Урок биологии в 5 классе "Химический состав клетки"
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Материал представлен в виде сценария урока и технологической карты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 27.87 КБ |
tehn_karta.docx | 19.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии в 5 классе
по теме «Химический состав клетки»
Цели урока:
- Образовательные: знать о химическом составе клетки, а так же о роли органических веществ в жизнедеятельности клетки.
- Развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты, устанавливать причинно-следственные связи, определять органические веществ в клетках растений с помощью опытов, уметь организовать совместную деятельность на конечный результат, уметь выражать свои мысли.
- Воспитательные: осознанно достигать поставленной цели, воспитывать положительное отношение к совместному труду.
Задачи урока:
- Знакомятся с органическими веществами, входящими в состав клеток; формируют понятие «органические вещества» и определяют их роль в клетке.
- Учится организовывать выполнение заданий, использовать инструктивную карту при выполнении лабораторной работы, работать с лабораторным оборудованием, делать выводы по результатам работы.
- Формируют положительную мотивацию к учению и совместному труду, направляют деятельность на достижение совместного результата.
Тип урока: урок усвоения новых знаний с элементами учебного исследования. Ведущая педагогическая методология: реализация системно-деятельностного подхода в преподавании биологии.
Виды работы учащихся: лабораторные опыты, работа с учебником, электронными ресурсами, заполнение схемы, творческая работа.
Учебник: Биология 5-6 классы авторы: В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова; «Просвещение», 2013.
Средства обучения: компьютер, медиапроектор, CD-электронное приложение к учебнику, лабораторное оборудование.
Ход урока
Оргмомент
I. Актуализация. Создание проблемной ситуации. Целеполагание. Поиск путей решения.
Назовите царства живой природы.
Приведите примеры представителей из каждого царства.
Что общего в строении всех живых организмов? (состоят из клеток)
Из чего состоят клетки? (оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды)
Из чего состоят части (органоиды) клетки?
Почему затрудняетесь ответить на вопрос?
Итак, возникла проблема: вам нужно ответить на вопрос, а вы не можете.
Чего вы не знаете? (из каких веществ состоят клетки)
Значит, мы сегодня будем говорить о чем?
Давайте попробуем сформулировать цель и тему урока.
Сегодня на уроке вы будете использовать рабочие листы, которые лежат на ваших партах. Запишем дату и тему урока.
Ребята, а как мы можем узнать о химическом составе клеток? (из учебника, Интернета, опытным путем..)
Знаете, где найти то, чего вы не знаете
II. Открытие нового знания
Первый смысловой блок: какие вещества входят в состав клетки.
Прочитайте 1-й абзац текста.
Закончите схему. Что нам показывает схема?
Рассмотрите внимательно таблицу. Что мы узнаем из таблицы?
Какого вещества больше всего в клетке? Какое вещество на 2 месте? И т.д.
Дополняем схему.
Что нам теперь известно о составе клетки? (какие вещества и в каком количестве входят в состав клетки)
Второй смысловой блок: исследовательская работа «Обнаружение органических веществ в клетках растений»
Опыт 1
Опыт 2 работа в паре, обсуждение результатов, закончить предложение
Опыт 3
Вывод к л/р.
ФИЗМИНУТКА
Третий смысловой блок: значение органических веществ для живых организмов.
Работа с текстом.
Читаем 2 абзац, см. интерактивные схема (CDбелки примеры белков)
Читаем 3 абзац, см. интерактивная схема примеры углеводов – первая активная зона
Читаем 4 абзац, см. интерактивная схема жиры- источник энергии и воды
Четвертый смысловой блок: использование веществ человеком
Скажите, где в своей повседневной жизни человек, мы с вами, используем вещества, входящие в состав клетки? (….
Вывод: химические вещества, входящие в состав клеток, составляют основу питания человека.
III. Первичное закрепление
Работа с тестом
IV. Рефлексия
Подумайте и закончите предложения
Домашнее задание: кроссворд
Оценивание
В технологической карте урока прописаны виды деятельности учителя, учащихся и планируемые результаты: предметные, метапредметные, личностные.
Актуализация знаний
Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему урока
Открытие нового знания
Отметить учеников, которые хорошо работали с текстом, схемой, таблицей
Отметить учеников, которые хорошо выполняли л/р
Применение нового знания
Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы, делали выводы
Рабочий лист
Дата:_____________
Тема урока: ____________________________________________________________
Цель: __________________________________________________________________
1. Химический состав клетки
В состав клеток входят органические и неорганические вещества. Неорганические вещества широко распространены в неживой природе. Самое распространенное неорганическое вещество – вода. В воде растворены минеральные соли.
Органические вещества образуются в клетках живых организмов. К ним относятся белки, жиры и углеводы.
Белки – это сложные органические соединения. Из белков построены тела всех живых организмов. В клетках одного организма может находиться много разных видов белков. Белок крови гемоглобин придает ей красные цвет и участвует в переносе кислорода к клеткам организма человека и животных. Есть белки, которые выполняют защитную функцию.
Углеводы необходимы всем живым организмам как источник энергии. К ним относят глюкозу, сахарозу, крахмал. В клубнях картофеля, плодах банана, семенах пшеницы накапливается крахмал. У многих животных откладывается в запас углевод гликоген. Углеводы входят в состав древесины растений, придавая ей прочность. А углевод хитин входит в состав покрова насекомых и ракообразных, выполняя защитную роль.
Жиры в клетках живых организмов служат запасным источником энергии и воды. Особенно они важны для животных, впадающих в спячку (суслики), или для животных, обитающих в пустыне (верблюды).
2. Закончите схему:
Химический состав клетки
______________________ ___________________
__________ ______________ ___________ __________ ___________
___________
3. Таблица
Неорганические вещества | Органические вещества | |||
Вода | Минеральные соли | Белки | Жиры | Углеводы |
70-80 % | 2 % | 20 % | 5 % | 2 % |
4. Лабораторная работа «Обнаружение органических веществ в клетках растений»
Цель: _______________________________________________________________________
Оборудование: семена тыквы или подсолнечника, салфетка, клубень картофеля, раствор йода, мука, марля, стаканы с водой.
Ход работы
Описание опыта 1 «Обнаружение растительного белка в клетках семян пшеницы»
Насыпьте на марлю немного муки, сделайте из марли мешочек и окуните несколько раз в стакане с водой. Затем разверните мешочек.
Обсудите в паре: Что произошло с мукой?
Почему состояние муки изменилось?
Закончите предложение:
На марле появилась _________ масса. Это и есть растительный ____________ (клейковина).
Описание опыта 2 «Обнаружение жира в клетках семян тыквы»
На салфетку положите очищенное семя тыквы и раздавите его.
Обсудите в паре: Что вы видите?
О чем это свидетельствует?
Закончите предложения
На салфетке появилось ____________ пятно. Это свидетельствует о том, что в клетках семя тыквы содержится ________.
Описание опыта 3 «Обнаружение углеводов (крахмала) в клетках клубня картофеля»
На срез клубня картофеля капните раствор йода (будьте осторожны йод оставляет пятна на одежде) и наблюдайте за изменениями.
Обсудите в паре: Что произошло?
О чем это говорит?
Закончите предложения:
На срезе клубня картофеля при взаимодействии с йодом появилось _______________ пятно. Это говорит о том, что в клетках клубня картофеля есть _________________, который при соприкосновении с йодом приобретает ______________ окраску.
Сформулируйте вывод
В состав клеток растений входят органические вещества - _____________, ___________ и _________________, так же как и в состав клеток всех живых организмов. Сходство химического состава свидетельствует о ________________ происхождении всего живого на Земле.
5. Тест
Обведите в кружок буквы правильных ответов на вопросы теста.
1. Органические вещества:
А – образуются в клетках живых организмов
Б – входят в состав объектов неживой природы
В – поступают из космоса
Г – их создает человек
2. К органическим веществам относят:
А – белки
Б – жиры
В – углеводы
Г – вода
Д – минеральные соли
3. Большую часть живой клетки составляет:
А – вода
Б – белок
В – жиры
Г – углеводы
4. Основным источником энергии в клетке служит:
А – белок
Б – углевод
В – вода
Г – жиры
5. Какое органическое вещество является основным строительным материалом живых организмов:
А – жиры
Б – углеводы
В – белки
Г – минеральные соли
6. Сегодня на уроке:
Я узнал …..
Я научился ….
Мне было легко ….
Знания мне пригодятся ….
Кроссворд «Химический состав клетки»
1. Элементы, находящиеся в клетке в виде химических соединений.
2. Одна из разновидностей углеводов.
3. Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты – это вещества …
4. Вода, минеральные соли – это вещества …
5. Основная функция (работа) углеводов.
6. Соли, входящие в состав живых организмов в незначительных количествах.
7. Хороший природный растворитель.
8. Наиболее распространенный элемент в живой природе.
9. Кислоты, функция которых хранить и передавать наследственные признаки.
10. Основное вещество клетки.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по биологии в 5 классе в соответствии с ФГОС
Авторы, разработчики: | Алямкина Н.И. |
Предмет | биология |
Класс | 5 класс |
Тип урока | Открытие нового знания с элементами учебного исследования |
Технология построения урока | Технология проблемного диалога, ИКТ |
Тема | Химический состав клетки |
Цель | 1 -Развивать представление о химическом составе клетки. 2-Формирование универсальных учебных действий. |
Основные термины, понятия | Неорганические вещества, органические вещества, вода, минеральные соли, белки, жиры, углеводы |
Планируемый результат | |
Предметные умения: - знать химический состав клетки - разнообразие химических веществ - роль органических веществ в жизни живых организмов | Личностные УУД: 1.Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию 2. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом 3. Оценивать собственный вклад в работу Регулятивные УУД: 1. Определять цели и задачи урока 2. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое 3. Определяют способы изучения темы Познавательные УУД: 1. Работать с таблицей 2. Находить отличия 3.Составление схемы 4.Работа с информационными текстами, инструкциями 5.Объяснение значения новых слов 6.Сравнивать и выделять признаки 7.Уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации Коммуникативные УУД: 1.Групповая работа по обсуждению информации 2.Слушать товарища и обосновывать свое мнение 3. Выражать свои мысли и идеи |
Организация пространства | |
Формы работы: фронтальная, групповая | Ресурсы: ПК, проектор, СД-диск, рабочие листы, лабораторное оборудование
|
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока | Дидактические задачи |
Вызов | Регулятивные УУД: - определять цели и задачи урока -участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое - определять критерии изучения бактерий Познавательные УУД: - работать с таблицей : Личностные УУД Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию |
Осмысление | Познавательные УУД: - находить отличия - составлять схемы-опоры - работать с информационными текстами - объясненять значения новых слов - сравнивать и выделять признаки - использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации Коммуникативные УУД: - работать в группах по обсуждению информации -слушать товарища и обосновывать свое мнение - выражать свои мысли и идеи Предметные результаты: - знать строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий - разнообразие и распространение бактерий - отличать бактерии от других живых организмов |
Рефлексия | - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом - оценивать собственный вклад в работу группы
|
Технологическая карта урока биологии в 5 классе
Тема «Химический состав клетки»
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Оргмомент | Проверяет готовность учащихся к уроку | Слушают учителя, подготавливают рабочее место к уроку | |
Актуализация знаний Проблемная ситуация Целеполагание | Регулятивные УУД: Самостоятельно формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, формулировать тему, искать пути решения проблемы, формировать навыки работы в диалоге Познавательные УУД: Сравнивать и выделять сходства и отличия признаков, свойств Личностные УУД: Формирование умения слушать, понимать речь других, осознавать неполноту своих знаний, проявлять интерес к новому содержанию | В ходе диалога создает проблемную ситуацию (ПС затруднения, т.е. необходимостью и невозможностью выполнить задание) Подводит учащихся к формулированию цели и темы урока, определению способов решения проблемы | Поочередно высказывают свое мнение, формулируют тему и цель урока, предлагают способы решения проблемы |
Открытие нового знания (с элементами учебного исследования) | Метапредметные результаты Познавательные УУД: - находить нужную информацию в учебнике - составлять схемы - работать с инструкциями при выполнении лабораторных работ - объяснять значения новых слов - сравнивать и выделять признаки -уметь использовать таблицы и схемы для структурирования информации -уметь работать с электронными ресурсами Коммуникативные УУД: -групповая работа по обсуждению информации -слушать товарища и обосновывать свое мнение - выражать свои мысли и идеи Предметные результаты: - знать химический состав клетки - разнообразие химических веществ - роль органических веществ в жизни живых организмов | Организует работу с текстом Работу по созданию схемы Предлагает проанализировать таблицу, занести данные в схему Организует выполнение учебного исследования по инструкции Организует работу по обсуждению результатов в парах, затем в классе Проводит работу с текстом по определению роли органических веществ в клетке, дополняет примерами из СД-диска В результате диалога устанавливает связь с практикой (использование органических веществ в повседневной жизни человека) | Читают текст на листах, находят информацию для создания схемы В таблице определяют количественный состав веществ в клетке Выполняют лабораторную работу, обсуждают результаты в малой группе (в паре), формулируют выводы Читают текст, определяют основную роль белков, жиров, углеводов Приводят примеры использования веществ в жизни человека |
Самостоятельное применение знаний Первичное закрепление | Регулятивные УУД: -развивать умение проводить самоконтроль, самооценку, взаимоконтроль | Организует работу с тестом, Предлагает обсудить критерии оценивания работы | Отвечают на вопросы теста Проводят самооценку, подводят итоги |
Рефлексия | Регулятивные УУД: - выработка критериев оценивания работы Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом - оценивать собственный вклад в работу группы | Предлагает проанализировать свою работу на уроке и подумать, как закончить предложения Предлагает озвучить результаты Проверяет тесты и выставляет итоговые оценки | Анализируют свою деятельность на уроке и заканчивают предложения |
Домашнее задание | Отгадать кроссворд |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентации к Главе 1 "Клетка"по программе В,В,Пасечника "Линия жизни" Всего 5 уроков: №3Увеличительные приборы, №4Химический состав клетки,№5Строение клетки, №6Строение клетки кожицы чешуи лука, №7Жизнедеятельность клетки.
Презентации к курсу: Биология "Линия жизни" В.В.Пасечника, к Главе№1 "Клетка-основа строения и жизнедеятельности организмов". Автор Л.В.Грачева, учитель биологии МАОУ "Лицей №36", город Саратов....
Тренировочный тематический тест для подготовки к ЕГЭ по биологии. Тема: "Химический состав клетки".
Тест предназначен для подготовительных занятий к ЕГЭ по биологии. Тема:"Химический состав клетки"....
Урок биологии на тму: "Состав крови"
Данный урок для 9 класса коррециооной школы 8 вида....
Урок "Строение и химический состав клетки"
Повторить,обобщить и систематизировать знания учащихся по теме. ...
Обобщающий урок по теме "Химический состав клетки", 10 класс.
Основная задача урока систематизировать знания учащихся о химическом составе и функциях веществ клетки, используя электронный учебник «Биология 6-11 класс, лабораторный практикум», Республикански...
Интегрированный урок по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества и их роль в клетке" 10 класс
Интегрированный урок по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества и их роль в клетке" составлен для учащихся 10 класса (базовый уровень - 1 час в неделю) по программе В.В.Пасечника....
Разработка ТК к уроку по теме: «Химический состав клетки»
Биология 5 классТема урока : Химический состав клетки....