Программа элективного курса «Кожа- зеркало здоровья»
элективный курс по биологии (9 класс)
Кожа – зеркало здоровья.
Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Кожа – зеркало здоровья» предназначена для учащихся 9 класса, рассчитана на 17 часов.
Программа предусматривает формирование интереса к науке косметологии, изучение правил поведения процедур, основных приемов по уходу за кожей лица, глаз, шеи, губ, рук, ног, основных косметических средств, их разумное применение. Предлагаемый курс поможет учащимся накопить знания о том, как ухаживать за кожей в зависимости от индивидуальных особенностей организма, типа и состояния кожи, как сохранить красоту кожи, какое влияние на кожу оказывает здоровый образ жизни, окружающая среда.
При изучении курса учащиеся получат практические советы и рекомендации по приготовлению лечебных косметических препаратов в домашних условиях, узнают о типичных ошибках при уходе за кожей и о профилактике кожных заболеваний.
Программа носит профориентационный характер, а также предназначена для тех, кто не намерен расставаться с молодостью и красотой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kozha_zerkalo_zdorovya.docx | 40.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования МО «Еравнинский район»
Муниципальное образовательное учреждение
«Ульдургинская средняя общеобразовательная школа им. Ц. Номтоева»
Программа элективного курса
«Кожа- зеркало здоровья»
Срок реализаций: 2019- 2020 уч.г.
Руководитель: Цыренжапова С.Д.,
учитель биологии.
2019 г.
Кожа – зеркало здоровья.
Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Кожа – зеркало здоровья» предназначена для учащихся 9 класса, рассчитана на 17 часов.
Программа предусматривает формирование интереса к науке косметологии, изучение правил поведения процедур, основных приемов по уходу за кожей лица, глаз, шеи, губ, рук, ног, основных косметических средств, их разумное применение. Предлагаемый курс поможет учащимся накопить знания о том, как ухаживать за кожей в зависимости от индивидуальных особенностей организма, типа и состояния кожи, как сохранить красоту кожи, какое влияние на кожу оказывает здоровый образ жизни, окружающая среда.
При изучении курса учащиеся получат практические советы и рекомендации по приготовлению лечебных косметических препаратов в домашних условиях, узнают о типичных ошибках при уходе за кожей и о профилактике кожных заболеваний.
Программа носит профориентационный характер, а также предназначена для тех, кто не намерен расставаться с молодостью и красотой.
Цели программы:
- Сформировать интерес к науке косметология.
- Познакомить с основными приемами ухода за кожей и разумным использованием косметических средств.
Цели данного курса достигаются решением следующих задач:
- Показать способы приготовления и применения несложных, но эффективных косметических компонентов.
- Научить проведению косметических процедур в домашних условиях.
Перечисленные умения формируются на основе знаний о строении, структуре, функциях кожи, о причинах возникновения кожных заболевании, о существенном влиянии вредных привычек на красоту кожи.
Элективный курс «Кожа – зеркало здоровья» способствует развитию внимательного отношения к своей внешности, воспитывает чувство ответственности за красоту своей кожи, учит быть бодрыми, жизнерадостными, уверенными в себе, способными применять полученные знания.
На занятиях курса используются различные методы и формы, в основном – практические занятия; лекции носят обзорный характер, сопровождаются демонстрацией приемов ухода за кожей. Курс предусматривает проведение экскурсий в косметологический кабинет и к дерматологу, практикумов.
В приложении приводятся методические рекомендации по содержанию курса, вопросы к итоговой пресс- конференции и викторине, тестирование, анкетирование, примеры правильных ответов.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
- распознавать тип кожи лица и ее состояние;
- ухаживать за кожей лица, глаз, шеи, губ, рук, ног;
- готовить косметические средства: кремы, лосьоны, бальзамы, скрабы, маски в домашних условиях;
- предупреждать возникновение различных кожных заболеваний;
- пользоваться натуральным богатством средств «зеленой косметики»;
- демонстрировать приобретенные навыки.
Содержание.
Тема 1. Введение в косметологию. История косметологии (1 час).
Косметология – наука об искусстве делать здоровым и красивым человеческое тело и лицо.
Косметика Египта. Использование косметических средств древними греками. «Косметы» Древнего Рима. Широкое распространение косметики в эпоху Возрождения. Искусство косметики Франции, европейских государств, России. Связь косметологии с медициной, фармакологией, хирургией, гигиеной.
Тема 2. Лицо – зеркало души (2 часа).
Тип кожи лица и ее состояние. Какой водой нужно умываться. Уход за кожей лица. Кожные линии. Способы очистки лица. Мыло. Как делать пилинг. Маска для пилинга.
Практическая работа. Определение типа кожи лица и ее состояния.
Тема 3. Питание, увлажнение, защита кожи лица (2 часа).
Питание кожи с помощью кремов. Увлажнение кожи – очень важная процедура. «Бабушкины» крема. Правила защиты кожи лица. Уход за жирной, сухой, нормальной кожей. Маски: фруктово - овощные, витаминные, омолаживающие, питательные, против морщин, для проблемной кожи, очищающие, смягчающие, тонизирующие.
Практическая работа. Приготовление масок для жирной, сухой, нормальной и проблемной кожи.
Тема 4. Очей очарованье (1 час).
Уход за кожей вокруг глаз. Ресницы. Секреты молодости и красоты глаз. Крем для глаз.
Практическая работа. Выполнение комплексной гимнастики для сохранения молодости и красоты глаз.
Тема 5. Нежные губы (1 час).
Губы – показатель общего состояния здоровья человека. Профилактический уход за губами. Вредные привычки для губ. Советы по уходу и защите губ. Губная помада и мастерство ее нанесения.
Тема 6. Правила ухода за шеей (1 час).
Сохраним шею красивой. Плохой вид шеи – результат дурных привычек. Очистка и питание кожи шеи. Гимнастические упражнения для области овала лица против двойного подбородка.
Тема 7. Бархатные ручки (1 час).
Экскурсия в косметологический кабинет с целью знакомства с применением косметических средств для рук и правильным выполнением маникюра.
Тема 8. Весь мир у ваших ног (1 час).
Увлажнение и питание кожи ног. Ступни и уход за ними. Мозоли и способы борьбы за ними. Некоторые заболевания ног: ноги отекают, повышенная потливость, варикозное расширение вен. Ванны, педикюр, массаж ног. Эпиляция и методы эпиляции.
Тема 9. Зеленая косметика (2 часа).
Натуральные продукты, разнообразные и эффективные соединения, созданные природой. Лекарственные травы и эффективные соединения, созданные природой. Лекарственные травы и косметика. Фрукты и ягоды в косметологии. Косметические средства на грядках. «Бабушкины рецепты».
Практическая работа. Приготовление очищающих и отбеливающих средств для ухода за кожей лица в домашних условиях.
Тема 10. Выбор косметических средств (1 час).
Особенности воздействия косметических средств. Ингредиенты, входящие в состав косметических средств. Кожа и биологические часы. «Красивые советы».
Практическая работа. Индивидуальный выбор косметических средств с учетом типа и состояния кожи.
Тема 11. Четыре времени года и кожа (1 час).
Практическая работа. Составление рекомендаций по уходу за кожей в зимнее, осеннее, летнее и весеннее время года.
Тема 12. Кожные заболевания (1 час).
Экскурсия в кабинет врача- дерматолога с целью знакомства с видами кожных заболеваний и их профилактикой.
Тема 13. Домашние рецепты косметологии (1 час).
Травяные настои. Медовая, молочная, цветочная вода. Лед на все случаи жизни. Маска для пилинга. Бальзамы. Скрабы. Кремы.
Тема 14.
Пресс- конференция «косметология от А до Я».
Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование тем курса | Всего часов | В том числе | |||
лекции | Практические занятия | экскурсии | Форма контроля | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Введение в косметологию. История возникновения косметологии. | 1 | 1 | |||
2 | Лицо – зеркало души. | 2 | 1 | 1 | ||
3 | Питание, увлажнение, защита кожи лица. | 2 | 1 | 1 | ||
4 | Очей очарованье. | 1 | 1 | |||
5 | Нежные губы. | 1 | 1 | |||
6 | Правила ухода за кожей шеи. | 1 | 1 | |||
7 | Бархатные ручки. | 1 | 1 | |||
8 | Весь мир у ваших ног. | 1 | 1 | |||
9 | «Зеленая косметика». | 2 | 1 | 1 | ||
10 | Выбор косметических средств. | 1 | 1 | |||
11 | Четыре времени года и кожа. | 1 | 1 | |||
12 | Кожные заболевания. | 1 | 1 | |||
13 | Домашние рецепты косметологии. | 1 | 1 | |||
14 | Заключительное занятие «Косметология от А до Я». | 1 | ||||
Всего | 17 | 8 | 6 | 2 | 1 |
Литература:
(для учителя)
Булгаков И.В. «Косметология от А до Я». Ростов – на – Дону: «Феникс», 2003 г.
Литература:
(для учащихся)
- Дрибноход. Ю. «Пособие по косметологии». Санкт- Петербург: «Весь», 2004 г.
- Кириллова К. «Секреты дневного и вечернего макияжа». Москва: «Лабиринт», 2003 г.
- Журнал «Макияж». Москва: «Апрель», 2002 г.
Приложения.
Методические рекомендации по проведению занятий.
Тема 1. Введение в косметологию.
История возникновения косметологии.
Цель: познакомить с искусством косметологии, историей ее возникновения; показать тесную связь косметологии с медициной, биологией и другими науками.
Форма и методы: лекция, диалог, проблемная ситуация.
Диагностика: викторина «Правда ли, что…».
Тема 2. Лицо – зеркало души.
Цель: изучить тип кожи и ее состояние; познакомить со способами очистки кожи лица, выполнения пилинга; развивать практические навыки по определению типа кожи лица.
Форма и методы: лекция, диалог, эвристическая беседа, практическая работа.
Виды деятельности: индивидуальная работа по определению типа кожи лица и ее состояния; работа со схемами, рисунками, таблицами.
Тема 3. Питание, увлажнение, защита кожи лица.
Цель: сформировать представление о питании, увлажнении лица, убедить в необходимости ухода за ней с помощью косметических средств; научить приготовлению масок для жирной, сухой и нормальной кожи лица.
Форма и методы: практическая работа, создание проблемной ситуации, диалог.
Виды деятельности: работа в парах по приготовлению масок для сухой, жирной и нормальной кожи лица.
Тема 4. Очей очарованье.
Цель: познакомить с правилами ухода за кожей вокруг глаз, с секретами молодости глаз; научить пользоваться кремами для глаз; выполнять гимнастические упражнения для сохранения красоты глаз.
Форма и методы: лекция, проблемная ситуация, практическое задание.
Виды деятельности: фронтальная беседа, групповая работа по выполнению упражнений для глаз.
Тема 5. Нежные губы.
Цель: познакомить с профилактическим уходом за губами, видами губных помад и правилами их нанесения.
Формы и методы: лекция, диалог, проблемная ситуация.
Виды деятельности: фронтальная беседа, индивидуальная работа по мастерству нанесения губной помады.
Тема 6. Правила ухода за кожей шеи.
Цель: сформировать знания о способах сохранения красоты кожи шеи; научить пользоваться косметическими средствами по очищению и питанию кожи шеи; выполнять гимнастические упражнения для кожи шеи.
Форма и методы: эвристическая беседа, лекция, проблемная ситуация.
Виды деятельности: работа в парах по отработке навыка выполнения комплексной гимнастики для кожи шеи.
Тема 7. Бархатные ручки.
Цель: познакомить с косметическими средствами для рук, правильным выполнением маникюра в домашних условиях.
Форма и методы: экскурсия, эвристическая беседа.
Виды деятельности: индивидуальная работа по выбору косметических средств для ухода за руками.
Тема 8. Весь мир у ваших ног.
Цель: познакомить с правилами ухода за кожей ног; увлажнением, питанием; показать способы борьбы с мозолями, отечностью, повышенной потливостью ног; научить выполнять эпиляцию, массаж, педикюр.
Форма и методы: лекция, диалог, проблемная ситуация.
Виды деятельности: фронтальная беседа, групповая работа по приготовлению средств косметики для ухода за кожей.
Тема 10. Выбор косметических средств.
Цель: сформировать представление об особенностях воздействия косметических средств; ингредиентах, входящих в состав косметических средств; отработать навыки выбора косметических средств с учетом типа кожи.
Форма и методы: практическая работа, диалог, проблемная ситуация.
Виды деятельности: индивидуальная работа по обработке навыков выбора косметических средств с учетом типа кожи.
Диагностика: тестирование.
Тема 11. Четыре времени года и кожа.
Цель: научить составлять рекомендации по уходу за кожей в зимнее, осеннее, летнее и весеннее время года.
Форма и методы: практическая работа, диалог, мозговой штурм.
Виды деятельности: групповая работа по составлению рекомендаций по уходу за кожей в разное время года.
Тема 12. Кожные заболевания.
Цель: познакомить с видами кожных заболеваний и их профилактикой; показать значение для кожи и здоровья человека.
Форма и методы: рассказ, проблемная ситуация, экскурсия.
Виды деятельности: групповая работа по изучению кожных заболеваний и мерах профилактики. (сост.табл.).
Тема 13. Домашние рецепты косметологии.
Цель: сформировать умение приготовления косметических средств в домашних условиях; познакомить со способами приготовления настоев, лечебной воды, масок, бальзамов, кремов.
Форма и методы: лекция, диалог, эвристическая беседа.
Виды деятельности: фронтальная беседа; работа в парах с домашними рецептами косметологии.
Тема 14: заключительное занятие «Косметология от А до Я».
Цель: проверить знания, умения и навыки учащихся по завершении изучения курса «Кожа – зеркало здоровья». Определить готовность учащихся применять на практике накопленные знания.
Форма и методы: пресс- конференция, мозговой штурм.
Диагностика: анкетирование.
Косметологическая викторина.
Правда ли, что…
- Увлажняющие средства предупреждают появление морщин?
- Шоколад и булочка провоцирует появление угрей?
- Огурцы, крема для глаз, пакетики с чаем могут уменьшить припухлость под глазами?
- Косметические средства избавляют кожу от токсинов?
- Правильное питание благотворно влияет на состояние кожи?
- Мыло вредно для кожи?
- Лед и контрастное умывание по утрам повышает упругость кожи?
- Тональный крем не только тонирует лицо?
- Губная помада не только оружие, но и оборона?
- Бережный уход за руками обеспечит их молодость?
Тест.
- Определить, какая из перечисленных характеристик относится к нормальному типу кожи.
А) кожа часто имеет бледный цвет и грубую текстуру, блестит, поры особенно заметны;
Б) кожа, мягкая, эластичная, слегка розоватого цвета, не имеет расширенных пор;
В) кожа кажется натянутой, легко грубеет на воздухе, покрыта тонкой сетью морщинок.
2. Маска из каких компонентов подойдет для сухой, чувствительной кожи?
А) ½ ч. Ложка меда, 1 свежий желток, 1 ч. ложка глицерина;
Б) 2 ст. ложки тертого яблока, 1 свежий белок, 1 ч. ложка крахмала;
В) 2 ч. Ложки жирного крема, 1 свежий белок, 1 ч. ложка оливкового масла.
3. Для какого типа кожи требуется применять натуральные кислоты: сок лимона, клюквы, кислоты капусты, грейпфрута?
А) жирной;
Б) сухой;
В) смешанной.
4. Что такое пилинг?
А) Процедура, предназначенная для рассасывания уплотнений на коже;
Б) Процедура глубокого очищения кожи, в результате которой удаляются мертвые клетки кожи;
В) Процедура удаления с поверхности кожи веснушек.
5. На какое время необходимо оставить на лице мыльную пену при очистке чувствительной кожи мыльным кремом?
А) на 1-2 мин.?
Б) на 3-4 мин.?
В) на 10-15 мин.?
6. Сок каких растений применяют для отбеливания кожи лица?
А) винограда;
Б) огурца;
В) малины.
7. какой водой следует умываться?
А) водой комнатной температуры 18-20 С?
Б) холодной водой 9-10 С?
В) горячей водой 36- 38 С?
8. какое мыло оставляет на коже защитную пленку, предохраняющую ее от пересыхания?
А) глицериновое;
Б) дегтярное;
В) вазелиновое;
9. в каком возрасте на лице могут появиться «мимические морщины»?
А) в 10-12 лет;
Б) 30-40 лет.
10. что является основной составляющей частью омолаживающего крема «Клеопатра»?
А) цедра лимона;
Б) мякоть арбуза;
В) сок чеснока.
Правильные ответы:
1-б; 2-в; 3-а; 4-б; 5-а; 6-б; 7-а; 8-в; 9-а; 10-а.
Анкета
по выявлению сформированности интереса к изучению материала по содержанию курса.
- Какая из тем элективного курса «Кожа- зеркало здоровья» вам наиболее понравилась и почему?
- Считаете ли вы необходимым углубление знаний по биологии и химии, чтобы удовлетворить в дальнейшем свой интерес в области косметологии?
- Какие навыки по очищению и защите кожи лица вы можете применить на практике?
- Владеете ли вы техникой распознание типа кожи и ее состояния?
- Сумеете ли вы приготовить косметические средства (кремы, лосьоны, маски и т.д.) для ухода за кожей в домашних условиях?
- Какие из средств, с богатыми натуральными свойствами «зеленой косметики» вы можете применять сами?
- С какими заболеваниями кожи вы познакомились в ходе изучения курса «Кожа- зеркало здоровья» и сможете ли вы предупредить их возникновение?
- Какие косметические средства по уходу за кожей в юношеском возрасте вы бы порекомендовали другу или подруге?
- Считаете ли вы руки визитной карточкой человека и почему?
- Каким типом губной помады вы будете пользоваться и с какой целью?
- Помогло ли вам изучение данного курса в выборе профессии?
Приготовление масок для жирной, сухой, нормальной и проблемной кожи
(практическая работа).
Оборудование: мед, столовая ложка, чайная ложка, стаканчик йогурта, холодная чайная заварка, цедра грейпфрута, 1 тертое яблоко, оливковое масло, крахмал, творог, морковный сок, 1 чайная ложка горчицы, 1 огурец, экстракт ромашки, 2 яйца, раствор чая, хурма, сливочное масло.
Ход работы.
- Приготовление масок для жирной кожи.
- Осветляющая. Натрите на терке и смешайте 1 яблоко, 1 огурец. Наложите на кожу и держите 15- 20 минут. Смойте прохладной водой.
- Для достижения матового эффекта. Хорошо перемешайте 1 ст.ложку сока моркови с яичным белком, 1 ч.ложку оливкового масла и 1 ч.ложку крахмала. Нанесите на лицо и шею на 20 минут. Смойте теплой водой.
- Приготовление масок для сухой кожи лица.
- Возьмите 1 ч.ложку творога, разотрите с 1 ч.ложкой йогурта, добавьте 1 ч.ложку морковного сока. Смесь нанесите на лицо и держите 5 минут. Затем смойте кипяченной водой комнатной температуры.
- 1 ч.ложку порошка горчицы разведите в 1 ч.ложке воды и в 2 ч.ложках оливкового масла. Нанесите на кожу лица на 5 минут. Далее как в рецепте №3.
- Приготовление масок для нормальной кожи.
5. питательная маска. Смешайте 1 тертое яблоко с 1 ч.ложкой оливкового масла и 1 ч.ложкой крахмала. Нанесите на лицо на 30 минут. Смойте теплой водой.
6. перемешайте 2 ст.ложки меда, стаканчик жирного несладкого йогурта, 1 ч.ложку тертой цедры грейпфрута, ½ стакана крепкой холодной заварки. Нанесите на лицо на 15 минут. Смойте теплой водой.
- Приготовление масок для проблемной кожи.
7. желтково- ромашковая маска. Возьмите желток 1 яйца, разотрите с 1 ч.ложкой оливкового масла, постепенно влейте 1 ч.ложку экстракта ромашки. Маску нанесите тонким слоем на 15-20 минут. Затем снимите раствор чая комнатной температуры. Подсохшую кожу смажьте кремом.
8. маска для чувствительной раздраженной кожи. 1 ч.ложку кашицы хурмы смешайте с 1 ч.ложкой сливочного масла, добавьте 1 желток, 1 ч.ложку меда. Разотрите все до образования однородной массы. Через 15 минут снимите маску раствором чая комнатной температуры и смажьте кожу кремом.
Выполнение комплексной гимнастики для сохранения молодости и красоты глаз.
(практическое занятие).
Для остроты зрения гимнастику нужно делать 3-5 минут 1-2 раза в день.
- Несколько секунд сфокусируйте зрение на ближних предметах, затем сразу – на дальних, вращайте глазами то в одну, то в другую сторону. Эти движения развивают мышцы глазного яблока и со временем зрение улучшается.
- Закройте глаза и расслабьтесь. Медленно сосчитайте до 10. Затем закройте глаза. Зажмурьте глаза, быстро откройте снова зажмурьте. Сделайте это упражнение 8 раз.
- Мигайте- сначала медленно, а потом быстрее, считайте до 25.
- Закройте глаза и вращайте по часовой стрелке 6 раз. Это упражнение укрепляет мышцы глаз зрительные нервы.
- Прикройте веки, смочите кончики пальцев оливковым маслом и подушечками пальцев помассируйте по кругу, как будто играете на пианино в течение 1 минуты.
- Усталость глаз можно снять, массируя акупунктурные точки на переносице большим и указательным пальцами.
- Релаксация. Чтобы уменьшить напряжение глаз, сделайте следующее: сложите руки ладонями вместе, пока не почувствуете тепло. Затем закройте глаза, перекрестив пальцы на переносице. Держите глаза закрытыми и 20-50 раз сделайте дыхательное упражнение.
- Вытяните выпрямленную правую руку перед собой и зафиксируйте взгляд на ногте среднего пальца. Сопровождая ноготь взглядом и не поворачивая головы, переведите руку вправо так, чтобы она составила с правым плечом одну линию. Теперь перемещайте руку по горизонтали в направлении левого плеча. Повторите упражнение с левой рукой. Повторяйте в медленном темпе 5 раз, меняя руку.
- Вытяните выпрямленную правую руку перед собой. Зафиксируйте взгляд на ногте среднего пальца. Медленно приближайте кисть к носу и также уводите ее в исходное положение. Повторите в медленном темпе 10 раз.
Вывод: глазная гимнастика придает глазам блеск и особую выразительность.
Пресс- конференция «Косметика от А до Я».
(предназначено для учащихся 8-11 классов, их родителей, учителей).
Вопросы составлены для «делегатов-гостей» пресс-конференций.
Учащиеся – «косметологии», которые изучили курс «Кожа- залог здоровья», обязаны дать на любой поставленный вопрос полный правильный ответ.
Вопросы для участников конференции вывешиваются заранее.
Вопросы:
1.как определить тип кожи и ее состояние?
2. какое действие на кожу оказывает вода различной температуры?
3. что называют кожными линиями и в каких направлениях они располагаются на лице?
4. приведите примеры способов очищения лица с помощью «подручных средств».
5. реклама уверяет, что мыло способно сделать кожу мягкой и бархатистой, косметологи советуют пользоваться им как можно реже. Кому верить?
6. с какой целью в косметологии применяют пилинг?
7. почему увлажнение и питание кожи влияет на ее здоровый вид?
8. какие дневные крема необходимо применять с целью защиты кожи от воздействия внешней среды?
9. как приготовить маски для жирной, сухой, проблемной кожи?
10. дайте несколько советов по уходу за кожей вокруг глаз.
11. какие правила необходимо соблюдать при нанесении губной помады?
12. какие неправильные действия могут привести к появлению складок, увяданию кожи шеи, образованию двойного подбородка?
13. в чем заключается необходимость применения «паровой ванны»?
14. чем обусловлено преждевременное появление морщин на коже лица?
15. какие косметические средства необходимо применять для сухой кожи в зимнее время?
16. какие условия надо соблюдать (выполнять), чтобы в летнее время загар на лице казался естественным и лежал как можно ровнее?
17. каким способом можно очистить сильное загрязнение рук?
18. о чем говорит появление «белых пятнышек» на ногтях?
19. чтобы вы порекомендовали сделать, если на пятках появились трещины и они покрылись шелушащейся корочкой?
20. как бороться с потливостью ног? Чем может быть вызвана повышенная потливость?
21. какие правила необходимо соблюдать при выполнении эпиляции?
22.могли бы вы предложить схему самомассажа? Есть ли необходимость применения горячих компрессов при самомассаже?
23. какие растения, необходимые для очищения, отбеливания кожи лица вы бы посоветовали выращивать на участках?
24. как бороться с юношескими угрями? Можно ли их выдавливать, удалять самостоятельно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа ЭЛЕКТИВНОГО курса «КОМПЬЮТЕР и ЗДОРОВЬЕ» для учащихся 9 класса.
Авторская программа элективного курса "Компьютер и здоровье" для учащихся 9 класса...
Кружок по биологии: "Кожа-зеркало здоровья"
Данная рабочая программа предусматривает формирование интереса к науке косметологии и парфюмерии, изучение правил проведения процедур,основных приёмов по уходу за кожей лица, шеи, рук,ног, основных ко...
Элективный курс по биологии "Кожа - зеркало здоровья"
Программы элективного курса «Кожа – зеркало здоровья» предназначено для учащихся 9 класса, рассчитана на 17 часов.Программа предусматривает формирования интереса к науке косметологии, изучения п...
Программа элективного курса «Питание и здоровье»
Предлагаемая программа элективного курса на тему «Питание и здоровье» основана на современных представлениях валеологии и задумана для учащихся профильных классов....
Авторская программа элективного курса по биологии "Здоровье"
Сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны, поэтому тема программы элективного курса «Здо...
Рабочая программа элективного курса «Искусство быть здоровым: химия в быту»
Наука химия требует комплексного, всестороннего изучения и использования полученных знаний в практической деятельности человека. Внедрение химических веществ в нашу жизнь происходит постоянно, а незна...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Питание и здоровье» Биология 9 класс
В результате изучения элективного курса учащиеся научатся: характеризоватьхимический состав клетки, его постоянство;значение макро- и микроэлементов клетки;роль ферментов, гормонов и витаминов в орган...