Эссе
методическая разработка по биологии
Конкурсное испытание «Я - учитель».
Эссе.
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то,
что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь
Василий Ключевский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moyo_esse.docx | 28.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурсное испытание «Я - учитель».
Эссе.
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то,
что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь
Василий Ключевский.
Я не сразу начала свою профессиональную деятельность с педагогики. Но уверенно знала, что моя жизнь будет связана с детьми. Говорят, человек счастлив тогда, когда он утром с удовольствием идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Вот и ищут люди дело своей жизни – один лечит людей, другой строит красивые здания, а третий делает научные открытия. Сначала я мечтала стать детским врачом, для этого получила медицинское образование, проработала 2 года детской прививочной медсестрой, и поняла, что мне хочется чего-то большего. Я поступила в СГУ на естественно-математический факультет по специальности «Биология». И все знания, полученные мною в медицине, пригодились в освоении профессии учителя. Что может быть сложней, важней и интересней этого вида деятельности? Ничего! Это определило мой жизненный путь, и я - учитель биологии МКОУ СОШ № 7 поселка Владимировка. Да, я – учитель. Сколько раз повторяла эту фразу! Своим ли друзьям, знакомым или вовсе не знакомым людям в самых разных обстоятельствах. А сколько внутренних монологов, когда сомнения переполняли душу, начиналось именно этими словами. И понемногу все успокаивалось, находило свое объяснение, вставало на места. Иногда задумываюсь: «А, может быть, не я выбрала эту профессию, а она, долго и настойчиво выбирала меня?». Но не знала я тогда, что быть учителем – это большая внутренняя работа, что это постоянное самовоспитание и самосовершенствование, умение быть интересной своим ученикам. Можно быть начитанной, умной и гордой собой, но это всё не будет иметь успеха у воспитанников и не возбудит интереса и уважения к тебе, как к учителю. Не знала я тогда, что весь этот успех – это постоянный поиск новых форм и приёмов, это результат каждодневного труда: эмоционального, душевного; это несколько часов, проведённых перед учениками глаза в глаза; это боль от того, что не учат, не хотят учиться, «протирают» штаны. Но есть ли на свете другая профессия, в которой личность человека, его характер, убеждения, умение общаться с людьми приобретали бы такое решающее значение, как в этой? Учитель! Это уникальная профессия. Она интересна живым общением с подрастающим поколением, насыщенна событиями и яркими мероприятиями. Подготовка к урокам, составление конспектов занимают всё свободное время не только в начале карьеры. Но, когда ощущаешь себя нужной, интересной для учеников, все трудности уходят на второй план. И каждое утро с настроением хочется преподать урок, который станет лучше предыдущего. Вот тогда я для себя решила: у меня есть 45 минут урока, и за этот отрезок времени я должна научить детей думать, анализировать, сравнивать, уметь воспроизводить полученные знания, применять их в новой ситуации. И если слабый ученик на уроке отвечает, если у него загораются глаза от похвалы, для меня это лучший показатель того, что я все делаю правильно. Именно поэтому строю свою работу так, чтобы мои уроки были разнообразными, интересными, вызывали не скуку, а желание работать, постигать новое, ранее неизведанное.
Согласно современным тенденциям образования, деятельность учителя направлена на то, чтобы научить учиться. Каким же должен быть учитель? Несомненно, педагог должен много знать. Но мы понимаем, что наличие даже большого количество знаний не делает человека учителем. Это не тот критерий, по которому оценивают значимость учителя. В чем же эта «изюминка»? По моему мнению, это человек с богатым внутренним миром, желающий поделиться своими знаниями и получающий удовлетворение, наблюдая хотя бы маленькие успехи своих подопечных. Известно, что воспитать «крылатого» ребенка может только «крылатый» педагог, воспитать счастливого может только счастливый, а современного – только современный. Меняется время, меняются люди. И вот уже сегодня каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по-новому. Этого требует современное общество, которому необходимы высокообразованные, целеустремленные, конкурентоспособные, инициативные, духовно и физически здоровые личности, способные занять достойное место в обществе. Этого требуют современные задачи образования.
С 1 сентября 2011г. все образовательные учреждения России перешли на новый ФГОС НОО. Изучив стандарты второго поколения, я поняла, что нужно перестраиваться, работать по-новому так, как требуют Стандарты. Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жесткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремленность, креативность, качества лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.
Но изменилась ли роль педагога? Конечно, изменилась! Школе нужен такой учитель, который сможет грамотно работать не только по новым методическим пособиям и учебникам, но и способен самостоятельно моделировать образовательный процесс, использовать современные активные методы обучения, анализировать свою деятельность на предмет соответствия требованиям нового стандарта, вносить коррективы там, где это необходимо. Школе нужен такой учитель, который сможет грамотно работать не только по новым методическим пособиям и учебникам, но и способен самостоятельно моделировать образовательный процесс, использовать современные активные методы обучения, анализировать свою деятельность на предмет соответствия требованиям нового стандарта, вносить коррективы там, где это необходимо. Поэтому на своих уроках я учу детей так, чтобы они могли в дальнейшем самостоятельно развиваться, были готовы к решению многих задач, которые приготовит им жизнь. Теперь моя задача - организовать исследовательскую деятельность обучающихся. Не получать знания в готовом виде, а самостоятельно находить способы решения сначала учебных, а потом жизненно важных проблем – вот чему учу своих учеников. Учитель - это созидатель и творец. Только ему открыто главное сокровище – молодые сердца, которые ждут тепла, доброго слова, новых знаний и готовы всегда отвечать взаимностью.
Наверное, самое трудное для успешной работы по новым стандартам – желание учителя меняться и решать поставленные перед ним задачи. Но проблемы возникают не потому, что не хочется перестраиваться, а потому, что трудно перестроиться за короткий промежуток времени. Поставленные условия заставили по-новому взглянуть на процесс обучения и активно искать пути решения поставленных проблем. Прохождение предметных курсов повышения квалификации, посвященных переходу на ФГОС, помогает разобраться в теории ФГОС, определить модель современного урока, познакомиться с вариантами оценивания результатов обучения. Отдавать себя детям, понимать их, находить радость в общении с ними, верить в то, что каждый из них – личность индивидуальная, неповторимая – вот основные составляющие, на мой взгляд, настоящего учителя. Я глубоко убеждена, что учитель должен верить, что все дети способны, талантливы и успешны. Только тогда он может добиться поставленной цели. А если нужного результата нет, то причину нужно искать, прежде всего, в учителе, в его неудачных методах, а не в бездарности детей. Понимаю, чтобы заставить ребенка мыслить, творить, создавать, необходим творческий подход к каждому методу, к каждому приему. И как следствие этого – повседневный поиск и…сомнения: сработает ли? Талант учителя, как мастера, раскрывается тогда, когда на каждом уроке ему удается увлечь ребенка в мир неизвестного, заинтересовать его настолько, чтобы ему самому захотелось познать новое, самому решить поставленную перед ним проблему. Чтобы глаза у ребенка горели, чтобы он чувствовал в себе уверенность, силу и желание творить.
Быть гибким - вот задача каждого учителя. Если мы хотим научить современного ребенка, научить качественно, то первыми перестраиваться необходимо, прежде всего, нам. Учитель сам должен понимать актуальность требований к современному образованию. Теперь в школе мы должны формировать новые умения - универсальные, составляющие основу умения учиться. Выход один - самообразование, самообучение, самовоспитание, движение вперёд навстречу всему новому, ежедневный труд и поиск.
Мой предмет, биология, благодатный материал для этого. Ничего не может быть интереснее, важнее, совершеннее, чем Живой организм, в котором все взаимосвязано, подчинено общим законам. Именно перед биологической наукой стоят большие задачи: побороть вирусы и болезни века, создать эффективные вакцины, обеспечить человечество продуктами питания, победить преждевременную старость и сделать решительный шаг к долголетию. Уверена, что расшифровка генома человека позволит исправлять генетические дефекты, даст возможность лечить людей, страдающих наследственными заболеваниями. Но не менее важно, на мой взгляд, сохранить прозрачность воздуха, чистоту водоемов, уберечь лес от уничтожения, а почву от эрозии. Я хочу, чтобы мои ученики это тоже понимали. Ведь все эти вопросы предстоит решать им, современным школьникам, тем, кто учится сейчас или придет в школу завтра. Биологические знания – компонент общечеловеческой культуры, основа для формирования научной картины мира. Конечно, не все мои ученики станут биологами, но каждому придется принимать участие в решении экологических проблем, заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих.
Преподавание биологии в школе в настоящее время ориентировано на усвоение огромного количества научной информации, что в современных условиях сокращения количества часов, отводимых в школе на изучение предмета, неизбежно ведет к формализации знаний обучающихся. Все это влечет за собой снижение интереса к изучению предмета. А это, в свою очередь, ставит перед каждым учителем биологии вопрос об активизации познавательного интереса. Анализируя свою деятельность, как учителя биологии я пришла к выводу, что добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Для этого я использую на уроках современные педагогические технологии, в том числе информационно-коммуникационные.
В условиях реализации ФГОС педагог выступает не только в роли учителя, но и в роли инструктора, наставника, консультанта, управленца и помощника. Я стараюсь быть мудрым воспитателем, союзником психолога, социального педагога, в совершенстве владею командной, совместной, коллективной и парной формой работы. Поэтому мои ученики становятся активными участниками образовательного процесса, умеют думать, мыслить, рассуждать, свободно высказывать, а если необходимо и доказывать свое мнение.
Я считаю, что сегодня учитель должен быть очень креативным, добрым, отзывчивым, внимательным к детям и компетентным в своей профессии. Нужно быть очень хорошим психологом, так как дети сегодня требуют от нас, взрослых, особого внимания. Мне кажется, что профессия учителя предназначена исключительно для людей творческих. Не каждый сможет изо дня в день видеть и слышать радости и горести, принимать участие в жизни не одного ребенка, а десятков. Огромная чуткость, терпение, преданность профессии, воля и сила характера помогают учителям в их трудной миссии. Я люблю детей. Общение с детьми позволяет мне понять их трудности, помочь им развивать творческие способности, повышать самооценку. Воспитывая их, я изменилась сама. И верю: каждый ребёнок талантлив по-своему. Педагогу надо только помочь ему раскрыть себя, показать все свои возможности. И я, как педагог, всегда ставлю перед собой цель - увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творческого начала, которое есть в каждом человеке. В нашей профессии любовь есть вера. Любить своих учеников - это верить в них. Верить в возможности ученика, служить раскрытию этих возможностей, показывать, что каждый из них талантлив по-своему и в своем! Вера не жизнестойкая сорная трава, а слабое тепличное растение. Вера в ученика - это что-то, что растет вместе со мной. Через море жизненных трудностей она ведет нас к тому прекрасному, ради которого работает каждый учитель, - результату. Пусть не все станут великими людьми, но самое главное, чтобы из них выросли настоящие граждане: добрые, отзывчивые, трудолюбивые. Поэтому стараюсь своим личным примером показывать, как должны проявляться в человеке эти качества. Кроме того, стараюсь быть профессионалом и личностью, не просто занимать рабочее место, но и украшать своим личным примером, что составляет смысл моей работы. Чтобы быть профессионалом, стремлюсь хорошо знать свой предмет, повышать свое педагогическое мастерство, изучать психологические особенности школьников. У меня есть определенные профессиональные достижения. Но я не собираюсь останавливаться на достигнутом и ставлю перед собой все новые и новые цели по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.
Кто же такой современный учитель? Что же может заставить его заниматься инновациями? Я думаю, что ответ прост. Если учитель любит свою профессию, любит детей, если он готов чем-то жертвовать ради счастливого будущего нашего поколения, если его окружает благоприятная обстановка в творческом коллективе, то все новое для него – всего лишь еще один шаг на ступеньках знаний. И этот шаг он преодолеет вместе со своими учениками. Поэтому задача современного учителя – создать условия для саморазвития ребенка, чтобы после окончания школы он мог работать, учиться, служить, чувствовать вкус к жизни, имея для этого силы, желание, здоровье. Самая большая трудность, по-моему, состоит в том, чтобы проложить тропинку к душе ребенка. И эта связь порой бывает настолько хрупкой, что достаточно неосторожного слова, чтобы порвать ее навсегда. Но если учителю удалось наладить эту связь, появляется ощущение легкости и свободы. Когда входишь в класс и видишь эти глаза, ты понимаешь, что должен сделать очень многое, чтобы в этих глазах не появилась скука, страх или раздражение; чтобы эти глаза не отвернулись от тебя и не потеряли интерес. Часто бывает, что просто физически ощущаешь эту незримую связь, какое-то чувство единения и восторг от того, что дети понимают тебя и очень стараются, а ты, в свою очередь, осознаешь, как много зависит от тебя.
Современным школам просто необходимы педагоги, способные развиваться творчески, изменяться в нашем непростом мире. Но давайте не будем забывать о личностных качествах учителя. Каждый человек, любящий свою работу, всегда найдет пути пополнения своих знаний, воплотит мечту в реальность, и особенно на это способен современный учитель. Ведь очень важно, кто будет обучать детей, с желанием работать или нет, будет ли он заинтересован в успехах своих учеников, своей школы, всей образовательной системы. Учитель должен, как актер, перевоплощаться; как машинист, вести поезд, какое бы ни было у него настроение.
Сегодня я с уверенностью могу сказать, что я благодарна своей судьбе, которая привела меня в школу. Я благодарна ей за те минуты, когда удалось пробудить лучшие чувства в детях, за те мгновения, когда самый маленький успех ребенка стал моим успехом, его радость - моей радостью, и за любовь детей, которая вернулась ко мне в их благодарных глазах.
Профессия учитель - самая почетная профессия, потому что педагог собственными усилиями лепит человеческую натуру, проявляет особенности характера и личности ребенка и, в конечном счете, будущее своего ученика. Быть педагогом — это не профессия, это вся жизнь!
Вы знаете, мне по-прежнему верится,
Что, если останется жить Земля,
Высшим достоинством Человечества
Станут когда-нибудь Учителя.
Р. Рождественский ...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"
Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"...
Структура эссе. Алгоритм написания эссе.
Структура эссе . Алгоритм написания эссе....
Критерии оценивания эссе. Примеры эссе и их анализ .
Критерии оценивания эссе . Примеры эссе и их анализ....
Эссе. Темы эссе
В помощь сдающим ЕГЭ по английскому языку...
Формирование навыков написания эссе с элементами рассуждения (эссе с выражением собственного мнения)
Статья описывает правила и принципы написания эссе по английскому языку с элементами рассуждения (эссе с выражением собственного мнения), а также типичные ошибки при написании эссе такого типа....
Учебно-методическая разработка "Эссе-мнение: как написать эссе за 50 минут"
УМР учитывает принцип визуализации при подаче материала. Может быть использован как раздаточный материал на вводном уроке по написанию эссе-мнения. (Разработка выполнена для получения зачета на курсах...
Учимся писать эссе: Эссе моих учеников на различные темы на немецком языке
Написание эссе - одно из сложнейших заданий ЕГЭ по ИЯ. Научить писать эссе - нелёгкая задача для любого учителя. Начинать писать эссе стоит уже с 7 класса. Данная публикация содержит оригинальные и не...