Ароморфозы животных
презентация к уроку по биологии
Презентаци для подготовки к ГИА по биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aromorfozy_zhivotnyh.pptx | 2.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ароморфоз – это прогрессивное эволюционное изменение, приводящее к общему повышению уровня организации организмов Идиоадаптации – это одно из главных направлений эволюции, при котором возникают частные изменения строения и функций органов при сохранении в целом уровня организации предковых форм. Общая дегенерация – это одно из направлений эволюционного процесса, связанное с упрощением организации, утратой органов и их систем
Эволюция животных Эра/период Представители Ароморфоз Протерозой Губки, кишечнополостные, членистоногие Многоклеточность Дифференциация органов и систем органов Кембрий (палеозой) Все основные типы беспозвоночных животных – кораллы, иглокожие, моллюски, членистоногие Возникновение твердого скелета Далее эволюция характеризовалась лишь специализацией и совершенствованием основных типов животных Ордовик (палеозой) Появление первых позвоночных (бесчелюстные – в наст. время миноги и миксины ) Внутренний скелет Силур (палеозой) Паукообразные, примитивные позвоночные Дыхание воздухом (выход беспозвоночных на сушу)
Эра/период Представители Ароморфоз Девон (палеозой) Двоякодышащие, кистеперые и лучеперые . Первые костистые рыбы и примитивные земноводные Верхний девон 1) Укрепление основных несущих органов и всего тела в целом. 2) Развитие ЦНС. Насекомые – преобладание врожденных реакций над приобретенными Позвоночные – преобладание условных рефлексов над безусловными Карбон (палеозой) Появление пресмыкающихся Формирование яйцевых оболочек Триас (мезозой) Появление первых млекопитающих Юра Появление первых птиц Мел Сопряженная эволюция энтомофильных растений и насекомых Конец мезозоя Первые плацентарные млекопитающие Кайнозой Приматы, человек – развитие социальности
Основные ароморфозы Простейшие Образование половых клеток + половой процесс Ресничные – коньюгация , как способ полового размножения /не входит в жизненный цикл/ Споровики - фаза полового размножения входит в жизненный цикл
II . Губки – просто устроенные многоклеточные животные. Клетки в кокой-то степени дифференцированы, но не образуют ткани А - в эмбриогенезе появляется стадия бластулы
III . Подцарство многоклеточные животные Тенденции развития Metazoa 1) Переход к полностью гетеротрофному питанию, в основном голозойному 2) Возникновение пищеварительного канала возможность захватывать, заглатывать крупные пищевые частицы, переваривать, остатки выводить наружу 3) Развитие разных типов питания – плотоядные, травоядные, всеядные ; паразитизм
4) Возникновение разных способов передвижения активный поиск пищи 5) Появление мышечной и скелетной (экзо- и эндоскелет ) системы поддержание формы тела, защита и опора внутренних органов, передвижение 6) У большинства выделяются области тела: передняя, задняя, дорсальная, вентральная, правая и левая 7) Возникновение ЦНС, регулирующей работу всего организма
8) Обсобление области головы – цефализация 9) Формирование эндокринной системы , совместно с нервной поддерживающей гомеостаз 10) Появление транспортных систем организма и крови пространственно изолированные ткани и окружающая среда получают возможность взаимодействовать 11) Практически полная непроницаемость наружных покровов
12) Процесс развития организма, начиная с зиготы, включает период эмбрионального развития, личиночной стадии, метаморфоз и взрослую особь
Кишечно полостные 1) В эмбриогенезе – стадия гаструлы 2) Появление специализированных тканей 3) Появление в жизненном цикле полиморфизма (например, у обелии имеются особи добывающие пищу и особи, предназначенные только для бесполого размножения, либо полового размножения- свободноживущие медузы)
Плоские черви 1) В эмбриогенезе – мезодерма 2) Двусторонняя симметрия 3) Формирование ЦНС 4) Формирование примитивной выделительной системы («пламенные» клетки) 5) У свободноживущей планарии , по мере продвижения по яйцеводу, яйцо окружается желточными клетками и оболочкой 6) Опора тела – кожно-мускульный мешок
Круглые черви 1) Формирование анального отверстия 2) Формирование выделительной системы протонефридиального типа 3) Выраженная цефализация
Кольчатые черви 1) Формирование вторичной полости тела - целома 2) Замкнутая кровеносная система 3) Появление метамерии ( сегментированности ) в строении тела А) сегментация мышц Б) сегментация кровеносной, выделительной и пищеварительной системы Кольчатые черви 1) Формирование вторичной полости тела - целома 2) Замкнутая кровеносная система
Моллюски Формирование специальных органов дыхания: Жабры – кожные выросты Легкое – видоизмененная мантийная полость 2) Смешение сегментов в отделы тела 3) 3-х камерное сердце 4) Появление пищеварительных желез
Тип Членистоногие Факторы, обеспечивающие процветание Членистоногих 1) Появление твердого экзоскелета нельзя менять форму тела появление членистых конечностей, суставов и мышц-антагонистов 2) Обособление головы, груди и брюшка (большинство) 3) Формирование мозга
4) Водонепроницаемая кутикула освоение наземных местообитаний 5) Формирование гемоцелия позволяет увеличивать объем тела при линьке за счет разрыва и сбрасывания старой кутикулы
Значение метаморфоза у насекомых 1) Позволяет ювенильным и взрослым формам занимать разные местообитания и использовать разные пищевые ресурсы снижение внутривидовой конкуренции 2) Взрослые насекомые, как правило, не растут после последней личиночной линьки только незрелые формы могут питаться и увеличиваться в размерах
Тип Хордовые Надкласс Рыбы 1) Внутренний осевой скелет 2) Формирование отделов головного мозга и всей ЦНС 3) Поджелудочная железа, желчный пузырь 4) Мочеточники + мочевой пузырь
Класс Земноводные 1) Кожные железы 2) Легочное дыхание 3) 3-х камерное сердце + 2 круга кровообращения 4) 1-й шейный позвонок
Класс Пресмыкающиеся 1) Шейный отдел 2) Мыщелок подвижная связь с позвоночником 3) Яйцерождение – зародыш в яйце покрыт яйцевыми и зародышевыми оболочками Класс Пресмыкающиеся 1) Шейный отдел 3) Яйцерождение – зародыш в яйце покрыт яйцевыми и зародышевыми оболочками
Класс Птицы 1) Экстраполяция – способность предвидеть события 2) Теплокровность 3) 4-х камерное сердце 4) Двойное дыхание
Класс Млекопитающие 1) Диафрагма 2) Шерстный покров 3) Внутриутробное развитие в матке + плацента 4) Млечные железы вскармливание детенышей молоком 5) Дифференциация зубов Смена молочных зубов на постоянные Класс Млекопитающие 1) Диафрагма 2) Шерстный покров 3) Внутриутробное развитие в матке + плацента 5) Дифференциация зубов Смена молочных зубов на постоянные
Приспособления позвоночных, обитающих на суше Для дыхания используют кислород воздуха Против высыхания – эластичные покровы с железами внешней секреции Возросшее воздействие силы тяжести за счет увеличения массы тела преодолевается особым строением позвоночника, конечностей и поясов конечностей
4. Изменение характера движения – парные конечности, хвост 5. Размножение – выработали способы защиты зародыша 6. Восприятие раздражения – изменение сенсорных рецепторов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лабораторная работа "Выявление ароморфозов у растений и животных" 11 класс.
Презентация "Выявление ароморфозов у растений и животных"....
Презентация к лабораторной работе "Ароморфозы и идиоадаптации"
Содержит иллюстрации и задания для выполнения лабораторной работы....
Презентация "Ароморфозы животных"
Приведены сведения об ароморфозах животных и иллюстрации к ним....
лабораторная работа по теме: "Выявление ароморфозов у растений, идиодаптаций и дегенераций у животных"
Выявление ароморфозов у растений, идиодаптаций и дегенераций у животных...
Ароморфозы растений и животных
При подготовке к итоговой аттестации очень часто у обучающихся возникают проблемы с приведением примеров ароморфозов. Данный материал позволит подготовить ответ на этот вопрос....
Ароморфозы позвоночных животных
Презентация к уроку Ароморфозы позвоночных животных...
Практическая работа «Выявление ароморфозов, идиоадаптаций у растений и животных»
Цель работы:1. Отработать умение использовать знания о направлениях эволюции для анализа черт строения растений и животных (насекомых);2. Сформировать умение выявлять ароморфозы и идиоадаптаций у орга...