Акмеологический подход в преподавании биологии
статья по биологии

Кузьмина Ольга Владимировна

Акмеология – наука о способах  достижения профессионализма в труде педагога.

Содержание педагогической акмеологии определяется спецификой труда в данной профессии. Объектом труда педагога является психика другого человека, являющегося активным соучастником педагогического процесса, обладающего своими целями, мотивами, своей логикой поведения, а также находящегося в процессе становления и развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akmeologicheskiy_podhod_v_prepodavanii_biologii.docx176.11 КБ

Предварительный просмотр:


Акмеологический подход в преподавании биологии

Акмеология – наука о способах  достижения профессионализма в труде педагога.

Содержание педагогической акмеологии определяется спецификой труда в данной профессии. Объектом труда педагога является психика другого человека, являющегося активным соучастником педагогического процесса, обладающего своими целями, мотивами, своей логикой поведения, а также находящегося в процессе становления и развития. Цели и задачи педагога разнообразны и варьируют от глобальных целей, заданных социальным заказом общества, до конкретных и оперативных, определяемых возможностями контингента учащихся; педагогические задачи всегда нестандартны и требуют от педагога творческого подхода. Способы деятельности в труде педагога включены в контекст высоконормативного социального поведения педагога, определяемого системой этических норм.

Главным результатом труда педагога является наличие позитивных качественных изменений в психическом (умственном, личностном) развитии учащихся:

  1. в обеспечении знаний, умений и навыков, соответствующих образовательным стандартам, принятым в обществе;
  2.  в формировании качеств личности, необходимых для активной жизнедеятельности в обществе, для решения задач следующего возраста.

Исходя из сказанного, сущность педагогической акмеологии состоит в определении путей достижения педагогом профессионализма, имеющего четко выраженную гуманистическую направленность на развитие личности другого человека.

Педагогическая деятельность полифункциональна и включает много различных видов, направлений деятельности:

-обучающая,

-развивающая,

-воспитательная,

-диагностическая,

-коррекционная,

-консультационная,

-управленческая и организационная,

-рефлексивная (анализ опыта),

-самообразовательная.

В проблематике педагогической акмеологии часто встречаются исследования соотношений и взаимосвязи акмеологии и педагогики. Обе они — науки о человеке, изучающие разные стороны становления человека как активного члена общества и как неповторимой личности. Педагогика изучает становление личности в процессе образования, осуществляемого в ходе обучения и воспитания.

В разделе дидактики как теории обучения педагогика выявляет факторы, способствующие эффективному усвоению учащимися знаний, умений, способов учения и методов мышления. В современных условиях большое внимание уделяется личностно-ориентированному обучению, разработке новых проблемно-поисковых методов обучения, новых средств обучения в виде информационных технологий, новых дистанционных форм обучения.

В разделе теории воспитания педагогика рассматривает становление личности человека в ходе усвоения им социальных норм и стандартов и выработки собственной системы отношений, ценностных ориентации, активной жизненной позиции.

Реализуя стандарт нового поколения, каждый учитель должен задумываться, прежде всего, о развитии личности ребёнка, необходимости формирования у него универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в будущей профессиональной деятельности. 

Наиболее продуктивными формами обучения становятся активные формы уроков, использование ролевых игр, создание проблемных ситуаций, частично-поискового и исследовательского метода, метода проектов, использование социокультурного подхода, методы взаимного обучения и сотрудничества учащихся.

Примером такой формы обучения может быть  модульный урок.

Учебно-тематическая карта урока по теме: « Строение и функции кожи»

Интегрирующая цель: изучить строение и функции кожи

УЭ-0

Входной контроль:

Цель: актуализировать знания необходимые для изучения новой темы

Ответьте на вопросы теста. Осуществите взаимопроверку по ключу. За каждый правильный ответ 1 балл. Максимальное количество баллов - 10

УЭ-1

Цель: изучить строение кожи.

Ответьте на вопросы:

  1. Из каких слоев состоит кожа?
  2. Какие железы входят в состав кожи, и в каком слое они расположены?

http://anfiz.ru/books/item/f00/s00/z0000015/pic/000206.jpg

3.Рассмотрите рисунок и подпишите из каких составляющих состоит кожа.

Учебник с. 250-252

Рис. 107 с. 252

Третье задание выполняйте по памяти, а затем сверьтесь по учебнику.

Правильный ответ на каждый вопрос – 1 балл.

самооценка

УЭ-2

Цель: изучить функции кожи.

1.Используя текст учебника заполните таблицу.

Слои кожи

функции

Учебник с.250-251

Правильное заполнение  таблицы – 3 балла

2.Внимательно прочитайте тексты и ответьте на вопросы, обсудив их с соседом по парте.

Четыре с половиной века тому назад, в последние дни декабря 1496 г., в роскошном замке миланского герцога Моро готовились к новогоднему празднику. Герцог собирался показать своим гостям такие чудесные представления, каких никогда еще не видывал свет. Еще бы! Устройством праздника, замечательной иллюминацией руководил знаменитый художник и никем не превзойденный механик Леонардо да Винчи. Он задумал восславить золотой век мира и всеобщего благополучия, который наступил после многих лет железного века опустошительных войн.

Для изображения железного века кузнецы под наблюдением Леонардо да Винчи сделали огромную фигуру лежащего рыцаря, закованного в латы. Изображать золотой век должен был голый мальчик, с головы до ног покрытый золотой краской. Это был сын бедного пекаря. Отец за деньги предоставил его для увеселения герцога.

Съехались гости. В самый разгар праздничного веселья в огромном освещенном факелами зале появилась фигура рыцаря. Из чрева рыцаря, попирая его ногами, вышел мальчик с крыльями и большой лавровой веткой в руке. Золотая краска сплошь покрывала его голое тело. Испуганными глазенками смотрел он на окружающих, произнося заученные слова приветствия герцогу Моро.

Появился «золотой» мальчик с крыльями и лавровой веткой в руке.

Появился «золотой» мальчик с крыльями и лавровой веткой в руке.

Праздник не удалось довести до конца, так как внезапно заболела жена герцога. Гости разошлись. Погасли огни. О мальчике забыли, и он остался один в огромном холодном полутемном зале.

Лишь на следующий день Леонардо да Винчи нашел мальчика в темном углу зала. Он трясся от холода и жалобно плакал. Леонардо закутал его в плащ, отнес к себе домой и три дня ухаживал за ним, пытаясь спасти. На четвертый день мальчик умер.

Прошли века. История «золотого» мальчика, связанная с именем великого художника, не была забыта. Но причина его гибели долгое время оставалась непонятной и вызывала разные толкования. Почему погиб « золотой мальчик»

В  пустыне в жару ветер как будто бы должен приносить прохладу. Однако опыт показывает, что при ветре в пустыне людям становится жарче. Объясните это противоречие.

Максимальное количество баллов за эти задания 4 балла

УЭ-4

Цель: выяснить, что является роговым образованием кожи.

Прочитайте текст учебника с. 251

Сделайте соответствующие записи в тетрадях.

Правильная запись 2 балла

УЭ-5

Выходной контроль: проверить качество усвоения знаний по теме

Ответьте на вопросы теста.

1. Кожа предохраняет глубже лежащие органы и ткани от повреждений, так как она

А — прочная и упругая

Б — поддерживает постоянство внутренней среды организма

В — водонепроницаема

Г — содержит много рецепторов

2. Кожа принимает участие в обмене веществ, так как

А — она содержит рецепторы

Б — через нее удаляются продукты обмена

В — она прочная и упругая

Г — в ней синтезируется витамин Д

3. Кожа защищает организм от ультрафиолетовых лучей, так как в ней

А — много волокон

Б — есть подкожная жировая клетчатка

В — есть рецепторы

Г — вырабатывается витамин Д

4. Эпидермис образован

А — мышечной тканью

Б — эпителиальной тканью

В — нервной тканью

Г — соединительной тканью

5. Эпидермис располагается

А — на поверхности кожи

Б — под собственно кожей

В — на поверхности подкожной жировой клетчатки

Г — под подкожной жировой клетчаткой

6. На поверхности кожи находятся мертвые роговые клетки, которые

А — участвуют в делении

Б — участвуют и питании кожи

В — защищают кожу

Г — участвуют в выделении пота

7. Собственно кожа образована

А — мышечной тканью

Б — эпителиальной тканью

В — нервной тканью

Г — соединительной тканью

8. Собственно кожа

А — образует ороговевшие клетки

Б — придает коже эластичность

В — задерживает ультрафиолетовые лучи

Г — не пропускает жидкость

9. Подкожная жировая клетчатка

А — придает коже упругость

Б — смягчает кожу

В — участвует в потовыделении

Г — защищает организм от охлаждения, ушибов

10. Потовые железы участвуют в

А — окислении минеральных веществ

Б — охлаждении организма

В — накоплении органических веществ

Г — удалении органических веществ

Осуществите взаимопроверку по ключу.

За каждый правильный ответ 1 балл

Суммируйте баллы полученные на каждом этапе урока.

Если у вас 32-30 баллов оценка  -5

29- 25- оценка 4

24-17 – оценка 3

16и ниже оценка 2 ( не расстраивайтесь, возьмите карту домой и проработайте его еще раз.)

Домашнее задание: тем, кто получил оценку 5 – составить кроссворд или презентацию по теме.

Остальные параграф 39 упр. 145, 150в рабочей тетради.

рефлексия

 Самостоятельная деятельность на уроке под контролем учителя позволяет совершенствовать себя и свою деятельность.

В конце урока обучающиеся и учитель вернулись к началу и вспоминили, какие цели были поставлены, и достигли ли они их. На данном уроке каждый ученик почувствовал свою значимость, повысил свою самооценку путем выполнения задач.

Литература:

1. Деркач, А.А. Акмеологические основы развития профессионала [Текст] / А.А. Деркач. - М.: Воронеж, 2004. – 752 с.

2. А. Деркач, В. Зазыкин. Акмеология: Учебное пособие / — СПб.: Питер, 2003. — 256 с.

3. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

https://infourok.ru/obuchenie-biologii-na-osnove-akmeologicheskogo-podhoda-na-primere-fragmenta-uroka-v-om-klasse-krovenosnaya-sistema-cheloveka-1792759.html

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Системно-деятельностный подход в преподавании биологии и химии в условиях реализации стандартов второго поколения»

Содержание………………………………………………………………..............2Введение…………………………………………………………………………..31.     УУД………………………………………………………………………....42.     УМК……………………………….…………………...

Инновационный подход к преподаванию биологии в условиях ФГОС

Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», объявленной Президентом России, является переход на новые образовательные стандарты. Они направлены, в первую очередь, ...