Презентация "Буроголовая гаичка"
презентация к уроку по биологии (7 класс)

Презентация к празднику "День птиц". Рассказ о птице года - буроголовой гаичке. Можно использовать на уроке биологии в 7 класе при изучении темы "Птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gaichka.pptx2.85 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Буроголовая гаичка – птица 2017 года»

Слайд 2

Союз охраны птиц России (СОПР) избрал птицей 2017 года буроголовую гаичку, или пухляка. В Год экологии и столетия Общества охраны природоохранных территорий (ООПТ) на смену яркому удоду, символу 2016 года, пришла скромная буроголовоя гаичка, или пухляк

Слайд 3

Домен – Эукариоты Царство – Животные Тип – Хордовые Класс – Птицы Отряд – Воробьинообразные ( Passeriformes ) Семейство – Синициевые ( Paridae ) Род – Гаички ( Poecile ) Вид – Буроголовая гаичка( Parus montanus )

Слайд 4

Гаичка - самый многочисленный вид синиц после большой синицы. Это небольшая птица, размах крыльев которой 16-22 см, а масса 9-14 г. Эту птицу также называют пухляком за то, что в холодную погоду она сильно распушает оперение.

Слайд 5

Характер пребывания: Оседлая, частично кочующая птица, залетающая во время кочевок за пределы гнездового ареала как на севере, так и на юге. Внешний вид: Небольшая птица плотного телосложения, с большой головой, короткой шеей и невзрачным серовато-бурым оперением.

Слайд 6

Окраска: Голова сверху черная с бурым оттенком; темная шапочка заходит далеко назад, захватывая и затылочную область. Спинка, плечи, поясница и надхвостье серые с буроватым оттенком. Бока головы и шеи белые, на горле черное пятно. Брюшная сторона грязновато-белая, на боках и подхвостье с бледно-рыжеватым оттенком. Маховые и рулевые серовато-бурые. Поведение и образ жизни: Гаички все время держатся парами, сформировавшимися, по-видимому, еще осенью. В марте птицы начинают поиски мест для гнездовий. Гнездятся они в хвойных или смешанных лесах, выбирая участки еловых или сосновых насаждений.

Слайд 7

Питание: Пища буроголовой гаички весьма разнообразна. Это главным образом мелкие равнокрылые, которые потребляются в огромных количествах, а также чешуекрылые, представленные исключительно гусеницами, и жесткокрылые (среди них преобладают долгоносики и листоеды). Немаловажное значение в питании имеют пауки, перепончатокрылые, а зимой и весной семена растений (преимущественно сосны и ели). В небольшом количестве гаичка ест клопов, двукрылых и других насекомых. Гаички летом и в начале осени запасают пищу. Склонность к запасанию корма у пухляков выражена очень сильно. На протяжении всего года они прячут часть найденной пищи. Запасание корма можно наблюдать даже зимой, казалось бы, при самых неблагоприятных кормовых условиях.

Слайд 8

Кроме умения находить и расклевывать убежища насекомых и соплодия с семенами, синицам в их зимней жизни помогает еще одна способность – «подвешиваться» на ветвях сбоку и снизу, в том числе вниз головой, прицепившись на согнутых лапках и крепко ухватившись коготками. Синицы , благодаря особенностям строения своих нижних конечностей, выполняют подобные движения без специального усилия сотни раз в день. Это позволяет им осматривать ветки со всех сторон и находить убежища насекомых, в том числе, и снизу, под ветвями и хвоей.

Слайд 9

Несмотря на свое хрупкое сложение, она может быть символом успешного противостояния трудностям: эта маленькая птичка зимует не только в средней полосе Европейской России, но и в Якутии, на «полюсе холода», где нередки морозы до минус 50 градусов. В морозные зимние ночи пухляки прячутся в дупла или забираются под снег, в пустоты под корнями, нижними засыпанными ветками деревьев, под снежные шапки на ветвях.

Слайд 10

На огромном пространстве – в Якутии, на Алтае, на Урале, в Башкирии, в Архангельской области, Карелии, Татарстане, Подмосковье, Брянских лесах – везде пухляк входит в число самых массовых зимующих птиц. И в другие сезоны, весной до начала мая, во второй половине лета и осенью, пухляки в лесах обычны и хорошо заметны. Только в мае-июне они как будто исчезают – становятся на время гнездования очень осторожными и мало заметными.

Слайд 11

(осине, ольхе, березе) на высоте до 3 м над землёй. Иногда использует и уже готовые естественные пустоты либо старые гнёзда хохлушек или малого пёстрого дятла, предварительно углубив и очистив дупло. В исключительных случаях селится в искусственных дуплянках. Выдолбленное гаичкой дупло отличается от дупел дятлов неправильной формой входного отверстия и небольшими внутренними размерами. На постройку дупла пара затрачивает от 5 до 12 дней и еще около 3 на внутреннее обустройство. Основной строительный материал - кусочки коры, берёста, полоски размочаленного луба, иногда шерсть и небольшое количество перьев. Обустройство лотка возобновляется с началом кладки - отложив первое яйцо, птица продолжает приносить мягкий материал в гнездо. В результате к началу насиживания яйца укрыты слоем подстилки. Гнездо: В отличие от других видов синиц буроголовая гаичка может сама выдалбливать дупло в деревьях с мягкой, легко загнивающей в естественных условиях древесиной

Слайд 12

Потомство: Кладка из 5-9 яиц, за редким исключением один раз в год. Яйца белые с красновато-коричневыми пятнами и крапинами, часто более густыми на тупом конце. Насиживает самка в течение 13-15 дней, в то время как самец кормит её и охраняет территорию. Иногда самка покидает гнездо и самостоятельно добывает себе корм. Птенцы появляются асинхронно, обычно в продолжение двух или трёх дней. В первые дни они покрыты редким буровато-серым пухом на голове и спине, и имеют жёлтую либо коричневато-жёлтую полость клюва. Выкармливают потомство оба члена пары, принося добычу до 250-300 раз в сутки. Ночью и в прохладные дни самка неотлучно сидит в гнезде, обогревая птенцов. Способность к полёту появляется через 17-20 дней, однако и после этого в течение 12 дней птенцы неспособны добывать корм самостоятельно и полностью зависимы от родителей.

Слайд 13

Неумолимая статистика свидетельствует, что в первый год жизни из 1000 гаичек выживает только треть, до 5 лет удается дожить примерно 50 птицам, а до 6-7 лет – только трем. Максимально известная продолжительность жизни пухляка – 9 лет.

Слайд 14

Чтобы помочь гаичкам пережить зиму, кормушку надо повесить на окраине села или деревни, а горожанам – в парке или лесопарке, и не забывать пополнять в ней запасы корма! Сооружать для птицы года синичники малополезно – буроголовые гаички, в отличие от остальных видов синиц, живут в дуплах, которые самостоятельно выщипывают в подгнившей древесине. А вот изменение не лучших человеческих стереотипов поведения во время отдыха на природе – реальная помощь этой птичке. Дым от костров вредит птицам. Не разводите костров в лесу! 2017 год, объявленный в России Годом особо охраняемых природных территорий и Годом экологии, забота о буроголовой гаичке поможет нам всем не только формировать экологическую культуру населения, но сохранить окружающий мир для людей и птиц.

Слайд 15

Филиал МОУ «СОШ № 2 г. Катав – Ивановска» в селе Верх = Катавка «Буроголовая гаечка – птица 2017 года» Составитель: учитель биологии Мягкова Вера Петровна С. Верх – Катавка - 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс "Гаиләдәге мөнәсәбәтләр"

Җыелышның темасы: Гаиләдәге мөнәсәбәтләр, баланы мактау, җәза бирү.      Җыелышның бурычлары:  Гаиләдә баланы мактау һәм җәза бирү проблемаларын әти-әниләр бел...

Гаилә бәйрәме

Гаиләдә бер-береңә карата хөрмәт, ихтирам хисләре тәрбияләү....

Минем гаиләм- минем шәҗәрәм. Тәрбия сәгате.Моя семья-мое родословное.Классный час.

Тема : Минем гаиләм- минем шаҗәрәмМаксат: укучыларда гореф- гадәтләргә, гаилә традицияләренә,ядкарьләренә кысыксыну уяту, буыннар бәйләнеше, исем, фамилияләр, аларның килеп чыгышы, әһәмияте туры...

"Тәрбия- гаилә учагы"

ДокладБалаларга  әхлак тәрбиясе...

Гаилә татулыгының сере

Күп еллар мәктәптә эшләп, шул ук вакытта үрнәк гаилә булып яшәгән укытучыларыбызның юбилей кичәсе \сценарий\...

Сөйләм телен үстерү. ("Безнең гаилә" темасы буенча)

Презентаөия ярдәмендә "Безнең гаилә" темасы буенча сөйләм телен үстерү...

Мастер-класс "Укучыларда рухи-әхлакый үсеш тәрбияләүдә гаиләнең роле. Гаилә кыйммәтләре"

Бүгенге, педагогик тәрбия концепцияләре яңарган, әхлакый тәрбия бирүнең әһәмияте көчәйгән шартларда, шәхестә рухи-әхлакый тойгыларны үстерү бурычы аеруча мөһим мәсьәләләрнең берсе булып тора. Яңа буын...