Акмеологический подход в преподавании биологии
статья по биологии
Акмеология – наука о способах достижения профессионализма в труде педагога.
Содержание педагогической акмеологии определяется спецификой труда в данной профессии. Объектом труда педагога является психика другого человека, являющегося активным соучастником педагогического процесса, обладающего своими целями, мотивами, своей логикой поведения, а также находящегося в процессе становления и развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
akmeologicheskiy_podhod_v_prepodavanii_biologii.docx | 176.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Акмеологический подход в преподавании биологии
Акмеология – наука о способах достижения профессионализма в труде педагога.
Содержание педагогической акмеологии определяется спецификой труда в данной профессии. Объектом труда педагога является психика другого человека, являющегося активным соучастником педагогического процесса, обладающего своими целями, мотивами, своей логикой поведения, а также находящегося в процессе становления и развития. Цели и задачи педагога разнообразны и варьируют от глобальных целей, заданных социальным заказом общества, до конкретных и оперативных, определяемых возможностями контингента учащихся; педагогические задачи всегда нестандартны и требуют от педагога творческого подхода. Способы деятельности в труде педагога включены в контекст высоконормативного социального поведения педагога, определяемого системой этических норм.
Главным результатом труда педагога является наличие позитивных качественных изменений в психическом (умственном, личностном) развитии учащихся:
- в обеспечении знаний, умений и навыков, соответствующих образовательным стандартам, принятым в обществе;
- в формировании качеств личности, необходимых для активной жизнедеятельности в обществе, для решения задач следующего возраста.
Исходя из сказанного, сущность педагогической акмеологии состоит в определении путей достижения педагогом профессионализма, имеющего четко выраженную гуманистическую направленность на развитие личности другого человека.
Педагогическая деятельность полифункциональна и включает много различных видов, направлений деятельности:
-обучающая,
-развивающая,
-воспитательная,
-диагностическая,
-коррекционная,
-консультационная,
-управленческая и организационная,
-рефлексивная (анализ опыта),
-самообразовательная.
В проблематике педагогической акмеологии часто встречаются исследования соотношений и взаимосвязи акмеологии и педагогики. Обе они — науки о человеке, изучающие разные стороны становления человека как активного члена общества и как неповторимой личности. Педагогика изучает становление личности в процессе образования, осуществляемого в ходе обучения и воспитания.
В разделе дидактики как теории обучения педагогика выявляет факторы, способствующие эффективному усвоению учащимися знаний, умений, способов учения и методов мышления. В современных условиях большое внимание уделяется личностно-ориентированному обучению, разработке новых проблемно-поисковых методов обучения, новых средств обучения в виде информационных технологий, новых дистанционных форм обучения.
В разделе теории воспитания педагогика рассматривает становление личности человека в ходе усвоения им социальных норм и стандартов и выработки собственной системы отношений, ценностных ориентации, активной жизненной позиции.
Реализуя стандарт нового поколения, каждый учитель должен задумываться, прежде всего, о развитии личности ребёнка, необходимости формирования у него универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в будущей профессиональной деятельности.
Наиболее продуктивными формами обучения становятся активные формы уроков, использование ролевых игр, создание проблемных ситуаций, частично-поискового и исследовательского метода, метода проектов, использование социокультурного подхода, методы взаимного обучения и сотрудничества учащихся.
Примером такой формы обучения может быть модульный урок.
Учебно-тематическая карта урока по теме: « Строение и функции кожи»
Самостоятельная деятельность на уроке под контролем учителя позволяет совершенствовать себя и свою деятельность.
В конце урока обучающиеся и учитель вернулись к началу и вспоминили, какие цели были поставлены, и достигли ли они их. На данном уроке каждый ученик почувствовал свою значимость, повысил свою самооценку путем выполнения задач.
Литература:
1. Деркач, А.А. Акмеологические основы развития профессионала [Текст] / А.А. Деркач. - М.: Воронеж, 2004. – 752 с.
2. А. Деркач, В. Зазыкин. Акмеология: Учебное пособие / — СПб.: Питер, 2003. — 256 с.
3. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование УУД как основа метапредиетного подхода в преподавании биологии"
Метапредметный подход - важная составляющая ФГОС...
Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании биологии.Методическая разработка урока по теме "Лишайники"
методическая разработка урока биологии 7 класса по теме "Лишайники"...
Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании биологии. Методическая разработка урока биологии по теме "Водоросли"
методическая разработка урока биологии 7 класса по теме "Водоросли"...
Технология проблемного обучения как средство реализации системно-деятельностного подхода в преподавании биологии
Обобщение опыта работы в рамках конкурса "Учитель года 2014"...
Технология проблемного обучения как средство реализации системно-деятельностного подхода в преподавании биологии
Обобщение опыта работы в рамках конкурса "Учитель года 2014"...
«Системно-деятельностный подход в преподавании биологии и химии в условиях реализации стандартов второго поколения»
Содержание………………………………………………………………..............2Введение…………………………………………………………………………..31. УУД………………………………………………………………………....42. УМК……………………………….…………………...
Инновационный подход к преподаванию биологии в условиях ФГОС
Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», объявленной Президентом России, является переход на новые образовательные стандарты. Они направлены, в первую очередь, ...