Развитие эволюционного учения. Ч.Дарвин
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: Развитие эволюционного учения. Ч.Дарвин
Цель: познакомить учащихся с развитием эволюционных представлений, с эволюционным учением Ч. Дарвина
Задачи:
Обучающий аспект:
- Сформировать первоначальные знания по теории эволюции, отметив особую роль Дарвина в развитие эволюционных представлений
- Рассмотреть основные факторы эволюции, определенные Ч. Дарвиным.
Развивающий аспект:
- Развивать способности самостоятельно решать учебную проблему через организацию
Воспитательные:
1. Повышение интереса к изучению биологии.
2. Повышение интереса учащихся к решению нестандартных задач.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, презентация «Эволюционное учение Ч.Дарвина».
1 Приветствие, организация начала урока (мои слова) (3 минуты) Ученик 1
| 3 (9 мин)
подготовить рассказ о жизни знаменитого полководца. Какие вопросы в процессе подготовки вы осветите? (2 мин) Исходя из ваших ответов, можно сказать, что знакомство с жизнью и деятельность знаменитых людей для вас не ново и не вызовет особых затруднений
создателе эволюционной теории, сокрушившей теорию неизменности мира с момента Создания. Великом ученом – Чарльзе Дарвине
одновременно заполнить инструктивные карточки, которые лежат у каждого на парте. (Работа в парах по принципу 1-1, 2-2, 1-3, 2-4) По ходу просмотра фильма, ответьте на вопросы:
видов путем естественного отбора, или сохранение избранных пород в борьбе за жизнь».
(видео – 7минут)
(спросить, кто не успел?) | ||||
Ученик 2 И если бы мы на Земле появились, И мы потому лишь все вместе спаслись, | Ученик 3 И много веков так всё было и было… Но вот постепенно планета остыла. | ||||
Ученик 4 “Играйте, скачите!” Да нет, к сожаленью, | Ученик 1 И если б тогда мы на Землю попали, То все, как один, безусловно, б пропали. | ||||
Ученик 2 И вот, наконец, появились пейзажи, | Ученик 3 Вот вскоре и мы на Земле появились, Ученик 4 Кто мы? Как возникли? Откуда, зачем? Ум ищет ответ. И найдет… – без проблем! | ||||
2 (2 минуты) * Как вы думаете, какой процесс описан в стихотворении? * Так о чем мы будем говорить на уроке? Предлагаю вместе сформулировать тему урока * Если быть конкретнее, речь сегодня пойдет об эволюционном учении Ч. Дарвина Предлагаю сформулировать основные задачи урока Исходя из темы урока, подумайте, с чем мы должны познакомиться при изучении нового материала (С деятельностью Ч.Дарвина, с основными положениями теории эволюции) |
4 (8 мин)
какие, факторы поставил Дарвин во главу эволюционного процесса. И каков главный результат эволюции. (на обратной стороне карточки)
«Любопытно созерцать густо заросший берег, покрытый многочисленными, разнообразными растениями; птиц, поющих в кустах; насекомых, порхающих вокруг, и думать, что все эти прекрасно построенные формы, столь отличающиеся одна от другой и так сложно одна от другой зависящие, были созданы благодаря законам еще и теперь действующим вокруг нас. Эти законы в самом широком смысле – Рост и Воспроизведение, Наследственность, почти необходимо вытекающая из воспроизведения, Изменчивость, зависящая от действия жизненных условий. Прогрессия размножения столь высокая, что она ведет к Борьбе за жизнь и ее последствию – Естественному отбору, влекущему за собой Расхождение признаков и Вымирание менее совершенных форм. Таким образом, из войны природы, из голода и смерти непосредственно вытекает самый высокий результат, какой ум в состоянии себе представить, - образование высших животных». Обобщаю информацию, ставлю вопрос: - Итак, какие движущие силы эволюции выделил Дарвин. * Что является главным результатом эволюции (по ходу ответов открываю термины на доске) Физминутка | 5 (10мин) ** Вы практически сформулировали основные положения Теории Дарвина:
-Рассмотрим взаимосвязь движущих сил эволюции. 1 группа Комнатная муха очень плодовита. От весны до осени одна муха может дать 7 – 8 поколений. 1 самка --- 200 яиц --- 200 мух ---от весны до осени --- 2* 1012 мух. 2 группа Потомство одного одуванчика за 1 год (при условии круглогодичного плодоношения) может покрыть пространство в 1,5 раза больше суши земного шара. 3 группа Слоны начинают размножаться в возрасте около 30 лет. Размножение длится до 90 лет. Потомство за этот период составляет не более 6 детенышей. При беспрепятственном размножении и наличии пищи за период 740—750 лет одна пара дала бы около 19 миллионов потомков. - Основываясь на знании факторов эволюции, попытайтесь ответить на вопрос: почему этого не происходит и количество взрослых особей каждого вида, обитающего на Земле, остается приблизительно постоянным? (3 мин) - Вывод: этого не происходит, потому что хотя велика прогрессия размножения, но в условиях жесткого естественного отбора на фоне борьбы за существование, большая часть погибает, не дожив до взрослого состояния. Остаются организмы, наиболее приспособленные к условиям среды. |
6 (5 мин) - Выразите свое отношение к теории Ч. Дарвина, оформив смайлик… Если согласны, то улыбку, нет – грусть, все равно - равнодушие
Задаю вопросы учащимся: - Почему ты согласен с дарвиновской теорией - Почему не согласен? Если все согласны, то ответьте на вопрос: В 1804 году число жителей на всей планете составляло примерно 1 миллиард человек В 1927 – 2 млрд В 1960 – 3 млрд В 2011 – уже 7 млрд Почему так быстро растет население земли? Разве мы не часть природы и не должны подчиняться ее законам – вести борьбу за существование и подвергаться естественному отбору? Почему этого не происходит? Значит все-таки Дарвин не прав? | 7 (1 мин) Всем спасибо за урок. Наиболее активные участники …… Домашнее задание: Параграф 7.1 + конспект. Задание № 4 - письменно |
Инструктивная карточка урока
Вопрос урока | Ваш ответ |
| |
1)Значение теории Дарвина 2) Дата и место рождения Ч. Дарвина 3)Дата начала кругосветной экспедиции 4) Название знаменитого корабля 5)Длительность экспедиции 6)Что такое эволюция, по Дарвину 7)Название первой книга, изданной Ч. Дарвином по прибытии из путешествия 8)Что явилось мотивом к публикации книги «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение избранных пород в борьбе за жизнь». 9) Дата публикации 10) О чем шла речь в труде «Происхождение человека и половой отбор» | Нанесла сокрушительный удар по религиозной системе мира _________________________________________________________________________________________ 12.02.1809г. Англия. Город Шрузбер 1882 год - скончался _________________________________________________________________________________________ 27.12. 1831 год _________________________________________________________________________________________ Бигль ________________________________________________________________________________________ 5 лет _________________________________________________________________________________________ Последовательные изменения живых организмов во времени и пространстве _________________________________________________________________________________________ Путешествие натуралиста вокруг света на корабле Бигль _________________________________________________________________________________________ Публикация молодого ученого Уоллеса на тему эволюция 24.10.1859 год _________________________________________________________________________________________ 24.10.1859 год ____________________________________________________________________________________ Показал сходство и родство человека и приматов. Опровергла божественное происхождение человека |
| |
Движущие силы эволюции: Результат: 1) 1) _______________________________________ __________________________ ___________________________________________________ 2) 2) _________________________________________________________________ ___________________________________________________ 3) 3) _________________________________________________________________ ___________________________________________________ 4) _________________________________________________________________ 5) _________________________________________________________________ 6) _________________________________________________________________ | |
1 группа Комнатная муха очень плодовита. От весны до осени одна муха может дать 7 – 8 поколений. 1 самка --- 200 яиц --- 200 мух ---от весны до осени --- 2* 1012 мух. Основываясь на знании факторов эволюции, попытайтесь ответить на вопрос: почему этого не происходит и количество взрослых особей каждого вида, обитающего на Земле, остается приблизительно постоянным? | |
Опорные слова: этого не происходит, потому что хотя велика прогрессия размножения, но в условиях жесткой борьбы за существование с неблагоприятными условиями, с хищниками, болезнями, большая часть погибает, не дожив до взрослого состояния и не оставив потомства. Остаются организмы, наиболее приспособленные к условиям среды. Не забудьте учесть деятельность человека |
Инструктивная карточка урока(1)
Вопрос урока | Ваш ответ |
| |
1)Значение теории Дарвина 2) Дата и место рождения Ч. Дарвина 3)Дата начала кругосветной экспедиции 4) Название знаменитого корабля 5)Длительность экспедиции 6)Что такое эволюция, по Дарвину 7)Название первой книга, изданной Ч. Дарвином по прибытии из путешествия 8)Что явилось мотивом к публикации книги «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение избранных пород в борьбе за жизнь». 9) Дата публикации 10) О чем шла речь в труде «Происхождение человека и половой отбор» | Нанесла сокрушительный удар по религиозной системе мира _________________________________________________________________________________________ 12.02.1809г. Англия. Город Шрузбер 1882 год - скончался _________________________________________________________________________________________ 27.12. 1831 год _________________________________________________________________________________________ Бигль ________________________________________________________________________________________ 5 лет _________________________________________________________________________________________ Последовательные изменения живых организмов во времени и пространстве _________________________________________________________________________________________ Путешествие натуралиста вокруг света на корабле Бигль _________________________________________________________________________________________ Публикация молодого ученого Уоллеса на тему эволюция 24.10.1859 год _________________________________________________________________________________________ 24.10.1859 год ____________________________________________________________________________________ Показал сходство и родство человека и приматов. Опровергла божественное происхождение человека |
| |
Движущие силы эволюции: Результат: 1) 1) _______________________________________ __________________________ ___________________________________________________ 2) 2) _________________________________________________________________ ___________________________________________________ 3) 3) _________________________________________________________________ ___________________________________________________ 4) _________________________________________________________________ 5) _________________________________________________________________ 6) _________________________________________________________________ | |
1 группа Комнатная муха очень плодовита. От весны до осени одна муха может дать 7 – 8 поколений. 1 самка --- 200 яиц --- 200 мух ---от весны до осени --- 2* 1012 мух. Основываясь на знании факторов эволюции, попытайтесь ответить на вопрос: почему этого не происходит и количество взрослых особей каждого вида, обитающего на Земле, остается приблизительно постоянным? | |
Опорные слова: этого не происходит, потому что хотя велика прогрессия размножения, но в условиях жесткой борьбы за существование с неблагоприятными условиями, с хищниками, болезнями, большая часть погибает, не дожив до взрослого состояния и не оставив потомства. Остаются организмы, наиболее приспособленные к условиям среды. Не забудьте учесть деятельность человека |
Инструктивная карточка урока(2)
Вопрос урока | Ваш ответ |
| |
1)Значение теории Дарвина 2) Дата и место рождения Ч. Дарвина 3)Дата начала кругосветной экспедиции 4) Название знаменитого корабля 5)Длительность экспедиции 6)Что такое эволюция, по Дарвину 7)Название первой книга, изданной Ч. Дарвином по прибытии из путешествия 8)Что явилось мотивом к публикации книги «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение избранных пород в борьбе за жизнь». 9) Дата публикации 10) О чем шла речь в труде «Происхождение человека и половой отбор» | _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ |
| |
Движущие силы эволюции: Результат: 1) 1) _______________________________________ __________________________ ___________________________________________________ 2) 2) _________________________________________________________________ ___________________________________________________ 3) 3) _________________________________________________________________ ___________________________________________________ 4) _________________________________________________________________ 5) _________________________________________________________________ 6) _________________________________________________________________ | |
2 группа Потомство одного одуванчика за 1 год (при условии круглогодичного плодоношения) может покрыть пространство в 1,5 раза больше суши земного шара. Основываясь на знании факторов эволюции, попытайтесь ответить на вопрос: почему этого не происходит и количество взрослых особей каждого вида, обитающего на Земле, остается приблизительно постоянным? | |
Опорные слова: этого не происходит, потому что хотя велика прогрессия размножения, но в условиях жесткой борьбы за существование с неблагоприятными условиями, с хищниками, болезнями, большая часть погибает, не дожив до взрослого состояния и не оставив потомства. Остаются организмы, наиболее приспособленные к условиям среды. Не забудьте учесть деятельность человека |
Инструктивная карточка урока(3)
Вопрос урока | Ваш ответ |
| |
1)Значение теории Дарвина 2) Дата и место рождения Ч. Дарвина 3)Дата начала кругосветной экспедиции 4) Название знаменитого корабля 5)Длительность экспедиции 6)Что такое эволюция, по Дарвину 7)Название первой книга, изданной Ч. Дарвином по прибытии из путешествия 8)Что явилось мотивом к публикации книги «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение избранных пород в борьбе за жизнь». 9) Дата публикации 10) О чем шла речь в труде «Происхождение человека и половой отбор» | _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ |
| |
Движущие силы эволюции: Результат: 1) 1) _______________________________________ __________________________ ___________________________________________________ 2) 2) _________________________________________________________________ ___________________________________________________ 3) 3) _________________________________________________________________ ___________________________________________________ 4) _________________________________________________________________ 5) _________________________________________________________________ 6) _________________________________________________________________ | |
3 группа Слоны начинают размножаться в возрасте около 30 лет. Размножение длится до 90 лет. Потомство за этот период составляет не более 6 детенышей. При беспрепятственном размножении и наличии пищи за период 740—750 лет одна пара дала бы около 19 миллионов потомков. Основываясь на знании факторов эволюции, попытайтесь ответить на вопрос: почему этого не происходит и количество взрослых особей каждого вида, обитающего на Земле, остается приблизительно постоянным? | |
Опорные слова: этого не происходит, потому что хотя велика прогрессия размножения, но в условиях жесткой борьбы за существование с неблагоприятными условиями, с хищниками, болезнями, большая часть погибает, не дожив до взрослого состояния и не оставив потомства. Остаются организмы, наиболее приспособленные к условиям среды. Не забудьте учесть деятельность человека |
Движущие силы эволюции
Рост и
воспроизведение
Наследственность и
изменчивость
Высокая
прогрессия размножения
БОРЬБА
ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР
Результат
Расхождение
признаков
Вымирание
менее
совершенных форм
Образование
высших
организмов
Ученик 1
Когда-то Земля была огненным шаром, Ученик 2 И много веков так всё было и было… “Играйте, скачите!” Да нет, к сожаленью, И если б тогда мы на Землю попали, И вот, наконец, появились пейзажи, Вот вскоре и мы на Земле появились, Ученик 4 Кто мы? Как возникли? Откуда, зачем? Ум ищет ответ. И найдет… – без проблем! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест - викторина к уроку: "Эволюционное учение Ч.Дарвина"
Тест - викторина предназначена для закрепления и обобщения полученных знаний. Игровые приемы помогают раскрепостить, заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться.Использовани...
Развитие эволюционного учения Ч.Дарвина
Развитие эволюционного учения (Аристотель, К. Линней, Ж.БЛамарк), Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина...
Презентация к уроку "Эволюционное учение Ч. Дарвина"
Урок-лекция по теме "Эволюционное учение Ч. Дарвина"...
Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина
Презентация к уроку в 10 классе, к учебнику В.В. Пасечника. Становление эволюционного учения. Теория эволюции Чарлза Дарвина....
Урок "Развитие эволюционного учения. Ч.Дарвин."
Урок биологии в 9 классе. Материал содержит: технологическую карту урока, презентацию, приложения к уроку....
Эволюционное ученье Чарлза Дарвина
В этой презентации вы узаете информацию о биографии Чарлза Дарвина и его научное ученье , открытия...
Развитие эволюционного учения Ч.Дарвина
презентация к уроку...