В помощь учителю -карточки, фотографии, картинки
материал по биологии
в этом разделе размещены карточки, фотографии, картики, котрые учитель может использовать при подготовке своих уроков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartochka_-_skelet_mlekopitayushchego.doc | 262.5 КБ |
kartochka-_vnutrennee_stroenie_mlekopitayushchego.doc | 376 КБ |
kartochka_-_ptitsy_7_klass.doc | 477.5 КБ |
foto_albinizm_vitiligo_9_klass.docx | 143.54 КБ |
albinosy.rar | 1.63 МБ |
atavizm_-_volosatyy_chelovek.docx | 121.08 КБ |
vedmin_krug.docx | 140.73 КБ |
kak_tsvetet_ananas.docx | 776.26 КБ |
karakatitsa_-_foto.docx | 144.54 КБ |
meyoz_mitoz.pdf | 1.17 МБ |
otryady_mlekopitayushchih.docx | 611.21 КБ |
panda_vyhuhol.docx | 413.21 КБ |
risunok_avstralopiteka.docx | 117.68 КБ |
rosyanka.docx | 1.81 МБ |
tipy_temperamentov.pdf | 45.29 КБ |
foto_neobychnyh_rasteniy_i_gribov.docx | 1.62 МБ |
zadachi_na_rodoslovnye.docx | 118.95 КБ |
zadachi_na_digibridnoe_skreshchivanie.docx | 30.06 КБ |
evolyutsiya_dvizheniya.docx | 258.74 КБ |
tsentry_proishozhdeniya.docx | 487.39 КБ |
rasteniya_luga.docx | 505.13 КБ |
albinosy_foto.rar | 1.63 МБ |
shemy_i_risunki.rar | 1.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Класс Млекопитающие.
Карточка №1 (а). «Скелет собаки»
Что обозначено под цифрами:
Класс Млекопитающие.
Карточка №1 (б). «Скелет собаки»
Что обозначено под цифрами:
Класс Млекопитающие.
Карточка №1 (в). «Скелет собаки»
Что обозначено под цифрами:
Класс Млекопитающие.
Карточка №1 (г). «Скелет собаки»
Что обозначено под цифрами:
Класс Млекопитающие.
Карточка №1 (д). «Скелет собаки»
Что обозначено под цифрами:
Класс Млекопитающие.
Карточка №1 (е). «Скелет собаки»
Что обозначено под цифрами:
Класс Млекопитающие.
Карточка №1 (ж). «Скелет собаки»
Что обозначено под цифрами:
Класс Млекопитающие. Скелет. Ответы на карточки.
№ | а | б | в | г | д | е | ж |
1 | лицевой отдел черепа | плечо | таз | хвостовые п. | фаланги пальцев | лопатка | фаланги пальцев |
2 | мозговой отдел черепа | лучевая к. | бедро | крестцовые п. | пясть | рёбра | пясть |
3 | нижняя челюсть | локтевая к. | малая берцовая | поясничные п. | запястье | грудина | запястье |
4 | шейные п. | запястье | большая берцовая | грудные п. | лучевая к. | таз | фаланги пальцев |
5 | грудные п. | пясть | предплюсна | шейные п. | локтевая к. | нижняя челюсть | плюсна |
6 | поясничные п. | фаланги пальцев | плюсна | мозговой отдел черепа | плечо | лицевой отдел черепа | предплюсна |
7 | крестцовые п. | лопатка | фаланги пальцев | лицевой отдел черепа | фаланги пальцев | мозговой отдел черепа | лучевая к. |
8 | хвостовые п. | грудина | лопатка | нижняя челюсть | плюсна | шейные п. | локтевая к. |
9 | лопатка | рёбра | грудина | лопатка | предплюсна | грудные п. | большая берцовая |
10 | рёбра | бедро | рёбра | рёбра | большая берцовая | поясничные п. | малая берцовая |
11 | грудина | малая берцовая | плечо | грудина | малая берцовая | крестцовые п. | плечо |
12 | плечо | большая берцовая | лучевая к. | таз | бедро | хвостовые п. | бедро |
13 | лучевая к. | предплюсна | локтевая к. | плечо | таз | фаланги пальцев | грудина |
14 | локтевая к. | плюсна | запястье | лучевая к. | грудина | пясть | рёбра |
15 | запястье | фаланги пальцев | пясть | локтевая к. | рёбра | запястье | лопатка |
16 | пясть | таз | фаланги пальцев | запястье | лопатка | лучевая к | таз |
17 | фаланги пальцев | нижняя челюсть | хвостовые п. | пясть | нижняя челюсть | локтевая к. | хвостовые п. |
18 | таз | лицевой отдел черепа | крестцовые п. | фаланги пальцев | лицевой отдел черепа | плечо | крестцовые п. |
19 | бедро | мозговой отдел черепа | поясничные п. | бедро | мозговой отдел черепа | фаланги пальцев | поясничные п. |
20 | малая берцовая | шейные п. | грудные п. | малая берцовая | хвостовые п. | плюсна | грудные п. |
21 | большая берцовая | грудные п. | шейные п. | большая берцовая | крестцовые п. | предплюсна | шейные п. |
22 | предплюсна | поясничные п. | мозговой отдел черепа | предплюсна | поясничные п. | большая берцовая | мозговой отдел черепа |
23 | плюсна | крестцовые п. | лицевой отдел черепа | плюсна | грудные п. | малая берцовая | лицевой отдел черепа |
24 | фаланги пальцев | хвостовые п. | нижняя челюсть | фаланги пальцев | шейные п. | бедро | нижняя челюсть |
Нормы оценок:
«5» - 0-4 ошибки
«4» - 5-8 ошибок
«3» - 9-12 ошибок
«2» - > 12 ошибок
Предварительный просмотр:
Класс Млекопитающие.
Карточка №2 (а). «Внутреннее строение кролика»
Что обозначено под цифрами:
Класс Млекопитающие.
Карточка №2 (б). «Внутреннее строение кролика»
Что обозначено под цифрами:
Класс Млекопитающие.
Карточка №2 (в). «Внутреннее строение кролика»
Что обозначено под цифрами:
Класс Млекопитающие.
Карточка №2 (г). «Внутреннее строение кролика»
Что обозначено под цифрами:
Класс Млекопитающие.
Карточка №2 (д). «Внутреннее строение кролика»
Что обозначено под цифрами:
Класс Млекопитающие.
Карточка №2 (е). «Внутреннее строение кролика»
Что обозначено под цифрами:
Класс Млекопитающие.
Карточка №2 (ж). «Внутреннее строение кролика»
Что обозначено под цифрами:
Класс млекопитающие. Внутренние органы. Ответы на вопросы.
№ | а | б | в | г | д | е | ж |
1 | ноздри | рот | сосуды | яичник | почка | ноздри | печень |
2 | трахея | пищевод | сердце | яйцевод | мочеточник | трахея | желчный пузырь |
3 | лёгкие | желудок | яичник | матка | мочевой пузырь | лёгкие | поджелуд. железа |
4 | сосуды | 12-ти перст. кишка | яйцевод | печень | ноздри | яичник | рот |
5 | сердце | тонкая кишка | матка | желчный пузырь | трахея | яйцевод | пищевод |
6 | рот | толстая кишка | почка | поджелуд. железа | лёгкие | матка | желудок |
7 | пищевод | слепая кишка | мочеточник | рот | сосуды | селезёнка | 12-ти перст. кишка |
8 | желудок | печень | мочевой пузырь | пищевод | сердце | сосуды | тонкая кишка |
9 | 12-ти перст. кишка | желчный пузырь | ноздри | желудок | селезёнка | сердце | толстая кишка |
10 | тонкая кишка | поджелуд. железа | трахея | 12-ти перст. кишка | яичник | рот | слепая кишка |
11 | толстая кишка | ноздри | лёгкие | тонкая кишка | яйцевод | пищевод | селезёнка |
12 | слепая кишка | трахея | рот | толстая кишка | матка | желудок | почка |
13 | поджелуд. железа | лёгкие | пищевод | слепая кишка | рот | 12-ти перст. кишка | мочеточник |
14 | печень | сосуды | желудок | селезёнка | пищевод | тонкая кишка | мочевой пузырь |
15 | желчный пузырь | сердце | 12-ти перст. кишка | сосуды | желудок | толстая кишка | ноздри |
16 | селезёнка | яичник | тонкая кишка | сердце | 12-ти перст. кишка | слепая кишка | трахея |
17 | почка | яйцевод | толстая кишка | ноздри | тонкая кишка | поджелуд. железа | лёгкие |
18 | мочеточник | матка | слепая кишка | трахея | толстая кишка | печень | яичник |
19 | мочевой пузырь | почка | поджелуд. железа | лёгкие | слепая кишка | желчный пузырь | яйцевод |
20 | яичник | мочеточник | печень | почка | поджелуд. железа | почка | матка |
21 | яйцевод | мочевой пузырь | желчный пузырь | мочеточник | печень | мочеточник | сосуды |
22 | матка | селезёнка | селезёнка | мочевой пузырь | желчный пузырь | мочевой пузырь | сердце |
Нормы оценок:
«5» - 0-3 ошибки
«4» - 4-7 ошибок
«3» - 8-11 ошибок
«2» - > 11 ошибок
Предварительный просмотр:
Класс Птицы.
Карточка №1. «Внешнее строение птицы»
Что обозначено под цифрами:
Класс Птицы.
Карточка №2. «Виды перьев. Строение пера»
Что обозначено под цифрами:
Класс Птицы.
Карточка №3. «Скелет птицы»
Что обозначено под цифрами:
Класс Птицы.
Карточка №4. «Дыхательная система птицы»
Что обозначено под цифрами:
Класс Птицы.
Карточка №5. «Пищеварительная система птицы»
Что обозначено под цифрами:
Класс Птицы.
Карточка №6. «Половая и выделительная системы птицы»
Что обозначено под цифрами:
Класс Птицы.
Карточка №7. «Половая и выделительная системы птицы»
Что обозначено под цифрами:
Класс Птицы.
Карточка №8. «Строение сердца птицы»
- Что обозначено под цифрами?
- Какая кровь находится в левой половине сердца?
- Какая кровь находится в правой половине сердца?
Класс Птицы.
Карточка №9. «Малый круг кровообращения»
Что обозначено под цифрами?
Класс Птицы.
Карточка №10. «Большой круг кровообращения»
Что обозначено под цифрами?
Класс Птицы.
Карточка №11. «Нервная система. Строение головного мозга»
Что обозначено под цифрами?
Предварительный просмотр:
альбинос
витилиго
Предварительный просмотр:
Тело Ларри Гомеса на 98% покрыто густыми темными волосами, но это не помешало ему сделать карьеру и создать семью.
У Ларри редкое наследственное нарушение — врожденный генерализированный гипретрихоз — то есть усиленный рост волос. Всего в мире не более ста человек с такой аномалией, поэтому она недостаточно хорошо изучена.
В детстве и юности Лари переживал из-за своей внешности, ведь он отличался от своих сверстников. В юные годы он вместе со своим братом Габриэлем, у которого точно такое же заболевание, выступал в мексиканском цирке, но потом решили, что зарабатывать таким способом не будут.
В 2000 году Гомес и его родные попали в Книгу рекордов Гиннеса как самая волосатая семья.
Однажды Ларри пригласили сниматься в кино, у него появились поклонники, девушки, а в 2011 году он женился на Алисии Мартинес. Кстати, в том же году он снялся в фильме "Воды слонам", главную роль в котором сыграл Роберт Паттинсон. Об этом сообщает Рамблер. Далее: https://weekend.rambler.ru/people/41091724/?utm_content=rweekend&utm_medium=read_more&utm_source=copylink
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Каракатица - уникальный морской обитатель. Она умеет не только менять цвет, а еще и подстраиваться под рельеф объекта, которым она хочет притворится.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ВЫХУХОЛЬ РУССКАЯ - DESMANA MOSCHATA
Крайне своеобразный представитель семейства кротовых (Talpidae), приспособленный к полуводному образу жизни. Длина тела 18-23 см, масса 300-500 г. Морда заканчивается подвижным хоботком с большим количеством чувствительных волосков. Лапы пятипалые, пальцы соединены плавательной перепонкой. По внутреннему и наружному краям лап проходят гребни из жёстких волос, который увеличивает площадь их поверхности. Хвост длинный, чуть короче длины тела, чешуйчатый, сжатый с боков по всей длине. У основания хвоста находится специфическая железа, продуцирующая мускусный секрет. Окраска двуцветная: верх темно-бурый, низ кремовый. Выхухоль распространена в поймах малых рек бассейна Дона и среднего отрезка Волги (от Ярославля до Саратова), Оки, в пойме нижнего течения р. Урал. Реакклиматизирована на некоторых притоках Днепра, некоторых реках юга Западной Сибири. Населяет чаще всего пойменные старицы или поймы преимущественно медленно текущих рек, с наличием открытого зеркала воды, нетопкими берегами и густой прибрежной и водной растительностью. Выбирает водоёмы с постоянным уровнем воды, непромерзающие и непересыхающие. Живёт как поодиночке, так и группами. Зимой одну нору может занимать 7-12 зверьков. Норы делает в берегах водоёмов, располагая вход на 10-40 см ниже уровня воды. Постепенно повышаясь, ход норы поднимается выше уровня воды, и здесь располагается гнездовая камера, выстланная водными растениями. Длина нор зависит от характера берега: в крутом берегу они короткие (1,5-2 м), в отлогих берегах достигают длины более 20 м. Своеобразным продолжением нор являются глубокие борозды, прокладываемые выхухолью по дну водоёма. Выхухоль активна преимущественно в сумерках и ночью в течение круглого года. При передвижении по земле чувствует себя неуверенно; в воде, напротив, передвигается замечательно ловко. Роль основного движителя при плавании играют задние лапы и хвост. Рацион различается по сезонам. Летом его составляют брюхоногие моллюски, личинки насекомых (особенно ручейников и жуков), пиявки; зимой добавляется мелкая рыбешка и растительные корма (корневища кубышки, ежеголовника и клубни стрелолиста). Способна к размножению, по-видимому, круглый год. После 40-50 дней беременности самка рождает 1-5 детёнышей. Детёныши рождаются голыми и слепыми, в возрасте 20 дней покрываются шерстью и прозревают. В 3-4 месяца молодые переходят к самостоятельной жизни, в возрасте 1 года достигают размеров взрослых особей. Средняя продолжительность жизни в природе 4-6 лет. Выхухоль прежде интенсивно промышлялась из-за ценной шкуры. В прошлом веке ежегодно добывали в среднем по 100 тыс. особей. Охота и разрушение среды обитания (осушение пойм, рубка пойменных лесов, перевыпас скота, загрязнение водоёмов) оказали сильное влияние на численность выхухоли. С 1920 г. добыча выхухоли повсеместно запрещена.
Предварительный просмотр:
Реконструкция облика Люси — женской особи австралопитека афарского. Останки ее были обнаружены французско-американской экспедицией в долине реки Аваш в Эфиопии 24 ноября 1974 года. Люси, жившая примерно 3,2 миллиона лет назад, ходила на двух ногах — она была представителем вида, от которого, вероятнее всего, и произошел род Homo.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Задачи на родословные
Составление и анализ родословных.
1.Давайте представим себе, что вы являетесь специалистами одной из лабораторий медико-генетической консультации. К вам обратилась за помощью супружеская пара, у которой в семье среди родственников имеется наследственное заболевание – хондродистрофия (наследственная карликовость в сочетании с резким нарушением пропорций тела):
Пробанд нормального роста имеет сестру с хондродистрофей. Мать пробанда нормальна, а отец – болен. По линии отца пробанд имеет двух здоровых теток, одну тетю и одного дядю с хондродистрофей. Тетя, имеющая заболевание замужем за здоровым мужчиной. У них есть сын карлик. Здоровая тетя от здорового мужа имеет двух мальчиков и двух девочек – все они здоровы. Дядя – карлик женат на здоровой женщине. У него две нормальные девочки и сын карлик. Дедушка по линии отца – карлик, а бабушка нормальна.
1. Определите вероятность появления карликов в семье пробанда, если его жена будет иметь такой же генотип, как он сам.
2. Какова вероятность появления карликов в семье сестры пробанда, если она вступит в брак со здоровым мужчиной?
Эталонный ответ:
Проанализировав составленную родословную можно сделать вывод, что хондродистрофия наследуется как доминантный аутосомный признак. Следовательно,
пробанд, не страдающий данным заболеванием будет иметь генотип гомозиготный по рецессивному признаку (аа). Такой же генотип (по условию задачи ) и у его жены. Значит, что детей, страдающих хондродистрофией, в этой семье не будет.
Сестра пробанда вероятнее всего будет иметь гетерозиготный генотип (Аа), доминантный ген хондродистрофии она унаследовала от отца, а рецессивный – от матери. При вступлении в брак со здоровым мужчиной, вероятность появления в семье больных детей 50%.
2.Пробанд страдает ночной слепотой. Его два брата также больны. По линии отца пробанда страдающих ночной слепотой не было. Мать пробанда больна. Две сестры и два брата матери пробанда здоровы. Они имеют только здоровых детей. По материнской линии дальше известно, что бабушка больна, дедушка здоров, сестра бабушки больна, а брат здоров, прадедушка (отец бабушки) страдал ночной слепотой, сестра и брат прадедушки были больны, прапрадедушка болен, его брат, имеющий больную дочь и двух больных сыновей, также болен. Жена пробанда, ее родители и родственники здоровы. Определите вероятность рождения больных детей в семье пробанда.
3.Пробанд страдает легкой формой серповидноклеточной анемии. Его супруга здорова. Она имеет дочь также с легкой формой анемии. Мать и бабушка пробанда страдали этой же формой серповидноклеточной анемии, остальные сибсы матери и ее отец здоровы. У жены пробанда есть сестра, больная легкой формой анемии, вторая сестра умерла от анемии. Мать и отец жены пробанда страдали анемией, кроме того известно, что у отца было два брата и сестра с легкой формой анемии и что в семье сестры отца двое детей умерли от серповидноклеточной анемии. Определите вероятность рождения детей с тяжелой формой анемии в семье дочери пробанда, если она выйдет замуж за такого же мужчину, как ее отец.
4.Пробанд имеет белый локон в волосах надо лбом. Брат пробанда без локона По линии отца пробанда аномалий не отмечено. Мать пробанда с белым локоном. Она имеет трех сестер. Две сестры с локоном, одна без локона. У одной из теток пробанда со стороны матери сын с локоном и дочь без локона. Третья тетка пробанда со стороны матери без локона имеет двух сыновей и одну дочь без локона. Дед пробанда по линии матери и двое его братьев имели белые локоны, а еще двое были без локонов. Прадед и прапрадед также имели белый локон надо лбом. Определите вероятность рождения детей с белым локоном надо лбом, если пробанд вступит в брак со своей двоюродной сестрой, имеющей этот локон.
5.Молодожены нормально владеют правой рукой. В семье женщины было две сестры, нормально владеющие правой рукой, и три брата - левши. Мать женщины правша, отец - левша. У отца есть сестра и брат - левши и сестра и два брата - правши. У матери женщины есть два брата и сестра - все правши. Мать мужа - правша, отец - левша. Бабушка и дедушка со стороны матери и отца мужа нормально владеют правой рукой. Определите вероятность рождения в этой семье детей, владеющих левой рукой.
6.В семье было два брата. Один из них, больной геморрагическим диатезом, женился на женщине также больной данным заболеванием. Все трое их детей (две девочки и один мальчик) были также больны. Второй брат был здоров и женился на здоровой женщине. Из четырёх их детей только один был боле геморрагическим диатезом. Определите, каким геном определяется геморрагический диатез.
7.Изучите графическое изображений родословной семьи по одному изучаемому признаку. Член этой семьи, обратившийся в медико-генетическую консультацию и называемый пробандом, обозначен на схеме стрелкой.
Родословная 1
Родословная 2
Ответьте на следующие вопросы
1. Сколько поколений людей представлено в графическом изображении родословной пробанда?
2. Сколько детей было у бабушки и дедушки пробанда со стороны отца?
3. Какой пол пробанда?
4. Имеется ли изучаемый признак у пробанда?
5. Сколько ещё членов родословной имеют такой же признак, который есть у пробанда?
6. Рецессивным или доминантным является изучаемый признак?
7. Назовите хромосому, в которой находится аллель, отвечающий за формирование изучаемого признака
8. Каков генотип а) пробанда, б) брата пробанда, в) матери пробанда, г) отца пробанда?
8.Составьте графическое изображение родословной
Роза и Алла - родные сестры и обе, как и их родители, страдают ночной слепотой. У них есть еще сестра с нормальным зрением, а также брат и сестра, страдающие ночной слепотой. Роза и Алла вышли замуж за мужчин с нормальным зрением. У Аллы было две девочки и четыре мальчика, страдающих ночной слепотой. У Розы - два сына и дочь с нормальным зрением и еще один сын, страдающий ночной слепотой.
Определите генотипы Розы, Аллы, их родителей и всех детей.
9.Пробанд – здоровая девушка. Ее младшая сестра и один из двух братьев больны. Их родители здоровы. Сестра, брат и родители отца девушки здоровы. Сестра, брат и родители матери пробанда здоровы. У дяди пробанда и его здоровой жены два сына – один здоровый, а другой больной. Дедушка пробанда со стороны отца и бабушка пробанда со стороны матери являются сибсами и имеют здоровую сестру, здоровую мать и больного отца. Каков тип наследования патологического признака. Каков генотип пробанда, его братьев и сестры.
10. К врачу-генетику обратился юноша, страдающий наследственным заболеванием. В ходе беседы врача с юношей выяснилось следующее. Его старшая сестра тоже страдает этим заболеванием. Его младший брат, две младшие сестры и его родители здоровы. Родители и два младших брата матери тоже здоровы. Родители и две старшие сестры отца здоровы. Бабушка юноши со стороны отца и его дедушка со стороны матери - родные брат и сестра. Их родители здоровы.
Составьте графическое изображение родословной человека, обратившегося к врачу-генетику.
11. Составьте легенду для родословной, имеющей следующее графическое изображение. Определите тип наследования изучаемого признака и генотип пробанда.
12.Определите тип наследования изучаемых признаков и генотип пробанда в следующих родословных
13.Определите тип наследования изучаемых признаков и генотип пробанда в следующих родословных
14.По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака,
выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и во втором поколении.
15.Шестипалый мужчина женился на женщине с нормальным количеством пальцев. Определить характер наследования признака и генотипы всех лиц на родословной.
16.Женщина со вздорным характером вышла замуж за человека с мягким характером. От этого брака родились три дочери, у одной из которых был вздорный. Одна из дочерей с мягким характером вышла за такого же человека. У них было два сына, один из которых был скандалистом.
Укажите на родословной генотипы всех ее членов.
17.Таня и Наташа родные сестры, обе страдают дальтонизмом. У них есть сестра с нормальным зрением и брат с нормальным зрением, но гемофилик. Таня и Наташа вышли замуж за здоровых мужчин. У Тани родились два мальчика-дальтоника и 2 здоровых девочки. У Наташи 2 сына – гемофилики и дальтоники.
Определите генотипы Тани и Наташи, их родителей и всех детей.
Почему у Наташи дети, заболевшие сразу 2-мя болезнями.
Отправить по электронной почтеНаписать об этом в блогеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookПоделиться в Pinterest
Предварительный просмотр:
Задачи на дигибридное скрещивание
Задачи на дигибридное скрещивание, независимое наследование признаков.
1.У человека нормальная пигментация и курчавые волосы – доминирующие признаки. У родителей, имеющих нормальную пигментацию и курчавые волосы, ребенок – альбинос с гладкими волосами. Каковы генотипы родителей, и каких детей можно ожидать от этого брака в дальнейшем?
2.У человека карий цвет глаз и тёмные волосы – доминантные признаки. Светловолосый кареглазый мужчина из семьи, все члены которой имели карие глаза, женился на голубоглазой темноволосой женщине, мать которой была светловолосой. Какой фенотип можно ожидать у детей?
3. У мышей желтая шерсть доминирует над серой, а длинные уши над короткими. Гены обоих признаков находятся в разных хромосомах. Гомозиготные желтые мыши погибают до рождения. Желтых длинноухих мышей, все предки которых были длинноухими, скрестили с желтыми короткоухими. Определите возможные фенотипы потомства и их количественные соотношения.
4.Скрещиваются два сорта тыквы: у материнского сорта плоды белые дисковидные, у отцовского сорта – желтые сферические. Все гибриды первого поколения имели белые дисковидные плоды. В результате скрещивания гибридов между собой в их потомстве наблюдается расщепление – 9 частей растений имеют белые дисковидные плоды : 3 части белые сферические : 3 части желтые дисковидные : 1 часть желтые сферические.
Как наследуются окраска и форма плодов у тыквы в данном случае? Напишите генотипы родительских особей, гибридов первого и второго поколения.
5.Скрещиваются лабораторные мыши: самки характеризуются альбинистической окраской и нормальными вибриссами (усиками), а самцы – коричневой окраской и извитыми вибриссами. Все гибриды первого поколения имели коричневую окраску шерсти и нормальные вибриссы. В результате скрещивания этих гибридов между собой среди их потомков наблюдается расщепление – 9 частей коричневых с нормальными вибриссами : 3 части коричневых с извитыми вибриссами : 3 части альбиносов с нормальными вибриссами : 1 часть альбиносов с извитыми вибриссами.
Как наследуются окраска шерсти и форма вибрисс у мышей в данном случае? Напишите генотипы родительских особей, гибридов первого и второго поколения.
6. Скрещивались черная крольчиха с гладким мехом и серый мохнатый кролик (доминантные признаки), мать которого была черной, а отец имел гладкий мех. Какое потомство можно ожидать oт этого скрещивания?
7. В брак вступили голубоглазый правша с темным цветом волос, гетерозиготный по двум последним признакам, и кареглазая правша со светлыми волосами, гетерозиготная по двум первым признакам. Какова вероятность рождения в этой семье голубоглазого ребенка левши со светлым цветом волос, если голубые глаза, леворукость и светлые волосы являются рецессивными признаками?
8. Известно, что полидактилия и «белый локон» волос - доминантные признаки у человека. В одной семье у отца ампутирован 6 палец и он имеет «белый локон» волос, его жена с нормальным строением кисти и с «белым локоном» волос. Среди их троих детей один ребенок не имеет «белого локона», но страдает полидактилией, второй и третий - обладают «белым локоном» и имеют нормальное строение кисти. Какова вероятность рождения в этой семье ребенка с полидактилией и «белым локоном» волос?
9. Определить вероятность рождения в семье кареглазых детей нормального роста, если известно следующее: жена была голубоглазой низкорослой; отец имел карие глаза и низкий рост, его родители были один - голубоглазый нормального роста, а другой - кареглазый и низкорослый. В этой семье уже есть один ребенок, имеющий нормальный рост и голубые глаза. Низкий рост и карие глаза - доминантные признаки.
10.От брака рыжеволосой женщины с веселыми веснушками на лице и черноволосого мужчины, не имеющего веснушек, появился ребенок, генотип которого можно записать как дигоморецессив. Определить генотипы родителей ребенка, фенотип самого потомка и вероятность появления такого ребенка в этой семье.
11.Мужчина, страдающий диабетом и косолапостью, вступает в брак со здоровой (по этим признакам) женщиной. Рождаются дети: первый – диабетик, но не косолапый; второй – косолапый, но не диабетик. Определить вероятность того, что такие дети в этой семье могли появиться, если известно, что косолапость и отсутствие наследственно обусловленной предрасположенности к диабету наследуются по аутосомно-доминантному типу.
12.Известно, что катаракта и рыжеволосость у человека контролируются доминантными генами, локализованными в разных парах аутосом. Рыжеволосая женщина, не страдающая катарактой, вышла замуж за светловолосого мужчину, недавно перенесшего операцию по удалению катаракты.
Определить, какие дети могут родиться у этих супругов, если иметь в виду, что мать мужчины имеет такой же фенотип, как и его жена (т.е. она рыжеволосая и не имеет катаракты).
13.Известно, что ген шестипалости (одной из разновидностей полидактилии), как и ген, контролирующий наличие веснушек, – доминантные гены, расположенные в разных парах аутосом.
Женщина с нормальным количеством пальцев на руках и с веснушками на лице вступает в брак с мужчиной, у которого также по пять пальцев на каждой руке, но не от рождения, а после перенесенной в детстве операции по удалению шестого пальца на каждой руке. Веснушек на лице мужчины не было от рождения, нет и в настоящее время. В этой семье имеется единственный ребенок: пятипалый, как и мать, и без веснушек, как отец. Высчитать, каков был шанс у этих родителей создать именно такого ребенка.
14.У человека близорукость (М) доминирует над нормальным зрением (м), а карие глаза (В) – над голубыми (в). Единственный ребёнок близоруких кареглазых родителей имеет голубые глаза и нормальное зрение. Установите генотипы всех трёх членов семьи.
15. От брака рыжеволосой женщины с веселыми веснушками на лице и черноволосого мужчины, не имеющего веснушек, появился ребенок, генотип которого можно записать как дигоморецессив. Определить генотипы родителей ребенка, фенотип самого потомка и вероятность появления такого ребенка в этой семье.
16. Мужчина, страдающий диабетом и косолапостью, вступает в брак со здоровой (по этим признакам) женщиной. Рождаются дети: первый – диабетик, но не косолапый; второй – косолапый, но не диабетик. Определить вероятность того, что такие дети в этой семье могли появиться, если известно, что косолапость и отсутствие наследственно обусловленной предрасположенности к диабету наследуются по аутосомно-доминантному типу.
17.Известно, что катаракта и рыжеволосость у человека контролируются доминантными генами, локализованными в разных парах аутосом. Рыжеволосая женщина, не страдающая катарактой, вышла замуж за светловолосого мужчину, недавно перенесшего операцию по удалению катаракты.
Определить, какие дети могут родиться у этих супругов, если иметь в виду, что мать мужчины имеет такой же фенотип, как и его жена (т.е. она рыжеволосая и не имеет катаракты).
18. Написать типы возможных гамет при следующих генотипах родителей: а) ААВВ, б) АаВВ, в) АаВв, г) АаВВСС, д) АаВвСС, е) ааВвСс, ж) АаВвСс, з) ааввСс.
19. У дрозофилы красный цвет глаз и нормальные крылья - доминантные признаки. Какое потомство можно ожидать, если скрестить гомозиготную красноглазую самку с зачаточными крыльями с белоглазым самцом, имеющим зачаточные крылья?
20.Темноволосая большеглазая женщина (доминантные признаки), гетерозиготная по обоим признакам, вступила в брак со светловолосым большеглазым мужчиной, мать которого имела маленькие глаза. Каковы возможные генотипы и фенотипы детей от этого брака?
21. Мохнатую черную крольчиху (доминантные признаки), гетерозиготную по второму признаку, скрестили с белым мохнатым самцом, гетерозиготным по второму признаку. Какое потомство можно ожидать от этого скрещивания?
23. Скрещивались высокорослые красноплодные (доминантные признаки) томаты, гетерозиготные по обоим признакам, с низкорослыми красноплодными томатами, гетерозиготными по второму признаку. В результате этого скрещивания получено 620 потомков. Сколько среди них будет гетерозигот по обоим признакам и сколько гомозигот по обоим признакам?
24.* Пятнистый кот с загнутыми ушами спаривается с одноцветной кошкой со стоячими ушами, У кошки родилось 7 котят: 6 - пятнистых и 1 - одноцветный. Все котята имеют загнутые уши. Какие признаки будут доминантными? Определить генотипы родителей и потомства.
25. Определить вероятность рождения в семье кареглазых детей нормального роста, если известно следующее: жена была голубоглазой низкорослой; отец имел карие глаза и низкий рост, его родители были один - голубоглазый нормального роста, а другой - кареглазый и низкорослый. В этой семье уже есть один ребенок, имеющий нормальный рост и голубые глаза. Низкий рост и карие глаза - доминантные признаки.
26. У собак черный цвет шерсти доминирует над коричневым, а короткая шерсть - над длинной. Какой процент короткошерстных коричневых щенков можно ожидать от скрещивания двух гетерозиготных по обоим признакам собак?
27.Темноволосый, большеглазый левша женится на светловолосой, большеглазой правше. Какова вероятность рождения в этой семье светловолосого ребенка левши с большими глазами, если известно, что мать мужчины имела светлые волосы и маленькие глаза, а отец женщины обладал темными волосами, маленькими глазами и был левшой (темные волосы, большие глаза и умение лучше владеть правой рукой - доминантные признаки)?
28. Кареглазый, глухой левша женится на голубоглазой правше с нормальным слухом. У них родилась дочь левша, голубоглазая и глухая. Каковы генотипы всех членов этой семьи? Какова вероятность рождения в этой семье кареглазого ребенка с нормальным слухом и лучше владеющим правой рукой? Известно, что карий цвет глаз, нормальный слух и умение лучше владеть правой рукой являются доминантными признаками.
29. У бирманских кошек признак наличия белых носочков на лапках рецессивен по отношению к сплошной окраске лапок, темно-коричневые отметины на отдельных частях тела (маска, ноги, хвост) доминируют над голубовато-серыми отметинами, а розовый цвет подушечек лап доминирует над пятнистыми подушечками. Какое потомство можно ожидать от скрещивания бирманских кошек, о которых известно следующее: 1 - кошка имела белые носочки на лапах, темно-коричневые отметины на теле и розовые подушечки лап, но ее мать обладала голубовато-серыми отметинами на теле и пятнистыми подушечками лап; 2 - кот имел сплошной цвет лап, розовые подушечки лап и голубовато-серые отметины на теле, а его отец был с белыми носочками на лапах и с пятнистыми подушечками лап.
30.* Кареглазая, рыжеволосая девушка с веснушками на лице, имеющая голубоглазую мать с рыжими волосами и отца без веснушек, выходит замуж за кареглазого мужчину, имеющего русые волосы и без веснушек на лице. Известно, что отец мужчины был голубоглазым и русоволосым, а мать - кареглазая и рыжеволосая. Карий цвет глаз, русые волосы и веснушки на лице являются доминантными аутосомными признаками. Определить вероятность рождения в этой семье голубоглазого ребенка, имеющего русые волосы и без веснушек на лице.
31.* При скрещивании высокого гороха, имеющего желтые семяна и красные цветки, с низкорослым горохом, имеющим зеленые семяна и белые цветки, все потомство оказалось высокорослым с желтыми семянами и красными цветками. В результате самоопыления этих потомков получили 12 низкорослых растений с зелеными семянами и белыми цветками. Определить в полученном потомстве количество высоких растений с желтыми семянами и красными цветками.
32. Низкорослый мужчина с курчавыми волосами и нормальным слухом женится на низкорослой женщине с прямыми волосами и нормальным слухом. Какие могут быть дети от этого брака, если известно, что мать мужчины была низкорослой, гладковолосой и глухой, а отец имел нормальный рост, курчавые волосы и нормальный слух; мать женщины имела нормальный слух, низкий рост и прямые волосы, а ее отец был глухой, нормального роста с курчавыми волосами? Курчавые волосы, нормальный слух и низкий рост - доминантные аутосомные признаки.
33. Светловолосая мать имеет свободную мочку уха и гладкий подбородок, а темноволосый отец обладает несвободной мочкой уха и треугольной ямкой на подбородке. Их сын имеет светлые волосы, свободную мочку уха и треугольную ямку на подбородке, а дочь -темные волосы, несвободную мочку уха и гладкий подбородок. Определить генотипы родителей и детей, если известно, что свободная мочка уха, темные волосы и треугольная ямка на подбородке являются доминантными аутосомными признаками.
34. У крыс гены, обуславливающие нормальное развитие сенсорной системы и нормальное функционирование активности головного мозга, доминируют по отношению к генам, обуславливающим дефект сенсорной системы и низкую функциональную активность головного мозга. Известно, что гомозиготные по обоим рецессивным генам крысы не способны обучаться в лабиринте, а гомозиготные рецессивы по какой-либо одной паре генов и имеющие хотя бы одну доминантную аллель по другой паре генов, оказались слабообучаемыми животными. В лаборатории скрещивали между собой гетерозиготных по обеим парам генов крыс. Какова вероятность получения слабообучаемого потомства?
35. У крупного рогатого скота черный цвет шерсти, комолость (безрогоеть) и белая голова доминируют соответственно над красной окраской шерсти, рогатостью и сплошной окраской шерсти. При скрещивании между собой комолых, черных животных, имеющих белую голову, в потомстве оказались следующие телята: а) комолые, черные, со сплошной окраской шерсти; б) комолые, черные с белой головой и в) рогатые, красные с белой головой. Определить генотипы скрещиваемых особей и возможные генотипы телят.
36.У человека узкий нос и монголоидный тип глаз доминируют над широким носом и европеоидным типом глаз. Женщина имеет широкий нос и монголоидный тип глаз, а ее мать была с европеоидным типом глаз. Мужчина имеет узкий нос и монголоидный тип глаз и является гетерозиготным по обоим признакам. Какое потомство можно ожидать от брака этих мужчины и женщины?
37. При скрещивании черных мышей с длинными ушами и коричневых мышей с короткими ушами все потомство оказалось черным с длинными ушами. В результате скрещивания этого потомства между собой получили 144 мышонка. Определить генотипы потомства и количество мышат каждого полученного фенотипа.
38.* Предположим, что у кошек ген белой окраски шерсти доминирует над геном кремовой окраски, ген оранжевого цвета глаз - над геном голубого цвета глаз и ген нормального слуха - над геном, обуславливающим глухоту. Скрещивали белую кошку с оранжевыми глазами и нормальным слухом с кремовым котом, имеющим голубые глаза и нормальный слух. В результате этого скрещивания в потомстве оказались: а) голубоглазый, белый и глухой котенок, б) слышащий, кремовый котенок с оранжевыми глазами и в) слышащий, белый котенок с оранжевыми глазами. Определить генотипы родителей и вероятность рождения голубоглазых, белых, глухих котят.
39.* При скрещивании тыкв, имеющих желтые дисковидные плоды, с тыквами, имеющими белые сферические плоды, в потомстве оказались белые тыквы с дисковидными плодами. Во втором поколении 340 тыкв имели желтые сферические поды. Определить генотипы скрещиваемых особей. Какое количество тыкв в F2 будет иметь белые сферические плоды и сколько тыкв будут обладать белыми дисковидными плодами?
40.У взрослого человека глаукома бывает двух типов, одна определяется доминантным аутосомным геном, другая - рецессивным аутосомным, не сцепленным с предыдущим геном. Какова вероятность рождения детей с аномалией, если один родитель гетерозиготен по обеим парам генов, а другой - нормален по зрению и гомозиготен по обеим парам генов.
41.* Допустим, что рыжий цвет шерсти большого кенгуру доминирует над серым цветом, а признак полностью опушенной морды - над частично оголенной мордой. В зоопарке скрещивали между собой рыжих кенгуру, имеющих полностью опушенные морды, гетерозиготных по обоим признакам. Какова вероятность рождения от этого скрещивания серых кенгуру, имеющих полностью опушенные морды?
42.* У томатов пурпурная окраска стебля доминирует над зеленой, а рассеченные листья над цельнокрайними. В хозяйстве скрещивали растения томата с пурпурными стеблями, имеющими рассеченные листья с растениями, имеющими зеленые стебли и рассеченные листья. В потомстве оказалось 386 растений с пурпурным стеблем и рассеченными листьями, 126 растений с пурпурным стеблем и цельнокрайними листьями, 390 растений с зеленым стеблем и рассеченными листьями и 122 растения с зеленым стеблем и цельнокрайними листьями. Как наследуются признаки? Определить генотипы исходных растений.
43. Предположим, что развитие недюжинной силы, слабой утомляемости мышц и хорошей гибкости определяются рецессивными аутосомными генами. Каких детей можно ожидать от брака Ильи Муромца и обычной девушки, если о них известно следующее:
Илья Муромец обладал недюжинной силой, слабой утомляемостью мышц, плохой гибкостью и был гетерозиготным по третьему признаку; девушка имела средние силовые качества, быструю утомляемость мышц, хорошую гибкость и была гетерозиготной по первым двум признакам.
44.При скрещивании растений дурмана, имеющих пурпурную окраску цветков и гладкие семенные коробочки, с растениями, имеющими белую окраску цветков и колючие семенные коробочки, в первом поколении все растения имели пурпурную окраску цветков и колючие семенные коробочки. Во втором поколении оказалось 2480 растений, среди которых 465 растений имели пурпурную окраску цветков и гладкие семенные коробочки. Каковы генотипы исходных особей? Какое количество растений в F2 будут иметь белую окраску цветков и гладкие семенные коробочки? Какое количество растений в F2 будут иметь белую окраску цветков и колючие семенные коробочки?
45.У человека полидактилия наследуется как аутосомный доминантный признак, а фенилкетонурия и альбинизм - как аутосомные рецессивные признаки. В семье, где мать страдала полидактилией, а отец был альбиносом, родились пятипалая дочь, страдающая фенилкетонурией, и сын - альбинос, страдающий полидактилией. Какова вероятность рождения в этой семье здоровых детей и детей, страдающих всеми тремя аномалиями?
46.* На птицефабрике скрещивали бурых петухов без хохолков и черных хохлатых кур. В первом поколении получили 147 черных хохлатых и 151 бурых хохлатых птиц. При скрещивании черных хохлатых петухов и бурых хохлатых кур из первого поколения в F2 получили 126 черных хохлатых птиц. Сколько птиц в F2 будут черными без хохолка?
47. При скрещивании арбузов, имеющих зеленую окраску и шаровидную форму плодов, с арбузами, имеющими полосатую окраску и удлиненную форму плодов, в потомстве все арбузы имели зеленую окраску и шаровидную форму плодов. Арбузы из F1 скрестили с арбузами, имеющими полосатую окраску и удлиненную форму плодов. В результате этого скрещивания получили 620 арбузов с полосатой окраской и шаровидной формой плодов. Какое количество плодов из второго скрещивания будут иметь зеленую окраску и шаровидную форму плодов?
48.В семье, где мать была здоровой, а отец страдал брахидактилией (укорочение пальцев), родилось двое детей: сын, страдающий глухотой и муковисцидозом (кистофиброз поджелудочной железы), и дочь, страдающая брахидактилией. Известно (Наследственные синдромы и медико-генетическое консультирование, 1987), что брахидактилия наследуется как аутосомный доминантный признак.
49.Скрещивались самки дрозофилы, имеющие нормальные глаза, черное тело и загнутые крылья, с самцами, имеющими уменьшенные глаза, серое тело и нормальные крылья. В первом поколении все мухи имели нормальные глаза, серое тело и нормальные крылья. Во втором поколении оказалось 310 мух с уменьшенными глазами, черным телом и загнутыми крыльями. Каковы генотипы исходных особей и сколько мух из F2 будут иметь нормальные глаза, серое тело и нормальные крылья?
50.* При скрещивании чистопородных безухих овец белой масти с чистопородными черными овцами, имеющими длинные уши, в первом поколении получили белых овец с длинными ушами. Во втором поколении получили 768 ягнят. Сколько ягнят в F2 будут белыми и какая часть среди них окажется безухими?
51. У человека синдактилия (сращение пальцев) наследуется как аутосомно-доминантный признак, а голубые глаза и светлые волосы - как аутосомные рецессивные признаки. В семье у кареглазых темноволосых родителей, один из которых страдал синдактилией, родился здоровый светловолосый, голубоглазый ребенок. Какова вероятность рождения в этой семье темноволосого, кареглазого ребенка, страдающего синдактилией?
52.Черный кролик с гладким мехом скрещивался с серой мохнатой крольчихой. В результате этого скрещивания получили серых мохнатых крольчат. Какая часть крольчат в F2 будет иметь родительские признаки?
53.У гороха высокий рост, желтая окраска и гладкая поверхность семян наследуются как аутосомные доминантные признаки. При скрещивании высокорослого гороха с желтыми гладкими семенами, гетерозиготного по трем парам признаков, с горохом, имеющим карликовый рост и зеленые морщинистые семена, получено 2880 растений. Сколько растений в потомстве будут иметь карликовый рост, зеленую окраску семян с гладкой поверхностью?
54.Скрещивались белые морские свинки, имеющие длинную мохнатую шерсть, с черными морскими свинками, имеющими короткую гладкую шерсть. Какова вероятность получения в потомстве черных морских свинок с длинной и мохнатой шерстью (доминантные признаки)?
55. На птицефабрике при скрещивании кур в потомстве оказалось 354 птицы с гороховидным гребнем и голыми ногами, 360 птиц с простым гребнем и оперенными ногами, 118 птиц с простым гребнем и голыми ногами, 1060 птиц с гороховидным гребнем и оперенными ногами. Определить генотипы и фенотипы скрещиваемых кур.
56.Низкорослая, большеглазая женщина без веснушек на лице (доминантные признаки) вступает в брак с мужчиной, имеющим нормальный рост, большие глаза и веснушки на лице. Известно, что мать женщины была нормального роста и имела маленькие глаза, а мать мужчины имела маленькие глаза и была без веснушек на лице. Какова вероятность рождения в этой семье ребенка с нормальным ростом, большими глазами и без веснушек на лице?
60.* При скрещивании позднеспелого овса нормального роста с раннеспелым овсом гигантского роста получено раннеспелое потомство нормального роста. Во втором поколении получено 795 раннеспелых растений гигантского роста. Каковы генотипы исходных особей? Сколько растений будут иметь нормальный рост и раннюю созреваемость?
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В помощь учителю. ГИА по руссскому языку. Подготовка к написанию сжатого изложения.
В папке содержится материал для подготовки к написанию сжатого изложения в 5-6, 7-8 классах....
В помощь учителю: "Быстрые" таблицы,карты мгновенной проверки"
Материал разработан в помощь учителю: "Быстрые" таблицы,карты мгновенной проверки", которые можно использовать на уроках контроля. этапах рефлексии урока, для проведения блиц-опросов. материал содержи...
Методические материалы в помощь учителю истории и обществознания. Информационная поддержка учителя.
Интернет - помощь для учителей истории и обществознания....
Описание фотографии (картинки) для 5-6 класса
Описание фотографии (картинки) на английском языке очень актуально в настоящее время. Презентация сделана по материалам учебного пособия Jason Renshaw Boost! (Speaking-2) ...
В помощь учителю - технологические карты и разработки уроков
В этом разделе размещены технологические карты и разработки уроков по различным разделам программы...
Мастер-класс для учителей начальной школы «Нейропсихологические приёмы в помощь учителю начальной школы»
В каждом классе есть дети, испытывающие разного уровня сложности в обучении. Они могут талантливо проявлять себя на математике, делать интересные творческие проекты, но часто совершают «глупые&r...
Игры с карточками и картинками (Flashcards)
Игры с карточками и картинками (Flashcards)...
- Мне нравится (1)