Экологический журнал "Спаси и сохрани"
методическая разработка по биологии (7 класс)
Цель: Формирование осознанного бережного отношения к природе.
Экологический журнал можно использовать при проведении обобщающих занятий, мероприятий ко Дню Земли, Всемирному Дню окружающей среды
Форма проведения – коллективно-творческое дело для уч-ся 5-7 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_zhurnal.doc | 195.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический журнал
«Спасём и сохраним»
Экологический журнал можно использовать при проведении обобщающих занятий, мероприятий ко Дню Земли, Всемирному Дню окружающей среды
Форма проведения – коллективно-творческое дело для уч-ся
5-7 классов, посещающих занятия дополнительного образования.
Цель: Формирование осознанного бережного отношения к природе.
Задачи:
- образовательная: формирование экологических знаний; дать понятие о заповедниках; формировать представление о единстве мира, о том что «особоохраняемые природные территории» - достояние всего человечества.
- воспитательная: воспитание экологической культуры, любви к родной природе, Родине, самому себе; ответственности за судьбу природы.
- развивающая: развитие наблюдательности, внимания, интереса к окружающему миру;
Дидактическое обеспечение:
плакаты и рисунки о защите природы, созданные учащимися;
гербарии листьев;
картины о природе известных русских художников;
выставка книг об экологии России и родного края;
записи классической музыки;
Красная книга;
мультимедиа презентация.
Технические средства обучения:
мультимедиа проектор,
компьютер,
экран.
Подбор информации для плаката "Мир заповедной природы"
На доске – эпиграф: «Мы дети малые одной большой природы,
Мы делим с ней удачи и невзгоды,
Одна судьба у нас и у неё.
Звучит классическая музыка на фоне слайдов с картинами природы.
1 ведущий Здравствуйте, друзья!
2 ведущий: Здравствуйте птицы!
3 ведущий: Здравствуйте поля, реки, озёра, ручьи!
1 ведущий: Здравствуй, природа!
Чтец. Есть просто храм, есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
1 ведущий: Как прекрасна природа, она всегда была вдохновителем искусства, источником великих творений писателей, поэтов, художников.
2 ведущий: Недавно мы получили письмо, начинающееся словами «Исповедь Земли», вот что в нем написано: (на фоне реквиема).
3 ведущий. ….Это было так давно, что я уже начинаю забывать, как это было.
Я пробуждалась каждое утро и была счастлива. Я восхищалась жизнью, которую породила, гордилась её совершенством, и это не было тщеславием. Я любила созданную природу, как заботливая нежная мать любит своего ребенка. Трепетно оберегая каждый лепесток, следила за тем, чтобы всем на Земле хватало и света и пищи, и воды, чтобы никто не был угнетен и обижен. И как же я была прекрасна в это время! Высокое безоблачное небо голубым куполом сияло надо мной, а под самым лазурным сводом плыли нежные легкие завитки облаков. А когда опускалась ночь, оно как бы превращалось в темное бархатное одеяло, усеянное золотистыми мерцающими звездами. Все было чудесно, и я мечтала только о приумножении этого великолепия. Мне хотелось создать существо, которое станет венцом моих творений, самым сильным, мудрым, совершенным. И я создала его и назвала Человеком. Вначале он еще чувствовал себя частью той жизни, в которую попал, но разум, который я вложила в него, довольно быстро дал о себе знать. Сначала он создал оружие и стал сильнейшим, стал властителем, стал порабощать меня, животных. Я смирилась с тем, что создала собственного губителя, постепенно уродующего мою жизнь. Он вырубал леса, истощал почвы, загрязнял воду и воздух. Во что превратилась некогда прекрасная и чистая Земля? Что сделало со мной это чудовище Человек? Он разрывает мои недра на куски и достает мои внутренности, заполняет мою прозрачную кровь ядами, душит выхлопными газами, ранит атомными взрывами… Он – монстр, он – моя ошибка, а ошибки нужно исправлять!...
Ну, вот и все…. Опять тихо и холодно, как в самом начале. Я пуста и безжизненна. Но придет время - и я опять захочу жить, творить, любить, радоваться. Я сильная, я смогу. Но никогда, вы слышите, никогда, я не совершу больше такой ошибки. Никогда, никогда, никогда……
После этого раздается звон колокола..
Чтец: Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты
Не год, не два, а миллиарды лет....
Я так устала.....
Плоть моя покрыта рубцами ран –
Живого места нет.
Терзает сталь моё больное тело
И яды травят воды чистых рек
Всё то, что я имела и имею
Своим добром считает человек.
Мне не нужны ракеты и снаряды
А ведь на них идёт моя руда!
А что мне стоит только штат Невада,
Его подземных взрывов череда
Зачем друг друга люди так бояться,
Что позабыли о самой Земле
Ведь я могу погибнуть и остаться
Обугленной песчинкой в дымной мгле.
Не потому ли, загораясь мщеньем
Я против сил безумных восстаю
И, сотрясая твердь землетрясеньем
На все обиды свой отчёт даю.
И не случайно грозные вулканы
Выплёскивают с лавой боль Земли....
Очнитесь, люди!
Призовите страны,
Чтобы меня от гибели спасти!
1 ведущий: Прежде мы не слишком внимательно прислушивались к сигналам бедствия, которые подавала нам природа. Сегодня начали сознавать, что наш дом, планета Земля, в опасности. Она медленно погибает.
2 ведущий: (Звучит сигнал телетайпной ленты. На её фоне читают слова.)
3 ведущий: - Каждый день фауна земного шара становится беднее на один вид животных.
1 ведущий: - Каждую неделю мы навсегда теряем один вид растений.
2 ведущий: - В минуту вырубается 2 га тропических лесов.
3 ведущий: -5 миллиардов тонн углекислого газа ежедневно выбрасывается в атмосферу Земли.
1 ведущий: - На грани превращения в пустыню 200 млрд. кв. км. – территория, в два раза превышающая площадь Канады.
2 ведущий: - Словно гигантские гнойники на теле Земли – свалки. Они вызывают боль и отвращение.
3 ведущий: - Шрамы на теле Земли – асфальтовые дороги. Бетон продолжает поглощать землю.
1 ведущий: - В опасности легкие планеты – тропические леса.
2 ведущий: - Затуманились глаза Земли – моря и океаны, а ведь наша планета – планета океанов: 3\4 её поверхности занято водой.
3 ведущий: Катастрофически растет во всем мире число экологически неблагополучных городов, чей воздух, отравленный промышленными выбросами, становится непригодным для жизни.
Чтец. Как яблоко на блюде,
Земля у нас одна.
Не торопитесь, люди,
Всё выскрести до дна.
Немудрено добраться
До скрытных тайников.
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зёрна
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счёт будущего дня.
Поймите это, люди,
Сегодня и сейчас,
Не то Земли не будет
И каждого из нас.
3 ведущий: Так что же нам делать? Детство, отрочество, юность – прекраснейшая пора, когда весь мир сам себе кажется вечным, бессмертным! И, вдруг, это великое чувство вечности зеленого мира будет утрачено?
4 ведущий: Мы не должны этого допустить! Человечество хочет жить и оно должно сделать все возможное, чтобы природа не вычеркнула его из списков живых. Настало время осознать каждому, что мы живем в озоновом одуванчике, что наша планета Земля – одинокий небесный цветок, расположенный на удачном расстоянии от Солнца. А мы взрываем в одуванчике бомбы! Мы прогрызаем его ранимую оболочку, стираем пыльцу, смахиваем нежные тычинки лесов.
5ведущий:Человек должен понять, что все живое имеет одинаковое право на существование. У природы нет пасынков, все для неё любимые дети.
3ведущий: Очень важно, совершенно необходимо не дать сегодня погибнуть тем, кто ещё жив.
4 ведущий: Исчезающие виды растений и животных занесены в специальную книгу – Красную книгу. (показ книги).
Красная книга – книга не совсем обычная. Красный цвет – сигнал тревоги, надвигающейся опасности, предупреждения. Листы книги под красным переплётом имеют различную окраску.
1 учащийся: Красные листы – растения и животные, которых осталось очень мало на Земле, они находятся под угрозой вымирания.
2 учащийся: Белые листы – редкие виды, которые находятся под угрозой вымирания, но встречаются только в небольших количествах и на такой ограниченной территории, что легко могут исчезнуть.
3 учащийся: Жёлтые листы – растения и животные количество которых всё время сокращается, но пока ещё достаточно для выживания, если нет ухудшатся резко условия их жизни.
4 учащийся: Зелёные листы - растения и животные, которые восстанавливаются благодаря заботам человека.
5 ведущий: В нашей стране Красная книга вышла в 1978 году. Красная книга – это не только сигнал бедствия, но и программа по спасению редких видов, находящихся под угрозой исчезновения.
Песня «Птицы, рыбы и звери».
1 ведущий: Первые сведения о частичной охране природных территорий государством в России относится ещё к временам правления на Киевской Руси великого князя Мономаха (конец ХІ – начало ХІІ века). В период царствования царя Алексея Михайловича Романова к западу от Москвы существовала «Кунцевская местность» - заповедная сторона, строго охраняемая для царских охот.
2 ведущий: Особое место в организации охраны природы принадлежит русскому императору Петру І. Его указаниями запрещалась вырубка деревьев около больших рек. Он также регулировал рыболовство и охоту. Государственных заповедников в это время ещё не было, но уже стали появляться первые частные заповедники: графов Шереметьевых, Карамзиных, графини Паниной. Эти охраняемые угодья были похожи на настоящие заповедники: в них была прекращена хозяйственная деятельность и иногда велись научные исследования.
3 ведущий: В 1916 году организован первый государственный заповедник – Баргузинский. К 1935 году в стране работало уже более 50 заповедников. К 1951 году в СССР было уже 128 заповедников.
1 ведущий: Огромное значение для охраны природы в России имело принятие в 1995 году Федерального закона «Об особо охраняемых территориях» - заповедниках, заказниках, национальных парках.
4 ведущий: Заповедники – это прежде всего научные лаборатории. Здесь учёные исследуют сложные законы природы, неизменённые человеком.
В нашей стране насчитывается около 155 заповедников. В каждом есть ценные объекты, охране которых уделяется особое внимание.
1 учащийся: В Кандалакшском заповеднике охраняются птичьи базары и гнездовья гаги. Пух этой птицы высоко ценится. (показ фотографий).
2 учащийся: На побережье озера Байкал расположен Баргузинский заповедник – основное место охраны соболя. (показ фотографий).
3 учащийся: В заповеднике на склонах Кавказа пасутся на воле стада туров и серн, в ущельях водятся редкие виды птиц.
4 учащийся: А на берегу Каспия в Астраханском заповеднике проводят зиму стаи уток, гусей и лебедей, чтобы весной вернуться на свои гнездовья, в далёкую тундру.
5 учащийся: В Воронежском заповеднике удалось сохранить и успешно размножить бобров.
6 учащийся: В заповеднике Беловежская пуща много копытных животных – оленей, кабанов, косуль. Здесь живут на воле лесные великаны – дикие быки – зубры. (Показ фотографий).
1 ведущий: В 2010 году исполнилось 16 лет с момента основания заповедника Воронинский.
2 ведущий: Заповедник расположен в среднем течении реки Ворона (правый приток Хопра) на территории Кирсановского и Инжавинского районов Тамбовской области. В его состав включены два относительно больших участка вдоль реки Вороны и восемь малых, расположенных в долинах её притоков. Общая площадь заповедника составляет 10 320 га (103,2 км 2)
3 ведущий: История создания заповедника тесно связана с именем выдающегося русского географа В.П. Семенова-Тян-Шанского, сына знаменитого путешественника, предлагавшего еще в начале XX в. создать здесь «уремный парк». «Урема» - это особый, труднопроходимый пойменный лес. Его восстановление и изучение является главной задачей заповедника.
4 ведущий: Главной водной артерией заповедника является правый приток Хопра - река Ворона в границах заповедника в которую впадают: реки Иноковка, Паревка, Ржавка, Вяжля, Карай, Балыклей.
5 ведущий: .В долине реки Ворона располагаются крупные пойменные озера: Рамза , Кипец, Симерка , и более 200 мелких озер.
1 ведущий: В заповеднике имеются редкие виды растений, занесенные в Красную книгу Российской Федерации, такие как рябчик русский , ятрышник шлемовидный , брандушка разноцветная .
2 ведущий: На территории заповедника «Воронинский» имеются 43 редких вида растений, занесенных в Красную книгу Тамбовской области. Среди них несколько видов ковылей, рябчик шахматовидный, шпажник тонкий, адонис весенний, ветреница лесная, купальница европейская, прострел раскрытый, бубенчик лилиелистный и др.
Чтец: С целым миром спорит я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза и у цветов
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут,
И росу роняют на песок
Кто не верит всех зову я в сад –
Видите, моргая еле-еле,
На людей доверчиво глядят
Все цветы, как дети в колыбели.
3 ведущий: .В заповеднике представлена фауна южной лесостепи. Здесь установлено обитание целого ряда редких видов, таких как паук аргиопа, стрекоза дозорщик – император, богомол обыкновенный, махаон, поликсена, пчела-плотник, изменчивый шмель и др.
4 ведущий: В заповеднике «Воронинский» отмечено обитание 29 видов рыб, 7 видов амфибий, 6 видов рептилий, 126 видов птиц, 26 видов млекопитающих, среди них ряд редких видов - украинская минога, подуст волжский, рыбец, гадюка Никольского, орлан-белохвост, выхухоль.
5 ведущий: А как мы с вами можем помочь природе, стать ей другом?
1 ребёнок: - Берегите каждое деревце, веточку, цветочек. Не рубите деревьев без нужды, не ломайте их.
2 ребёнок: - Убирайте за собой мусор на лесных полянах.
3 ребёнок: - Не допускайте пожаров в лесу.
1 ребёнок: - Не загрязняйте реки, озёра и не разрешайте это делать своим знакомым.
2 ребёнок: - Не травите и не губите рыбу.
3 ребёнок: - Не разоряйте птичьих гнёзд.
1 ребёнок: - Не убивайте зверей, наоборот, боритесь с браконьерами.
Песня «Не дразните собак».
Учитель: Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, Все вместе и каждый в отдельности! Другого нам не дано… Земля – величайшее чудо и она у нас только одна. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня. Мир спасет надежда, если она останется жить в каждом человеческом сердце.
1 ребёнок: Давайте, люди, дружить друг с другом,
2 ребёнок: Как птицы с небом, как ветер с лугом,
3 ребёнок: Как парус с морем, трава с дождями,
4 ребёнок: .Как дружит солнце со всеми нами!
2 ведущий: Давайте, люди, любить планету,
Во всей Вселенной похожей нету.
Во всей Вселенной на всех одна,
Что будет делать без нас она?
Используемая литература:
- Астафьева Н.Е., Пономарёв Н.И. и др. Экологическое образование и воспитание учащихся основных и средних школ. Часть ІІІ. Инновационные формы и методы. ТОИПКРИО. 2001 г.
- Большаков А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. Санкт-Петербург. Паритет. 2000 г.
- Дёжкин В.В. В мире заповедной природы. (О заповедниках РСФСР) М. Советская Россия., 1989 г.
- Д. Зверев, «Практические занятия по экологии». М: «Просвещение».1998г.
- Интернет-ресурсы:
б) http://zapovednik.cwx.ru/voronezh-zapov.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час по экологическому воспитанию "Сохраним природу"
Данный классный час предназначен для учащихся среднего звена. Его основная цель - воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, формирование экологической культуры. ...
презентация к экологической акции "Спасти и сохранить" в Югре
Презентация к внеклассному мероприятию в рамках экологической акции "Спасти и сохранить" в ХМАО- Югре. Презентация предназначена для учащихся коррекционной школы I, II вида...
Социально - экологический проект "Сохраним реку Омь"
В работе представлен социально - экологический проект "Сохраним реку Омь" (проблема, цели и задачи, этапы работы и результаты)...
Экологическая агитбригада "Сохраним природное наследие нации!"
Экологическая агитбригада содержит материал о памятниках природы Чамзинского района Республики Мордовия. В районе четыре водных памятника. Показано бережное отношение мордвы к воде в образе Ведявы, со...
Экологическое меролприятие "Давайте, сохраним!"
На этом мероприятии говорится о том, что сейчас происходит с Землей. Люди опустошают свою планету. Разве загрязнение воздуха и вод не несет болезни и смерть живому? Разве растущие свалки и карьеры не ...
Методическая разработка сценария экологического конкурса агитбригад: «Сохраним планету живой!»
Цель: Посредством театрализованных форм способствовать повышению экологической культуры студентов, воспитанию деятельностного подхода к решению экологических проблем.Задачи агитбригады:- экологическое...
Экологическая игра «Сохранить природу- сохранить жизнь»
1.Знакомство с природой Иркутской области.2.Показать красоту и неповторимость Иркутской Области.3.Развивать познавательную активность детей, чувство уважения к родному краю....