные | Фронтальная беседа на основе имеющихся знаний, с использованием презентации | Наглядные методы (презентация) Словесные | Регулятивные УУД (умение организовать выполнение задания , умение ориентироваться в системе собственных биологических знаний Познавательные УУД (умение анализировать; : умение выделять главные признаки). Коммуникативные УУД: оформление внутренней речи во внешнюю. Личностные УУД: умение рассуждать, высказывать свое мнение | Установление правильности выполнения задания и коррекция пробелов |
3. Проблемное объяснение нового знания | Уточняет тему и цель урока, организует работу с понятийным аппаратом А почему именно так выглядят древние организмы? Каким образом мы это узнали? Значит мы можем определить тему сегодняшнего урока (слайд) А целью урока будет… Итак, нам предстоит познакомиться с наукой… Поработаем с этим определением. Что это за наука? Палеонтолг (слайд) Что же это за профессия – палеонтолог, об этом мы услышим в сообщении. Можете ли вы стать палеонтолагами? Что нам для работы может понадобиться? | Определяют и называют новую тему и задачи урока, работают с новыми понятиями. Следы былых биосфер: как ученые узнают о прошлом Земли. (запись в технологической карте). Выяснить как ученые узнают о прошлом Земли и какие методы им позволяют «прочитать» историю развития на нашей планете Палеонтология (слайд) «Paleo»- древний «Ontos»- существо «Logos»- наука ( слайд) Палеонтология – наука о древней жизни (слайд), запись в технологической карте. Ученые, занима-ющиеся изучением науки палеонтологии, запись в технологической карте. Профессия палеонтолог. Палеонтолог- любитель ( слайд) | Наглядные методы (презентация), словесные (опережающее сообщение по теме) | Личностные УУД умение слушать и слышать, понимание речи других, высказывания собственного мнения. Познавательные: построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: оформление внутренней речи во внешнюю. | Самостоятельность в добывании новых знаний и овладении способами учебных действий |
4.Первичное закрепление во внешней речи | Предлагает алгоритм работы по новой теме. Итак, перед нами 4 группы палеонтологов любителей, которые используя инструктивную карточку должны исследовать свой палеонтологический образец. 3 группы – теоретиков, 4 группа практиков, через 7 минут каждая группа должна предоставить: а) устный отчет б) заполнить таблицу Выслушаем мнение палеонтологов любителей, которые используя палеонтологический образец, выяснили фрагмент истории развития жизни на земле. Какие методы мы использовали для изучения палеонтологических образцов? А можем мы в Брянске посмотреть доисторические экспонаты? Молодцы. Устали? Немного отдохнем! Физкультминутка. | Работа в группах с использованием инструктивной карточки, практическая работа: «Изучение известняка под микроскопом» Один уч-ся из каждой группы готовит рассказ. 1.Рассматривали останки невоору-женым глазом 2. Рассматривали останки под микроскопом. 3.Описали по плану с фиксацией результата в таблицу. 4. Использовали источник информации. В краеведческом музее ( слайд) Спал цветок и вдруг проснулся, (Туло-вище вправо, влево.) Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.) Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.) Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.) Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.) | Наглядные методы, словесные методы, исследовательский метод (работа с палеонтологическим образцом) | Регулятивные УУД: умение в сотрудничестве работать по намеченному алгоритму, вносить корректировку в связи с поставленной задачей. Познавательные: умение добывать знания из различных источников информации, установление причинно- следственных связей, умение фиксировать и оформлять результаты Коммуникативные: оформление внутренней речи во внешнюю, умение выражать свои мысли. Личностные: умение рассуждать доказывать свое мнение | Первичное восприятие знаний |
5.Самостоятельная работа с самопроверкой по усвоению новых знаний, организация выполнения учащимися типовых заданий (обратная связь) | Организует выполнение учащимися типовых заданий. Молодцы палеонтологи – любители, много интересного узнали мы из ваших отчетов о истории прошлого земли, а теперь проверим как вы усвоили изученный материал. Блиц – опрос 1.Есть ли мел на Луне? 2. На слайде представлено древнее животное листозавр, его останки нашли в Антарктиде. О чем говорит данный факт? 3.Что это за животное? | Выполняют самостоятельно типовое задание, анализ и коррекция. Вставьте пропущенное слово. 1.Историю Земли подразделяют на несколько очень крупных промежутков времени, называемых…( эрами) 2.Наука о древней жизни- …(палеонтология), а ученые, занимающиеся ее изучением - …(палеонтологи). 3.Ископаемые останки это останки растений и …( животных). 4.Примерами ископаемых останков могут служить …(кости, черепа, семена) Саблезубая белка, впервые мы о ней узнали из мультфильма «Ледниковый период» | Письменный и устный контроль | Регулятивные: умение работать по намеченному алгоритму, правильно оценивать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: ориентироваться в системе знаний. Личностные: умение рассуждать | Навык работы с текстом ( смысловое чтение). Умение объективно оценивать свою работу и ее корректировать |
6. Рефлексия Итог урока | Организовывает фиксацию нового материала на уроке, информирует о домашнем задании. Молодцы, а теперь, запишем в своих технологических картах, что нового и полезного вы сегодня узнали на уроке. Следы истории в глубинах Прошлое... Домашнее задание. 1.Параграф 23. По выбору. 2.Составить рассказ о поразившем палеон-тологическом экспонате с ис-пользованием сайта палеонтологического музея Москвы – http// www/paleo.ru/museum 3. Составить палеон-тологический марш-рут по Брянской области (на базе краеведческого материала) 4. Составить кроссворд « Вымершие животные». | Анализируют деятельность на уроке, уровень освоения нового материала Комментируют, что нового и полезного сегодня узнали на уроке. Представляют прошлое Земли ( на ватмане наклеены животные и растения из разных эр) | Наглядные методы Словесные методы | Регулятивные: структурирование полученной информации, анализ деятельности на уроке Познавательные: ориентироваться в системе знаний, умение уч-ся оценивать собственную деятельность и обеспечение ценностно- смысловой ориентации. Коммуникативные: умение работать в сотрудничестве. Личностные: проявление потребности освоении учебной темы. | Заинтересованность в теме урока и желание узнать больше по изучаемой теме |
Предварительный просмотр:
Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Технологическая карта урока
учащегося 5 класса
_________________________
Тема урока_________________________________
__________________________________________
Палеонтология__________________________________________________________________________
___________________________________________Палеонтолог________________________________________________________________________________________________________________________
Изучение палеонтологического образца
Инструктивная карточка.
1 Рассмотрите палеонтологический образец
2.Изучите его внешнее строение.
3.Опишите внешнее строение.
4.Пользуясь дополнительным источником, заполните таблицу.
5. Составьте рассказ.
Название палеонтологичес-кого образца | Местообитание | К какой эре жизни принадлежит? |
Вставьте пропущенное слово.
1.Историю Земли подразделяют на несколько очень крупных промежутков времени, называемых…
2.Наука о древней жизни- … , а ученые, занимающиеся ее изучением - …
3.Ископаемые останки - это останки растений и ….
4.Примерами ископаемых останков могут служить …
Что полезного я узнал сегодня на уроке ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дети герои ВОВ (приложение к "У нас и детства не было отдельно, а было вместе детство и война")
...Летней ночью, на рассвете,Гитлер дал войскам приказИ послал солдат немецкихПротив всех людей советских,—Это значит — против нас...
Урок Механизмы устойчивости биосферы. Человек как житель биосферы. 10 класс
Урок подготовлен для 10 класса. Цель: выяснить за счет каких механизмов биосфера поддерживает свою структуру и характер связей, определить роль человека в биосфере. В урок входит тестовая работа ...
Разработка урока "Общая характеристика биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере."
Разработка урока "Общая характеристика биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере."...
Что такое биосфера и как она устроена. Роль биосферы в природе
География, 6 класс, раздел "Биосфера"...
Тема урока В 6 КЛАССЕ: «Биосфера – земная оболочка. Разнообразие живых организмов на Земле. Границы биосферы».
Цель: создать условия для формирования представлений о биосфере, как оболочке Земли, населенной живыми организмами, ее границах....
Тест по теме «Биосфера – глобальная экосистема. Биосфера и человек»
Тест по теме «Биосфера – глобальная экосистема. Биосфера и человек»...