«Принцип наглядности как один из основных методов развития мотивации обучения у учащихся на уроках географии и биологии»
статья по биологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Принцип наглядности, является одним из основных принципов обучения, в современной педагогике.Именно наглядность является опорой не только на конкретные предметы и их изображения, но и на их модели. Большое значение уделяется принципу наглядности на уроках географии и биологии. Чем разнообразнее чувственное восприятие учебного материала, тем более прочно он усваивается. Это достигается при широком использовании наглядных средств на всех этапах обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
printsip_naglyadnosti.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лукшина Е.В.
МОУ «Основная школа-интернат
Краснооктябрьского района
Волгограда»
«Принцип наглядности как один из основных методов развития мотивации обучения у учащихся на уроках географии и биологии»
Мотивация – это двигатель, который управляет нашим миром. Обучая детей в школе часто приходится констатировать тот факт, что им не свойствена мотивация в учёбе. Большого труда стоит заинтересовать учеников, заставить думать,а значит замотивировать на успешное обучение и успеваемость. Приходится совершать открытия для своих учеников. Неизменно встаёт вопрос: как сделать, чтобы учебный труд был бы непринужденным, характеризовался высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний, умений и навыков, результативностью? Большим подспорьем в повышении эффективности учебного процесса является его организация с применением наглядности, как одного из дидактических принципов обучения. Поэтому тема моей работы: «Графическая наглядность как средство развития компетенций у учащихся на уроках географии».
Мы знаем, что кратчайший путь к познанию лежит через познавательную активность учащихся и результативную их деятельность в учебном процессе.
Ведь недаром гласит китайская мудрость: «скажи мне и я забуду, покажи мне и я могу запомнить, позволь мне сделать самому и я пойму».
В условиях современного образования это представляется особенно важным, т. к. предъявляются новые требования к качеству образования и уровню подготовки выпускников. Поставленные в новом государственном стандарте задачи формирования основных компетенций ставит учителя перед поиском возможностей применения более эффективных методов преподавания, которые позволяют уйти от традиционной модели «учитель – информатор» к современной модели «учитель – организатор самостоятельной деятельности учащихся».
Большую роль для всех наук, особенно для географии и биологии, где объекты изучения не всегда могут быть доступны для наблюдений, на первый план выходят разнообразные средства изобразительной наглядности (пояснительные рисунки, таблицы, картосхемы, диаграммы). Но стоит особо отметить, что наглядный средства должны не просто демонстрироваться, к ним обязательно должны быть составлены проблемно-познавательные вопросы и задания.
Многие трудности в формировании умений на уроках географии и биологии связаны именно с тем, что некоторые учителя не учат знаниям о способах деятельности, а в готовом виде дают то или иное умение, поэтому данный метод обучения дает возможность научить ребенка добывать знания самостоятельно, анализировать географическую информацию, уметь оценивать её, устанавливать причинно-следственные связи.
В преподавании географии и биологии наглядность имеет огромное значение, так как, например большинство географических объектов и явлений недоступно для непосредственного восприятия учащихся. С твёрдой уверенностью можно сказать, что учить географии и биологии без наглядных пособий невозможно. Даже, если учитель красочно может описать самые прекрасные места и объекты природы, всё-таки словесные описания не дадут ученику ничего, если у него не будет сформирован образ предмета.
Использование наглядных средств обучения способствует положительному усвоению знаний, активизации методов обучения, развитию познавательного интереса, определению качества усвоения тем учебного материала. Наглядность помогает образовать в сознании учеников отчетливое представление о предмете, объекте, закрепить знание карты.
В географии существует своя классификация наглядных пособий, которые сгруппированы в зависимости от особенностей изготовления и применения (В. А. Коринская):
1. Картографические наглядные пособия;
2. Образные (картины, модели, макеты, фотографии);
3. Схематические (схемы, таблицы, диаграммы);
4. Натуральные (коллекции, раздаточный материал).
Основным методом изучения биологии в школе является наблюдение. Однако не всегда можно провести наблюдения предметов и явлений природы в естественном состоянии. В этом случае необходимые представления и понятия могут быть сформированы с помощью наглядных средств обучения.
Средства наглядности на основании их характера и значения в обучении биологии можно разделить на две группы: основные и вспомогательные. Среди основных различают реальные (натуральные), знаковые (изобразительные) и вербальные (словесные) средства, а среди вспомогательных - технические средства обучения (ТСО) и лабораторное оборудование (ЛО).
В свою очередь, натуральные (реальные) наглядные пособия, используемые на уроках биологии, разделяют на живые и неживые, или препарированные. Изобразительные (знаковые) делят на плоскостные (рисованные) и объемные.
Вершиной обучения учащихся географии и биологии должны быть следующие компетенции:
- умение добывать информацию из разных видов географических источников;
владение приёмами действия в нестандартных ситуациях;
- владение методами решения проблемы;
- умение использовать полученные знания в реальных жизненных ситуациях.
Существует общее правило применения принципа наглядности в общеобразовательных школах: обучение должно быть наглядным в той мере, которая необходима для сознательного усвоения учащимися знаний и выработки умений и навыков, опирающихся на живые образы предметов, явлений и действий.
В заключении, хочется отметить, наглядность – один из основных принципов преподавания учебных предметов. Но не нужно уже доказывать никому, что создание яркого образа, представления о предмете, формах, размерах, масштабе объектов – прочное основание, на котором должны базироваться знания наших учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мотивации к учебной деятельности на уроках географии через использование коммуникативно-диалоговой технологии.
Статья об использовании коммуникативно-диалоговой технологии в преподавании географии...
География: скучная или полезная? Формы работы с учащимися на уроках географии и биологии
В статье раскрывается значимость изучения географии через разнообразные формы работы с учащимися....
Методическая тема "Роль дифференцированного обучения,как средство повышения познавтельного интереса и качества знаний учащихся на уроках географии и биологии".
Фундамент всестороннего развития человека закладывается школой в ходе многообразной учебно- воспитательной работы с учениками, при их активном участии. Всесто...
Основные методы и приемы обучения русскоязычных учащихся произношению звуков- фонем и сочетании адыгейского языка
Статья знакомит читателя с основными методами и приемами обучения учащихся произношению звуков-фонем и их сочетаний. Авторы рекомендуют, как использовать данные методы в процессе изучения адыгейского ...
Методический семинар на тему "Мотивация деятельности учащихся на уроках географии и биологии"
Данный материал содержит учебно-методический семинар: презентация и пояснительная записка...
Развитие экологической культуры у учащихся на уроках географии и биологии через систему заданий.
На протяжении своей работы я собрала сведения, при помощью которых учащиеся смогут изучить природные явления и процессы на примере быта, деятельности народа своей малой Родины. Это вопросы сопоставлен...
« Развитие познавательных компетенций учащихся на уроках географии и биологии»
Каждый урок должен способствовать раскрытию индивидуальных способностей учеников и развитию у них познавательного интереса к обучению. Поэтому, главная задача учителя – правильно организов...