Экологические факторы
план-конспект занятия по биологии (5 класс)

Монгуш Буяна Отуковна

Классификация экологических фокторов. Отличие абиотических факторов от биотических. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_ekologicheskie_faktory.docx38.93 КБ

Предварительный просмотр:

Экологические факторы среды

Дидактическая цель: создание условия для формирования знаний об экологических факторах, влияние экологических факторов на организм.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Задачи урока:

1. Создать условия для формирования у учащихся представления об экологических факторах; показать роль факторов неживой природы в жизни организмов; охарактеризовать факторы живой природы; систематизировать знания учащихся об антропогенном факторе и о его влиянии на живые организмы и на природу в целом (предметный результат).

2. Продолжить развивать умение генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и ассоциации, пользоваться альтернативными источниками биологической информации (метапредметный результат).

3. Формирование умений управлять своей учебной деятельностью, подготовка к созданию выбора дальнейшей образовательной траектории; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; анализировать, сравнивать, делать выводы; формирование эстетического отношения к живым объектам (личностный результат).

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка выполнения домашнего задания.
  1. Узнай среды жизни «Да» – «Нет»-ки
  1. Различают две среды обитания: наземно-воздушную и водную. (Нет)
  2. Чтобы легче было передвигаться в толще воды, большинство рыб имеют обтекаемую форму. (Да)
  3. Крупные кенгуру совершают прыжки до 9 м. Это помогает им схватывать пищу. (Нет)
  4. Передние лапы этого животного плоские, как лопаты. Тело овальное, компактное. Живёт это животное в воздушной среде. (Нет)
  5. Дельфины, как и водные жуки, поднимаются на поверхность воды, захватывают воздух и опять ныряют. (Да).
  6. Есть такие животные, которые поселяются в организме человека и взывают различные заболевания. (Да).
  1. Узнай среду по описанию.

  1. Почвенная седа
  • Нет солнечного света;
  • много воды;
  • незначительные перепады    температур;
  • низкое содержание кислорода;
  • - передвижение в твёрдой среде.
  1. Наземно-воздушная среда
  • Обилие солнечного света;
  • частая нехватка воды;
  • распространяется в пределах атмосферы и литосферы;
  • резкий перепад температуры;
  • высокое содержание кислорода.
  1. Водная среда
  • Распространяется в пределах гидросферы;
  • много воды;
  • частая нехватка света и тепла;
  • низкое содержание кислорода.

  1. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

Каждая из сред обитания отличается условиями жизни. Условия среды, которые оказывают воздействие на организм, называют факторами среды

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Цветы, деревья и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года –

Это факторы природы.

Что же нам предстоит узнать сегодня?  Экологические факторы среды  

Цель: узнать о влиянии экологических факторов на организмы

  1. Усвоение новых знаний и способов действия.

На какие группы можно разделить все условия среды?  

Составляем схему на доске, слайд

Прочитайте самостоятельно п. 5 (с.

Первый ряд выписывает примеры абиотических факторов, 2 – биотических, 3 – антропогенных.

Представители от каждого ряда зачитывают свои факторы, остальные проверяют и дополняют схемы.

  1. Физминутка.
  2. Первичная проверка понимания изученного.

Назовите экологические факторы:

  1. Вот волк убивает оленя для пищи,

Как неприятны эти моменты

Клещ на хозяине мирно сидит,

Очень тепло, он доволен и сыт.

Ласка не рада хорьку – соседу,

Видно лишится мышки к обеду.

  1. Не страшен лишайнику зной и мороз,

Двух организмов он симбиоз.

Какие меж ними могут быть стычки?

Один дает сахар, а просит водички.

(Биотические)

 

  1. Снег кружится,

Снег ложится –

Снег! Снег! Снег!

Рады снегу зверь и птица,

И, конечно, человек!

Рады серые синички:

На морозе мерзнут птички.

  1. С каким восторгом все живое ждет

Великолепный солнечный восход!

Вот первый лучик ярко засветил –

Мир видим, стал, и всех он восхитил.

(Абиотические)

  1. Пришла беда

Под высокою сосной, 

Защищая лес родной, 

Муравейник жил без бед 

Двадцать зим и двадцать лет. 

А потом пришла беда: 

Ни потоп, ни холода, 

Ни лесной пожар, ни свалка. 

А пришёл... Кирюша с палкой.

(А. Сметанин)

  1. Недалекое будущее

Человек идет, скучает 

В одиночестве в лесу, 

По дороге не встречает 

Ни оленя, ни лису... 

Не летит пчела на клевер, 

Уток нет и в камышах... 

Вместо птиц - китайский плеер 

Заливается в ушах. 

Не цветет в траве фиалка, 

Рыбы нет в глубинах рек. 

Слева – свалка, справа – свалка, 

Посредине – человек. 

Что стоишь – глядишь уныло? 

Раньше думать надо было!

(А. Игнатова)

(Антропогенные)

Постановка проблемы

Почему в ряде случаев антропогенный фактор представляет угрозу для природы?

VI. Закрепление новых знаний и способов действия. 

правильное утверждение - «Да-да-да» - хлопают в ладоши,  неправильное - «У-у-у» 

1. Абиотические факторы сильно влияют на жизнь организмов. Да 

2. Разведение животных и растений человеком – это антропогенный фактор. Да

3. К абиотическим факторам почвы относят свет и воду. Нет 

4. Снег – это важный биотический фактор для растений. Нет 

5. Съедобные растения – это биотический фактор для растительноядных животных. Да 

6. Добыча для хищников – это антропогенный фактор. Нет 

7. Антропогенные факторы не влияют на природу. Нет 

VII. Домашнее задание

  1. П. 5 – прочитать и пересказать
  2. В. 1 – 2.   с. 27 – уметь отвечать
  3. Провести наблюдение «Экологические факторы, которые я увидел за окном своего дома» и записать в тетради карандашом

VIII. Подведение итогов занятия

IX. Рефлексия  

- Я узнал……………………………

- Меня удивило……………………

- Хочу повторить………………….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Экологические факторы"

Презентация к уроку "Экологические факторы" для 6 класса по программе Н. И. Сонина.  Слайды 3, 5, 6,9, 10, 11 можно использовать  при изучение экологических тем в старших классах, при подготовке к оли...

Бинарный урок на тему "Деятельность человека как экологический фактор".

Бинарный урок (биология +география) в игровой форме, рассказывающий о деятельности человека в биосфере....

Урок "Экологические факторы"

Разработка урока "Экологические факторы" 11 класс. Презентация. Тест. Учебник Каменского А.А....

Экологические факторы среды

Экологические факторы среды...

Экологические факторы- как факторы социальной стабильности человека.

Экологическая игра, которая помогает детям осознать, что мы не всегда можем выбрать условия, в котрых живем, но в наших силах изменить их....