Предметная неделя по биологии
материал по биологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Степкина Светлана Юрьевна

План проведения предметной недели и разработки материалов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предметная неделя биологии в школе  

Школьная биология – важное звено в общей системе образования, которая направлена не только на овладение учащимися знаниями о живой природе, но и на формирование целостной картины мира, как компонента общечеловеческой культуры, на воспитание и формирование здорового образа жизни и экологически грамотных людей. Большую роль в этом играет организация внеклассной и внеурочной деятельности, проведение предметных недель.

Проведение предметных недель в нашей школе давняя традиция. Они способствуют повышению творческой активности учащихся, развитию чувства коллективизма, помогают учащимся раскрыться: показать свои организаторские, интеллектуальные, а иногда и актерские способности. Проведение предметных недель очень важно и для учителя. Как правило, у обучающихся, принимающих активное участие в организации и проведении предметной недели повышается интерес к изучаемому предмету, повышается их активность на уроке, более прочными становятся знания. На сегодняшний день изучение в школьном курсе таких предметов как биология, химия, экология очень важно. Экологические вопросы актуальны и тесно переплетаются с биологией и химией. Одни и те же вопросы затрагиваются при изучении всех этих предметов. Поэтому проведение Недели, посвященной этим наукам целесообразно и актуально.

Цель:

развитие познавательного интереса к биологии через внеурочные формы работы;

воспитание у учащихся экологической культуры и патриотизма.

Задачи:

Интеграция знаний, умений, навыков, полученных при изучении биологии, экологии.

Воспитание у учащихся стремления расширять свой кругозор и не останавливаться на достигнутом.

ПЛАН НЕДЕЛИ:

Понедельник – станция «Познавательная»

Открытие недели биологии - Линейка, для 5-9 классов.

Конкурс рисунков «Осенний листопад» для 1 - 4 классов.

Вторник - станция «Научная»

Конкурс на знание микроскопов - «Юные микробиологи», для 5-9 классов.

Среда - станция «Занимательная»

Брейн – ринг «Природа - чудесница», для 5-9 классов

Четверг - станция «Экологическая»

Соревнования на природе: «Экологический поезд», 8 – 9  классы

Пятница - станция «Урожайная»

Закрытие недели, подведение итогов.

«Ярмарка» для 1-9 классов

Первый день-Станция «Познавательная»

Открытие-Линейка.

Дорогие ребята, послушайте стихотворение и скажите, какая будет тема нашего разговора?

Человек — хоть будь он трижды гением -

Остается мыслящим растением.

С ним в родстве деревья и трава,

Не стыдитесь этого родства.

С.Я. Маршак.

У нас есть прекрасная возможность, соприкоснутся с природой, ее тайнами.

В нашей школе будет проводиться неделя биологии. Все, кому небезразлична эта область науки, смогут продемонстрировать свои таланты. А что вы думаете по этому поводу?

На нашем шарике земном,

Где мы родились и живем,

Где в травах летняя роса

И голубые небеса,

Где море, горы, степи, лес –

Полно таинственных чудес.

По лесу бродит серый волк,

И ландыш тоненький цветет,

В степи ковыль, как нежный шелк,

Расчесывает ветерок.

Гремит на скалах водопад,

И брызги радугой летят.

А в синем море толстый кит –

Большой, как дом, на волнах спит.

Не разрушайте этот мир,

Девчонки и мальчишки,

Иначе эти чудеса

Останутся лишь в книжке.

“Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни”.

Мы обещаем:

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда!

Пусть птенцам и маленьким зверятам,

Хорошо живется с нами рядом!

Оглашение плана недели.

Старшие классы могут готовится к завтрашнему конкурсу, а младшие классы приступайте к конкурсу рисунков. Тему смотрите в плане недели.

Второй день - станция «Научная»

Работа с микроскопами.

Каждая команда выдвигает по 3 участника.

Первому из них необходимо будет правильно настроить микроскоп, а второму и третьему правильно определить микропрепарат. Победит та команда, которая быстрее справится с заданием.

Микропрепараты:

Для 5-6 классов - кровь лягушки, кровь человека.

Для 7-8 классов - ткани животных (мышечная, нервная)

Для 9 классов - фазы митоза и мейоза

Третий день - станция «Занимательная»

Брейн-ринг по теме: «Природа. Растения. Животные».

Задания для 5-6 классов:

1. Сегодня полянка золотисто-жёлтая от этих цветов, завтра - бело-пушистая. Жёлтые цветы превращаются в белые головки, а головок слетают лёгкие пушинки (одуванчики)

2. Верхняя сторона листьев этого растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя- тёплая и нежная, как родная мать.( Мать –и -мачеха)

3. Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветов - красная ягода. Но не бери её в рот – она ядовита. (Ландыш)

4. Это высокое растение с яркими цветами можно увидеть на опушках, полянках, вырубках. У него два имени. Одно из них дано растению за то, что из него листьев можно приготовить напиток, похожий на чай (Иван- чай)

5. Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот пробежит ветерок, и над поляной послышится тихий перезвон. (Колокольчики)

Задания для 7-8 классов:

1.Какая самая маленькая птица в нашей стране (Королёк)

2.Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки? (Стрижи)

3.Какое дерево в средней полосе России цветёт последним в году? (Липа)

4.Где родина картофеля? ( Перу и Чили)

5.Какая рыба называется вечным путешественником? (Речной угорь. За свою жизнь он совершает далёкое путешествие 7-8 тысяч километров в саргассово море, чтобы метать там икру.)

6. Однажды древнего гончара спросили, почему он собирает пух одуванчика и смешивает с глиной? (Одуванчик в глине образует поры, и влага уходит, а глина быстро высыхает и не даёт трещин)

7.У какого животного больше всего зубов? (Слизняк 30 тысяч)

8.Их называли слугами земли. Кто они? (Черви)

9.Богиня любви Афродита упала, исцарапалась о….. О каком растении идёт речь? (Шиповник)

10.Он бывает белым и чёрным. Что это за птица? (Лебедь)

Задания для 9 классов:

1. Почему канарейку называют канарейка? (Она привезена с Канарских островов)

2.Где находится орган вкуса у бабочки? (На ногах)

3. Это растение замачивают, мнут, режут, бьют. Что это за растение? (Лён)

4. Какая рыба водится в красном море? (Там рыбы нет из-за перенасыщенности солей)

5.На каком континенте нет рек? (Антарктиде)

6.Чем отличаются сталактиты от сталагмитов? (Растут сверху - снизу)

7.Известно, что коты любят молоко. Дарвин доказал, что чем больше котов, тем больше молока. Вы согласны? (поскольку мышей становится меньше, количество шмелей увеличивается, опыление улучшается, становится больше трав,- молоко прибывает)

8.Кто трижды родился, прежде чем стать взрослым? (Бабочка-яйцо, личинка, куколка.)

9. Как узнать о приближающемся дожде? (Многие насекомые прячутся – муравей, пчела)

10. Самая большая птица. (Африканский страус)

Викторина «Что внутри нас» для 9 классов - Кто быстрее ответит? 

 Переведите на греческий язык «рассечение». (Анатомия.)

 Как называется работа органов речи для произведения звуков? (Артикуляция.)

 Что у человека может осипнуть? (Голос.)

  «Горловая пробка» при сильном волнении – это? (Ком.)

 Что сильно затруднено при ангине? (Глотание.)

 Защитник дыхания от глотания – это? (Надгортанник.)

 Что воспринимают хеморецепторы носа человека? (Запах.)

 Как называется простуда носа? (Насморк.)

 Какое чувство отшибает насморк? (Обоняние.)

 Что является объектом исследования в ринологии? (Нос.)

Четвертый день - станция «Экологическая»

Памятка:

Как себя нужно вести в природе.

1.Не рви цветов, не ломай ветки деревьев, не делай на коре надрезы: в них могут поселиться споры грибов- трутовиков, разрушающих древесину.

2. Не разоряй муравейники.

3.Не спугивай птиц с гнезда, не бери кладку яиц, не лови птенцов, не ломай маскировку гнезда; подкармливай птиц зимой, а весной делай скворечники.

4. Расчищай лес от сушняка: это убежище для разных вредителей.

5. Не засоряй мусором водоёмы.

6.Участвуй в посадке и охране зелёных насаждений.

7. Не повреди грибницу, собирая грибы. Помни, что грибы нужны не только нам, но деревьям и животным. Ядовитыми грибами лечатся лоси.

8.Не шуми в лесу. Не пугай животных. Оберегай шмелей, пчёл, бабочек: все они опылители цветов, а их гусеницы поедают сорняки.

9. Подкармливайте солью лосей и других животных.

10.Не разводи костёр в лесу. Не оставляй мусор. Не бросай пластиковые бутылки.

Задания для 9 классов:

Задания на эрудицию:

1. Китайцы считают эту птицу символом благополучия, полинезийцы – ночным злым богом, а у древних греков она символизировала мудрость. В средние века церковь объявила эту птицу «нечистой силой», слугой дьявола. Что это за птица? (Сова).

2. У этой птицы необычная внешность: большие округлые глаза, маленькие ,не приспособленные к ходьбе ноги, а главное – большой рот. Вечерами эта птица часто вьется над степью, снует возле вымени коз, коров. В Испании эту птицу называют та, что «подставляет» пастухов. А как ее называют в Украине? (Козодой).

3. С папоротником связано много легенд, в каждой из них высказывается вера

в магическую силу папоротника: сделать человека мудрым, принести ему достаток, найти заветный клад. Так, с черным папоротником (страусово перо) связано легенда о том, что в середине лета, в ночь (с 6 на 7 июля) накануне религиозного праздника Ивана Купалы происходит цветение папоротника и что небольшой ярко – красный цветок этого растения обладает волшебной силой. Цветок папоротника своим ярким свечением указывает место, где зарыт клад. Почему никому из людей еще не удавалось увидеть цветок какого – либо папоротника? (Папоротник не цветет).

4. Записать слова с пропущенными буквами. После правильного применения

орфограммы учащиеся получат слово:

- французс…ий

- ил…юминация

- в… сна

- шес…надцать

- немец…ий

- р…стение.

(Клетка).

Творческое задание:

Найти любое лекарственное растение, дать описание и рассказать о его свойствах.

Игра:

1) Каждая команда - класс делает вперед шаг, на каждый шаг нужно называть определенные термины или их последовательность.

2) каждой команде предлагаются карточки с заданиями. Один из команды должен пантомимой показать другим командам предмет или явление, а те должны угадать.

- восход солнца,

- раскрытие цветка,

- охота львов,

-танцы богомолов,

-запас пропитания на зиму у грызунов

- пастьба растительноядных животных.

Пятый день - станция «Урожайная»

Эта неделя у нас была очень насыщенной, и нам пришлось немного потрудиться. Но дало ли это результаты? Каждый сможет для себя ответить на этот вопрос.

Каждый, кто активно участвовал в неделе биологии, получат грамоты.

И в завершении недели в нашей школе будет проведена Ярмарка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской работы на предметной неделе по биологии.

Доклад на методическом объединении учителей естественно – математических дисциплин:«Организация исследовательской работы на предметной неделе по биологии».Данная статья может помочь при организа...

Предметная неделя по биологии

Данный материал предназначен для учителей-предметников (биологов). Материал может быть использован, для проведения предметной недели по биологии в рамках средней школы. Он представляет собой предметну...

Внеклассное мероприятия в рамках предметной недели по биологии "БиоЭрудит"

Предметная неделя  по биологии Задачи игры:1.     Расширить кругозор школьников2.     Привить навыки работы с дополнительной литратурой по предмету.3....

мероприятие предметной недели по биологии _Биология в портретах_

Цель: Формирование творческой познавательной самостоятельности, выявление и поддержка одаренности обучающихся, воспитание коммуникативных и организаторских навыков детей. УЧЁНЫЕ БИОЛОГИ1) «...

Конкурс на лучшую сказку о природе в рамках предметной недели географии-биологии «Экологические сказки»

Конкурс проводится в рамках предметной Недели биологии и географии в образовательном учреждении, в целях популяризации биологии как школьного предмета и науки....

Внеклассное мероприятия в рамках предметной недели по биологии "БиоЭрудит"

Задачи игры:1.     Расширить кругозор школьников2.     Привить навыки работы с дополнительной литратурой по предмету.3.     Учить оценивать ...

мероприятие предметной недели по биологии _Биология в портретах_

Цель: Формирование творческой познавательной самостоятельности, выявление и поддержка одаренности обучающихся, воспитание коммуникативных и организаторских навыков детей....