Урок по биологии 8 класс "Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика"
план-конспект урока по биологии (8 класс)
Предварительный просмотр:
Урок биологии 8 класс «Заболевания опорно-двигательного аппарата и их профилактика».
Вязанкова С А- учитель биологии и географии МБОУ «Хиславичская СШ»
Тема урока: "Заболевания опорно-двигательного аппарата и их профилактика"
Цель урока: изучить причины возникновения заболеваний опорно-двигательной системы, их виды, меры профилактики.
Задачи урока:
образовательная- создать условия для изучения и понимания учащимися причин нарушения опорно-двигательного аппарата, меры их предупреждения;
развивающая- формировать умение устанавливать причинно-следственные связи;
воспитательная- формировать потребность в сохранении и укреплении своего здоровья;
Тип урока: изучение нового материала, урок-исследование;
Методы изучения: частично-поисковый; наглядный, практический
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная и групповая;
Средства обучения:
- Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. 8 кл.: Учебник для общеобр. учеб. завед. – М.: Дрофа, 2018.
- Таблицы: “Предупреждение искривления позвоночника”, “Предупреждение плоскостопия”.
- Тексты об особенностях приемов проверки правильности своей осанки, походки.
- Модель скелета человека.
Актуализация знаний и мотивировка:
Прочтите слова академика Н.М. Амосова «…чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя».
Учитель: Прочтите тему урока и подумайте, на какие главные вопросы вы должны ответить на этом уроке?
Предполагаемые ответы:
- Познакомиться с заболеваниями опорно – двигательной системы.
- Изучить причины заболеваний
- Познакомиться с мерами профилактики
Создание проблемной ситуации и определение темы исследования
Учитель: так как речь пойдет о заболеваниях ОДС, то для того, чтобы уберечь себя от болезней ОДС , необходимо знать эту систему (аппарат) (скелет+мышцы)
Ученик: рассказывает о строении скелета, используя модуль скелета человека.
Учитель: какое значение в системе играют мышцы?
Вывод (здоровые мышцы-здоровый скелет, а это значит правильная поза при ходьбе в положении сидя, во время игр.
В 19 веке в немецких аристократических семьях девочек привязывали за косички к спинке стула. Так родители боролись за безупречную осанку юных фрейлин.
Как вы думаете, что такое осанка?
Практическое задание.
4 ученика показывают:
а)ученика, получившего двойку
б)трусливого
в) уверенного
г)веселого
При правильной осанке голова и туловище во время ходьбы находятся на одной вертикальной линии, плечи развернуты, слегка опущены и оба находятся на одном уровне, изгибы позвоночника выражены нормально, ноги выпрямлены в коленях и тазобедренных суставах.
Правильная осанка Сколиоз Плоская спина Кифоз Лордоз
Определение темы исследования, формулирование цели.
Учитель: Как вы думаете, на каком рисунке правильная осанка? Правильно, на рисунке 1. А на остальных рисунках изображены разные нарушения осанки: сколиоз, плоская спина, кифоз и лордоз (учитель поясняет проявления каждого из заболеваний). Почему же осанке придается такое значение? Почему осанка так важна?
Выдвижение гипотезы.
8 причин иметь правильную осанку.
- Чем красивее спина, тем увереннее личность.
- Дыхание становится легким и более глубоким.
Улучшается пищеварение.
- Вы выглядите стройным и молодым.
- Голос будет казаться лучше.
- Помогает мышцам и суставам.
- Улучшает мышление.
- Здоровый позвоночник.
Почему нужно иметь правильную и красивую осанку,
- 1. Чем красивее спина, тем увереннее личность.
Хорошая осанка повысит уверенность в себе. Пробуйте это: глубоко вздохните и стойте прямо. Вы чувствуете себя лучше? Более уверенно?
- 2. Дыхание становится легким и более глубоким.
Попробуйте сделать следующее: сядьте и сгорбитесь. Попробуйте сделать вдох. Заметьте, что так тяжелее дышать. Это пример того, как наши мышцы и сухожилия сковываются и вызывают затруднения в дыхании.
- 3. Улучшается дыхание и пищеварение.
Хорошая осанка увеличивает вместимость легких, помогая обращению кислорода и пищи в организме. Улучшается здоровье, органы функционируют лучше.
- 4. Вы выглядите более стройными и молодыми.
Имея хорошую осанку, вы будете казаться на 3-5 фунтов (2-2,5 кг.) стройнее, моложе и одежда будет лучше на вас сидеть.
- 5. Голос будет казаться лучше.
Когда вы держите осанку, диафрагма открывается. В результате этого ваш голос лучше звучит.
- 6. Помогает мышцам и суставам.
Хорошее положение позволяет мышцам работать более эффективно, позволяя телу использовать меньше энергии и, тем самым, предотвращая усталость. Это также уменьшает вероятность растяжений и даже спинную и мышечную боль.
- 7. Улучшается мышление.
Осанка также затрагивает ваш ум. А настроение может отразиться на осанке. Когда вы счастливы и хорошо себя чувствуете — осанка прямая. А вот унылые люди с хроническими болями, часто сидят или стоят ссутулившись.
- 8. Здоровый позвоночник.
Правильная осанка – простой, но очень важный способ для поддержания здорового позвоночника. Здоровая спина особенно важна для людей, которые много стоят в течение дня или сидят в офисе.
Применение новых знаний в практической деятельности.
Исследование своей осанки. (памятка)
1. Стать к стене в основной стойке так, чтобы затылок, лопатки, ягодичные мышцы и пятки касались ее. Сделать шаг вперед, стараясь сохранить то же положение тела, вернуться к стенке. Повторить несколько раз.
2. Стать к стене (и.п. то же), присесть и встать или поднимать и сгибать поочередно ноги, сохраняя то же положение головы, таза, спины.
3. Стать к стене (и.п. то же), сделать шаг вперед, повернуться на 360°, выпрямиться, вернуться к стене.
4. Физкультминутка. (Физорг класса проводит разминку из нескольких упражнений)
Для профилактики нарушений осанки я хочу вам посоветовать придерживаться в течение жизни ряда гигиенических правил.
Памятка: “Предупреждение искривления позвоночника”
- Физические упражнения надо начинать с легких, постепенно усложняя их.
- Движения выполнять надо с одинаковой нагрузкой в обе стороны.
- В перерыве между упражнениями надо расслаблять мышцы.
- При подъеме груза необходимо распределить тяжесть равномерно на весь опорно-двигательный аппарат.
- Груз надо поднимать с прямой спиной.
- Держать груз надо близко к телу, а поднимать его следует используя силу ног.
Учитель: В последнее время мы часто встречаемся с таким понятием как гиподинамия. Что это за заболевание, каковы причины его возникновения и меры профилактики? С этим вопросом я хочу обратиться к вам.
(чтение памятки)
гиподинамия – это понижение двигательной активности. В чем вред гиподинамии? Снижение физических нагрузок приводит к слабости скелетных мышц, затем возникают слабость сердечной мышцы и нарушения в работе сердечно – сосудистой системы. Одновременно происходит перестройка костей, накопление в организме жира, нарушение кровообращения, падение работоспособности, снижение устойчивости к инфекциям, ускорение процессов старения организма.
Каковы же способы борьбы с гиподинамией?
(все виды физических нагрузок: физкультура, спорт, туризм, физический труд).
Учитель: Другим дефектом ОДС является плоскостопие, которое часто проявляется в детском возрасте. Плоскостопие проявляется в понижении свода стопы, что в результате перенапряжения мускулов приводит к сильным болям в ступнях и голени и к изменениям походки.
Причины возникновения плоскостопия:
- Ношение тесной обуви.
- Ношение неудобной обуви.
- Ношение туфель на каблуке.
- При перегрузках стопы.
- Травмы стопы, голеностопного сустава
Каковы же меры профилактики плоскостопия?
Памятка: “Предупреждение плоскостопия”.
- Обувь следует носить с задником и со шнуровкой.
- Обувь должна быть с эластично гнущейся подошвой и на небольшом каблуке.
- Надо следить за правильной походкой.
- Людям длительно пребывающим на ногах надо отдыхать несколько раз в день по 5-10 минут.
- Необходимо следить за осанкой.
- Полезно ходить босиком .
- Мышечно – связочный аппарат ног укрепляют ежедневная гимнастика и занятия физкультурой.
- Рефлексия.
2. Подведение итогов урока «Метод пяти пальцев».
М.(мизинец) мыслительный процесс: Какие знания, опыт я сегодня получил на уроке?
Б.(безымянный) близкие цели: Что я делал на уроке, чего достиг?
С.(средний) состояние духа: Какое у меня настроение на уроке?
У.(указательный) удивление: Что меня удивило, поразило на уроке?
Б.(большой) бодрость, физическая форма: Что я сделал (сделаю) для своего здоровья?
Вывод: Человек настолько молод, насколько молод и здоров его опорно-двигательный аппарат.
Итоги урока.
Домашнее задание. Определить, соответствует ли ваше домашнее рабочее место вашим антропометрическим показателям, проведя соответствующие измерения.
Литература: Биология в школе. – 2018. - №7. – С. 21 – 28.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа. Из опыта работы учителя биологии "Формирование опорно-двигательной системы у школьников""
мои публикации...
Конспект урока биологии "Значение опорно-двигательной системы. Строение и рост костей"
Цель: выяснить роль ОДС человека, раскрыть особенности строения и химического состава костей. Познакомить учащихся с классификацией костей и выяснить, за счет чего происходит рост костей....
Тест по биологии тема "Опорно-двигательная система"
Тест по биологии рекомендован для учащихся 9 класса по адаптированной программе коррекционной школы VIII вида....
Тест по биологии тема "Опорно-двигательная система"
Тест по биологии рекомендован для учащихся 9 класса по адаптированной программе коррекционной школы VIII вида....
Тест для 8 - го класса по биологии.Тема:Опорно-двигательная система.
Интерактивное тестовое задание с выбором одного или нескольких правильных ответов....