Программа по биологии 10 класс (1 час в неделю)
рабочая программа по биологии (10 класс)
Рабочая программа по учебному предмету "Биология" 10 класс . Рассчитана на 34 часа (по учебному плану 1 час в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по биологии 10 класс (1 час в неделю) | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа N 6» г. Сасово Рязанской области.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя биологии
Филатовой Галины Юрьевны
(педстаж 36 лет, высшая квалификационная категория)
по учебному предмету «Биология» для 10 класса
на 2019-2020 уч.год,
составленной на основе рабочей программы для 10-11 классов
Дымшиц Г.М., Саблина О.В., М., Просвещение, 2008 г.,
Учебник:
Беляев Д. К., Бородин П.М., Воронцов Н. Н. и др. Общая биология, 10—11 класс, базовый уровень, М.: Просвещение, 2014г.
По учебному плану 1 час в неделю, 34 часа в год
2019-2020учебный год
г. Сасово
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для основной школы разработана в соответствии:
- с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО, М.: «Просвещение», 2011 год);
- примерной программы по биологии к учебнику для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2012, требований к уровню подготовки
Программа рассчитана на 1ч в неделю, всего 34 часа в год.
Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии в средней школе направлен на формирование у обучающихся знаний о живой природе, её отличительных признаках уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. В основе курса лежит концентрическая система изучения, при которой сведения о биологических системах формируются на базе знаний учащихся, полученных ими из систематических и заключительного разделов биологического образования основной школы. Учитывая то, что учащиеся средней школы уже имеют начальную общебиологическую подготовку, в материал программы вошли сведения, дополняющие и развивающие их знания о живой природе как наиболее сложной форме движения материи и способствующие формированию естественно-научной картины мира. В 10 классе обобщаются знания о клеточном уровне жизни, видах клеток и неклеточных форм жизни, расширяются представления о самовоспроизведение организмов, генетических законах наследственности и изменчивости, о многообразии пород, сортов и штаммов организмов, полученных человеком в селекции.
Программа по биологии определяет цели изучения биологии в средней школе, содержание тем курса, дает распределение учебных часов по разделам курса, перечень рекомендуемых практических и лабораторных работ, выполняемых учащимися, а также планируемые результаты обучения биологии.
На изучении биологии в 10-11 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год для учащихся 10 классов, 34 часа для учащихся 11 классов.
Цели изучения биологии в средней школе следующие:
- социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность-носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы
- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки)
- ориентацию в системе этических норм и ценностей относительно методов, результатов и достижений современной биологической науки
- развитие познавательных качеств личности, в том числе познавательных интересов к изучению общих биологических закономерностей и самому процессу научного познания
- овладение учебно-познавательными и ценностно - смысловыми компетентностями для формирования познавательной и нравственной культуры, научного мировоззрения, а также методологией биологического эксперимента и элементарными методами биологических исследований
- формирование экологического сознания, ценностного отношения к живой природе и человеку.
Задачи изучения биологии в средней школе следующие:
- освоение знаний обосновных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии);о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
- овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества;
- самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
- воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
Требования к уровню подготовки учеников
знать /понимать
- основные положения биологических теорий (клеточная); сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;
- выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Основное содержание курса
Введение (1 ч)
Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
Раздел 1. Клетка – единица живого (17 ч)
Глава 1. Химический состав клетки.
Неорганические соединения. Биополимеры. Углеводы. Липиды. Биополимеры. Белки и их функции. Функции белков. Ферменты. Биополимеры. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки.
Глава 2. Структура и функции клетки.
Клеточная теория. Цитоплазма. Плазматическая мембрана. ЭПС. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения. Ядро. Прокариоты и эукариоты. Вирусы.
Глава 3. Обеспечение клеток энергией.
Фотосинтез. Анаэробный гликолиз. Аэробный гликолиз.
Глава 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке.
Генетическая информация. Удвоение ДНК. Образование и-РНК по матрице ДНК. Генетический код. Биосинтез белков. Регуляция транскрипции и трансляции у бактерий. Регуляция транскрипции и трансляции у высших организмов. Генная и клеточная инженерия. Биотехнология.
Раздел 2. Размножение и развитие организмов (3 ч)
Глава 5. Размножение организмов.
Деление клетки. Митоз. Бесполое и половое размножение. Мейоз. Образование половых клеток. Оплодотворение.
Глава 6. Индивидуальное развитие организмов.(2ч)
Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. Организм как единое целое.
Раздел 3. Основы генетики и селекции (10 ч)
Глава 7. Основные закономерности явлений наследственности.
Генетическая символика. Задачи и методы генетики. Первый и второй законы Менделя. Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование. Третий закон Менделя. Дигибридное скрещивание. Сцепленное наследование генов. Генетика пола. Взаимодействие генов. Цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака.
Глава 8. Закономерности изменчивости.
Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость.
Тематическое планирование по общей биологии 10 класс.
№ | Наименование материала | Дата план факт | Лабораторный практикум. | Дом. зад | Часы | |
1 | Введение | 1-я неделя сентября | стр. 4 - 6 | 1 | ||
2 | Неорганические соединения | 2-я неделя сентября | Л.Р.№ 2 « Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука» | §1 | 1 | |
3 | Углеводы, липиды | 3-я неделя сентября | § 2 | 1 | ||
4 | Белки, их строение и функции. | 4-я неделя сентября | Л.Р.№ 3 «Каталитическая активность ферментов в живых тканях». | § 3, 4 | 1 | |
5 | Нуклеиновые кислоты | 1-я неделя октября | § 5 | 1 | ||
6 | АТФ и другие органические соединения клетки | 2-я неделя октября | §6 | 1 | ||
7 | Клеточная теория. | 3-я неделя октября | § 7 | 1 | ||
8 | Плазматическая мембрана. Цитоплазма и ее органоиды. | 4-я неделя октября | Л.Р. № 1 « Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток под микроскопом» | § 8, 9 | 1 | |
9 | Ядро. Прокариоты, эукариоты | 2-я неделя ноября | § 10 | 1 | ||
10 | Обобщение по теме «Химический состав клетки». « Структура и функции клетки» | 3-я неделя ноября | 1 | |||
11 | Фотосинтез | 4-я неделя ноября | § 11 | 1 | ||
13 | Биологическое окисление при участии кислорода. | 1-я неделя декабря | § 13 | 1 | ||
14 | Генетическая информация. Удвоение ДНК | 2-я неделя декабря | § 14 | 1 | ||
15 | Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код. | 3-я неделя декабря | § 15 | 1 | ||
16 | Биосинтез белков. | 4-я неделя декабря | § 16 | 1 | ||
17 | Вирусы | 2-я неделя января | § 18 | 1 | ||
18 | Обобщение по теме: «Обеспечение клеток энергией», « Наследственная информация и реализация ее в клетке» | 3-я неделя января | 1 | |||
19 | Деление клетки. Митоз | 4-я неделя января | § 20 | 1 | ||
20 | Бесполое и половое размножение. Мейоз. | 1-я неделя февраля | § 21, 22 | 1 | ||
21 | Образование половых клеток и оплодотворение | 2-я неделя февраля | § 23 | 1 | ||
22 | Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. | 3-я неделя февраля | § 24 | 1 | ||
23 | Организм как единое целое. Обобщение по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов» | 4-я неделя февраля | § 25 | 1 | ||
24 | Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. | 1-я неделя марта | Составление схем скрещивания. Решение генетических задач | § 26 | 1 | |
25 | Генотип и фенотип. Аллельные гены. | 2-я неделя марта | § 27, | 1 | ||
26 | Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. | 3-я неделя марта | §28 | 1 | ||
27 | Генетика пола. | 4-я неделя марта | §30 | 1 | ||
28 | Обобщение по теме: «Генетика» | 1неделя апреля | Повт. §26-28 | 1 | ||
29 | Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. | 2 неделя апреля | Л.Р. Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой» | § 33 | ||
30 | Мутационная изменчивость. | 3 неделя апреля | § 34 | 1 | ||
31 | Наследственная изменчивость человека | 4 неделя апреля | §35 | 1 | ||
32 | Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека | 2-я неделя мая | §36 | 1 | ||
33 | Обобщение по теме «Основы генетики» | 3-я неделя мая | 1 | |||
34 | Резервное время 1ч. | 4-я неделя мая |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 10 класса 6 часов в неделю
Календарно-тематическое планирование для 10 класса по физике 6 часов в неделю...
Рабочая программа для 5 класса (5 часов в неделю) английский язык.
Рабочая программа для 5 класса ( углубленное изучение английского языка - 5 часов в неделю) к УМК "Английский в фокусе 5"....
Рабочая программа -физика- 10 класс- 5 часов в неделю
Рабочая программа написана для профильного класса (5ч) по учебнику Мякишев Г.Я. , Буховцев Б.Б. Сотский Н.Н ,Физика -10кл с приложением на электронном носителе, М: Просвещение ...
Рабочая программа для 10 класса ,2 часа в неделю (по Мякишеву)
Данное планирование создано для 10 классов,изучаемых физику 2 часа в неделю по учебнику Мякишева...
Рабочая программа литература 11 класс 3 часа в неделю к учебнику Курдюмовой Т.Ф.
Рабочая программа литература 11 класс 3 часа в неделю к учебнику Курдюмовой Т.Ф....
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...