КТП по биологии 1 час 6 класс Пономарева
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс)
Предварительный просмотр:
Учебно-тематическое планирование по биологии 6 (а,б,в,г,д) класс (34 часа, 1 час в неделю)
№ | Тема урока | Основное содержание | Дата проведения | Планируемые образовательные результаты | ||||||||
Предметные | УУД: Регулятивные, Познаватель-ные, Коммуникатив-ные | Личностные | Домашнее задание | |||||||||
План | Факт | |||||||||||
Тема 1. Наука о растениях — ботаника (4 ч) | ||||||||||||
1 | Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений (1 ч) | Царства живой природы. Внешнее строение, органы растения. Вегетативные и генеративные органы. Места обитания растений. История использования и изучения растений. Семенные и споровые растения. Наука о растениях — ботаника | в,г,д-03.09 б-04.09 а-05.09 | в,г,д-03.09 б-04.09 а-05.09 | Различать царства живой природы. Характеризовать различных представителей царства Растения. Определять предмет науки ботаники. Описывать историю развития науки о растениях. Характеризовать внешнее строение растений. | Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; Коммуникативные: формировать компетентности в общении; | Формировать образ мира. Готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию | Записи в тетриди | ||||
2 | Многообразие жизненных форм растений (1 ч) | Представление о жизненных формах растений, примеры. Связь жизненных форм растений со средой их обитания. Характеристика отличительных свойств наиболее крупных категорий жизненных форм растений: деревьев, кустарников, кустарничков, полукустарников, трав | в,г,д-10.09 б-11.09 а-12.09 | в,г,д-10.09 б-11.09 а-12.09 | Распознавать и характеризовать растения различных жизненных форм. Устанавливать взаимосвязь жизненных форм растений со средой их обитания | Регулятивные: составление плана и последовательности действий; Познавательные: самостоятельно выделять необходимую информацию; Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; | Признавать высокую степень жизни во всех её проявлениях. | П.1 | ||||
3 | Клеточное строение растений. | Клетка как основная структурная единица растения. Строение растительной клетки: клеточная стенка, ядро, цитоплазма, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки. Деление клетки. Клетка как живая система. Особенности растительной клетки | в,г,д-17.09 б-18.09 а-19.09 | в,г,д-17.09 б-18.09 а-19.09 | Приводить примеры одноклеточных и многоклеточных растений. Различать и называть органоиды клеток растений. Характеризовать основные процессы жизнедеятельности клетки. Обобщать знания и делать выводы о взаимосвязи работы всех частей клетки. Выявлять отличительные признаки растительной клетки | Регулятивные: умение контролировать своё время и управлять им; Познавательные: поиск и выделение необходимой информацией; Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи. | Знание основных принципов и правил отношения к природе. | П. 2 | ||||
4 | Ткани растений(1 ч) Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Наука о растениях — ботаника» | Понятие о ткани растений. Виды тканей: основная, покровная, проводящая, механическая. Причины появления тканей. Растение как целостный живой организм, состоящий из клеток и тканей. | в,г,д-24.09 б-25.09 а-26.09 | в,г,д-24.09 б-25.09 а-26.09 | Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей. Объяснять значение тканей в жизни растения. | Регулятивные 1)осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; 2)адекватно воспринимать предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей; 3)обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы; Познавательные использовать знаково-символические средства, в т.ч. овладеет действием моделирования Коммуникативные строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения | Готовность к самообразованию и самовоспитанию. | П. 3 | ||||
Тема 2. Органы растений (8 ч) | ||||||||||||
5 | Семя, его строение и значение (1 ч) | Семя как орган размножения растений. Строение семени: кожура, зародыш, эндосперм, семядоли. Строение зародыша растения. Двудольные и однодольные растения. Прорастание семян. Проросток, особенности его строения. Значение семян в природе и жизни человека. Лабораторная работа № 1 «Строение семени фасоли» | в,г,д-01.10 б-02.10 а-03.10 | в,г,д-01.10 б-02.10 а-03.10 | Объяснять роль семян в природе. Характеризовать функции частей семени. Описывать стадии прорастания семян. Выявлять отличительные признаки семян двудольных и однодольных растений. | Регулятивные: 1) самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном плане, 2) проводить наблюдения, фиксировать их результаты во время выполнения лабораторной работы; Познавательные: 1) осуществлять логическую операцию перехода от понятий с меньшим объёмом к понятиям с большим объёмом,2) использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли семян в жизни человека; Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Устанавливать связи между частным и общим. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. | П. 4 | ||||
6 | Условия прорастания семян (1 ч) | Значение воды и воздуха для прорастания семян. Запасные питательные вещества семени. Температурные условия прорастания семян. Роль света. Сроки посева семян | в,г,д-08.10 б-09.10 а-10.10 | в,г,д-08.10 б-09.10 а-10.10 | Характеризовать роль воды и воздуха в прорастании семян. Объяснять значение запасных питательных веществ в прорастании семян. Объяснять зависимость прорастания семян от температурных условий. Прогнозировать сроки посева семян отдельных культур | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее Познавательные 1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 2) анализ объектов с целью выделения признаков Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия | Знание основных процессов жизнедеятельности в живых системах | П. 5 | ||||
7 | Корень, его строение и значение (1 ч) | Типы корневых систем растений. Строение корня — зоны корня: конус нарастания, всасывания, проведения, деления, роста. Рост корня, геотропизм. Видоизменения корней. Значение корней в природе. Лабораторная работа № 2 «Строение корня проростка». | в,г,д-15.10 б-16.10 а-17.10 | в,г,д-15.10 б-16.10 а-17.10 | Различать и определять типы корневых систем на рисунках, гербарных экземплярах, натуральных объектах. Называть части корня. Устанавливать взаимосвязь строения и функций частей корня. Объяснять особенности роста корня. Проводить наблюдения за изменениями в верхушечной части корня в период роста. | Регулятивные: 1) осуществлять констатирующий контроль по результату и способу действия, 2) проводить наблюдения и фиксировать их результаты во время выполнения лабораторной работы; Познавательные: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; Коммуникативные: осуществлять основы коммуникативной рефлексии. | Признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, работы с лабораторным оборудованием | П. 6 | ||||
8 | Побег, его строение и развитие (1 ч) | Побег как сложная система. Строение побега. Строение почек. Вегетативная, цветочная (генеративная) почки. Развитие и рост побегов из почек. Прищипка и пасынкование. Спящие почки. Лабораторная работа № 3 «Строение вегетативных и генеративных почек» | в,г,д-22.10 б-23.10 а-24.10 | в,г,д-22.10 б-23.10 а-24.10 | Называть части побега. Определять типы почек на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Характеризовать почку как зачаток нового побега. Объяснять назначение вегетативных и генеративных почек. Объяснять роль прищипки и пасынкования в растениеводстве. | Регулятивные: 1) принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров, 2) сравнивать побеги разных растений и находить их различия, 3) изучать строение почек на натуральных объектах, делать выводы; Познавательные: 1) строить логические рассуждения, 2)наблюдать и исследовать строение побега на примере домашнего растения; Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Знание основных процессов жизнедеятельности в живых системах. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, работы с лабораторным оборудованием | П. 7 | ||||
9 | Лист, его строение и значение | Внешнее строение листа. Внутреннее строение листа. Типы жилкования листьев. Строение и функции устьиц. Значение листа для растения: фотосинтез, испарение, газообмен. Листопад, его роль в жизни растения. Видоизменения листьев | в,г,д-29.10 б-30.10 а-31.10 | в,г,д-29.10 б-30.10 а-31.10 | Определять части листа на гербарных экземплярах, рисунках. Различать простые и сложные листья. Характеризовать внутреннее строение листа, его части. Устанавливать взаимосвязь строения и функций листа. Характеризовать видоизменения листьев растений | Регулятивные: 1) саморегулирование в познавательной деятельности, 2) умение делать выводы на основе сравнения биологических объектов и процессов; Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; Коммуникативные: 1) работать в группе, 2) осваивать основы коммуникативной рефлексии. | Признавать высокую ценность жизни во всех её проявлениях. | П. 8 | ||||
10 | Стебель, его строение и значение (1 ч) | Внешнее строение стебля. Типы стеблей. Внутреннее строение стебля. Функции стебля. Видоизменения стебля у надземных и подземных побегов. Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы» | в,г,д-12.11 б-13.11 а-14.11 | в,г,д-12.11 б-13.11 а-14.11 | Описывать внешнее строение стебля, приводить примеры различных типов стеблей. Называть внутренние части стебля растений и их функции. Определять видоизменения надземных и подземных побегов на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Изучать и описывать строение подземных побегов, отмечать их различия. | Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели; Познавательные: осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; Коммуникативные: устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения. | Формирование научного мировоззрения на основе изучения строения растений. Умение применять полученные знания в практической деятельности. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | П. 9 | ||||
11 | Цветок, его строение и значение (1 ч) | Цветок как видоизменённый укороченный побег, развивающийся из генеративной почки. Строение цветка. Роль цветка в жизни растения. Значение пестика и тычинок в цветке. Соцветия, их разнообразие. Цветение и опыление растений. Опыление как условие оплодотворения. Типы опыления (перекрёстное и самоопыление). Переносчики пыльцы. Ветроопыление | в,г,д-19.11 б-20.11 а-21.11 | в,г,д-19.11 б-20.11 а-21.11 | Определять и называть части цветка на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Называть функции частей цветка. Различать и называть типы соцветий на рисунках и натуральных объектах. Характеризовать значение соцветий. Объяснять взаимосвязь опыления и оплодотворения у цветковых растений. Характеризовать типы опыления у растений. | Регулятивные:1) выдвигать версии, сравнивать объекты , 2) выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; Познавательные: 1) давать определения понятиям, 2) развивать навыки самопознания; Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Признавать высокую ценность жизни во всех её проявлениях. Сформирован-ность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии. | П. 10 | ||||
12 | Плод. Разнообразие и значение плодов (1 ч) | Строение плода. Разнообразие плодов. Цветковые (покрытосеменные) растения. Распространение плодов и семян. Значение плодов в природе и жизни человека. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Органы растений» | в,г,д-26.11 б-27.11 а-28.11 | в,г,д-26.11 б-27.11 а-28.11 | Объяснять процесс образования плода. Определять типы плодов и классифицировать их по рисункам, фотографиям, натуральным объектам. Описывать способы распространения плодов и семян на основе наблюдений. | Регулятивные: обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы; Познавательные: 1) формировать умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений, 2) использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли плодов и семян в природе и жизни человека; Коммуникативные: 1) формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, 2) отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания. | Сформирован-ность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии. Формировать экологическое сознание у учащихся. | П. 11 | ||||
Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (6 ч) | ||||||||||||
13 | Минеральное питание растений и значение воды (1 ч) | Вода как необходимое условие минерального (почвенного) питания. Извлечение растением из почвы растворённых в воде минеральных солей. Функция корневых волосков. Перемещение воды и минеральных веществ по растению. Значение минерального (почвенного) питания. Типы удобрений и их роль в жизни растения. Экологические группы растений по отношению к воде | в,г,д-03.12 б-04.12 а-05.12 | в,г,д-03.12 б-04.12 а-05.12 | Объяснять роль корневых волосков в механизме почвенного питания. Обосновывать роль почвенного питания в жизни растений. Сравнивать и различать состав и значение органических и минеральных удобрений для растений. Устанавливать взаимосвязь почвенного питания растений и условий внешней среды. | Регулятивные: осуществлять познавательную рефлексию в решении учебных задач; Познавательные 1) использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о приспособленности к воде растений разных экологических групп, 2) поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | Овладение интеллектуальными умениями (наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | П. 12 | ||||
14 | Воздушное питание растений —фотосинтез (1 ч) | Условия образования органических веществ в растении. Зелёные растения – автотрофы. Гетеротрофы как потребители готовых органических веществ. Значение фотосинтеза в природе | в,г,д-10.12 б-11.12 а-12.12 | в,г,д-10.12 б-11.12 а-12.12 | Характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений. Объяснять роль зелёных листьев в фотосинтезе. Приводить примеры организмов — автотрофов и гетеротрофов, находить различия в их питании. Обосновывать космическую роль зелёных растений. | Регулятивные: принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; Познавательные: овладеть основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; Коммуникативные учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Сформирован-ность у учащихся ценностного отношения к природе | П. 13 | ||||
15 | Дыхание и обмен веществ у растений (1 ч) | Роль дыхания в жизни растений. Сравнительная характеристика процессов дыхания и фотосинтеза. Обмен веществ в организме как важнейший признак жизни. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза | в,г,д-17.12 б-18.12 а-19.12 | в,г,д-17.12 б-18.12 а-19.12 | Характеризовать сущность процесса дыхания у растений. Устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза, проводить их сравнение. | Регулятивные: планировать свои действия и пути достижения целей, принимать верное решения в проблемной ситуации; Познавательные: умение работать с разными источниками информации, анализировать и обобщать; Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество и согласовывать общее решение. | Знать основные процессы жизнедеятельности в живых системах. Сформирован-ность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | П. 14 | ||||
16 | Размножение и оплодотворение у растений (1 ч) | Размножение как необходимое свойство жизни. Типы размножения: бесполое и половое. Бесполое размножение — вегетативное и размножение спорами. Главная особенность полового размножения. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Двойное оплодотворение. Достижения отечественного учёного С.Г. Навашина. | в,г,д-24.12 б-25.12 а-26.12 | в,г,д-24.12 б-25.12 а-26.12 | Характеризовать способы питания грибов. Давать определения терминам сапрофиты, паразиты, симбиоз, хищники | Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; Познавательные анализировать и обобщать, владеть смысловым чтением; Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе. | П. 15 | ||||
17 | Вегетативное размножение растений и его использование человеком (1 ч) | Особенности вегетативного размножения, его роль в природе. Использование вегетативного размножения человеком: прививки, культура тканей. Лабораторная работа № 5 «Черенкование комнатных растений» | в,г,д-14.01 б-15.01 а-16.01 | Называть характерные черты вегетативного размножения растений. Сравнивать различные способы и приёмы работы в процессе вегетативного размножения растений. Применять знания о способах вегетативного размножения в практических целях. | Регулятивные: 1)формировать умения проведения черенкования в ходе выполнения лабораторной работы, 2)наблюдать за развитием корней у черенка и фиксировать результаты; Познавательные анализировать и обобщать, владеть смысловым чтением; Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Сформированность у учащихся ценностного отношения к природе | П. 16 | |||||
18 | Рост и развитие растений (1 ч) | Характерные черты процессов роста и развития растений. Этапы индивидуального развития растений. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Основные процессы жизнедеятельности растений» | в,г,д-21.01 б-22.01 а-23.01 | Называть основные черты, характеризующие рост растения. Объяснять процессы развития растения, роль зародыша. Сравнивать процессы роста и развития. Устанавливать зависимость роста и развития растений от условий среды. | Регулятивные: саморегулирование в познавательной деятельности осознанное поведение и управление своей деятельностью; Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; Коммуникативные: 1) уметь учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, 2)отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания. | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии. | П. 17 | |||||
Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира (10 ч) | ||||||||||||
19 | Систематика растений, её значение для ботаники (1 ч) | Происхождение названий отдельных растений. Классификация растений. Вид как единица классификации. Название вида. Группы царства Растения. Роль систематики в изучении растений. | в,г,д-28.01 б-29.01 а-30.01 | Приводить примеры названий различных растений. Систематизировать растения по группам. Объяснять значение систематики растений для ботаники. | Регулятивные: осуществлять констатирующий контроль по результату и способу действия; Познавательные: использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о деятельности К. Линнея и роли его исследований в биологии Коммуникативные: 1) осваивать основы коммуникативной рефлексии, 2) осуществлять коррекцию, контроль, оценку действий партнёра. | Признавать высокую ценность жизни во всех её проявлениях. Знать основы классификации царств живой природы | П. 18 | |||||
20 | Водоросли, их многообразие в природе (1 ч) | Общая характеристика. Строение, размножение водорослей. Разнообразие водорослей. Отделы: Зелёные, Красные, Бурые водоросли. Значение водорослей в природе. Использование водорослей человеком | в,г,д-04.02 б-05.02 а-06.02 | Выделять и описывать существенные признаки водорослей. Характеризовать главные черты, лежащие в основе систематики водорослей. Распознавать водоросли на рисунках, гербарных материалах. Сравнивать водоросли с наземными растениями и находить общие признаки. | Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном плане; Познавательные: использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о значении водорослей в природе и жизни человека Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | П. 19 | |||||
21 | Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение (1 ч) | Моховидные, характерные черты строения. Классы: Печёночники и Листостебельные, их отличительные черты. Размножение (бесполое и половое) и развитие моховидных. Моховидные как споровые растения. Значение мхов в природе и жизни человека. Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений» | в,г,д-11.02 б-12.02 а-13.02 | Сравнивать представителей различных групп растений отдела, делать выводы. Называть существенные признаки мхов. Выделять признаки принадлежности моховидных к высшим споровым растениям. Сравнивать внешнее строение зелёного мха (кукушкина льна) и белого мха (сфагнума), отмечать их сходство и различия. | Регулятивные: 1)фиксировать результаты исследований, 2)самостоятельно анализировать условия достижения цели выдвигать версии, сравнивать объекты; Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий Коммуникативные: излагать свое мнение, организовывать работу в парах. | Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии. | П. 20 | |||||
22 | Плауны. Хвощи. Папоротники. | Характерные черты высших споровых растений. Чередование полового и бесполого размножения в цикле развития. Общая характеристика отделов: Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные, их значение в природе и жизни человека | в,г,д-18.02 б-19.02 а-20.02 | Находить общие черты строения и размножения плаунов, хвощей, папоротников, их различия. Сравнивать особенности строения и размножения мхов и папоротников, делать вывод о прогрессивном строении папоротников. Характеризовать роль папоротникообразных в природе, обосновывать необходимость охраны исчезающих видов. | Регулятивные: выдвигать версии, сравнивать объекты; Познавательные: использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о разнообразии и роли высших споровых растений в природе; Коммуникативные: строить логические рассуждения. | Умение работать в группе, умение оценивать свою работу и работу учащихся | П. 21 | |||||
23 | Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение (1 ч) | Общая характеристика голосеменных. Расселение голосеменных по поверхности Земли. Образование семян как свидетельство более высокого уровня развития голосеменных по сравнению со споровыми. Особенности строения и развития представителей класса Хвойные. Голосеменные на территории России. Их значение в природе и жизни человека | в,г,д-25.02 б-26.02 а-27.02 | Выявлять общие черты строения и развития семенных растений. Осваивать приёмы работы с определителем растений. Сравнивать строение споры и семени. Характеризовать процессы размножения и развития голосеменных. Прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для жизни голосеменных. | Регулятивные: адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы, Познавательные: использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о значении хвойных лесов России; Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | Самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе. | П. 22 | |||||
24 | Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение (1 ч) | Особенности строения, размножения и развития. Сравнительная характеристика покрытосеменных и голосеменных растений. Более высокий уровень развития покрытосеменных по сравнению с голосеменными, лучшая приспособленность к различным условиям окружающей среды. Разнообразие жизненных форм покрытосеменных. Характеристика классов Двудольные и Однодольные растения, их роль в природе и жизни человека. Охрана редких и исчезающих видов | в,г,д-04.03 б-05.03 а-06.03 | Выявлять черты усложнения организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными. Сравнивать и находить признаки сходства и различия в строении и жизнедеятельности покрытосеменных и голосеменных. Применять приёмы работы с определителем растений. Устанавливать взаимосвязь приспособленности покрытосеменных к условиям среды. Выделять и сравнивать существенные признаки строения однодольных и двудольных растений. Объяснять причины использования покрытосеменных для выведения культурных форм. | Регулятивные: составление плана и последовательности действий; Познавательные: использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта об охраняемых видах покрытосеменных растений; Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | Самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе. Формировать историко - географический образ России. | П. 23 | |||||
25 | Семейства класса Двудольные (1 ч) | Общая характеристика. Семейства: Розоцветные, Мотыльковые, Крестоцветные, Паслёновые, Сложноцветные. Отличительные признаки семейств. Значение в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные культуры | в,г,д-11.03 б-12.03 а-13.03 | Выделять основные признаки класса Двудольные. Описывать отличительные признаки семейств класса. Распознавать представителей семейств на рисунках, гербарных материалах, натуральных объектах. Применять приёмы работы с определителем растений. | Регулятивные: осуществлять познавательную рефлексию в решении учебных и познавательных задач; Познавательные: использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о роли растений класса Двудольные в природе и жизни человека Коммуникативные: устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения. | Самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе. | П. 24 | |||||
26 | Семейства класса Однодольные (1 ч) | Общая характеристика. Семейства: Лилейные, Луковые, Злаки. Отличительные признаки. Значение в природе, жизни человека. Исключительная роль злаковых растений. | в,г,д-18.03 б-19.03 а-20.03 | Выделять признаки класса Однодольные. Применять приёмы работы с определителем растений. Приводить примеры охраняемых видов. | Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; Познавательные: использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о практическом использовании растений семейства Однодольные, о значении злаков для живых организмов; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Широкая мотивационная основа | П. 25 | |||||
27 | Историческое развитие растительного мира (1 ч) | Понятие об эволюции живого мира. Первые обитатели Земли. История развития растительного мира. Выход растений на сушу. Характерные черты приспособленности к наземному образу жизни. Н.И. Вавилов о результатах эволюции растений, направляемой человеком. Охрана редких и исчезающих видов. | в,г,д-01.04 б-02.04 а-03.04 | Объяснять сущность понятия об эволюции живого мира. Описывать основные этапы эволюции организмов на Земле. Выделять этапы развития растительного мира. Называть черты приспособленности растений к наземному образу жизни. | Регулятивные: осуществлять констатирующий контроль по результату и способу действия; Познавательные: использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о редких и исчезающих видах растений; Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии. Признавать высокую ценность жизни во всех её проявлениях. | П. 26 | |||||
28 | Многообразие и происхождение культурных растений (1 ч) | История происхождения культурных растений. Значение искусственного отбора и селекции. Особенности культурных растений. Центры их происхождения. Расселение растений. Сорные растения, их значение. Дары Старого и Нового Света Дары Старого Света (пшеница, рожь, капуста, виноград, банан) и Нового Света (картофель, томат, тыква). История и центры их появления. Значение растений в жизни человека. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Многообразие и развитие растительного мира» | в,г,д-08.04 б-09.04 а-10.04 | Называть основные признаки различия культурных и дикорастущих растений. Характеризовать роль человека в появлении многообразия культурных растений. Приводить примеры культурных растений своего региона. Называть родину наиболее распространённых культурных растений, называть причины их широкого использования человеком. Характеризовать значение растений в жизни человека. | Регулятивные: обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы; Познавательные: использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о жизни и научной деятельности Н.И. Вавилова; Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Любовь к природе, оптимизм в восприятии мира. Готовность к выполнению моральных норм в отношении живого мира. | П.27 | |||||
Тема 5. Природные сообщества (5 ч) | ||||||||||||
29 | Понятие о природном сообществе — биогеоценозе и экосистеме (1 ч) | Понятие о природном сообществе (биогеоценозе, экосистеме). В.Н. Сукачёв о структуре природного сообщества и функциональном участии живых организмов в нём. Круговорот веществ и поток энергии как главное условие существования природного сообщества. Совокупность живого населения природного сообщества (биоценоз). Условия среды обитания (биотоп). Роль растений в природных сообществах | в,г,д-15.04 б-16.04 а-17.04 | Объяснять сущность понятия «природное сообщество». Устанавливать взаимосвязь структурных звеньев природного сообщества. Оценивать роль круговорота веществ и потока энергии в экосистемах. Выявлять преобладающие типы природных сообществ родного края. Характеризовать влияние абиотических факторов на формирование природного сообщества. | Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели Познавательные: использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о природных сообществах России; Коммуникативные: формировать компетентности в общении. | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии. Готовность к выполнению моральных норм в отношении живого мира. | П. 28 | |||||
30 | Экскурсия (1 ч) | «Весенние явления в жизни экосистемы (лес, парк, луг, болото)» | в,г,д-22.04 б-23.04 а-24.04 | Наблюдать природные явления, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Выполнять исследовательскую работу: находить изучаемые виды растений, определять количество ярусов в природном сообществе, называть жизненные формы растений, отмечать весенние явления в природе. | Регулятивные: систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | Соблюдать правила поведения в природе | П. 29 | |||||
31 | Совместная жизнь организмов | Ярусное строение природного сообщества — надземное и подземное. Условия обитания растений в биогеоценозе. Многообразие форм живых организмов как следствие ярусного строения природных сообществ. | в,г,д-29.04 б-30.04 а- | Характеризовать условия обитания растений в разных ярусах природного сообщества. Называть причины появления разнообразия живых организмов в ходе эволюции | Регулятивные: прогнозировать и предвидеть будущие события и развития процесса, составление плана и последовательности действий; Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Признавать высокую ценность жизни во всех её проявлениях. | П.30 | |||||
32 | Смена природных сообществ и её причины (1 ч) | Понятие о смене природных сообществ. Причины смены: внутренние и внешние. Естественные и культурные природные сообщества, их особенности и роль в биосфере. Необходимость мероприятий по сохранению природных сообществ. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Природные сообщества» | в,г,д-06.05 б-07.05 а- | Использовать свои знания о животных, приобретённые в повседневной жизни | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценки учителей, Познавательные создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения; Коммуникативные допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не | принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, здоровьесберегающего поведениия. | П. 31 | |||||
33 | Итоговый контроль знаний по курсу биологии 6 класса (1 ч) | Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. | в,г,д-13.05 б-14.05 а- | Называть представителей и характеризовать отличительные признаки царства Растения. Устанавливать взаимосвязь жизнедеятельности растительных организмов и существования экосистем. | Регулятивные: систематизировать и обобщать знания по темам курса биологии 6 класса; применять основные виды учебной деятельности для формулировки ответов к итоговым заданиям. Коммуникативные: излагать свою точку зрения на необходимость принятия мер по охране растительного мира. | Овладение интеллектуальными умениями (делать обобщения и выводы). | П. 32 | |||||
34 | Задания на лето (1 ч) | в,г,д-20.05 б-21.05 а- | Использовать свои знания о растениях, приобретённые в повседневной жизни. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения; Коммуникативные допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не | Способность к самооценке на основе | С. 174 | ||||||
Итого: | 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование Биология 6 класс, Пономарева И.Н. (2 часа в неделю)
Рабочая программа основного общего образования по биологии для 6 классана основе примерной программы по биологии (базовый уровень) Пономарёвой И.Н.(2 часа в неделю)....
Планирование Биология 7 класс, Пономарева И.Н. (2 часа в неделю)
Рабочая программа по биологии для 7 класса на основе примерной программы основного общего образования по биологии (базовый уровень) Пономарёвой И.Н. (2 часа в неделю)....
Планирование Биология 9 класс, Пономарева И.Н. (2 часа в неделю)
Рабочая программа по биологии для 9 класса на основе примерной программы основного общего образования по биологии (базовый уровень) Пономарёвой И.Н. (2 часа в неделю)....
Планирование Биология 11 класс, Пономарева И.Н. (1 час в неделю)
Рабочая программа по биологии для 11 класса на основе примерной программы основного общего образования по биологии (базовый уровень) Пономарёвой И.Н. (1 час в неделю)....
Рабочая программа по биологии 8 класс (Пономарева И.Н)
Составлена по авторской программе И.Н. Пономаревой. 68 часов, 2 часа в неделю. Экскурсии лабораторные работы даны в соответствии с методическими рекомендациями на 2016-2017 учебный год (Краснода...
Рабочая программа по биологии 9 класс (Пономарева И.Н.)
Составлена по авторской программе И.Н. Пономаревой. 68 часов, 2 часа в неделю. Экскурсии лабораторные работы даны в соответствии с методическими рекомендациями на 2016-2017 учебный год (Краснода...
Рабочая программа по биологии 9 класс. Пономарева И.Н.
Рабочая программа по биологии 9 класс. Пономарева И.Н....