Предметная неделя по биологии
материал по биологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)
План проведения предметной недели и разработки материалов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План проведения предметной недели по биологии для учащихся 5 - 9 классов | 22.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Предметная неделя биологии в школе
Школьная биология – важное звено в общей системе образования, которая направлена не только на овладение учащимися знаниями о живой природе, но и на формирование целостной картины мира, как компонента общечеловеческой культуры, на воспитание и формирование здорового образа жизни и экологически грамотных людей. Большую роль в этом играет организация внеклассной и внеурочной деятельности, проведение предметных недель.
Проведение предметных недель в нашей школе давняя традиция. Они способствуют повышению творческой активности учащихся, развитию чувства коллективизма, помогают учащимся раскрыться: показать свои организаторские, интеллектуальные, а иногда и актерские способности. Проведение предметных недель очень важно и для учителя. Как правило, у обучающихся, принимающих активное участие в организации и проведении предметной недели повышается интерес к изучаемому предмету, повышается их активность на уроке, более прочными становятся знания. На сегодняшний день изучение в школьном курсе таких предметов как биология, химия, экология очень важно. Экологические вопросы актуальны и тесно переплетаются с биологией и химией. Одни и те же вопросы затрагиваются при изучении всех этих предметов. Поэтому проведение Недели, посвященной этим наукам целесообразно и актуально.
Цель:
развитие познавательного интереса к биологии через внеурочные формы работы;
воспитание у учащихся экологической культуры и патриотизма.
Задачи:
Интеграция знаний, умений, навыков, полученных при изучении биологии, экологии.
Воспитание у учащихся стремления расширять свой кругозор и не останавливаться на достигнутом.
ПЛАН НЕДЕЛИ:
Понедельник – станция «Познавательная»
Открытие недели биологии - Линейка, для 5-9 классов.
Конкурс рисунков «Осенний листопад» для 1 - 4 классов.
Вторник - станция «Научная»
Конкурс на знание микроскопов - «Юные микробиологи», для 5-9 классов.
Среда - станция «Занимательная»
Брейн – ринг «Природа - чудесница», для 5-9 классов
Четверг - станция «Экологическая»
Соревнования на природе: «Экологический поезд», 8 – 9 классы
Пятница - станция «Урожайная»
Закрытие недели, подведение итогов.
«Ярмарка» для 1-9 классов
Первый день-Станция «Познавательная»
Открытие-Линейка.
Дорогие ребята, послушайте стихотворение и скажите, какая будет тема нашего разговора?
Человек — хоть будь он трижды гением -
Остается мыслящим растением.
С ним в родстве деревья и трава,
Не стыдитесь этого родства.
С.Я. Маршак.
У нас есть прекрасная возможность, соприкоснутся с природой, ее тайнами.
В нашей школе будет проводиться неделя биологии. Все, кому небезразлична эта область науки, смогут продемонстрировать свои таланты. А что вы думаете по этому поводу?
На нашем шарике земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес –
Полно таинственных чудес.
По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синем море толстый кит –
Большой, как дом, на волнах спит.
Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
“Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни”.
Мы обещаем:
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам,
Хорошо живется с нами рядом!
Оглашение плана недели.
Старшие классы могут готовится к завтрашнему конкурсу, а младшие классы приступайте к конкурсу рисунков. Тему смотрите в плане недели.
Второй день - станция «Научная»
Работа с микроскопами.
Каждая команда выдвигает по 3 участника.
Первому из них необходимо будет правильно настроить микроскоп, а второму и третьему правильно определить микропрепарат. Победит та команда, которая быстрее справится с заданием.
Микропрепараты:
Для 5-6 классов - кровь лягушки, кровь человека.
Для 7-8 классов - ткани животных (мышечная, нервная)
Для 9 классов - фазы митоза и мейоза
Третий день - станция «Занимательная»
Брейн-ринг по теме: «Природа. Растения. Животные».
Задания для 5-6 классов:
1. Сегодня полянка золотисто-жёлтая от этих цветов, завтра - бело-пушистая. Жёлтые цветы превращаются в белые головки, а головок слетают лёгкие пушинки (одуванчики)
2. Верхняя сторона листьев этого растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя- тёплая и нежная, как родная мать.( Мать –и -мачеха)
3. Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветов - красная ягода. Но не бери её в рот – она ядовита. (Ландыш)
4. Это высокое растение с яркими цветами можно увидеть на опушках, полянках, вырубках. У него два имени. Одно из них дано растению за то, что из него листьев можно приготовить напиток, похожий на чай (Иван- чай)
5. Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот пробежит ветерок, и над поляной послышится тихий перезвон. (Колокольчики)
Задания для 7-8 классов:
1.Какая самая маленькая птица в нашей стране (Королёк)
2.Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки? (Стрижи)
3.Какое дерево в средней полосе России цветёт последним в году? (Липа)
4.Где родина картофеля? ( Перу и Чили)
5.Какая рыба называется вечным путешественником? (Речной угорь. За свою жизнь он совершает далёкое путешествие 7-8 тысяч километров в саргассово море, чтобы метать там икру.)
6. Однажды древнего гончара спросили, почему он собирает пух одуванчика и смешивает с глиной? (Одуванчик в глине образует поры, и влага уходит, а глина быстро высыхает и не даёт трещин)
7.У какого животного больше всего зубов? (Слизняк 30 тысяч)
8.Их называли слугами земли. Кто они? (Черви)
9.Богиня любви Афродита упала, исцарапалась о….. О каком растении идёт речь? (Шиповник)
10.Он бывает белым и чёрным. Что это за птица? (Лебедь)
Задания для 9 классов:
1. Почему канарейку называют канарейка? (Она привезена с Канарских островов)
2.Где находится орган вкуса у бабочки? (На ногах)
3. Это растение замачивают, мнут, режут, бьют. Что это за растение? (Лён)
4. Какая рыба водится в красном море? (Там рыбы нет из-за перенасыщенности солей)
5.На каком континенте нет рек? (Антарктиде)
6.Чем отличаются сталактиты от сталагмитов? (Растут сверху - снизу)
7.Известно, что коты любят молоко. Дарвин доказал, что чем больше котов, тем больше молока. Вы согласны? (поскольку мышей становится меньше, количество шмелей увеличивается, опыление улучшается, становится больше трав,- молоко прибывает)
8.Кто трижды родился, прежде чем стать взрослым? (Бабочка-яйцо, личинка, куколка.)
9. Как узнать о приближающемся дожде? (Многие насекомые прячутся – муравей, пчела)
10. Самая большая птица. (Африканский страус)
Викторина «Что внутри нас» для 9 классов - Кто быстрее ответит?
Переведите на греческий язык «рассечение». (Анатомия.)
Как называется работа органов речи для произведения звуков? (Артикуляция.)
Что у человека может осипнуть? (Голос.)
«Горловая пробка» при сильном волнении – это? (Ком.)
Что сильно затруднено при ангине? (Глотание.)
Защитник дыхания от глотания – это? (Надгортанник.)
Что воспринимают хеморецепторы носа человека? (Запах.)
Как называется простуда носа? (Насморк.)
Какое чувство отшибает насморк? (Обоняние.)
Что является объектом исследования в ринологии? (Нос.)
Четвертый день - станция «Экологическая»
Памятка:
Как себя нужно вести в природе.
1.Не рви цветов, не ломай ветки деревьев, не делай на коре надрезы: в них могут поселиться споры грибов- трутовиков, разрушающих древесину.
2. Не разоряй муравейники.
3.Не спугивай птиц с гнезда, не бери кладку яиц, не лови птенцов, не ломай маскировку гнезда; подкармливай птиц зимой, а весной делай скворечники.
4. Расчищай лес от сушняка: это убежище для разных вредителей.
5. Не засоряй мусором водоёмы.
6.Участвуй в посадке и охране зелёных насаждений.
7. Не повреди грибницу, собирая грибы. Помни, что грибы нужны не только нам, но деревьям и животным. Ядовитыми грибами лечатся лоси.
8.Не шуми в лесу. Не пугай животных. Оберегай шмелей, пчёл, бабочек: все они опылители цветов, а их гусеницы поедают сорняки.
9. Подкармливайте солью лосей и других животных.
10.Не разводи костёр в лесу. Не оставляй мусор. Не бросай пластиковые бутылки.
Задания для 9 классов:
Задания на эрудицию:
1. Китайцы считают эту птицу символом благополучия, полинезийцы – ночным злым богом, а у древних греков она символизировала мудрость. В средние века церковь объявила эту птицу «нечистой силой», слугой дьявола. Что это за птица? (Сова).
2. У этой птицы необычная внешность: большие округлые глаза, маленькие ,не приспособленные к ходьбе ноги, а главное – большой рот. Вечерами эта птица часто вьется над степью, снует возле вымени коз, коров. В Испании эту птицу называют та, что «подставляет» пастухов. А как ее называют в Украине? (Козодой).
3. С папоротником связано много легенд, в каждой из них высказывается вера
в магическую силу папоротника: сделать человека мудрым, принести ему достаток, найти заветный клад. Так, с черным папоротником (страусово перо) связано легенда о том, что в середине лета, в ночь (с 6 на 7 июля) накануне религиозного праздника Ивана Купалы происходит цветение папоротника и что небольшой ярко – красный цветок этого растения обладает волшебной силой. Цветок папоротника своим ярким свечением указывает место, где зарыт клад. Почему никому из людей еще не удавалось увидеть цветок какого – либо папоротника? (Папоротник не цветет).
4. Записать слова с пропущенными буквами. После правильного применения
орфограммы учащиеся получат слово:
- французс…ий
- ил…юминация
- в… сна
- шес…надцать
- немец…ий
- р…стение.
(Клетка).
Творческое задание:
Найти любое лекарственное растение, дать описание и рассказать о его свойствах.
Игра:
1) Каждая команда - класс делает вперед шаг, на каждый шаг нужно называть определенные термины или их последовательность.
2) каждой команде предлагаются карточки с заданиями. Один из команды должен пантомимой показать другим командам предмет или явление, а те должны угадать.
- восход солнца,
- раскрытие цветка,
- охота львов,
-танцы богомолов,
-запас пропитания на зиму у грызунов
- пастьба растительноядных животных.
Пятый день - станция «Урожайная»
Эта неделя у нас была очень насыщенной, и нам пришлось немного потрудиться. Но дало ли это результаты? Каждый сможет для себя ответить на этот вопрос.
Каждый, кто активно участвовал в неделе биологии, получат грамоты.
И в завершении недели в нашей школе будет проведена Ярмарка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской работы на предметной неделе по биологии.
Доклад на методическом объединении учителей естественно – математических дисциплин:«Организация исследовательской работы на предметной неделе по биологии».Данная статья может помочь при организа...
Предметная неделя по биологии
Данный материал предназначен для учителей-предметников (биологов). Материал может быть использован, для проведения предметной недели по биологии в рамках средней школы. Он представляет собой предметну...
Внеклассное мероприятия в рамках предметной недели по биологии "БиоЭрудит"
Предметная неделя по биологии Задачи игры:1. Расширить кругозор школьников2. Привить навыки работы с дополнительной литратурой по предмету.3....
мероприятие предметной недели по биологии _Биология в портретах_
Цель: Формирование творческой познавательной самостоятельности, выявление и поддержка одаренности обучающихся, воспитание коммуникативных и организаторских навыков детей. УЧЁНЫЕ БИОЛОГИ1) «...
Конкурс на лучшую сказку о природе в рамках предметной недели географии-биологии «Экологические сказки»
Конкурс проводится в рамках предметной Недели биологии и географии в образовательном учреждении, в целях популяризации биологии как школьного предмета и науки....
Внеклассное мероприятия в рамках предметной недели по биологии "БиоЭрудит"
Задачи игры:1. Расширить кругозор школьников2. Привить навыки работы с дополнительной литратурой по предмету.3. Учить оценивать ...
мероприятие предметной недели по биологии _Биология в портретах_
Цель: Формирование творческой познавательной самостоятельности, выявление и поддержка одаренности обучающихся, воспитание коммуникативных и организаторских навыков детей....