Мастер класс «Проектная деятельность на уроке биологии как средство реализации ФГОС»
материал по биологии
Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. В концепции ФГОС общего образования выделен культурно-исторический системно-деятельностный подход к образованию учащихся. Поэтому наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника. Я использую в своей работе проектное обучение и исследовательскую деятельность обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass._teh-ya_proektnoy_deyatelnosti.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6
Мастер класс
«Проектная деятельность на уроке биологии как средство реализации ФГОС»
Выполнила: Баталова Олеся Игоревна
учитель биологии
первой квалификационной категории
Лыткарино 2020 г.
Цель: Применение проектной технологии в условиях реализации ФГОС основного общего образования
Задачи: 1) Показать роль проектной технологии в развитии личностных и метапредметных УУД.
2) Привести примеры использования проектной деятельности на уроках биологии в 5 классе.
3) Показать роль использования мини проектов на уроках биологии, во включение обучающихся в исследовательскую деятельность.
4) Обобщить инновационный опыт работы.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Баталова Олеся Игоревна, учитель биологии МОУ СОШ №6 г.о. Лыткарино
Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. В концепции ФГОС общего образования выделен культурно-исторический системно-деятельностный подход к образованию учащихся. Поэтому наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника. Я использую в своей работе проектное обучение и исследовательскую деятельность обучающихся.
Два года подряд с учащими школы принимали активное участие в городской научно-практической конференции предметов естественно-научного цикла по проектной деятельности «Мир вокруг нас». В 2015г. Василенко Диана и Бакетова Дана стали победителями в номинации «Польза и вред компьютера», в 2016 г. победители в номинации «Пропаганда ЗОЖ». Проектная деятельность показала, что ученикам это интересно. Во- первых изучаются разнообразие живых организмов и экологические проблемы родного края, местности, потому что они мало изучены. Во – вторых, ученик не имеет готового текста, он сам должен принять участие во всех этапов изучения, и в третьих, учатся выступать перед публикой и отвечать на вопросы (развивает критическое мышление). Удачно подобранная и интересная тема исследования, кропотливо выполненная исследовательская работа способны обеспечить успех в любом конкурсе.
В 2017 г. вместе с детьми приняли участие в Ежегодной премии Губернатора Московской области «Наше Подмосковье» с проектом «Мир без границ». В 2018 г. был создан проект «Школьный двор - территория радости».
К таким результатам мы шли постепенно. Всё начиналось с простых творческих работ, выполнения необычных заданий на уроках. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. В основе методов проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развития критического мышления.
Сегодня я хочу провести вместе с вами мастер - класс по теме «Проектная деятельность на уроке биологии как средство реализации ФГОС».
ФГОС основного общего образования предполагает развитие у ребенка универсальных учебных действий:
- Личностные
- Регулятивные
- Познавательные
- Коммуникативные
Хочу привести две цитаты, которые иллюстрируют содержание сегодняшнего мастер-класса.
«В сфере развития познавательных учебных действий приоритетное внимание уделяется практическому освоению обучающимися основ проектной и исследовательской деятельности» (Фундаментальное ядро содержания общего образования)
«В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной и исследовательской деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию, самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации, и эффективности учебной деятельности» (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения)
Что же такое проектная деятельность?
Чтобы освоить метод проектов я предлагаю вам решить такой пример:
- Загадайте число.
- Прибавьте столько же.
- Прибавьте 10.
- Разделите на два.
- Отнимите задуманное. (В результате у всех должно получиться число 5.)
Нетрудно догадаться, что в основе задачи лежит некий алгоритм. Результат был известен только мне, но посредством направления ваших действий, мы все пришли к одному ответу. Так происходит и в проектной деятельности учащихся. Используя алгоритм работы, и зная конечный результат, учитель «ведёт» детей по неизведанному ими пути к верному ответу. Весь путь от «старта» до «финиша» и есть проектная деятельность учащихся.
Проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмет, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования.
I этап - Погружение в проект
- Замысел
- Формулирование проблемы
II этап – Организация деятельности
- Создание группы
- Постановка цели и задач
- Планирование
III этап – осуществление деятельности в группах
- Сбор материала, работа с источником
- Обработка материала
- Формулирование выводов, подготовка схем и т.д.
IV этап Презентация.
В специальной литературе предлагается несколько вариантов типологии учебных проектов, которые основываются:
— на комплексности или предметно-содержательной области (моно- и межпредметные);
— характере контактов (внутриклассные, внутришкольные, региональные, международные);
— количестве участников (индивидуальные и групповые);
— продолжительности (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные);
— доминирующей деятельности учащихся, в которой выделяют:
- Практико-ориентированный проект.
- Информационный проект
- Творческий проект
- Игровой или ролевой проект
Изучив всю типологию проектов, я отдала предпочтение учебным мини-проектам, которые интегрируют в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые методики, ИКТ. Использование данных проектов в течение одного урока позволяет вовлечь всех учащихся в активную познавательную деятельность. Мини-проекты отличаются от больших проектов рядом особенностей. Во-первых, они должны отвечать уровню психофизического развития учащихся и обязательно включать игровой, творческий моменты. Во-вторых, они не должны занимать слишком много учебного времени, должны быть рассчитаны на быструю их реализацию. В-третьих, проекты должны подразумевать разнообразную форму их воплощения, создающую для каждого ученика индивидуальные условия его творческой самореализации. По способам своей реализации мини-проекты можно разделить на несколько видов: творческие домашние задания, проблемные задачи на уроке, комбинированные, индивидуальные, групповые.
Например, урок биологии в 5 классе «Что такое живой организм?»
Цели и задачи урока:
• сформировать понятие «живой организм»;
• дать представление о признаках живого организма;
• создать условия для развития познавательных интересов, умения сравнивать, делать выводы
Для того чтобы уже с первого урока вести наших школьников в микропроектирование, в начале можно предложить:
- перечислите живые организмы;
- назовите тела неживой природы, которые очень похожи на живые организмы.
Вывод: Есть такие тела неживой природы, которые сразу и не отличишь от живого организма.
Проблема: Как отличать живые организмы от тел неживой природы?
Цель: Определить главное отличие живых организмов от тел неживой природы
Работа в группах:
1) Прочитать текст учебника стр. 15-18
2) Выписать признаки живых организмов.
3) Сравнить неживой объект и живой организм (например, растение и сосулька, гриб и строящийся дом, животное и самолет/автомобиль и т.д.) по этим признакам.
4) Представить в виде таблицы или схемы на ватмане или на листе А4.
5) Защитить: доказать у доски, что выбранный объект неживой природы действительно неживой.
Для обсуждения этих крошечных проектов можно использовать вопросы в конце параграфа:
Вопросы и задания – темы для обсуждения после защиты
Какие особенности отличают живые организмы от неживых объектов?
Что общего в строении всех живых организмов?
Достаточно ли одного признака, чтобы отличить живое от неживого
Предметный результат: Формулирование вывода о том, что только в том случае, если объект обладает всеми признаками жизни, он будет являться живым организмом.
Таким образом, я достигла своей цели:
1) Обучающиеся самостоятельно извлекли информацию из учебника, сравнивали, классифицировали, обобщили характерные признаки:
Работа с информацией
- нахождение в учебнике признаков живых организмов;
- понимание смысла понятий и терминов.
Сравнение
- нахождение отличий между живым организмом и объектом неживой природы.
Классификация
- живой организм Объект неживой природы.
Обобщение
- выявление общих признаков, характерных для ВСЕХ живых организмов (растений, грибов, бактерий, животных).
2) Развили умения работать в группе:
Взаимодействие в группе
- выбор объектов для сравнения (нужно договориться с другими ребятами из группы);
- выбор типа схемы, с помощью которой будет визуализировано сравнение;
- распределение обязанностей;
- при презентации развивается монологическая речь, то есть правильно высказать свое мнение.
Монологическая речь
Во время защиты проекта ребенок:
- озвучивает свою часть доказательства;
- отвечает на вопросы учителя и своих одноклассников.
Цель урока достигнута!
Спасибо за хорошую работу, желаю всем творческих успехов и благополучия!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход на уроках биологии в условиях реализации ФГОС ОО
Сегодня в нашей стране происходят большие изменения, не прошли они стороной и от системы образования. В настоящее время в школах реализуются Федеральные государственные стандарты второго п...
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
В практике моей работы значительное место уделено деятельностным формам организации обучения, которые включают проблемное преподавание, исследовательскую деятельность, работу в парах, а также работа с...
Групповые формы работы на уроках истории как средство реализации ФГОС
Групповая форма работы на уроках истории необходима как один из методов активизации учебной деятельности учащихся . Она повышает не только познавательный интерес учащихся, но и повышает учебную...
мастер- класс "Применение кейс-технологий на уроках обществознания как средство реализации ФГОС"
Мастер-класс "Применение кейс-технологий на уроках обществознания как средство реализации ФГОС " посвящен вопросам практического использования иновационной технологии - кейс-технологии в учебно...
«Проектная деятельность на уроке биологии как средство реализации ФГОС»
Мастер класс «Проектная деятельность на уроке биологии как средство реализации ФГОС»...
УМК « Сфера» по биологии как средство реализации ФГОС
Рекомедации по использованию УМК "Сферы"...
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ по теме самообразования: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии в условиях реализации ФГОС ООО и внедрения ФГОС СОО»
Данный материал подготовлен в целях обобщения и систематизации проделанной работы по методической теме самообразования....