кейс учителя биологии и химии за 9 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс)

Монгуш Татьяна Оккуена

материалы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass_fakul_po_biologii.docx58.88 КБ
Файл himiya_ktp_9_klass_razvernutyy.docx44.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Усть-Элегестинская средняя общеобразовательная  школа

РАССМОТРЕНА

Руководитель МО:_________

                                А. А. Тыртык-оол

СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора:________

                          по УВР И. А. Маадыр

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы _______ О.Р. Ооржак

Приказ № ___ от _____августа 2019 года.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Факультативного курса «Я сдам ОГЭ» по биологии для 9 «б» класса

Составитель: учитель биологии 1 категории

                                                                                                                                                   Монгуш Т. О.

Пояснительная записка
            Рабочая программа составлена программой основного общего образования. Биология. 6 – 11 классы - М., Просвещение, 2014, (авт. Пасечник В.В. и др.), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся. Факультатив 9 класса (до 34 часов) 1 час в неделю. При подготовке к ГИА (ОГЭ) по биологии необходимо ориентироваться по следующему обязательному минимуму содержания учебного предмета . Рабочая программа факультатива для 9 класса предусматривает изучение сжатого индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности,
эволюционное учение. Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и
вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной
среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью. Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих
целей:
              1.
освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
               2.
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
               3.
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
                4.
воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
                5.
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для  заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции. Результаты изучения курса «Биология» в 9 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение
учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья и выполнения различных заданий по ОГЭ. Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.
               Требования к уровню подготовки выпускников. В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать
 признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
 сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
 особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
 объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей
среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
 изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
 распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
 выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
 сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
 определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
 анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
 проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках
необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
 соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
 оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
 рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
 выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
 проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Содержание учебного предмета.

Тематическое планирование факультатива
« Подготовка к ГИА (ОГЭ) по биологии» 9 класс

№ п/п

Тема

Количество
часов

1

Биология как наука. Методы биологии

3

2

Клетка как биологическая система

6

3

Многообразие и эволюция живой природы.

21

4

Взаимосвязи организмов и окружающей среды.
Экология.

2

6

Тестирование по форме ГИА

2

Итого

34 часов


                                                                                                Содержание
                При подготовке к ГИА (ОГЭ) по биологии необходимо ориентироваться по следующему обязательному минимуму содержания учебного предмета:
Биология как наука. Методы биологии
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.
Признаки живых организмов
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения). Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.
Проведение простых биологических исследований: наблюдения за ростом и развитием растений и животных; опыты по изучению состава почвы, процессов жизнедеятельности растений и животных, поведения животных; клеток и тканей на готовых микропрепаратах и их описание; приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом; сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий; распознавание органов, систем органов растений и животных; выявление изменчивости организмов.
Система, многообразие, эволюция животного мира
Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Роль растений, животных, бактерий, грибов и лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. Вирусы – неклеточные формы. Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными, растениями, бактериями, грибами и вирусами. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. Использование бактерий и грибов в биотехнологии.
Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.
Проведение простых биологических исследований: распознавание растений разных отделов, животных разных типов, наиболее распространенных растений своей местности, съедобных и ядовитых грибов, важнейших сельскохозяйственных культур и
домашних животных; определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация).

        Человек и его здоровье                
              Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Питание. Пищеварительная система. Роль ферментов в пищеварении. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни.
            Профилактика гепатита и кишечных инфекций. Дыхание. Дыхательная система. Заболевания органов дыхания и их профилактика.
Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.
            Транспорт веществ. Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь. Группы крови.
Переливание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л.
Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
                Обмен веществ и превращения энергии. Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.
Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.
Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.
              Органы чувств, их роль в жизни человека. Нарушения зрения и слуха, их профилактика. Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Эндокринная система. Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны.
Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха
. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
        Проведение простых биологических исследований: наблюдения за состоянием своего организма (измерение температуры тела, кровяного давления, массы и роста, частоты пульса и дыхания); распознавание на таблицах органов и систем органов человека; определение норм рационального питания; анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. Среда – источник веществ, энергии и информации. Экология как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным
экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем. Биосфера – глобальная экосистема. В.И.Вернадский – основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
           Проведение простых биологических исследований: наблюдения за сезонными изменениями в живой природе; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме; анализ и оценка воздействия факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Календарно - тематическое планирование


п/п

По плану

фактически

Тема раздела и урока

Количество часов

Планируемые результаты.

Задания для учащихся

Тема№1 Биология как наука. Методы биологии (3ч.)

1/1

Биосоциальная природа человека
и науки, изучающие его.
Основные признаки живого.

Понимать человека как биосоциальное существо; раскрывать
черты сходства и отличия человека от животных; знать предмет
и задачи анатомии, физиологии, психологии и гигиены
человека.
Описывать методы изучения человека. Различать предметы
изучения наук о человеке.
Приводить примеры научных открытий на этапах становления
наук о человеке. Характеризовать основные открытия ученых
на различных этапах становления наук о человеке.

§конспект
Презентация
Доп.материал
Сообщение

2/2

Биологические системы. Уровни
организации жизни. Методы
изучения биологии. Значение
биологии

Основные признаки живого. Биологические системы. Уровни
организации жизни. Методы изучения биологии. Значение
биологии
Демонстрации
Схемы и таблицы, иллюстрирующие различные биологические
системы и уровни организации живой природы.

§конспект
Презентация
Доп.материал
Сообщение

3/3

Систематическое положение
человека. Историческое прошлое
людей.
Расы человека.
Обобщение и систематизация
знаний

Понимать человека как биосоциальное существо; раскрывать
черты сходства и отличия человека от животных; знать предмет
и задачи анатомии, физиологии, психологии и гигиены
человека.
Систематическое положение человека. Историческое прошлое
людей.Расы человека.
Уметь выполнять тестовые задания типа ЕГЭ

§конспект
Презентация
Доп.материал
Сообщение

Тема №2 Клетка как биологическая система (6 ч.)

4/1

Цитология- наука о клетке.
Основные положения клеточной теории.

Предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки.
История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Значение цитологических исследований для
развития биологии и других биологических наук, медицины,
сельского хозяйства.

Доп.материал
Сообщение

5/2

Клетка как структурная и
функциональная единица живого.
Химический состав клетки.

Элементарный химический состав клетки, неорганические
соединения – вода, минеральные соли (соединения азота,
фосфора, углерода, калия, кальция), понятие о микро– и
макроэлементах. Значение неорганических соединений, воды.
Осмос и осмотическое давление. Понятие о биополимерах и их
мономерах, типы хим. связей в молекулах углеводов и
липидов, значение белков, углеводов и липидов. Понятие об
АТФ, ДНК, РНК, гормонах, витаминах. Их строение и
функции (обзорно).

§5-6
Презентация
Доп.материал
Сообщение

6/3

Особенности строения клеток
бактерий, грибов, животных и
растений. Вирусы.

Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и
растений. Вирусы.

Презентация
Доп.материал
Сообщение

7/4

Обмен веществ и превращения
энергия в клетке. Фотосинтез, его
космическая роль в биосфере.

Понятие о биополимерах и их мономерах, типы хим. связей в
молекулах углеводов и липидов, значение белков, углеводов и
липидов. Понятие об АТФ, ДНК, РНК, гормонах, витаминах.
Их строение и функции (обзорно). Фотосинтез, его
космическая роль в биосфере.

Презентация
Доп.материал
Сообщение

8/5

Биосинтез белков. Понятие о
гомеостазе, регуляция процессов
превращения веществ и энергии в
клетке.

Понятие о гене. ДНК — источник генетической информации.
Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков.
Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.

Доп.материал

9/6

Обобщение и систематизация
знаний

Уметь выполнять тестовые задания типа ОГЭ

Тема №3 Многообразие и эволюция живой природы (21 ч).

10/1

Бактерии. Грибы. Лишайники

Основные понятия урока: Бактерии.Строение и
жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий. Грибы, грибница,
плодовое тело, микология. Основные признаки лишайников.
Лихенология .
Работа с текстом и иллюстрациями учебника, изучение лишайников в природе.
Демонстрации:
модели, коллекции, влажные препараты, иллюстрирующие
жизнедеятельность организмов и регуляция жизнедеятельности
организмов.

11/2

Многообразие растительного
мира. Водоросли.
Риниофиты — первые наземные
высшие растения. Появление
тканей.
Ткани растений.

Основные понятия урока:
Слоевище, ризоиды. Отделы водорослей: зеленые, бурые,
красные. Значение водорослей
Демонстрации:
Таблицы клеток, тканей
Работа с микроскопом

12/3

Высшие споровые растения.

Споровые растения, спорангий, сперматозоид, яйцеклетка.
Основные признаки мхов. Выход растений на сушу. Изменения
в строении наземных растений
.

13/4

Голосеменные и
покрытосеменные растения.
Особенности строения, связанные
с семенным размножением.
Жизненные формы.

Основные понятия урока:
Голосеменные растения. Особенности строения, связанные с
семенным размножением. Покрытосеменные растения, цветок,
плод, однолетние, двулетние и многолетние растения,
жизненные формы Изучение строения и многообразия
покрытосеменных растений.

14/5

Вегетативные органы.
Генеративные органы.

Корни, виды корней, типы корневых систем. Строение корней.
Побег. Узлы. Междоузлия. Строение почки. Виды почек:
пазушные, верхушечные, вегетативные, генеративные.
Видоизменения побегов: корневище, луковица, клубень.
Функции стебля. Внешнее строение листа: черешок, листовая
пластинка, сложные и простые листья. Клетки листьев.
Строение цветка. Плоды, функции плодов. Виды плодов:
сочные и сухие, односемянные и многосемянные.

15/6

Многообразие животного мира.
Общие сведения о животном мире.
Основные отличия животных от
растений, черты их сходства. Систематика животных. Охрана
животного мира.
Одноклеточные животные.

Зоология – наука о животных. Описание животных как
биологических объектов. Методы изучения животных.
Систематика.
Простейшие – одноклеточные организмы. Колониальные организмы. Образование цисты.

16/7

Многоклеточные животные.
Особенности строения и
жизнедеятельности.
Специализация клеток.
Ткани,
органы, системы органов
организма животного, их
взаимосвязь
.
Кишечнополостные.

Основные понятия урока:
Ткани, органы, системы органов организма животного.
Кишечнополостные. Признаки тела: лучевая симметрия,
наличие кишечной полости, стрекательные клетки,
двухслойный мешок.

17/8

Черви. Особенности строения и
жизнедеятельности.
Моллюски.
Членистоногие.
Особенности
строения и жизнедеятельности
членистоногих. Многообразие
членистоногих.

Плоские ,Круглые черви – возбудители заболеваний человека и
животных. Особенности строения. Особенность строения:
вторичная полость, появление замкнутой кровеносной
системы. Значение полихет в природе.
Тип Моллюски: среда обитания и образ жизни, особенности
строения (мантия, отделы тела). Строение раковины.
Многообразие и практическое значение моллюсков различных
классов.
Способы питания и передвижения. внешнего строения
насекомых: три отдела, три пары ног, крылья у большинства,
органы дыхания наземного типа. Ротовой аппарат: грызущий,
колющий, сосущий, фильтрующий и др.

18/9

Хордовые. Общая характеристика
типа.
Надкласс Рыбы.
Особенности строения и
жизнедеятельности.
Земноводные.

Основные понятия урока
Признаки хордовых: внутренний скелет, нервная трубка,
двусторонняя симметрия, вторичная полость тела.
Местообитание и внешнее строение. Системы внутренних
органов. Роль в природе и жизни человека.

19/10

Пресмыкающиеся. Особенности
строения и жизнедеятельности,
многообразие пресмыкающихся.
 

Демонстрации:
скелеты ящерицы: таблица,
видеофильм по биологии животного.

20/11

Птицы. Млекопитающие Обобщение и систематизация
знаний: Многообразие
растительного и животного мира.
.

Скелеты птиц; модель яйца птицы; чучела птиц; таблица,
видеофильм по биологии животного
.

Уметь выполнять тестовые задания типа ОГЭ

21/12

Общий обзор организма.
Клеточное строение организма.
Ткани: эпителиальная,
соединительная, мышечная.
Нервная ткань.
Рефлекторная регуляция. Рефлекс
и рефлекторная дуга.

.

Узнавать по рисункам расположение органов и систем органов.
Называть органы человека, относящиеся к определенным
системам.. Раскрывать суть понятий молекулярный, клеточный,
тканевой и организменный уровни организации. Называть
органоиды клетки и их функции. Узнавать органоиды на немых
рисунках. Называть основные группы тканей. Называть функции тканей и структурных компонентов. Характеризовать
основные виды тканей. Узнавать основные виды тканей на
таблицах и рисунках

22/13

Значение опорно-двигательной
системы,
ее состав. Строение
костей. Скелет человека.
Соединение костей. Строение
мышц.

Называть функции опорно-двигательной системы. Описывать
химический состав костей. Характеризовать типы соединения
костей. Доказывать принадлежность скелета и мышц к одной
системе. Описывать строение: мышечного пучка,
поперечнополосатой мышечной ткани. Узнавать расположение
скелетных мышц. Выделять особенности поперечнополосатой
скелетной мышечной ткани.

§ конспект
Презентация
вопросы

Внутренняя среда организма

23/14

Кровь и остальные компоненты
внутренней среды организма.
Свѐртывание крови. Переливание
крови. Группы крови. Борьба
организма с инфекцией.
Иммунитет.

Называть компоненты внутренней среды организма,
форменные клеточные элементы крови. Раскрывать роль
внутренней среды организма, ее компонентов, состав крови,
функции крови. Работать с микроскопом и микропрепаратами.
Характеризовать процесс свертываемости крови. Называть
функции эритроцитов; группы крови человека. Перечислять
органы кроветворения. Показывать взаимосвязь между
строением и функциями клеток крови.

§ конспект
Презентация
вопросы

Кровеносная и лимфатическая системы

Пищеварение

24/15

Питание и пищеварение.
Пищеварение в ротовой полости.
Действие ферментов слюны.
Пищеварение в желудке и
двенадцатиперстной кишке.
Функции тонкого и толстого
кишечника. Всасывание.
Барьерная роль печени.
Аппендицит.

Приводить примеры пищи животного и растительного
происхождения. Знать значение кулинарной обработки пищи..
Описывать этапы пищеварения. Узнавать на немых рисунках
органы пищеварительной системы. Описывать строение зубов;
проявление функций органов ротовой полости. Описывать строение и расположение желудка и двенадцати перстной
кишки; механизм действия ферментов. Перечислять функции
тонкого и толстого кишечника.

§ конспект
Презентация
вопросы

Обмен веществ и энергии

Обмен веществ и энергии -
основное свойство всех живых
организмов. Витамины

Называть основные этапы обмена веществ. Перечислять
функции белков, жиров и углеводов. Раскрывать роль белков,
жиров, углеводов, минеральных веществ и воды в организме
человека. Называть группы витаминов; продукты питания, в
которых находятся витамины. Пояснять разницу в понятиях
гиповитаминоз и авитаминоз. Знать принципы рационального
использования витаминов. Различать основной и общий
обмены веществ. Уметь планировать свой пищевой рацион на
день.

§ конспект
Презентация

Выделение . Покровные органы. Терморегуляция

25/16

Кожа - наружный покровный
орган. Уход за кожей. Гигиена.
Болезни кожи. Терморегуляция

Знать строение кожи в связи с выполняемыми функциями.
Показывать взаимосвязь между строением и функциями кожи.
Называть возбудителей, причины заболеваний кожи,

§ конспект
Презентация

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности (3 часов)

26/17

Железы внутренней секреции и их
функции. Работа эндокринной
системы и ее нарушения.

Знать роль желез внутренней секреции и их функции, работу
эндокринной системы и ее нарушения.

§ конспект
Презентация
вопросы

.

Строение нервной системы.
Спинной мозг. Строение
головного мозга. Значение
нервной системы. Соматический и
автономный (вегетативный)
отделы нервной системы.
Нарушение в работе нервной
системы и их предупреждение

Знать роль нервной системы в регуляции функций организма
человека, осуществлении согласованной деятельности органов,
связи организма с окружающей средой.
Сравнивать строение нервной системы человека и животных. Различать функции дендритов и аксонов. Объяснять механизм
проведения нервного импульса. Объяснять роль нервной
системы в регуляции функций организма как единого целого.
Описать по рисунку и микропрепарату строение и функции функций спинного мозга. Описать по
рисунку строение головного мозга.
спинного мозга. оказывать взаимосвязь между строением и
функциями спинного мозга. Прогнозировать последствия для
человека нарушения

§ конспект
Презентация
вопросы

Анализаторы. Органы чувств

27/18

Анализаторы. Зрительный
анализатор.
Слуховой анализатор. Органы
равновесия, кожно-мышечной
чувствительности, обоняния,
вкуса.

Называть структурные компоненты анализатора. Объяснять
значение анализаторов. Описывать строение глаза, сетчатки,
зрительного анализатора; механизм бинокулярного зрения.
Называть функции структур глаза. Показывать взаимосвязь
строения глаза и выполняемой им функцией. Различать
близорукое и дальнозоркое зрение.
Описывать строение органа слуха, механизм передачи звуковых
сигналов. Называть значение слуха для жизни человека.

§ конспект
Презентация
вопросы

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика

28/19

Рефлексы. Память и обучение.
Врожденные и приобретенные
программы поведения. Сон и
сновидения. Речь и сознание.
Познавательные процессы. Воля,
эмоции, внимание.

Понимать роль отечественных ученых в развитии учения а
ВНД, понимать практическое применение учения о ВНД.
Приводить примеры торможения рефлексов. Приводить
примеры врожденных и приобретенных программ поведения.
Объяснять правила гигиены сна; влияние на организм
нарушений сна. фазы сна. Называть познавательные процессы
человека; качества ума. Приводить примеры факторов, влияющих на формирование потребностей. Характеризовать
основные виды внимания.

§ конспект
вопросы

Размножение и развитие организма

29/20

 

 Мейоз, биологическое о значение.

 Биологическое значение оплодотворения.  Знать стадии эмбриогенеза. Называть функции плаценты.

  Описывать беременной размножения
человека. Органы размножения.
Половые клетки. Формы
размножения .Оплодотворение.
Развитие зародыша и плода.
Беременность и роды.
Развитие ребенка после рождения.


Перечислять этапы жизненного цикла особи. Различать типы
развития организмов. Узнавать по рисункам органы
размножения. Митоз как основа бесполого размножения и
роста многоклеточных

 

.

§ конспект
вопросы

30/21

Генетика. Методы исследования
наследственности и изменчивости
организмов.
Уметь выполнять тестовые
задания типа ОГЭ

Развитие генетики как науки. Методы исследования свойств
организма - наследственности и изменчивости организмов
(растений, животных и человека). Система условных
обозначений в генетике. Доминантные и рецессивные
признаки, гомозиготы и гетерозиготы, аллельные и
неаллельные гены, генотип и фенотип, генофонд.

§15-16
Презентация
Доп.материал
Сообщение

Тема№4 . Взаимосвязи организма и среды. Основы
экологии ( 2 часов).

31/1

Предмет и задачи экологии.
Экологические факторы.
Экологическая ниша. Структура
популяций. Типы взаимодействий
популяций разных видов.
Пищевые цепи и сети.

Предмет и задачи экологии как науки. Общие представления об
экологических факторах. Действие факторов на организм
(ограничивающий фактор). Закон оптимума. Типы взаимодействия популяций разных видов (конкуренция,
хищничество, симбиоз, паразитизм).
Понятие: экология, экологические факторы, биотический,

§39-40
§42-45
Презентация
Доп.материал
Сообщение

32/2

Основы селекции. Методы и
задачи. Биотехнология .

Понятие селекции. Генетика — теоретическая основа селекции.
Искусственный мутагенез и его значение в селекции. Селекция

§ 25-26
Презентация

33

Тестирование по форме ГИА
(ОГЭ)

Повтор тем. Уметь выполнять тестовые задания типа(ОГЭ)

Доп.материал

34

Тестирование по форме ГИА
(ОГЭ)



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Усть-Элегестинская средняя общеобразовательная  школа

муниципального района « Кызылский кожуун « Республики Тыва.

РАССМОТРЕНА

Руководитель МО:_________

                                А. А. Тыртык-оол

СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора:________

                          по УВР И.А.Маадыр.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы _______ О.Р. Ооржак

Приказ № 304 от _____августа 2019 года.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по химии для 9 класса

Составитель: учитель химии

                                                                                                                                                   Монгуш Т. О.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ХИМИИ В 9 КЛАССЕ

Тема урока

Кол-во часов

Требования к уровню подготовки

Элементы содержания образования

Вид контроля

Химический эксперимент (оборудование)

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

9

10

ПОВТОРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ КУРСА 8 КЛАССА (5 часов)

1

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете строения атома

1

Знать определение периодического закона, периода, группы, физический смысл номера периода, группы, порядкового номера, значение периодического закона.

Уметь давать характеристику химического элемента, сравнивать химические элементы по положению в ПС и строению атома

Определение периодического закона, строение ПС, строение атома, характеристика химического элемента, значение периодического закона

Фронтальный опрос

Демонстрации:

-периодическая система;

-план характеристики химического элемента, таблица по строению атомов

По тетради

2-3

Химическая связь. Строение вещества

2

Знать определение химической связи, причины образования, определение ковалентной и ионной связи, виды кристаллических решеток.

Уметь определять типы связи в простом и сложном веществе, записывать схемы их образования, определять тип кристаллической решетки, прогнозировать по нему физические свойства веществ

Определение химической связи, причины ее образования, виды связи, типы кристаллических решеток

 Фронтальный опрос

Таблицы по разным видам химической связи, таблицы типов кристаллических решеток

По тетради

4

Основные классы неорганических соединений: оксиды, кислоты, основания, соли. Их состав, классификация, свойства

1

Знать определение оксидов, кислот, оснований, солей, их классификацию.

 Уметь доказывать химические свойства основных классов неорганических веществ, записывать уравнения химических реакций

Определение оксидов, кислот, солей, оснований, классификация основных классов, химические свойства

Фронтальный и текущий опрос. Письменная работа

По тетради

5

Расчеты по химическим уравнениям

1

Уметь проводить расчеты по химическим формулам, по уравнению реакции, решать различные типы задач

Решение задач. Расчеты по химическим формулам и уравнениям

Текущий опрос

По тетради

Тема 1. ТЕОРИЯ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЙ ДИССОЦИАЦИИ (14 часов)

1-2

Электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация. Диссоциация веществ с ионной и ковалентной связью (диссоциация кислот, солей щелочей). Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты

1

Знать определение электролитов и неэлектролитов, электролитическая диссоциация, определение – «основание», «кислота», «соль» в свете ТЭД, определение кристаллогидратов, степень электролитической диссоциации.

Уметь объяснять механизм электролитической диссоциации веществ с ионной и ковалентной полярной связью, записывать уравнения диссоциации кислот, оснований, солей, определять в водных растворах катион H+  и анион OH- , прогнозировать по ним свойства веществ, сравнивать по строению и свойствам ионы и атомы 

Электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, катионы, анионы, ступенчатая диссоциация, кристаллогидраты, степень электролитической диссоциации

Фронтальный опрос. Письменная работа

Демонстрации:

-испытание веществ и их растворов на электропроводность;

-образцы кристаллогидратов;

-видеофильм «Химия. 9 класс. Электролитическая диссоциация»

П. 1,2,3, упр. 1-3, 7,8, задача 2, с.13

3-4

Реакции ионного обмена

2

Знать определение реакций ионного обмена, условия осуществления данных реакций.

Уметь составлять молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения, необратимые реакции, объяснять их сущность  в свете ТЭД, выполнять лабораторные опыты по проведению реакций ионного обмена, делать выводы

Реакции ионного обмена, условия их проведения. Молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения. Обратимость и необратимость реакций

Текущий опрос

Лабораторные опыты:

-реакция обмена между электролитами;

-качественные реакции на ионы

П.4, упр. 1,4, задача 11,2 с. 22

5

Расчеты по уравнениям реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке

1

Уметь определять с помощью расчетов вещество, данное в избытке, и вычислять массу (объем или количество вещества) продукта реакции по данному исходному веществу. Решение различных задач

Решение задач на избыток одного из данных веществ

Текущий опрос

Демонстрации:

-плакат «Количественные величины в химии»

По тетради

6-7

Окислительно-восстановительные реакции

2

Знать определение

Окислительно-восстановительных реакций, окислителя, восстановителя.

Уметь определять окислительно-восстановительные реакции, составлять схему электронного баланса, расставлять коэффициенты, используя метод электронного баланса

Окислительно-восстановительные реакции, окислитель, восстановитель, схема электронного баланса

Текущий опрос

Демонстрации:

-транспаранты «Процессы окисления-восстановления»

П.5, упр.6-8а, с.22, по тетради

8-10

Химические свойства кислот, оснований, солей в свете ТЭД. Гидролиз солей

3

Знать определение кислот, оснований, солей в свете ТЭД, гидролиз солей.

Уметь записывать уравнения реакций, доказывающие химические свойства основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионном виде, записывать уравнения гидролиза солей, определять рН среды

Определение кислот, солей, оснований в свете ТЭД, химические свойства данных классов соединений, запись уравнений в молекулярном и ионном виде

Текущий опрос. Работа в парах

Демонстрация:

-некоторые химические свойства кислот, солей, оснований;

-гидролиз некоторых солей

П.6, записи в тетрадях, упр.9,10, с.22

11-12

Обобщение и систематизация знаний по теме: «ТЭД», практикум

2

Уметь применять полученные ЗУН при решении  тренировочных заданий и упражнений

Электролитическая диссоциация, реакции ионного обмена, молекулярные и ионные уравнения, гидролиз солей, расчеты по химическим уравнениям, окислительно-восстановительные реакции

Фронтальный опрос

Демонстрация:

- видеофильм «Химия. 9 класс. Электролитическая диссоциация»

П.16, подготовиться к практической работе, с.24

13

Решение экспериментальных задач по теме:

«ТЭД»

1

Уметь самостоятельно проводить опыты, используя предложенные растворы, описывать результаты наблюдения реакций ионного обмена, определять реакцию среды в предложенных растворах солей, записывать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде, делать выводы

Закрепление полученных ЗУН

Практическая работа № 1

Практическая работа

Подготовиться к контрольной работе

14

Контрольная работа по теме 1

1

Уметь применять ЗУН, полученные при изучении темы 1

Закрепление и контроль знаний, умений и навыков по теме 1

Контрольная работа

Тема 2. ПОДГРУППА КИСЛОРОДА (5 часов)

1

Общая характеристика подгруппы кислорода. Сера. Строение молекулы, физические и химические свойства

1

Знать определение аллотропии аллотропных видоизменений. Причины аллотропии. Физические свойства серы. Области ее применения.

Уметь давать характеристику главной подгруппы по плану, сравнивать простые вещества, образованные элементами главной подгруппы VI группы, указывать причины их сходства и отличия, доказывать химические свойства серы, записывать уравнения реакций в молекулярном и в окислительно-восстановительном виде

Характеристика подгруппы кислорода. Сера и кислород. Аллотропия. Строение и свойства серы

Фронтальный опрос

Демонстрация:

П. 7-10, упр.5-6, с.31

2-3

Соединения серы

2

Знать строение и свойства оксидов серы,  сероводорода, сернистой и серной кислот, области их применения, качественную реакцию на сульфат – ион.

Уметь доказывать свойства оксидов серы, сероводорода, сернистой и серной кислот, записывать уравнения реакций в молекулярном, ионном и окислительно-восстановительном виде

Серная кислота, сероводород, сульфиды, оксид серы (IV), сернистая кислота, оксид серы (VI), серная кислота. Качественная реакция на сульфат-ионы

Текущий опрос. Работа по карточкам

Демонстрация:

- взаимодействие серы с металлами, водородом, кислородом;

- получение пластичной серы;

- ознакомление с образцами серы и ее природными соединениями

П.11-13, упр. 1,3,4б, с.34, упр.2, задача 2, с.38

4-5

Закон Авогадро (молярный объем газов). Объемные отношения газов при химической реакции

2

Знать определение закона Авогадро, молярный объем газов, относительную плотность газов.

Уметь определять объем газов, количество вещества, исходя из молярного объема газов, научиться решать задачи с использованием понятий «молярный объем», «относительная плотность газов», вычислять объем отношений газов по химическим уравнениям, используя закон объемных отношений

Закон Авогадро. Молярный объем газов, решение задач с использованием молярного объема по формуле и по уравнениям. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях (решение задач)

Текущий опрос

Демонстрация:

- видеофильм «Химия. 8 класс. Ч.1» (Первоначальные химические понятия)

По тетради, задача 1, с.38

Тема 3. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ (6 часов)

1

Тепловой эффект химической реакции. Расчеты по термохимическим уравнениям

1

Знать определение теплового эффекта химической реакции, что такое экзотермические и эндотермические реакции, определение термохимического уравнения.

Уметь определять по тепловому эффекту экзотермические и эндотермические реакции, проводить расчеты по термохимическим  уравнениям, составлять термохимические  уравнения по массе исходного вещества и количеству тепла

Тепловой эффект химической реакции, термохимические уравнения, сохранение и превращение энергии при химической реакции. Решение задач

Текущий  опрос

Демонстрации:

- видеофильм «Основы молекулярно-кинетической теории»

По тетради, задача 2, с.31

2-3

Скорость химических реакций

2

Знать определение скорости химических реакций, зависимости скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, площади соприкосновения, концентрации, температуры, катализатора.

Уметь объяснять влияние различных условий на скорость химических реакций, решать задачи

Скорость химических реакций, условия, влияющие на скорость реакции

Текущий опрос

Демонстрации опытов, выясняющих зависимость скорости химической реакции от различных факторов

П.14, (до с. 41), упр.13, с. 42

4

Химическое равновесие. Условия его смещения

1

Знать определение химического равновесия, понятие прямой и обратной реакции, определение принципа Ле-Шателье.

Уметь объяснять на примерах условия смещения равновесия в зависимости от условий химических реакций

Химическое равновесие, прямая и обратная реакции; условия, влияющие на смещение равновесия; принцип Ле-Шателье

Текущий опрос

Демонстрация:

-видеофильм «Основы молекулярно-кинетической теории»

П.14, упр.4-5, с. 42

5

Обобщение  и систематизация знаний. Решение задач

1

Уметь применять ЗУН при выполнении тренировочных заданий и упражнений по темам 2,3. Подготовка к контрольной работе

Повторение и обобщение ЗУН, полученных при изучении тем 2,3

Текущий опрос

Демонстрации:

- компакт-диск «Химия. 9 класс»

Подготовиться к к.р., повторить п. 11-16

6

Контрольная работа по теме 2 и 3

1

Уметь применять ЗУН, полученные при изучении тем 2 и3

Закрепление и контроль ЗУН по темам 2,3

к/р

Тема 4. ПОДГРУППА АЗОТА (13 часов)

1

Общая характеристика элементов главной подгруппы V группы. Физические и химические свойства азота

1

Знать физические и химические свойства азота.

Уметь давать характеристику подгруппы элементов (подгруппы азота) по плану, исходя из положения в ПС и строения атома, доказывать химические свойства азота, записывать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде, учитывая закономерности протекания окислительно-восстановительных реакций

Характеристика главной подгруппы V группы, характеристика простого вещества (азота) по плану

Фронтальный и текущий опрос

Демонстрации:

- видеофильм «Неорганическая химия. Азот и фосфор»

П. 15-16, упр. 1,5, с.52

2-3

Аммиак. Строение  молекулы. Физические и химические свойства. Производство аммиака

2

Знать строение молекулы аммиака, физические и химические свойства, производство.

Уметь доказывать химические свойства аммиака, записывать реакции в молекулярном, ионном и окислительно-восстановительном виде

Строение молекулы аммиака; физические и химические свойства аммиака

Текущий опрос. Работа по карточкам

Демонстрации:

- получение аммиака;

- взаимодействие аммиака с водой;

- получение хлорида аммония

П. 17, упр. 7-8, задача 2, с.52

4

Решение задач на определение массовой (объемной) доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. Повторение темы

1

Уметь определять массовую (объемную) долю выхода продукта реакции от теоретически возможного (решать расчетные задачи)

Решение задач на выход продукта реакции

Текущий опрос.

Демонстрация:

-плакат «Количественные величины в химии»

По тетради, свойства кислот

5

Азотная кислота. Строение. Свойства. Применение. Химизм производства азотной кислоты

1

Знать строение, свойства и применение азотной кислоты, особые свойства азотной кислоты (взаимодействие с Ме), химизм производства.

Уметь доказывать общие и особые свойства азотной кислоты , записывать уравнения химических реакций в молекулярном, ионном и окислительно-восстановительном виде

Строение и свойства азотной кислоты. Физические и химические свойства кислоты, особые свойства азотной кислоты. Применение, химизм производства

Текущий опрос

Демонстрации некоторых химических свойств азотной кислоты

П.19, упр. 1, 4, с.59, задача 2, с. 60

6-7

Соли аммония. Нитраты

2

Знать состав, строение, свойства и применение  солей аммония и нитратов.

Уметь доказывать общие и особые свойства солей на примере солей аммония и нитратов, записывать уравнения химических реакций в молекулярном, ионном и окислительно-восстановительном виде

Строение и свойства солей аммония и нитратов. Качественные реакции. Применение солей

Текущий опрос

Лабораторный опыт: взаимодействие солей аммония со щелочью.

Демонстрации:

-качественные реакции на соли  аммония и нитраты

П.18,22, упр.12-13, задача 1, с.52, упр.8, с.59

8-9

Фосфор и его соединения. Минеральные удобрения

2

Знать характеристику фосфора как химического элемента и простого вещества, строение  и свойства соединений фосфора (оксида, кислот, солей), применение минеральных удобрений.

Уметь доказывать химические свойства фосфора как простого вещества и его соединений, записывать уравнения химических реакций в молекулярном, ионном и окислительно-восстановительном виде

Характеристика как элемента и как простого вещества. Соединения фосфора: оксид фосфора, фосфорные кислоты, их строение, свойства, качественная реакция на фосфат-ион, минеральные удобрения

Текущий опрос

Демонстрации:

- горение фосфора;

- взаимодействие оксида фосфора (V)  с водой;

-химические свойства ортофосфорной кислоты;

-качественная реакция на фосфат-ион

П.21-23, упр.4-7, задача 4, с.70

10-11

Обобщение и систематизация знаний по теме 4. практикум

2

Уметь применять полученные ЗУН при выполнении тренировочных заданий и упражнений.

Уметь составлять технологическую карту для проведения практической работы

Повторение и обобщение всех ЗУН, полученных при изучении темы 4. Подготовка к п/р

Тематический опрос. Работа по карточкам

Демонстрации:

- видеофильм «Неорганическая химия. Азот и фосфор»

Повторить главу 3, подготовиться к пр. раб., с.73

12

Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота»

1

Уметь доказывать опытным путем состав изученных веществ (соли аммония, нитраты, сульфаты и др.), проводить реакции между веществами в растворе, получать новые вещества из имеющихся реактивов, записывать уравнения реакций в молекулярном, ионном и окислительно-восстановительном виде, проводить наблюдения, делать выводы

Закрепление теоретических и практических навыков в решении экспериментальных задач

Практическая работа, с. 73

Практическая работа

Подготовиться к к.р.

13

Контрольная работа

1

Уметь применять ЗУН в к/р по теме 4

Закрепление и контроль полученных ЗУН по теме 4

к/р

Тема 5.  ПОДГРУППА УГЛЕРОДА (5 часов)

1

Общая характеристика подгруппы углерода. Углерод и кремний в сравнении. Химические свойства углерода

1

Знать общую характеристику элементов главной подгруппы IV группы, исходя из положения в ПС и строения атома; понятия адсорбции, применение углерода и кремния.

Уметь сравнивать по строению и свойствам углерод и кремний, записывать уравнения реакций, характеризующие химические свойства углерода в молекулярном и окислительно-восстановительном виде. Иметь представление аллотропных видоизменениях углерода, причинах их образования

Характеристика подгруппы химических элементов IV группы, главной подгруппы. Сравнительная характеристика углерода и кремния, химические свойства углерода, адсорбция

Фронтальный опрос

Демонстрация:

- поглощение углем растворенных веществ и газов

П.24, 25,30, упр.18,20, с.90, упр.5, с.101

2

Оксиды углерода и кремния. Состав, строение, свойства, применение

1

Знать состав, строение, свойства, применение оксидов углерода и оксида кремния.

Уметь сравнивать состав и строение оксидов углерода и кремния, указывать причины сходства и отличия, доказывать химические свойства оксидов углерода (II),(IV) и оксида кремния, записывать уравнения химических реакций в молекулярном, ионном и окислительно-восстановительном виде.

Состав, строение, свойства, применение оксидов углерода и кремния в сравнении

Текущий опрос

Демонстрация:

-получение оксида углерода 4-хвалентного и взаимодействие его с водой и раствором щелочи

П.26-27,31, упр.15-16, 17, с.90, упр.4, с.101

3

Угольная и кремниевая кислоты. Карбонаты. силикаты

1

Знать состав, строение, свойства, применение угольной и кремниевой кислот и их солей.

Уметь доказывать химические свойства угольной и кремниевой кислот и их солей, записывать уравнения химических реакций в молекулярном, ионном виде, сравнивать по свойствам угольную и кремниевую кислоты, карбонаты и силикаты, указывать причины их сходства и отличия

Состав, строение, свойства и применение угольной и кремниевой кислот в сравнении; свойства их солей

Текущий опрос

Демонстрации:

-получение и некоторые свойства угольной кислоты;

-получение кремниевой кислоты;

-качественная реакция на карбонат-ион

П.28,32, упр.18,20, с.90, упр.5, с.101

4

Решение задач на вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси

1

Уметь решать расчетные задачи на вычисление массы (объема) продуктов реакции по указанной массе (объему) исходного вещества, одно из которых содержит примеси (задачи прямые и обратные)

Решение задач данного типа

Текущий опрос

Демонстрация:

-плакат «Количественные величины в химии»

Задача 1, с.70, задача, с.91

5

Обобщение и повторение темы 5. Силикатная промышленность (обзорно)

1

Уметь применять ЗУН, полученные при изучении темы 5 на примере тренировочных заданий и упражнений, иметь представление о силикатной промышленности, о ее видах

Закрепление полученных ЗУН по теме 5

Текущий опрос

Демонстрации:

-коллекция «Стекло и изделия из стекла»;

-видеофильм «Неорганическая химия. Углерод и кремний»

П. 29, 33, повторить главу 4, упр. 7, упр.8 устно, с.101

Тема 6. ОБЩИЕ СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ (3 часа)

1-2

Общая характеристика металлов. Химические свойства

2

Знать понятие металлической связи и металлической кристаллической решетки, физические свойства и способы получения металлов

Общая характеристика металлов как элементов и как простых веществ, металлическая связь, металлическая кристаллическая решетка, химические свойства металлов

Текущий опрос

Демонстрации:

-образцы металлов;

-  модели кристаллических решеток металлов;

-взаимодействие металлов с неметаллами

П. 34-38 прочитать, упр. 2,3,7,12, задача 1, с.112

3

Повторение и обобщение знаний по теме 6. Коррозия металлов (обзорно)

1

Знать определение коррозии, ее виды, способы защиты от коррозии, условия, способствующие и препятствующие коррозии.

Уметь применять ЗУН, полученные при изучении темы 6, в ходе выполнения тренировочных упражнений и заданий.

Записывать химизм процесса коррозии, объяснят сущность химической и электрохимической коррозии

Повторение и обобщение ЗУН по теме 6. Понятие о коррозии металлов, условия влияющие на коррозию, способы защиты от коррозии, виды коррозии, химизм коррозии

Текущий опрос

Демонстрация:

- видеофильм «Неорганическая химия. Общие свойства металлов»

По тетради

Тема 7. МЕТАЛЛЫ ГЛАВНЫХ ПОДГРУПП I-III ГРУПП ПСХЭ Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА (5 часов)

1

Общая характеристика металлов I-III групп главной подгруппы (на примере натрия, кальция, алюминия)

1

Знать области применения

Уметь давать общую характеристику металлов главных подгрупп I-III групп в сравнении на основе положения в ПС и строения атомов, прогнозировать и доказывать химические свойства металлов главных подгрупп этих групп, находить общее и отличное, знать причины этого, записывать уравнения химических реакций, доказывать свойства этих металлов

Сравнительная характеристика металлов главных подгрупп I-III групп ПС.

Текущий опрос

Демонстрации:

-ознакомление с образцами важнейших солей натрия, калия, кальция, алюминия;

-применение некоторых свойств алюминия

П.39-42, упр. 8, с.118, упр.7, с.125

2-3

Соединения металлов главных подгрупп I-III групп – оксиды, гидроксиды, соли. Жесткость воды (обзорно). Амфотерность. Соединения алюминия

2

Знать состав, строение, свойства оксидов, оснований, солей металлов главных подгрупп I-III групп ПС в сравнении, качественная реакция на ионы металлов (натрий, кальций, барий).

Уметь доказывать химические свойства оксидов, оснований, солей металлов главных подгрупп I-III групп, записывать уравнения реакций в молекулярном и в ионном виде

Состав, строение, свойства соединений металлов главных подгрупп I-III групп в сравнении

Текущий опрос

Демонстрация некоторых химических свойств соединений металлов главных подгрупп I-III групп ПС

П.39-42, упр.9,14, с.125, упр.8, задача 1, с. 130-131

4

Обобщение и систематизация знаний

1

Уметь применять ЗУН при выполнении тренировочных заданий и упражнений по темам 6,7. Подготовка к к/р

Повторение и обобщение ЗУН, полученных при изучении тем 6,7

Текущий опрос

Демонстрации:

- видеофильм «Металлы главных подгрупп»

Повторить главы 4,5

5

Контрольная работа по темам 6,7

1

Уметь применять ЗУН, полученные при изучении тем 6,7 при выполнении к/р

Повторение и обобщение ЗУН, полученных при изучении тем 6,7

к/р

Тема 8. ЖЕЛЕЗО – ЭЛЕМЕНТ ПОБОЧНОЙ ПОДДГРУППЫ VIII ГРУППЫ ПСХЭ Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА (3 часа)

1

Железо и его соединения. Практикум

1

Знать положение железа в ПС, состав и характер его оксидов и гидроксидов.

Уметь характеризовать элемент на основании его положения в ПС, характеризовать химические свойства простого вещества и соединения железа, записывать уравнения реакций в молекулярном, ионном виде и с точки зрения учения об окислительно-восстановительной реакции

Железо – элемент побочной подгруппы VIII группы ПС, оксиды, гидроксиды, соли железа, качественная реакция на ион железа (II), ион железа (III)

Текущий опрос

Демонстрации:

-получение гидроксидов железа;

-взаимодействие гидроксидов железа с кислотами;

-качественные реакции на ионы железа

П.43-44, упр.4-5, с.135, подготовиться к пр.р.

2-3

Решение экспериментальных задач по теме «Металлы. Соединения металлов»

2

Уметь проводить химический эксперимент по характеристике химических свойств металлов и их соединений, осуществление превращений

Закрепление практических и теоретических навыков в решении экспериментальных задач

Практическая работа

Практическая работа

Тема 9. ПРОМЫШЛЕННЫЕ СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ МЕТАЛЛОВ (2 часа)

1-2

Понятие о металлургии. Металлы в современной технике. Основные способы промышленного получения металлов. Электролиз (обзорно), его значение

2

Знать определение металлургии, способы промышленного получения металлов, роль русских ученых в развитии металлургии, понятие руды и пустой породы, основные стадии получения металлов.

Уметь записывать уравнения реакций получения металлов с точки зрения ТЭД и учение об окислительно-восстановительных процессах

Понятие о металлургии. Руда, пустая порода, пирометаллургия, гидрометаллургия, электрометаллургия

Текущий опрос

Демонстрация:

-электролиз водного раствора хлорида меди

П.35, 45-47 прочитать, упр.3 с.147

Тема 10. ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (6 часов)

1

Многообразие органических веществ

1

Знать определение органической химии, что изучает данная наука, различие между органическими и неорганическими веществами, особенности строения и свойств органических веществ

Понятие об органической химии и органических веществах, причины многообразия органических веществ

Текущий опрос. Упр. И задания к  48, 49

Демонстрация:

-компакт-диск «Углерод и его соединения»

П.48-50, упр.1,2 с. 163 устно

2-3

Углеводороды. Природные источники углеводородов  

2

Знать определение углеводородов, их классификацию, основные положения теории А.М. Бутлерова (кратко), определение изомеров, некоторые свойства углеводородов, иметь представление о природных источниках углеводородов.

Уметь записывать полные и сокращенные структурные формулы органических веществ (углеводородов), определять изомеры, давать им названия, записывать некоторые уравнения реакций, характеризующие химические свойства углеводородов (предельных и непредельных)

Углеводороды. Классификация, основные положения теории А.М. Бутлерова. Изомерия. Природные источники углеводородов

Текущий опрос. Упр. И задания к § 51-54

Демонстрации:

-модели молекул углеводородов;

-таблицы, слайды;

-видеофильм «Органическая химия. Ч. 11»

П.51-54, упр.4,8, с.163

4

Кислородсодержащие органические вещества (спирты, карбоновые кислоты)

1

Иметь понятие о кислородсодержащих органических веществах, их классификацию, определение спиртов, карбоновых кислот, их свойства, области применения.

Уметь записывать некоторые структурные формулы спиртов и карбоновых кислот

Понятие о кислородсодержащих органических веществах, их классификация, строение и некоторые свойства спиртов и карбоновых кислот

Текущий опрос. упр. и задания к § 55,56

Демонстрация разных видов спиртов

П.55-57, упр. 2,3 с. 173

5

Кислородсодержащие органические вещества (сложные эфиры, жиры, углеводы)

1

Иметь общие понятия о сложных эфирах, жирах, углеводах, нахождение их  в природе, применение

Понятие о сложных эфирах, жирах, углеводах, нахождение их в природе, применение

Текущий опрос. Упр. И задания к § 57

Демонстрации:

-компакт-диск «Сложные химические соединения в повседневной жизни»

П.57, упр.12, с. 173

6

Белки. Обобщение и систематизация знаний по теме «Органические соединения»

1

Иметь понятие о белках, их состав, биологическое значение.

Уметь выполнять тренировочные задания и упражнения по теме «Органические соединения»

Понятие о белках, их состав, биологическое значение. Обобщение и  систематизация ЗУН, полученных при изучении данной темы

Тематический опрос

Демонстрации:

-компакт-диск «Сложные химические соединения в повседневной жизни»

П.58-60

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Химия. 8-11 классы: развернутое тематическое планирование по учебникам Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана 2007-2008 годов (базовый уровень) / авт.-сост. Л.М. Брейгер, А.Е. Баженова. - Волгоград: Учитель, 2009. – 71с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кейс учителя биологии

Разработка урока "Нервная система человека" Обобщить и расширить знания учащихся о нервной системе человека, закрепить понятия нейроны, дендриты, нервная ткань. Развивать творческие способности учащи...

РМО учителей биологии и химии

С 2005 года я руковожу РМО учителей биологии и химии, решила разместить папки с материалами нашего РМО за 2 последних учебных года - может быть, кому-то будет интересно......

Сообщение на РМО учителей биологии и химии "СИстемно-деятельностный подход в обучении химии и биологии в условиях реализации стандартов второго поколения"

Сообщение содержит материал о внедрении ФГОС основного общего образования , теоретические основы данного вопроса и конкретные примеры из опыта работы. Сообщение сопровождается презентацией. Сообщение ...

Сценарий праздника для 5 класса по теме «Первый раз в пятый класс» подготовила учитель биологии и химии Шидиева Маидат Магомедтагировна

Разработка может быть использована 1 сентября, с целью познакомиться с учащимися 5 класса. Приводится много различных игр, чтобы снять психологическое напряжение в новом коллективе; зарядить доброй, п...

Урок учителя биологии и химии Кадиловой Халимат Хакимовны на конкурс : «Учитель здоровья России – 2018»

Цели урока:- Предоставить учащимся информацию о здоровье, здоровом образе жизни и факторах, влияющих на формирование здоровья;- Способствовать формированию у детей сознательного и ответственного отнош...

Опыт работы учителя биологии и химии Пыхтиной Натальи Викторовны по организации внеурочной деятельности в школе для обучающихся 9 классов

Проектная деятельность в школе является актуальным методом, который решает очень важные учебные цели и задачи. Это одна из форм организации учебного процесса и внеурочной деятельности, направлена на п...