Экологические факторы
план-конспект занятия по биологии (5 класс)
Классификация экологических фокторов. Отличие абиотических факторов от биотических.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_ekologicheskie_faktory.docx | 38.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологические факторы среды
Дидактическая цель: создание условия для формирования знаний об экологических факторах, влияние экологических факторов на организм.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Задачи урока:
1. Создать условия для формирования у учащихся представления об экологических факторах; показать роль факторов неживой природы в жизни организмов; охарактеризовать факторы живой природы; систематизировать знания учащихся об антропогенном факторе и о его влиянии на живые организмы и на природу в целом (предметный результат).
2. Продолжить развивать умение генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и ассоциации, пользоваться альтернативными источниками биологической информации (метапредметный результат).
3. Формирование умений управлять своей учебной деятельностью, подготовка к созданию выбора дальнейшей образовательной траектории; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; анализировать, сравнивать, делать выводы; формирование эстетического отношения к живым объектам (личностный результат).
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Проверка выполнения домашнего задания.
- Узнай среды жизни «Да» – «Нет»-ки
- Различают две среды обитания: наземно-воздушную и водную. (Нет)
- Чтобы легче было передвигаться в толще воды, большинство рыб имеют обтекаемую форму. (Да)
- Крупные кенгуру совершают прыжки до 9 м. Это помогает им схватывать пищу. (Нет)
- Передние лапы этого животного плоские, как лопаты. Тело овальное, компактное. Живёт это животное в воздушной среде. (Нет)
- Дельфины, как и водные жуки, поднимаются на поверхность воды, захватывают воздух и опять ныряют. (Да).
- Есть такие животные, которые поселяются в организме человека и взывают различные заболевания. (Да).
- Узнай среду по описанию.
- Почвенная седа
- Нет солнечного света;
- много воды;
- незначительные перепады температур;
- низкое содержание кислорода;
- - передвижение в твёрдой среде.
- Наземно-воздушная среда
- Обилие солнечного света;
- частая нехватка воды;
- распространяется в пределах атмосферы и литосферы;
- резкий перепад температуры;
- высокое содержание кислорода.
- Водная среда
- Распространяется в пределах гидросферы;
- много воды;
- частая нехватка света и тепла;
- низкое содержание кислорода.
- Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
Каждая из сред обитания отличается условиями жизни. Условия среды, которые оказывают воздействие на организм, называют факторами среды
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Цветы, деревья и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года –
Это факторы природы.
Что же нам предстоит узнать сегодня? Экологические факторы среды
Цель: узнать о влиянии экологических факторов на организмы
- Усвоение новых знаний и способов действия.
На какие группы можно разделить все условия среды?
Составляем схему на доске, слайд
Прочитайте самостоятельно п. 5 (с.
Первый ряд выписывает примеры абиотических факторов, 2 – биотических, 3 – антропогенных.
Представители от каждого ряда зачитывают свои факторы, остальные проверяют и дополняют схемы.
- Физминутка.
- Первичная проверка понимания изученного.
Назовите экологические факторы:
- Вот волк убивает оленя для пищи,
Как неприятны эти моменты
Клещ на хозяине мирно сидит,
Очень тепло, он доволен и сыт.
Ласка не рада хорьку – соседу,
Видно лишится мышки к обеду.
- Не страшен лишайнику зной и мороз,
Двух организмов он симбиоз.
Какие меж ними могут быть стычки?
Один дает сахар, а просит водички.
(Биотические)
- Снег кружится,
Снег ложится –
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица,
И, конечно, человек!
Рады серые синички:
На морозе мерзнут птички.
- С каким восторгом все живое ждет
Великолепный солнечный восход!
Вот первый лучик ярко засветил –
Мир видим, стал, и всех он восхитил.
(Абиотические)
- Пришла беда
Под высокою сосной,
Защищая лес родной,
Муравейник жил без бед
Двадцать зим и двадцать лет.
А потом пришла беда:
Ни потоп, ни холода,
Ни лесной пожар, ни свалка.
А пришёл... Кирюша с палкой.
(А. Сметанин)
- Недалекое будущее
Человек идет, скучает
В одиночестве в лесу,
По дороге не встречает
Ни оленя, ни лису...
Не летит пчела на клевер,
Уток нет и в камышах...
Вместо птиц - китайский плеер
Заливается в ушах.
Не цветет в траве фиалка,
Рыбы нет в глубинах рек.
Слева – свалка, справа – свалка,
Посредине – человек.
Что стоишь – глядишь уныло?
Раньше думать надо было!
(А. Игнатова)
(Антропогенные)
Постановка проблемы
Почему в ряде случаев антропогенный фактор представляет угрозу для природы?
VI. Закрепление новых знаний и способов действия.
правильное утверждение - «Да-да-да» - хлопают в ладоши, неправильное - «У-у-у»
1. Абиотические факторы сильно влияют на жизнь организмов. Да
2. Разведение животных и растений человеком – это антропогенный фактор. Да
3. К абиотическим факторам почвы относят свет и воду. Нет
4. Снег – это важный биотический фактор для растений. Нет
5. Съедобные растения – это биотический фактор для растительноядных животных. Да
6. Добыча для хищников – это антропогенный фактор. Нет
7. Антропогенные факторы не влияют на природу. Нет
VII. Домашнее задание
- П. 5 – прочитать и пересказать
- В. 1 – 2. с. 27 – уметь отвечать
- Провести наблюдение «Экологические факторы, которые я увидел за окном своего дома» и записать в тетради карандашом
VIII. Подведение итогов занятия
IX. Рефлексия
- Я узнал……………………………
- Меня удивило……………………
- Хочу повторить………………….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Экологические факторы"
Презентация к уроку "Экологические факторы" для 6 класса по программе Н. И. Сонина. Слайды 3, 5, 6,9, 10, 11 можно использовать при изучение экологических тем в старших классах, при подготовке к оли...
Бинарный урок на тему "Деятельность человека как экологический фактор".
Бинарный урок (биология +география) в игровой форме, рассказывающий о деятельности человека в биосфере....
разработка урока по теме: «СРЕДА ОБИТАНИЯ ОРГАНИЗМОВ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ» 7 класс.
данная разработка предназначена для учащихся 7 класса....
Урок "Экологические факторы"
Разработка урока "Экологические факторы" 11 класс. Презентация. Тест. Учебник Каменского А.А....
Экологические факторы среды
Экологические факторы среды...
Экологические факторы- как факторы социальной стабильности человека.
Экологическая игра, которая помогает детям осознать, что мы не всегда можем выбрать условия, в котрых живем, но в наших силах изменить их....
Основные экологические факторы и экологические группы растений
Презентация к уроку биологии в 6 классе....