Открытый урок по биологии.
учебно-методический материал по биологии (5 класс)
Для обучающихся 5 класса.
План конспект открытого урока по биологии "Клеточное строение организа" + Презентация к этому уроку.
План консект открытого урока по биологии "Шляпочные грибы" + Презентация к уроку + Инструктивная карточка для лабраторной работы + Материал лабраторной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka.docx | 25.94 КБ |
prezentatsiya_obobshchayushchego_uroka.pptx | 1.45 МБ |
konspekt.docx | 22.54 КБ |
prezentatsiya_shlyapochnye_griby.pptx | 2.55 МБ |
instruktivnaya_kartochka.docx | 14.88 КБ |
laboratornaya_rabota.docx | 318.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Богородская средняя общеобразовательная школа»
Урок по биологи 5 класс ФГОС.
Контрольно - обобщающий урок по теме:
«Клеточное строение организмов».
Подготовила и провела:
Сагина Н. В.
2016 год.
План урока.
Контрольно - обобщающий урок по теме:
«Клеточное строение организмов».
Тип урока: обобщение и закрепление пройденного материала.
Цель: обобщить и закрепить знания о клеточном строении организмов.
Задачи:
- Систематизировать и обобщить знания учащихся о строении, химическом составе и жизненно важных процессах, протекающих в клетках.
- Проверить умение учащихся работать с увеличительными приборами, готовить микропрепараты, находить основные части клетки на микропрепаратах и схематически изображать строение клетки.
- Подвести учащихся к выводу о единстве живых организмов.
Планируемые результаты обучения.
Предметные: у учащихся сформированы первоначальные представления о единстве живых организмов.
Метапредметные: развивается умение анализировать и обобщать имеющиеся знания.
Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о единстве живого.
Основные понятия урока: органические и неорганические вещества клетки, оболочка, цитоплазма, ядро, ядрышко, хромосомы, пластиды, процессы жизнедеятельности в клетке, деление клетки, рост клетки, единство живых организмов.
Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника; формирование представления о единстве живого на основе совместного обсуждения усвоенных знаний.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблемная ситуация Антошка: Скажите пожалуйста, чем вы занимаетесь? - Это разные жуки, ящерицы, птицы… - Так, что же у них общего? Биолог: Изучаю живые организмы. Не только, это и растения, и грибы, и микроорганизмы…. - Ты и сам, это хорошо знаешь. Давайте попробуем вспомнить ОБЩИЙ ПРИЗНАК ВСЕХ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ ?
ОБЩИЙ ПРИЗНАК ВСЕХ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ – КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ
О строении клетки и протекающих в ней жизненно важных процессах; Об основных видах тканей, из которых состоят органы; Об устройстве лупы, микроскопа и правилах работы с ними.
- Кто первым обнаружил клетку? - Какие вещества входят в состав клетки? - Какую функцию выполняет клеточная мембрана? - Что такое цитоплазма? - Для чего служит ядро в клетке? - В какой из клеток есть хлоропласты? - Какую роль в жизни клетки играют эти пластиды? - Какие процессы жизнедеятельности протекают в клетках? - Как происходит деление клеток? - В чём отличия растительной и животной клеток? Вспомни то, что знаешь.
Впервые клетку открыл знаменитый английский ученый – естествоиспытатель Роберт Гук.
Органические Неорганические
Регулирует поступление веществ из окружающей среды в клетку и из клетки в окружающую среду.
Бесцветное вязкое вещество .
Регулирует процессы жизнедеятельности клетки и содержит наследственную информацию об организме.
В растительной клетке .
Определяют зелёную окраску листьев.
Живые клетки дышат, питаются, растут и размножаются.
Деление клетки предшествует деление её ядра. Перед делением клетки ядро увеличивается, и в нём становятся хорошо заметны тельца, обычно цилиндрической формы – хромосомы. Они передают наследственные признаки от клетки к клетке.
- Толщина клеточной оболочки. - У растительной есть хлоропласты, для обеспечения питания клетки. - У растительной мощная питательная вакуоль.
Вещества клетки неорганические органические вода минеральные соли белки жиры углеводы нуклеиновые кислоты
Карточка 2. Выбери правильный ответ. 1. Растительная клетка отличается от животной наличием органоида: а) рибосома; б) митохондрия; в) хлоропласт ; г) лизосома. 2. Клеточная стенка имеется у клетки: а) растительной ; б) бактериальной; в) животной. 3. Органоид, который содержит клеточный сок: а) вакуоль ; б) хлоропласт; в) ядро. Карточка 3. Выбери правильный ответ 1.Клеточная оболочка не характерна для: а) растений, б) животных ; в) грибов. 2.Растительная клетка отличается от животной наличием: а) рибосом, б) хлоропластов ; в) митохондрий. 3. Как называется среда клетки внутри которой происходят обменные процессы: а) ядро; б) цитоплазма; в) вода.
Выставление отметок: 5 – нет ошибок 4 – одна ошибка 3 – две ошибки 2 – три ошибки
1 – ядро А . Запасает питательные вещества и продукты обмена веществ клетки. 2 – цитоплазма Т . Обеспечивает деление. клетки 3 – вакуоль К. Внутреннее содержимое клетки, обеспечивает, связь между всеми компонентами клетки, способна к движению. 4 – хлоропласты И . Предохраняет клетку от внешних воздействий, выполняет опорную функцию и придает форму клетке. 5 – оболочка Н. Зернистые образования, придают растению зелёный цвет. Соотнесите органоиды с их функциями:
1 – ядро А . Запасает питательные вещества и продукты обмена веществ клетки. 2 – цитоплазма Т . Обеспечивает деление. клетки 3 – вакуоль К. Внутреннее содержимое клетки, обеспечивает, связь между всеми компонентами клетки, способна к движению. 4 – хлоропласты И . Предохраняет клетку от внешних воздействий, выполняет опорную функцию и придает форму клетке. 5 – оболочка Н. Зернистые образования, придают растению зелёный цвет. 1 2 3 4 5 т к а н и Соотнесите органоиды с их функциями:
Ткани растений Функции Проводящая Покровная Основная Образовательная Механическая передвигаются растворённые в воде питательные вещества выполняют защитную функцию синтез и запасание различных веществ образуют новые клетки, из которых формируются другие ткани придают прочность растениям
Вывод по проблеме урока. Все живые организмы имеют клеточное строение. Все клетки живых организмов состоят из одних и тех же химических элементов. Химические элементы соединяясь между собой, образуют неорганические и органические вещества. Неорганические вещества клетки – это вода и минеральные соли. К органическим веществам относятся углеводы, белки, жиры, нуклеиновые кислоты. Клетки – это мельчайшие частицы живого растения. Они дышат, питаются, растут и размножаются. Растительная клетка состоит из оболочки, под которой располагается мембрана, и цитоплазмы, в которой находятся ядро с ядрышком, вакуоли с клеточным соком и пластиды. Группу клеток, имеющих сходное строение и выполняющих одинаковые функции, называют тканью. У растений выделяют образовательные, основные, проводящие, механические и покровные ткани. Особенности строения клеток разных тканей связаны с выполняемой ими функцией.
Всё получилось, всё понравилось. Было интересно. Было трудно
Д/ з . - Прочитать текст на стр. 49-50. - Выполнить тест. - Составить синквейн по термину «Клетка».
Предварительный просмотр:
Тема: Шляпочные грибы.
Цели:
Образовательные: создание условий для самостоятельной деятельности, направленной на изучение шляпочных грибов.
Развивающие: продолжать формирование умений работать с текстом учебника, навык распознавания съедобных и ядовитых грибов.
Воспитывающие: воспитание у школьников положительной мотивации учения, умение осознанно трудиться над поставленной целью.
Оборудование: Ноутбук, мультимедийный проектор, экран, электронное приложение LECTA, муляжи съедобных и ядовитых грибов.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация.
3. Изучение нового материала.
4. Закрепление.
5. Рефлексия.
6. Домашнее задание.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Ребята встали все правильно, начнем урок, тихо сели.
2. Актуализация. 1 слайд
- На предыдущем уроке мы начали знакомиться с царством грибов. Давайте проверим знания, которые вы приобрели (фронтальный опрос).
1. Как вы думаете какую роль играют грибы в природе? (Круговорот веществ, образование плодородного слоя почвы, разрушение остатков растений и животных)
2. Значение грибов для людей? (является пищей, делают лекарственные препараты, хлеб и образуют болезни).
3. Как вы думаете сколько всего видов грибов известны? (100 тысяч)
4. Чем грибы сходны с растениями? (по способу питания, всасывание, неподвижны.)
5. Чем грибы сходны с животными? (питаются готовыми органическими веществами, есть хитин.)
6.На какие группы разделяют грибы по способу питания? (паразиты и сапротрофы.)
7. По строению грибы бывают? (одноклеточные и многоклеточные.)
8. Из чего состоит тело грибов? (из тонких белых нитей образующих грибницу или мицелий.)
9. Как размножаются грибы? (бесполым и половыми путями. Бесполое с помощью спор и вегетативно почкованием или участками тела. Половое с помощью слияния специализированных половых клеток.)
10. Какие съедобные и ядовитые грибы нашей местности вы знаете?
- А сейчас отгадайте загадку.
Раздвинув листву,
Средь высокой травы,
Смотрю я на мир,
Как лиса из норы.
И тем, кто желает
Меня отыскать,
Придётся умелым
Охотником стать…(Гриб)
- Давайте проверим.
- Действительно это гриб, но какой? На прошлом уроке мы назвали 2 группы грибов, к какой из них мы отнесем этот гриб. (Шляпочный).
- Следовательно, тема нашего урока? (Шляпочные грибы).
- Совершенно верно. Открываем тетради, записываем число и тему урока.
- Изучали ли вы подробно шляпочные грибы? Значит, какова цель нашего урока?
- А что нам нужно сделать, чтобы понять, что такое шляпочные грибы?
- Совершенно верно, итак вот цели нашего урока (на доску)
- узнать строение шляпочных грибов
- познакомиться с видами шляпочных грибов
- научиться различать съедобные и ядовитые грибы
3. Изучение нового материала. (ЛЕКТА). Раздать муляжи.
- Среди грибов наиболее известны шляпочные грибы, Например: белый гриб, подберезовик, мухомор, опята, шампиньоны.
- В повседневной жизни мы грибами называем их плодовые тела, которые образованы ножкой и шляпкой.
- Ребята, чем образовано плодовое тело у грибов? (Ножкой шляпкой).
Показываю муляжи грибов.
- Посмотрите на муляжи, которые лежат у вас на парте. Это плодовые тела различных грибов.
- Под плодовым телом, в почве находится, грибница - тонкие ветвящиеся нити, главная часть грибов. На ней развиваются плодовые тела. Шляпка и ножка состоят из плотно прилегающих друг другу нитей грибницы. В ножке все нити одинаковые, а в шляпке они образуют два слоя – верхний покрытый кожицей, окрашенный разными пигментами, и нижний. Ребята, если нижний слой состоит из многочисленных трубочек, как называются такие грибы? А если из многочисленных пластинок?
4. Лабораторная работа.
Цель: Изучить строение плодовых тел шляпочных грибов, как представителей данного царства.
Вывод: Изучили строение тела шляпочных грибов. Плодовое тело состоит из шляпки и ножки. В зависимости от строения нижней стороны шляпки, грибы бывают трубчатые и пластинчатые.
- А сейчас выполним небольшую лабораторную работу. Возьмите инструктивные карточки, прочитайте ход работы и выполните, запишите части шляпочных грибов и приведите из учебника примеры пластинчатых и трубчатых грибов.
Трубчатые – белый гриб, подберезовик, масленок, у этих грибов нижний слой состоит из трубок.
Пластинчатые – рыжик, сыроежка, волнушки, нижний слой состоит из многочисленных пластинок.
5. Изучение нового материала.
- В шляпках грибов образуются особые клетки - споры, с помощью которых грибы размножаются. Посмотрите рисунок 41 на странице 71.
- Созревшие, мелкие и легкие споры высыпаются и распространяются ветром, водой и насекомыми. Видео 3 LECTA.
- Во влажной и богатой почве из спор прорастают нити грибницы. Грибница растет очень медленно, лишь накопив запасы питательных веществ, она образует плодовые тела.
- Ребята, а скажите мне придете вы в лес и под каким деревом вы будите искать подберезовик? А белый гриб?
- Грибники знают что подберезовик можно найти среди берез, белый гриб, среди берез, сосен, елей и дубов, рыжики в сосновых и еловых лесах, подосиновики в осинниках.
- Как вы думаете с чем это связано? Затрудняетесь ответить. Давайте послушаем. Видео 4 LECTA. А сейчас поработаем с текстом учебника стр. 72-73. Прочитайте текст на странице 72-73 «Симбиоз грибов и растений». В тетрадь запишите определение понятий.
Что такое симбиоз? Микориза?
6. Физкультминутка.
На опушке под сосной вырос гриб (присесть и медленно встать)
Скажи какой?
Ну конечно это белый!
Посмотри, какой он смелый (руки на пояс, нога одна вперед).
Нос задрал, собой гордится (повороты туловища в право в лево).
Ничего он не боится!
7. Изучение нового материала.
- Ребята, что мы еще не изучили? (Съедобные и ядовитые грибы).
-Внимательно рассмотрим грибы, которые есть в учебнике.
- Перечислите съедобные грибы?
- Перечислите ядовитые грибы? Лекта
- Посмотрите на слайд. Начертите в тетради таблицу. Заполните её.
- Поменяйтесь тетрадями, проверяем.
- А теперь на доске распределите картинки по папкам.
- Как вы думаете, какие меры необходимо предпринять, чтобы не отравится грибами?
- Ребята, а как вы думаете можно ли искусственно выращивать грибы.
Выращивание грибов. Шампиньоны и вешенки. Видео 6 LETA.
8. Закрепление.
1. Какие грибы называют шляпочными? ( Грибы, которые имеют шляпку и ножку).
2. Что такое грибница и плодовое тело? (Тонкие ветвящиеся белые нити. Плодовое тело образуется из переплетённых гиф мицелия).
3. Что такое споры? (Особые клетки).
4. Какие грибы вы знаете? Съедобные? Ядовитые?
5. Как выращивают грибы в искусственных условиях?
9. Рефлексия.
- Понравился ли вам урок? Что не поняли? Что вы узнали?
10. Оценки.
11. Домашнее задание.
§14 стр. 77, ответить на вопросы 1-6.
Приготовить плесень к следующему уроку.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Раздвинув листву, Средь высокой травы, Смотрю я на мир, Как лиса из норы. И тем, кто желает Меня отыскать, Придётся умелым Охотником стать…
Шляпочные грибы.
Шляпочные грибы Узнать, п ознакомиться, научиться различать.
Цели урока: 1. У знать строение шляпочных грибов. 2. П ознакомиться с видами шляпочных грибов. 3. Н аучиться различать съедобные и несъедобные грибы.
Грибница
Инструктивная карточка. Лабораторная работа № 6. Тема: «Строение плодовых тел шляпочных грибов» Цель: Изучить строение плодовых тел шляпочных грибов, как представителей данного царства . Ход работы. 1. Рассмотрите плодовые тела шляпочных грибов. Найдите их основные части. 2. Приведите примеры трубчатых и пластинчатых грибов . 3. Сделайте вывод из проделанной работы.
Части гриба . Шляпка Ножка Плодовое тело Грибница
Симбиоз – это тесная связь между определёнными видами деревьев и грибов. Грибокорень, или микориза – это сплетение корня растения и грибницы гриба.
Белый гриб Подберезовик Сатанинский Мухомор Лисичка Желчный гриб Навозник Бледная поганка Маслёнок
Съедобные грибы Ядовитые грибы
Съедобные грибы Ядовитые грибы Белый гриб Сатанинский гриб Лисичка Мухомор Маслёнок Навозник Подберезовик Желчный гриб Бледная поганка
Внимание!!! 1.Если сомневаетесь не бери. 2.Нельзя собирать вблизи автомобильных дорог и химических предприятий.
Д/з. п. 14, стр. 77 в. 1 – 6. Вырастить плесневый гриб мукор на хлебе.
Предварительный просмотр:
Инструктивная карточка.
Лабораторная работа № 6.
Тема: «Строение плодовых тел шляпочных грибов»
Цель: изучить строение плодовых тел шляпочных грибов, как представителей данного царства.
Ход работы.
- Рассмотрите плодовые тела шляпочных грибов. Найдите их основные части.
- Приведите примеры трубчатых и пластинчатых грибов.
- Вывод.
Инструктивная карточка.
Лабораторная работа № 6.
Тема: «Строение плодовых тел шляпочных грибов»
Цель: изучить строение плодовых тел шляпочных грибов, как представителей данного царства.
Ход работы.
- Рассмотрите плодовые тела шляпочных грибов. Найдите их основные части.
- Приведите примеры трубчатых и пластинчатых грибов.
- Вывод.
Инструктивная карточка.
Лабораторная работа № 6.
Тема: «Строение плодовых тел шляпочных грибов»
Цель: изучить строение плодовых тел шляпочных грибов, как представителей данного царства.
Ход работы.
- Рассмотрите плодовые тела шляпочных грибов. Найдите их основные части.
- Приведите примеры трубчатых и пластинчатых грибов.
- Вывод.
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа №6
Ф. И. ______________________
Тема: «Строение плодовых тел шляпочных грибов»
Цель:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оборудование и материалы: муляжи шляпочных грибов, рис. 44,45 (стр.73-74 учебника)
Ход работы.
1.Рассмотрите плодовые тела шляпочных грибов. Найдите их основные части.
2. Приведите примеры трубчатых и пластинчатых грибов (учебник).
Грибы пластинчатые: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Грибы трубчатые: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Вывод. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по биологии "Промысловые рыбы". 7 класс.
Данный урок проведен в 7 классе в месячник естественно - математического цикла, проведенного в феврале в 2010г....
Презентация к открытому уроку по биологии "Промысловые рыбы". 7 класс.
Данная презентация помогла учащимся лучше усвоить материал урока биологии по теме: "Промысловые рыбы"....
Открытый урок по биологии
Открытый урок по биологи и литературем " Мера человеческого в человеке" , учитель биологии Журавлева Людмила Викторовна , укчитель литературы Винокурова Наталия Михайловна . МОу " СОШ №32"...
Открытый урок по биологии и Экологии «Защитим нашу землю и воду»
Урок пресс-конференция: «Защитим нашуЗемлю», Цель: 1 .Углубление экологических знаний учащихся2.Воспитание любви к родному краю и бережного отношения к природеОборудование: Видеофильм «Экология -...
Открытый урок по биологии "КРОВЬ=ЖИЗНЬ" для учащихся 8 классов
Открытый урок ПРЕДМЕТ: БИОЛОГИЯ КЛАСС: 8 ТЕМА:СОСТАВ И ФУНКЦИИ КРОВИ. «КРОВЬ = ЖИЗНЬ»(в рамках аттестации педагога на высшую категорию в должности...
Открытый урок по биологии "ОДС" 8 класс
Урок обобщения и повторения по теме: «Опорно-двигательная система»....