ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
план-конспект урока по биологии (8 класс)
Разработка урока биологии в 8 классе с использованием технологии РКМЧП. К уроку прилагается презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока с компьютерной презентацией | 2.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока биологии в 8 классе
«ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ»
АЛГОРИТМ РАБОТЫ НА УРОКЕ
- Ввод в проблему – стадия вызова
- Работа по актуализации жизненного опыта и имеющихся знаний о ВНД (прием «Удивляй»).
- Осмысление ситуационной задачи и осознание недостаточности знаний по теме (предлагается сформулировать цели обучения по данной теме).
- Реализация смысла
- Работа с основной информацией урока (Решение логических задач, чтение текстов по отдельным блокам информации).
- Отчет о работе, оформление логических схем.
- Рефлексия-стадия размышления
- Анализ записей в тетради, осмысление и коррекция знаний. Анализ собственных достижений, постановка новых вопросов.
- Домашнее задание.
ПРОЕКТ УРОКА
Программа: Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы (под редакцией И.Н. Пономаревой). – М.: Вентана – Граф, 2009.
Класс: 8
Название урока: Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.
Общая тема: Поведение и психика.
Тип урока: Изучение нового материала
Цели урока:
А) по содержанию:
Образовательная: В результате урока учащиеся должны знать понятия внешняя и внутренняя речь, называть познавательные психические процессы человека: мышление, воображение, ощущение, восприятие, память, и различать виды памяти.
Развивающая: Посредством работы с текстами, ученики продолжают учиться структурировать информацию, развивать логические навыки.
Воспитательная: Ученики продолжают развивать свои коммуникативные умения в процессе парной и коллективной работы.
Б) дидактическая цель учителя: Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления.
Главная проблема: Формирование собственных. взглядов, протест против диктата взрослых, трудности самоконтроля и планирования деятельности, характерные для старшего подросткового возраста, приводят к слабому вниманию на уроках, отрицанию научных взглядов в изложении учителя. Что в конечном итоге препятствует формированию у детей прочных знаний, умений и навыков.
Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, частично-поисковый, элементы технологии РКМЧП.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование и материалы к уроку:
1) А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология. человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2009.
2) О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова. Поурочные разработки по биологии. человек . – М.: «ВАКО», 2005г.
3) Е.Н. Прощицкая. Выбирайте профессию: Учеб.пособие.- М.: «Просвещение», 1991.
4) Раздаточный материал (тексты и разрезные блоки для схемы на каждого ученика)
Содержание урока:
Этапы урока | Вре мя | Обоснование деятельности учителя | Прогнозируемая деятельность учеников |
| 1 мин. | Создание комфортной рабочей атмосферы урока. Подготовка учащихся к работе на уроке | Готовность учеников класса к работе |
2.Актуализация, целеполагание, мотивация (Вызов)
(ВНД. Поведение и психика)
На доске и в тетрадях фиксируется тема урока. | 10 мин. | Обеспечение мотивации и постановки учащимися целей учебно-познавательной деятельности. Обеспечивает индивидуальную и коллективную деятельность. Фиксирует на доске ответы учеников для дальнейшей работы. Обеспечивает мотивацию на УД | Готовность учеников к активной учебной деятельности. Используя ранее полученные знания ученики предполагают, что речь идет о памяти, речи, мышлении. Дети присваивают цели, предложенные учителем. Работают индивидуально, фронтально, в парах. Нацеливаются на активное восприятие нового материала |
3.Усвоение новых знаний (Реализация смысла)
Сигнальные системы: первая (сенсорная) , вторая (слово) (Павлов)
Беседа и заполнение схемы: Виды речи Внешняя Внутренняя Письменная Устная (направлена на себя) (слайд № 3) Слово:
Речь – могучий фактор развития человека, формирования его как личности. Под влиянием речи формируется сознание, взгляды, убеждения, интеллект, воля, характер. Мы познаем свою историю и опыт предков. Т.е. речь – особый тип деятельности.
Следующий этап – память и мышление. Они относятся к познавательным психическим процессам. (фиксируется на доске)
Познавательные процессы
Обсуждение. Ключевые слова: 1. свойство нервной системы хранить информацию 2. сохранять и воспроизводить информацию 3. накопление и сохранение информации. Самостоятельное выведение каждым учащимся понятие памяти, используя ключевые слова и словосочетания. Память - это свойство нервной системы накапливать, сохранять и воспроизводить информацию. Этапы: запоминание→ сохранение → воспроизведение
Составление кластера «Виды памяти» по тексту учебника ст. 225 (слайд № )
Повторение - условие запоминания. (не менее 7 раз) Улучшение запоминания:
Опыт с карандашами.( раскладывается 15 карандашей на две колонки – 7 карандашей далеко др. от др., а 8 – близко)
Маленький ребенок не умеет считать, и у него не сформировано мышление. Мышление - обобщенное и опосредованное познание действительности. Элементарный пример. То, что стены в классе голубые, а у коробка спичек 6 сторон, доказывать не надо – это вы видите. А вот то, что квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов катетов, – этого никто из вас не сможет увидеть непосредственно, каким бы прекрасным зрением не обладал, тут познать истину поможет только мышление. Ум - совокупность индивидуальных особенностей мышления человека. Качества ума:
Мышление сосуществует с воображением и речью. Мы мыслим словами и язык на котором мыслим считаем родным. Задача: Трем гномикам показали 5 шапочек (3 красные, 2 синие). Выключили свет. Надели в темноте на гномиков 2 синие и 1 красную шапочку. Кто из гномиков может точно сказать, какая на нем шапочка не спрашивая других?
| 20 мин. | Обеспечение восприятия , осмысления и первичного усвоения знаний и способов действий, связей и отношений в объекте усвоения, коррекция первичного усвоения. В предлагаемом тексте имеется знакомая ученикам информация, изложенная в новом виде, подобная работа помогает вспомнить знакомое , структурировать и присвоить новые знания. Обеспечение правильности и осознанности усвоения знаний, коррекция пробелов и неверных представлений. Обеспечение формирования системы ведущих знаний по теме, выделение мировоззренческих идей. Обеспечение постоянной мотивации и развития умений анализа и синтеза. Коррекция знаний и объяснение при недостаточном освоении материала Первичная проверка понимания. Обеспечение мотивации и принятия новой цели УД. Обеспечение формирования нового знания. Обеспечение правильности и осознанности усвоения знаний, коррекция пробелов и неверных представлений. | Активные действия учащихся с объектом изучения. Самостоятельность в добывании знаний и способов действий. Выделяют главное в тексте, анализируют. Выписывают главные термины, еще раз закрепляя их в памяти. Анализируют, прогнозируют, присваивают знания. Сравнивают несколько источников знаний, анализируют и присваивают знания на репродуктивном и частично-поисковом уровне . Формулируют определение с помощью учителя. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений. Перевод знания на более высокий уровень усвоения (понимание, применение в знакомой ситуации). Готовность к новой УД. Максимальное использование самостоятельности при добывании знаний и овладении способами работы с текстом. Анализируют , систематизируют и присваивают знания, т.е. активные действия с объектом изучения. |
4.Закрепление и обобщение знаний. Самопроверка. Рефлексия. (Реализация смысла) - Вернитесь к своим записям и посмотрите, все ли вы поняли из того, что записали? -Как вы считаете, все ли мы успели рассмотреть по этой теме? - Какие способы работы на уроке вам показались наиболее привлекательными? Почему? - Какие вопросы возникли у вас по ходу урока? | 8 мин. | Обеспечение формирования целостной системы ведущих знаний по теме. Выявление качества и уровня Овладения знаниями. Получение достоверной информации о достижении учащимися планируемых результатов на разных уровнях усвоения (понимание, применение в знакомой и незнакомой ситуации) Мобилизация учащихся на рефлексию усвоения знаний и способов деятельности | Активная и продуктивная деятельность учащихся по систематизации и выявлению внутрипредметных связей. Демонстрируют присвоенные знания. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов самооценки и саморегуляции. |
5.Информация о домашнем задании . Проработать записи в тетради, при необходимости, проработать §37 учебника. Знать: Почему естественный отбор является направляющим фактором эволюции? | 1 мин. | Обеспечение понимания содержания и способов выполнения домашнего задания | Записывают и уясняют суть домашнего задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности высшей нервной деятельности человека. 8-й класс (2011 / 2012 учебный год)
Что играет решающую роль в управлении поведением? Что читается по лицам и определяет качество нашей жизни? Что лежит в основе эффективного общения? Что мы испытываем с самого раннего детства? На все э...
Высшая нервная деятельность человека Биология 8 кл
Гончаров В.Е. Высшая нервная деятельность человека Биология 8 кл...
Презентация по теме: "Особенности высшей нервной деятельности человека."
Особенности высшей нервной деятельности человека...
"Высшая нервная деятельность человека"
Тесты позволят выявить знания учащихся о врожденных и приобретенных программах поведения, мышлении, памяти, о значении речи и трудовой деятельности. Определить значение работ отечественных ученых в ра...
Разработка урока "Особенности высшей нервной деятельности человека"
УМК Пасечник В.В....
Особенности высшей нервной деятельности человека. Память.
Открытый урок в рамках районного семинара учителей биологии и химии был дан на учащихся 8 класса в ТСОШ имени Г.К. Жукова...
Презентация к уроку биологии "Особенности высшей нервной деятельности человека"
Презентация может быть использована на уроках биологии, а также при подготовке к ГИА...