Конспекты уроков
план-конспект урока по биологии (6 класс)
При изучении темы «Корень», учащиеся усваивают ряд понятий, касающиеся: морфологии, анатомии, роста, развития и функций корня. Поэтому, предусматривается проведение лабораторных работ, позволяющих учащимся познакомится с внешним и внутренним строением корня.
Данный урок продолжает развивать и закреплять имеющиеся навыки работы с: микроскопом, микропрепаратами, гербариями, учебником таблицами, живыми растениями.
Функциональное значение обобщающих уроков - повторение, обощение знаний,построение их в систему, предусматривающую установление связей между понятиями их соподчиненности.
Контрольно - обобщающий урок в 6-ом классе по теме: «Цветок – соцветия. Семя – плод».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_korney_i_tipy_kornevyh_sistem.doc | 107.5 КБ |
kontrolno-_obobshchayushchiy_urok.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
«Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня» для 6-го класса.
(Программа по учебнику В.В. Пасечник «Биология Растения. Грибы. Бактерии»)
Цель урока: Познакомить учащихся с разнообразием корней и типами корневых систем. Прививать практические навыки по их распознаванию и определению. Рассказать о клеточном строении корня: изучить зоны корня, их особенности строения в связи с выполняемой функцией. Продолжать развивать навыки работы с микроскопом.
Тип: урок, раскрывающий содержание темы
Вид: комбинированный урок (беседа + лабораторная работа)
Задачи:
1. Образовательные:
- сформировать понятия «главный, боковые, придаточные корни», «стержневая и мочковая корневые системы», «корневой чехлик», «корневой волосок», «зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения».
- продолжить формировать понятия «виды тканей»
- сформировать умение распознавать и определять виды корней и типы корневых систем, зоны корня ;
- продолжить формировать умение работы с текстом учебника
2. Воспитательные:
- трудовое воспитание через работу с учебником, таблицей, гербарным материалом
- нравственное воспитание через формирование устойчивого интереса учащихся к исследованию строения организмов на примере корневых систем растений.
3. Развивающие:
- продолжить развитие любознательности через беседу о функциях корня;
- продолжить развитие трудолюбия через работу с гербариями;
- продолжить развитие умения анализировать изучаемый материал, выделять в нем главное, делать выводы через самостоятельную познавательную деятельность при лабораторном исследовании.
Методы: словесные (рассказ с элементами беседы)
наглядные (демонстрация таблиц, гербарного материала)
практические (выполнение лабораторной работы)
Планируемые результаты обучения
Предметные: учащиеся умеют различать виды корней, типы корневых систем, знают функции корня; учащиеся знают выделяемые на продольном срезе зоны корня, особенности строения клеток различных зон корня в связи с выполняемой функцией.
Метапредметные: развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке, оформления её результатов и умение на их основании делать выводы.
Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.
Оборудование: учебник, таблица «Строение корня», гербарий «Типы корневых систем»; корешки лука, проростки фасоли, пшеницы, лупы, микроскоп, лабораторное оборудование.
Оборудование: Гербарные экземпляры растений со стержневой и мочковатой корневой системой. Таблицы «Типы корневых систем. Клеточное строение корня». Микроскопы, лупы, готовые микропрепараты «Корневые волоски и корневой чехлик». Черенки растений с корнями, луковица с корнями. Проростки фасоли.
Ход урока
1 .Урок начинается с повторения пройденного материала. Ученик рисует на доске строение семени фасоли. (Рисунок 1)
Рис. 1
Далее задается вопрос: Каково строение семени? Какое строение имеет зародыш? Какой орган первым появляется из семени? (Учащиеся отвечают). Эти вопросы и ответы на них связывают предыдущий материал и новый. Учитель подводит итог повторению.
Новый материал
2. Учитель зачитывает отрывок из басни И.Крылова «Свинья под дубом»
Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
«Ведь это дереву вредит...
Задается вопрос классу: Чем же навредила свинья дереву? Будет ли, дуб расти и развиваться? Отвечая на эти вопросы, учащиеся делают вывод о значение корня и его функции. Вывод записывают в тетрадях: - закрепляет и удерживает в вертикальном положении растение;
- питает растение, всасывает воду и минеральные вещества.
Итак: Корень - один из важных вегетативных органов растения.
(Учитель обращает внимание учащихся на таблицу «Виды корней и типы корневых систем».)
Различают три вида корней: главный корень, придаточные, боковые корни, показывает их на таблице.
Далее учитель предлагает рассмотреть типы корней на живых экземплярах и найти главный корень, придаточные корни, боковые. Рассказывает, что придаточные корни развиваются от стебля, боковые корни от главного корня. Ученики рассматривают живые экземпляры растений: луковицу лука репчатого, черенки традесканции, а также выкопанные из горшочков молодые растения герани.
Вопрос классу: Чем отличаются корни друг от друга? Откуда отрастают придаточные и боковые корни? Из чего развивается главный корень? (это промежуточный контроль знаний).
Ребята! Подумайте! С какой целью проводят окучивание некоторых сельскохозяйственных культур? Например, таких как капуста, картофель. (Вопрос способствует развитию мышления)
Учитель продолжает вести урок, рассказывает о размерах корней, обращая внимание учащихся на гербарные экземпляры растений, рисунки в учебнике (верблюжья колючка, цикорий, овес). (Рисунок 2)
Рис. 2
Все корни одного растения образуют корневую систему. Различают два типа корневых систем: стержневую и мочковатую. (Работа с таблицей на доске «Типы корневых систем»)
Стержневая корневая система: одуванчик, клевер, колокольчик.
Мочковатая корневая система: лук, пшеница, тюльпан.
С целью выработки практических умений закрепления и углубления знаний по теме «Виды корней и типы корневых систем» проводится лабораторная работа №1.
Лабораторная работа №1
«Изучение строения стержневой и мочковатой корневой системы»
Задание.
- Рассмотреть предложенные гербарии корневых систем растений, найти: главный, придаточные, боковые корни.
- Отобрать гербарии растений со стержневой, а затем с мочковатой корневой системой. Сравнить их, найти черты сходства и различия.
- Зарисуйте растения, имеющие стержневую и мочковатую корневые системы. Подпишите названия типов корней и корневых систем. (Учащиеся зарисовывают увиденные на гербарии растения)
- Приведите свои примеры растений имеющие стержневую и мочковатую корневую систему.
- Сделайте вывод о видах корней и типах корневых систем.
Затем учитель вспоминает вместе с учащимися пройденный материал по теме «Строение семян». К своим выводам, о строение типов корневых систем, ребята с помощью учителя узнают, что растения класса двудольных имеют стержневую корневую систему, растения класса однодольных - мочковатую корневую систему.
Учитель продолжает урок и переходит к изучению внутреннего строения корня. Корень имеет сложное строение. (Учитель обращает внимание учащихся на таблицу «Клеточное строение корня»). Показывает основные участки (зоны) корня. Называет их: корневой чехлик, зона деления, зона роста, зона всасывания, зона проведения. Говорит о том, что только в зоне всасывания находятся корневые волоски. Рассказывает об их значении. Знакомит учащихся с особенностями строения клеток каждой зоны в связи с выполняемой функцией.
Далее учащиеся открывают учебники и рассматривают рисунок 63. «Строение и зоны молодого корня» на странице 92 § 20.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что каждая зона корня состоит из множества групп клеток, которые похожи друг на друга и выполняют определенную функцию. Эта группа клеток получила название-ткань. Ребята записывают определение в тетради.
Затем учитель показывает и называет по таблице (Клеточное строение корня) основные зоны корня и соответствующие им ткани. Ребята с помощью текста учебника называют функции, которые соответствуют данному типу ткани.
С целью закрепления пройденного материала на уроке проводится лабораторная работа №2
Лабораторная работа №2
«Корневой чехлик и корневые волоски»
Задание.
- Рассмотреть корешок фасоли невооруженным глазом, а затем с помощью лупы. Найти корневой чехлик.
- Найдите на корне выросты в виде пушка - корневые волоски. Рассмотрите их. Прочитайте в тексте учебника, какое они имеют значение и строение.
- Положите корешок фасоли в каплю воды, на предметное стекло. Препарат подкрасьте чернилами. Рассмотрите под микроскопом. Рассмотрите готовый микропрепарат корневого чехлика растения.
- Сравните то, что вы увидели под микроскопом с рисунками в учебнике. Зарисуйте увиденное, сделайте надписи к рисунку. (Рисунок 3)
- Сравните строение корневых волосков с клетками кожицы лука.
- Сделайте вывод.
Заключение.
3. В качестве закрепления пройденного материала на уроке учащимся предлагается задание в виде теста. (Приложение 1).
Правильность выполнения теста, а также лабораторных работ№1, №2 оцениваются.
Задачи, поставленные на уроке достигнуты. Учащиеся получают две, три оценки за урок.
Тетради с лабораторными работами и тесты сдаются учителю на проверку.
Домашнее задание §19, §20.
Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня.
Вариант 1
1. Главный корень образуется:
а - из зародышевого корешка
б - на придаточных корнях
в - из нижней части стебля
г - на боковых корнях
2. Корневая система образована:
а - только главным корнем
б - только придаточными корнями
в - только боковыми корнями
г - корнями растения
3. Корневой волосок:
а - боковой корень
б - придаточный корень
в - вытянутая клетка кожицы, участвующая в поглощении воды и минеральных веществ
г - группа клеток, участвующих в поглощении воды и минеральных веществ
4. В поглощении воды из почвы участвует зона
а - деления
б - растяжения
в - всасывания
г - проведения
5. Рост корня происходит за счет клеток
а - образовательной ткани
б - покровной ткани
в - механической ткани
г - проводящей ткани
Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня.
Вариант 2
1. Придаточные корни образуются:
а - на боковых корнях
б - на главном корне
в - из зародышевого корешка
г - от нижней части стебля
2. Стержневую корневую систему имеет:
а - лук
б - одуванчик
в - горох
г - пшеница
3. В мочковатой корневой системе в отличие от стержневой
а - нет придаточных корней
б - нет боковых корней
в - не заметен главный корень
г - все корни одинаковой длины
4. Защиту корня обеспечивают клетки
а - покровной ткани
б - проводящей ткани
в - образовательной ткани
г - корневых волосков
5. Клетки корневого чехлика обеспечивают
а - рост корня
б - поглощение воды
в - защиту корня от повреждений
г - передвижение воды и питательных веществ
Предварительный просмотр:
Контрольно - обобщающий урок в 6-ом классе по теме: «Цветок – соцветия. Семя – плод».
( Программа по учебнику В.В. Пасечник «Биология Растения. Грибы. Бактерии»).
Цель урока: Закрепить и систематизировать знания о цветке, плоде как генеративном органе покрытосеменных растений. Обобщить и систематизировать знания о понятиях: соцветия, плод. Продолжать развивать и закреплять навыки работы с гербариями, коллекциями плодов и семян, таблицами.
Оборудование: Модель «Цветок». Таблица «Соцветия». Коллекции семян и плодов. Таблица
«Строение семян». Раздаточный материал с заданиями для каждого ученика по вариантам. Задачи:
1. Образовательные:
- обобщить понятия «цветок-соцветие, семя-плод.
- продолжить формировать умение работы с текстом учебника
2. Воспитательные:
- трудовое воспитание через работу с учебником, таблицей, гербарным материалом
- нравственное воспитание через формирование устойчивого интереса учащихся к исследованию строения организмов на примере корневых систем растений.
3. Развивающие:
- продолжить развитие любознательности через беседу о функциях цветка, соцветий;
- продолжить развитие трудолюбия через работу с гербариями;
- продолжить развитие умения анализировать изучаемый материал, выделять в нем главное, делать выводы через самостоятельную познавательную деятельность при лабораторном исследовании.
Методы: словесные (рассказ с элементами беседы)
наглядные (демонстрация таблиц, гербарного материала)
практические (выполнение лабораторной работы)
Планируемые результаты обучения
Предметные: учащиеся умеют различать цветок и соцветия , знают их функции;
Метапредметные: развиваются навыки выполнения работы по инструктивной карточке, оформления её результатов и умение на их основании делать выводы.
Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.
Ход урока
Учитель раздает учащимся карточки с заданиями. Все таблицы (без обозначений к ним), находятся на доске. Коллекции плодов и семян, гербарии растений раздаются на парту. Учащиеся могут использовать их при выполнении заданий. Ответы к заданиям помещены в приложении 1.
Задание 1
Ниже перечислены термины. Слева термину соответствует цифра, а справа – буква.
1. Однодольные а | 7. Околоцветник ж |
2. Тычиночная нить, пыльник б | 8. Эндосперм з |
3. Простым в | 9. Однодомным и |
4. Пестик г | 10. Семядоли к |
5. Соцветия д | 11. Цветок л |
6. Околоплодник е | 12. Семязачатка м |
Учащиеся, отвечающие на вопросы первого варианта, записывают в тетради номер вопроса и рядом – соответствующую правильному ответу цифру.
Учащиеся, отвечающие на вопросы второго варианта, после номера ответа указывают соответствующую букву.
Вариант 1
1. Первые листья зародыша растения.
2. Разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи.
3. Из чего развивается семя?
4. Растения, имеющие в зародыше одну семядолю.
5. Если в цветке только один пестик, то плод, развившийся из него называют…
6. Запас питательных веществ семени находится в особой запасающей ткани. Какой?
Вариант 2
1. Видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения.
2. Группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке.
3. Совокупность чашелистиков и лепестков.
4. Если на растении находятся и мужские и женские цветки, то растение называют…
5. Женский орган цветка.
6. Назовите составляющие тычинки.
Задание 2
Учащимся предлагается выбрать правильный вариант ответа на вопросы.
Вариант 1
1. К репродуктивным органам растения можно отнести: плоды, семена, цветки, все эти органы.
2. Зародыш фасоли включает в себя: стебель, корень, листья, все эти органы.
3. Две семядоли имеются в семенах: лука, моркови, пшеницы, всех этих растений.
4. Основную часть семени ржи занимает: зародыш, семядоля, эндосперм, оболочка.
5. Однодомные растения имеют: только пестичные цветки, только тычиночные цветки, обоеполые цветки, тычиночные и пестичные цветки на одном растении.
6. Простой околоцветник свойственен: вишне, яблоне, лилии.
7. Назовите плод, который трижды влияет на судьбу человека.
8. Двойной околоцветник свойственен: мхам, папоротникам, голосеменным, цветковым.
Вариант 2
1. Какого пола тычиночные цветки?
2. Назовите составляющие чашечку цветка.
3. Сидячие цветки свойственны: яблоне, сирени, укропу, подорожнику.
4. Однополые цветки свойственны: огурцу, вишне, пшенице, гороху.
5. Правильный цветок имеют: горох, вишня, капуста, шалфей.
6. Двойной околоцветник имеют: роза, тюльпан, орхидея.
7. Много семян имеется в плодах: подсолнечника, ржи, гороха, всех этих растений.
8. Составляющая часть околоцветника: венчик, тычинка, пестик, цветоножка.
Задание 3
Вариант 1
Ниже перечислены названия растений
- Вишня
- Примула
- Астра
- Белокрыльник
- Морковь
- Сирень
- Капуста
- Одуванчик
- Рожь
- Подорожник
- Петрушка
- Ландыш
- Ячмень
- Виноград
Сопоставьте предлагаемые названия растений, названию соцветий, которые для них характерны.
- Кисть
- метелка
- Простой колос
- Сложный колос
- Початок
- Простой зонтик
- Корзинка
- Сложный зонтик
Вариант 2
Ниже перечислены названия растений.
- Вишня
- Томат
- Мак
- Горох
- Капуста
- Пшеница
- Подсолнечник
- Дуб
- Черемуха
- Тюльпан
- Яблоня
- Ананас
- Айва
- Инжир
Сопоставьте предлагаемые названия растений, названию плодов (соплодий).
- Костянка
- ягода
- Коробочка
- Семянка
- Яблоко
- Желудь
- Зерновка
- Боб
- Стручок
- Соплодие
Задание 4
Учащимся предлагается по смыслу закончить предложения.
Вариант 1
1. К зернобобовым растениям относят… .
2. Банан можно отнести к…. (указать жизненную форму).
3. К двулетним растениям относят… .
4. К многолетним растениям относят… .
5. Белков в особенности много в семенах… .
6. Основным запасным углеводом у растений является….
Вариант 2
1. Две семядоли имеются в семенах… .
2 .Основную часть семени ржи занимает… .
3. Мало жиров содержится в семенах… .
4. При температуре почвы 1 – 20С прорастают семена… .
5. Мелкие семена лука можно сажать на глубину… .
6. Одна семядоля содержится в семенах….
Задание 5
Расставьте буквы на свои места и угадайте заданное слово.
Вариант 1
- ледыугво
- пыеолине
- ронерапстнснера
- згакюло
- сприреоатан
Вариант 2
- хлркама
- расха
- ыросмабваарасеинз
- сцскикаялаифи
- елжцетово
Задание 6
Вариант 1
Рассмотрите коллекции семян. Отберите в коллекции семена однодольных растений, а затем семена двудольных растений. Назовите типы плодов отобранных вами экземпляров.
( Учитель раздает коллекции семян на парты).
Вариант 2
Рассмотрите гербарии предлагаемых вам растений. Укажите тот или иной тип соцветия характерный данному растению. Назовите эти растения.
( Учитель раздает гербарии растений на парту).
В конце урока учащиеся сдают свои работы учителю.
Приложение 1
Контрольно-обобщающий урок по теме: Цветок - Соцветия. Семя – Плод. (ОТВЕТЫ).
Задание 1
Вариант 1.
1 – 10; 2 – 6; 3 – 12; 4 – 1; 5 – 3; 6 – 8.
Вариант 2.
1 – Л; 2 – Д; 3 – Ж; 4 – И; 5 – Г; 6 – Б.
Задание 2.
Вариант 1.
1 - все образования; 2 - все эти органы; 3 - морковь; 4 - эндосперм; 5 - тычиночные и пестичные цветки на одном растении; 6 – лилия; 7 – первое – яблоко с дерева познания; второе – яблоко раздора; третье – яблоко Ньютона; 8 – цветковым.
Вариант 2.
1 – мужского; 2 – чашелистики; 3 – подорожник; 4 – огурец; 5 – вишня, капуста; 6 – роза; 7 – горох
8 – венчик.
Задание 3.
Вариант1.
Кисть – 12, 7; Метелка – 6, 14; Простой колос – 10; Сложный колос – 9, 13; Початок – 4; Простой зонтик – 1, 2;. Корзинка – 3, 8; Сложный зонтик – 5, 11.
Вариант2.
Костянка – 1, 9; Ягода – 2; Коробочка – 3, 10; Семянка – 7; Яблоко – 11, 13; Зерновка – 6; боб – 4; стручок – 5; Соплодия – 12, 14.
Задание 4.
Вариант 1.
1 – соя; 2 – трава; 3 – свекла; 4 – василек; 5 – фасоль; 6 – крахмал.
Вариант 2.
1 – морковь; 2 – эндосперм; 3 – горох; 4 – рожь; 5 – 1-2 см; 6 – лук.
Задание 5.
Вариант 1.
1 – углеводы; 2 – опыление; 3 – распространение; 4 – глюкоза; 5 – проростками.
Вариант 2.
1 – крахмал; 2 – сахар; 3 – саморазбрасывание; 4 – классификация; 5 – цветоложе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....