Программа по биологии 10 класс (1 час в неделю)
рабочая программа по биологии (10 класс)

Филатова Галина Юрьевна

Рабочая программа по учебному предмету "Биология" 10 класс . Рассчитана на 34 часа (по учебному плану 1 час в неделю).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа N 6» г. Сасово Рязанской области.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя биологии

Филатовой Галины Юрьевны

(педстаж 36 лет, высшая квалификационная категория)

по учебному предмету «Биология» для 10 класса

на 2019-2020 уч.год,

составленной на основе рабочей программы для 10-11 классов

Дымшиц Г.М., Саблина О.В., М., Просвещение, 2008 г.,

Учебник:

Беляев Д. К., Бородин П.М., Воронцов Н. Н. и др. Общая биология, 10—11 класс, базовый уровень, М.: Просвещение, 2014г.

По учебному плану 1 час в неделю, 34 часа в год

2019-2020учебный год

г. Сасово


Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для основной школы разработана в соответствии:

  1. с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО, М.: «Просвещение», 2011 год);
  2. примерной программы по биологии к учебнику для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2012, требований к уровню подготовки

Программа рассчитана на 1ч в неделю, всего 34 часа в год.

Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии в средней школе направлен на формирование у обучающихся знаний о живой природе, её отличительных признаках уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. В основе курса лежит концентрическая система изучения, при которой сведения о биологических системах формируются на базе знаний учащихся, полученных ими из систематических и заключительного разделов биологического образования основной школы. Учитывая то, что учащиеся средней школы уже имеют начальную общебиологическую подготовку, в материал программы вошли сведения, дополняющие и развивающие их знания о живой природе как наиболее сложной форме движения материи и способствующие формированию естественно-научной картины мира. В 10 классе обобщаются знания о клеточном уровне жизни, видах клеток и неклеточных форм жизни, расширяются представления о самовоспроизведение организмов, генетических законах наследственности и изменчивости, о многообразии пород, сортов и штаммов организмов, полученных человеком в селекции.

Программа по биологии определяет цели изучения биологии в средней школе, содержание тем курса, дает распределение учебных часов по разделам курса, перечень рекомендуемых практических и лабораторных работ, выполняемых учащимися, а также планируемые результаты обучения биологии.

На изучении биологии в 10-11 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год для учащихся 10 классов, 34 часа для учащихся 11 классов.

Цели изучения биологии в средней школе следующие:

  • социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность-носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы
  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки)
  • ориентацию в системе этических норм и ценностей относительно методов, результатов и достижений современной биологической науки
  • развитие познавательных качеств личности, в том числе познавательных интересов к изучению общих биологических закономерностей и самому процессу научного познания
  • овладение учебно-познавательными и ценностно - смысловыми компетентностями для формирования познавательной и нравственной культуры, научного мировоззрения, а также методологией биологического эксперимента и элементарными методами биологических исследований
  • формирование экологического сознания, ценностного отношения к живой природе и человеку.

Задачи изучения биологии в средней школе следующие:

  • освоение знаний обосновных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии);о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
  • овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества;
  • самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
  • воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

        Требования к уровню подготовки учеников

знать /понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная); сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;
  • выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Основное содержание курса

Введение (1 ч)

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Раздел 1. Клетка – единица живого (17 ч)

Глава 1. Химический состав клетки. 

Неорганические соединения. Биополимеры. Углеводы. Липиды. Биополимеры. Белки и их функции. Функции белков. Ферменты. Биополимеры. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки.

Глава 2. Структура и функции клетки.

Клеточная теория. Цитоплазма. Плазматическая мембрана. ЭПС. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения. Ядро. Прокариоты и эукариоты. Вирусы.

Глава 3. Обеспечение клеток энергией.

Фотосинтез. Анаэробный гликолиз. Аэробный гликолиз.

Глава 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке.

Генетическая информация. Удвоение ДНК. Образование и-РНК по матрице ДНК. Генетический код. Биосинтез белков. Регуляция транскрипции и трансляции у бактерий. Регуляция транскрипции и трансляции у высших организмов. Генная и клеточная инженерия. Биотехнология.

Раздел 2. Размножение и развитие организмов (3 ч)

Глава 5. Размножение организмов.

Деление клетки. Митоз. Бесполое и половое размножение. Мейоз. Образование половых клеток. Оплодотворение.

Глава 6. Индивидуальное развитие организмов.(2ч)

Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. Организм как единое целое.

Раздел 3. Основы генетики и селекции (10 ч)

Глава 7. Основные закономерности явлений наследственности.

Генетическая символика. Задачи и методы генетики. Первый и второй законы Менделя. Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование. Третий закон Менделя. Дигибридное скрещивание. Сцепленное наследование генов. Генетика пола. Взаимодействие генов. Цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака.

Глава 8. Закономерности изменчивости.

Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость.


          Тематическое планирование по общей биологии 10 класс.

Наименование материала

Дата

план         факт

Лабораторный практикум.

Дом. зад

Часы

1

Введение

1-я неделя сентября

стр. 4 - 6

1

2

Неорганические соединения

2-я неделя сентября

Л.Р.№ 2 « Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука»

§1

1

3

Углеводы, липиды

3-я неделя сентября  

§ 2

1

4

Белки, их строение и функции.

4-я неделя сентября  

Л.Р.№ 3 «Каталитическая активность ферментов в живых тканях».

§ 3, 4

1

5

Нуклеиновые кислоты

1-я неделя октября

§ 5

1

6

АТФ и другие органические соединения клетки

2-я неделя октября  

§6

1

7

Клеточная теория.

3-я неделя октября

§ 7

1

8

Плазматическая мембрана. Цитоплазма и ее органоиды.

4-я неделя октября

Л.Р. № 1 « Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток под микроскопом»

§ 8, 9

1

9

Ядро. Прокариоты, эукариоты

2-я неделя ноября

§ 10

1

10

Обобщение по теме «Химический состав клетки». « Структура и функции клетки»

3-я неделя ноября

1

11

Фотосинтез

4-я неделя ноября

§ 11

1

13

Биологическое окисление при участии кислорода.

1-я неделя декабря

§ 13

1

14

Генетическая информация. Удвоение ДНК

2-я неделя декабря

§ 14

1

15

Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код.

3-я неделя декабря

§ 15

1

16

Биосинтез белков.

4-я неделя декабря

§ 16

1

17

Вирусы

2-я неделя января

§ 18

1

18

Обобщение по теме: «Обеспечение клеток энергией», « Наследственная информация и реализация ее в клетке»

3-я неделя января

1

19

Деление клетки. Митоз

4-я неделя января

§ 20

1

20

Бесполое и половое размножение. Мейоз.

1-я неделя февраля

§ 21, 22

1

21

Образование половых клеток и оплодотворение

2-я неделя февраля

§ 23

1

22

Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов.

3-я неделя февраля

§ 24

1

23

Организм как единое целое. Обобщение по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

4-я неделя февраля

§ 25

1

24

Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя.

1-я неделя марта

Составление схем скрещивания. Решение генетических задач

§ 26

1

25

Генотип и фенотип. Аллельные гены.

2-я неделя марта

§ 27,

1

26

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

3-я неделя марта

§28

1

27

Генетика пола.

4-я неделя марта

§30

1

28

Обобщение по теме: «Генетика»

  1неделя апреля  

Повт. §26-28

1

29

Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость.

2 неделя апреля

Л.Р. Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой»

§ 33

30

Мутационная изменчивость.

3 неделя апреля

§ 34

1

31

Наследственная изменчивость человека

4 неделя апреля

§35

1

32

Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека

2-я неделя мая

§36

1

33

 Обобщение по теме «Основы генетики»

3-я неделя мая

1

34

Резервное время 1ч.

4-я неделя мая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 10 класса 6 часов в неделю

Календарно-тематическое планирование для 10 класса по физике 6 часов в неделю...

Рабочая программа для 5 класса (5 часов в неделю) английский язык.

Рабочая программа для 5 класса ( углубленное изучение английского языка - 5 часов в неделю) к УМК "Английский в фокусе 5"....

Рабочая программа -физика- 10 класс- 5 часов в неделю

Рабочая программа написана для профильного класса (5ч) по учебнику  Мякишев Г.Я. , Буховцев Б.Б.  Сотский Н.Н  ,Физика -10кл с приложением на электронном носителе,  М: Просвещение ...

Рабочая программа для 10 класса ,2 часа в неделю (по Мякишеву)

Данное планирование создано для 10 классов,изучаемых физику 2 часа в неделю по учебнику Мякишева...

Рабочая программа литература 11 класс 3 часа в неделю к учебнику Курдюмовой Т.Ф.

Рабочая программа литература 11 класс 3 часа в неделю к учебнику Курдюмовой Т.Ф....

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...