Образование половых клеток
план-конспект урока по биологии (10 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: Образование половых клеток.
Тип урока: Урок изучения нового материала (10 класс)
Вид урока: урок-беседа с элементами исследования
Цель: познакомить учащихся с особенностями образования половых клеток млекопитающих, типами оплодотворения, обеспечить усвоение знаний по теме урока.
Задачи:
образовательные:
- развить представление о способах деления эукариотической клетки, особенностях мейоза как этапа гаметогенеза;
- показать практическую и личностную значимость изучения мейоза у человека для сохранения здоровья;
развивающие:
- развивать логическое мышление (анализ, сравнение, обобщение, формулирование выводов) и коммуникативные компетенции у обучающихся;
воспитательные:
- формировать ценностное отношение к человеку как объекту научных исследований, к жизни человека как высшей ценности на Земле;
- воспитывать чувство взаимоуважения при работе в парах, группах, ответственность за свой труд и общий результат.
Общедидактическая цель:
- создать условия для более глубокого осознания обучающимися механизма деления эукариотических клеток, понимания значимости данных процессов для развития организмов и сохранения разнообразия в природе, использования предметных знаний в профилактике заболеваний человека и пропаганде ЗОЖ.
Уровневые цели:
- репродуктивный уровень: усвоить этапы мейоза и гаметогенеза, их биологическое значение;
- конструктивный уровень: выявить особенности сперматогенеза и оогенеза, причины комбинативной изменчивости в природе;
- творческий уровень: использовать полученные знания о механизме мейоза и митоза при решении конкретных жизненных проблем.
УУД
ЛичностныеУУД: осознавать ценность биологических знаний; осознание учащимися результатов своей деятельности.
Регулятивные УУД:
- принятие решения в проблемной ситуации;
- адекватная самостоятельная оценка правильности выполнения действий.
Коммуникативные УУД:
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения совместной деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Познавательные УУД:
- давать определения понятиям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить логическое рассуждение;
- объяснять явление, процессы, связи и отношения.
Оборудование: интерактивная доска, тематический раздаточный материал
Ход урока
Этапы урока, время | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I этап. Создание свободной и доверительной атмосферы (1 минута). | Приветствие учителем учеников, организация начала урока. «Однажды Сократ, окружённый учениками, поднимался к храму. Навстречу им спускалась известная афинская гетера. «Вот ты гордишься своими учениками, Сократ, - улыбнулась она ему, - но стоит мне только легонько поманить их, как они покинут тебя и пойдут вслед за мной». Мудрец же ответил так: «Да, но ты зовёшь их вниз, в тёплую весёлую долину, а я веду их вверх, к неприступным, чистым вершинам». Какой путь сегодня выберите вы? Пойдете вниз, или подниметесь к вершине? Мы с вами сегодня решили подняться вверх, «преодолевая» задачи, которые будут рассмотрены на сегодняшнем уроке | Приветствуют учителя. Готовят рабочее место Обдумывают вопрос. Отвечают. |
II этап. Определение и формулировка темы обсуждения (5-7 минут) |
Предлагаю сформулировать тему урока и основные вопросы, на которые сегодня мы должны получить ответы | Отвечают – размножение Отвечают – созревание половых клеток (если затрудняются, то направляю дополнительными вопросами) Отвечают – гаметы Отвечают – гаметогенез Формулируют и записывают тему урока «Образование половых клеток» |
III этап. Изучение и обсуждение нового материала (15 минут) |
Прочитайте текст «Гаметогенез» параграфа. Определите особенности основных фаз гаметогенеза. Ответьте на вопрос (устно): Чем сперматогенез отличается от оогенеза?
У вас на столах схема гаметогенеза млекопитающих. Предположим, что это гаметогенез у человека. Генотип человека состоит из 46 хромосом
Задание – заполнить схемы, за основу берем 46 хромосом человека. (одна схема на интерактивной доске, ее заполняем параллельно с комментариями учеников; проговариваем процессы, происходящие в конкретных фазах, особое внимание уделяем фазе созревания) Обобщаю информацию, ставлю вопросы – Какие способы деления клеток, и в каких фазах присутствуют? - В чем ценность каждого способа на различных этапах гаметогенеза? | Работают с учебником, выделяют главное, ищут ответ на поставленные вопросы Поднимают руки, отвечают Отвечают – две. XX – у женщин XY – у мужчин Аутосомы Заполняют, комментируют Отвечают – митоз (размножения), мейоз (созревания) Отвечают – митоз (быстрое увеличение числа клеток), мейоз (необходимое уменьшение вдвое числа хромосом, новая комбинация аллелей генов, следовательно, повышение генетической разнородности хромосом и, как следствие, образующихся гамет) |
IV этап. Рефлексия – самооценка учащихся степени понимания данного материала |
| Возвращаются к цели урока, обдумывают, отвечают - Я не знал …, а теперь я знаю… - Я не понимал…, а теперь понимаю… - Мне не достаточно понятно ….. |
IV этап. Обобщение и конкретизация результатов работы (15 минут). |
Предлагаю организовать места для работы в группах Предлагаю провести мини-исследование «Зависимость результата гаметогенеза от влияния никотина»
Молодая пара, несколько лет проживающая с браке, никак не может родить ребенка. Супруги решили обратиться к врачу за консультацией. В результате беседы было вы выяснено, что оба супруга курят. Врач-консультант нарисовал схему гаметогенеза и наглядно показал молодым людям, что происходит с половыми клетками под действием негативных факторов. После консультации оба супруга решили навсегда отказаться от курения. Вопрос: что показал доктор на схеме? Задача: повторите его рассуждения.
(у каждой группы ватман размера А3, маркеры, схемы нормального гаметогенеза)
| Отвечают (согласны, не согласны….) Делятся на 2 группы, организуют рабочее место Предполагают – нарушение расхождения хромосом в фазе созревания Рисуют схемы с нарушениями в процессе – нерасхождение хромосом. Рассчитывают вероятность образования неполноценных гамет Защищают работы, доказывая свое предположение. |
VI этап. Подведение итогов работы. Рефлексия (2 минуты). | Задаю вопросы учащимся: «Выполнили ли мы все, что было запланировано на уроке?» «Как прошла совместная работа?» «Пригодятся ли вам полученные на уроке знания в дальнейшем?» Отмечаю работу наиболее активных учащихся. Домашнее задание | Свободный обмен мнениями и впечатлениями о рабочем процессе урока, удовлетворенности полученным результатом и отношениями сотрудничества. |
Анализ урока биологии в 10 классе
Таблица 1
|
Баллы | |||||
0 | 1 | 2 | 3 | |||
1. Определение учащимися цели, способа действия и самоконтроля, т.е. формирование всех компонентов учебной деятельности как основной формы активности ученика, направленной на изменение самого себя как субъекта учения. |
|
| + |
| ||
2. Умение проектировать и преобразовывать информационно-коммуникационную предметную среду, в которой будут созданы все условия для достижения современных образовательных результатов: личностных, метапредметных, предметных. |
|
| + |
| ||
3. Включение в предметную среду новых средств, в основном интерактивной природы. |
|
|
| + | ||
4. Прогнозирование достижений требуемых результатов обучения. |
|
|
| + | ||
5. Предвидение негативных последствий учебной деятельности учащихся. |
|
| + |
| ||
6. Создание личностно ориентированной информационно-коммуникационной среды, обеспечивающей системно-деятельностный подход обучения. |
|
| + |
| ||
7. Учебная деятельность, направленная на сознательное, активное присвоение социального опыта учащимися. |
|
|
| + | ||
8.Наличие системы заданий и вопросов, направленных на вовлечение учащихся в учебную деятельность, при которой формируются УУД |
|
|
| + | ||
9. Развитие УУД в учебных ситуациях информационно-коммуникационная предметная среда должна содержать следующие элементы: дидактические материалы, направленные на организацию познавательной деятельности, включающую значительную долю самостоятельной работы; средства для взаимодействия учащихся, учащихся и учителя, учащихся и интерактивных средств ИКТ; средства для аутентичного оценивания собственного продвижения и развития в процессе самостоятельной деятельности; система заданий для самоконтроля, образцы (модели эталоны), критерии для определения точности выполнения задания, тесты; система справочной информации, обеспечивающая поиск достоверной учебной и научной информации по теме: ссылки на ресурсы, раскрывающие шире изучаемые понятия, рекомендуемые источники информации; возможность организации материалов в личном пространстве учащихся, осуществление отбора для обеспечения разноуровнего освоения, выделения или конструирования в изучаемом материале индивидуальной учебной структуры. |
|
| + |
| ||
10. Умение выявлять и создавать условия, способствующие повышению качества образования. |
|
| + |
| ||
11. Создание на уроке учебных ситуаций, способов перевода учебной задачи в учебную ситуацию. |
|
|
| + | ||
12.Умение организовать обучение в информационно-коммуникационной предметной среде так, чтобы в результате был внесен значительный вклад в развитие учебной деятельности и УУД. |
|
| + |
| ||
13. Организация деятельности учащихся, направленная на достижение высоких результатов обучения через: обеспечение аудиовизуального контакта с реальными и цифровыми объектами предметной области; предоставление свободы поиска информации; обеспечение возможности рассмотрения учебной информации в разнообразных аспектах ее реализации с различных точек зрения, на основе которых учащиеся строят свои предположения, выдвигает гипотезы, формулирует выводы; предоставление инструментов исследования, моделирования, имитации реальности, проектирования; неконтактное управление различными виртуальными объектами (лабораторная работа), сюжетами (экскурсия), процессами, посредством осуществления информационной деятельности и информационного взаимодействия; возможность самостоятельно извлекать и предоставлять знания, выбирать режим учебной деятельности. |
| + |
|
| ||
14. Осуществление рефлексии учащихся |
|
|
| + | ||
ИТОГО | 33балла (средний) |
Критерии оценивания урока биологии
Каждый параметр оценивается максимально в 3 балла.
Максимальный балл за весь урок - 42 балла (14 х 3).
Низкий уровень – менее 21 баллов – отметка «2»
Допустимый - 21-27 баллов - отметка «3»
Средний - 28- 36 баллов - отметка «4»
Высокий - 37-42 баллов - отметка «5»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образование половых клеток. Мейоз.
Разработка урока по биологии 9 класс учебник И.Н. ПономаревойТема. «Образование половых клеток. Мейоз».Урок построен на изучении новой темы в малых группах.Цели: - развить логическое и критическое мыш...
План-конспект урока биологии 9 класс .Тема : «Половое размножение . Развитие половых клеток».
Цели урока: Образовательная: расширить и систематизировать знания учащихся по материалу половое и бесполое размножение.Развивающая: способствовать развитию навыков аргументированного выступления...
Образование половых клеток и оплодотворение
На данном уроке новый материала учащиеся узучают самостоятельно, работая в группах....
Презентация "Мейоз. Образование половых клеток"
Данная презентация может использоваться на уроках в СПО....
Образование половых клеток. Мейоз
Комбинированный урок (изучения нового материала и первичного закрепления знаний), целью которого является изучение основных этапов гаметогенеза и фаз мейоза, выявление отличительных особенностей этого...
Образование половых клеток. Мейоз
Презентация к уроку...
Карточка на закрепление материала «Размножение — важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.»
Карточка на закрепление материала «Размножение — важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.»...