Урок биологии в 5 классе "Химический состав клетки"
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Алямкина Надежда Ивановна

Материал представлен в виде сценария урока и технологической карты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx27.87 КБ
Файл tehn_karta.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 5 классе

по теме «Химический состав клетки»

Цели урока:

  • Образовательные: знать о химическом составе клетки, а так же о роли органических веществ в жизнедеятельности клетки.
  • Развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты, устанавливать причинно-следственные связи, определять органические веществ в клетках растений с помощью опытов, уметь организовать совместную деятельность на конечный результат, уметь выражать свои мысли.
  • Воспитательные: осознанно достигать поставленной цели, воспитывать положительное отношение к совместному труду.

Задачи урока:

  1. Знакомятся с органическими веществами, входящими в состав клеток; формируют понятие «органические вещества» и определяют их роль в клетке.
  2. Учится организовывать выполнение заданий, использовать инструктивную карту при выполнении лабораторной работы, работать с лабораторным оборудованием, делать выводы по результатам работы. 
  3. Формируют положительную мотивацию к учению и совместному труду, направляют деятельность на достижение совместного результата. 

Тип урока: урок усвоения новых знаний с элементами учебного исследования. Ведущая педагогическая методология: реализация системно-деятельностного подхода в преподавании биологии.

Виды работы учащихся: лабораторные опыты, работа с учебником, электронными ресурсами, заполнение схемы, творческая работа.

Учебник: Биология 5-6 классы авторы: В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова; «Просвещение», 2013.

Средства обучения: компьютер, медиапроектор, CD-электронное приложение к учебнику, лабораторное оборудование.

Ход урока

Оргмомент

I. Актуализация. Создание проблемной ситуации. Целеполагание. Поиск путей решения.

Назовите царства живой природы.

Приведите примеры представителей из каждого царства.

Что общего в строении всех живых организмов? (состоят из клеток)

Из чего состоят клетки? (оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды)

Из чего состоят части (органоиды) клетки?

Почему затрудняетесь ответить на вопрос?

Итак, возникла проблема: вам нужно ответить на вопрос, а вы не можете.

Чего вы не знаете? (из каких веществ состоят клетки)

Значит, мы сегодня будем говорить о чем?

Давайте попробуем сформулировать цель и тему урока.

Сегодня на уроке вы будете использовать рабочие листы, которые лежат на ваших партах. Запишем дату и тему урока.

Ребята, а как мы можем узнать о химическом составе клеток? (из учебника, Интернета, опытным путем..)

Знаете, где найти то, чего вы не знаете

II. Открытие нового знания

Первый смысловой блок: какие вещества входят в состав клетки.

Прочитайте 1-й абзац текста.

Закончите схему. Что нам показывает схема?

Рассмотрите внимательно таблицу. Что мы узнаем из таблицы?

Какого вещества больше всего в клетке? Какое вещество на 2 месте? И т.д.

Дополняем схему.

Что нам теперь известно о составе клетки? (какие вещества и в каком количестве входят в состав клетки)

Второй смысловой блок: исследовательская работа «Обнаружение органических веществ в клетках растений»

Опыт 1                    

Опыт 2      работа в паре, обсуждение результатов, закончить предложение

Опыт 3

Вывод к л/р.

 ФИЗМИНУТКА

Третий смысловой блок: значение органических веществ для живых организмов.

Работа с текстом.

Читаем 2 абзац, см. интерактивные схема (CDбелки примеры белков)

Читаем 3 абзац, см. интерактивная схема примеры углеводов – первая активная зона

Читаем 4 абзац, см. интерактивная схема жиры- источник энергии и воды

Четвертый смысловой блок: использование веществ человеком

Скажите, где в своей повседневной жизни человек, мы с вами, используем вещества, входящие в состав клетки? (….

Вывод: химические вещества, входящие в состав клеток, составляют основу питания человека.

III. Первичное закрепление

Работа с тестом

IV. Рефлексия

Подумайте и закончите предложения

Домашнее задание: кроссворд

Оценивание

В технологической карте урока прописаны виды деятельности учителя, учащихся и планируемые результаты: предметные, метапредметные, личностные.

Актуализация знаний

Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему урока

Открытие нового знания

Отметить учеников, которые хорошо работали с текстом, схемой, таблицей

Отметить учеников, которые хорошо выполняли л/р

Применение нового знания

Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы, делали выводы

Рабочий лист

Дата:_____________

Тема урока: ____________________________________________________________

Цель: __________________________________________________________________

1.                                           Химический состав клетки

        В состав клеток входят органические и неорганические вещества. Неорганические вещества широко распространены в неживой природе. Самое распространенное неорганическое вещество – вода. В воде растворены минеральные соли.

Органические вещества образуются в клетках живых организмов. К ним относятся белки, жиры и углеводы.

        Белки – это сложные органические соединения. Из белков построены тела всех живых организмов. В клетках одного организма может находиться много разных видов белков. Белок крови гемоглобин придает ей красные цвет и участвует в переносе кислорода к клеткам организма человека и животных. Есть белки, которые выполняют защитную функцию.

        Углеводы необходимы всем живым организмам как источник энергии. К ним относят глюкозу, сахарозу, крахмал. В клубнях картофеля, плодах банана, семенах пшеницы накапливается крахмал. У многих животных откладывается в запас углевод гликоген. Углеводы входят в состав древесины растений, придавая ей прочность. А углевод хитин входит в состав покрова насекомых и ракообразных, выполняя защитную роль.

        Жиры в клетках живых организмов служат запасным источником энергии и воды. Особенно они важны для животных, впадающих в спячку (суслики), или для животных, обитающих в пустыне (верблюды).

2. Закончите схему:

Химический состав клетки

        ______________________                             ___________________          

        __________                ______________            ___________    __________     ___________      

        ___________

3. Таблица

Неорганические вещества

Органические вещества

Вода

Минеральные соли

Белки

Жиры

Углеводы

70-80 %

2 %

20 %

5 %

2 %

4. Лабораторная работа «Обнаружение органических веществ в клетках растений»

Цель: _______________________________________________________________________

Оборудование: семена тыквы или подсолнечника, салфетка, клубень картофеля, раствор йода, мука, марля, стаканы с водой.

Ход работы

Описание опыта 1 «Обнаружение растительного белка в клетках семян пшеницы»

Насыпьте на марлю немного муки, сделайте из марли мешочек и окуните несколько раз в стакане с водой. Затем разверните мешочек.

Обсудите в паре: Что произошло с мукой?

        Почему состояние муки изменилось?

Закончите предложение:

На марле появилась _________ масса. Это и есть растительный ____________ (клейковина).

Описание опыта 2 «Обнаружение жира в клетках семян тыквы»

На салфетку положите очищенное семя тыквы и раздавите его.

Обсудите в паре: Что вы видите?

        О чем это свидетельствует?

Закончите предложения

На салфетке появилось ____________ пятно. Это свидетельствует о том, что в клетках семя тыквы содержится ________.

Описание опыта 3 «Обнаружение углеводов (крахмала) в клетках клубня картофеля»

На срез клубня картофеля капните раствор йода (будьте осторожны йод оставляет пятна на одежде)  и наблюдайте за изменениями.

Обсудите в паре: Что произошло?

        О чем это говорит?

Закончите предложения:

На срезе клубня картофеля при взаимодействии с йодом появилось _______________  пятно. Это говорит о том, что в клетках клубня картофеля есть _________________, который при соприкосновении с йодом приобретает ______________ окраску.

Сформулируйте вывод

В состав клеток растений входят органические вещества - _____________, ___________ и _________________, так же как и в состав клеток всех живых организмов. Сходство химического состава свидетельствует о ________________ происхождении всего живого на Земле.

5. Тест

Обведите в кружок буквы правильных ответов на вопросы теста.

1. Органические вещества:

А – образуются в клетках живых организмов

Б – входят в состав объектов неживой природы

В – поступают из космоса

Г – их создает человек

2. К органическим веществам относят:

А – белки

Б – жиры

В – углеводы

Г – вода

Д – минеральные соли

3. Большую часть живой клетки составляет:

А – вода

Б – белок

В – жиры

Г – углеводы

4. Основным источником энергии в клетке служит:

А – белок

Б – углевод

В – вода

Г – жиры

5. Какое органическое вещество является основным строительным материалом живых организмов:

А – жиры

Б – углеводы

В – белки

Г – минеральные соли

6. Сегодня на уроке:

Я узнал …..

Я научился ….

Мне было легко ….

Знания мне пригодятся ….

Кроссворд «Химический состав клетки»

Кроссворд «Химический состав клетки»

1. Элементы, находящиеся в клетке в виде химических соединений.

2. Одна из разновидностей углеводов.

3. Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты – это вещества …

4. Вода, минеральные соли – это вещества …

5. Основная функция (работа) углеводов.

6. Соли, входящие в состав живых организмов в незначительных количествах.

7. Хороший природный растворитель.

8. Наиболее распространенный элемент в живой природе.

9. Кислоты, функция которых хранить и передавать наследственные признаки.

10. Основное вещество клетки.

Кроссворд «Химический состав клетки»



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по биологии в 5 классе в соответствии с ФГОС

Авторы,  разработчики:

Алямкина Н.И.

Предмет

биология

Класс

5 класс

Тип урока

Открытие нового знания с элементами учебного исследования

Технология построения урока

Технология проблемного диалога, ИКТ

Тема

Химический состав клетки

Цель

1 -Развивать представление о химическом составе клетки. 2-Формирование универсальных учебных действий.

Основные термины, понятия

Неорганические вещества, органические вещества, вода, минеральные соли, белки, жиры, углеводы

        

Планируемый результат

Предметные умения:

- знать  химический состав клетки

- разнообразие химических веществ

- роль органических веществ в жизни  живых организмов

 Личностные УУД:

 1.Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

 2. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

3.  Оценивать собственный вклад в работу

Регулятивные УУД:

1. Определять цели и задачи урока

2. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое

3. Определяют способы изучения темы

Познавательные УУД:

1. Работать с таблицей

2. Находить отличия

3.Составление схемы

4.Работа с информационными текстами, инструкциями

5.Объяснение значения новых слов

6.Сравнивать и выделять признаки

7.Уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации

Коммуникативные УУД:

 1.Групповая работа по обсуждению информации

2.Слушать товарища и обосновывать свое мнение

3. Выражать свои мысли и идеи

Организация пространства

Формы работы: фронтальная, групповая

Ресурсы: ПК, проектор, СД-диск, рабочие листы, лабораторное оборудование

 

        

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Вызов

Регулятивные УУД:

- определять цели и задачи урока

-участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое

 - определять критерии изучения бактерий

        Познавательные УУД:

- работать  с таблицей

        :

        Личностные УУД

Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

Осмысление

Познавательные УУД:

- находить отличия

- составлять схемы-опоры

- работать с информационными текстами

- объясненять значения новых слов

- сравнивать и выделять признаки

- использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации

        Коммуникативные УУД:

- работать в группах по обсуждению информации

-слушать товарища и обосновывать свое мнение

- выражать свои мысли и идеи

Предметные результаты:

- знать строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий

- разнообразие и распространение бактерий

- отличать бактерии от других  живых организмов

Рефлексия

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

- оценивать собственный вклад в работу группы

 


Технологическая карта урока биологии в 5 классе

Тема «Химический состав клетки»

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оргмомент

Проверяет готовность учащихся к уроку

Слушают учителя, подготавливают рабочее место к уроку

Актуализация знаний Проблемная ситуация Целеполагание

Регулятивные УУД:

Самостоятельно  формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, формулировать тему, искать пути решения проблемы, формировать навыки работы в диалоге

Познавательные УУД:

Сравнивать и выделять сходства и отличия признаков, свойств

Личностные УУД:

Формирование умения слушать, понимать речь других, осознавать неполноту своих знаний, проявлять интерес к новому содержанию

В ходе диалога создает проблемную ситуацию (ПС затруднения, т.е. необходимостью и невозможностью выполнить задание)

Подводит учащихся к формулированию цели и темы урока, определению способов решения проблемы

Поочередно высказывают свое мнение, формулируют тему и цель урока, предлагают способы решения проблемы

Открытие нового знания (с элементами учебного исследования)

Метапредметные результаты

 Познавательные УУД:

- находить нужную информацию в учебнике

- составлять схемы

- работать с инструкциями при выполнении лабораторных работ

- объяснять значения новых слов

- сравнивать и выделять признаки

-уметь использовать таблицы и  схемы для структурирования информации

-уметь работать с электронными ресурсами

Коммуникативные УУД:

-групповая работа по обсуждению информации

-слушать товарища и обосновывать свое мнение

- выражать свои мысли и идеи

Предметные  результаты:

- знать  химический состав клетки

- разнообразие химических веществ

- роль органических веществ в жизни  живых организмов

Организует работу с текстом

Работу по созданию схемы

Предлагает проанализировать таблицу, занести данные в схему

Организует выполнение учебного исследования по инструкции

Организует работу по обсуждению результатов в парах, затем в классе

Проводит работу с текстом по определению роли органических веществ в клетке, дополняет примерами из СД-диска

В результате диалога устанавливает связь с практикой (использование органических веществ в повседневной жизни человека)

Читают текст на листах, находят информацию для создания схемы

В таблице определяют количественный состав веществ в клетке

Выполняют лабораторную работу, обсуждают результаты в малой группе (в паре), формулируют выводы

Читают текст, определяют основную роль белков, жиров, углеводов

Приводят примеры использования веществ в жизни человека

Самостоятельное применение знаний Первичное закрепление

Регулятивные УУД:

-развивать умение проводить самоконтроль, самооценку, взаимоконтроль

Организует работу с тестом,

Предлагает обсудить критерии оценивания работы

Отвечают на вопросы теста

Проводят самооценку, подводят итоги

Рефлексия

Регулятивные УУД:

- выработка критериев оценивания работы

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

- оценивать собственный вклад в работу  группы

Предлагает проанализировать свою работу на уроке и подумать, как закончить предложения

Предлагает озвучить результаты

Проверяет тесты и выставляет итоговые оценки

Анализируют свою деятельность на уроке и заканчивают предложения

Домашнее задание

Отгадать кроссворд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации к Главе 1 "Клетка"по программе В,В,Пасечника "Линия жизни" Всего 5 уроков: №3Увеличительные приборы, №4Химический состав клетки,№5Строение клетки, №6Строение клетки кожицы чешуи лука, №7Жизнедеятельность клетки.

Презентации к курсу: Биология "Линия жизни" В.В.Пасечника, к  Главе№1 "Клетка-основа строения и жизнедеятельности организмов". Автор Л.В.Грачева, учитель биологии МАОУ "Лицей №36", город Саратов....

Тренировочный тематический тест для подготовки к ЕГЭ по биологии. Тема: "Химический состав клетки".

Тест предназначен для подготовительных занятий к ЕГЭ по биологии. Тема:"Химический состав клетки"....

Урок биологии на тму: "Состав крови"

Данный урок для 9 класса коррециооной школы 8 вида....

Урок "Строение и химический состав клетки"

Повторить,обобщить и систематизировать знания учащихся по теме. ...

Обобщающий урок по теме "Химический состав клетки", 10 класс.

Основная задача урока систематизировать знания учащихся о химическом составе и функциях веществ клетки, используя электронный учебник «Биология 6-11 класс, лабораторный практикум», Республикански...

Интегрированный урок по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества и их роль в клетке" 10 класс

Интегрированный урок по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества и их роль в клетке" составлен для учащихся 10 класса (базовый уровень - 1 час в неделю) по программе В.В.Пасечника....

Разработка ТК к уроку по теме: «Химический состав клетки»

Биология 5 классТема урока : Химический состав клетки....