Открытый урок по биологии.
учебно-методический материал по биологии (6 класс)
Для обучающихся 6 класса.
План конспект откруытого урока для 6 класса "Птание животных" + Призентация к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 28.04 КБ |
prezentatsiya.ppt | 209.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Особенности питания и пищеварения у животных (Слайд 1).
Цель урока: познакомить с особенностями питания и пищеварения животных (Слайд 2) .
Задачи урока:
- Раскрыть особенности питания и пищеварения у животных.
- Расширить знания учащихся о разнообразии способов получения пищи животными.
- Показать усложнение пищеварительных систем животных в ходе эволюции.
- Продолжить формирование умений сравнивать объекты, анализировать, делать выводы, работать с разными источниками информации.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: частично – поисковый, проблемный.
Структура урока:
- Актуализация знаний.
- Особенности питания животных.
- Разнообразие способов получения пищи животными.
- Усложнение питания и пищеварения в ходе эволюции от одноклеточных до позвоночных животных.
- Закрепление. Подведение итогов урока.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Постановка темы и целей урока.
- Ребята, сегодня на уроке мы разберём тему «Особенности питания и пищеварения у животных», мы будем говорить о разнообразии типов питания и способов получения энергии, рассмотрим как в ходе эволюции усложнялась пищеварительная система животных.
- Откроем тетради, запишем число и тему урока.
- Какие типы питания вы знаете, назовите их?
(Автотрофное и гетеротрофное). (Слайд 3).
- К какому типу относятся животные? (К гетеротрофному типу).
III. Проверка домашнего задания.
- Ребята, прежде чем говорить об особенностях питания и пищеварения у животных, вспомним, как питаются растения?
- Какое значение для жизни на Земле имеет процесс фотосинтеза?
Выполнение теста.
Тест. Выберите правильный ответ.
1). Сложные процессы, протекающие в зелёных клетках растения, приводят к образованию:
а) сахара, который затем превращается в крахмал;
б) крахмала, который затем превращается в сахар;
в) крахмала или сахара.
2). В процессе фотосинтеза в атмосферу выделяется:
а) кислород;
б) углекислый газ;
в) азот и углекислый газ.
IV. Обобщение по д/з.
- Питанием у растений называется совокупность процессов поступления углекислого газа, воды и растворённых в ней минеральных солей, а также образования в клетках, содержащих хлорофилл, органических веществ и их потребление в процессе роста и развития.
V. Изучение нового материала.
- Питание у животных включает совокупность иных процессов (Слайд7).
Питание животных
поступление питательных веществ
переваривание
всасывание
усвоение
- Итак, животные, как гетеротрофные организмы, питаются готовой пищей, которую им надо преобразовать, чтобы усвоить.
Процесс превращения сложных органических веществ пищи в более простые, доступные для усвоения организмом, называется - пищеварением (Слайд 8).
- Различают три основных типа пищеварения (Слайд 9).
Пищеварение.
- Внутриклеточное (пищеварительные вакуоли – одноклеточные).
- Внеклеточное (во внешней среде под действием ферментов – кишечнополостные, головоногие, ракообразные).
- Мембранное (поверхность стенок эпителия кишечника – беспозвоночные, позвоночные).
VI. Знакомство учащихся с представителями различных групп животных по способу питания.
- Способы получения пищи животными очень разнообразны. Одни питаются лишь подвижной добычей (лягушки), другие поедают растения, третьи всеядные и т. д. В зависимости от способов питания, типа пищи и других критериев животные подразделяются на многочисленные группы (Слайд10).
Животные.
Растительноядные Трупоеды
Хищники Симбионты
Паразиты Всеядные
- Запишите схему себе в тетрадь. (Слайд 11).
Внимания! Понятия!
- Растительноядные. Пищей являются растения – их листья, побеги, плоды, семена, корни.
- Хищники. Пищей являются другие животные.
- Трупоеды. Питаются остатками организмов.
- Паразиты. Питаются соками, тканями или пищей своего хозяина.
- Симбионты. Организмы, живущие совместно и помогающие друг другу добывать и усваивать питательные вещества.
- Всеядные. Питание пищей как растительного, так и животного происхождения.
- Ребята, сейчас распределите животных по группам питания. Индивидуальная работа в группах.
(Учащиеся на заранее выданных карточках заполняют таблицу, распределяя животных по группам питания, список животных прилагается.)
Самостоятельная работа.
После окончания работы учащиеся осуществляют проверку друг друга. Ответы проецируются на экране. (Слайд12).
Небольшой отдых.
- Наклоны головы вперёд – назад.
- Поворот вправо – влево.
- Плечи вперёд, подбородок к груди. Плечи назад, голову назад.
- Руки вверх, вытягиваем позвоночник.
- Вам знакомо уже понятие «Эволюция», и вы знаете, что в ходе развития животных происходили различные изменения (усложнения или упрощения) в организации их органов и систем органов. Претерпела такие изменения в ходе эволюции и пищеварительная система. Впервые полная пищеварительная система появилась у кольчатых червей (наиболее хорошо она развита у дождевого червя) (Слайд13) и представлена ртом, глоткой, пищеводом, зобом, желудком, кишечником и анальным отверстием.
- Ребята, сейчас мы с вами рассмотрим и послушаем, как происходит пищеварение у простейших организмов, у кишечнополостных, у планарии, у дождевого червя и многоклеточных. (Диск к учебнику).
- Ребята, итак мы с вами услышали, что пищеварительная система позвоночных состоит (слайд 15) рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник и анальное отверстие, а также многочисленные железы. Пищеварительные железы выделяют пищеварительные ферменты стр. 71 найдите определение понятия, что такое ферменты (слайд 16). Ферменты – это вещества обеспечивающие переваривание пищи. Запишите в тетрадь.
-В ротовой полости пища измельчается и смачивается слюной. Здесь под влиянием слюны и начинается процесс пищеварения. Далее он продолжается в желудке. В кишечнике пища окончательно переваривается, и питательные вещества всасываются в кровь. Не переваренные остатки выходят из организма.
VII. Вывод по уроку.
- Ребята, давайте сделаем вывод.
- Какие особенности питания есть у животных?
- Все животные обеспечивают себя питанием, используя для этого готовые органические вещества, способы питания разнообразны.
- Что является основным источником энергии для животных?
- У животных имеются разнообразные приспособления для захвата добычи. Пища – основной источник энергии для жизни животных и человека.
- Какие группы животных существуют по способу питания?
- Существуют разные группы животных по способу питания.
VIII. Подведение итогов.
- Чем мы сегодня занимались?
- Что у нас получилось хорошо?
- Что мы для этого делали?
- Довольны ли мы результатом?
- Сегодня я понял…
- Сегодня я научился…
IX. Д/З. (Слайд)
Стр. 70-72. Ответить на вопросы.
Карточка № 3.
Какие утверждения верны?
- Только растения могут непосредственно усваивать солнечную энергию.
- В результате пищеварения сложные питательные вещества становятся доступными для усвоения.
- Животные потребляют готовые органические вещества.
- Процесс поглощения корнем из почвы воды и минеральных солей называется почвенным питанием.
- Кишечнополостные не имеют пищеварительной системы.
- Все животные всеядны.
- Только среди животных встречаются паразиты.
- Гидры имеют только ротовое отверстие.
- Ферменты – это особые химические вещества, способствующие пищеварению.
- При фотосинтезе в качестве побочного продукта выделяется углекислый газ.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: познакомить с особенностями питания и пищеварения животных. Задачи урока: Раскрыть особенности питания и пищеварения у животных. Расширить знания учащихся о разнообразии способов получения пищи животными. Показать усложнение пищеварительных систем животных в ходе эволюции.
Живые организмы (по способу питания) Автотрофы Сами создают органические вещества из неорганических. Примеры: -растения; -некоторые бактерии. Гетеротрофы Питаются готовыми органическими веществами. Примеры: - животные; - грибы; - многие растения.
Питание растений Питание Воздушное Почвенное Питание Воздушное Почвенное
Тип питания Орган Ткань Клетки Вещества Почвенное Корень Проводящая Корневые волоски Неорганические
Тип питания Орган Ткань Клетки Структуры Вещества Воздушное Лист Основная Хлорофиллоносные Хлоропласты Органические
Питание животных поступление питательных веществ переваривание всасывание усвоение
Пищеварение – это процесс превращения сложных органических веществ пищи в более простые, доступные для усвоения организмом. Запишите определение
Пищеварение Внутриклеточное (пищеварительные вакуоли – одноклеточные). Внеклеточное (во внешней среде под действием ферментов – кишечнополостные, головоногие, ракообразные). Мембранное (поверхность стенок эпителия кишечника – беспозвоночные, позвоночные.
Группы животных Животные Растительноядные Трупоеды Хищники Симбионты Паразиты Всеядные
Группы животных
Внимание! Понятия! Растительноядные. Пищей являются растения – их листья, побеги, плоды, семена, корни. Хищники. Пищей являются другие животные. Трупоеды. Питаются остатками организмов. Паразиты. Питаются соками, тканями или пищей своего хозяина. Симбионты. Организмы, живущие совместно и помогающие друг другу добывать и усваивать питательные вещества. Всеядные. Питание пищей как растительного, так и животного происхождения.
Проверка самостоятельной работы. I вариант – 2, 4, 1, 3, 5. II вариант – 2, 4, 2, 3, 1. III вариант – 2, 1, 2, 5, 3. IV вариант – 2, 4, 1, 2, 3. Выставление отметок V вариант – 2, 1, 5, 1, 3. 5 – нет ошибок VI вариант – 5, 1, 3, 2, 2. 4 – одна ошибка VII вариант – 3, 1, 4, 5, 2. 3 – две ошибки VIII вариант – 1, 4, 5, 2, 3. 2 – три и более ошибок
Пищеварительная система дождевого червя Рот Глотка Пищевод Зоб Кишечник Желудок
Пищеварительная система позвоночных животных: Рот Глотка Пищевод Желудок Кишечник Анальное отверстие + Пищеваритель-ные железы: + слюнные в желудке в кишечнике поджелудочная железа печень
Ферменты – это вещества, обеспечивающие переваривание пищи. Запишите определение
Обобщение. Какие особенности питания есть у животных? Что является основным источником энергии для животных? Какие группы животных существуют по способу питания?
Подведение итогов. Чем мы сегодня занимались на уроке? Что у нас получилось хорошо? Что мы для этого делали? Довольны ли мы результатом? Сегодня я получил… Сегодня я научился…
Домашнее задание. Изучить текст и рисунки учебника на стр. 70-73. Выучить новые определения и понятия. Выполнить карточку № 3.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по биологии "Промысловые рыбы". 7 класс.
Данный урок проведен в 7 классе в месячник естественно - математического цикла, проведенного в феврале в 2010г....
Презентация к открытому уроку по биологии "Промысловые рыбы". 7 класс.
Данная презентация помогла учащимся лучше усвоить материал урока биологии по теме: "Промысловые рыбы"....
Открытый урок по биологии
Открытый урок по биологи и литературем " Мера человеческого в человеке" , учитель биологии Журавлева Людмила Викторовна , укчитель литературы Винокурова Наталия Михайловна . МОу " СОШ №32"...
Открытый урок по биологии и Экологии «Защитим нашу землю и воду»
Урок пресс-конференция: «Защитим нашуЗемлю», Цель: 1 .Углубление экологических знаний учащихся2.Воспитание любви к родному краю и бережного отношения к природеОборудование: Видеофильм «Экология -...
Открытый урок по биологии "КРОВЬ=ЖИЗНЬ" для учащихся 8 классов
Открытый урок ПРЕДМЕТ: БИОЛОГИЯ КЛАСС: 8 ТЕМА:СОСТАВ И ФУНКЦИИ КРОВИ. «КРОВЬ = ЖИЗНЬ»(в рамках аттестации педагога на высшую категорию в должности...
Открытый урок по биологии "ОДС" 8 класс
Урок обобщения и повторения по теме: «Опорно-двигательная система»....